Хангаласский улус РС (Я)
МБОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа №2 с УИОП»
«Рассмотрено» на заседании МО учителей гуманитарных наук Протокол № _________ от «____»__________________2019г. | «Согласовано» __________________________Устинова Т.В. заместитель директора по МР МБОУ «Покровская СОШ №2 с УИОП» «_____»_____________________2019 г. | «Утверждаю» ___________________ Владимиров С.С. директор МБОУ «Покровская СОШ №2 с УИОП» «______» ___________________2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
к учебнику Боголюбова Л.Н. «Обществознание» 5 класс
Учебный предмет: обществознание
Класс: 5а
Образовательная область: общественно-научные предметы
Учебный год: 2019-2020 гг.
Учитель: Егорова Ольга Ивановна, учитель истории и обществознания
г. Покровск 2019.
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию разработана на основе:
Базисного учебного плана образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основную образовательную программу основного общего образования ФГОС;
и в соответствии с учебным планом МБОУ «Покровская СОШ №2» на 2019-2020 учебный год.
Обществознание. 5-9 классы. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова. (Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова, А.И. Матвеев. М.2014)
Общая характеристика учебного предмета
Программа курса обществознание в 5 классе обращена к младшему подростковому возрасту и актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные представления об обществе, социальном окружении, Родине. Происходит преемственность по отношению к курсу «Окружающего мира», изучаемого в начальной школе.
Программа последовательно знакомит учащихся с основными социальными институтами, раскрывая их с новой стороны. Учащиеся расширяют знания не только о важнейших социальных институтах, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними.
Учебный предмет «Обществознание» дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества. Разрастающееся информационное и коммуникативное пространство современного мира не отменяет эту функцию истории, но усиливает ее значение.
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные субъекты изучения: общество и его основные сферы, положение человека в общество, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации учебную коммуникацию; опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• Развития личности в ответственный период социального взросления человека (10 – 15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
• Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
• Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности: правоотношений; семейно-бытовых отношений.
Место учебного предмета «Обществознание» в Базисном учебном (образовательном) плане:
Предмет «Обществознание» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5 классах в общем объеме 34 часов, по 1 часу в неделю.
Структура программы
№ | Раздел, тема | Кол-во часов в разделе | Из них |
Контрольные работы | Проектная работа | Практические задания |
1 | Человек | 5 | 1 | | |
2 | Семья | 8 | 1 | 2 | 1 |
3 | Школа | 6 | 1 | 1 | 1 |
4 | Труд | 5 | 1 | 1 | 1 |
5 | Родина | 10 | 1 | 3 | 1 |
| Всего | 34 | 5 | 7 | 4 |
Содержание программы
Раздел I. Человек
Загадка человека. Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек –биологическое существо. Отличие человека от животных. Наследственность.
Отрочество – особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность – показатель взрослости.
Практикум.
Раздел II. Семья
Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы.
Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства.
Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни.
Практикум.
Раздел III. Школа
Образование в жизни человека. Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования.
Образование и самообразование. Учеба – основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться.
Одноклассники, сверстники, друзья. Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс.
Практикум.
Раздел IV. Труд
Труд - основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство.
Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.
Практикум.
Раздел V. Родина
Наша родина – Россия. Субъекты Федерации. Многонациональное государство. Русский язык – государственный. Любовь к Родине. Что значит быть патриотом.
Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России.
Гражданин России. Гражданин- Отечества достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан. Гражданственность. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения.
Мы – многонациональный народ. Россия – многонациональное государство. Национальность человека. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.
Практикум.
Требования к уровню подготовки учащихся
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни).
Основная функция познавательная: беседы, просмотр и обсуждение аудио, видео, текстового материала, работа с Интернет – ресурсами, конференция, викторина и др. Данный уровень результатов будет достигаться лишь в том случае, когда объектом познавательной деятельности детей станет собственно социальный мир. Большое место здесь будет уделяться познанию жизни людей, познанию общества: его структуры и принципов существования, норм этики и морали, базовых общественных ценностей, памятников мировой и отечественной культуры, особенностей межнациональных и межконфессиональных отношений.
Причем важны здесь будут не только и не столько фундаментальные знания, сколько те, которые нужны человеку для полноценного проживания его повседневной жизни, для успешной его социализации в обществе. Как вести себя с человеком в инвалидной коляске, что можно и чего нельзя делать в храме, как искать и находить нужную информацию, какие права есть у человека, попавшего в больницу, как безопасно для природы утилизировать бытовые отходы, как правильно оплатить коммунальные платежи и т.п. Отсутствие этих элементарных социальных знаний может сделать жизнь человека и его ближайшего окружения весьма затруднительной.
Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом).
Основная функция – формирование личностного отношения: дискуссия, дебаты, круглый стол, семинары, создание и поиск путей решения проблемных ситуаций, ролевая, деловая, коммуникативная и др. игры. Необходимо инициировать и организовывать работу школьников с воспитывающей информацией, предлагая им обсуждать ее, высказывать по ее поводу мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Это может быть информация о здоровье и вредных привычках, о нравственных и безнравственных поступках людей, о героизме и малодушии, о войне и экологии, о культуре, об экономических, политических или социальных проблемах нашего общества. Позитивное отношение школьника к самому знанию как общественной ценности будет вырабатываться у него тогда, когда знание станет объектом эмоционального переживания.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного ценностно-окрашенного социального действия).
Основная функция – деятельностная: выставки, олимпиады, исследовательские проекты, компьютерная презентация и др. Достижение результатов третьего уровня будет возможно при условии организации взаимодействия школьника с социальными субъектами в открытой общественной среде.
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по обществознанию:
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Метапредметные результаты:
Регулятивные | 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; |
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; |
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; |
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; |
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; |
Познавательные | 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; |
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; |
Коммуникативные | 8) смысловое чтение; |
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; |
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью |
Предметные результаты:
Целостное представление об обществе, человеке и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
Умение находить нужную социальную информацию, адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия;
Преобразовывать, в соответствии с решаемой задачей, имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями;
Приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
Знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
Знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Раздел | Тема урока | Кол-во часов | Содержание урока | Домашнее задание | Коды элементов содержания (КЭС) |
Раздел I. Человек Регулятивные: - работать по предложенному учителем плану; -высказывать свои предположения на основе работы с материалом учебника. -организовывать и регулировать свою деятельность на уроке. Познавательные: --раскрывать на конкретных примерах цель и ценность человеческой жизни; -характеризовать и конкретизировать конкретными примерами биологическое и социальное в природе человека; -сравнивать свойства человека и животного; -описывать отрочество как особую пору жизни. - раскрывать на конкретных примерах значение самостоятельности как показателя взрослости. Коммуникативные: -способность выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно); - способность слышать, слушать и учитывать мнение другого в процессе учебного сотрудничества; - выразительно читать и пересказывать текст; -способность вести диалог. -способность определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат; - готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении |
1 | Че лове к | Введение. | 1 | Что нам предстоит узнать. Чему мы должны научиться. Как работать с учебником и рабочей тетрадью в классе и дома | Стр. 5 | |
2 | Загадка человека. | 1 | Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек — биологическое существо. Отличие человека от животных. Наследственность | Прочитать § 1, ответить на вопросы рубрики «Проверим себя», выполнить задания № 2, 3 рубрики «В классе и дома». При наличии у пятиклассников опыта проектной работы можно предложить выполнить задание № 4. При работе над проектом «Кто на кого похож» учащиеся должны подобрать необходимые материалы (фотографии внешне похожих людей, в том числе свои собственные и фотографии своих родственников), используя при этом информацию различных сайтов. | 1.1 |
3 | Загадка человека. | 1 | Почему человеком нельзя стать без общения. Особенности общения подростков со сверстниками, со старшими и с младшими по возрасту партнёрами. | Прочитать § 2 , ответить на вопросы рубрики «Проверим себя», выполнить задания № 2, 3 рубрики «В классе и дома». | 1.2 |
4 | Отрочество-особая пора жизни. | 1 | Отрочество — особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность — показатель взрослости | Читать § 2, выполнить задания в рабочей тетради | 1.5 |
5 | Контрольная работа № 1. Человек | 1 | -раскрывать на конкретных примерах цель и ценность человеческой жизни; -характеризовать и конкретизировать конкретными примерами биологическое и социальное в природе человека; -сравнивать свойства человека и животного; -описывать отрочество как особую пору жизни; | § 1 – 2 | 1.1 1.2 1.5 |
Раздел II. Семья Регулятивные: - работать по предложенному учителем плану; -высказывать свои предположения на основе работы с материалом учебника. -организовывать и регулировать свою деятельность на уроке. Познавательные: -показывать на конкретных примерах меры государственной поддержки семьи; -сравнивать двухпоколенные и трехпоколенные семьи; -выражать собственную точку зрения на значение семьи; -характеризовать совместный труд членов семьи; -сравнивать домашнее хозяйство городского и сельского жителя; -описывать собственные обязанности в ведении семейного хозяйства; -характеризовать значимость здорового образа жизни. --исследовать несложные практические ситуации, связанные с отношениями в семье, типичными для разных стран и исторических периодов; -исследовать несложные практические ситуации, связанные с проведением подростками свободного времени; -описывать и оценивать собственные увлечения в контексте возможностей личностного развития Коммуникативные: -способность выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно); - способность слышать, слушать и учитывать мнение другого в процессе учебного сотрудничества; -способность вести диалог. -способность определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат; - готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении. |
6 | Семь я | Семья и семейные отношения | 1 | Семья и семейные отношения. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы | Прочитать § 3, выполнить задания № 2 и 3 (§ 3) в рабочей тетради. | 4.2 |
7 | Права ребенка | 1 | Семья под защитой государства. Права ребенка. Семейный кодекс. | Прочитать § 3, выполнить задания № 4 и 5 (§ 3) в рабочей тетради. | 6.8 |
8 | Проектная работа. Моя родословная | 1 | Проектная работа «Моя семья». Создание презентации о родословной. | Подготовить презентацию о своей семье в формате powerpoint. | |
9 | Семейное хозяйство | 1 | Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства | Прочитать § 4. Выполнить задания рубрики «В классе и дома». | 4.2 |
10 | Проектная работа. Семейная экономика | 1 | Семейное хозяйство. Как правильно вести семейный бюджет. Рациональное ведение хозяйства | Прочитать § 4 | |
11 | Свободное время | 1 | Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни | Прочитать § 5. Выполнить задания № 6, 8 (§ 5) в рабочей тетради. | 1.6 |
12 | Практикум № 2. Семья | 1 | Я и моя семья. Учимся рационально вести домашнее хозяйство. Семейный досуг и здоровый образ жизни | Подготовиться к практической работе. | |
13 | Контрольная работа № 2. Семья | 1 | -знать основные виды семей; -характеризовать семью как основной институт общества; -с опорой на конкретные примеры характеризовать значение и роль семьи для человека; | § 3 – 5 | 1.6 4.2 6.8 |
Раздел III. Школа Регулятивные: - работать по предложенному учителем плану; -высказывать свои предположения на основе работы с материалом учебника. -осознанно организовывать и регулировать свою деятельность на уроке. Познавательные: -описывать ступени школьного образования; -характеризовать учебу как основной труд школьника; -с опорой на конкретные примеры характеризовать значение самообразования для человека; -оценивать собственное умение учиться и возможности его развития; -выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний; -иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека; -оценивать собственное умение общаться с одноклассниками и друзьями. - исследовать несложные ситуации из жизни человека и общества, раскрывающие значимость образования в наше время и в прошлом; -опираясь на примеры из художественных произведений, выявлять позитивные результаты учения; -использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Коммуникативные: -способность выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно); - способность слышать, слушать и учитывать мнение другого в процессе учебного сотрудничества; - выразительно читать и пересказывать текст; -способность вести диалог; -способность работать в паре, в группе. -способность определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат; - готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении. |
14 | Шк ола | Образование в жизни человека | 1 | Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования | Прочитать § 6. Выполнить задания рубрики «В классе и дома» и творческие задания в рабочей тетради. | 2.3 |
15 | Проектная работа. Наша школа | 1 | Проект «Школа будущего» | Прочитать § 6. Выполнить задания рубрики «В классе и дома» и творческие задания в рабочей тетради. | |
16 | Образование и самообразование | 1 | Образование и самообразование. Учение вне стен школы. Умение учиться | Прочитать § 7. Выполнить задания в рабочей тетради по данной теме. | 2.3 |
17 | Одноклассники, сверстники, друзья | 1 | Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс | Прочитать § 8. Ответить на вопросы и выполнить задания в учебнике. | 1.7 |
18 | Практикум № 3. Школа | 1 | Школа в жизни человека и общества. «Век живи — век учись». Учись учиться. Мои соученики (одноклассники) | Подготовиться к практической работе. | |
19 | Контрольная работа № 3. Школа | 1 | -описывать ступени школьного образования; -характеризовать учебу как основной труд школьника; -с опорой на конкретные примеры характеризовать значение самообразования для человека; | § 6 – 8 | 1.7 2.3 |
Раздел IV. Труд Регулятивные: - работать по предложенному учителем плану; -высказывать свои предположения на основе работы с материалом учебника. -осознанно организовывать и регулировать свою деятельность на уроке. Познавательные: -объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества; -характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека; -различать материальную и моральную оценку труда; -приводить примеры благотворительности и меценатства. - определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде; -различать творчество и ремесло; -раскрывать признаки мастерства на примерах творений известных мастеров. Коммуникативные: -способность выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно); - способность слышать, слушать и учитывать мнение другого в процессе учебного сотрудничества; - выразительно читать и пересказывать текст; -способность вести диалог; -способность работать в паре, в группе. -способность определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат; - готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении. |
20 | Труд | Труд – основа жизни | 1 | Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд — условие благополучия чело- века. Благотворительность и меценатство | Прочитать § 9. Выполнить задания в рабочей тетради и учебнике | 1.6 |
21 | Проектная работа. В мире профессий | 1 | Проект «Все работы хороши». Презентация о профессиях. | Прочитать § 10. Подготовить презентацию о професии в формате powerpoint. | |
22 | Труд и творчество | 1 | Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве | Прочитать § 9, 10, выполнить задания практикума (с. 90) и рабочей тетради. | 1.6 |
23 | Практикум № 4. Труд | 1 | Каким бывает труд человека. Труд и его оценка. Труд и творчество | Подготовиться к практической работе. | |
24 | Контрольная работа № 4. Труд | 1 | -знать классификацию труда; -с опорой на конкретные примеры характеризовать значение труда для человека; | § 9 – 10 | 1.6 |
Раздел V. Родина Регулятивные: - работать по предложенному учителем плану; -высказывать свои предположения на основе работы с материалом учебника. -осознанно организовывать и регулировать свою деятельность на уроке. Познавательные: -объяснять смысл понятия «субъект РФ»; -знать и называть статус субъекта РФ, в котором находится школа; -характеризовать особенности России как многонационального государства; -объяснять значение русского языка как государственного; -приводить примеры проявлений патриотизма; -описывать основные государственные символы РФ; -знать текст гимна РФ; -объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин»; -называть и иллюстрировать примерами основные права граждан РФ; -называть основные обязанности граждан РФ; -приводить примеры добросовестного выполнения гражданских обязанностей. -использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов, посвященных государственным символам России; -составлять собственные информационные материалы о Москве – столице России; -приводить примеры и давать оценку проявлениям гражданственности, представленным в СМИ; -характеризовать и конкретизировать примерами этнические и национальные различия; -показывать на конкретных примерах исторического прошлого и современной жизни российского общества проявления толерантного отношения к людям разных национальностей. Коммуникативные: -способность выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно); - способность слышать, слушать и учитывать мнение другого в процессе учебного сотрудничества; - выразительно читать и пересказывать текст; -способность вести диалог; -способность работать в паре, в группе. -способность определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат; - готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении. |
25 | Родина | Наша Родина – Россия | 1 | Россия — федеративное государство. Структура России как федерации, права субъектов России. Русский язык как государственный | Прочитать § 11. Выполнить задания рубрики «В классе и дома». | 2.5 |
26 | Проектная работа. Наша Родина – Россия | 1 | Республика Саха (Якутия) как субъект Российской Федерации. Особенности территориального устройства, социального, экономического, политического развития. | Подготовить презентацию с информацией о Республике Саха в формате powerpoint. Направления: культура, обычаи, традиции, праздники, одежда, национальная кухня, улусы, государственные символы республики | |
27 | Государственные символы России | 1 | Государственные символы России. История государственных символов. Москва — столица России | Прочитать § 12. Выполнить задания и ответить на вопросы в учебнике, выполнить задания в рабочей тетради. | 6.4 |
28 | Проектная работа. Государственные символы России | 1 | Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. | Прочитать § 12. Ответить на вопросы и выполнить задания № 1, 2, 7, задание № 8 (по желанию учащихся) в учебнике. | |
29 | Гражданин России | 1 | Гражданин — Отечества достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан РФ. Гражданственность | § 13. Выполнить задания и ответить на вопросы в учебнике, выполнить задания в рабочей тетради. | 2.5 |
30 | Мы многонациональный народ | 1 | Россия многонациональное государство. Национальность человека. Народы России — одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения | § 14. Выполнить задания и ответить на вопросы в учебнике, выполнить задания в рабочей тетради. | 2.5 |
31 | Проектная работа. Народы России | 1 | Проект «Народы России». Презентации о культуре, традициях, обычаях, истории народов России. | Подготовить презентацию с информацией о любом народе Российской Федерации в формате powerpoint. Направления: культура, обычаи, традиции, праздники, одежда, национальная кухня, государственные символы. | 2.5 |
32 | Практикум № 5. Родина | 1 | Наша Родина — Россия. «Честь российского флага». Быть настоящим гражданином. Уважать людей любой национальности | Подготовиться к практической работе. | |
33 | Контрольная работа №6. Родина. | 1 | -знать и называть статус субъекта РФ, в котором находится школа; -характеризовать особенности России как многонационального государства; -объяснять значение русского языка как государственного; -приводить примеры проявлений патриотизма; -описывать основные государственные символы РФ; -объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин»; -называть и иллюстрировать примерами основные права граждан РФ; -называть основные обязанности граждан РФ; -приводить примеры добросовестного выполнения гражданских обязанностей; | § 11-15 | 2.5 6.4 |
34 | Итоговое повторение | 1 | Повторение и обобщение изученного материала | § 1-15 | |
УМК
Учебник. Обществознание. 5 класс. Боголюбов Л. Н., Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И. и др. / Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой.– М.: «Просвещение», 2013; (для учителя и для учащихся)
Иванова Л.Ф. Обществознание. 5 класс. Рабочая тетрадь. – М.: «Просвещение», 2012; (для учителя и для учащихся)
Обществознание. 5 класс. Электронное приложение к учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова (CD) (для учителя)
Поурочные разработки. Обществознание. 5 класс. Иванова Л. Ф. (для учителя)
Рабочие программы. Обществознание. Предметная линия учебников под ред. Л. Н. Боголюбова. 5-9 классы. Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и др. (для учителя)
Комплект учебников и учебно-методических пособий, обеспечивающих процесс образования по обществознанию по данной программе:
1. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа / В. И. Даль. — М., 2001.
2. Детский экономический словарь, или Маленькие рассказы не очень маленьким детям об экономике. — М., 1997.
3. Драчук В. С. Рассказывает геральдика / В. С. Драчук. — М., 1977.
4. Каменцева Е. И. Русская сфрагистика и геральдика / Е. И. Каменцева, Н. В. Устюгов. — М., 1974.
5. Лакиер А. Б. Русская геральдика / А. Б. Лакиер. — М., 1990
6. Народы России: энциклопедия. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2004.
7. Рябинина И. В. Происхождение человека / И. В. Рябинина. — СПб., 2006.
8. Сергеева Л. С. Человек: энциклопедия для малышей и всех, всех, всех. — М.: РОСМЭН, 1994.
9. Симоненко В. Д. Семейная экономика / В. Д. Симоненко, О. И. Шелепина. — М., 2000. — Гл. 1, 2.
10. Тишков В. А. Российский народ: кн. для учителя / В. А. Тишков. — М., 2010.
11. Шведова И. Т. Азбука для детей и взрослых / И. Т. Шведова. — М., 1992. — Вып. 1. Экономика.
12. Школьник Ю. К. Человек: полная энциклопедия / Ю. К. Школьник. — М., 2006.
13.http://www.president.kremlin.ru Президент Российской Федерации
14.http://www.jurizdat.ru Сайт Государственного учреждения издательства «Юридическая литература» Администрации Президента 15.Российской Федерации http://www.gks.ru Федеральная служба государственной статистики
16.http://www.alleng.ru Образовательные ресурсы Интернета. Всем, кто учится
17.http://www.russianculture.ru Портал «Культура России»