СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию 6-9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию 6-9 класс»


Рабочая программа по учебному предмету «Обществознание»

(УМК «Обществознание». Под редакцией Л.Н. Боголюбова)



1. Планируемые результаты освоения учебного предмета


1.1. Личностные планируемые результаты


Критерии

сформированности

Личностные результаты


Предметные результаты

Самоопреде-ление (личностное, профессиона-льное, жизненное)

1.1..Сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России

– личностные представления об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

– понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;

– теоретические знания и опыт применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;

– наличие приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;

– развитый социальный кругозор и познавательный интерес к изучению общественных дисциплин

1.2. Осознанность своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества.

– личностные представления об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

– теоретические знания и опыт применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;

– развитый социальный кругозор и познавательный интерес к изучению общественных дисциплин

1.3. Сформированность гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества.

– личностные представления об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

– понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;

– теоретические знания и опыт применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;

– основы правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденность в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умения реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;

– развитый социальный кругозор и познавательный интерес к изучению общественных дисциплин

1.4. Сформированность чувства ответственности и долга перед Родиной

– личностные представления об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

– понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;

– теоретические знания и опыт применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;

– основы правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;

– освоенные приемы работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитые способности обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам

1.5. Сформированность ответственного отношения к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов ипотребностей региона, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде.

– теоретические знания и опыт применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;

– освоенные приемы работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;

– развитый социальный кругозор и познавательный интерес к изучению общественных дисциплин

1.6. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира

– личностные представления об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

– понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;

– теоретические знания и опыт применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;

– освоенные приемы работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;

– развитый социальный кругозор и познавательный интерес к изучению общественных дисциплин

Смыслообразование


2.1..Сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

– понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;

– теоретические знания и опыт применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;

– основы правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденность в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умения реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;

– развитый социальный кругозор и познавательный интерес к изучению общественных дисциплин

2.2. Сформированность коммуникативной компетентности при взаимодействии со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

– понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;

– теоретические знания и опыт применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;

– сформированные основы правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденность в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умения реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности

2.3.Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания

– понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;

– теоретические знания и опыт применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;

– наличие основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности

2.4. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни

– понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;

– теоретические знания и опыт применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп.

2.5. Готовность к соблюдению правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, обусловленных спецификой промышленного региона, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

– понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;

– теоретические знания и опыт применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;

– освоенные приемы работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам

2.6. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей.

– понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;

– теоретические знания и опыт применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;

– наличие основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности.

Нравственно-этическая ориентация


3.1. Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира

мира

– понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;

– теоретические знания и опыт применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;

– сформированные основы правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;

– освоенные приемы работы с социально значимой информацией, ее осмысление; способности делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;

– развитый социальный кругозор и познавательный интерес к изучению общественных дисциплин.

3.2. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества

– понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;

– теоретические знания и опыт применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;

– сформированные основы правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;

освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитые способности делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам

3.3. Сформированность морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

– понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;

– теоретические знания и опыт применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп.

3.4. Сформированность основ современной экологической культуры, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях

– понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;

– теоретические знания и опыт применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;

– освоенные приемы работы с социально значимой информацией, ее осмысление; способности обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам.

3.5. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи

– понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;

– освоенные приемы работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам.

3.6. Сформированность эстетического сознания через освоение художественного наследия народов родного края, России и мира, творческой деятельности эстетического характера

– теоретические знания и опыт применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп.

1.2. Метапредметные планируемые результаты


Универсальные учебные действия

Метапредметные результаты

Типовые задачи применения УУД

Регулятивные универсальные учебные действия

Р1Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (целеполагание)

Р1.1Анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты

Р1.2Идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему

Р1.3Выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат

Р1.4Ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей

Р1.5Формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности

Р1.6Обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов

Постановка и решение учебных задач

Учебное сотрудничество

Технология формирующего (безотметочного) оценивания

Эколого-образовательнаядеятельность

Метод проектов

Учебно-исследовательская деятельность

Кейс-метод

Р2 Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (планирование)

Р2.1Определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения

Р2.2Обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач

Р2.3Определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи

Р2.4Выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов)

Р2.5Выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели

Р2.6Составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования)

Р 2.7Определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения

Р2.8Описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса

Р2.9Планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию

Постановка и решение учебных задач

Организация учебного сотрудничества

Метод проектов

Учебно-исследовательская деятельность

Кейс-метод

Р3 Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (контроль и коррекция)

Р3.1Определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности

Р3.2Систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности

Р3.3Отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований

Р3.4Оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата

Р3.5Находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата

Р3.6Работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата

Р3.7Устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта

Р3.8Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно

Постановка и решение учебных задач

Поэтапное формирование умственных действий

Организация учебного сотрудничества

Технология формирующего (безотметочного) оценивания

Учебно-познавательные (учебно-практические) задачи на саморегуляцию и самоорганизацию

Метод проектов

Учебно-исследовательская деятельность

Р4 Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения (оценка)

Р4.1Определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи

Р4.2Анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи

Р4.3Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий

Р4.4Оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности

Р4.5Обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов

Р4.6Фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов

Организация учебного сотрудничества

Технология формирующего (безотметочного) оценивания

Учебно-познавательные (учебно-практические) задачи на саморегуляцию и самоорганизацию

Метод проектов

Учебно-исследовательская деятельность

Р5 Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция)

Р5.1Наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки

Р5.2Соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы

Р5.3Принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность

Р5.4Самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха

Р5.5Ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности

Р5.6Демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности)

Постановка и решение учебных задач

Организация учебного сотрудничества

Технология формирующего (безотметочного) оценивания

Эколого-образовательнаядеятельность

Учебно-познавательные (учебно-практические) задачи на формирование рефлексии

Метод проектов

Учебно-исследовательская деятельность

Познавательные универсальные учебные действия

П6 Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические УУД)

П6.1Подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства

П6.2Выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов

П6.3Выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство

П6.4Объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления

П6.5Выделять явление из общего ряда других явлений

П6.6Определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений

П6.7Строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям

П6.8Строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки

П6.9Излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи

П6.10Самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации

П6.11Вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником

П6.12Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения)

П6.13Выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ

П6.14 Делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными

Учебные задания, обеспечивающие формирование логических универсальных учебных действий

Стратегии смыслового чтения

Дискуссия

Метод ментальных карт

Эколого-образовательнаядеятельность

Метод проектов

Учебно-исследовательская деятельность

Дебаты

Кейс-метод

П7Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (знаково-символические / моделирование)

П7.1Обозначать символом и знаком предмет и/или явление

П7.2Определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме

П7.3Создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления

П7.4Строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения

П7.5Создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией

П7.6Преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область

П7.7Переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот

П7.8Строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм

П7.9Строить доказательство: прямое, косвенное, от противного

П7.10Анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата

Постановка и решение учебных задач, включающая моделирование

Поэтапное формирование умственных действий

Метод ментальных карт

Кейс-метод

Метод проектов

Учебно-исследовательская деятельность

П8 Смысловое чтение

П8.1Находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

П8.2Ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

П8.3Устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

П8.4Резюмировать главную идею текста;

П8.5Преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);

П8.6Критически оценивать содержание и форму текста.

П8.7Систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах

П8.8Выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий – концептуальных диаграмм, опорных конспектов)

П8.9Заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты

Стратегии смыслового чтения

Дискуссия

Метод ментальных карт

Кейс-метод

Дебаты

Метод проектов

Учебно-исследовательская деятельность

П9 Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации

П9.1Определять свое отношение к природной среде

П9.2Анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов

П9.3Проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций

П9.4Прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора

П9.5Распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды

П9.6Выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы

Эколого-образовательнаядеятельность

П10 Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем

П10.1Определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы

П10.2Осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями

П10.3Формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска

П10.4Соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью

Применение ИКТ

Учебно-познавательные (учебно-практические) задачи на, использование

Метод проектов

Учебно-исследовательская деятельность

Коммуникативные универсальные учебные действия

К11Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение (учебное сотрудничество)

К11.1Определять возможные роли в совместной деятельности

К11.2Играть определенную роль в совместной деятельности

К11.3Принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории

К11.4Определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации

К11.5Строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности

К11.6Корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен)

К11.7Критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его

К11.8Предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации

К11.9Выделять общую точку зрения в дискуссии

К11.10Договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей

К11.11Организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.)

К11.12Устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога

Организация учебного сотрудничества

Технология формирующего (безотметочного) оценивания

Дискуссия

Эколого-образовательнаядеятельность

Кейс-метод

Метод проектов (групповые)

Дебаты

К12Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (коммуникация)

К12.1Определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства

К12.2Отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.)

К12.3Представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности

К12.4Соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей

К12.5Высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога

К12.6Принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником

К12.7Создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств

К12.8Использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления

К12.9Использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя

К12.10Делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его

Организация учебного сотрудничества

Дискуссия

Кейс-метод

Дебаты

Учебно-познавательные (учебно-практические) задачи на коммуникацию

Учебно-исследовательская деятельность

К13Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность)

К13.1Целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ

К13.2Выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации

К13.3Выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи

К13.4Использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.

К13.5Использовать информацию с учетом этических и правовых норм

К13.6Создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности

Применение ИКТ

Учебно-познавательные (учебно-практические) задачи на использование ИКТ для обучения

Метод проектов

Учебно-исследовательская деятельность

1.3. Предметные планируемые результаты


6класс


Раздел (тема) программы

Предметные результаты

с учетом НРЭО Челябинской области

Загадки человека.

Человек и его деятельность

Обучающийся научится:

  • различать понятия «индивид», «индивидуальность», «личность»; характеризовать основные этапы и факторы становления личности;

  • описывать способы и значение познания мира; раскрывать на конкретных примерах связь самопознания и самооценки;

  • использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности;

  • описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности;

  • выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;

  • характеризовать потребности человека, различать их виды;

  • описывать межличностные отношения и их отдельные виды;

  • использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов; выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов;

  • исследовать несложные практические ситуации, связанные с отношениями человека в малой группе; выделять позитивные и негативные последствия пребывания человека в малой группе;

  • характеризовать понятие, виды и формы общения, а также особенности общения со сверстниками, старшими и младшими

Обучающийся получит возможность научиться:

  • оценивать роль воспитания и социальной среды в социализации человека;

  • осознанно формировать самооценку;

  • оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;

  • демонстрировать понимание особенностей и практическое владение способами коммуникативной, практической деятельности, используемыми в процессе познания человека и общества;

  • на основе полученных знаний о межличностных отношениях и конфликтах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель толерантного социального поведения, основанного на уважении к другим людям.

Человек среди людей.

Обучающийся научится:

  • объяснять сущность и значение моральных норм в жизни общества и человека; приводить примеры проявления нравственной позиции граждан, используя СМИ Челябинской области;

  • характеризовать сущность гуманистических ценностей; приводить примеры реализации на практике гуманистических идеалов, используя факты из истории и современной социальной жизни РФ и Челябинской области.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выражать и обосновывать собственное мнение по актуальным вопросам состояния морали и нравственности в современном российском обществе;

  • осуществлять осознанный нравственный выбор в предлагаемых модельных ситуациях;

  • применять на практике правила гуманного отношения к окружающим людям


7 класс


Раздел (тема) программы

Предметные результаты

с учетом НРЭО Челябинской области

Регулирование поведения людей в обществе

Обучающийся научится:

  • раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;

  • различать отдельные виды социальных норм;

  • характеризовать многообразие общественных нравов, традиций и обычаев в Челябинской области.

  • характеризовать основные нормы морали;

  • критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;

  • раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;

  • раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры земляков южноуральцев проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;

  • характеризовать специфику норм права;

  • сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;

  • раскрывать сущность процесса социализации личности;

  • приводить примеры проявления патриотизма и гражданственности, используя краеведческий материал;

  • объяснять причины отклоняющегося поведения;

  • описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения;

  • использовать полученные знания при анализе реальных ситуаций социума, в котором проживает

Обучающийся получит возможность научиться:

  • использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;

  • оценивать социальную значимость здорового образа жизни

Гражданин и государство

Обучающийся научится:

  • объяснять порядок формирования органов (правоохранительных) государственной власти РФ;

  • иметь представление о правоохранительных органах Челябинской области, уметь обратиться за помощью в правоохранительные органы в целях самозащиты

Обучающийся получит возможность научиться:

  • использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ

Человек в экономических отношениях

Обучающийся научится:

  • объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;

  • различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;

  • раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;

  • иметь представление и различать современные технологии на производствах Челябинской области.

  • характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;

  • характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;

  • объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства;

  • называть и конкретизировать примерами виды налогов;

  • характеризовать функции денег и их роль в экономике;

  • раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;

  • анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;

  • формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;

  • раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;

  • характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;

  • иметь представление о МРОТ, «потребительской корзине» в Челябинской области

  • использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;

  • обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.

  • характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;

  • анализировать информацию об экономической жизни Челябинской области из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;

  • формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;

  • выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;

  • анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;

  • решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;

  • грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

  • сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет;

  • анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;

  • выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния экономики Челябинской области

Человек и природа

Обучающийся научится:

  • демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;

  • демонстрировать на примерах Челябинской области взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;

  • характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса;

  • на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение;

  • приводить примеры и характеризовать деятельность граждан Челябинской области по защите окружающей среды;

  • конкретизировать примерами опасность международного терроризма

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития и их влияния на экологическую обстановку;

  • выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и общественного развития и их влияния на экологическую обстановку в Челябинской области;

  • осознанно содействовать защите природы;

  • различать ответственное и безответственное отношение к природе;

  • определять собственное отношение к природе; характеризовать смысл экологической морали;

  • осознанно содействовать защите природы родного края;

  • иллюстрировать примерами возможности граждан в сбережении природы


8класс


Раздел (тема) программы

Предметные результаты

с учетом НРЭО Челябинской области

Личность и общество

Обучающийся научится:

  • использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;

  • характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;

  • в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;

  • характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;

  • приводить примеры основных видов деятельности человека;

  • в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей;

  • характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;

  • выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека;

  • оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;

  • оценивать роль деятельности в жизни человека и общества на примере Челябинской области;

  • оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;

  • использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов;

  • моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы

Общество

Обучающийся научится:

  • демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;

  • распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;

  • характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;

  • различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;

  • различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни Челябинской области;

  • выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;

  • характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса;

  • демонстрировать на материалах Челябинской области взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;

  • на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение;

  • раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;

  • конкретизировать примерами опасность международного терроризма


Обучающийся получит возможность научиться:

  • наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;

  • выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития;

  • осознанно содействовать защите природы;

  • наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни Южного Урала;

  • выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и общественного развития и их влияния на экологическую обстановку в Челябинской области.

Сфера духовной культуры

Обучающийся научится:

  • характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;

  • описывать явления духовной культуры;

  • характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры Южного Урала, выражать свое мнение о явлениях культуры;

  • объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;

  • оценивать роль образования в современном обществе;

  • различать уровни общего образования в России;

  • находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;

  • описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;

  • объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;

  • учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности;

  • раскрывать роль религии в современном обществе;

  • характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры

Обучающийся получит возможность научиться:

  • описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;

  • описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры Южного Урала;

  • характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;

  • характеризовать основные направления развития культуры родного региона в современных условиях;

  • критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода

Социальная сфера

Обучающийся научится:

  • описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы;

  • объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;

  • характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;

  • описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы;

  • характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства в Челябинской области;

  • выделять параметры, определяющие социальный статус личности;

  • приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;

  • описывать основные социальные роли подростка;

  • конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;

  • характеризовать межнациональные отношения в современном мире, Челябинской области;

  • объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;

  • характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;

  • раскрывать основные роли членов семьи;

  • характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;

  • выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;

  • выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;

  • выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи Челябинской области;

  • выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;

  • формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;

  • использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов;

  • находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа

Экономика

Обучающийся научится:

  • объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;

  • различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;

  • раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;

  • характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;

  • характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;

  • объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства;

  • называть и конкретизировать примерами виды налогов;

  • характеризовать функции денег и их роль в экономике;

  • раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;

  • анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;

  • формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;

  • раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;

  • характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;

  • использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;

  • обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.

  • характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;

  • анализировать информацию об экономической жизни Челябинской области из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;

  • формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;

  • выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;

  • анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;

  • решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;

  • грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

  • сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.

  • анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;

  • выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния экономики Челябинской области

9 класс


Раздел (тема) программы

Предметные результаты

с учетом НРЭО Челябинской области

Политическая сфера жизни общества

Обучающийся научится:

  • объяснять роль политики в жизни общества;

  • различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;

  • давать характеристику формам государственно-территориального устройства;

  • различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;

  • раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;

  • приводить примеры проявления демократии, используя реальные ситуации из жизни Челябинской области;

  • называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;

  • характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни;

  • демонстрировать на примерах участие жителей Челябинской области в политической жизни РФ и Челябинской области.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;

  • соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы;

  • наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в политической жизни Челябинской области.

Гражданин и государство

Обучающийся научится:

  • характеризовать государственное устройство Российской Федерации и Челябинской области, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;

  • объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;

  • характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами порядок формирования органов региональной власти;

  • раскрывать достижения российского народа;

  • объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;

  • называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;

  • осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;

  • приводить примеры проявления патриотической позиции граждан, используя СМИ Челябинской области;

  • характеризовать конституционные обязанности гражданина.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;

  • использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ;

  • выражать и обосновывать патриотическую позицию по актуальным проблемам жизни Российской Федерации и Челябинской области.

Основы российского законодательства

Обучающийся научится:

  • характеризовать систему российского законодательства;

  • раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;

  • характеризовать гражданские правоотношения;

  • раскрывать смысл права на труд;

  • объяснять роль трудового договора;

  • разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;

  • использовать полученные знания при анализе особенностей рынка труда на примере Челябинской области;

  • характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;

  • характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;

  • конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;

  • характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;

  • раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;

  • анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;

  • исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;

  • приводить примеры защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, используя реальные ситуации из жизни Челябинской области;

  • находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;

  • оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;

  • грамотно применять полученные знания для анализа правовых ситуаций из жизни Челябинской области

  • осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.



Содержание учебного предмета


СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТИ

I. Загадка человека.

Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни. Безопасность жизни.

Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности. Люди с ограниченными возможностями и осо­быми потребностями.

Как человек познаёт мир и самого себя. Образование и са­мообразование.

Социальное становление человека: как усваиваются соци­альные нормы. Социальные «параметры личности».

Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Ста­тус. Типичные социальные роли.

Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста. Отношения в семье и со сверстниками.

Гендер как «социальный пол». Различия в поведении маль­чиков и девочек.

Национальная принадлежность: влияет ли она на социаль­ное положение личности.

Гражданско-правовое положение личности в обществе. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения.

II. Человек среди людей

Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и воспитание в семье.

Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

Человек в малой группе. Ученический коллектив, группа сверстников.

Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и пути их разрешения.


СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО

III. Общество - большой «дом» человечества

Что связывает людей в общество. Устойчивость и изменчи­вость в развитии общества. Основные типы обществ. Обще­ственный прогресс.

Сферы общественной жизни, их взаимосвязь.

Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага. Экономика.

Социальные различия в обществе: причины их возникно­вения и проявления. Социальные общности и группы.

Государственная власть, её роль в управлении обществен­ной жизнью.

Из чего складывается духовная культура общества. Духов­ные богатства общества: создание, сохранение, распростране­ние, усвоение.

IV. Общество, в котором мы живём

Мир как единое целое. Ускорение мирового общественного развития.

Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь.

Глобальные проблемы современности. Экологическая си­туация в современном глобальном мире: как спасти при­роду.

Российское общество в начале XXI в.

Ресурсы и возможности развития нашей страны: какие за­дачи стоят перед отечественной экономикой. Основы конституционного строя Российской Федерации. Го­сударственное устройство нашей страны, многонациональный состав её населения. Что значит сегодня быть гражданином своего Отечества? Духовные ценности российского народа. Культурные до­стижения народов России: как их сохранить и приумножить.

Место России среди других государств мира.


СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ

V. Регулирование поведения людей в обществе

Социальные нормы и правила общественной жизни. Об­щественные традиции и обычаи.

Общественное сознание и ценности. Гражданственность и патриотизм.

Мораль, её основные принципы. Добро и зло. Законы и правила нравственности. Моральные нормы и моральный выбор. Нравственные чувства и самоконтроль. Влияние моральных устоев на развитие общества и человека.

Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Нормы права. Понятие прав, сво­бод и обязанностей.

Дееспособность и правоспособность человека. Правоотно­шения, субъекты права.

Конституция Российской Федерации - Основной закон государства. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина.

Личные (гражданские) права, социально-экономические и культурные права, политические права и свободы россий­ских граждан.

Как защищаются права человека в России.

Конституционные обязанности российского гражданина. Обя­занность платить налоги. Обязанность бережно относиться к природным богатствам. Защита Отечества - долг и обязан­ность.


VI. Основы российского законодательства

Гражданские правоотношения. Гражданско-правовые споры.

Семейные правоотношения. Права и обязанности родите­лей и детей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без родителей.

Трудовые правоотношения. Права, обязанности и ответ­ственность работника и работодателя. Особенности положе­ния несовершеннолетних в трудовых правоотношениях.

Административные правоотношения. Административное правонарушение.

Преступление и наказание. Правовая ответственность не­совершеннолетних.

Правоохранительные органы. Судебная система.


ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

VII. Мир экономики

Экономика и её роль в жизни общества. Экономические ресурсы и потребности. Товары и услуги. Цикличность эко­номического развития.

Современное производство. Факторы производства. Новые технологии и их возможности. Предприятия и их современ­ные формы.

Типы экономических систем. Собственность и её формы.

Рыночное регулирование экономики: возможности и гра­ницы. Виды рынков. Законы рыночной экономики.

Деньги и их функции. Инфляция. Роль банков в эконо­мике.

Роль государства в рыночной экономике. Государственный бюджет. Налоги.

Занятость и безработица: какие профессии востребованы на рынке труда в начале XXIв. Причины безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.

Особенности экономического развития России.



VIII. Человек в экономических отношениях

Основные участники экономики - производители и потре­бители. Роль человеческого фактора в развитии экономики.

Труд в современной экономике. Профессионализм и про­фессиональная успешность. Трудовая этика. Заработная плата.

Предприниматель. Этика предпринимательства.

Экономика семьи. Прожиточный минимум. Семейное по­требление.

Права потребителя.


IX. Мир социальных отношений

Социальная неоднородность общества: причины и про­явления. Общество как взаимодействие индивидов и групп. Многообразие социальных общностей и групп в обществе.

Изменения социальной структуры общества с переходом в постиндустриальное общество. Влияние экономики на со­циальный состав общества. Историзм понятий «социальная справедливость» и «равенство». Средний класс и его место в современном обществе.

Основные социальные группы современного российского общества. Социальная политика Российского государства. Нации и межнациональные отношения. Характеристика межнациональных отношений в современной России. Поня­тие толерантности.

ПОЛИТИКА. КУЛЬТУРА


X. Политическая жизнь общества

Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя политика.

Сущность государства. Суверенитет. Государственное управление. Формы государства. Функции государства.

Наше государство - Российская Федерация. Государствен­ное устройство России. Гражданство Российской Федерации.

Политический режим. Демократия. Парламентаризм.

Республика. Выборы и избирательные системы. Политиче­ские партии.

Правовое государство. Верховенство права. Разделение вла­стей. Гражданское общество и правовое государство. Местное самоуправление.

Органы власти Российской Федерации. Органы законода­тельной власти. Органы исполнительной власти. Правоохра­нительные органы. Судебная система.

Межгосударственные отношения. Международные полити­ческие организации.

Войны и вооружённые конфликты. Национальная безопас­ность. Сепаратизм. Международно-правовая защита жертв во­оружённых конфликтов.

Глобализация и её противоречия.

Человек и политика. Политические события и судьбы людей. Гражданская активность. Патриотизм.


XI. Культурно-информационная среда общественной жизни

Информация и способы её распространения. Средства массовой информации. Интернет.

Культура, её многообразие и формы. Культурные различия. Диалог культур как черта современного мира.

Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Мировые религии. Веротерпимость.

Культура Российской Федерации. Образование и наука. Искусство. Возрождение религиозной жизни в нашей стране.


XII. Человек в меняющемся обществе

Можно ли предвидеть будущее? Как приспособиться к бы­стрым переменам? Непрерывное образование. Образование и карьера. Мир современных профессий. Образ жизни и здо­ровье. Мода и спорт. Будущее создаётся молодыми.

















Содержание НРЭО по обществознанию 6-9 класс


Класс

Примерные темы уроков.

6

1. Многообразие видов деятельности в Челябинской области

2. Успешные люди нашего города.

3. История нашей школы

4. Наши семейные традиции

7

1. Устав Челябинской области

2. Законодательный процесс в Челябинской области.

3. Защита прав человека в Челябинской области

4. Экономика Челябинской области и города Еманжелинска.

5. Бюджет семьи.

6. Памятник природы Челябинской области оз. Большой Сарыкуль


8

  1. Становление и развитие южноуральского общества.

  2. Духовная культура Челябинской области.

  3. Просвещение и образование в Челябинской области

  4. Религии и храмы Челябинской области

  5. Социальная структура общества на примере Челябинской области и города Еманжелинска.

  6. Национальный состав Челябинской области и города Еманжелинска.

  7. Основные производства Еманжелинского района.

  8. Социальная политика Челябинской области.

  9. Рынок труда в Челябинской области и Еманжелинском районе.

9

  1. Местное самоуправление в Челябинской области и Еманжелинском районе..

  2. Выборы и референдумы в Челябинской области и Еманжелинском муниципальном районе.

  3. Челябинская область субъект РФ.

  4. Деятельность правоохранительных органов на территории Еманжелинского района. Экскурсия в районный суд.

  5. Уровень и качество жизни населения Челябинской области.

  6. Статистические данные о состоянии семейных отношений в Еманжелинском районе













Тематическое планирование по обществознанию

6 класс (34ч)

п/п

Тема

Кол-во часов

Текущий контроль успеваемости

Содержание НРЭО


Глава 1. Загадка человека

13



1

Вводный урок

1



2

§ 1. Принадлежность к двум мирам

1



3

§ 1. Принадлежность к двум мирам

1



4

§ 2 Человек - личность

1



5

§ 2 Человек - личность

1

Практическая работа№1 по теме «Социализация»


6

§ 3. Отрочество – особая пора

1



7

§ 3. Отрочество – особая пора

1



8

§ 4 Потребности и способности человека

1



9

§ 4 Потребности и способности человека

1

Практическая работа№2 по теме «Потребности»


10

§ 5. Когда возможности ограничены

1



11

§ 5. Когда возможности ограничены

1



12

§ 6. Мир увлечений

1


Успешные люди нашего города

13

Практикум к главе «Загадка человека»

1




Глава 2. Человек и его деятельность

9



14

§ 7. Деятельность человека

1


Многообразие видов человеческой деятельности в области

15

§ 7. Деятельность человека

1

Практическая работа № 3 по теме«Способности человека и деятельность»



16

§ 8. Труд основа жизни

1



17

§ 8. Труд основа жизни

1



18

§ 9. Учение – деятельность школьника

1



19

§ 9. Учение – деятельность школьника

1


История нашей школы

20

§ 10. Познание человеком мира и себя

1



21

§ 10. Познание человеком мира и себя

1

Практическая работа№4 по теме «Самооценка»


22.

КР. Человек и его деятельность

1

Контрольная работа № 1 по теме «Человек и его деятельность»



Глава 3. Человек среди людей

11



23

§ 11. Отношение с окружающими

1



24

§ 11. Отношение с окружающими

1



25

§ 12. Общение

1



26

§ 12. Общение

1



27

§ 13.Человек в группе

1



28

§ 13. Человек в группе

1



29

§ 14. Отношение со сверстниками

1



30.

§ 15. Конфликты в межличностных отношениях

1



31.

§ 15. Конфликты в межличностных отношениях

1

Практическая работа

№ 4 по теме «Нравственные основы жизни»


32

§ 16. Семья и семейные отношения

1


Семейные традиции

33

Практикум к главе «Человек среди людей»

1



334

КР. «Человек среди людей»

1

Контрольная работа

№ 2 по теме «Человек среди людей»



7класс (34 ч)

п/п

Тема

Кол-во часов

Текущий контроль успеваемости

Содержание НРЭО

1

Ведение

1




Глава I. Регулирование поведения людей в обществе

13



2.

§ 1. Что значит жить по правилам

1



3.

§ 2. Права и обязанности граждан. Гражданство РФ

1



4.

§ 2. Права и обязанности граждан. Гражданство РФ

1



5.

§ 3. Почему важно соблюдать законы

1



6.

§ 3. Почему важно соблюдать законы

1


Законодательный процесс в Челябинской области

7.

§ 4. Конституционные обязанности гражданина РФ. Защита Отечества

1



8.

§ 4. Конституционные обязанности гражданина РФ. Защита Отечества

1



9.

ПР. Конституционные обязанности гражданина РФ

1

Практическая работа№1 по теме «Конституционные обязанности гражданина РФ»


10.

§ 5. Для чего нужна дисциплина

1



11.

§ 6. Виновен – отвечай. Понятие, виды и функции юридической ответственности

1



12.

§ 7. Кто стоит на страже закона

1



13.

§ 7. Кто стоит на страже закона

1


Защита прав человека в Челябинской области

14.

КР. Регулирование поведения людей в обществе

1

Контрольная работа № 1 на тему «Регулирование поведения людей в обществе»



Глава II. Человек в экономических отношениях

13



15.

§ 8. Экономика и её основные участники

1



16.

§ 8. Экономика и её основные участники

1


Экономика Челябинской области и города Еманжелинска. НРЭО.

17.

С. 72. Учимся принимать рациональное решение. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.

1

Практическая работа№2 по теме «Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов»


18.

§ 9. Мастерство работника

1


Герои труда – еманжелинцы

19.

§ 10. Производство: затраты, выручка, прибыль

1



20.

ПР. «Факторы производства. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль

1

Практическая работа№3 по теме «Факторы производства. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль»


21.

§ 11. Виды и формы бизнеса

1



22.

§ 11. Виды и формы бизнеса

1



23.

§ 12. Обмен, торговля, реклама

1



24.

§ 13. Деньги, их функции

1



25.

§ 14. Экономика семьи

1



26.

§ 14. Экономика семьи

1


Бюджет нашей семьи

27.

КР. Человек в экономических отношениях

1

Контрольная работа № 2 на тему «Человек в экономических отношениях»



Глава III. Человек и природа

7



28.

§ 15. Воздействие человека на природу

1


Памятник природы Челябинской области оз. Большой Сарыкуль. НРЭО.

29.

ПР. Взаимодействие общества и природы


Практическая работа № 4 тема «Взаимодействие общества и природы»


30.

§ 16. Охранять природу  значит охранять жизнь

1



31.

§ 17. Закон на страже природы

1



32.

С. 149. Учимся беречь природу

1



33.

Повторительно-обобщающий урок . Человек в экономических отношениях. Человек и природа

1



34

КР. Человек в экономических отношениях. Человек и природа

1

«Контрольная работа № 3 Человек в экономических отношениях. Человек и природа»



8 класс (34 ч)


п/п

Тема

Кол-во часов

Текущий контроль

успеваемости

Содержание НРЭО


Глава I. Личность и общество

6



Вводный урок

1



§ 1. Что делает человека человеком? Биологическое и социальное в человеке

1



§ 2. Человек, общество, природа

1



§ 3. Общество как форма жизнедеятельности людей

1



§ 4. Развитие общества

1


Становление и развитие южноуральского общества

§ 5. ПР. Как стать личностью

1

Практическая работа№1 по теме «Личность»



Глава II. Сфера духовной культуры

9



§ 6. Сфера духовной жизни

1


Культурное многообразие Челябинской области

§ 7. Мораль

1



§ 8. Долг и совесть

1



§ 9. Моральный выбор – это ответственность

1



С. 78. Учимся поступать морально

1



§ 10. Образование

1


Просвещение и образование в Челябинской области

§ 11. Наука в современном обществе


1



§ 12. Религия как одна из форм культуры

1


Религии и храмы в Челябинской области

КР. Личность и общество. Сфера духовной культуры.

1

Контрольная работа №1 на тему «Личность и общество. Сфера духовной культуры»



Глава III. Социальная сфера

5



§ 13. Социальная структура общества

1



§ 14. Социальные статусы и роли

1



§ 15. Нации и межнациональные отношения

1


Национальный состав населения Челябинской области

ПР. С. 131. Учимся жить в многонациональном обществе

1

Практическая работа№2 по теме «Межнациональные отношения»


§ 16. Отклоняющееся поведение

1




Глава IV. Экономика

14



§ 17. Экономика и её роль в жизни общества

1



§ 18. Главные вопросы экономики

1



§ 19. Собственность

1



§ 20. Рыночная экономика

1



§ 21. Производство — основа экономики

1



§ 22. Предпринимательская деятельность

1



§ 23.Роль государства в экономике

1


Бюджет Челябинской области

ПР. Роль государства в экономике. Государственный бюджет


Практическая работа№3 по теме «Роль государства в экономике. Государственный бюджет»


§ 24. Распределение доходов

1



§ 25. Потребление

1



§ 26. Инфляция и семейная экономика

1



§ 27. Безработица, её причины и последствия

1


Особенности рынка труда, проблемы безработицы и деятельность службы занятости в Челябинской области.

§ 28. Мировое хозяйство и международная торговля

1



КР. Социальная сфера. Экономика

1

Контрольная работа № 2 по теме «Социальная сфера. Экономика»




9 класс (34)

п/п

Тема

Кол-во часов

Текущий

Контроль

успеваемости

Содержание НРЭО


Глава I. Политика

11ч



Вводный урок

1



§ 1. Политика и власть

1



§ 2. Государство

1



§ 3. Политические режимы

1

Практическая работа

№ 1 по теме «Политический режим»


§ 4. Правовое государство

1



§ 5. Гражданское общество и государство

1

Практическая работа

№ 2 по теме

« Гражданское общество»


С. 45. Учимся участвовать в жизни гражданского общества

1



§ 6. Участие граждан в политической жизни

1

Практическая работа

№ 3 по теме «Выборы»

Выборы и референдумы в Челябинской области

§ 7. Политические партии и движения

1



С. 64. Политика. Практикум

1



КР Политика

1

Контрольная работа

№ 1по теме «Политика»



Глава II. Право




§ 8. Роль права в жизни человека, общества и государства

1

Практическая работа

№ 4 по теме « Право как система правовых отношений»


§ 9. Правоотношения и субъекты права

1



§ 10. Правонарушения и юридическая ответственность

1



§ 11. Правоохранительные органы

1


Экскурсия в районный суд

§ 12. Конституция Российской Федерации

1



§ 13. Основы конституционного строя Российской Федерации

1

Практическая работа № 5 по теме «Основы конституционного строя РФ»

Местное самоуправление в Челябинской области

Челябинская область – субъект РФ

1


Челябинская область – субъект РФ

§ 14-15. Права и свободы человека и гражданина

1

Практическая работа № 6 по теме «Права и свободы человека и гражданина»


§ 16. Гражданские правоотношения

1



§ 17. Право на труд. Трудовые правоотношения

1



С. 141. Учимся устраиваться на работу

1



§ 18. Семейные правоотношения

1



§ 19. Административные правоотношения

1



§ 20. Уголовно-правовые отношения

1



§ 21. Социальные права

1

Практическая работа № 6 по теме «Достоинства и недостатки демократии»


С. 175. Учимся читать юридический документ и применять его положения

1



§ 22. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов

1



§ 23. Правовое регулирование отношений в сфере образования. Особенности правового статуса несовершеннолетних

1



С. 199. Право

1



КР. Право

1

Контрольная работа

№ 2 по теме «Право»


Предэкзаменационное повторение. Человек. Общество. Социальная сфера.

1



Предэкзаменационное повторение. Экономика.

1



Предэкзаменационное повторение. Сфера духовной культуры.

1



Рабочая программа составлена на основе:

  • требований ФГОС общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897),

  • авторской программы по обществознанию для 6 - 9 классов Л. Н. Боголюбова. (Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2015г.

Линия учебников Л.Н. Боголюбова соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, одобрена РАО и РАН, имеет гриф «Рекомендовано» и включена в Федеральный перечень:

  1. Л.Н. Боголюбов, Н.И, Городецкая, Л.Ф. Иванова. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Боголюбова. 5-9 класс.

  2. Обществознание. Учебник. 6 класс. Под редакцией Л.Н, Боголюбова.- М,: Просвещение ,2020г.

  3. Обществознание. Учебник. 7 класс. Под редакцией Л.Н, Боголюбова, Л.Ф, Ивановой.- М,: Просвещение ,2015г.

  4. Обществознание. Учебник. 8 класс. Под редакцией Л.Н, Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.И. Городецкой.- М,: Просвещение ,2015г.

  5. Обществознание. Учебник. 9 класс. Под редакцией Л.Н, Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.И. Городецкой.- М,: Просвещение ,2015г.

  6. Л.Ф. Иванова, Я,В. Хотеенкова . Обществознание. Рабочая тетрадь. 6,7,8,9 классы. – М.: Просвещение, 2015г.


На изучение курса с 6 -9 класс отводится 136 часов, по 1 часу в неделю

        • 6 класс – 34 ч.

  • 7 класс – 34 ч.

  • 8 класс – 34 ч.

  • 9 класс – 34 ч.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!