ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса разработана на основании следующих нормативных правовых документов:
Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012;
Фундаментальное ядро содержания общего образования и в соответствии с Государственным стандартом общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 года № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;
4.Приказ Отдела по Управлению образованием Свободненского района № 232 «Об утверждении Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательными учреждениями, расположенными на территории Свободненского района и реализующим программы общего образования» от 22.05.2017 г.
5. Положения о структуре разработки и утверждения рабочих программ учебного предмета, курсов, внеурочной деятельности Муниципального общеобразовательного учреждения «Орлинской средней общеобразовательной школы» протокол №9 от 29.05.2020.
Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально-гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся младшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
Цели:
- развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
- освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Задачи:
- создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);
- способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);
- помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;
- содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);
- обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;
- предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;
- помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;
- предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часов из расчёта 1 учебный час в неделю. Расхождений с авторской программой нет.
Планируемый уровень подготовки учащихся.
Личностными результатами изучения обществознания являются:
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания: умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность; умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей; владении различными видами публичных выступлений; умении выполнять познавательные и практические задания.
Предметные результаты изучения обществознания:
- относительно целостное представление об обществе и о человеке;
- знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания;
- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
- умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой;
- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил;
- знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека;
- понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
- понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
- понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
- умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
- понимание значения коммуникации в межличностном общении;
- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
- сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
- выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
- на использование элементов причинно-следственного анализа;
- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
содержание КУРСА
Человек с социальном измерении. Человек – личность. Человек познает мир. Человек и его деятельность. Потребности человека. На пути к жизненному успеху.
Человек среди людей. Межличностные отношения. Человек в группе. Общение. Конфликты и межличностные отношения.
Нравственные основы жизни. Человек славен добрыми делами. Будь смелым. Человек и человечность.
Тематический план
№ | ТЕМА | КОЛ-ВО ЧАСОВ | ТЕОРИЯ | К/Р | ИС-КАЯ И ПРОЕКТ-НАЯ РАБОТА |
1 | Раздел 1. Человек в социальном измерении. | 12 | 10 | 1 | 1 |
2 | Раздел 2. Человек среди людей. | 10 | 8 | 1 | 1 |
3 | Раздел 3. Человек среди людей. | 8 | 6 | 1 | 1 |
4 | Итоговое повторение. | 4 | 2 | 1 | 1 |
Итого | 34 | 26 | 4 | 4 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
- Обществознание. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л. Н. Боголюбов (и др.); под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой ; Российская академия наук, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2016.
- Иванова Л. Ф. Обществознание. 6 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательный учреждений / Л. Ф. Иванова, Я. В. Хотенкова. - М.: Просвещение, 2013.
- Иванова, Л. Ф. Обществознание. 6 класс: поурочные разработки к учебнику Л. Н. Боголюбова: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л. Ф. Иванова (и др.). - М.: Просвещение, 2012.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Раздел. Тема. Урок. | Кол-во часов | Дата | Д/з |
по плану | по факту |
| Раздел 1. Человек в социальном измерении. | 12 | | | |
1-2 | Человек – личность. | 2 | | | & 1 |
3-4 | Познай самого себя. | 2 | | | & 2 |
5-6 | Человек и его деятельность. | 2 | | | & 3 |
7-8 | Потребности человека. | 2 | | | & 4 |
9-10 | На пути к жизненному успеху. | 2 | | | & 5 |
11 | Контрольная работа по теме: «Человек в социальном измерении». | 1 | | | Подготовить проектную работу |
12 | Проектная работа по теме: «На пути к жизненному успеху» | 1 | | | Термины |
| Раздел 2. Человек среди людей. | 10 | | | |
13-14 | Межличностные отношения. | 2 | | | & 6 |
15-16 | Человек в группе. | 2 | | | & 7 |
17-18 | Общение. | 2 | | | & 8 |
19-20 | Конфликты в межличностных отношениях. | 2 | | | & 9 |
21 | Контрольная работа по теме: «Человек среди людей». | 1 | | | Подготовить проектную работу |
22 | Проектная работа по теме: «Конфликты» | | | | Термины |
| Раздел 3. Нравственные основы жизни. | 8 | | | |
23-24 | Человек славен добрыми делами. | 2 | | | & 10 |
25-26 | Будь смелым. | 2 | | | & 11 |
27-28 | Человек и человечность. | 2 | | | & 12 |
29 | Контрольная работа по теме: «Нравственные основы жизни». | 1 | | | Подготовить проектную работу |
30 | Проектная работа по теме: «Нравственные основы жизни». | 1 | | | Термины |
31-32 | Повторительно-обобщающий урок по курсу «Обществознание в 6 классе» | 1 | | | Термины |
33 | Итоговая контрольная работа | 1 | | | Подготовить проектную работу |
34 | Проектная работа по теме: «Современное общество» | 1 | | | |
14