СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию 6-9 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по обществознанию разработрана в соответсвии с ФГОС ООО на основе примерной программы

и УМК под редакцией Боголюбова Л.Н.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию 6-9 классов»


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Амирово МР Стерлибашевский район Республики Башкортостан




Рассмотрено

на заседании МО

протокол № __

от ___ ________ 2018 г.


Согласовано

зам. директора

_______ Халикова Г.М.

____ _______ 2018 г.

Утверждаю

директор МБОУ ООШ с. Амирово

_________ / Туктаров Р.Ф.

приказ № ___ от_______ 2018 г.









Рабочая программа

учебного предмета (курса, дисциплины)

обществознание





Уровень образования: основное общее образование

Срок реализации: 4 года

Рабочая программа разработана на основе:

авторской программы по обществознанию под редакцией Л.Н.Боголюбова.- М.: Просвещение, 2014 г.





















Составитель программы:

Халикова Гузалия Мухаметгарайевна











2018-2019 учебный год



Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования составлена в соответствии с требованиями к результатам основного общего образования, утвержденными Федеральным государственным образовательным стандартом и на основе авторской программы Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова. 5—9 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]. — 3-е изд. — М. : Просвещение, 2014.

На изучение «Обществознания» в 6-9 классах отводится по 1 часу в неделю (34 часа в год, 136 часов за четыре года).

Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекта:

  • Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. Обществознание. Учебник. 6 класс. Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. - 6 изд. М.: Просвещение, 2016. - 111 с.

  • Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. Обществознание. Учебник. 7 класс. Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. - 4 изд. М.: Просвещение, 2017. - 159 с.

  • Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и др. Обществознание. Учебник. 8 класс. Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой. М.: Просвещение, 2018.- 255 с.

  • Боголюбов Л. Н., Матвеев А. И., Жильцова Е. И. и др. Обществознание. Учебник. 9 класс. Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой. М.: Просвещение, 2018.- 207 с.


Планируемые результаты освоения учебного курса

Метапредметными результатами изучения обществознания являются:

- умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

- умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций, а также рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

- способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;

- овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

- умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

1) использование элементов причинно-следственного анализа;

2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;

3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

6) подкрепление изученных положений конкретными примерами;

7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей
среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

В результате освоения предметного содержания курса обществознание у обучающихся предполагается формирование универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных):

Регулятивные:

умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели;

умение решать задачи, ответом для которых является описание последовательности действий на естественных и формальных языках;

умение вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения начального плана (или эталона), реального действия и его результата;

умение использовать различные средства самоконтроля.

Познавательные:

умение выделять, называть, читать, описывать объекты реальной действительности;

умение объяснять взаимосвязь первоначальных понятий  и объектов с реальной действительностью;

умение создавать информационные модели объектов, явлений, процессов из разных областей знаний на естественном, формализованном и формальном языках;

умение выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

формирование системного мышления;

формирование объектно-ориентированного мышления;

формирование формального мышления – способность применять логику при решении информационных задач;

формирование критического мышления – способность устанавливать противоречие, т.е. несоответствие между желаемым и действительным.

Коммуникативные:

умение определять наиболее рациональную последовательность действий по коллективному выполнению учебной задачи;

умение самостоятельно оценивать свою деятельность и деятельность членов коллектива;

умение использовать монолог и диалог для выражения и доказательства своей точки зрения, толерантности, терпимости к чужому мнению, к противоречивой информации;

формирование умений выбора, построения и использования адекватной информационной модели для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с задачами и  условиями коммуникации;

умение использовать информацию с учётом этических и правовых норм;

формирование умений использования иронии, самоиронии и юмора в процессе общения.

Личностными результатами изучения обществознания являются:

мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;

заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны

ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;

осознание необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку,
его правам и свободам как высшей ценности;

стремление к укреплению исторически сложившегося государственного единства;

признание равноправия народов, единства разнообразных культур;

убеждённость в важности для общества семьи и семейных традиций;

осознание своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.

Предметными результатами являются

формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;

приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;

формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;

освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;

развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин;

относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия;

знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия;

преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать) имеющиеся данные, соотносить их с собственными
знаниями; давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила
к анализу и оценке реальных социальных ситуаций;

установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;

знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

понимание значения коммуникации в межличностном общении;

умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов;

ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как к высшей ценности; на
стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании
необходимости поддержания гражданского мира и согласия, своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

Выпускник на базовом уровне научится:

Человек. Деятельность человека: использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;

характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;

в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;

характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;

приводить примеры основных видов деятельности человека;

выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов;

Общество: демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;

распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;

характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;

различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;

выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;

характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса;

на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение;

раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;

конкретизировать примерами опасность международного терроризма.

Социальные нормы: раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;

различать отдельные виды социальных норм;

характеризовать основные нормы морали;

критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;

раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;

характеризовать специфику норм права;

сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;

раскрывать сущность процесса социализации личности;

объяснять причины отклоняющегося поведения;

описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.

Сфера духовной культуры: характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;

описывать явления духовной культуры;

объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;

оценивать роль образования в современном обществе;

различать уровни общего образования в России;

находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;

описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;

объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;

учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности;

раскрывать роль религии в современном обществе;

характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.

Социальная сфера: описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы;

объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;

характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;

выделять параметры, определяющие социальный статус личности;

приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;

описывать основные социальные роли подростка;

конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;

характеризовать межнациональные отношения в современном мире;

объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;

характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;

раскрывать основные роли членов семьи;

характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;

выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.

Политическая сфера жизни общества: объяснять роль политики в жизни общества;

различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;

давать характеристику формам государственно-территориального устройства;

различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;

раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;

называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;

характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.

Гражданин и государство: характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;

объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;

раскрывать достижения российского народа;

объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;

называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;

осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;

характеризовать конституционные обязанности гражданина.

Основы российского законодательства: характеризовать систему российского законодательства;

раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;

характеризовать гражданские правоотношения;

раскрывать смысл права на труд;

объяснять роль трудового договора;

разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;

характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;

характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;

конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;

характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;

раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;

анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;

исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;

находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.

Экономика: объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;

различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;

раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;

характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;

характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;

объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства;

называть и конкретизировать примерами виды налогов;

характеризовать функции денег и их роль в экономике;

раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;

анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;

формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;

раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;

характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;

использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;

обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

Человек. Деятельность человека: выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека;

оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;

оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;

использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов;

моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы;

Общество: наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;

выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития;

осознанно содействовать защите природы.

Социальные нормы: использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;

оценивать социальную значимость здорового образа жизни.

Сфера духовной культуры: описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;

характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;

критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.

Социальная сфера: раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;

выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;

выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;

формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;

использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов;

находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа.

Политическая сфера жизни общества: осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;

соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.

Гражданин и государство: аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;

использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.

Основы российского законодательства: на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике

модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;

оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;

осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.

Экономика: анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;

выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;

анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;

решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;

грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.


Содержание курса

Социальная сущность личности

I. Человек в социальном измерении. Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни. Безопасность жизни. Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Как человек познаёт мир и самого себя. Образование и самообразование. Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные «параметры личности». Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные социальные роли. Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста. Отношения в семье и со сверстниками. Гендер как «социальный пол». Различия в поведении мальчиков и девочек. Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности. Гражданско-правовое положение личности в обществе.
Юные граждане России: какие права человек получает от рождения.

II. Ближайшее социальное окружение. Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и воспитание в семье. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Человек в малой группе. Ученический коллектив, группа
сверстников. Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и пути их разрешения.
Современное общество

III. Общество — большой «дом» человечества. Что связывает людей в общество. Устойчивость и изменчивость в развитии общества. Основные типы обществ. Общественный прогресс. Сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага. Экономика. Социальные различия в обществе: причины их возникновения и проявления. Социальные общности и группы. Государственная власть, её роль в управлении общественной жизнью. Из чего складывается духовная культура общества. Духовные богатства общества: создание, сохранение, распространение, усвоение.
IV. Общество, в котором мы живём. Мир как единое целое. Ускорение мирового общественного развития. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Глобальные проблемы современности. Экологическая ситуация в современном глобальном мире: как спасти природу. Российское общество в начале XXI в.
Ресурсы и возможности развития нашей страны: какие задачи стоят перед отечественной экономикой. Основы конституционного строя Российской Федерации.
Государственное устройство нашей страны, многонациональный состав её населения. Что значит сегодня быть гражданином своего Отечества? Духовные ценности российского народа. Культурные достижения народов России: как их сохранить и приумножить.
Место России среди других государств мира.

Социальные нормы

V. Регулирование поведения людей в обществе. Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные традиции и обычаи. Общественное сознание и ценности. Гражданственность и патриотизм. Мораль, её основные принципы. Добро и зло. Законы
и правила нравственности. Моральные нормы и моральный выбор. Нравственные чувства и самоконтроль. Влияние моральных устоев на развитие общества и человека.
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Нормы права. Понятие прав, свобод и обязанностей. Дееспособность и правоспособность человека. Правоотношения, субъекты права. Конституция Российской Федерации — Основной закон
государства. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина.
Личные (гражданские) права, социально-экономические и культурные права, политические права и свободы российских граждан. Как защищаются права человека в России.
Конституционные обязанности российского гражданина. Обязанность платить налоги. Обязанность бережно относиться к природным богатствам. Защита Отечества — долг и обязанность.

VI. Основы российского законодательства. Гражданские правоотношения. Гражданско-правовые споры. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без родителей. Трудовые правоотношения. Права, обязанности и ответственность работника и работодателя. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях. Административные правоотношения. Административное правонарушение. Преступление и наказание. Правовая ответственность несовершеннолетних. Правоохранительные органы. Судебная система.

Экономика и социальные отношения

VII. Мир экономики. Экономика и её роль в жизни общества. Экономические ресурсы и потребности. Товары и услуги. Цикличность экономического развития. Современное производство. Факторы производства. Новые технологии и их возможности. Предприятия и их современные формы. Типы экономических систем. Собственность и её формы.
Рыночное регулирование экономики: возможности и границы. Виды рынков. Законы рыночной экономики. Деньги и их функции. Инфляция. Роль банков в экономике. Роль государства в рыночной экономике. Государственный бюджет. Налоги. Занятость и безработица: какие профессии востребованы на рынке труда в начале XXI в. Причины безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Особенности экономического развития России.
VIII. Человек в экономических отношениях Основные участники экономики — производители и потребители. Роль человеческого фактора в развитии экономики. Труд в современной экономике. Профессионализм и профессиональная успешность. Трудовая этика. Заработная плата. Предприниматель. Этика предпринимательства. Экономика семьи. Прожиточный минимум. Семейное потребление. Права потребителя.

IX. Мир социальных отношений. Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Общество как взаимодействие индивидов и групп. Многообразие социальных общностей и групп в обществе. Изменения социальной структуры общества с переходом
в постиндустриальное общество. Влияние экономики на социальный состав общества. Историзм понятий «социальная справедливость» и «равенство». Средний класс и его место
в современном обществе. Основные социальные группы современного российского
общества. Социальная политика Российского государства. Нации и межнациональные отношения. Характеристика межнациональных отношений в современной России. Понятие толерантности.

Политика и культура

X. Политическая жизнь общества. Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя политика. Сущность государства. Суверенитет. Государственное управление. Формы государства. Функции государства. Наше государство — Российская Федерация. Государственное устройство России. Гражданство Российской Федерации.
Политический режим. Демократия. Парламентаризм. Республика. Выборы и избирательные системы. Политические партии. Правовое государство. Верховенство права. Разделение
властей. Гражданское общество и правовое государство. Местное самоуправление.
Органы власти Российской Федерации. Органы законодательной власти. Органы исполнительной власти. Правоохранительные органы. Судебная система. Межгосударственные отношения. Международные политические организации. Войны и вооружённые конфликты. Национальная безопасность. Сепаратизм. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов. Глобализация и её противоречия. Человек и политика. Политические события и судьбы людей. Гражданская активность. Патриотизм.

XI. Культурно-информационная среда общественной жизни. Информация и способы её распространения. Средства массовой информации. Интернет. Культура, её многообразие и формы. Культурные различия. Диалог культур как черта современного мира.
Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Мировые религии. Веротерпимость.
Культура Российской Федерации. Образование и наука. Искусство. Возрождение религиозной жизни в нашей стране.

XII. Человек в меняющемся обществе. Можно ли предвидеть будущее? Как приспособиться к быстрым переменам? Непрерывное образование. Образование и карьера. Мир современных профессий. Образ жизни и здоровье. Мода и спорт. Будущее создаётся молодыми.

Национально - региональный компонент

• владеть информацией об экономической жизни своего района, села, республики Башкортостан.

• владеть информацией о социальных изменениях в своем районе, селе, республике Башкортостан.

•знать названия и направление различных средств массовой информации в республике Башкортостан.

• знать и объяснять государственное устройство Республики Башкортостан как субъекта Российской Федерации.

• знать и описывать полномочия и компетенцию различных органов государственной власти и управления республики Башкортостан.

• владеть информацией о деятельности политических, общественных организациях республики Башкортостан.

• знать основные положения Конституции республики Башкортостан.

• уметь дать сравнительную характеристику деятельности молодежи в республике Башкортостан и Российской Федерации.



Содержание курса по классам

6 класс

Введение (1 час)

Человек в социальном измерении (12 часов)

Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность
человека. Качества сильной личности. Познание человеком мира и самого себя. Самосознание и самооценка. Способности человека.

Деятельность человека, её основные формы (труд, иг ра, учение).
Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности.

Потребности человека — биологические, социальные, духовные.
Индивидуальный характер потребностей. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Духовный мир человека. Мысли и чувства. Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи.

Человек среди людей (10 часов)

Человек и ближайшее социальное окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание.

Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.

Общение — форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими
и младшими.

Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт .

Нравственные основы жизни (8 часов)

Человек славен добрыми делами. Доброе — значит, хорошее. Мораль.
Золотое правило морали. Учимся делать добро. Смелость. Страх — защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу.

Человечность. Гуманизм — уважение и любовь к людям. Внимание
к тем, кто нуждается в поддержке.

Итоговое обобщение (3 часа)

7 класс

Введение (1 час)

Регулирование поведения людей в обществе (11 часов)

Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные нравы, традиции и обычаи. Правила этикета и хорошие манеры.

Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Права ребёнка и их защита. Защита прав и интересов
детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.

Защита Отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная
служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга.

Дисциплина — необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.

Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних .

Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебные органы Российской
Федерации. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Человек в экономических отношениях (13 часов)

Экономика и её основные участники. Натуральное и товарное хозяйство. Потребители, производители. Мастерство работника. Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. взаимосвязь количества и качества труда.

Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на
производительность труда. Роль разделения труда в развитии производства. Новые технологии и их возможности. Издержки производства. Что и как производить. Выручка и
прибыль производителя.

Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики.
Формы бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности. Этика предпринимателя.

Обмен. Товары и услуги. Стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена. Торговля и её формы. Реклама в современной экономике.

Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные
виды денег.

Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подсобное хозяйство. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Обязательные и произвольные расходы. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства. Семейное потребление. Прожиточный минимум. Страховые услуги, предоставляемые гражданам .

Человек и природа (5 часов)

Человек — часть природы. Значение природных ресурсов как основы жизни и деятельности человечества. Проблема загрязнения окружающей среды. Охрана природы. Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали.

Законы Российской Федерации, направленные на охра ну окружающей среды. Участие граждан в природоохранительной деятельности.

8 класс

Личность и общество (6 часов)

Отличие человека от других живых существ. Природное и общественное в человеке. Мышление и речь — специфические свойства человека. Способность человека к
творчеству. Деятельность человека, её виды. Игра, учёба, труд. Сознание и деятельность. Познание человеком мира и самого себя.

Что такое природа? Биосфера и ноосфера. Взаимодействие человека
и окружающей среды. Место человека в мире природы. Человек и
Вселенная. Человек.

Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.

Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Основные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Человечество в XXI в., тенденции
развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.

Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность
человека. Качества сильной личности. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры .

Сфера духовной культуры (8 часов)

Сфера духовной жизни и её особенности. Культура личности и общества. Диалог культур как черта современного мира. Тенденции развития духовной культуры в современной России. Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло — главные понятия. Критерии морального поведения.

Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность. Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний самоконтроль человека.

Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Нравственные чувства и самоконтроль .

Значимость образования в условиях информационного общества.
Непрерывность образования. Самообразование.

Наука, её значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда учёного. Возрастание роли научных исследований в современном мире.

Религия как одна из форм культуры. Роль религии в культурном
развитии. Религиозные нормы. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.

Социальная сфера (5 часов)

Социальная неоднородность общества: причины и проявления.
Социальное неравенство. Многообразие социальных общностей и групп. Социальная мобильность. Социальные конфликты и пути их разрешения. Изменения социальной
структуры с переходом в постиндустриальное общество.

Социальная позиция человека в обществе: от чего она зависит.
Ролевой репертуар личности. Гендерные различия: социальные роли мужчин и женщин. Изменение статуса с возрастом. Социальные роли подростков. Отношения между поколениями.

Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к
историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.

Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.

Экономика (13 часов)

Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).

Основные вопросы экономики. Что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Типы экономических систем.

Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.

Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.

Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.

Предпринимательство. Цели фирмы, её основные организационно-правовые формы. Современные формы предпринимательства. Малое предпринимательство и фермерское
хозяйство. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами .

Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов.
Экономические меры социальной поддержки населения.

Потребление. Семейное потребление. Прожиточный минимум. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.

Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги,
предоставляемые гражданам. Формы сбережений граждан. Потребительский кредит .
Занятость и безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Какие профессии востребованы на рынке труда .

Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы
валют. Внешнеторговая политика.

9 класс

Введение (1 час)

Политика (11 часов)

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные
направления политики. Государство, его отличительные
признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.

Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.

Правовое государство. Разделение властей. Условия становления
правового государства в РФ. Гражданское общество. Местное
самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.

Участие граждан в политической жизни. Гражданская активность. Участие в вы борах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в
РФ. Опасность политического экстремизма.

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.

Право (17 часов)

Право, его роль в жизни человека, общества, государства. Понятие
нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.

Сущность и особенности правоотношений, различия и возможности осуществления действий участников правоотношений, мера дозволенного, субъекты правоотношений, правоспособность и дееспособность, физические и юридические лица, юридические действия,
правомерные и противоправные юридические действия, события.

Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений.
Понятия и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.

Правоохранительные органы РФ. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.

Этапы развития Конституции. Закон высшей юридической силы. Главные задачи Конституции. Конституционный строй. Основы государства. Основы статуса
человека и гражданина. Основные принципы конституционного строя.

Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение
прав и свобод человека и гражданина в РФ.

Сущность гражданского права. Особенности гражданских правоотношений. Виды договоров. Гражданская дееспособность несовершеннолетних. Защита прав потребителя.

Трудовые правоотношения. Трудовой кодекс РФ. Право на труд. Трудовые правоотношения. Права, обязанности и взаимная ответственность работника и работодателя. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях.

Семейные правоотношения. Семейный кодекс РФ. Сущность и
особенность семейных правоотношений. Правоотношения супругов. Правоотношения родителей и детей.

Административные правоотношения. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Административные правонарушения. Виды административных наказаний.

Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Социальная политика государства. Право на жилище. Право на социальное обеспечение. Здоровье под охраной закона.

Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооружённых конфликтов. Защита гражданского населения в период вооружённых конфликтов.

Законодательство в сфере образования. Получение образования — и право, и обязанность.

Заключительный урок 1 час

Резерв 1 час















Тематическое планирование с указанием часов, отводимых на изучение каждой темы

Тематическое планирование по обществознанию для 6 класса


Наименование раздела

Количество уроков

1

Введение

1

2

Человек в социальном измерении

12

3

Человек среди людей

12

4

Нравственные основы жизни.

8

5

Итоговое обобщение

1


ИТОГО

34


Тематическое планирование по обществознанию для 7 класса

Название раздела

Количество часов

1

Введение

1

2

Регулирование поведения людей в обществе

14

3

Человек в экономических отношениях

10

4

Человек и природа

6

7

Итоговое повторение.

3


ИТОГО

34

Тематическое планирование по обществознанию для 8 класса


Наименование раздела

Количество уроков

1

Введение

1

2

Личность и общество

5

3

Сфера духовной культуры

8

4

Экономика

12

5

Социальная сфера

6

6

Итоговое обобщение

2


ИТОГО

34


Тематическое планирование по обществознанию для 9 класса

Наименование раздела

Кол.уроков

1

Введение

1

3

Политическая сфера общества.

13

4

Человек и его права.

18

6

Итоговое обобщение

1


ИТОГО

33








№п/п

Тема урока

Количество часов

6 класс

1

Вводный урок

1


Человек в социальном измерении

12

2-3

Человек-личность

2

4

Человек познает мир

1

5

Практикум «Учимся узнавать и оценивать себя»

1

6

Человек и его деятельность

1

7

Учимся правильно организовывать свою деятельность

1

8-9

Потребности человека

2

10-11

На пути к жизненному успеху.

2

12

Человек в социальном измерении

1

13

Повторительно-обобщающий урок «Человек в социальном измерении

1


Человек среди людей

10

14-15

Межличностные отношения

2

16-17

Человек в группе.

2

18-19

Общение

2

20-21

Конфликты в межличностных отношениях

2

22

Практикум «Человек среди людей»

1

23

Повторительно- обобщающий урок

«Человек среди людей»

1


Нравственные основы жизни

8

24-25

Человек славен добрыми делами.

2

26-27

Будь смелым.

2

28-29

Человек и человечность

2

30-31

Нравственные основы жизни.

2

32

Итоговый урок по курсу «Обществознание» 6 класс

1

33-34

Резерв

2




7 класс

1

Введение

1


Регулирование поведения людей в обществе

14

2-3

Что значит жить по правилам

2

4

Права и обязанности граждан

1

5

Права ребенка и их защита. Особенности правового ста­туса несовершеннолетних.

1

6

Почему важно соблюдать законы.

Учимся читать и уважать закон.

1

7

Защита Отечества

1

8

Военная служба


9-10

Для чего нужна дисциплина


11-12

Виновен - отвечай


13-14

Кто стоит на страже закона


15

Повторительно-обобщающий урок «Регулирование поведения людей в обществе».



Человек в экономических отношениях

10

16

Экономика и её роль в жизни общества

1

17

Основные участники экономики

1

18-19

Мастерство работника

2

20

Производство, затраты, выручка, прибыль

1

21

Виды и формы бизнеса

1

22

Обмен, торговля, реклама

1

23

Деньги, их функции

1

24

Экономика семьи

1

25

Повторительно-обобщающий урок «Человек в экономических отношениях».

1


Человек и природа

4

26

Воздействие человека на природу

1

27

Охранять природу – значит охранять жизнь.

1

28

Закон на страже природы

1

29

Повторительно-обобщающий урок «Человек и природа»

1

30

Итоговое повторение

1

31-34

Обобщение курса «Обществознание»

4

8 класс

1

Введение

1


Личность и общество

5

2

Человек, общество, природа

1

3

Общество как форма жизнедеятельности людей

1

4

Развитие общества

1

5

Как стать личностью

1

6

Обобщающий урок по теме «Личность и общество»

1


Сфера духовной культуры

8

7

Сфера духовной жизни

1

8

Мораль

1

9

Долг и совесть

1

10

Моральный выбор – это ответственность

1

11

Образование

1

12

Наука в современном обществе

1

13

Религия как одна из форм культуры

1

14

Обобщающий урок по теме «Сфера духовной культуры

1


Социальная сфера

5

15

Социальная структура общества

1

16

Социальные статусы и роли

1

17

Нации и межнациональные отношения.

1

18

Отклоняющееся поведение

1

19

Обобщающий урок по главе «Социальная сфера»

1


Экономика

12

20

Экономика и ее роль в жизни общества

1

21

Главные вопросы экономики

Собственность

1

22

Рыночная экономика

1

23

Производство- основа экономики

1

24

Предпринимательская деятельность.

1

25

Роль государства в экономике

1

26

Распределение доходов

1

27

Потребление

1

28

Инфляция и семейная экономика

1

29

Безработица, ее причины и последствия.

1

30

Мировое хозяйство и международная торговля

1

31

Повторительно-обобщающий урок по главе «Экономика»

1

32-34

Заключительные уроки

1

9 класс

1

Введение

1


Политика

11

2

Политика и власть. Роль политики в жизни общества.

1

3

Государство, его отличительные признаки.

1

4

Политический режим.

1

5

Правовое государство

1

6

Гражданское общество. Местное самоуправление

1

7-8

Участие граждан в политической жизни.

2

9

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни

1

10-11

СМИ

2

12

Повторительно-обобщающий урок по разделу

1


Право

17

13

Право, его роль в жизни человека, общества и государства

1

14

Понятие правоотношения

1

15

Понятие правонарушения .

1

16

Правоохранительные органы

1

17

Конституция - основной закон РФ

1

18

Основы конституционного строя РФ

1

19

Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина.

1

20

Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Права ребёнка.

1

21

Гражданские правоотношения

1

22

Право на труд. Трудовые правоотношения.

1

23

Семейные правоотношения

1

24

Административные правоотношения

1

25

Уголовно – правовые отношения

1

26

Социальные права

1

27

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.

1

28

Правовое регулирование отношений в сфере образования.

1

29

Обобщение и систематизация знаний по теме «Право». Практикум

1

30

Заключительный урок

1

31-34

Резерв

5




































25



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!