Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Катынская средняя школа
Смоленского района Смоленской области
Рассмотрено на заседании ШМО Руководитель ШМО______ Л. В. Косулина | Согласовано Зам. директора МБОУ Катынская СШ____ И.Д. Воробьева | Утверждаю: Директор МБОУ Катынская СШ______ Н.И. Старовойтова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обществознанию
6-9 класс
на 2020-2021 уч. год
Составитель:
Жулаева О. И., учитель истории и обществознания
Карпинский А.Я., учитель истории и обществознания
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе рабочих программ по обществознанию для 5 – 9 классов предметной линии учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова («Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н, Боголюбова. 7 – 9 классы: пособие для учителей и организаций/ Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. – изд 2-е, доработанное.- М.: Просвещение, 2014.»). Данная линия учебников соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, одобрена РАО и РАН, имеет гриф «Рекомендовано» и включена в Федеральный перечень. Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения. Выпускник основной школы должен получить достаточно полное представление о возможностях, которое существуют в современном российском обществе для продолжения образования и работы, для самореализации в многообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах жизни общества. Курс призван помогать предпрофильному самоопределению.
Законы:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 №273-ФЗ);
Колличество часов в неделю 6 класс -1час, 7 класс-1 час, 8 класс-1 час, 9 класс-1 часа
Планируемые предметные результаты курса обществознание 6-9 класс
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
использование элементов причинно-следственного анализа;
исследование несложных реальных связей и зависимостей;
определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
объяснение изученных положений на конкретных примерах;
оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
понимание значения коммуникации в межличностном общении;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Содержание тем учебного курса 8 класс 34 часа
Тема 1. Личность и общество
Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.
Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в ХХI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.
Тема 2. Сфера духовной культуры
Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.
Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло — главные понятия этики. Критерии морального поведения.
Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность.
Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний самоконтроль человека.
Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков.
Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование.
Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.
Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.
Тема 3. Социальная сфера
Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения.
Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями.
Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.
Тема 4. Экономика
Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).
Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем.
Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.
Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.
Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.
Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.
Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.
Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.
Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.
Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит.
Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.
Содержание тем учебного курса 9 класс 34 часа
Тема1. Политика и социальное управление
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.
Понятие государства, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.
Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.
Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.
Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.
Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.
Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Возможности предмета связанные с практической направленностью по теме «Политика и социальное управление» проведение игры по теме: «Выборы»
Тема 2. Право
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.
Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности.Презумпция невиновности.
Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.
Конституция — основной закон РФ.
Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.
Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.
Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.
Семейные правоотношения. Брак и развод, неполная семья Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.
Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.
Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Социальные права. Жилищные правоотношения.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.
Правовое регулирование отношений в сфере образования. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации.
Тема 3.Экономика. Повторение
Экономика и ее роль в жизни общества Экономические системы и собственность Рынок и рыночный механизм «Экономические цели и функции государства
Календарно-тематическое планирование курс «Обществознание» 8 класс 34 часа
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дом. задание | Дата |
п | ф |
| |
1 | Введение Что делает человека человеком | 1 | Записи в тетради §1 Вопросы стр 12-13 | | |
2 | Человек, общество и природа. | 1 | §2 Вопросы и задания стр18-19 Заполнение сравнительной таблицы | | |
3 | Общество как форма жизнедеятельности людей. Развитие общества. | 1 | §3Вопросы и задания стр26-27 | | |
4 | Развитие общества | 1 | §4Вопросы и задания стр33-34 | | |
5 | Как стать личностью | 1 | §5 Подготовка к тестированию по итогам главы Стр. 43-44 | | |
6 | Контрольная работа | 1 | | | |
7 | Повторительно-обобщающий урок | 1 | | | |
8 | Сфера духовной жизни | 1 | §6 Вопросы и задания стр.53-54 | | |
9 | Мораль. Моральный выбор- это ответственность | 1 | §7, 9 Вопросы и задания стр 77-78 | | |
10 | Долг и совесть | 1 | §8 Вопросы и задания стр 70-71 | | |
11 | Образование | 1 | §10 Вопросы и задания стр85-86 | | |
12 | Наука в современном обществе | 1 | §11 Вопросы и задания стр93-94 |
13 | Религия как одна из форм культуры | 1 | §12 |
| | |
Вопросы и задания стр 101-102 | | |
14 | Подведение итогов главы | 1 | Подготовка к итоговому тестированию стр. 102-103 | | |
15 | Повторительно-обобщающий урок | 1 | | | |
16 | Социальная структура общества | 1 | §13 Вопросы и задания стр 113-114 | | |
17 | Социальные статусы и роли Социальная сфера | 1 | §14Вопросы и задания стр121-122 | | |
18 | Нации и межнациональные отношения | 1 | §15Вопросы и задания стр129-130 | | |
19 | Отклоняющееся поведение | 1 | Подготовка к итоговому тестированию стр.139-142 | | |
20 | Повторительно-обобщающий урок | 1 | | | |
21 | Экономика и ее роль в жизни общества | 1 | §17 §19 Вопросы и задания стр | | |
22 | Главные вопросы экономики Собственность | 1 | §18 §19 Вопросы и задания стр166-167 |
23 | Рыночная экономика | 1 | §20 Вопросы и задания стр174-175 | | |
24 | Производство- основа экономики | 1 | §21 Вопросы и задания стр183-184 | | |
25-26 | Предпринимательская деятельность | 1 | §22 Вопросы и задания стр 192-193 | | |
26 | Роль государства в экономике | 1 | §23 Вопросы и задания стр200-201 | | |
27 | Распределение доходов | 1 | §24 Вопросы и задания стр207-208 |
28 | Потребление | 1 | §25 Вопросы и задания стр214-215 |
29 | Инфляция и семейная экономика | 1 | §26 Вопросы и задания стр223 |
30 | Безработица, ее причины и последствия | 1 | §27 Вопросы и задания стр232-233 |
31 | Мировое хозяйство и международная торговля | 1 | §28 Вопросы и задания стр 239-240 |
32 | Подготовка к тестированию По итогам главы Контрольной работе | | Стр 241-246 |
33 | Контрольная работа | | |
| | |
34 | Итоговое повторение | | |
Календарно-тематическое планирование 9 класс 34 часа
№ п\п | Тема урока | Домашнее задание | Дата проведения |
План | Факт |
Введение (1 ч) |
1 | | Записи в тетради | | |
Глава 1. Политика (11 ч) | |
2 | Политика и власть | П.1 | | |
3 | Государство | П.2 | | |
4 | Политические режимы | П.3 | | |
5 | Политические режимы | П.4 | | |
6 | Правовое государство | П.5 | | |
7 | Гражданское общество и государство | П.6 | | |
8 | Участие граждан в политической жизни | П.7 | | |
9 | Политические партии и движения | П.8 | | |
10 | Политические партии и движения | П.9 | | |
11 | Практикум по теме «Политика» | Повторить | | |
12 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Политика». «Контрольная работа | - | | |
Глава 2. Право (17 ч) | |
13 | Анализ контрольной работы. Роль прав в жизни общества и государства | - | | |
14 | Правоотношения и субъекты права | П.10 | | |
15 | Правонарушения и юридическая ответственность | П.11 | | |
16 | Правоохранительные органы | П.12 | | |
17 | Конституция Российской Федерации | П.13 | | |
18 | Конституция Российской Федерации | П.14 | | |
19 | Права и свободы человека и гражданина | П.15 | | |
20 | Права и свободы человека и гражданина | П.16 | | |
21 | Гражданские правоотношения | П.17 | | |
22 | Право на труд. Трудовые правоотношения | П.18 | | |
23 | Семейные правоотношения | П.19 | | |
24 | Административные правоотношения | П.20 | | |
25 | Уголовно-правовые отношения | П.21 | | |
26 | Социальные права | П.22 | | |
27 | Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов | П.23 | | |
28 | Правовое регулирование отношений в сфере образования | П.24 | | |
29 | Практикум по теме «Право» | П.25 | | |
30 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Право». Контрольная работа | - | | |
Итоговое повторение (4 ч) | |
31 | Анализ контрольной работы. Повторение. Политика и право | - | | |
32 | Итоговая контрольная работа по курсу «Обществознание 9 класс» | - | | |
33 | Анализ контрольной работы. Повторение. Правовое государство и его граждане | - | | |
34 | Повторение. Право в жизни человека | - | | |