ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа обществознанию по для учащихся 5-9 классов составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения и соответствует образовательной программе основного общего образования МБОУ Курагинской СОШ №3
Согласно утвержденному годовому графику МБОУ Курагинской СОШ №3 рабочая программа для 5-9 классов рассчитана на 175 часов (35 часов, 1 час в неделю для 5, 6, 7, 8, 9 классов).
Программа ориентирована на УМК линии «Просвещение»:
Обществознание. 5 класс. Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой;
Обществознание. 6 класс. Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. / Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой;
Обществознание. 7 класс. Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой;
Обществознание. 8 класс. Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, Н. И. Городецкой;
Обществознание. 9 класс. Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, А. И. Матвеева;
Данная линия учебников соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, одобрена РАО и РАН, имеет гриф «Рекомендовано» и включена в Федеральный перечень.
Для реализации программы в 5 классе используется учебно-методический комплекс, включающий:
1. Учебник «Обществознание» для 5 класса под ред. Боголюбова Л.Г., Ивановой Л.Ф., и др.;
2.Иванова Л.Ф. Обществознание 5 класс: рабочая тетрадь; 3.Поурочные разработки к учебнику 5 класса Л.Н.Боголюбова;
4.Коваль А.А. Тесты по обществознанию 5 класс М: Издательство «Экзамен» 2016 г;
5.Лебедева Р.Н.Тесты по обществознанию 5 класс М: Издательство «Экзамен» 2016 г.
Для реализации программы в 6 классе используется учебно-методический комплекс, включающий:
1. Учебник «Обществознание» для 6 класса под ред. Боголюбова Л.Г., Ивановой Л.Ф. и др.;
2. Иванова Л.Ф. Обществознание 6 класс: рабочая тетрадь; 3 . Поурочные разработки к учебнику 6 класса Л.Н.Боголюбова;
4. Коваль А.А. Тесты по обществознанию 6 класс М: Издательство «Экзамен» 2016 г.
Для реализации программы в 7 классе используется учебно-методический комплекс, включающий:
1.Учебник. Обществознание. 7 класс. Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой;
2.Электронное приложение к учебнику. Обществознание. 7 класс. (CD);
3.Рабочая тетрадь. Обществознание. 7 класс. О. А. Котова, Т. Е. Лискова.; 4.Поурочные разработки. Обществознание. 7 класс. Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.;
5. Коваль А.А. Тесты по обществознанию 7 класс М: Издательство «Экзамен» 2016 г.
Для реализации программы в 8 классе используется учебно-методический комплекс, включающий: 1.Учебник. Обществознание. 8 класс. Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лабезниковой, Н. И. Городецкой; 2.Электронное приложение к учебнику. Обществознание. 8 класс. (CD); 3.Рабочая тетрадь. Обществознание. 8 класс. О. А. Котова, Т. Е. Лискова; 4.Поурочные разработки. Обществознание. 8 класс. Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.;
5. Краюшкина С. В. Тесты по обществознанию 8 класс М: Издательство «Экзамен» 2017 г.
Для реализации программы в 9 классе используется учебно-методический комплекс, включающий: 1.Учебник. Обществознание. 9 класс. Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лабезниковой, А. И. Матвеева; 2.Электронное приложение к учебнику. Обществознание. 9 класс. (CD); 3.Рабочая тетрадь. Обществознание. 9 класс. О. А. Котова, Т. Е. Лискова; 4.Поурочные разработки. Обществознание. 9 класс. Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.; 5. Коваль А.А. Тесты по обществознанию 9 класс М: Издательство «Экзамен» 2016 г.
1.Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Обществознание».
Класс | Предметные результаты |
5 | Использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы; Называть черты сходства и различий человека и животного. Характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста. Определять способности и потребности человека, характеризовать особые потребности людей с ограниченными возможностями. Описывать подростковый возраст как особую пору жизни. Раскрывать значение понятия «образование». Называть уровни общего образования Описывать ступени российского школьного образования. Определять и иллюстрировать примерами роль образования в жизни современного общества. Характеризовать семью как группу. Перечислять функции семьи, характеризовать совместный труд членов семьи. Определять значимость семейных ценностей и традиции. Объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества. Характеризовать особенности России как многонационального государства Описывать основные символы государства РФ Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин». Называть и иллюстрировать примерами основные права и обязанности граждан РФ. выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций |
6 | Раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека; различать отдельные виды социальных норм; характеризовать основные нормы морали; критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями; раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества; |
7 | характеризовать специфику норм права; сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности; называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ; осознавать значение патриотической позиции исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей; раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних; характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе; раскрывать основные роли членов семьи; характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета; характеризовать функции денег и их роль в экономике; демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека; характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса; на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение; |
8 | распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ; характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса; различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни; выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества; описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы; объяснять взаимодействие социальных общностей и групп; характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства; выделять параметры, определяющие социальный статус личности; приводить примеры предписанных и достигаемых статусов; описывать основные социальные роли подростка; конкретизировать примерами процесс социальной мобильности; характеризовать межнациональные отношения в современном мире; объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность; конкретизировать примерами опасность международного терроризма. характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры; описывать явления духовной культуры; объяснять причины возрастания роли науки в современном мире; оценивать роль образования в современном обществе; раскрывать роль религии в современном обществе; характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры. различать уровни общего образования в России; находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа; объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов; различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности; раскрывать факторы, влияющие на производительность труда; характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах; характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции; объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства; называть и конкретизировать примерами виды налогов; раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства; анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы; формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха. |
9 | объяснять роль политики в жизни общества; различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами; давать характеристику формам государственно-территориального устройства; различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки; раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии; называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах; характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни. характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию; объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ; раскрывать достижения российского народа; объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»; называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ; характеризовать систему российского законодательства; характеризовать гражданские правоотношения; раскрывать смысл права на труд; объяснять роль трудового договора; разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях; характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей; характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений; конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них; характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних; раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование; анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления; исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей; находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом. |
2. Структура учебного предмета «Обществознание».
№ | Название разделов учебного предмета «Обществознание» | Распределение часов по классам. | |
5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | итого по разделам |
-
| Вводный урок | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 |
-
| Человек. Деятельность человека | 9 | 21 | | | | 30 |
-
| Общество | | | 3 | 4 | | 7 |
-
| Социальные нормы | | 11 | 4 | 4 | | 19 |
-
| Сфера духовной культуры | 5 | | | 5 | | 10 |
-
| Социальная сфера жизни общества | 5 | | | 7 | | 12 |
-
| Политическая сфера жизни общества | | | | | 10 | 10 |
-
| Гражданин и государство | 8 | | 7 | | 7 | 22 |
-
| Основы российского законодательства | | | 7 | | 15 | 22 |
-
| Экономика | 5 | | 11 | 12 | | 28 |
-
| Промежуточная аттестация | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 |
-
| Итоговое повторение | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 |
-
| Итого часов | 35 | 35 | 35 | 35 | 35 | 175 |
3.Календарно-тематическое планирование для 7 класса по курсу «Обществознания» (35 часов)
№ | час | тема | дата | Основные виды деятельности учащихся | Формируемые универсальные учебные действия (в соответствии с ФГОС ООО) |
план | факт | предметные | метапредметные | личностные |
ВВОДНЫЙ УРОК (1 час) |
1 | 1 | Введение | 0509 | 0509 | Вспомнить основные итоги прошлого года обучения. Познакомиться с основным содержанием курса 7 класса. Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности. Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся | Научаться формулировать основные вопросы курса обществознания за 7 класс, расширить представление об обществознании как о науке изучающей правовые и экономические отношения в обществе. | Познавательные: умение работать с текстом параграфа и выделять в нем главное. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы. | Формирование стартовой мотивации к изучению нового материала..Понимание важности изучения обществознания |
СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ (4 часа) |
2 | 1 | Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. | 1209 | 1209 | Характеризовать на примерах социальные нормы и их роль в общественной жизни | Обучающиеся смогут характеризовать социальные нормы, характеризовать особенности традиций и обычаев раскрывать влияние общественных нравов на деятельность человека, смогут приводить примеры, сравнивать, раскрывать смысл изучаемых понятий. Смогут описывать общественные ценности их виды, раскрывать значение Гражданственности и патриотизма Обучающиеся смогут характеризовать на примерах роль социального контроля. | Познавательные: организация своей учебной деятельности; формулирование ответов на вопросы учителя; установление причинно-следственных связей; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. использование приемов работы с информацией (из материалов учебника, интернета и т. д.), дополняющей и расширяющей имеющиеся данные; Регулятивные: Принятие учебной задачи; адекватно воспринимают информацию учителя; планирование — составление плана ответа; работа с текстом параграфа и его компонентами; целеполагание — выполнение постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно Коммуникативные: Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и ясностью | Формирование и усвоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Смогут оценивать себя в моделях и реальных ситуациях свои поступки, оценивать свою деятельность на уроке, давать оценку своим поступкам, адекватно выражать свои эмоции, при совместной работе с окружающими, выбирать как поступить. |
3 | 1 | Общественные нравы, традиции и обычаи. Уважение социального многообразия. | 1909 | 1909 | Характеризовать общественные нравы , традиции и обычаи, называть их особенности и приводить свои примеры. |
4 | 1 | Общественные ценности. Гражданственность и патриотизм. | 2609 | 2609 | Называть значение общественных ценностей. Иллюстрировать с помощью примеров проявления патриотизма, добросовестного выполнения гражданских обязанностей, гражданственности. Приводить примеры важности патриотизма и гражданственности. |
5 | 1 | Как усваиваются социальные нормы. Социальный контроль. | 0310 | 0310 | Познакомиться с особенностями усвоения социальных норм. Анализировать несложные практические ситуации связанные с социальным контролем |
ГРАЖДАНИН И ГОСУДАРСТВО (7 часов) |
| 1 | Гражданство Российской Федерации | 1010 | 1010 | Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия гражданин, гражданство. Характеризовать правовой статус гражданина Р.Ф. Называть способы получения гражданства Р.Ф. | Обучающиеся смогут раскрывать значение международных документов о правах человека, соблюдения законов, Конституции Р.Ф. Научатся объяснять и конкретизировать фактами социальной жизни связь гражданина и государства, прав и обязанностей человека и гражданина Р.Ф. , понимать роль правоохранительных органов Р.Ф Научаться применять изученные понятия, давать оценку общественным явлениям с позиции одобряемых в современном российском обществе. . | Познавательные: организация своей учебной деятельности; формулирование ответов на вопросы учителя; установление причинно-следственных связей; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. использование приемов работы с информацией (из материалов учебника, интернета и т. д.), дополняющей и расширяющей имеющиеся данные; Регулятивные: Принятие учебной задачи; адекватно воспринимают информацию учителя; планирование — составление плана ответа; работа с текстом параграфа и его компонентами; целеполагание — выполнение постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно Коммуникативные: Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и ясностью | Демонстрируют интеллектуальные и творческие способности, ответственное отношение к обучению, познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение предмета; осознают необходимость соблюдения правовых норм, умения чувствовать ответственность за свои поступки. |
| | | |
7 | 1 | Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации | 1710 | 1710 | Называть и иллюстрировать примерами основные права граждан РФ. Анализировать несложные практические ситуации. связанные с реализацией гражданами своих прав и свобод. |
8 | 1 | Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. | 2410 | 2410 | Называть основные обязанности граждан РФ Характеризовать ответственность за не исполнение гражданином РФ своих конституционных обязанностей. |
9 | 1 | Основные международные документы о правах человека | 3110 | 3110 | Называть международные документы о правах человека Характеризовать права человека. Систематизировать информацию в виде схемы. |
10 | 1 | Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. | 1411 | 1411 | Называть права человека и гражданина и характеризовать способы их зашиты в Р.Ф. Анализировать несложные практические ситуации. |
11 | 1 | Правоохранительные органы. Судебная система Российской Федерации | 2111 | 2111 | Называть правоохранительные органы Р.Ф. Различать сферу деятельности полиции, правоохранительных органов |
12 | 1 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Гражданин и государство» | 2811 | 2811 | Определять все термины и понятия раздела. Работать с тестовыми контрольно-измерительными материалами |
ОСНОВЫ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА (7 часов) |
13 | 1 | Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита | 0512 | 0512 | Характеризовать права ребенка, называть способы их защиты. Раскрывать особенности правового статуса несовершеннолетних Систематизировать информацию и представить ее в виде кластера. | Обучающиеся смогут раскрывать значение международных документов о правах ребенка, соблюдения законов, Конституции Р.Ф., Уголовного кодекса. Научатся объяснять и конкретизировать фактами социальной жизни особенности правового статуса и дееспособности несовершеннолетних, прав и обязанностей родителей и детей, понимать роль государства в защите семьи. Научаться применять изученные понятия, давать оценку общественным явлениям с позиции одобряемых в современном российском обществе | Познавательные: организация своей учебной деятельности; формулирование ответов на вопросы учителя; установление причинно-следственных связей; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. использование приемов работы с информацией (из материалов учебника, интернета и т. д.), дополняющей и расширяющей имеющиеся данные; Регулятивные: Принятие учебной задачи; адекватно воспринимают информацию учителя; планирование — составление плана ответа; работа с текстом параграфа и его компонентами; целеполагание — выполнение постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно Коммуникативные: Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и ясностью | Демонстрируют интеллектуальные и творческие способности, ответственное отношение к обучению, познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение предмета; осознают необходимость соблюдения правовых норм, умения защитить свои права. особенности правового статуса и дееспособности малолетнего и несовершеннолетнего |
14 | 1 | Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет | 1212 | 1212 | Характеризовать и сравнивать дееспособность малолетних и несовершеннолетних. Систематизировать информацию и представить ее в виде таблицы. |
15 | 1 | Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних | 1912 | 1912 | Характеризовать важность законопослушного поведения. Называть особенности уголовной ответственности и наказания для несовершеннолетних |
16 | 1 | Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. | 2612 | 2612 | Приводить примеры зашиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Характеризовать как государство поддерживает и защищает семью . |
17 | 1 | Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей | 0901 | 0901 | Характеризовать способы зашиты интересов и прав детей оставшихся без попечения родителей |
18 | 1 | Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. | | | Раскрывать особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. |
19 | 1 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Основы российского законодательства» | | | Определять все термины и понятия раздела. Работать с тестовыми контрольно-измерительными материалами |
ЭКОНОМИКА (11+1 часов) |
20 | 1 | Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. | | | Характеризовать роль экономики в жизни общества потребителя и производителя в экономике, приводить примеры | Обучающиеся смогут раскрывать значение экономики в жизни человека Научиться исследовать и анализировать способы регулирования поведения людей в экономических отношениях Научатся объяснять и конкретизировать фактами социальной жизни связь и особенности семейного и Госбюджета понимать роль торговли и рекламы и страховых услуг, предпринимательской деятельности Научаться применять изученные понятия, давать оценку общественным явлениям с позиции одобряемых в современном российском обществе. . | Познавательные: организация своей учебной деятельности; формулирование ответов на вопросы учителя; установление причинно-следственных связей; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. использование приемов работы с информацией (из материалов учебника, интернета и т. д.), дополняющей и расширяющей имеющиеся данные; Регулятивные: Принятие учебной задачи; адекватно воспринимают информацию учителя; планирование — составление плана ответа; работа с текстом параграфа и его компонентами; целеполагание — выполнение постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно Коммуникативные: Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и ясностью | Смогут оценивать себя в моделях и реальных ситуациях свои поступки, оценивать свою деятельность на уроке, давать оценку своим поступкам, адекватно выражать свои эмоции, при совместной работе с окружающими, формирование умений выбирать как поступить, анализировать собственные поступки с точки зрения рациональности понимать многообразие взглядов на проблемы раздела «Экономика». |
21 | 1 | Производство ‑ основа экономики | | | Называть особенности производства. Раскрывать роль производства в удовлетворении потребностей общества. |
22 | 1 | Товары и услуги. Факторы производства | | | Объяснять понятие производительность труда Характеризовать факторы, влияющие на производительность труда. |
23 | 1 | Разделение труда и специализация | | | Называть факторы производства и факторные доходы. Объяснять чем отличается товар от услуги Систематизировать информацию и представить ее в виде таблицы |
24 | 1 | Производительность труда | | | Объяснять значение распределения труда в развитии производства. Описывать составляющие квалификации работника. |
25 | 1 | Заработная плата и стимулирование труда. | | | Объяснять понятие заработная плата. Характеризовать формы оплаты труда Систематизировать информацию и представить ее в виде синквейна |
26 | 1 | Торговля и её формы. Реклама | | | Характеризовать торговлю и ее формы как особый вид экономической деятельности. Раскрывать роль рекламы в развитии торговли. Выражать собственное отношение к рекламной информации. Систематизировать информацию и представить ее в виде синквейна |
27 | 1 | Деньги и их функции. Инфляция, ее последствия | | | Обьяснять понятие деньги, инфляция Раскрывать на примерах функции денег. показывать влияние инфляции на реальные доходы и уровень жизни населения. |
28 | 1 | Предпринимательская деятельность Издержки, выручка, прибыль | | | Характеризовать особенности предпринимательской деятельности Объяснять значение бизнеса в экономическом развитии страны. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с достижением успеха в бизнесе. Выражать собственное отношение к бизнесу с морально-этических позиций. Различать общие, постоянные и переменные затраты производства |
29 | 1 | Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи | | | Характеризовать особенности и важность семейного бюджета. Называть его отличия от государственного бюджета Раскрывать на примерах виды доходов и расходов своей семьи. Описывать закономерность изменения потребительских расходов семьи в зависимости от доходов. |
30 | 1 | Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности | | | Характеризовать виды страховых услуг, предоставляемых гражданам. Систематизировать информацию и представить ее в виде кластера |
31 | 1 | Промежуточная аттестация | | | Провести диагностику результатов обучения в 7 классе. | | | |
ОБЩЕСТВО (3 часа) |
32 | 1 | Взаимосвязь общества и природы | | | Объяснять значение природных ресурсов в жизни общества. Характеризовать отношение людей к исчерпаемым ресурсам. Описывать состояние неисчерпаемых богатств Земли. Определять собственное отношение к природе. | Обучающиеся смогут раскрывать важность природы в жизни человека Научиться исследовать и анализировать способы регулирования поведения людей в экологических отношениях Научатся объяснять и конкретизировать фактами социальной жизни связь и особенности глобальных проблем экологического кризиса Научаться применять изученные понятия, давать оценку общественным явлениям с позиции одобряемых в современном российском обществе. | Познавательные: организация своей учебной деятельности; формулирование ответов на вопросы учителя; установление причинно-следственных связей; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. использование приемов работы с информацией (из материалов учебника, интернета и т. д.), дополняющей и расширяющей имеющиеся данные; Регулятивные: Принятие учебной задачи; адекватно воспринимают информацию учителя; планирование — составление плана ответа; работа с текстом параграфа и его компонентами; целеполагание — выполнение постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно Коммуникативные: Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и ясностью. | Смогут оценивать себя в моделях и реальных ситуациях свои поступки, оценивать свою деятельность на уроке, давать оценку своим поступкам, адекватно выражать свои эмоции, при совместной работе с окружающими, выбирать как поступить, осознавать многообразие взглядов на проблемы взаимоотношения человека и природы. |
33 | 1 | Глобальные проблемы современности. Опасность международного терроризма. | | | Объяснять опасность загрязнения воды, почвы и атмосферы. опасность международного терроризма. Различать ответственное и безответственное отношение к природе. |
34 | 1 | Экологический кризис и пути его разрешения | | | Объяснять необходимость активной деятельности по охране природы. Характеризовать деятельность государства по охране природы. Называть наказания, установленные законом для тех, кто наносит вред природе. Иллюстрировать примерами возможности общественных организаций и граждан в сбережении природы. |
ИТОГОВЫЙ УРОК (1 час) |
35 | 1 | Итоговое повторение по курсу 7 класса | | | Подвести итоги учебной работы за год. Наметить перспективы обучения в 8 классе. | Обучающие смогут обобщить и закрепить полученные знания проанализировать результаты работы класса, отдельных учащихся. Развивать рефлексивные умения, способности к адекватной самооценке. |
Образец варианта контрольной работы на промежуточной аттестации по предмету «Обществознание» 7 класс
Содержательная часть заданий содержит задания базового и повышенного уровней сложности и обеспечивает возможность проведения объективной проверки уровня подготовки учащихся по курсу, изучаемому в 7 классе. Объектами контроля являются следующие умения:
Знать основные обществоведческие термины.
Называть (перечислять) изученные социальные явления и объекты или их
существенные свойства.
Сравнивать изученные объекты.
Приводить собственные примеры, то есть пояснять изученные теоретические
положения и социальные нормы на соответствующих фактах.
Давать оценку изученных социальных объектов и процессов.
Настоящая работа состоит из трех частей. Часть А содержит 10 тестовых вопросов. К каждому вопросу дается четыре варианта ответов, из которых только один правильный. За каждый верный ответ -1 балл, всего 10 баллов. Часть В состоит из 3 заданий , каждое оценивается за правильный ответ 2 баллами, всего 6 баллов. Часть С предполагает развёрнутый ответ на три вопроса по тексту. Каждое верное выполнение заданий этого уровня оценивается 2 баллами, всего 6 баллов. Подсчет результатов тестирования в пятибалльную шкалу оценок производится согласно предлагаемой таблице. Максимальное количество баллов -22.
«2» | «3» | «4» | «5» |
0-8 баллов | 9 – 14 баллов | 15 – 18 баллов | 19 – 22 баллов |
Форма проведения – письменная (по вариантам).
На написание работы отводится 45 минут.
Часть А
При выполнении заданий 1-10, из четырех предложенных вариантов ответов выберите и выделите одну цифру, которая соответствует номеру выбранного вами ответа.
А1. К какой социальной группе человек принадлежит с момента рождения?
к семье
к классу
к коллективу
к группе детского сада
А2. Определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали или требованиям какой – либо организации:
закон
обязанность
дисциплина
долг
А3. Противозаконное поведение характеризуется:
нарушением норм морали
нанесением вреда людям, всему обществу
несоблюдением правил этикета
несоответствием эстетическим нормам.
А4. Тайное хищение чужого имущества:
вымогательство
кража
попрошайничество
разбой.
А5. Судье, по российскому законодательству, необходимо:
подчиняться решениям местной администрации
быть членом правящей партии
иметь лицензию
иметь юридическое образование.
А6. Количество продуктов, произведенных за единицу времени:
натуральное хозяйство
товарное хозяйство
производительность труда
качество труда.
А7. Предприятие, которым владеет и управляет один человек:
государственная корпорация
акционерное общество
товарищество
индивидуальное предприятие.
А8. Одной из самых важных функций денег является:
быть символом государства
быть мерой стоимости
драгоценные металлы
быть ювелирным украшением.
А9. К каким ресурсам семьи относятся время и силы домочадцев, необходимые для выполнения домашней работы?
к трудовым
к материальным
к энергетическим
к информационным.
А10. Какое наказание предусматривает закон для предприятий, причинивших вред природе?
арест руководителя предприятия
закрытие предприятия
возмещение предприятием причиненного ущерба
открытие на деньги предприятия заповедника
Часть В
Ответом к заданиям этой части является последовательность цифр.
В1. Ниже приведен список терминов. Все они, за исключением одного, соответствуют понятию «правосудие». Укажите термин, относящийся к другому понятию.
закон
прокурор
судья
адвокат
эмоции
приговор.
В2. В приведенном списке указаны черты сходства норм права и морали и отличия норм права от морали. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:
1) принимаются государством
2) регулируют жизнь общества
3) опираются на представления о добре и зле
4) устанавливают правила поведения
Черты сходства | Черты отличия |
| | | |
В3. Установите соответствие между экологическими загрязнениями окружающей среды и их причинами. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
1. Загрязнение воздуха 2. сокращение запасов чистой воды 3.Загрязнение и сокращение площади почвы 4.Сокращение лесов | А) необходимость использования воды в домах и на производстве в связи с ростом городов Б) создание свалок, строительство дачных поселков В) использование топлива в огромных количествах для промышленных целей Г) использование большого количества удобрений для повышения урожайности |
Часть С
Ответом к заданиям этой части является развернутый ответ.
Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.
Конвенция о правах ребенка
Государства-участники настоящей Конвенции… согласились о нижеследующем:
Статья 1 Для целей настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.
Статья 61. Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.2. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.
Статья 71. Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.2. Государства-участники обеспечивают осуществление этих прав в соответствии с их национальным законодательством и выполнение их обязательств согласно соответствующим международным документам в этой области, в частности, в случае, если бы иначе ребенок не имел гражданства.
Статья 81. Государства-участники обязуются уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи, как предусматривается законом, не допуская противозаконного вмешательства.2. Если ребенок незаконно лишается части или всех элементов своей индивидуальности, государства-участники обеспечивают ему необходимую помощь и защиту для скорейшего восстановления его индивидуальности.
Статья 9
1. Государства-участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка. Такое определение может оказаться необходимым в том или ином конкретном случае, например, когда родители жестоко обращаются с ребенком или не заботятся о нем или когда родители проживают раздельно и необходимо принять решение относительно места проживания ребенка
С1. В семье Сидоровых трое детей: шестилетний Антон, двадцатилетняя Татьяна и Сергей, которому двадцать два года. Кто из них попадает под защиту Конвенции о правах ребенка? Объясните, почему?
С2. Какие права ребенка защищает Конвенция о правах ребенка. Назовите не менее 3 прав.
С3. Возможно ли разлучение ребенка с родителями, согласно Конвенции о правах ребенка? В каких случаях это может произойти?