МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОТЕЛЬНИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
Приложение №____
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МБОУ КСОШ №1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обществознанию
для 5-9 классов
Срок реализации программы: 5 лет.
Составители:
Кондратова В.Р., учитель истории и обществознания первой категории
Котельники
I.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:
• мотивированность на посильное и созидательное участие
в жизни общества;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) подкрепление изученных положений конкретными примерами;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:
• относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия;• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
- умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать) имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями; давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
- знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
- понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
- понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
- понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
- знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
- знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
-понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
- понимание значения коммуникации в межличностном общении;
- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
- знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как к высшей ценности; на
стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия, своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
класс
I.Человек
Выпускник научится:
- понимать цели и ценность человеческой жизни, природу человека, отличие человека от животных; наследственность;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
Выпускник получит возможность научиться:
- описывать человека как биологическое существо. выделяя существенные признаки отличия человека от животных; человека как социально-деятельное существо; основные особенности подросткового возраста;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
- приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сфера;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- первичного анализа и использования социальной информации.
II.Семья
Выпускник научится:
- понимать цели и ценность семьи;
- сущность семьи и семенных отношений; Семейный кодекс, виды семей, отношения между поколениями, семейные ценности и нормы;
- характерные черты и признаки семейного хозяйства;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих семейные отношения;
Выпускник получит возможность научиться:
- описывать семью и отношения в семье, выделяя существенные признаки и отличия семей;
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
- приводить примеры рационального ведения домашнего хозяйства, правильного проведения семейного досуга и здорового образа жизни;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- первичного анализа и использования социальной информации.
III.Школа
Выпускник научится:
- понимать значение и ценность образования в жизни человека. Значение образования для общества.
- сущность отношений младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями.;
- характерные черты самообразования;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих процесс образования; самообразования.
Выпускник получит возможность научиться:
- описывать значение образования и самообразования в жизни человека и общества;
- сравнивать ступени образования;
- объяснять отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями.
- приводить примеры социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей в школе и вне школы;
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- первичного анализа и использования социальной информации.
V.ТРУД
Выпускник научится:
- понимать значение и ценность труда в жизни человека;
- сущность благотворительности и меценатства;
- характерные черты трудовых отношений;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих процесс труда.
Выпускник получит возможность научиться:
- описывать значение труда. Результаты труда. Благотворительности и меценатства;
- сравнивать труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве ;
- объяснять, каким бывает труд.
- приводить примеры социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей в школе и вне школы;
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- первичного анализа и использования социальной информации.
IV.Родина
Выпускник научится:
- понимать значение и ценность Родины в жизни человека;
- сущность структуры России как федерации, права субъектов России;
- характерные черты многонациональной культура России. Межнациональных отношений;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих межнациональные отношения.
Выпускник получит возможность:
-формулировать определения по теме: Россия – федеративное государство, государственные символы России, Россия – многонациональное государство;
- добывать и критически оценивать информацию о межнациональных отношения;
- систематизировать обществоведческую информацию и представлять её в виде текста, таблицы, схемы;
- обобщать;
- группировать;
- сравнивать факты, явления и понятия;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- уметь занимать свою позицию в обществе;
- определять и объяснять другим людям своё отношение к общественным нормам;
- принимать решения в ответственных ситуациях и не бояться отвечать за свои поступки;
- уметь договариваться с людьми, преодолевать конфликты;
- уметь действовать в рамках закона и нравственных норм;
-успешно решать жизненные задачи в разных сферах общественных отношений.
класс
I.Человек в социальном измерении
Выпускник научится:
- использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы, характеризовать основные этапы социализации, факторы становления личности;
- характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; на примерах показывать опасность пагубных привычек, угрожающих здоровью;
- сравнивать и сопоставлять на основе характеристики основных возрастных периодов жизни человека возможности и ограничения каждого возрастного периода;
- выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
- характеризовать собственный социальный статус и социальные роли; объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
- описывать гендер как социальный пол; приводить примеры гендерных ролей, а также различий в поведении мальчиков и девочек;
- давать на основе полученных знаний нравственные оценки собственным поступкам и отношению к проблемам людей с ограниченными возможностями, своему отношению к людям старшего и младшего возраста, а также к сверстникам;
- демонстрировать понимание особенностей и практическое владение способами коммуникативной, практической деятельности, используемыми в процессе познания человека и общества
Выпускник получит возможность научиться:
- формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;
- использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности;
- описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности
II.Человек среди людей
Выпускник научится:
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
Выпускник получит возможность научиться:
- понимать социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- определять сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- выделять характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
- определять содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
III. Нравственные основы жизни
Выпускник научится:
-приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
Выпускник получит возможность научиться:
-понимать социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- определять сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- выделять характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
- определять содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
класс
Регулирование поведения людей в обществе
Выпускник научится:
- использовать накопленные знания об основных социальных нормах и правилах регулирования общественных отношений, усвоенные способы познавательной, коммуникативной и практической деятельности для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей нравственного человека и достойного гражданина;
- на основе полученных знаний о социальных нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
- критически осмысливать информацию правового и морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции по отношению к социальным нормам, для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом;
- использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению в системе морали и важнейших отраслей права, самореализации, самоконтролю.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;
- моделировать несложные ситуации нарушения прав человека, конституционных прав и обязанностей граждан Российской Федерации и давать им моральную и правовую оценку;
- оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный вклад в их становление и развитие
Человек в экономических отношениях
Выпускник научится:
- распознавать на основе приведённых данных основные экономические системы и экономические явления, сравнивать их;
- характеризовать поведение производителя и потребителя как основных участников экономической деятельности;
- применять полученные знания для характеристики экономики семьи;
- использовать статистические данные, отражающие экономические изменения в обществе;
- получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа;
- формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и социальный опыт.
Выпускник получит возможность научиться:
- наблюдать и интерпретировать явления и события, происходящие в социальной жизни, с опорой на экономические знания;
- характеризовать тенденции экономических изменений в нашем обществе;
- анализировать с позиций обществознания сложившиеся практики и модели поведения потребителя;
- решать познавательные задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
- выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики.
Человек и природа
Выпускник научится:
- определять, что такое экологическая угроза,
- характеризовать воздействие человека на природу.
- давать определение понятия «экологическая мораль»,
- характеризовать правила экологической морали,
- анализировать свое отношение к окружающей среде
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
- моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
- пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
- выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
8 класс
Личность и общество
Выпускник научится: - использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;
- характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;
- в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
- характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;
- приводить примеры основных видов деятельности человека;
-выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов; демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;
- распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
- характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;
- различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;
- выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
- характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса;
- на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение;
- раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;
- конкретизировать примерами опасность международного терроризма.
Выпускник получит возможность научиться:
выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека;
-оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;
-оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;
-использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов;
- моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы; наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
-выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития;
-осознанно содействовать защите природы.
Сфера духовной культуры
Выпускник научится:
- характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;
-описывать явления духовной культуры;
-объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
-оценивать роль образования в современном обществе;
-различать уровни общего образования в России;
-находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;
-описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;
-объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
-учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности;
-раскрывать роль религии в современном обществе;
-характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.
Выпускник получит возможность научиться:
-описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;
-характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;
-критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.
Социальная сфера
Выпускник научится: описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы;
-объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
-характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;
-выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
-приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
-описывать основные социальные роли подростка;
-конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
-характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
-объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;
-характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;
-раскрывать основные роли членов семьи;
-характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;
-выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
-раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;
-выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;
-выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;
-формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;
-использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов;
-находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа.
Экономика
Выпускник научится:
-объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
-различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
-раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
-характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;
-характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
-объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства;
-называть и конкретизировать примерами виды налогов;
-характеризовать функции денег и их роль в экономике;
-раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
-анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
-формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;
-раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
-характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
-использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;
-обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.
Выпускник получит возможность научиться:
-анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;
-выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;
-анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;
-решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
-грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
-сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.
9 класс
Политика
Выпускник научится:
-объяснять роль политики в жизни общества;
-различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;
-давать характеристику формам государственно-территориального устройства;
-различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;
-раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;
-называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;
-характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни;
- характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;
-объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;
-раскрывать достижения российского народа;
-объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
-называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;
-осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
-характеризовать конституционные обязанности гражданина.
Выпускник получит возможность научиться: осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;
-соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.
-осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;
-соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы;
-аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;
-использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.
Право
Выпускник научится:
-характеризовать систему российского законодательства;
-раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
-характеризовать гражданские правоотношения;
-раскрывать смысл права на труд;
-объяснять роль трудового договора;
-разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;
-характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
-характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
-конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
-характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
-раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;
-анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
-исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
-находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установлены
Выпускник получит возможность научиться:
-на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
- оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;
-осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.
II.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
5 класс (34 ч)
Глава I. Человек
Загадка человека. Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек – биологическое существо. Отличие человека от животных. Наследственность.
Отрочество – особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность – показатель взрослости.
Практикум по теме «Человек». Почему человеком нельзя стать без общения. Особенности общения подростков со сверстниками, со старшими и с младшими по возрасту партнёрами.
Тренировочные упражнения «Загадка человека»
Тренировочные упражнения «Отрочество – особая пора жизни»
Контрольная работа по теме « Человек»
Глава II. Семья
Семья и семенные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы.
Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства.
Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни.
Практикум по теме «Семья». Я и моя семья. Учимся рационально вести домашнее хозяйство. Семейный досуг и здоровый образ жизни.
Тренировочные упражнения «Семья и семенные отношения»
Тренировочные упражнения «Семейное хозяйство»
Тренировочные упражнения «Свободное время»
Контрольная работа по теме «Семья».
Глава III. Школа
Образование в жизни человека. Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования.
Образование и самообразование. Образование и самообразование. Учеба – основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться.
Одноклассники, сверстники, друзья. Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс.
Практикум по теме «Школа». Школа в жизни человека и общества. «Век живи – век учись». Учись учиться. Мои соученики (одноклассники).
Тренировочные упражнения «Образование в жизни человека»
Тренировочные упражнения «Образование и самообразование»
Тренировочные упражнения «Одноклассники, сверстники, друзья»
Контрольная работа по теме «Школа»
Глава IV. Труд
Труд – основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство.
Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.
Практикум по теме «Труд». Каким бывает труд человека. Труд и его оценка. Труд и творчество.
Тренировочные упражнения «Труд – основа жизни»
Тренировочные упражнения «Труд и творчество»
Тренировочные упражнения «Труд»
Контрольная работа по теме «Труд»
Глава V. Родина
Наша Родина – Россия. Россия – федеративное государство. Структура России как федерации, права субъектов России. Русский язык как государственный.
Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России.
Гражданин России. Гражданин – Отечества достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан.
Мы – многонациональный народ. Россия – многонациональное государство. Национальность человека. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.
Практикум по теме «Россия». Наша Родина
Тренировочные упражнения «Наша Родина – Россия»
Тренировочные упражнения «Государственные символы России»
Тренировочные упражнения «Гражданин России»
Тренировочные упражнения «Мы – многонациональный народ»
Контрольная работа по теме «Родина»
Класс (34 ч)
Глава I. Человек в социальном измерении
Человек. Индивид. Индивидуальность. Личность. Человек и деятельность. На пути к жизненному успеху. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности. Человек познает мир. Познание мира и себя. Самопознание и самооценка. Способности человека. Человек и его деятельность. Деятельность человека, ее основные формы. Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности. Потребности человека. Потребности человека – биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Духовный мир человека. Мысли и чувства. На пути к жизненному успеху. Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи. Практикум по теме «Человек в социальном измерении». Человек-личность. Человек познает мир. Человек и его деятельность. Потребности человека. На пути к жизненному успеху.
Глава II. Человек среди людей
Человек в ближайшем социальном окружении. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание. Человек в группе. Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы. Общение. Общение – форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Конфликты в межличностных отношениях. Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт. Практикум по теме «Человек среди людей».
Глава III. Нравственные основы жизни
Добро, смелость и страх. Человечность. Человек славен добрыми делами. Доброе – значит хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро. Будь смелым. Смелость. Страх – защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу. Человек и человечность. Человечность. Гуманизм – уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке. Практикум по теме «Нравственные основы жизни».
Класс (34 ч)
Глава 1. Регулирование поведения людей в обществе.
Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.
Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.
Защита отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны.
Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.
Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних.
Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Глава 2. Человек в экономических отношениях
Экономика и её основные участки. Экономика и её роль в жизни общества. Основные сферы экономики; производство, потребление, обмен.
Золотые руки работника. Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда.
Производство, затраты, выручка, прибыль. Производство и труд. Издержки, выручка, прибыль.
Виды и формы бизнеса. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Основное организационно-правовые формы предпринимательства.
Обмен, торговля, реклама. Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама.
Деньги и их функция. Понятие деньги. Функции и формы денег. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют.
Экономика семьи. Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы сбережения граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве.
Основные понятия: экономика, техника, технология, НТР, НТП. Экономическая система, рыночная экономика, рынок, факторы производства, конкуренция, спрос, предложение. экономические задачи государства, государственный бюджет, налоговая система, функции денег, бизнес, реклама.
Глава 3. Человек и природа .
Воздействие человека на природу. Экология. Производящее хозяйство. Творчество. Исчерпываемые богатства. Неисчерпаемые богатства. Загрязнение атмосферы. Естественное загрязнение. Загрязнение атмосферы человеком. Загрязнение воды и почвы. Биосфера.
Охранять природу – значит охранять жизнь. Ответственное отношение к природе. Браконьер. Последствия безответственности Экологическая мораль. Господство над природой. Сотрудничество с природой
Закон на страже природы. Охрана природы. Правила охраны природы, установленные государством. Биосферные заповедники. Государственный контроль. Государственные инспекторы. Участие граждан в защите природы.
Основные понятия: природа, экология, экологическая катастрофа, охрана природы.
8 класс (34 ч)
Глава 1. Личность и общество
Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.
Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в ХХI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.
Глава 2. Сфера духовной культуры
Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.
Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло — главные понятия этики. Критерии морального поведения.
Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность.
Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний самоконтроль человека.
Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков.
Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование.
Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.
Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.
Глава 3. Социальная сфера
Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения.
Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями.
Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.
Глава 4. Экономика
Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).
Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем.
Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.
Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.
Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.
Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.
Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.
Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.
Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.
Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит.
Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.
9 класс (34 ч)
Глава1. Политика
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.
Понятие государства, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.
Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.
Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.
Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.
Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.
Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Возможности предмета связанные с практической направленностью по теме «Политика и социальное управление» проведение игры по теме: «Выборы»
Глава 2. Право
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.
Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.
Конституция — основной закон РФ.
Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.
Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.
Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.
Семейные правоотношения. Брак и развод, неполная семья Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.
Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.
Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Социальные права. Жилищные правоотношения.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.
Правовое регулирование отношений в сфере образования. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
№ п/п | Тема раздела | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) |
I. | Введение | 1 | Знать значение, использование термина «обществознание». Иметь представление о связи обществознания с другими науками |
II. | Человек | 5 | Уважение к личности и её достоинству; раскрывать на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни, самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; формулировать и ставить вопросы, необходимые для организации собственной деятельности |
III | Семья | 7 | принимают учебную задачу; пробуют самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы, участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера; умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, сравнивают различные точки зрения на проблемы ведения домашнего хозяйства |
IV | Школа | 7 | учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют пошаговый и итоговый контроль. планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия, самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач. самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения формулируют собственное мнение и позицию |
V | Труд | 5 | ставят учебную задачу; определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий. учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют пошаговый контроль. самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения задач. самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера ,допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии; учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; формулируют собственное мнение и позицию. |
VI | Родина | 8 | умение организовать свою учебную деятельность: постановка частных задач на усвоение готовых знаний и действий (понять, запомнить, воспроизвести); использовать справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы; участвовать в диалоге: слушать и понимать других; высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи; . выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; . аргументировать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; критично относиться к своему мнению; самостоятельно выделять и формулировать цель; ориентироваться в учебных источниках; строить речевое высказывание в устной и письменной форме; |
V. | Итоговое повторение | 1 | умение организовать свою учебную деятельность: постановка частных задач на усвоение готовых знаний и действий (понять, запомнить, воспроизвести); использовать справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы; участвовать в диалоге: слушать и понимать других; высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи; выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; аргументировать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; критично относиться к своему мнению; самостоятельно выделять и формулировать цель; ориентироваться в учебных источниках; строить речевое высказывание в устной и письменной форме |
6 класс
№ п/п | Тема раздела | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) |
I. | Введение | 1 | Знать значение, использование термина «обществознание». Иметь представление о связи обществознания с другими науками |
II. | Человек в социальном измерении | 12 | Характеризовать отличительные черты человека как существа биосоциального. Раскрывать значимость и сущность качеств сильной личности. Формулировать, что такое индивид, индивидуальность, личность и какие качества человека необходимы для успешной деятельности человека. Сравнивать особенности качеств индивида, индивидуальности, личности. Оценивать роль личности в развитии общества. |
III | Человек среди людей | 10 | Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей с окружающими людьми. Иллюстрировать примерами значимость межличностных отношений: знакомство, приятельство, товарищество, дружба Оценивать собственное умение строить официальные, личностные отношения |
IV. | Нравственные основы жизни | 8 | Характеризовать понятие главное правило доброго человека – мораль Объяснять золотое правило морали. Описывать свою малую родину. Рассказать о добром человеке. Объяснять, почему люди сожалеют о злых поступках Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гуманизм». Называть и иллюстрировать примерами принципы гуманизма |
V. | Итоговое повторение | 3 | Знать основные положения курса. Уметь: - анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; - высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное. |
7 класс
№ п/п | Тема раздела | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) |
I. | Введение | 1 | Оценивает результаты своей деятельности и деятельность других учеников. Понимает место человека в обществе и свою собственную роль в окружающем мире |
II. | Регулирование поведения людей в обществе | 16 | сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности, проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познания, овладевают целостными представлениями о качествах личности человека, привлекают информацию, полученную ранее, для решения проблемной задачи. |
III. | Человек в экономических отношениях | 13 | устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектам, обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, формулируют цель, планируют деятельность по ее достижению, принимают и сохраняют учебную задачу. ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные способы их решения, распределяют функции и роли в совместной деятельности, задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и последовательность действий. |
IV. | Человек и природа | 3 | научатся определять, какие законы стоят на страже охраны природы, адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в т.ч. творческого и исследовательского характера,планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. выражают адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности, устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения. |
V. | Итоговое повторение | 1 | научатся определять все термины и понятия за курс 7 класса, самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера, формулируют собственное мнение и позицию, адекватно используют речевые средства. осуществляют пошаговый и итоговый контроль. |
8 класс
№ п/п | Тема раздела | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) |
I. | Введение | 1 | давать определения понятиям. участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно изучать обществознания |
II. | Личность и общество | 6 | выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу |
III. | Сфера духовной жизни | 8 | выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений, взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения, прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; овладевают целостными представлениями о категориях духовной культуры человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения познавательных задач мают и сохраняют учебную задачу, |
IV. | Социальная сфера | 5 | овладевают целостными представлениями о социальной структуре общества ,о взаимосвязи и взаимодействии человека и групп; привлекают информацию, полученную ранее, для решения познавательных задач |
V. | Экономика | 13 | овладевают целостными представлениями о категориях экономической сферы жизни человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения познавательных задач, особов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные способы их решения. распределяют функции и роли в совместной деятельности, задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и последовательность действий. |
VI. | Итоговое повторение | 1 | Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников. Формировать знания о ключевых правовых понятиях, нормах, понимание их роли как решающих регуляторов жизни человека и общества. Уметь применять эти знания к анализу и оценке реальных социальных ситуаций. |
9 класс
№ п/п | Тема раздела | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) |
I. | Введение | 1 | Вспомнить основные итоги прошлого года обучения. Познакомиться с основным содержанием курса 9 класса. Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности. Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся |
II. | Политика | 10 | Характеризовать власть и политику как социальные явления. Раскрывать признаки суверенитета. Различать формы правления и государственного устройства. Сопоставлять различные типы политических режимов. Называть и раскрывать основные принципы демократического устройства. Раскрывать принципы правового государства. Характеризовать разделение властей Раскрывать сущность гражданского общества. Характеризовать местное самоуправление |
III. | Право | 22 | Объяснять, почему закон является нормативным актом высшей юридической силы. Сопоставлять позитивное и естественное право. Характеризовать основные элементы системы российского законодательства. Раскрывать смысл понятия «правоотношения», показывать на примерах отличия правоотношений от других видов социальных отношений. Раскрывать смысл понятий «субъективные юридические права» и «юридические обязанности участников правоотношений». Объяснять причины субъективности прав и юридического закрепления обязанностей участников правоотношений. Раскрывать особенности возникновения правоспособности и дееспособности у физических и юридических лиц. Объяснять причины этих различий. Называть основания возникновения правоотношений. Различать правонарушение и правомерное поведение. Называть основные виды и признаки правонарушений. Характеризовать юридическую ответственность в качестве критерия правомерного поведения. Объяснять смысл презумпции невиновности Называть основные правоохранительные органы РФ. Различать сферы деятельности правоохранительных органов и судебной системы. Приводить примеры деятельности правоохранительных органов Характеризовать Конституцию РФ как закон высшей юридической силы. Приводить конкретные примеры с опорой на текст Конституции РФ, подтверждающие её высшую юридическую силу. Называть главные задачи Конституции. Объяснять, какие принципы правового государства отражены в статьях 2, 10, 15, 17, 18 Конституции РФ. Характеризовать принципы федерального устройства РФ. Проводить различия между статусом человека и статусом гражданина Объяснять смысл понятия «права человека». Объяснять, почему Всеобщая декларация прав человека не является юридическим документом. Классифицировать права и свободы (приводить примеры различных групп прав) На конкретных примерах конкретизировать основные направления социальной политики нашего государства |
IV. | Итоговое повторение | 1 | Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников. Формировать знания о ключевых правовых понятиях, нормах, понимание их роли как решающих регуляторов жизни человека и общества. Уметь применять эти знания к анализу и оценке реальных социальных ситуаций. |
| | | |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ
5 класс
№ п/п | Тема раздела | Всего часов | Из них практическая часть : |
количество часов | виды работ |
I. | Введение | 1 | 0 | 0 |
II. | Человек | 5 | 1 | практическая работа №1 |
III | Семья | 7 | 1 | практическая работа №2 |
IV | Школа | 7 | 1 | практическая работа №3 |
V | Труд | 5 | 1 | практическая работа №4 |
VI | Родина | 8 | 1 | практическая работа №5 |
VII | Итоговое повторение | 1 | 1 | контрольная работа №1 |
6 класс
№ п/п | Тема раздела | Всего часов | Из них практическая часть : |
количество часов | виды работ |
I. | Введение | 1 | 0 | 0 |
II. | Человек в социальном измерении | 12 | 2 | практическая работа №1,2 |
III | Человек среди людей | 10 | 2 | практическая работа №3,4 |
IV | Нравственные основы жизни | 8 | 2 | практическая работа №5,6 |
V | Итоговое повторение | 3 | 3 | защита проектов, итоговая контрольная работа №1 |
7 класс
№ п/п | Тема раздела | Всего часов | Из них практическая часть : |
количество часов | виды работ |
I. | Введение | 1 | 0 | 0 |
II. | Регулирование поведения людей в обществе | 16 | 2 | контрольная работа №1,2 |
III | Человек в экономических отношениях | 13 | 1 | контрольная работа №3 |
IV | Человек и природа | 3 | 0 | 0 |
V | Итоговое повторение | 1 | 1 | контрольная работа №4 |
8 класс
№ п/п | Тема раздела | Всего часов | Из них практическая часть : |
количество часов | виды работ |
I. | Введение | 1 | 0 | 0 |
II. | Личность и общество | 6 | 1 | контрольная работа №1 в форме ОГЭ |
III | Сфера духовной жизни | 8 | 1 | контрольная работа №2 в форме ОГЭ |
IV | Социальная сфера | 5 | 1 | контрольная работа №3 в форме ОГЭ |
V | Экономика | 13 | 1 | контрольная работа №4 в форме ОГЭ |
VI | Итоговое повторение | 1 | 1 | контрольная работа №5 в форме ОГЭ |
9 класс
№ п/п | Тема раздела | Всего часов | Из них практическая часть : |
количество часов | виды работ |
I. | Введение | 1 | 0 | 0 |
II. | Политика | 10 | 3 | контрольная работа №1 практическая работа №1,2(защита проектов) |
III | Право | 22 | 3 | контрольная работа №2 практическая работа №3,4 (защита проектов) |
IV | Итоговое повторение | 1 | 1 | итоговая контрольная работа №3 |