СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию 5-9 классы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая програма по обществознанию для 5-9-ых классов к учебнику Л,Н.Боголюбова,Л.Ф.Ивановой.Срок реализации 5 лет

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию 5-9 классы»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 

«КОТЕЛЬНИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1» 

 

Приложение №____ 

к Основной образовательной программе 

основного общего образования 

МБОУ КСОШ №1 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 

по обществознанию 

для 5-9 классов 

 

Срок реализации программы: 5 лет. 

 

 

 

 

 

Составители: 

Кондратова В.Р., учитель истории и обществознания первой категории 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Котельники  

 

 

I.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА                            «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются: 

• мотивированность на посильное и созидательное участие 

в жизни общества; 

• заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны; 

• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями. 

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в: 

• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); 

• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; 

• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам; 

• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; 

• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на: 

1) использование элементов причинно-следственного анализа; 

2) исследование несложных реальных связей и зависимостей; 

3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; 

4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; 

5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; 

6) подкрепление изученных положений конкретными примерами; 

7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; 

8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. 

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются: 

• относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; 

• знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия;• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности; 

- умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать) имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями; давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; 

- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества; 

- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; 

- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность; 

- знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних; 

-  понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества; 

- понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания; 

- понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества; 

- знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности; 

- знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации; 

-понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения; 

- понимание значения коммуникации в межличностном общении; 

- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; 

- знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов; 

- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как к высшей ценности;  на 

стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия, своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями. 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. класс 

      

          I.Человек 

Выпускник научится: 

 - понимать цели и ценность человеческой жизни, природу человека, отличие человека от животных; наследственность; 

- сущность общества как формы совместной деятельности людей; 

- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества; 

-  содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения; 

 

Выпускник получит возможность научиться:  

- описывать человека как биологическое существо. выделяя существенные признаки отличия человека от животных; человека как социально-деятельное существо; основные особенности подросткового возраста; 

-  сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия; 

-  объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни); 

-  приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сфера; 

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: 

- для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей; 

-  общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; 

-  нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; 

-  реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; 

- первичного анализа и использования социальной информации. 

 

     II.Семья 

Выпускник научится: 

      -  понимать цели и ценность семьи; 

      -  сущность семьи и семенных отношений; Семейный кодекс, виды семей, отношения между поколениями, семейные ценности и нормы; 

       -  характерные черты и признаки семейного хозяйства; 

      - содержание и значение социальных норм, регулирующих семейные  отношения; 

 

Выпускник получит возможность научиться:  

      -  описывать семью и отношения в семье, выделяя существенные признаки  и отличия семей; 

      -  объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни); 

      -  приводить примеры рационального ведения домашнего хозяйства, правильного  проведения семейного досуга и здорового образа жизни; 

     использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: 

-  для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей; 

-  общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; 

-  нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; 

-  реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; 

-  первичного анализа и использования социальной информации. 

 

      III.Школа 

Выпускник научится:  

- понимать значение и ценность образования в жизни человека. Значение образования для общества. 

-  сущность отношений младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями.; 

-  характерные черты самообразования; 

-  содержание и значение социальных норм, регулирующих  процесс образования; самообразования. 

 

Выпускник получит возможность научиться: 

 -  описывать значение образования и самообразования в жизни человека и общества; 

- сравнивать ступени образования; 

-  объяснять отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. 

-  приводить примеры социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах 

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: 

-  для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей в школе и вне школы; 

- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; 

- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; 

-  реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; 

-  первичного анализа и использования социальной информации. 

 

      V.ТРУД 

Выпускник научится: 

-  понимать значение и ценность труда в  жизни человека; 

-  сущность благотворительности и меценатства; 

-  характерные черты трудовых отношений; 

-  содержание и значение социальных норм, регулирующих  процесс труда. 

 

     Выпускник получит возможность научиться: 

     -  описывать значение труда. Результаты труда. Благотворительности и меценатства; 

-  сравнивать труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве ; 

-  объяснять, каким бывает труд. 

-  приводить примеры социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах; 

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: 

-  для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей в школе и вне школы; 

-  общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; 

-  нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; 

-  реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; 

-  первичного анализа и использования социальной информации. 

 

      IV.Родина 

Выпускник научится: 

-  понимать значение и ценность Родины  в  жизни человека; 

-  сущность структуры России как федерации, права субъектов России; 

-  характерные черты многонациональной культура России. Межнациональных отношений; 

-  содержание и значение социальных норм, регулирующих  межнациональные  отношения. 

 

      Выпускник получит возможность: 

-формулировать определения по теме: Россия – федеративное государство, государственные символы России, Россия – многонациональное государство; 

- добывать и критически оценивать информацию о  межнациональных отношения; 

     - систематизировать обществоведческую информацию и представлять её в виде текста,   таблицы, схемы; 

     - обобщать; 

     - группировать; 

     - сравнивать факты, явления и понятия; 

     - устанавливать причинно-следственные связи; 

     - уметь занимать свою позицию в обществе; 

     - определять и объяснять другим людям своё  отношение к общественным нормам; 

     - принимать решения в ответственных ситуациях и не бояться отвечать за  свои поступки; 

     - уметь договариваться с людьми, преодолевать конфликты; 

     - уметь действовать в рамках закона и нравственных норм; 

     -успешно решать жизненные задачи в разных сферах общественных отношений. 

 

 

  1. класс 

I.Человек в социальном измерении  

Выпускник научится: 

- использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы, характеризовать основные этапы социализации, факторы становления личности; 

 - характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; на примерах показывать опасность пагубных привычек, угрожающих здоровью; 

 - сравнивать и сопоставлять на основе характеристики основных возрастных периодов жизни человека возможности и ограничения каждого возрастного периода;  

- выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека; 

 - характеризовать собственный социальный статус и социальные роли; объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»; 

 - описывать гендер как социальный пол; приводить примеры гендерных ролей, а также различий в поведении мальчиков и девочек;  

- давать на основе полученных знаний нравственные оценки собственным поступкам и отношению к проблемам людей с ограниченными возможностями, своему отношению к людям старшего и младшего возраста, а также к сверстникам;  

- демонстрировать понимание особенностей и практическое владение способами коммуникативной, практической деятельности, используемыми в процессе познания человека и общества 

Выпускник получит возможность научиться: 

- формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;  

- использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности; 

 - описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности 

 

II.Человек среди людей  

Выпускник научится:  

- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли; 

- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия; 

- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни); 

Выпускник получит возможность научиться: 

- понимать социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми; 

- определять сущность общества как формы совместной деятельности людей; 

- выделять характерные черты и признаки основных сфер жизни общества; 

- определять содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения; 

 

III. Нравственные основы жизни  

Выпускник научится:   

-приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах; 

- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; 

- решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека; 

- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения; 

Выпускник получит возможность научиться:  

 -понимать социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми; 

- определять сущность общества как формы совместной деятельности людей; 

- выделять характерные черты и признаки основных сфер жизни общества; 

- определять содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения; 

 

 

  1. класс 

  1. Регулирование поведения людей в обществе 

Выпускник научится: 

- использовать накопленные знания об основных социальных нормах и правилах регулирования общественных отношений, усвоенные способы познавательной, коммуникативной и практической деятельности для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей нравственного человека и достойного гражданина;  

- на основе полученных знаний о социальных нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку; 

 - критически осмысливать информацию правового и морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции по отношению к социальным нормам, для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом;  

- использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению в системе морали и важнейших отраслей права, самореализации, самоконтролю. 

Выпускник получит возможность научиться: 

- использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека; 

 - моделировать несложные ситуации нарушения прав человека, конституционных прав и обязанностей граждан Российской Федерации и давать им моральную и правовую оценку;  

- оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный вклад в их становление и развитие 

 

  1. Человек в экономических отношениях 

Выпускник научится: 

- распознавать на основе приведённых данных основные экономические системы и экономические явления, сравнивать их;  

- характеризовать поведение производителя и потребителя как основных участников экономической деятельности;  

- применять полученные знания для характеристики экономики семьи; 

 - использовать статистические данные, отражающие экономические изменения в обществе;  

- получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа;  

- формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и социальный опыт. 

Выпускник получит возможность научиться: 

- наблюдать и интерпретировать явления и события, происходящие в социальной жизни, с опорой на экономические знания;  

- характеризовать тенденции экономических изменений в нашем обществе;  

- анализировать с позиций обществознания сложившиеся практики и модели поведения потребителя;  

- решать познавательные задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;  

- выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики. 

 

  1. Человек и природа 

           Выпускник научится:  

          - определять, что такое экологическая угроза, 

          -  характеризовать воздействие человека на природу.   

          - давать определение понятия «экологическая мораль», 

          - характеризовать правила экологической морали,  

          - анализировать свое отношение к окружающей среде 

           Выпускник получит возможность научиться:            

 -  использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;          

 - моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;         

- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;           

- пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;           

- выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;           

 - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. 

 

8 класс 

  1. Личность и общество 

    Выпускник научится: - использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы; 

- характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста; 

             - в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека; 

- характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека; 

- приводить примеры основных видов деятельности человека; 

-выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов; демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека; 

- распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ; 

- характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса; 

- различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни; 

- выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества; 

- характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса; 

- на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение; 

- раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность; 

- конкретизировать примерами опасность международного терроризма. 

  Выпускник получит возможность научиться:  

      выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека; 

-оценивать роль деятельности в жизни человека и общества; 

-оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью; 

-использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов; 

- моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы; наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни; 

-выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития; 

-осознанно содействовать защите природы. 

 

  1. Сфера духовной культуры 

     Выпускник научится: 

-    характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры; 

-описывать явления духовной культуры; 

-объяснять причины возрастания роли науки в современном мире; 

-оценивать роль образования в современном обществе; 

-различать уровни общего образования в России; 

-находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа; 

-описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним; 

-объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях; 

-учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности; 

-раскрывать роль религии в современном обществе; 

-характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры. 

      Выпускник получит возможность научиться:  

-описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры; 

-характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях; 

-критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода. 

  1. Социальная сфера 

    Выпускник научится: описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы; 

-объяснять взаимодействие социальных общностей и групп; 

-характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства; 

-выделять параметры, определяющие социальный статус личности; 

-приводить примеры предписанных и достигаемых статусов; 

-описывать основные социальные роли подростка; 

-конкретизировать примерами процесс социальной мобильности; 

-характеризовать межнациональные отношения в современном мире; 

-объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения; 

-характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе; 

-раскрывать основные роли членов семьи; 

-характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; 

-выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов. 

    Выпускник получит возможность научиться:  

-раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма; 

-выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи; 

-выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов; 

-формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности; 

-использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов; 

-находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа. 

 

  1. Экономика 

           Выпускник научится: 

            -объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов; 

-различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности; 

-раскрывать факторы, влияющие на производительность труда; 

-характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах; 

-характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции; 

-объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства; 

-называть и конкретизировать примерами виды налогов; 

-характеризовать функции денег и их роль в экономике; 

-раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства; 

-анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы; 

-формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности; 

-раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности; 

-характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета; 

-использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; 

-обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха. 

Выпускник получит возможность научиться: 

-анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников; 

-выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики; 

-анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя; 

-решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека; 

-грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях; 

-сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет. 

  

9 класс 

  1. Политика 

     Выпускник научится:  

      -объяснять роль политики в жизни общества; 

-различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами; 

-давать характеристику формам государственно-территориального устройства; 

-различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки; 

-раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии; 

-называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах; 

-характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни; 

 - характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию; 

-объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ; 

-раскрывать достижения российского народа; 

-объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»; 

-называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ; 

-осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства; 

-характеризовать конституционные обязанности гражданина. 

  Выпускник получит возможность научиться: осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства; 

-соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы. 

-осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства; 

-соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы; 

-аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире; 

-использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ. 

 

  1. Право 

     Выпускник научится:  

   -характеризовать систему российского законодательства; 

-раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних; 

-характеризовать гражданские правоотношения; 

-раскрывать смысл права на труд; 

-объяснять роль трудового договора; 

-разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях; 

-характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей; 

-характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений; 

-конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них; 

-характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних; 

-раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование; 

-анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления; 

-исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей; 

-находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установлены 

         Выпускник получит возможность научиться:  

   -на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку; 

 - оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие; 

 -осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами. 

 

 

II.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 

 

5 класс (34 ч) 

Глава I. Человек 

Загадка человека. Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек – биологическое существо. Отличие человека от животных. Наследственность. 

Отрочество – особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность – показатель взрослости. 

Практикум по теме «Человек». Почему человеком нельзя стать без общения. Особенности общения подростков со сверстниками, со старшими и с младшими по возрасту партнёрами. 

Тренировочные упражнения «Загадка человека» 

Тренировочные упражнения «Отрочество – особая пора жизни» 

Контрольная работа по теме « Человек» 

 

Глава II. Семья 

Семья и семенные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы. 

Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства. 

Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни. 

Практикум по теме «Семья». Я и моя семья. Учимся рационально вести домашнее хозяйство. Семейный досуг и здоровый образ жизни. 

Тренировочные упражнения «Семья и семенные отношения» 

Тренировочные упражнения «Семейное хозяйство» 

Тренировочные упражнения «Свободное время» 

Контрольная работа по теме «Семья»

Глава III. Школа 

Образование в жизни человека. Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования. 

Образование и самообразование. Образование и самообразование. Учеба – основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться. 

Одноклассники, сверстники, друзья. Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс. 

Практикум по теме «Школа». Школа в жизни человека и общества. «Век живи – век учись». Учись учиться. Мои соученики (одноклассники). 

Тренировочные упражнения «Образование в жизни человека» 

Тренировочные упражнения «Образование и самообразование» 

Тренировочные упражнения «Одноклассники, сверстники, друзья» 

Контрольная работа по теме «Школа» 

Глава IV. Труд 

Труд – основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство. 

Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве. 

Практикум по теме «Труд». Каким бывает труд человека. Труд и его оценка. Труд и творчество.  

Тренировочные упражнения «Труд – основа жизни» 

Тренировочные упражнения «Труд и творчество» 

Тренировочные упражнения «Труд» 

Контрольная работа по теме «Труд» 

 Глава V. Родина 

Наша Родина – Россия. Россия – федеративное государство. Структура России как федерации, права субъектов России. Русский язык как государственный.  

Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России. 

Гражданин России. Гражданин – Отечества достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан. 

Мы – многонациональный народ. Россия – многонациональное государство. Национальность человека. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.  

 Практикум по теме «Россия». Наша Родина 

Тренировочные упражнения «Наша Родина – Россия» 

Тренировочные упражнения «Государственные символы России» 

Тренировочные упражнения «Гражданин России» 

Тренировочные упражнения «Мы – многонациональный народ» 

 Контрольная работа по теме «Родина» 

 

 

  1. Класс (34 ч) 

Глава I. Человек в социальном измерении  

Человек. Индивид. Индивидуальность. Личность. Человек и деятельность. На пути к жизненному успеху. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности. Человек познает мир. Познание мира и себя. Самопознание и самооценка. Способности человека. Человек и его деятельность. Деятельность человека, ее основные формы. Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как  условие успешной деятельности. Потребности человека. Потребности человека – биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Люди с ограниченными возможностями и  особыми потребностями. Духовный мир человека.  Мысли и чувства. На пути к жизненному успеху. Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи. Практикум по теме «Человек в социальном измерении». Человек-личность. Человек познает мир. Человек и его деятельность. Потребности человека. На пути к  жизненному успеху. 

Глава II. Человек среди людей  

Человек в ближайшем социальном окружении. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание. Человек в группе. Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы. Общение. Общение – форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Конфликты в межличностных отношениях. Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение   конфликта. Как победить обиду и установить контакт. Практикум по теме «Человек среди людей». 

Глава III. Нравственные основы жизни  

Добро, смелость и страх. Человечность. Человек славен добрыми делами. Доброе – значит хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро. Будь смелым. Смелость. Страх – защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу. Человек и человечность. Человечность. Гуманизм – уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке. Практикум по теме «Нравственные основы жизни». 

 

  1. Класс (34 ч) 

Глава 1.Регулирование поведения людей в обществе.  

   Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры. 

   Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. 

   Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость. 

   Защита отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны. 

   Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание. 

   Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних. 

   Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. 

Глава 2. Человек в экономических отношениях   

 Экономика и её основные участки. Экономика и её роль в жизни  общества. Основные сферы экономики; производство, потребление, обмен. 

 Золотые руки работника. Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда. 

 Производство, затраты, выручка, прибыль. Производство и труд. Издержки, выручка, прибыль. 

 Виды и формы бизнеса. Предпринимательство. Малое  предпринимательство  и фермерское хозяйство. Основное  организационно-правовые  формы предпринимательства. 

 Обмен, торговля, реклама. Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама. 

 Деньги и их функция. Понятие деньги. Функции и  формы денег. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют. 

 Экономика семьи. Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы сбережения граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве. 

Основные понятия: экономика, техника, технология, НТР, НТП. Экономическая система, рыночная экономика, рынок, факторы  производства, конкуренция, спрос, предложение. экономические задачи государства,  государственный бюджет, налоговая система, функции денег, бизнес, реклама. 

Глава 3. Человек и природа .  

 Воздействие человека на природу. Экология. Производящее хозяйство. Творчество.  Исчерпываемые богатства. Неисчерпаемые богатства. Загрязнение атмосферы.   Естественное загрязнение. Загрязнение атмосферы человеком. Загрязнение воды и почвы. Биосфера. 

 Охранять природу – значит охранять жизнь. Ответственное отношение к природе. Браконьер. Последствия безответственности Экологическая мораль. Господство над природой. Сотрудничество с природой 

 Закон на страже природы. Охрана природы. Правила охраны природы, установленные государством. Биосферные заповедники. Государственный контроль. Государственные инспекторы. Участие граждан в защите природы. 

 Основные понятия: природа, экология, экологическая катастрофа, охрана природы. 

 

8 класс (34 ч) 

Глава 1. Личность и общество 

 Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры. 

 Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения. 

 Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в ХХI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности. 

 

Глава 2. Сфера духовной культуры 

 Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России. 

 Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло — главные понятия этики. Критерии морального поведения. 

 Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность. 

 Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний самоконтроль человека. 

 Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков. 

 Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования.  Самообразование. 

 Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире. 

 Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. 

Глава 3. Социальная сфера 

  Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения. 

 Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности.  Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями. 

 Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе. 

 Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни. 

Глава 4. Экономика 

 Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора). 

 Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем. 

  Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав  собственности. 

 Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. 

 Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация. 

  Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. 

 Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства.  Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами. 

 Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения. 

 Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя. 

Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит. 

 Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. 

 Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика. 

 

 

9 класс (34 ч) 

Глава1. Политика  

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики. 

Понятие государства, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства. 

Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. 

Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ. 

Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ. 

Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма. 

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах. 

Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе. 

Возможности предмета связанные с практической направленностью по теме «Политика и социальное управление» проведение игры  по теме: «Выборы» 

Глава 2. Право  

Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства. 

Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних. 

Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности. 

Правоохранительные органы. Судебная система РФАдвокатура. Нотариат. 

Конституция — основной закон РФ. 

Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. 

Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ. 

Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ. 

Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. 

Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних. 

Семейные правоотношения. Брак и развод, неполная семья Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей. 

Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний. 

Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних. 

Социальные права. Жилищные правоотношения. 

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов. 

Правовое регулирование отношений в сфере образования. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. 

 

 

 

 

 

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  

 

5 класс 

 

№ 

п/п 

Тема раздела 

Количество часов 

Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) 

I. 

Введение 

1 

Знать значение, использование термина «обществознание». 

Иметь представление о связи обществознания с другими науками 

II. 

Человек 

5 

Уважение к личности и её достоинству; раскрывать на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни, самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; формулировать и ставить вопросы, необходимые для организации собственной деятельности 

 

III 

Семья 

7 

принимают учебную задачу; пробуют самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий 

самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы, 

участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера; умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, сравнивают различные точки зрения на проблемы ведения домашнего хозяйства 

 

IV 

Школа 

7 

учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют пошаговый и итоговый контроль. 

планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия, самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач. самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. 

участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения формулируют собственное мнение и позицию 

 

V 

Труд 

5 

ставят учебную задачу; определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий. учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют пошаговый контроль. 

самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения задач. самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера ,допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии; учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; формулируют собственное мнение и позицию. 

 

VI 

Родина 

8 

умение организовать свою учебную деятельность: постановка частных задач на усвоение готовых знаний и действий (понять, запомнить, воспроизвести); использовать справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы; 

участвовать в диалоге: слушать и понимать других; высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи; . выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; . аргументировать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;   критично относиться к своему мнению;   

самостоятельно выделять и формулировать цель; ориентироваться в учебных источниках; строить речевое высказывание в устной и письменной форме; 

 

V. 

Итоговое повторение 

1 

умение организовать свою учебную деятельность: постановка частных задач на усвоение готовых знаний и действий (понять, запомнить, воспроизвести); использовать справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы; 

участвовать в диалоге: слушать и понимать других; высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи; выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; аргументировать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;   критично относиться к своему мнению;   

самостоятельно выделять и формулировать цель; ориентироваться в учебных источниках; строить речевое высказывание в устной и письменной форме 

 

6 класс 

 

№ 

п/п 

Тема раздела 

Количество часов 

Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) 

I. 

Введение 

1 

Знать значение, использование термина «обществознание». 

Иметь представление о связи обществознания с другими науками 

II. 

Человек в социальном измерении 

12 

Характеризовать отличительные черты человека как существа биосоциального. Раскрывать значимость и сущность качеств сильной личности. Формулировать, что такое индивид, индивидуальность, личность и какие качества человека необходимы для успешной деятельности человека. Сравнивать особенности качеств индивида, индивидуальности, личности. Оценивать роль личности в развитии общества. 

III 

Человек среди людей 

10 

Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей с окружающими людьми. 

Иллюстрировать примерами значимость межличностных отношений: знакомство, приятельство, товарищество, дружба 

 Оценивать собственное умение строить официальные, личностные отношения 

IV. 

Нравственные основы жизни 

8 

Характеризовать понятие главное правило доброго человека – мораль Объяснять золотое правило морали. Описывать свою малую родину. Рассказать о добром человеке. Объяснять, почему люди сожалеют о злых поступках 

Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гуманизм». 

Называть и иллюстрировать примерами принципы гуманизма 

V. 

Итоговое повторение 

3 

Знать основные  положения курса. Уметь: - анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; -  высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника,   выделять   главное. 

 

7 класс 

 

№ 

п/п 

Тема раздела 

Количество часов 

Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) 

I. 

Введение 

1 

Оценивает результаты своей деятельности и деятельность других учеников. Понимает место человека в обществе и свою собственную роль в окружающем мире 

II. 

Регулирование поведения людей в обществе 

16 

сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности, проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познания, овладевают целостными представлениями о качествах личности человека, привлекают информацию, полученную ранее, для решения проблемной задачи. 

III. 

Человек в экономических отношениях 

13 

устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектам, обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, формулируют цель, планируют деятельность по ее достижению, принимают и сохраняют учебную задачу. ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные способы их решения, распределяют функции и роли в совместной деятельности, задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. 

определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и последовательность действий. 

 

 

IV. 

Человек и природа 

              3 

научатся определять, какие законы стоят на страже охраны природы, 

адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в т.ч. творческого и исследовательского характера,планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. 

выражают адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности, устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения. 

 

V. 

Итоговое повторение 

            1 

научатся определять все термины и понятия за курс 7 класса, самостоятельно создают алгоритмы  деятельности при решении проблем различного характера, формулируют собственное мнение и позицию, адекватно используют речевые средства. 

осуществляют пошаговый и итоговый контроль. 

 

 

8 класс 

 

№ 

п/п 

Тема раздела 

Количество часов 

Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) 

I. 

Введение 

         1 

 давать определения понятиям. 

 участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно изучать обществознания 

 

II. 

Личность и общество 

         6 

выявляют особенности 

 и признаки объектов; приводят примеры 

в качестве доказательства выдвигаемых   

положений. 

взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. 

прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу 

 

III. 

Сфера духовной жизни 

         8 

выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений, взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения,прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала;  овладевают целостными представлениями о категориях духовной культуры человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения познавательных задач 

мают и сохраняют учебную задачу, 

 

IV. 

Социальная сфера 

5 

овладевают целостными представлениями о социальной структуре общества ,о взаимосвязи и взаимодействии человека и групп; привлекают информацию, полученную ранее, для решения познавательных задач 

V. 

Экономика 

13 

овладевают целостными представлениями о категориях экономической сферы жизни человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения познавательных задач, особов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные способы их решения. 

 распределяют функции и роли в совместной деятельности, задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и последовательность действий. 

 

VI. 

Итоговое повторение 

1 

Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. 

Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников. Формировать знания о ключевых правовых понятиях, нормах, понимание их роли как решающих регуляторов жизни человека и общества. 

Уметь применять эти знания к анализу и оценке реальных социальных ситуаций. 

 

9 класс 

 

№ 

п/п 

Тема раздела 

Количество часов 

Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) 

I. 

Введение 

1 

Вспомнить основные итоги прошлого года обучения. Познакомиться с основным содержанием курса 9 класса. Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности. Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся  

II. 

Политика 

10 

Характеризовать власть и политику как социальные явления. Раскрывать признаки суверенитета. Различать формы правления и государственного устройства. Сопоставлять различные типы политических режимов. 

Называть и раскрывать основные принципы демократического устройства. Раскрывать принципы правового государства. Характеризовать разделение властей 

Раскрывать сущность гражданского общества. Характеризовать местное самоуправление 

III. 

Право 

22 

Объяснять, почему закон является нормативным актом высшей юридической силы. 

Сопоставлять позитивное и естественное право. 

Характеризовать основные элементы системы российского законодательства. Раскрывать смысл понятия «правоотношения», показывать на примерах отличия правоотношений от других видов социальных отношений. 

Раскрывать смысл понятий «субъективные юридические права» и «юридические обязанности участников правоотношений». 

Объяснять причины субъективности прав и юридического закрепления обязанностей участников правоотношений. 

Раскрывать особенности возникновения правоспособности и дееспособности у физических и юридических лиц. 

Объяснять причины этих различий. 

Называть основания возникновения правоотношений. Различать правонарушение и правомерное поведение. 

Называть основные виды и признаки правонарушений. 

Характеризовать юридическую ответственность в качестве критерия правомерного поведения. 

Объяснять смысл презумпции невиновности 

Называть основные правоохранительные органы РФ. 

Различать сферы деятельности правоохранительных органов и судебной системы. 

Приводить примеры деятельности правоохранительных органов 

Характеризовать Конституцию РФ как закон высшей юридической силы. 

Приводить конкретные примеры с опорой на текст Конституции РФ, подтверждающие её высшую юридическую силу. 

Называть главные задачи Конституции. 

Объяснять, какие принципы правового государства отражены в статьях 2, 10, 15, 17, 18 Конституции РФ. 

Характеризовать принципы федерального устройства РФ. 

Проводить различия между статусом человека и статусом гражданина 

Объяснять смысл понятия «права человека». 

Объяснять, почему Всеобщая декларация прав человека не является юридическим документом. 

Классифицировать права и свободы (приводить примеры различных групп прав) 

На конкретных примерах конкретизировать основные направления социальной политики нашего государства 

 

IV. 

Итоговое повторение 

     1 

Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. 

Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников. Формировать знания о ключевых правовых понятиях, нормах, понимание их роли как решающих регуляторов жизни человека и общества. 

Уметь применять эти знания к анализу и оценке реальных социальных ситуаций.  

 

 

 

 

 

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ 

5 класс 

 

№ 

п/п 

Тема раздела 

Всего часов  

Из них практическая часть : 

количество 

часов 

виды работ  

I. 

Введение 

II. 

Человек 

 практическая работа №1 

III 

Семья 

 практическая работа №2  

IV 

Школа 

 практическая работа №3 

Труд 

 практическая работа №4 

VI 

Родина 

 практическая работа №5 

VII 

Итоговое повторение 

контрольная работа №1 

 

6 класс 

 

№ 

п/п 

Тема раздела 

Всего часов  

Из них практическая часть : 

количество 

часов 

виды работ  

I. 

Введение 

II. 

Человек в социальном измерении 

12 

практическая работа №1,2 

III 

Человек среди людей 

10 

практическая работа №3,4 

IV 

Нравственные основы жизни 

практическая работа №5,6 

Итоговое повторение 

защита проектов, итоговая контрольная работа №1 

 

 

7 класс 

 

№ 

п/п 

Тема раздела 

Всего часов  

Из них практическая часть : 

количество 

часов 

виды работ  

I. 

Введение 

II. 

Регулирование поведения людей в обществе 

16 

контрольная работа №1,2 

III 

Человек в экономических отношениях 

13 

контрольная работа №3 

IV 

Человек и природа 

Итоговое повторение 

контрольная работа №4 

 

8 класс 

 

№ 

п/п 

Тема раздела 

Всего часов  

Из них практическая часть : 

количество 

часов 

виды работ  

I. 

Введение 

II. 

Личность и общество 

контрольная работа №1    в форме ОГЭ 

III 

Сфера духовной жизни 

контрольная работа №2 в форме ОГЭ 

IV 

Социальная сфера 

контрольная работа №3 в форме ОГЭ  

Экономика 

13 

контрольная работа №4 в форме ОГЭ  

VI 

Итоговое повторение 

контрольная работа №5 в форме ОГЭ 

 

9 класс 

 

№ 

п/п 

Тема раздела 

Всего часов  

Из них практическая часть : 

количество 

часов 

виды работ  

I. 

Введение 

II. 

Политика 

10 

контрольная работа №1 практическая работа №1,2(защита проектов) 

III 

Право 

22 

контрольная работа №2 практическая работа №3,4 (защита проектов) 

IV 

Итоговое повторение 

итоговая контрольная работа №3 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!