I. Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию в 6 классе разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Планируемых результатов основного общего образования, примерной программы основного общего образования по предметам (Обществознание 5–9 классы. М.: Просвещение, 2012), утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, в соответствии с Учебным планом МКОУ Мастюгинская ООШ.
Реализация программы обеспечивается нормативными документами:
- федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации»;
- государственной программой РФ "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы. Утв. распоряжением Правительства РФ от 26 августа 2013 г. № 1426-р.);
- Приказа Министерства Образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,
-СанПин 2.4.2.2821-10 от 3 марта 2011 г. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»,
-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,
-Приказа Министерства Образования и науки РФ от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»,
-Рекомендациям по оснащению образовательного учреждения учебным и учебно-лабораторным оборудованием (приложение к письму Министерства Образования и науки РФ от24.11.2011 № МД-1552/03),
-Письма Министерства Образования и науки РФ от 19.04.2011 №03-255 «О введении ФГОС ООО»,
-Приказа Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области № 56 от 01.02.2012 г.,
-Плану мероприятий по обеспечению введения ФГОС ООО в общеобразовательных учреждениях Воронежской области (приложение №1 к приказу Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской обл. от 01.02.2012 г. № 56).
-Фундаментального ядра содержания общего образования
-Требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте, общего образования второго поколения
-примерной программы основного общего образования по обществознанию в соответствии с ФГОС основного общего образования для 5-9 классов М.Просвещение (2011г);
- рабочей программы основного общего образования по обществознанию предметной линии учебников под редакцией Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И., Ивановой Л.Ф., Матвеева А.И. (Просвещение, 2011г);
В соответствии с ООП ООО каждый школьный предмет, а в первую очередь обществознание, своими целями, задачами и содержанием образования должен способствовать формированию функционально грамотной личности, т.е. человека, который сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь.
В 6 классе содержание курса возвращает, к изученному в предшествующем году, но на более высоком уровне: круг знаний о человеке в обществе расширяется. Тема «Человек в социальном измерении» даёт относительно развёрнутое представление о личности и её социальных качествах, о человеческой деятельности, включая познавательную. Проблеме качеств, свойственных человеку, посвящена и следующая тема — «Нравственные основы жизни», а тема «Человек среди людей» характеризует его взаимоотношения с другими людьми. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения.
Целью этого курса является:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10—15 лег), её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности» гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической' и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.
При изучении курса решаются следующие задачи:
- приобретение основ общеведческих знаний и умений;
- содействие в усвоении на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества;
- помощь при ориентировании в основных этических и правовых нормах;
- овладение обобщенными способами мыслительной и творческой деятельности;
- освоение концепций (учебно-познавательной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-смысловой, информационно-технологической).
II. Общая характеристика учебного предмета
«Обществознание» - учебный предмет, изучаемый в основной школе с 5 по 9 класс. Фундаментом курса являются научные знания об обществе и человеке. Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого комплекс общественных наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Это обуславливает специфику данного учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека.
В 6 классе содержание курса возвращает к изученному в предшествующем году, но на более высоком уровне: круг знаний о человеке в обществе расширяется. Тема «Человек в социальном измерении» даёт относительно развёрнутое представление о личности и её социальных качествах, о человеческой деятельности, включая познавательную. Проблеме качеств, свойственных человеку, посвящена и следующая тема — «Нравственные основы жизни», а тема «Человек среди людей» характеризует его взаимоотношения с другими людьми.
Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. Основные методы обучения основаны на деятельностном подходе: метод проектов и исследований, методика проблемного и развивающего обучения, рефлексивные методы. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы личностно ориентированного обучения, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщённых знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 5—9 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению предполагает использование метода реконструкций и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения. Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий.
Программа по обществознанию для основной школы призвана помочь выпускникам основной школы осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности.
III. Место учебного предмета «Обществознание 6 класс» в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом на изучение обществознания в 6 классе отводится 35 часов, из часов федерального компонента, из расчета 1 час в неделю.
IV. Ценностные ориентиры содержания предмета
Факторы общественного характера оказывают определяющее воздействие на жизнь современного человека. Поэтому социализация личности, т.е. её интеграция в общество, протекающая наиболее активно в детские юношеские годы, расценивается как одна из ведущих целей среднего образования. Школьное обществоведческое образование выступает важнейшим средством социализации личности. Именно на уроках обществознания школьники получают представления и основы научных знаний об устройстве современного общества, о его различных социокультурных моделях, механизмах социальной регуляции, способах взаимодействия личности и общества, типичных социальны ролях человека в современных общественных условиях.
Обществознание содержит значительный потенциал для столь востребованного в современном обществе нравственного воспитания подрастающих поколений. Только в этом учебном предмете нравственные нормы, внутренние и внешние условия их реализации являются непосредственным объектом изучения. Избежать опасного в нравственном просвещении ригоризма и дидактизма помогает заложенная в предмете установка на постоянное обращение к личному духовному, нравственному опыту, рефлексия его оснований.
Изучение обществознания играет существенную роль в формировании социальной компетентности молодёжи, включающей наряду со знаниями и с ценностными ориентирами также комплекс умений. Среди них – способность ориентироваться в постоянно нарастающем потоке информации, получать из неге необходимую информацию, использовать базовые операции для её обработки; умение применять полученные знания для решения не только учебных задач, но и реальных проблем собственного бытия в социуме, для осуществления в дальнейшем разноплановой деятельности во многих областях общественной жизни
V. Планируемые результаты освоения курса «Обществознание 6 класс»
Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетании знаний и умений, видов деятельности, приобретённых в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств и свойств учащихся.
Личностными результатами, формируемыми при изучении данного курса являются:
мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, благополучия и процветания своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности.
Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:
умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность;
умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций;
способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей;
умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектной деятельности на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения данного курса являются в сфере:
познавательной
умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности
трудовой
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, аргументировать собственную точку зрения.
VI. Содержание учебного предмета, курса
При разработке содержания курса учитывались особенности психологии шестиклассников. Преемственность обеспечивается сохранением в структуре учебника основных рубрик, имеющихся в учебниках по «Обществознанию» в 5 классе, характером заданий для организации активной познавательной деятельности учащихся. Для того чтобы педагогический потенциал курса обществоведения в 6 классе был реализован, крайне важно не допустить как излишнего усложнения, так и примитивизма содержания. Поскольку речь идет об изучении предмета «Обществзнание», то, прежде всего, нужно обратить внимание на особенности социального развития младших подростков.
Особая роль в становлении эмоциональной сферы подростков, необходимого условия развития человека как личности, принадлежит 5—8 классам.
Программа строится с учетом того, что в онтогенезе чувства появляются позже, чем ситуативные эмоции. Они формируются по мере развития индивидуального сознания под влиянием воспитательных воздействий семьи, школы, искусства и других общественных институтов. Предметами чувств становятся прежде всего те явления и условия, от которых зависит развитие событий, значимых для личности, и поэтому они воспринимаются эмоционально.
Первая тема курса «Загадка человека» отношение человека к себе и к своему ближайшему окружению. Она ориентирует на осмысление необходимости быть толерантным в своем микромире. Тема позволяет школьникам познать самого себя, свои потребности, соотнести их с потребностями других людей, и наметить пути достижения своих жизненных целей.
Следующая тема курса ««Человек и его деятельность» включает азы экономических знаний в сочетании с показом общественного значения труда и отношения к труду и его результатам. В этой главе уделяется большое внимание таким качествам человека, как: бережливость, экономность, умеренность, умение ценить результаты труда, трудолюбие, добросовестность, усердие.
Тема «Человек среди людей» учат школьника ученика взаимодействовать с окружающими, умению, совместно с группой, ставить перед собой цели и добиваться их.
Каждая тема программы 6 класса предполагает выделение специальных уроков-практикумов, на которых учащиеся выполняют задания, развивают свои практические умения, закрепляют на практике усвоенное содержание.
1. Введение - 1 час.
Знакомство с курсом «Обществознание» Структура, особенности методического аппарата учебника.
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
- высказывать свое мнение, работать с текстом учебника. Отвечать на вопросы.
Загадка человека – 10 часов
Природа человека. Человек – биологическое и социальное существо. Отличие человека от животных. Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности. Отрочество – особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Легко ли быть подростком. Отрочество – пора мечтаний. Самостоятельность – показатель взрослости. Пользу или вред приносит самостоятельность? Какие бывают потребности и способности. Мир мыслей. Мир чувств. «Не место красит человека…» Возможность. Ограниченные возможности, какие они бывают. Как преодолеть ограниченные возможности. Как строить отношения с людьми с ограниченными возможностями. Хобби. Увлечение человека. Значимость здорового образа жизни.
Человек и его деятельность – 8 часов
«Птицу узнают по полету, а человека — по работе». «Пчела мала, да и та работает». Жизнь человека многогранна (основные формы деятельности человека). Труд – основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты труда. Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования. Познание мира и себя. Самосознание. На что ты способен.
Человек среди людей – 13 часов
Какие отношения называются межличностными. Чувства — основа межличностных отношений. Виды межличностных отношений. Сотрудничество и соперничество. Человек среди других людей. Что такое общение. Каковы цели общения. Как люди общаются. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. «Слово — серебро, молчание - золото». Какие бывают группы. Группы, которые мы выбираем. Кто может быть лидером. Что можно, чего нельзя и что за это бывает. О поощрениях и наказаниях. С какой группой тебе по пути. Ты и другие ребята. Почему люди ценят дружбу и товарищество. Слово не воробей. Какой ты друг. Конфликт. Виды конфликтов. Как возникает межличностный конфликт. Способы решения конфликтов. Арбитраж. «Семь раз отмерь…». Как не проиграть в конфликте. Семья – ячейка общества. Сколько «я» в слове «семья». Какие бывают семьи. Семья и семейные отношения. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы. Семья под защитой государства.
Итоговое повторение – 3 часа
Все понятия и основные положения изученного материала.
VII. Основные требования к уровню подготовки учащихся:
К концу обучения в шестом классе ученик должен
знать/понимать:
• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
уметь:
• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений;
ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
• первичного анализа и использования социальной информации;
• сознательного неприятия антиобщественного поведения.
VIII. Критерии и нормы оценок в основной школе по обществознанию
Устный ответ
Оценка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:
• логично, развернуто излагать содержание вопроса, в котором продемонстрировано умение описать то или иное общественное явление или процесс;
• сравнивать несколько социальных объектов, процессов (или несколько источников), выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
• делать вывод по вопросу и аргументировать его с теоретических позиций социальных наук;
• сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам;
• применять полученные знания при анализе конкретных ситуаций и планировать практические действия;
• оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• раскрывать содержание основных обществоведческих терминов в контексте вопроса;
Оценка «4» выставляется в том случае, если учащийся
продемонстрировал предъявляемые требования такие же, как и к ответу на «отлично», но при ответе допустил неточности, не искажающие общего правильного смысла;
• верно освятил тему вопроса, но не достаточно полно ее раскрыл;
• продемонстрировал знание причинно-следственных связей, основных теоретических положений, но отдельные положения ответа не подтвердил фактами, не обосновал аргументами;
• не смог самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения;
• дал определения прозвучавшим при ответе понятиям;
• дал ответы на уточняющие вопросы.
Оценка «3» выставляется в том случае, если учащийся
• демонстрирует умение описывать то или иное общественное явление, объяснять его с помощью конкретных примеров;
• делает элементарные выводы;
• путается в терминах;
• не может сравнить несколько социальных объектов или точек зрения;
• не может аргументировать собственную позицию;
• затрудняется в применении знаний на практике при решении конкретных ситуаций;
• справляется с заданием лишь после наводящих вопросов.
Оценка «2» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
• не увидел проблему, но не смог ее сформулировать;
• не раскрыл проблему;
• собственную точку зрения представил формально (высказал согласие или не согласие с автором);
• Или информацию представил не в контексте задания
• Или отказался отвечать.
Критерии оценивания письменных работ:
Оценка «5» - работа выполнена в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, практическое умение и навыки.
Оценка «4» - самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объёме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата. Работа показывает знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Оценка «3» - работа выполняется при помощи учителя. Обучающиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают серьёзные затруднения при самостоятельной работе.
Оценка «2» - выставляется в том случае, когда обучающиеся не подготовлены к выполнению работы. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений.
IX. Перечень контрольных, проверочных, практических и др. работ по обществознанию в 6 классе
№ п/п | Вид контроля | Количество |
1. | Проверочная работа | 4 |
X. Материально техническое обеспечение учебного предмета
Электронные ресурсы
1. http://www.edu.nsu.ru/noos/economy/m_metodmater.html
2. http://socio.rin.ru/
3. http://www.teacher.syktsu.ru/05/index_pri Статьи журнала "Преподавание истории и обществознания в школе", посвященные вопросам методики преподавания.
4. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
5. http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Технические средства обучения
1. Мультимедийный компьютер.
2. Мультимедиа проектор.
3. Экран (на штативе или навесной).
4. Принтер.
5. Выход в интернет.
Учебно – методический комплекс для учащихся
1. Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. Носитиле / [Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, - М.: Просвещение, 2013. - 111 с. – (Академический школьный учебник).
2. Обществознание. 6 класс: Рабочая тетрадь; Л. Ф. Иванова, Я. В. Хотеенкова – М. Прсвещение, 2014. - 65 с.
Учебно-методические средства обучения:
№. п/п | Класс | Автор и название пособия | Издательство и год выпуска |
1. | 6 | Сорокина Е. Н. Поурочные разработки по обществознанию. 6 класс. | М.: ВАКО, 2015. |
2. | 6 | Контрольно – измерительные материалы. Обществознание 6 класс / Сост. А. В. Повздеев. – 2-е изд. | М.: ВАКО, 2014. |
3. | 6 | Обществознаниею. 5 класс: Рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой / авт-сост. И. Ю. Буйволова | Волгоград: Учитель, 2016. |
Программа составлена на основе Примерных программ по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы: проект.- 2-е изд. перераб.- М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения); и ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
1. Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. Носитиле / [Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, - М.: Просвещение, 2013. - 111 с. – (Академический школьный учебник).
2. Обществознание. 6 класс: Рабочая тетрадь; Л. Ф. Иванова, Я. В. Хотеенкова – М. Прсвещение, 2014. - 65 с.
Календарно – тематическое планирование обществознание 6 класс
№ урока | Тема урока | Элементы содержания | Формирование УУД | Вид контроля | Дата проведения |
План | Факт |
Введение - 1 час |
1. | Введение в изучение курса. | Что изучает курс «Обществознание». Структура, особенности содержания методического аппарата учебника. | Знать: понятие «обществознание» Уметь: высказывать свое мнение, работать с текстом учебника. Отвечать на вопросы. | Устный опрос | | |
Загадка человека – 10 часов |
2. | Принадлежность двум мирам. | Природа человека. Человек – биологическое и социальное существо. Отличие человека от животных. | Знать: какие качества характеризуют личность, и понимать, есть ли в них черты сильной личности и над чем они могут поработать, что в себе можно воспитать. Уметь: Определять незнакомые слова и находить их значение. | Устный опрос Творческое задание | | |
3. | Человек – личность. | Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности. | Знать: какие качества характеризуют личность, и понимать, есть ли в них черты сильной личности и над чем они могут поработать, что в себе можно воспитать. Уметь: доказать, что человек не только биологическое, но и социальное существо; объяснять, о каких качествах говорят эти пословицы: «Сто раз отмерь – один раз отрежь», «Без труда не выловишь и рыбку из пруда», «Без терпенья нет ученья», «Не сиди на печи, будешь есть калачи». | Устный опрос Работа с текстом учебника по вопросам | | |
4-5. | Отрочество – особая пора. | Отрочество – особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Легко ли быть подростком. Отрочество – пора мечтаний. Самостоятельность – показатель взрослости. Пользу или вред приносит самостоятельность? | Знать: какие черты подросткового возраста наиболее заметны и отличают его от других периодов. Понимать: почему принято считать подростковый возраст переходным. Уметь: объяснять, может ли самостоятельность быть отрицательным качеством; пояснить свою точку зрения в вопросе: «Как ты считаешь, нужно ли обучать мальчиков стирать, готовить еду, ухаживать за младенцами?» | Опрос | | |
6-7. | Потребности и способности человека. | Какие бывают потребности и способности. Мир мыслей. Мир чувств. «Не место красит человека…» | Знать: что такое потребности, способности и какие потребности и способности бывают у человека; что такое мышление. Понимать: что составляет духовный мир человека; чем чувства человека отличаются от его эмоций. Уметь: рассказать, какие высшие чувства они знают. | Текущий контроль | | |
8-9. | Когда возможности ограничены. | Возможность. Ограниченные возможности, какие они бывают. Как преодолеть ограниченные возможности. Как строить отношения с людьми с ограниченными возможностями. | Знать: что такое ограниченные возможности; как люди могут расширить границы своих возможностей. Понимать: какую роль в жизни людей с особыми потребностями играют близкие и друзья. Уметь: приводить примеры различных возможностей разных людей. | Текущий контроль | | |
10. | Мир увлечений. | Хобби. Увлечение человека. Значимость здорового образа жизни. | Уметь: описывать и оценивать собственные увлечения в контексте возможностей личностного развития. Характеризовать значимость здорового образа жизни. | Текущий контроль | | |
11. | Практикум по теме «Загадка человека». | Устные задания для обобщения и систематизации знаний по пройденной теме. Письменные задания по теме урока. | Знать: Все понятия и основные положения изученного материала. Уметь: применять изученное в практической деятельности; отвечать на вопросы; объяснять свою точку зрения. | Творческое задание. Тестовые задания | | |
Человек и его деятельность – 8 часов |
12. | Деятельность человека. | «Птицу узнают по полету, а человека — по работе». «Пчела мала, да и та работает». Жизнь человека многогранна (основные формы деятельности человека). | Знать: какие виды деятельности называют основными и почему. Понимать: почему считают, что только человек может заниматься деятельностью. Уметь: объяснять значения слова «деятельность». | Опрос | | |
13-14. | Труд – основа жизни. | Труд – основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты труда. | Знать: каким бывает труд человека; какие правила помогают успешно трудиться. Понимать: почему труд по-разному оценивается. Уметь: объяснять, чем богатый человек отличается от бедного; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. | Опрос. Письменные задания | | |
15-16. | Учение – деятельность школьника. | Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования. | Уметь: раскрывать значение образования в жизни человека на конкретных примерах. Описывать ступени школьного образования. | Опрос. Составить синквейн «Школа» | | |
17-18. | Познание человеком мира и себя. | Познание мира и себя. Самосознание. На что ты способен. | Знать: влияет ли самооценка на поведение человека. Понимать: зачем человек познает себя; как найти дело по душе. Уметь: объяснять, нужно ли сравнивать себя с самим собой и другими; объяснять, каждый ли из нас талантлив и как это узнать. | Устный опрос Творческое задание | | |
19. | Практикум по теме «Человек и его деятельность». | Работа с дополнительным материалом. Выполнение заданий в рабочей тетради. | Знать: основные положения раздела. Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное. | Тестовые задания | | |
Человек среди людей – 13 часов |
20-21. | Отношения с окружающими. | Какие отношения называются межличностными. Чувства — основа межличностных отношений. Виды межличностных отношений. Сотрудничество и соперничество. Человек среди других людей. | Знать: в чем особенности межличностных отношений. Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, применять полученные знания и умения в обычной жизни. | Текущий контроль | | |
22-23. | Общение. | Что такое общение. Каковы цели общения. Как люди общаются. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. «Слово — серебро, молчание - золото». | Знать: понятие общение; правила общения, функции общения. Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, применять полученные знания и умения в обычной жизни. | Моделирование ситуаций, их анализ промежуточный | | |
24-25. | Человек в группе. | Какие бывают группы. Группы, которые мы выбираем. Кто может быть лидером. Что можно, чего нельзя и что за это бывает. О поощрениях и наказаниях. С какой группой тебе по пути. | Знать: какие бывают социальные группы; понятия: Одноклассники, сверстники, друзья, лидер, санкции. Уметь: высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, давать определения понятий. | | | |
26-27. | Отношения со сверстниками. | Ты и другие ребята. Почему люди ценят дружбу и товарищество. Слово не воробей. Какой ты друг. | Знать: понятия: дружба, друг, товарищ, товарищество; почему люди ссорятся и как мирятся; что мешает дружбе. Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, применять полученные знания и умения в обычной жизни. | | | |
28-29 | Конфликты в межличностных отношениях. | Конфликт. Виды конфликтов. Как возникает межличностный конфликт. Способы решения конфликтов. Арбитраж. «Семь раз отмерь…». Как не проиграть в конфликте. | Знать: понятия конфликт, арбитраж. Виды конфликтов. Способы решения конфликтов. Уметь: находить в СМИ информацию по заданной теме. | Моделирование ситуаций, их анализ промежуточный | | |
30-31 | Семья и семейные отношения. | Семья – ячейка общества. Сколько «я» в слове «семья». Какие бывают семьи. Семья и семейные отношения. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы. Семья под защитой государства. | Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач. | Текущий контроль | | |
32. | Практикум по теме «Человек среди людей». | Работа с дополнительным материалом. Выполнение заданий в рабочей тетради. | Знать: основные положения раздела. Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное. | Тестовые задания | | |
Итоговое повторение – 3 часа |
33-34. | Итоговое обобщение и систематизация знаний. | Все понятия и основные положения изученного материала. | Уметь: выполнять контрольные задания по обществознанию; преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать свое отношение) и представлять её в виде письменного текста. | Тестовые задания Самостоятельная работа | | |
35. | Урок-конференция Человек и общество». | Все понятия и основные положения изученного материала. | Уметь: пользоваться дополнительными источниками информации, отбирать материал по заданной теме; подбирать иллюстративный материал к тексту своего выступления; публично выступать; высказывать собственное мнение, суждения. | Творческая работа | | |