СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию 7-9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по обществознанию 7-9 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию 7-9 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Катынская средняя школа

Смоленского района Смоленской области




Рассмотрено

на заседании ШМО







Руководитель ШМО______

Л. В. Косулина

Согласовано









Зам. директора МБОУ Катынская СШ____

И.Д. Воробьева

Утверждаю:









Директор МБОУ Катынская СШ______

Н.И. Старовойтова





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по обществознанию

6-9 класс

на 2020-2021 уч. год



Составитель:

Жулаева О. И., учитель истории и обществознания

Карпинский А.Я., учитель истории и обществознания

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе рабочих программ по обществознанию для 5 – 9 классов предметной линии учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова («Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н, Боголюбова. 7 – 9 классы: пособие для учителей и организаций/ Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. – изд 2-е, доработанное.- М.: Просвещение, 2014.»). Данная линия учебников соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, одобрена РАО и РАН, имеет гриф «Рекомендовано» и включена в Федеральный перечень. Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения. Выпускник основной школы должен получить достаточно полное представление о возможностях, которое существуют в современном российском обществе для продолжения образования и работы, для самореализации в многообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах жизни общества. Курс призван помогать предпрофильному самоопределению.

Законы:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 №273-ФЗ);


Колличество часов в неделю 6 класс -1час, 7 класс-1 час, 8 класс-1 час, 9 класс-1 часа






Планируемые предметные результаты курса обществознание 6-9 класс

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:

• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:

• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);

• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

  1. использование элементов причинно-следственного анализа;

  2. исследование несложных реальных связей и зависимостей;

  3. определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

  4. поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

  5. перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

  6. объяснение изученных положений на конкретных примерах;

  7. оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

  8. определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:


познавательной

  • относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной  жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

  • знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;

  • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

  • умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;


ценностно-мотивационной

  • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

  • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

  • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;


трудовой


  • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

  • понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

эстетической


  • понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;


коммуникативной

  • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

  • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

  • понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

  • понимание значения коммуникации в межличностном общении;

  • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

  • знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.










Содержание тем учебного курса 8 класс 34 часа

Тема 1. Личность и общество

Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.

Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.

Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в ХХI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.

Тема 2. Сфера духовной культуры

Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.

Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло — главные понятия этики. Критерии морального поведения.

Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность.

Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний самоконтроль человека.

Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков.

Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование.

Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.

Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.

Тема 3. Социальная сфера

Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения.

Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями.

Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.

Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.

Тема 4. Экономика

Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).

Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем.

Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.

Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.

Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.

Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.

Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.

Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.

Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.

Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит.

Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.

Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.

Содержание тем учебного курса 9 класс 34 часа

Тема1. Политика и социальное управление

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.

Понятие государства, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.

Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.

Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.

Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.

Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.

Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.

Возможности предмета связанные с практической направленностью по теме «Политика и социальное управление» проведение игры  по теме: «Выборы»

Тема 2. Право

Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.

Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности.Презумпция невиновности.

Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.

Конституция — основной закон РФ.

Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.

Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.

Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.

Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.

Семейные правоотношения. Брак и развод, неполная семья Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.

Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.

Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Социальные права. Жилищные правоотношения.

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.

Правовое регулирование отношений в сфере образования. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. 

Тема 3.Экономика. Повторение

Экономика и ее роль в жизни общества Экономические системы и собственность Рынок и рыночный механизм «Экономические цели и функции государства




Календарно-тематическое планирование курс «Обществознание» 8 класс 34 часа

Тема урока

Кол-во

часов

Дом.

задание

Дата

п

ф



1

Введение

Что делает человека человеком

1

Записи в тетради

§1

Вопросы стр 12-13



2

Человек, общество и природа.

1

§2 Вопросы и задания стр18-19 Заполнение сравнительной таблицы



3

Общество как форма жизнедеятельности людей. Развитие общества.

1

§3Вопросы и задания стр26-27



4

Развитие  общества

1

§4Вопросы и задания стр33-34



5

Как стать личностью

1

§5

Подготовка к тестированию по итогам главы

Стр. 43-44



6

Контрольная работа

1




7  

Повторительно-обобщающий урок

1




8

Сфера духовной жизни

1

§6 Вопросы и задания стр.53-54



9

Мораль. Моральный выбор- это ответственность

1

§7, 9

Вопросы и задания стр 77-78



10

Долг и совесть

1

§8 Вопросы и задания стр 70-71



11

Образование

1

§10 Вопросы и задания стр85-86



12

Наука в современном обществе

1

§11 Вопросы и задания стр93-94

13

Религия как одна из форм культуры

1

§12




Вопросы и задания стр 101-102



14

Подведение итогов главы

1

Подготовка к итоговому

тестированию стр. 102-103



15

Повторительно-обобщающий урок

1




16

Социальная структура общества

1

§13 Вопросы и задания стр 113-114



17

Социальные статусы и роли

Социальная сфера

1

§14Вопросы и задания стр121-122



18

Нации и межнациональные отношения

1

§15Вопросы и задания стр129-130



19

Отклоняющееся поведение

1

Подготовка к итоговому тестированию стр.139-142



20

Повторительно-обобщающий урок

1




21

Экономика и ее роль в жизни общества

1

§17

§19

Вопросы и задания стр



22

Главные вопросы экономики Собственность

1

§18

§19 Вопросы и задания стр166-167

23

Рыночная экономика

1

 §20

Вопросы и задания стр174-175



24

Производство- основа экономики

1

§21

Вопросы и задания стр183-184



25-26

Предпринимательская деятельность

1

§22 Вопросы и задания стр 192-193



26

Роль государства в экономике

1

§23

Вопросы и задания стр200-201



27

Распределение доходов

1

§24

Вопросы и задания стр207-208

28

Потребление

1

§25

Вопросы и задания стр214-215

29

Инфляция и семейная экономика

1

§26

Вопросы и задания стр223

30

Безработица, ее причины и последствия

1

§27

Вопросы и задания стр232-233

31

Мировое хозяйство и международная торговля

1

 

§28

Вопросы и задания стр 239-240

32

Подготовка к тестированию

По итогам главы

Контрольной работе


 

Стр 241-246

33

Контрольная работа






34

Итоговое повторение



Календарно-тематическое планирование 9 класс 34 часа




п\п

Тема урока


Домашнее

задание

Дата проведения

План

Факт

Введение (1 ч)

1


Записи в тетради



Глава 1. Политика (11 ч)


2

Политика и власть

П.1



3

Государство

П.2



4

Политические режимы

П.3



5

Политические режимы

П.4



6

Правовое государство

П.5



7

Гражданское общество и государство

П.6



8

Участие граждан в политической жизни

П.7



9

Политические партии и движения

П.8



10

Политические партии и движения

П.9



11

Практикум по теме «Политика»

Повторить



12

Повторительно-обобщающий урок по теме «Политика».

«Контрольная работа

-



Глава 2. Право (17 ч)


13

Анализ контрольной работы.

Роль прав в жизни общества и государства

-



14

Правоотношения и субъекты права

П.10



15

Правонарушения и юридическая ответственность

П.11



16

Правоохранительные органы

П.12



17

Конституция Российской Федерации

П.13



18

Конституция Российской Федерации

П.14



19

Права и свободы человека и гражданина

П.15



20

Права и свободы человека и гражданина

П.16



21

Гражданские правоотношения

П.17



22

Право на труд. Трудовые правоотношения

П.18



23

Семейные правоотношения

П.19



24

Административные правоотношения

П.20



25

Уголовно-правовые отношения

П.21



26

Социальные права

П.22



27

Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов

П.23



28

Правовое регулирование отношений в сфере образования

П.24



29

Практикум по теме «Право»

П.25



30

Повторительно-обобщающий урок по теме «Право». Контрольная работа

-



Итоговое повторение (4 ч)


31

Анализ контрольной работы.

Повторение. Политика и право

-



32

Итоговая контрольная работа по курсу

«Обществознание 9 класс»

-



33

Анализ контрольной работы.

Повторение. Правовое государ­ство и  его граждане

-



34

Повторение. Право в жизни человека

-