Программа соответствует учебникам «Обществознание» 6 класс, для общеобразовательных учреждений / Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф., М. просвещение, 2-е издание, 2014. данной рабочей программе на изучение обществознания в 6 классе отводится 1 час в неделю, из расчёта 35 учебных недель – 35 часов в год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты:
овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Обучающийся научится:
• распознавать на основе приведённых данных основные типы обществ;
• характеризовать направленность развития общества, его движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;
• различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;
• применять знания курса и социальный опыт для выражения и аргументации собственных суждений, касающихся многообразия социальных групп и социальных различий в обществе;
• выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества.
• характеризовать глобальные проблемы современности;
• раскрывать духовные ценности и достижения народов нашей страны;
• называть и иллюстрировать примерами основы конституционного строя Российской Федерации, основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией Российской Федерации;
• формулировать собственную точку зрения на социальный портрет достойного гражданина страны;
• находить и извлекать информацию о положении России среди других государств мира из адаптированных источников различного типа.
Обучающийся получит возможность научиться:
• наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
• объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
• выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития.
• характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни изменения, происходящие в современном обществе;
• показывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире.
Содержание учебного предмета.
Водный урок – (1ч)
Тема 1. Человек в социальном измерении. (11 ч).
Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности.
Познание человеком мира и самого себя. Самосознание и самооценка. Способности человека.
Деятельность человека, её основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности.
Потребности человека – биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Духовный мир человека. Мысли и чувства.
Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи.
Тема 2. Человек среди людей (9 часов).
Человек и ближайшее социальное окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание.
Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе. Группы формальные инеформальные. Лидеры. Групповые нормы.
Общение – форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими, младшими.
Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт.
Тема 3. Нравственные основы жизни (7 часов).
Человек славен добрыми делами. Доброе – значит хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро.
Смелость. Страх – защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу. Человечность. Гуманизм - уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке.
Итоговый модуль. Личностный опыт – социальный опыт. Значение курса в жизни каждого.
Финансовая грамотность: Деньги. Что такое семейный бюджет. Доходы семьи. Расходы семьи.
Тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Введение | 1 |
2, 3 | Человек в социальном измерении 11 ч. Человек – личность | 2 |
4, 5 | Познай самого себя | 2 |
6, 7 | Человек и его деятельность | 2 |
8, 9 | Потребности человека | 2 |
10,11 | На пути к жизненному успеху | 2 |
12 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек в социальном измерении» | 1 |
13, 14 | Человек среди людей 9 ч. Межличностные отношения | 2 |
15, 16 | Человек в группе | 2 |
17, 18 | Общение. ОДНРК -Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. | 2 |
19, 20 | Конфликты в межличностных отношениях | 2 |
21 | Повторительно -обобщающий урок по теме «Человек среди людей» | 1 |
22, 23 | Нравственные основы жизни 7 ч. Человек славен добрыми делами | 2 |
24, 25 | Будь смелым. ОДНРК -Героизм. | 2 |
26, 27 | Человек и человечность | 2 |
28 | Повторительно- обобщающий урок по теме «Нравственные основы жизни» | 1 |
29 30 | Человек в системе общественных отношений Итоговое тестирование по курсу: «Обществознание» | 1 1 |
31-32 | Финансовая грамотность: Деньги | 2 |
33 | Что такое семейный бюджет | 1 |
34 | Доходы семьи | 1 |
35 | Расходы семьи | 1 |