СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию 5-9 классы

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Рабочая программа по обществознанию для обучающихся 5-9 классов составлена

в соответствии с требованиями ФГОС ООО (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Стандарты второго поколения / М.:«Просвещение», 2011)., на основе Примерной программы основного общего образования. Обществознание. М.: Просвещение и авторской программы Л. Боголюбова для 5-9 классов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию 5-9 классы»

МКОУ Сторожевская СОШ

«Согласовано» «Утверждаю»

______ зам. директора по УВР Директор школы________ А.В.Негодяева

«_31_»_08_2017 г Приказ №1от«_31_»_08_2017_ г







Рассмотрено

методическим советом школы

Протокол №_1_от «_31_»_08_2017 года









Рабочая программа

по предмету обществознание

5-9 классы

2017-2022 годы









Составитель: Гунькова И.В.

учитель истории и обществознания

первой квалификационной категории

Пояснительная записка

Рабочая программа по обществознанию для обучающихся 5-9 классов составлена

в соответствии с требованиями ФГОС ООО (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Стандарты второго поколения / М.:«Просвещение», 2011)., на основе Примерной программы основного общего образования. Обществознание. М.: Просвещение и авторской программы Л. Боголюбова для 5-9 классов.

Цели обществоведческого образования в основной школе состоят в том, чтобы

средствами учебного предмета активно содействовать:

воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности,

социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности

ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации — в

подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля;повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;

формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному

уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего

подросткового возраст. Освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;

овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и

критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать

полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правовогогосударства;

формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для

определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в

области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной

деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми

различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для

соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для

полноценного выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения. Выпускник основной школы должен получить достаточно полное представление о возможностях, которое существуют в современном российском обществе для продолжения образования и работы, для самореализации в многообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах жизни общества. Предмет призван помогать предпрофильному самоопределению.




Место предмета «Обществознание» в учебном плане.

В учебном плане МКОУ Сторожевская СОШ на изучение учебного предмета «Обществознание» отводится: в 5-8 классах по 1 ч в неделю 35 учебных недель; в 9 классе -1 ч в неделю 34 учебные недели. Рабочая программа рассчитана на 174 часа.


Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Личностнымирезультатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:

• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в

общественной и государственной жизни;

• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни

общества, в благополучии и процветании своей страны;

• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к

Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на

стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной

школы проявляются :

• в умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

• в умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных,

социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся

реалий и возможных перспектив;

• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные

способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);

• в овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог,

дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

• в умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с

использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

1. использование элементов причинно-следственного анализа;

2. исследование несложных реальных связей и зависимостей;

3. определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4. поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

5. перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из

аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и

коммуникативной ситуации;

6. объяснение изученных положений на конкретных примерах;

7. оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

8. определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания

программы по обществознанию являются в сфере:

познавательной

относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях

общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук:

социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики,

социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления

социальной действительности;

знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения

старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно

ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия;

преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать,

систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с

собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с

позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

ценностно-мотивационной

понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в

мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли

как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и

правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость

руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

трудовой

знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека;

основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм,

регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

эстетической

понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими

способами познания;

понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

коммуникативной

знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение

использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки

необходимой социальной информации;

понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее

осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты,

аргументы, оценочные суждения;

понимание значения коммуникации в межличностном общении;

умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог,

участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.



Планируемые результаты изучения предмета «Обществознание»

1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма,

гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в

Конституции Российской Федерации;

2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;

3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в

общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных

отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;

4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и

нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок

правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;

5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, её осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые

выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;

6) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

По итогам изучения курса выпускник:

по разделу: Человек в социальном измерении

научится:

• использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы, характеризовать основные этапы социализации, факторы становления личности;

• характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; на примерах показывать опасность пагубных привычек, угрожающих здоровью;

• сравнивать и сопоставлять на основе характеристики основных возрастных периодов жизни человека возможности и ограничения каждого

возрастного периода;

• выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;

• характеризовать собственный социальный статус и социальные роли; объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;

• описывать гендер как социальный пол; приводить примеры гендерных ролей, а также различий в поведении мальчиков и девочек;

• давать на основе полученных знаний нравственные оценки собственным поступкам и отношению к проблемам людей с ограниченными возможностями, своему отношению к людям старшего и младшего возраста, а также к сверстникам;

• демонстрировать понимание особенностей и практическое владение способами коммуникативной, практической деятельности, используемыми в процессе познания человека и общества.

Выпускник получит возможность научиться:

• формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в

соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;

• использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности;

• описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности.

по разделу: Ближайшее социальное окружение

Выпускник научится:

• характеризовать семью и семейные отношения; оценивать социальное значение семейных традиций и обычаев;

• характеризовать основные роли членов семьи, включая свою;

• выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов;

выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;

• исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;

находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа и

знаковой системы.

Выпускник получит возможность научиться:

• использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов.

по разделу: Общество — большой «дом» человечества

Выпускник научится:

• распознавать на основе приведённых данных основные типы обществ;

• характеризовать направленность развития общества, его движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные

явления с позиций общественного прогресса;

• различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;

• применять знания курса и социальный опыт для выражения и аргументации собственных суждений, касающихся многообразия социальных

групп и социальных различий в обществе;

• выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах

общества.

Выпускник получит возможность научиться:

• наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;

• объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;

• выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития.

по разделу: Общество, в котором мы живём

Выпускник научится:

• характеризовать глобальные проблемы современности;

• раскрывать духовные ценности и достижения народов нашей страны;

• называть и иллюстрировать примерами основы конституционного строя Российской Федерации, основные права и свободы граждан,гарантированные Конституцией Российской Федерации;

• формулировать собственную точку зрения на социальный портрет достойного гражданина страны;

• находить и извлекать информацию о положении России среди других государств мира из адаптированных источников различного типа.

Выпускник получит возможность научиться:

• характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни изменения, происходящие в современном обществе;

• показывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире.

по разделу: Регулирование поведения людей в обществе

Выпускник научится:

• использовать накопленные знания об основных социальных нормах и правилах регулирования общественных отношений, усвоенные

способы познавательной, коммуникативной и практической деятельности для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей нравственного человека и достойного гражданина;

• на основе полученных знаний о социальных нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель

правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;

• критически осмысливать информацию правового и морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников,

систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции по

отношению к социальным нормам, для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом;

• использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению в системе морали и важнейших отраслей

права, самореализации, самоконтролю.

Выпускник получит возможность научиться:

• использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;

• моделировать несложные ситуации нарушения прав человека, конституционных прав и обязанностей граждан Российской Федерации и давать им моральную и правовую оценку;

• оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный вклад в их становление и развитие.

по разделу: Основы российского законодательства

Выпускник научится:

• на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;

• характеризовать и иллюстрировать примерами установленные законом права собственности; права и обязанности супругов, родителей и детей; права, обязанности и ответственность работника и работодателя; предусмотренные гражданским правом Российской Федерации механизмы защиты прав собственности и разрешения гражданско-правовых споров;

• анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;

• объяснять на конкретных примерах особенности правового положения и юридической ответственности несовершеннолетних;

• находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать,

анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.

Выпускник получит возможность научиться:

• оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;

• осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами;

• использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю.

по разделу: Мир экономики

Выпускник научится:

• понимать и правильно использовать основные экономические термины;

• распознавать на основе привёденных данных основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их;

• объяснять механизм рыночного регулирования экономики и характеризовать роль государства в регулировании экономики;

• характеризовать функции денег в экономике;

• анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;

• получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа;

• формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на

обществоведческие знания и личный социальный опыт.

Выпускник получит возможность научиться:

• оцениватьтенденции экономических изменений в нашем обществе;

• анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;

• выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики.

по разделу: Человек в экономических отношениях

Выпускник научится:

• распознавать на основе приведённых данных основные экономические системы и экономические явления, сравнивать их;

• характеризовать поведение производителя и потребителя как основных участников экономической деятельности;

• применять полученные знания для характеристики экономики семьи;

• использовать статистические данные, отражающие экономические изменения в обществе;

• получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа;

• формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и социальный опыт.

Выпускник получит возможность научиться:

• наблюдать и интерпретировать явления и события, происходящие в социальной жизни, с опорой на экономические знания;

• характеризовать тенденции экономических изменений в нашем обществе;

• анализировать с позиций обществознания сложившиеся практики и модели поведения потребителя;

• решать познавательные задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;

• выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики.

по разделу: Мир социальных отношений

Выпускник научится:

• описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные группы современного общества; на основе приведённых данных распознавать основные социальные общности и группы;

• характеризовать основные социальные группы российского общества, распознавать их сущностные признаки;

• характеризовать ведущие направления социальной политики российского государства;

• давать оценку с позиций общественного прогресса тенденциям социальных изменений в нашем обществе, аргументировать свою позицию;

• характеризовать собственные основные социальные роли;

• объяснять на примере своей семьи основные функции этого социального института в обществе;

• извлекать из педагогически адаптированного текста, составленного на основе научных публикаций по вопросам социологии, необходимую информацию, преобразовывать её и использовать для решения задач;

• использовать социальную информацию, представленную совокупностью статистических данных, отражающих социальный состав и социальную динамику общества;

• проводить несложные социологические исследования.

Выпускник получит возможность научиться:

• использовать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;

• ориентироваться в потоке информации, относящейся к вопросам социальной структуры и социальных отношений в современном обществе;

• адекватно понимать информацию, относящуюся к социальной сфере общества, получаемую из различных источников.

по разделу: Политическая жизнь общества

Выпускник научится:

• характеризовать государственное устройство Российской Федерации, описывать полномочия и компетенцию различных органов

государственной власти и управления;

• правильно определять инстанцию (государственный орган), в который следует обратиться для разрешения той или типичной социальной

ситуации;

• сравнивать различные типы политических режимов, обосновывать преимущества демократического политического устройства;

• описывать основные признаки любого государства, конкретизировать их на примерах прошлого и современности;

• характеризовать базовые черты избирательной системы в нашем обществе, основные проявления роли избирателя;

• различать факты и мнения в потоке политической информации.

Выпускник получит возможность научиться:

• осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;

• соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.

По разделу: Культурно-информационная среда общественной жизни

Выпускник научится:

• характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры;

• распознавать и различать явления духовной культуры;

• описывать различные средства массовой информации;

• находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа

• видеть различные точки зрения в вопросах ценностного выбора и приоритетов в духовной сфере, формулировать собственное отношение.

Выпускник получит возможность научиться:

• описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;

• характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;

• осуществлять рефлексию своих ценностей.

по разделу: Человек в меняющемся обществе

Выпускник научится:

• характеризовать явление ускорения социального развития;

• объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;

• описывать многообразие профессий в современном мире;

• характеризовать роль молодёжи в развитии современного общества;

• извлекать социальную информацию из доступных источников;

• применять полученные знания для решения отдельных социальных проблем.

Выпускник получит возможность научиться:

• критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода;

• оценивать роль спорта и спортивных достижений в контексте современной общественной жизни;

• выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодёжи.

По разделу «Выпускник научится»: успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения. Оценка достижения планируемых результатов этого блока на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность учащихся, ведётся с помощью заданий базового уровня, на уровне действий, составляющих зону ближайшего развития большинства обучающихся, — с помощью заданий повышенного уровня.

По разделу «Выпускник получит возможность научиться» задания, ориентированные на оценку достижения планируемых результатов,

частично могут включаться в материалы итогового контроля. Цели такого включения: предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений выявить динамику роста численности

группы наиболее подготовленных обучающихся. Невыполнение обучающимися заданий, с помощью которых ведётся оценка достижения планируемых результатов данного блока, не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения.



Содержание учебного предмета.


5 класс (35 ч)

Организационный модуль (2 ч).

Значение изучения общества для человека. Науки, изучающие развитие общества. Сферы жизни общества.

Тема 1. Человек. (4 ч).

Значение изучения общества для человека. Науки, изучающие развитие общества. Сферы жизни общества. Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек биологическое существо. Отличие человека т животного. Наследственность.

Отрочество особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность – показатель взрослости.

Тема 2. Семья. (6 ч).

Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы. Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства. Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни.

Тема 3. Школа (5 ч).

Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования. Образование и самообразование. Учёба – основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться .Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс.

Тема 4.Труд (5 ч).

Труд – основа жизни. Содержание и сложности труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство. Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.

Тема 5. Родина (7 ч).

Наша Родина – Россия. РФ. Субъекты федерации. Многонациональное государство. Русский язык – государственный. Любовь к Родине. Что значит быть патриотом. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России. Гражданин Отечества – достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан. Гражданственность. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения. Россия – многонациональное государство. Национальность человека. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.

Итоговый модуль (6 ч). Личностный опыт – социальный опыт. Значение курса в жизни каждого.



6 класс (35 часов)

Организационный модуль (1 ч). Введение. Знакомство с учебником.

Тема 1. Человек в социальном измерении (13час).

Личность, индивидуальность. Познание и самопознание. Самооценка, способности. Деятельность человека, ее основные формы (труд, игра, учение).Особенности игры как одной из основных форм деятельности людей в детстве. Общение в детском коллективе. Потребности человека - биологические, социальные, духовные. Духовный мир человека. Мысли, чувства, эмоции. Слагаемые жизненного успеха. Труд и успех. Выбор профессии и жизненного пути.

Тема 2.Человек среди людей (11часов).

Межличностные отношения. Виды взаимоотношений. Большие и малые группы. Формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы. Санкции. Общение, цели, средства, стили. Особенности общения с младшими и старшими. Межличностные конфликты, причины. Виды и стадии конфликта. Разрешение конфликтной ситуации.

Тема 3. Нравственные основы жизни (6час).

Что такое добро. Кого называют добрым. Доброе – значит хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Что такое страх. Смелость. Зло. Противодействие злу. Человечность. Гуманизм – уважение и любовь к людям. Внимание к старикам.

Итоговый модуль (4 ч). Обобщение 1-3 глав.

7 класс (35 часов).

Тема1. Регулирование поведения людей в обществе (14ч).

Социальные нормы. Правила этикета. Права и свободы человека и гражданина в России. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав и свобод. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Закон и справедливость. Защита Отечества. Долг и обязанность. Армия, военная служба. Международно-правовая защита жертв войны. Дисциплина, виды. Воля и самовоспитание. Ответственность за нарушение законов. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних. Правоохранительные органы. Защита правопорядка.

Тема 2.Человек в экономических отношениях (14ч).

Экономика и ее роль в жизни общества. Основные участники экономики. Труд, виды. Слагаемые успеха. Производство, производительность труда. Выручка, прибыль, издержки. Виды бизнеса. Формы бизнеса. Обмен. Товар, стоимость, цена. Торговля и ее формы. Деньги, виды денег, функции. Экономика семьи.

Тема 3.Человек и природа (6 ч).

Взаимодействие человека и природы. Проблема загрязнения окружающей среды. Законы РФ, направленные на охрану окружающей среды.

Итоговое занятие - 1 ч.

8 класс (35 часов).

Тема 1. Личность и общество (6ч)

Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды. Социальные изменения и его формы. Эволюция и революция. Развитие общества. Движущие силы общественного развития. Традиционное, индустриальное, информационное общества. Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Современные мир и его проблемы. Глобализация. Причины и опасность международного терроризма.

Тема 2. Сфера духовной культуры (8 час)

Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России. Социальные ценности и нормы. Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Патриотизм и гражданственность. Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Ответственность ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире. Образование как способ передачи и усвоения знаний и человеческого опыта. Его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Самообразование. Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.

Тема 3. Социальная сфера (5час).

Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальная роль и социальный статус. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Взаимосвязь «Я» и социальной роли. Социальное неравенство. Социальная мобильность. Школа как стартовая площадка для дальнейшей карьеры. Высокий уровень мобильности как признак современного общества. Социальное развитие России в современных условиях. Социальное страхование. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества. Образ жизни. Социальная значимость здорового образа жизни. Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения.

Этнические группы и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Межнациональные конфликты. Взаимодействие людей в многонациональном обществе. Межнациональные отношения в РФ.

Тема 4. Экономика(13 час).

Экономика и ее роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость (цена выбора).Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама. Экономические основы защиты прав потребителя. Деньги. Инфляция. Реальные и номинальные доходы. Обменные курсы валют. Экономические системы и собственность. Главные вопросы экономики. Роль собственности и государства в экономике. Производство и труд. Разделение труда и специализация. Производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Заработная плата. Стимулирование труда.

Предпринимательство и его основные организационно-правовые формы. Издержки, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика. Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Рыночное равновесие. Семейный бюджет. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги). Сущность, формы и виды страхования. Страховые услуги, предоставляемые гражданам и их роль в домашнем хозяйстве. Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы. Борьба с безработицей. Профсоюз. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки. Пенсии, пособия, дотации. Налоги, уплачиваемые гражданами.

Итоговое обобщение (3ч).


9 класс (34 часа).

Тема 1. Политика и социальное управление (12 час)

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политической деятельности. Разделение властей. Понятие и признаки государства. Государственный суверенитет. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство. Внутренние и внешние функции государства. Политический режим. Демократия, авторитаризм и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Гражданское общество и правовое государство. Условия и пути становления гражданского общества и правового государства в РФ. Местное самоуправление.

Участие граждан в политической жизни. Выборы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах. Средства массовой информации в политической жизни. Влияние на политические настроения в обществе и позиции избирателя. Роль СМИ в предвыборной борьбе.

Тема 2. Право (21ч).

Право и его роль в жизни общества и государства. Принципы права. Субъекты права. Система права. Понятие нормы права. Нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов (законы, указы, постановления). Система законодательства. Правовая информация. Правоотношения как форма общественных отношений. Виды правоотношений. Структура правоотношений. Участники правоотношения. Понятие правоспособности и дееспособности. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Правомерное поведение. Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность (понятие, принципы, виды). Понятие прав, свобод и обязанностей. Презумпция невиновности. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Народовластие. Федеративное устройство России. Президент Российской Федерации. Органы законодательной и исполнительной власти в Российской Федерации.

Конституционные основы судебной системы РФ. Правоохранительные органы. Судебная система России. Конституционный суд РФ. Система судов общей юрисдикции. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат. Милиция. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Гражданство. Понятие гражданства РФ. Права, свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Международно-правовая защита прав человека. Декларация прав человека как гарантия свободы личности в современном обществе. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Правовые основы гражданских правоотношений. Физические и юридические лица. Правоспособность и дееспособность участников гражданских правоотношений. Дееспособность несовершеннолетних. Право собственности. Право собственности на землю. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Жилищные правоотношения.

Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.

Правовое регулирование отношений в области образования. Право на образование. Порядок приема в образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования. Дополнительное образование детей.

Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Правовой статус несовершеннолетнего работника.

Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.

Уголовное право. Преступление (понятие, состав). Необходимая оборона и крайняя необходимость. Основания привлечения и освобождения от уголовной ответственности. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Понятие и цели уголовного наказания. Виды наказаний. Пределы допустимой самообороны.

Итоговое обобщение-1 час.


Тематическое планирование с указанием часов по темам.


п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов


5 класс (35 часов)

1

Введение

2

Человек:

  • Загадка человека.

  • Отрочество -особая пора жизни.

3

Семья:

  • Семья и семейные отношения.

  • Семейное хозяйство.

  • Свободное время.

4

Школа:

  • Образование в жизни человека.

  • Образование и самообразование.

  • Одноклассники, сверстники, друзья.

5

Труд:

  • Труд –основа жизни.

  • Труд и творчество.


6




Родина:

  • Наша Родина – Россия.

  • Государственные символы России.

  • Гражданин России.


7


Итоговое обобщение





6 класс (35 часов)


1

Введение


2

Человек в социальном измерении:

  • Человек – личность.

  • Человек познает мир.

  • Человек и его деятельность.

  • Потребности человека.

  • На пути к жизненному успеху.

13ч

3

Человек среди людей:

  • Межличностные отношения.

  • Человек в группе.

  • Общение.

  • Конфликты в межличностных отношениях.


11ч

4

Нравственные основы жизни:

  • Человек славен добрыми делами.

  • Будь смелым.

  • Человек и человечность.


5

Итоговое обобщение.

7 класс (35 ч)

1

Регулирование поведения людей в обществе:

  • Что значит жить по правилам.

  • Права и обязанности граждан.

  • Почему важно соблюдать законы.

  • Защита отечества.

  • Для чего нужна дисциплина.

  • Виновен –отвечай.

  • Кто стоит на страже закона.


14ч

2

Человек в экономических отношениях:

  • Экономика и ее основные участники.

  • Мастерство работника.

  • Производство: затраты, выручка, прибыль.

  • Виды и формы бизнеса.

  • Обмен, торговля, реклама.

  • Деньги, их функции.

  • Экономика семьи.


14ч

3

Человек и природа:

  • Межличностные отношения.

  • Человек в группе.

  • Общение.

  • Конфликты в межличностных отношениях.


4

Итоговое обобщение.

8 класс (35 ч)


1

Введение. Личность и общество:

  • Что делает человека человеком.

  • Человек, общество, природа.

  • Общество как форма жизнедеятельности людей.

  • Развитие общества.

  • Как стать личностью.


2

Сфера духовной культуры:

  • Сфера духовной жизни.

  • Мораль.

  • Долг и совесть.

  • Моральный выбор –это ответственность.

  • Образование.

  • Наука в современном обществе.

  • Религия как одна из форм культуры.


3

Социальная сфера:

  • Социальная структура общества.

  • Социальные статусы и роли.


  • Нации и межнациональные отношения.

  • Отклоняющееся поведение.


4

Экономика:

  • Экономика и ее роль в жизни общества.

  • Главные вопросы экономики.

  • Собственность.

  • Рыночная экономика.

  • Производство –основа экономики.

  • Предпринимательская деятельность.

  • Роль государства в экономике.

  • Распределение доходов.

  • Потребление.

  • Инфляция и семейная экономика.

  • Безработица, ее причины и последствия.

  • Мировое хозяйство и международная торговля.

13ч


5

Итоговое обобщение (3ч).

9 класс (34 ч)

1









2















3

Политика (11ч):

  • Политика и власть.

  • Государство.

  • Политические режимы.

  • Правовое государство.

  • Гражданское общество и государство.

  • Участие граждан в политической жизни.

  • Политические партии и движения.


11ч

Гражданин и государство (10ч.):

  • Основы конституционного строя РФ.

  • Права и свободы человека и гражданина.

  • Высшие органы государственной власти в РФ.

  • Россия – федеративное государство.

  • Судебная система РФ.

  • Правоохранительные органы РФ.

  • Обобщение по теме: «Гражданин и государство».

  • Готовимся к экзамену.

  • Проверочная работа по теме «Политика».



Основы российского законодательства (12ч.)

  • Роль права в жизни человека, общества, государства.

  • Правоотношения и субъекты права.

  • Правонарушения и юридическая ответственность.

  • Гражданские правоотношения

  • Право на труд. Трудовые правоотношения.

  • Семейные правоотношения.

  • Административные правоотношения.

  • Уголовно-правовые отношения.


  • Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.

  • Правовое регулирование отношений в сфере образования.

  • Обобщение по теме: «Основы российского законодательства».

  • Готовимся к экзамену.

  • Проверочная работа по теме «Основы российского законодательства».



Итоговое обобщение (1ч).




Календарно - тематическое планирование

курса обществознание 5 класс (35 час).



урока


Наименование раздела.

Тема урока.

Дата проведения


Кол-во часов


Дом.задание

план

факт

1

Введение.

Знакомство с учебником.



1


2

Как подготовить проект.



1

Как подготовить проект.

3

Загадка человека.



1

П.1

4

Загадка человека.



1.

Зад. В р.т.

5

Отрочество – особая пора жизни.



1

П.2

6

Учимся общаться. Практикум.



1


7

Семья и семейные отношения.



1

П.3

8

Семейное хозяйство.



1


9

Учимся помогать вести семейное хозяйство.



1


10

Свободное время.



1

П.4

11

Учимся распределять своё время.



1


12

Практикум.



1


13

Образование в жизни человека.



1

П.5

14

Образование и самообразование.



1

П.6

15

Образование и самообразование.



1


16

Одноклассники, сверстники, друзья.



1

П.7

17

Практикум



1


18

Труд – основа жизни.



1

П.8

19

Учимся трудиться и уважать труд.



1


20

Труд и творчество.




1

П.9

21

Труд и творчество.



1


22

Практикум.




1


23

Наша Родина – Россия.




1

П.10

24

Государственные символы России.




1


25

Гражданин России.




1


26

Учимся быть достойными гражданами.




1


27

Мы – многонациональный народ.



1


28

Учимся уважать людей любой национальности.



1


29

Практикум.



1


30

Подведём итоги.



1


31

Итоговое повторение.



1


32

Итоговое повторение.



1


33

Защищаем проект.



1


34

Защищаем проект.



1

Защита проектов.

35

Защищаем проект.



1

Защита проектов.



Календарно - тематическое планирование

курса обществознание 6 класс (35 час).


урока

Наименование раздела.

Тема урока

Дата проведения

Кол-во

часов

Домашнее задание

план

факт

1

Глава I. Человек в социальном измерении


Введение.



1


2

Человек – личность




1

§ 1

3

Человек – личность




1





4

Познай самого себя



1




5

Познай самого себя




1


6

Человек и его дея­тельность




1

§ 3. За­дания рубрики «В клас­се и до­ма», с. 31-32


7

Человек и его дея­тельность



1


8

Потребно­сти чело­века




1

§4. За­дания в рабо­чей тет­ради, № 5,6, с. 20-21


9

Потребно­сти чело­века




1


10

На путик жизнен­ному успе­ху




1

§ 5. За­дания

рубрики

«В клас­се и до­ма»,

с. 47-48


11

На путик жизнен­ному успе­ху




1

Подготовка презентации на тему: «Что человеку нужно»

12

ПОУ по теме «Человек в социаль­ном изме­рении»




1

§1-5.

Повто­рение

Подготовка презентации на тему: «Что человеку нужно»

13-14

ПОУ по теме «Человек в социаль­ном изме­рении»

(подготовка и защита презентаций).



2


15

Глава II. Человек среди людей


Межличностные отношения




1

§6

16

Межличностные отношения




1

§6

17

Человек в группе




1

§7

18

Человек в группе.



1

§7

19

Общение




1

§ 8

20

Общение



1


21

Конфликты в межличностных отношениях




1

§9.

Задания в рабо­чей тет­ради, №7, 8, с. 47


22

Конфликты в межличностных отношениях




1


23

ПОУ по теме «Человек среди людей»




1

§6-9. Повто­рение


24-25

ПОУ по теме «Человек среди людей»




2


26

Глава III. Нравственные основы жизни


Человек славен добрыми делами




1

§10

27

Будь смелым



1

№ 5-7, с. 53-54


28

Будь смелым



1

§11

29

Человек и человечность




1

§ 12. За­дания в рабо­чей тет­ради, №6-7, с. 57


30

Человек и человечность



1


31

ПОУ по теме «Нравственные основы жизни»




1


32

Итоговое повторение


ПОУ по теме «Человек и общест­во»



1

Подготовка к защите проекта

33

Человек в системе общест­венных от­ношений



1

Подго­товка к кон­троль­ной ра­боте

34

Итоговая контроль­ная работа




1


35

Урок-конференция «Человек и общест­во»




1



Календарно-тематическое планирование

курса обществознание 7 класс (35 час).







урока

Наименование раздела.

Тема урока.

Дата

Кол-во часов

Домашнее

задание

план

факт

1-2

Глава I. Регулирование поведения в обществе


Что значит жить по правилам




2

§ 1; за­дания

рубрики

«В клас­се и до­ма»,

Рабочая

тетрадь,


3-4

Права и обязанности граждан



2

П.2, р.т.

5

Почему важно соблюдать законы




1

П.3, р.т.

6-7

Защита Отечества




2

П.4, р.т.

8-9

Для чего нужна дисциплина




2

П.5, р.т.

10-11

Виновен – отвечай




2

П.6, р.т.

12-13

Кто стоит на страже закона




2

П.7, р.т.

14

Практикум по теме: «Регулирование поведения людей в обществе»




1

Повт. П.1-7

15-16

Глава II. Человек в экономических отношениях


Экономика и ее основные участники




2

П.8, р.т.

17-18

Мастерство работника





П.9, р.т.

19-20

Производство: затраты, выручка, прибыль




2

П.10, р.т

21-22

Виды и формы бизнеса




2

П.11, р.т.

23-24

Обмен, торговля, реклама




2

П.12, р.т.

25-26

Деньги, их функции




2

П.13, р.т.

27

Экономика семьи




1

П.14, р.т.

28

Практикум по теме: «Человек в экономических отношениях»




1

Повт п. 8-14

29

Глава III. Человек и природа


Воздействие человека на природу




1

П.15, р.т

30-31

Охранять природу – значит охранять жизнь




2

П.16, р.т

32

Закон на страже природы




1

П.17, р.т.

33

Практикум по теме: «Человек и природа»




1

Повт. П. 15-17

34

Итоговое повторение


Итоговая контроль­ная работа




1

Повт.

35

Урок-конференция «Человек и общест­во»




1




Календарно-тематическое планирование курса

обществознание 8 класс (35 час).



урока








Наименование разделов.

Тема урока.

Кол-во

часов

Дом.

задание

Дата

план

факт

1

Введение.

Что делает человека человеком.

1

Записи в тетради

§1

Вопросы стр 12-13



2

Человек, общество и природа.

1

§2 Вопросы и задания стр18-19 Заполнение сравнительной таблицы




3

Общество как форма жизнедеятельности людей. Развитие общества.

1

§3Вопросы и задания стр26-27



4

Развитие общества


1

§4Вопросы и задания стр33-34



5

Как стать личностью

1

§5

Подготовка к тестированию по итогам главы

Стр. 43-44



6

Контрольная работа

1




7

Сфера духовной жизни


1

§6 Вопросы и задания стр.53-54



8-9

Мораль. Моральный выбор- это ответственность

2

§7, 9

Вопросы и задания стр 77-78



10

Долг и совесть

1

§8 Вопросы и задания стр 70-71



11


Образование

1

§10 Вопросы и задания стр85-86



12

Наука в современном обществе


1

§11 Вопросы и задания стр93-94



13

Религия как одна из форм культуры


1

§12

Вопросы и задания стр 101-102



14

Подведение итогов главы

1

Подготовка к итоговому

тестированию стр. 102-103



15

Социальная структура общества


1

§13. Вопросы и задания стр 113-114



16

Социальные статусы и роли




1

§14.Вопросы и задания стр121-122



17

Нации и межнациональные отношения


1

§15.Вопросы и задания стр129-130



18

Отклоняющееся поведение

1

Подготовка к тестированию по разделу стр.139-142



19

Итоговое тестирование по разделу.

1




20

Экономика и ее роль в жизни общества


1

§17





21

Главные вопросы экономики

1

§18




22

Собственность

1

§19 Вопросы и задания стр166-167




23

Рыночная экономика

1

§20

Вопросы и задания стр174-175




24

Производство- основа экономики

1

§21

Вопросы и задания стр183-184



25

Предпринимательская деятельность


1

§22 Вопросы и задания стр 192-193




26

Роль государства в экономике


1

§23

Вопросы и задания стр200-201



27

Распределение доходов


1

§24

Вопросы и задания стр207-208



28

Потребление

1

§25

Вопросы и задания стр214-215



29

Инфляция и семейная экономика

1

§26

Вопросы и задания стр223



30

Безработица, ее причины и последствия

1

§27

Вопросы и задания стр232-233



31

Мировое хозяйство и международная торговля

1

§28

Вопросы и задания стр 239-240



32

Контрольная работа по главе «Экономика».

1




33

Подготовка к итоговой проверочной работе за курс 8 класса.



1






34

35

Итоговая проверочная работа за курс 8 класса.

Итоговое обобщение.

1

1





Календарно – тематическое планирование

курса обществознание 9 класс (34 час).



урока

Наименование разделов.

Тема урока

Кол – во часов

Дата проведения

Домашнее задание

план

факт


1

Глава I. Политика.

Политика и власть.

1



П.1

2


Государство.

1



П.2

3

Политические режимы.


1



П.3

4-5

Правовое государство.

2




П.4

6

Гражданское общество и государство.


1



П.5

7

Участие граждан в политической жизни.


1



П.6

8

Политические партии и движения.


1



П.7

9

Межгосударственные отношения.


1



П.8.

10

Обобщение по теме: «Политика».

Готовимся к экзамену.

1



Повторить гл.1.

11

Проверочная работа по теме «Политика».


1




12

Глава II. Гражданин и государство.

Основы конституционного строя РФ.


1



П.9.

13-14

Права и свободы человека и гражданина.




2



П.10-11.

15-16

Высшие органы государственной власти в РФ.


2

.


П.12.

17

Россия – федеративное государство.


1



П.13

18

Судебная система РФ.


1



П.14.

19

Правоохранительные органы РФ.


1



П.15

20

Обобщение по теме: «Гражданин и государство».

Готовимся к экзамену.


1



Повторить гл.2.

21

Гражданин и государство».


1




22

Глава III. Основы российского законодательства.

Роль права в жизни человека, общества, государства.

1



П.16

23

Правоотношения и субъекты права.


1



П.17

24

Правонарушения и юридическая ответственность.


1



П.18

25

Гражданские правоотношения.


1



П.19.

26

Право на труд. Трудовые отношения.


1



П.20.

27

Семья под защитой закона.


1



П.21.

28

Административные правоотношения.


1



П.22.

29

Уголовно-правовые отношения.


1



П.23

30

Правовое регулирование отношений в сфере образования.


1



П.24.

31

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов

1



П.25.

32

Обобщение по теме: «Основы российского законодательства».

Готовимся к экзамену.

1



Повторить гл.3.

33

Проверочная работа по теме «Основы российского законодательства».

1



Повторить основные вопросы курса.

34

Итоговая контрольная работа за курс 9 класса.


1