СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по обществознанию 6 класс. УМК Никитина. ФГОС ООО.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию 6 класс»

МБОУ ”ИСАДСКАЯ СОШ”


«Рассмотрено»

на заседании педагогического совета. Протокол № 1 от

«З1» августа 2018 г.


«Проверено»

Заместитель директора по УВР - Ларкина Л. В.

« З1» августа 2018г.


____________________


«Утверждаю»

Директор –

Шаров Н. В.

« З1» августа 2018г


__________________




Рабочая программа


по обществознанию

для 6 класса


Срок реализации с 01.09.2018 г. по 31.05.2019 г.

1 час в неделю - всего 35 часов




Программа составлена в соответствии с ФГОС 000, на основании авторской программы А.Ф. Никитина, Т.И. Никитиной «Обществознание», учебника для 6 класса А.Ф. Никитина, Т.И. Никитиной «Обществознание»


Учитель истории и обществознания

первой квалификационной категории

Устименко Т. Н.







с. Исады

2018 – 2019 учебный год


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 6 КЛАСС

Пояснительная записка


Данная программа составлена для общеобразовательного учреждения для 6 класса.

Рабочая программа по учебному курсу «Обществознание» составлена на основе

  • ФГОС ООО

  • авторской программы «Обществознание» Т.И.Никитиной, Дрофа, 2012 г.

Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов, из расчета 1 час в неделю.

Курс обществознания в 6 классе очень важен для становления гибкости подростка, члена общества, юного гражданина. Данный курс является первым этапом в изучении обществознания.

Задача данного курса обществознания – вооружить учащихся такими знаниями об обществе и людях, которые позволят им в недалеком будущем улучшить среду обитания. Сделать более совершенным мир человеческих взаимоотношений.


Цели данного курса:

  • формировать учебно-исследовательские умения учащихся при изучении нового материала

  • формировать умение аргументировано высказывать свою точку зрения, вести диалог, общаться со сверстниками

  • формировать гражданский патриотизм.

  • сформировать первоначальные представления о сферах общества: экономической, политической, социальной, духовной.

Основной принцип отбора материала актуальность и научность изучаемого материала.

В ходе учебного процесса используются следующие формы и методы обучения: лекции, беседа, самостоятельная работа, практикум, рассказ.

Предмет обществознание тесно связан с историей, географией, экологией, правом.

Учащиеся должны иметь первоначальные представления о структуре современного общества и его основных сферах.

Для оценки достижений учащихся проведены промежуточные и итоговые контрольные работы в форме тестов.

Результаты достижений оцениваются по пятибалльной шкале.


Требования к уровню подготовки учащихся,

обучающихся по данной программе

.

Личностными результатами, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:

  • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

  • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

  • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:

  • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  • умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

  • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);

  • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

  • умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

1) использование элементов причинно-следственного анализа;

2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;

3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;

7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметными результатами освоения содержания программы по обществознанию являются в сфере:

познавательной

  • относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

  • знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;

  • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

  • умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

ценностно_мотивационной

  • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

  • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться

  • этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

  • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

трудовой

  • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

  • понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

эстетической

  • понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

  • понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

коммуникативной

  • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

  • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

  • понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

  • понимание значения коммуникации в межличностном общении;

  • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

  • знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.


Учебно-тематический план

Раздел


Количество часов

Общее

Практ.

Контр.

Тема I. Человек в обществе

11

2

1

Тема II. Гражданин и закон

12

2

2

Тема III. Государство и власть

12

1

1


Итого

35

5

4


Содержание курса


Тема I. Человек в обществе (11 ч)

Зачем нужно изучать науки об обществе и человеке? Общественные науки. Парадокс Сократа. Человек, его поведение в коллективе, обществе, государстве. Какие вопросы изучают общественные науки? Необходимость знания истории, особенностей жизни общества, государства.

Что такое человек? Теории происхождения человека. Сильные и слабые стороны человека. Человек как существо общественное и биологическое. Человеческое достоинство, его качества. Два человеческих «Я»: первое — то, что видят люди, второе— что человек сам о себе думает. «Внешние» признаки и «внутренние» качества человека. Внутренний мир человека. Человек как «дробь»: первое «Я»— в числителе, второе «Я»— в знаменателе.

Почему люди улыбаются друг другу? Материальная и духовная культура. Культура общения. Стремление понять друг друга. Эмоциональные состояния при общении. Почему в благополучных цивилизованных странах все друг другу улыбаются? Доброжелательность. Терпимость, толерантность.

Что такое равнодушие и как помочь ближнему? Чем можно обидеть человека? Равнодушие к чужим бедам. Поглощенность своими интересами. Бестактность, грубость. Ложное покровительство. Благотворительность.

Почему мужчина заботится о женщине и почему женщина заботится о мужчине? Он и она. Женщина и мужчина— две половинки «единого» человека. Семья. Роль и предназначение женщины в семье. Брак.

Разве это плохо, что мы разные? Разнообразие народов и культур. Понятие «народ». Межнациональное общение. «Свои» и «чужие». Взаимное обогащение народов в процессе общения. Культура. Россия — многонациональная страна. Что мешает людям разных национальностей быть добрыми соседями и друзьями? Правила, которые необходимы в многонациональном государстве.

Обычаи и традиции. Национальные традиции. Особенности характера народа и его традиции. Традиции почтительного отношения к старшим, забота о детях, женщинах, слабых и больных. Почему надо беречь национальные традиции и национальную культуру?

Нужно ли нам физическое совершенство? Здоровье человека. Забота о здоровье и физическом развитии. Культ физического совершенства в Древней Греции и Древнем Риме. Олимпийские игры. Богатыри на Руси. Роль физкультуры и спорта в совершенствовании человека. Здоровый образ жизни. Что такое физическое совершенство?

Тема II. Гражданин и закон (12 ч)

Что такое гражданин? Человек и гражданин. Чем гражданин отличается от просто человека? Гражданин и государство. Участие в управлении страной. Гражданственность. Гражданин мира. Космополит. Ностальгия по родине. Что такое гражданство? Документы, подтверждающие гражданство. В чем выражается связь человека с государством? Гражданство и права человека по Конституции РФ.

Должно ли гражданство разделять людей? Нарушение прав человека.

Мораль и право. Моральные и правовые оценки. Моральный выбор. Моральные и правовые нормы. Соотношение моральных и правовых норм. Сферы действия морали и права. Сходство и различия между правовыми и моральными нормами.

Что такое закон? Обычай — предшественник закона. Первые законы в истории человечества. Суть регулирования законами различных отношений между людьми. Право. Нормативно-правовой акт.

Что такое правовая культура и правосознание? Понятие «культура». Правовая культура в широком и узком смысле, ее структура. Законопослушное (правомерное) поведение. Правозащитники. Политическая культура. Правосознание, его виды.

Право на каждый день. Гражданское право в повседневной жизни. Рыночная экономика. Основные участники рынка. Предпринимательство. Договор. Гражданское право.

Как закон регулирует отношения в семье? Семейное право. Семейный кодекс РФ. Брак. Условия и порядок заключения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Обязанности родителей перед своими детьми. Лишение родительских прав. Права ребенка. Усыновление (удочерение). Опека и попечительство.

Поведение в общественном месте. Правила поведения в общественном месте. Аморальное поведение. Административное право. Административное правонарушение и административное наказание. Права потребителей. Кто такой потребитель? Закон «О защите прав потребителей». Как работает этот Закон? Комитет защиты прав потребителей. Сферы действия Закона.

Почему законы нарушают? Преступление. Уголовное преступление. Внешние причины преступного поведения. Внутренние причины преступного поведения.

Тема III. Государство и власть (12ч)

Наше государство — Российская Федерация (Россия). Понятие «федерация». Унитарное государство. Россия — федеративное государство. Виды государств по форме правления. Наша страна— государство с республиканской формой правления. История становления государственного строя в России. Россия — демократическое, правовое государство. Какие бывают государства? Монархия, ее виды: абсолютная и парламентарная. Республика. Типы республик: парламентская, президентская, смешанная. Парламент.

Президент Российской Федерации. Его полномочия и обязанности по Конституции РФ. Как выбирают Президента России? Избирательное право. Президенты России. Кто принимает законы и кто воплощает их в жизнь? Государственная власть в Российской Федерации: три ветви власти. Законодательная власть — Федеральное Собрание. Совет Федерации и Государственная Дума. Как избираются депутаты Государственной Думы? Исполнительная власть. Правительство РФ. Состав Правительства России. Кто его возглавляет? Судебная власть. Главные суды России.

Местная власть. Малая родина. Местное самоуправление. Местные органы власти. Различные формы местной власти. Советы, думы, муниципалитеты, администрации. Мэр. Как формируется местная власть? История местного самоуправления в России. Земства.

Двойное гражданство. Основания получения гражданства.



ПРОГРАММА КУРСА ОСНОВЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 6 КЛАССЕ ( 35 ч)




Тема урока

дата


Содержание



Основные понятия

Требования к уровню подготовки обучающихся результат

Вид контроля



Д/З

план

факт

Человек в обществе - 11


1

Зачем изучать науки об обществе и человеке?

1н.09



Зачем изучать общественные науки? Парадокс Сократа. Человек, его поведение – научная загадка. Необходимость знания истории, особенностей жизни общества, государства.

Акрополь, власть, государство, террор, философия.

Работать с текстом учебника и документами; Раскрывать смысл ведущих понятий темы, употреблять их в точном контексте.

Рассказ

Индивидуальные задания

§1

2


Что такое человек?

2н.09


Мнения о происхождении человека. Сильные и слабые стороны человека. Человек как существо общественное и биологическое.

Ветхий завет, гипотеза, теория, человек.

Анализировать обобщать и систематизировать изученный материал.

Опрос

§2

3

Два человеческих «я»

3н.09


Два человеческих «я»: 1-то, что видят люди, 2-что человек сам думает о себе. Первое «я»-числительное, второе «я»- знаменатель.

Фимиам, человеческое «я».

Анализировать и обобщать общественные явления. Устанавливать причинно-следственные связи ,делать выводы

Развернутый ответ по картинке

§3

4

Почему люди улыбаются друг другу?

4н.09


Культура общения. Стремление понять др. др. Доброжелательность. Эмоциональное состояние при общении.

Доброжелательность, толерантность.

Работать с текстом учебника, сравнивать и анализировать данные

Сочинение

§4

5

Чем можно обидеть ближнего и чем можно ему помочь?

1н.10..


Равнодушие к чужим бедам. Поглощённость своими интересами. Бестактность, грубость. Ложное покровительство. Как помочь ближнему?

Благотворительность, равнодушие.


Составлять рассказ, используя текст и иллюстрации.

Дискуссия в форме круглого стола

§5

6

Практикум1

2н10.




Умеют применять на практике полученные знания


§6

7

Почему мужчина заботится о женщине и почему женщина заботится о мужчине?

3н.10



Он и она. Женщина и мужчина – две половинки «единого» человека. Почему мужчина заботится о женщине и почему женщина заботится о мужчине?


Семья

Самостоятельно строить рассказ на основе текста учебника; формулировать выводы

Дискуссия в форме круглого стола

§7

8

К/р

4н.10







9

Разве плохо, что мы разные?

2н.11.



Разнообразие народов и культур. Межнациональное общение. «Свои» и «чужие». Взаимное обогащение народов в процессе общения. Россия – многонациональная страна. Что мешает людям разных национальностей быть добрыми соседями и друзьями?

Народ, фьорд.

Работать с текстом учебника. Раскрывать смысл ведущих понятий темы.

Задание по карточкам

Опрос

§8

10

Обычаи и традиции

3н.11


Национальные традиции. Особенности характера и его традиции. Традиции почтительного отношения к старшим, забота о детях, женщинах, слабых и больных. Почему надо беречь национальные традиции и национальную культуру?

Деспот, обычай, традиции, этнограф.

Уметь самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации.



Доклады

§9

11


Что такое физическое совершенство?

4н.11.


Забота о здоровье и физическом развитии. Культ физического совершенства в Древней Греции и Древнем Риме. Олимпийские игры. Богатыри на Руси. Роль физ-ры и спорта в совершенствовании человека.

Физическая культура тела.

Самостоятельно строить рассказ на основе текста учебника; формулировать выводы

Опрос Задания кратким ответом

§10

12

Практикум 2

5н.11.


Человек в обществе

Все понятия данного раздела

Обобщать и систематизировать изученный материал.

Практическая работа

§11

Гражданин и закон -12

13

Что такое гражданин?

1н.12


Человек и гражданин. Чем гражданин отличается от простого человека? Гражданин и гос-во. Участие в управлении страной

Гражданин

Самостоят. строить рассказ на основе текста учебника; формулировать выводы

Задания кратким ответом

§12

14

Гражданин мира

2н.12.



Гражданин мира. Космополит. Ностальгия.

Гражданин мира. Ностальгия

Работать с текстом учебника; Раскрывать смысл ведущих понятий темы.

Задание по карточкам

Опрос Ответ по плану

§13


15

Что такое гражданство?

3н.12.


Граждане и подданные. Должно ли гражданство разделять людей? Гражданство и права человека.

Гражданство, права человека.

Анализировать и обобщать общественные явления. Устанавливать причинно-следственные связи ,делать выводы


Задания кратким ответом

вопросы

§14

16

К/р

4н.12.







17


Мораль и право

3н.01


Моральные и правовые оценки. Моральные и правовые нормы. Соотношение моральных и правовых норм. Сферы действия морали и права. Сходства и различия между правовыми и моральными нормами.

Альтруизм, договор, мораль, страхование, этика.

Уметь самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации.


Дискуссия в форме круглого стола

§15

18

Что такое закон?

4н. 01


Обычай – предшественник закона. Первые законы в истории человечества. Суть регулирования законами различных отношений между людьми. Закон и право.

Закон

Устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, знать понятия по теме.

Задание по карточкам

Опрос

§16

19

Практикум 3

5н.01


Выполнение практических заданий

Все понятия темы

Использовать полученные знания при решении практических задач

Обществоведческие задачи

§17

20

О правовой культуре

1н.02



Правовая культура , её структура. Правосознание. Политическая культура

Культура, правовая культура, правосознание.

Работать с текстом учебника; Раскрывать смысл ведущих понятий темы, употреблять их в точном контексте.

Дискуссия в форме круглого стола

§18


21

Право на каждый день

2н. 02


Гражданское право в повседневной жизни. договорная дисциплина.

Бизнес, гражданское право, рыночная экономика.

Самостоятельно строить рассказ на основе текста учебника; формулировать выводы

Задания с развёрнутым ответом.

§19

22

Как закон регулирует отношения в семье?

3н. 02


Семейное право. Семейный кодекс РФ. Брак. Заключение брака. Условия вступления в брак. Права и обязанности супругов.

Брачный договор, недееспособный, опекун, семейное право, субъекты РФ.

Ответить на вопросы учебника, привести примеры

Задания кратким ответом

вопросы

§20

23

Как вести себя в общественном месте?

4н. 02


Правила поведения в общественном месте. Правовые акты, устанавливающие такие правила. Административное право. Административные проступки и взыскания за них.

Административное право, белый дом.

Уметь самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации.

Дискуссия в форме круглого стола

§21

24.

Права потребителей

1н.03


Закон о защите прав потребителей. Как этот закон действует? Комитет по защите прав потребителей.

Потребитель

Работать с текстом учебника. Раскрывать смысл ведущих понятий темы, употреблять их в точном контексте.

Задание по карточкам

Опрос

§22

25

Почему законы нарушают?

2н.03


Внешние причины преступного поведения. Внутренние причины преступного мира.

Преступление, уголовное право.

Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя

Задания развёрнутым ответом,

§23

26

Практикум 4

3н.03


Гражданин и закон


Понятия данного раздела

Обобщать и систематизировать изученный материал.

Проверочная работа

§24

27

к/р

4н.03







Государство и власть - 12

28

Наше государство - РФ

2н.04


История нашей страны: освобождения от интервентов (Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, ВОВ)

Смутное время, фашисты.

Самостоятельно строить рассказ на основе текста учебника; формулировать выводы

Задания развёрнутым ответом,

§25

29

Какие бывают государства

3н.04


РФ- демократическое федеративное гос-во с республиканской формой правления. История становления государственного строя в России. Население России. Природные богатства. Место России в современном мире.

Федерация

Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя

Рассказ, дискуссия

§26

30

Президент РФ

4н.04


Президент РФ, его полномочия и обязанности. Как выбирают президента РФ?

Избирательные комиссии, парламент.

Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя

Задания кратким ответом

вопросы

§27

31

Кто принимает законы и кто воплощает их в жизнь?

1н.05



Государственная власть: три ветви власти. Как избираются депутаты гос. Думы? Как принимаются законы России? исполнительная власть, судебная власть. Состав правительства России. Кто его возглавляет?

Федеральное собрание, Совет Федерации, государственная дума.


Составлять рассказ, используя текст и иллюстрации, схему.


Задание по карточкам

Рассказ

§28

32

Местная власть

2н.05


Местные традиции. Различные формы местной власти. Как формируется местная власть?

Мэр, самоуправление.

Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя

Задания развёрнутым ответом

Ответ по плану

§29

33

Наши символы: герб, гимн и флаг.

3н.05


Российский государственный герб, его составные части, их смысл. Происхождение герба. Российский государственный флаг, смысл его цветов. Красное знамя победителей в ВОВ. Что такое гимн? История гимна России. Гимн РФ.

Католики, православные, преемственность, символ.

Самостоятельно приготовить сообщения, плакаты, рисунки

Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя

Дискуссия в форме круглого стола


34

Практикум 5

4н.05.


Разделы:

«Гражданин и закон», «Человек в обществе», «Государство и власть»

Понятия изученные за курс 6 класса

Обобщать и систематизировать изученный материал.

Тест

§30


35

К/р