СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа составлена на основе УМК Боголюбова

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию 6 класс»

I. Пояснительная записка

Рабочая программа по обществознанию в 6 классе разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Планируемых результатов основного общего образования, примерной программы основного общего образования по предметам (Обществознание 5–9 классы. М.: Просвещение, 2012), утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, в соответствии с Учебным планом МКОУ Мастюгинская ООШ.

Реализация программы обеспечивается нормативными документами:

- федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации»;

- государственной программой РФ "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы. Утв. распоряжением Правительства РФ от 26 августа 2013 г. № 1426-р.);

- Приказа Министерства Образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,

-СанПин 2.4.2.2821-10 от 3 марта 2011 г. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»,

-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,

-Приказа Министерства Образования и науки РФ от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»,

-Рекомендациям по оснащению образовательного учреждения учебным и учебно-лабораторным оборудованием (приложение к письму Министерства Образования и науки РФ от24.11.2011 № МД-1552/03),

-Письма Министерства Образования и науки РФ от 19.04.2011 №03-255 «О введении ФГОС ООО»,

-Приказа Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области № 56 от 01.02.2012 г.,

-Плану мероприятий по обеспечению введения ФГОС ООО в общеобразовательных учреждениях Воронежской области (приложение №1 к приказу Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской обл. от 01.02.2012 г. № 56).

-Фундаментального ядра содержания общего образования

-Требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте, общего образования второго поколения

-примерной программы основного общего образования по обществознанию в соответствии с ФГОС основного общего образования для 5-9 классов М.Просвещение (2011г);

- рабочей программы основного общего образования по обществознанию предметной линии учебников под редакцией Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И., Ивановой Л.Ф., Матвеева А.И. (Просвещение, 2011г);


В соответствии с ООП ООО каждый школьный предмет, а в первую очередь обществознание, своими целями, задачами и содержанием образования должен способствовать формированию функционально грамотной личности, т.е. человека, который сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь.

В 6 классе содержание курса возвращает, к изученному в предшествующем году, но на более высоком уровне: круг знаний о человеке в обществе расширяется. Тема «Человек в социальном измерении» даёт относительно развёрнутое пред­ставление о личности и её социальных качествах, о челове­ческой деятельности, включая познавательную. Проблеме ка­честв, свойственных человеку, посвящена и следующая тема — «Нравственные основы жизни», а тема «Человек среди людей» характеризует его взаимоотношения с другими людьми. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедли­вости и несправедливости. Основой содержания являются мо­ральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориен­тиры, формирующего образцы достойного поведения.

Целью этого курса является:

- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10—15 лег), её познавательных интере­сов, критического мышления в процессе восприятия социаль­ной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

- воспитание общероссийской идентичности» гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; привер­женности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;

- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обще­стве; основных социальных ролях; о позитивно оценивае­мых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отно­шений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической' и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми раз­личных национальностей и вероисповеданий; самостоятель­ной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.

При изучении курса решаются следующие задачи:

- приобретение основ общеведческих знаний и умений;

- содействие в усвоении на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества;

- помощь при ориентировании в основных этических и правовых нормах;

- овладение обобщенными способами мыслительной и творческой деятельности;

- освоение концепций (учебно-познавательной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-смысловой, информационно-технологической).


II. Общая характеристика учебного предмета

«Обществознание» - учебный предмет, изучаемый в основной школе с 5 по 9 класс. Фундаментом курса являются научные знания об обществе и человеке. Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого комплекс общественных наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Это обуславливает специфику данного учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека.

В 6 классе содержание курса возвращает к изученному в предшествующем году, но на более высоком уровне: круг знаний о человеке в обществе расширяется. Тема «Человек в социальном измерении» даёт относительно развёрнутое пред­ставление о личности и её социальных качествах, о челове­ческой деятельности, включая познавательную. Проблеме ка­честв, свойственных человеку, посвящена и следующая тема — «Нравственные основы жизни», а тема «Человек среди людей» характеризует его взаимоотношения с другими людьми.

Достижение поставленных целей, успешное овладение учеб­ным содержанием данного предмета предполагают использова­ние разнообразных средств и методов обучения. Основные методы обучения основаны на деятельностном подходе: метод проектов и исследований, методика проблемного и развивающего обучения, рефлексивные методы. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществозна­нию, особое значение приобретают методы личностно ориентированного обучения, помогающие рас­крытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положе­ний, связи обобщённых знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдени­ями детей и с их уже сложившимися представлениями (а воз­можно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 5—9 классов готовности к правомерному и нравственно одо­бряемому поведению предполагает использование метода реконструкций и анализ с по­зиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения. Особого внимания требует использование в учебном про­цессе компьютерных технологий.

Программа по обществознанию для основной школы при­звана помочь выпускникам основной школы осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности.


III. Место учебного предмета «Обществознание 6 класс» в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом на изучение обществознания в 6 классе отводится 35 часов, из часов федерального компонента, из расчета 1 час в неделю.


IV. Ценностные ориентиры содержания предмета

Факторы общественного характера оказывают определяющее воздействие на жизнь современного человека. Поэтому социализация личности, т.е. её интеграция в общество, протекающая наиболее активно в детские юношеские годы, расценивается как одна из ведущих целей среднего образования. Школьное обществоведческое образование выступает важнейшим средством социализации личности. Именно на уроках обществознания школьники получают представления и основы научных знаний об устройстве современного общества, о его различных социокультурных моделях, механизмах социальной регуляции, способах взаимодействия личности и общества, типичных социальны ролях человека в современных общественных условиях.

Обществознание содержит значительный потенциал для столь востребованного в современном обществе нравственного воспитания подрастающих поколений. Только в этом учебном предмете нравственные нормы, внутренние и внешние условия их реализации являются непосредственным объектом изучения. Избежать опасного в нравственном просвещении ригоризма и дидактизма помогает заложенная в предмете установка на постоянное обращение к личному духовному, нравственному опыту, рефлексия его оснований.

Изучение обществознания играет существенную роль в формировании социальной компетентности молодёжи, включающей наряду со знаниями и с ценностными ориентирами также комплекс умений. Среди них – способность ориентироваться в постоянно нарастающем потоке информации, получать из неге необходимую информацию, использовать базовые операции для её обработки; умение применять полученные знания для решения не только учебных задач, но и реальных проблем собственного бытия в социуме, для осуществления в дальнейшем разноплановой деятельности во многих областях общественной жизни

V. Планируемые результаты освоения курса «Обществознание 6 класс»

Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетании знаний и умений, видов деятельности, приобретённых в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств и свойств учащихся.

Личностными результатами, формируемыми при изучении данного курса являются:

  • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

  • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, благополучия и процветания своей страны;

  • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности.

Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:

  • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность;

  • умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций;

  • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей;

  • умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектной деятельности на:

1) использование элементов причинно-следственного анализа;

2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;

3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;

7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметными результатами освоения данного курса являются в сфере:

познавательной

  • относительно целостное представление о человеке;

  • умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

ценностно-мотивационной

  • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;

  • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

  • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности

трудовой

• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

эстетической

• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

коммуникативной

  • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

  • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, аргументировать собственную точку зрения.


VI. Содержание учебного предмета, курса

При разработке содержания курса учитывались особенности психологии шестиклассников. Преемствен­ность обеспечивается сохранением в структуре учебника основ­ных рубрик, имеющихся в учебниках по «Обществознанию» в 5 классе, характером заданий для организации активной познавательной де­ятельности учащихся. Для того чтобы педагогический по­тенциал курса обществоведения в 6 классе был реализован, крайне важно не допустить как излишнего усложнения, так и примити­визма содержания. Поскольку речь идет об изучении предмета «Обществзна­ние», то, прежде всего, нужно обратить внимание на особен­ности социального развития младших подростков.

Особая роль в становлении эмоциональной сферы подрост­ков, необходимого условия развития человека как личности, при­надлежит 5—8 классам.

Программа строится с учетом того, что в онтогенезе чувства появляются позже, чем ситуативные эмоции. Они формируются по мере развития индивидуального сознания под влиянием вос­питательных воздействий семьи, школы, искусства и других об­щественных институтов. Предметами чувств становятся прежде всего те явления и условия, от которых зависит развитие собы­тий, значимых для личности, и поэтому они воспринимаются эмо­ционально.

Первая тема курса «Загадка человека» отношение челове­ка к себе и к своему ближайшему окружению. Она ориентирует на осмысление необходимости быть толерантным в своем микро­мире. Тема позволяет школьникам познать самого себя, свои потребности, соотнести их с потребностями других людей, и наметить пути достижения своих жизненных целей.

Следующая тема курса ««Человек и его деятельность» включает азы экономических знаний в сочетании с показом общественного значения труда и отношения к труду и его результатам. В этой главе уделяется большое внимание та­ким качествам человека, как: бережливость, экономность, уме­ренность, умение ценить результаты труда, трудолюбие, добро­совестность, усердие.

Тема «Человек среди людей» учат школьника ученика взаимодействовать с окружающими, умению, совместно с группой, ставить перед собой цели и добиваться их.

Каждая тема программы 6 класса предполагает выделение спе­циальных уроков-практикумов, на которых учащиеся выполняют задания, развивают свои практические умения, закрепляют на практике усвоенное содержание.


1. Введение - 1 час.

Знакомство с курсом «Обществознание» Структура, особенности методического аппарата учебника.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

- высказывать свое мнение, работать с текстом учебника. Отвечать на вопросы.


Загадка человека – 10 часов

Природа человека. Человек – биологическое и социальное существо. Отличие человека от животных. Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности. Отрочество – особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Легко ли быть подростком. Отрочество – пора мечтаний. Самостоятельность – показатель взрослости. Пользу или вред приносит самостоятельность? Какие быва­ют потребности и способности. Мир мыслей. Мир чувств. «Не место красит человека…» Возможность. Ограниченные возможности, какие они бывают. Как преодолеть ограниченные возможности. Как строить отношения с людьми с ограниченными возможностями. Хобби. Увлечение человека. Значимость здорового образа жизни.

Человек и его деятельность – 8 часов

«Птицу узна­ют по полету, а человека — по работе». «Пчела мала, да и та работает». Жизнь чело­века многогран­на (основные формы деятель­ности человека). Труд – основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты труда. Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования. Познание мира и себя. Самосознание. На что ты способен.

Человек среди людей – 13 часов

Какие отношения называются межлич­ностными. Чувства — ос­нова межлично­стных отноше­ний. Виды межличностных отношений. Сотрудничество и соперничество. Человек среди других людей. Что такое общение. Каковы цели общения. Как люди общаются. Особенности общения со сверстника­ми, старшими и младшими. «Слово — се­ребро, молча­ние - золото». Какие быва­ют группы. Группы, кото­рые мы выби­раем. Кто может быть лидером. Что можно, чего нельзя и что за это бы­вает. О поощрени­ях и наказаниях. С какой груп­пой тебе по пути. Ты и другие ребята. Почему люди ценят дружбу и товарищество. Слово не воробей. Какой ты друг. Конфликт. Виды конфликтов. Как возникает межличностный конфликт. Способы решения конфликтов. Арбитраж. «Семь раз отмерь…». Как не проиграть в конфликте. Семья – ячейка общества. Сколько «я» в слове «семья». Какие бывают семьи. Семья и семейные отношения. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы. Семья под защитой государства.

Итоговое повторение – 3 часа

Все понятия и основные положения изученного материала.

VII. Основные требования к уровню подготовки учащихся:

К концу обучения в шестом классе ученик должен

знать/понимать:

• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

• сущность общества как формы совместной деятельности людей;

• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

уметь:

описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений;

ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

• первичного анализа и использования социальной информации;

• сознательного неприятия антиобщественного поведения.


VIII. Критерии и нормы оценок в основной школе по обществознанию

Устный ответ

Оценка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:

• логично, развернуто излагать содержание вопроса, в котором продемонстрировано умение описать то или иное общественное явление или процесс;

• сравнивать несколько социальных объектов, процессов (или несколько источников), выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

• делать вывод по вопросу и аргументировать его с теоретических позиций социальных наук;

• сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам;

• применять полученные знания при анализе конкретных ситуаций и планировать практические действия;

• оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

• раскрывать содержание основных обществоведческих терминов в контексте вопроса;

Оценка «4» выставляется в том случае, если учащийся

продемонстрировал предъявляемые требования такие же, как и к ответу на «отлично», но при ответе допустил неточности, не искажающие общего правильного смысла;

• верно освятил тему вопроса, но не достаточно полно ее раскрыл;

• продемонстрировал знание причинно-следственных связей, основных теоретических положений, но отдельные положения ответа не подтвердил фактами, не обосновал аргументами;

• не смог самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения;

• дал определения прозвучавшим при ответе понятиям;

• дал ответы на уточняющие вопросы.

Оценка «3» выставляется в том случае, если учащийся

• демонстрирует умение описывать то или иное общественное явление, объяснять его с помощью конкретных примеров;

• делает элементарные выводы;

• путается в терминах;

• не может сравнить несколько социальных объектов или точек зрения;

• не может аргументировать собственную позицию;

• затрудняется в применении знаний на практике при решении конкретных ситуаций;

• справляется с заданием лишь после наводящих вопросов.

Оценка «2» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся

• не увидел проблему, но не смог ее сформулировать;

• не раскрыл проблему;

• собственную точку зрения представил формально (высказал согласие или не согласие с автором);

• Или информацию представил не в контексте задания

• Или отказался отвечать.

Критерии оценивания письменных работ:

Оценка «5» - работа выполнена в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, практическое умение и навыки.

Оценка «4» - самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объёме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата. Работа показывает знание  основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Оценка «3» - работа выполняется при помощи учителя. Обучающиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают серьёзные затруднения при самостоятельной работе.

 Оценка «2» - выставляется в том случае, когда обучающиеся не подготовлены к выполнению работы. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений.

IX. Перечень контрольных, проверочных, практических и др. работ по обществознанию в 6 классе

п/п

Вид контроля

Количество

1.

Проверочная работа

4


X. Материально техническое обеспечение учебного предмета

Электронные ресурсы

1. http://www.edu.nsu.ru/noos/economy/m_metodmater.html

2. http://socio.rin.ru/

3. http://www.teacher.syktsu.ru/05/index_pri Статьи журнала "Преподавание истории и обществознания в школе", посвященные вопросам методики преподавания.

4. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

5. http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Технические средства обучения

1. Мультимедийный компьютер.

2. Мультимедиа проектор.

3. Экран (на штативе или навесной).

4. Принтер.

5. Выход в интернет.

Учебно – методический комплекс для учащихся

1. Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. Носитиле / [Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, - М.: Просвещение, 2013. - 111 с. – (Академический школьный учебник).

2. Обществознание. 6 класс: Рабочая тетрадь; Л. Ф. Иванова, Я. В. Хотеенкова – М. Прсвещение, 2014. - 65 с.

Учебно-методические средства обучения:

№. п/п

Класс

Автор и название пособия

Издательство и год выпуска

1.

6

Сорокина Е. Н. Поурочные разработки по обществознанию. 6 класс.

М.: ВАКО, 2015.

2.

6

Контрольно – измерительные материалы. Обществознание 6 класс / Сост. А. В. Повздеев. – 2-е изд.

М.: ВАКО, 2014.

3.

6

Обществознаниею. 5 класс: Рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой / авт-сост. И. Ю. Буйволова

Волгоград: Учитель, 2016.

Программа составлена на основе Примерных программ по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы: проект.- 2-е изд. перераб.- М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения); и ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

1. Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. Носитиле / [Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, - М.: Просвещение, 2013. - 111 с. – (Академический школьный учебник).

2. Обществознание. 6 класс: Рабочая тетрадь; Л. Ф. Иванова, Я. В. Хотеенкова – М. Прсвещение, 2014. - 65 с.

Календарно – тематическое планирование обществознание 6 класс

урока

Тема урока

Элементы содержания

Формирование УУД

Вид контроля

Дата проведения

План

Факт

Введение - 1 час

1.

Введение в изучение курса.

Что изучает курс «Обществознание».

Структура, особенности содержания методического аппарата учебника.

Знать: понятие «обществознание»

Уметь: высказывать свое мнение, работать с текстом учебника. Отвечать на вопросы.

Устный опрос



Загадка человека – 10 часов

2.

Принадлежность двум мирам.

Природа человека. Человек – биологическое и социальное существо. Отличие человека от животных.

Знать: какие качества характеризуют личность, и понимать, есть ли в них черты сильной личности и над чем они могут поработать, что в себе можно воспитать.

Уметь: Определять незнакомые слова и находить их значение.

Устный опрос Творческое задание



3.

Человек – личность.

Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности.

Знать: какие качества характеризуют личность, и понимать, есть ли в них черты сильной личности и над чем они могут поработать, что в себе можно воспитать.

Уметь: доказать, что человек не только биологическое, но и социальное существо; объяснять, о каких качествах говорят эти пословицы: «Сто раз отмерь – один раз отрежь», «Без труда не выловишь и рыбку из пруда», «Без терпенья нет ученья», «Не сиди на печи, будешь есть калачи».

Устный опрос
Работа с текстом учебника по вопросам



4-5.

Отрочество – особая пора.

Отрочество – особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Легко ли быть подростком. Отрочество – пора мечтаний. Самостоятельность – показатель взрослости. Пользу или вред приносит самостоятельность?

Знать: какие черты подросткового возраста наиболее заметны и отличают его от других периодов.

Понимать: почему принято считать подростковый возраст переходным.

Уметь: объяснять, может ли самостоятельность быть отрицательным качеством; пояснить свою точку зрения в вопросе: «Как ты считаешь, нужно ли обучать мальчиков стирать, готовить еду, ухаживать за младенцами?»

Опрос



6-7.

Потребности и способности человека.

Какие быва­ют потребности и способности. Мир мыслей. Мир чувств. «Не место красит человека…»

Знать: что такое потребности, способности и какие потребности и способности бывают у человека; что такое мышление.

Понимать: что составляет духовный мир человека; чем чувства человека отличаются от его эмоций.

Уметь: рассказать, какие высшие чувства они знают.

Текущий контроль



8-9.

Когда возможности ограничены.

Возможность. Ограниченные возможности, какие они бывают. Как преодолеть ограниченные возможности. Как строить отношения с людьми с ограниченными возможностями.

Знать: что такое ограниченные возможности; как люди могут расширить границы своих возможностей.

Понимать: какую роль в жизни людей с особыми потребностями играют близкие и друзья.

Уметь: приводить примеры различных возможностей разных людей.

Текущий контроль



10.

Мир увлечений.

Хобби. Увлечение человека. Значимость здорового образа жизни.

Уметь: описывать и оценивать собственные увлечения в контексте возможностей личностного развития. Характеризовать значимость здорового образа жизни.

Текущий контроль



11.

Практикум по теме «Загадка человека».

Устные зада­ния для обоб­щения и систе­матизации зна­ний по прой­денной теме. Письменные задания по теме урока.

Знать: Все понятия и основные положения изученного материала.

Уметь: применять изученное в практической деятельности; отвечать на вопросы; объяснять свою точку зрения.

Творческое задание. Тестовые задания



Человек и его деятельность – 8 часов

12.

Деятельность человека.

«Птицу узна­ют по полету,

а человека — по работе».

«Пчела мала, да и та работает». Жизнь чело­века многогран­на (основные формы деятель­ности человека).

Знать: какие виды деятельности называют основными и почему. Понимать: почему считают, что только человек может заниматься деятельностью.

Уметь: объяснять значения слова «деятельность».

Опрос



13-14.

Труд – основа жизни.

Труд – основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты труда.

Знать: каким бывает труд человека; какие правила помогают успешно трудиться.

Понимать: почему труд по-разному оценивается.

Уметь: объяснять, чем богатый человек отличается от бедного; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Опрос. Письменные задания



15-16.

Учение – деятельность школьника.

Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования.

Уметь: раскрывать значение образования в жизни человека на конкретных примерах. Описывать ступени школьного образования.

Опрос. Составить синквейн «Школа»



17-18.

Познание человеком мира и себя.

Познание мира и себя. Самосознание. На что ты способен.

Знать: влияет ли самооценка на поведение человека.

Понимать: зачем человек познает себя; как найти дело по душе.

Уметь: объяснять, нужно ли сравнивать себя с самим собой и другими; объяснять, каждый ли из нас талантлив и как это узнать.

Устный опрос Творческое задание



19.

Практикум по теме «Человек и его деятельность».

Работа с дополнительным материалом. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Знать: основные положения раздела.

Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное.

Тестовые задания



Человек среди людей – 13 часов

20-21.

Отношения с окружающими.

Какие отношения называются межлич­ностными. Чувства — ос­нова межлично­стных отноше­ний. Виды межличностных отношений. Сотрудничество и соперничество. Человек среди других людей.

Знать: в чем особенности межличностных отношений.

Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, применять полученные знания и умения в обычной жизни.

Текущий контроль



22-23.

Общение.

Что такое общение. Каковы цели общения. Как люди общаются. Особенности общения со сверстника­ми, старшими и младшими. «Слово — се­ребро, молча­ние - золото».

Знать: понятие общение; правила общения, функции общения.

Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, применять полученные знания и умения в обычной жизни.

Моделирование ситуаций, их анализ промежуточный



24-25.

Человек в группе.

Какие быва­ют группы. Группы, кото­рые мы выби­раем. Кто может быть лидером. Что можно, чего нельзя и что за это бы­вает. О поощрени­ях и наказаниях. С какой груп­пой тебе по пути.

Знать: какие бывают социальные группы; понятия: Одноклассники, сверстники, друзья, лидер, санкции.

Уметь: высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, давать определения понятий.




26-27.

Отношения со сверстниками.

Ты и другие ребята. Почему люди ценят дружбу и товарищество. Слово не воробей. Какой ты друг.

Знать: понятия: дружба, друг, товарищ, товарищество; почему люди ссорятся и как мирятся; что мешает дружбе.

Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, применять полученные знания и умения в обычной жизни.




28-29

Конфликты в межличностных отношениях.

Конфликт. Виды конфликтов. Как возникает межличностный конфликт. Способы решения конфликтов. Арбитраж. «Семь раз отмерь…». Как не проиграть в конфликте.

Знать: понятия конфликт, арбитраж. Виды конфликтов. Способы решения конфликтов.

Уметь: находить в СМИ информацию по заданной теме.

Моделирование ситуаций, их анализ промежуточный



30-31

Семья и семейные отношения.

Семья – ячейка общества. Сколько «я» в слове «семья». Какие бывают семьи. Семья и семейные отношения. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы. Семья под защитой государства.

Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.

Текущий контроль



32.

Практикум по теме «Человек среди людей».

Работа с дополнительным материалом. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Знать: основные положения раздела.

Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное.

Тестовые задания



Итоговое повторение – 3 часа

33-34.

Итоговое обобщение и систематизация знаний.

Все понятия и основные положения изученного материала.

Уметь: выполнять контрольные задания по обществознанию; преобразовы­вать извлечённую инфор­мацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать свое отношение) и представлять её в виде письменного текста.

Тестовые задания Самостоятельная работа



35.

Урок-конференция Человек и общество».

Все понятия и основные положения изученного материала.

Уметь: пользоваться дополнительными источ­никами информации, отби­рать материал по заданной теме; подбирать иллюст­ративный материал к тек­сту своего выступления; публично вы­ступать; высказывать соб­ственное мнение, сужде­ния.

Творческая работа