ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по обществознанию разработана в соответствии с: Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012года «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ; Приказами Министерства образования и науки РФ: - от 17.12.2010года №1879 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования»; Уставом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Пржевальская средняя школа Демидовского района Смоленской области; Основной образовательной программой основного общего образования ОУ(ФГОС);программой основного общего образования по обществознанию.5-11 классы / авт.-сост.: О.Б.Соболева, А.В.Воронцов, В.В.Барабанов : М.: Вентана-Граф, 2015 .
Программа адресована обучающимся 6 класса общеобразовательной школы.
Учебно-методический комплект.
В.В.Барабанов, И.П. Насонова. Обществознание. 6 класс. М.: Вентана –Граф, 2013г.
О.Б. Соболева. Рабочая тетрадь по обществознанию. 6 класс. . М.: Вентана –Граф, 2015г.
Учащиеся знакомы с предметом обществознание, так как изучали его в 5 классе. Курс 5 класса являлся пропедевтическим, был направлен на формирование у учащихся представлений, как необходимо вести себя в наиболее характерных учащиеся уже знают или имеют представление о ряде ключевых понятий, умеют находить нужную информацию в различных источниках, давать оценку своих учебных достижений. социальных ситуациях. Учащиеся уже обладают определенными знаниями о человеке и из разных школьных предметов и возникает необходимость в их систематизации и обобщении. Вместе с тем, комплексный, обобщающий взгляд на проблемы человека, устанавливает ориентиры для изучения многих аспектов, затрагиваемых в содержательной части курса, в других школьных предметах (биологии, географии, истории, литературе).
Особенностью курса является широкая опора на межпредметные связи в обучении обществознанию.
Задачи курса — познакомить учеников с проблемами происхождения человека, его физического, психического и духовного развития. Курс должен пробудить интерес ученика к самому себе, к своему внутреннему миру, что является обязательным условием для самопознания и самосовершенствования. Курс знакомит с различными проявлениями человеческой индивидуальности — характерами, темпераментами, способностями. Это дает возможность не только идентифицировать себя по этим и другим параметрам, но и научиться жить с другими людьми, взаимодействовать с ними. Программа ориентирует на раскрытие регуляторов поведения человека, прежде всего на мораль и моральный контроль, на проблемы свободы и ответственности.
На изучение курса отводится 34 ч. В соответствии с программой на изучение курса отводится 28 часов с учетом: 1ч- вводный урок, 1ч- повторение и обобщение темы , 1ч- итоговое обобщение. Т.о., в резерве остается 7 часов учебного времени.
В соответствии с возрастными особенностями школьников, особенностями класса резервное время было распределено следующим образом:
Тема 1- добавлен 1 урок- экскурсия в парк им.Козлова; Тема 3- добавлено 2 урока (проектная деятельность); Тема 4- добавлено 2 урока (урок-дискуссия «Легко ли быть молодым?», повторение пройденного); Тема 5- добавлено 2 урока (повторительно-обобщающий урок, подготовка и показ презентации).
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонациональ ного российского общества;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к само развитию и самообразованию ;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню раз вития науки и общества;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, куль туре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверст никами, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, об щественно- полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности
Метапредметные результаты
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии;
• смысловое чтение;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
Предметные результаты
• формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
• понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности, ее социализации;
• владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияния на качество жизни человека и качество окружающей его среды;
• осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире;
• приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нём, формирования собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.
Содержание программы
Обществознание 6 класс. Автор В.В. Барабанов (34 часа, 1 час в неделю)
Мир человека
Введение (1 час)
Что мы узнаем о человеке. Почему эти знания важны. В чем будет заключаться наша работа по освоению учебного материала курса.
Человек – часть природы (5часов)
Происхождение человека в мифах и религиях народов мира. Научный подход к происхождению человека. Пути эволюции. Потомки одного вида.
Познавая мир и самого себя (8 часов)
Как человек познает мир. Ощущение и восприятие. Бессознательное. Сознание человека. Речь. Мышление. Память. Виды памяти. Внимание. Эмоциональный мир человека. Темперамент. Характер, черты характера. Воспитание характера. Способности человека. Развитие способностей. Гениальность.
Деятельность человека (9 часов)
Поведение и поступок. Мотивы поступков. Результаты поступков. Потребности и интересы. Деятельность. Виды деятельности: игра, труд, познание. Творчество. Общение. Виды общения. Правила общения. Этикет. Отношения между людьми. Мораль в жизни человека. Добро и зло. «Золотое правило морали».
Жизненный путь человека (5 часов)
Возрастная периодизация человеческой жизни. Детский подростковый и юношеский возраст. Зрелость, старость.
Человек в мире культуры (5 часов)
Великое множество культур. Материальная и духовная культура. Традиции и обряды. Наше наследие. Вера. Религиозная вера. Свобода совести. Толерантность. Искусство и наука.
Заключение (1 час)
Жизненные ценности человека.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 6 КЛ
Кол-во часов | № п/п | Название темы урока | ДАТА план. | ДАТА факт. |
6 | | Глава 1.Человек-часть природы.(6ч) | | |
1 | 1. | Введение в изучение курса. Что изучает обществознание. Знакомство с учебником. | 05.09 | |
1 | 2. | Происхождение человека в мифах и религиях народов мира. Как зародились мифы. Мифы о происхождении человека. Библия о сотворении мира. | 12.09 | |
1 | 3. | На пути эволюции. Научный подход к происхождению человека. Предыстория человека. Человек современного вида. | 19.09 | |
1 | 4. | Похожие и непохожие. Внешность человека. Происхождение рас. Входной контроль. | 26.09 | |
2 | 5-6. | В гармонии с природой. Среда обитания человека. Что объединяет человека и животных. Чем человек отличается от животных. | 03.10 10.10 | |
8 | | Глава 2. Познавая мир и самого себя.(8ч) | | |
1 | 7. | Как человек познает мир. Психея- это душа.Основной инструмент познания мира.Ощущение и восприятие. | 17.10 | |
1 | 8. | Путешествие в глубь сознания. Сознание. Бессознательное. | 24.10 | |
1 | 9. | Как рождаются мысли. Размышляем,анализируем, делаем выводы. Мысли, облеченные в слова. | 07.11 | |
1 | 10. | Мнемозина помнит все. Память-бесценный дар. Как работает память. Вспомнить быстро, запомнить надолго. Такая разная память. Внимание- помощник памяти. | 11.11 | |
1 | 11. | Эмоциональный мир человека. От эмоций к чувствам.Как важно контролировать эмоции. | 21.11 | |
1 | 12. | Воспитываем характер. ТемпераментЧерты характера. Как формируется характер человека. | 28.11 | |
1 | 13. | Способности человека. На что я способен? Трудно ли быть гением? | 05.12 | |
1 | 14. | Повторительно-обощающее занятие. | 12.12 | |
9 | | Глава 3.Деятельность человека.(9ч) | | |
1 | 15. | Поведение и поступок. Поведение. Агрессия. Агрессивное поведение. Поступок. Результаты поступков. | 19.12 | |
2 | 16-17. | Потребности и интересы. Что такое потребности. Интересы. | 26.12 16.01 | |
1 | 18. | Что такое деятельность. Человек активный. Игра. Учеба. Труд. Творчество. | 23.01 | |
1 | 19. | Как общаются люди. Что такое общение. Средства общения. Правила общения. | 30.01 | |
2 | 20-21. | Отношения между людьми. Учимся жить в обществе. Симпатия и антипатия. Дружба. Любовь. | 06.02 13.02 | |
1 | 22. | Мораль в жизни человека. Что такое мораль. «Золотое правило морали». Ненасилие.Милосердие. Благотворительность. | 20.02 | |
1 | 23. | Повторительно-обобщающее занятие. | 27.02 | |
5 | | Глава 4.Жизненный путь человека.(5ч) | | |
2 | 24-25. | Легко ли быть молодым? Мы родом из детства. Подростковый возраст. Береги здоровье смолоду. Юность. | 05.03 12.03 | |
1 | 26. | На пике активности. Время активного труда. Время создавать семью. Чтобы жизнь была интересной. | 19.03 | |
1 | 27. | От зрелости к старости. «Золотая пора» жизни. «Старость цвета серебра». | 02.04 | |
1 | 28. | Повторительно-обобщающее занятие. | 09.04 | |
5 | | Глава 5. Человек в мире культуры.(5ч) | | |
1 | 29. | Наше наследие. Материальная и духовная культура. Ценности духовной культуры. Язык. Традиции и обряды. Толерантность-значит терпимость. | 16.04 | |
1 | 30. | Во что мы верим. Вера и доверие. Религиозная вера. Что такое свобода совести. | 23.04 | |
1 | 31. | Искусство и наука. Искусство. Наука. | 30.04 | |
1 | 32. | Повторительно-обобщающее занятие. | 07.05 | |
1 | 33. | Промежуточная аттестация | 14.05 | |
1 | 34. | Заключение. Итоговое повторение. | 21.05 | |