Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 7 класса составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Программы общеобразовательных учреждений «Обществознание» 5-9 классы Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова,А.Ю.Лазебникова А.И.Матвеев. «Просвещение» 2016г и учебника Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. Обществознание, 7 класс, Издательство «Просвещение» 2017г, с учетом идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА:
1. Развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам: приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;,
Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях.
Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско - общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно – бытовых отношений
Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и особенностей учащихся отроческого (подросткового) возраста, курс призван решить следующие ЗАДАЧИ:
- создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);
- способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);
- помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;
- содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);
- обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;
- предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;
- помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;
- предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки.
Место учебного предмета в учебном плане
На основании учебного плана на изучение обществознания в 7 классе основной школы отводится 35 учебных часов, из расчета 1-ого часа в неделю.
В соответствии с календарным учебным графиком и расписанием на 2019-2020 учебный год на изучение обществознания в 7 классе основной школы отводится 35 часов, из расчета 1 часа в неделю.
Рабочая Программа «Обществознание», предметная линия учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова, 5-9 классы. Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова, «Просвещение» 2016г предусматривает 35 часов (из них: 3 часа резервного времени) .
Данная программа будет выполнена за 35 часов. Содержание, а так же последовательности изучения разделов и тем курса в рабочей программе находятся в полном соответствии с Программой общеобразовательных учреждений «Обществознание» 5-9 классы Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова, «Просвещение» 2016г и учебника Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф.Обществознание. 7 класс Издательство «Просвещение» 2017г. Внесённые изменения
Резервные часы распределены на повторение тем:
«Регулирование поведения людей в обществе» -1 ч.,
«Человек в системе экономических отношений» - 2 ч.,
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Факторы общественного характера оказывают определяющее воздействие на жизнь современного человека. Поэтому социализация личности, т. е. её интеграция в общество, протекающая наиболее активно в детские и юношеские годы, расценивается как одна из ведущих целей среднего образования. Школьное обществоведческое образование выступает важнейшим средством социализации личности. Именно на уроках обществознания школьники получают представления и основы научных знаний об устройстве современного общества, о его различных социокультурных моделях, механизмах социальной регуляции, способах взаимодействия личности и общества, типичных социальных ролях человека в современных общественных условиях.
Существен вклад школьного обществознания в гражданское становление личности, в развитие её социально значимых черт. Оно приобщает учащихся к таким важным компонентам гражданской культуры, как научные представления об отношениях между гражданами, а также между гражданином и государством; оправдавшие себя в гражданских отношениях способы деятельности, практические умения, модели гражданского поведения, одобряемые обществом; гражданские ценностные ориентиры, и прежде всего ценности, представленные в Конституции Российской Федерации; опыт самостоятельного решения многообразных проблем, возникающих в частной и публичной жизни гражданина как субъекта гражданского общества. Всё это позволяет формировать компетентность гражданина.
Обществознание содержит значительный потенциал для столь востребованного в современном обществе нравственного воспитания подрастающих поколений. Только в этом учебном предмете нравственные нормы, внутренние и внешние условия их реализации являются непосредственным объектом изучения. Избежать опасного в нравственном просвещении ригоризма и дидактизма помогает заложенная в предмете установка на постоянное обращение к личному духовному, нравственному опыту, рефлексия его оснований.
Изучение обществознания играет существенную роль в формировании социальной компетентности молодёжи, включающей наряду со знаниями и с ценностными ориентирами также комплекс умений. Среди них — способность ориентироваться в постоянно нарастающем потоке информации, получать из него необходимую информацию, использовать базовые операции для её обработки; умение применять полученные знания для решения не только учебных задач, но и реальных проблем собственного бытия в социуме, для осуществления в дальнейшем разноплановой деятельности во многих областях общественной жизни.
Содержание учебного предмета «Обществознание»
Введение
Тема 1. Регулирование поведения людей в обществе.
Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.
Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.
Защита отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны.
Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.
Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних.
Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Тема 2. Человек в экономических отношениях
Экономика и её основные участки. Экономика и её роль в жизни общества. Основные сферы экономики; производство, потребление, обмен.
Золотые руки работника. Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда.
Производство, затраты, выручка, прибыль. Производство и труд. Издержки, выручка, прибыль.
Виды и формы бизнеса. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Основное организационно-правовые формы предпринимательства.
Обмен, торговля, реклама. Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама.
Деньги и их функция. Понятие деньги. Функции и формы денег. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют.
Экономика семьи. Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы сбережения граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве.
Основные понятия: экономика, техника, технология, НТР, НТП. Экономическая система, рыночная экономика, рынок, факторы производства, конкуренция, спрос, предложение. экономические задачи государства, государственный бюджет, налоговая система, функции денег, бизнес, реклама.
Тема 3. Человек и природа
Воздействие человека на природу. Экология. Производящее хозяйство. Творчество. Исчерпываемые богатства. Неисчерпываемые богатства. Загрязнение атмосферы. Естественное загрязнение. Загрязнение атмосферы человеком. Загрязнение воды и почвы. Биосфера.
Охранять природу – значит охранять жизнь. Ответственное отношение к природе. Браконьер. Последствия безответственности Экологическая мораль. Господство над природой. Сотрудничество с природой
Закон на страже природы. Охрана природы. Правила охраны природы, установленные государством. Биосферные заповедники. Государственный контроль. Государственные инспекторы. Участие граждан в защите природы.
Основные понятия: природа, экология, экологическая катастрофа, охрана природы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса «Обществознание»
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями;
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ», 7 класс, 35 ч.
№ п/п | Тема | Дата | Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий) | Формы контроля |
план | коррекция |
1 | Человек и общество | 04.09 | | Характеризовать понятие общество. Обосновывать своё мнение о значимости изучения курса. Анализировать конкретные ситуации, приводить примеры. | Инд опрос, Фронтальный опрос |
Регулирование поведения людей в обществе.12ч. |
2-3 | Что значит жить по правилам. | 11.09 18.09 | | Объяснять значение слова «норма», «правило». Характеризовать и классифицировать социальные нормы, их роль в общественной жизни Объяснять необходимость социальных норм для общества. Оценивать свою деятельность с позиций социальных норм. | групповая работа. Составление памятки поведения в различных ситуациях |
4-5 | Права и обязанности граждан | 25.09 02.10 | | Раскрывать роль Конституции в жизни общества. Называть и раскрывать основные права и свободы граждан РФ. Анализировать несложные практические ситуации, связанные с реализацией гражданами прав и свобод. Находить и извлекать социальную информацию о правах граждан. | Составить таблицу «Гражданские и политические права». |
6-7 | Почему важно соблюдать законы. | 09.10 16.10 | | Называть и раскрывать сущность понятий закон, справедливость. Анализировать несложные практические ситуации, связанные с реализацией прав и свобод. Находить информацию о механизмах защиты прав, предусмотренных законодательством РФ. | Устный опрос, Работа с документами. |
8-9 | Защита Отечества. | 23.10 06.11 | | Моделировать несложные ситуации, связанные с последствиями нарушения конституционных обязанностей граждан РФ. Называть и объяснять сущность священной обязанности каждого гражданина. | Работа в группах по карточкам. Разбор и анализ документов |
10 | Для чего нужна дисциплина. | 13.11 | | Называть и объяснять обязанности граждан РФ. Раскрывать связь прав и обязанностей. Обосновывать важность соблюдения дисциплины. Моделировать ситуации, связанные с последствиями несоблюдения дисциплины. | Устный опрос, инд карточки |
11 | Виновен – отвечай. | 20.11 | | Называть и объяснять обязанности граждан РФ. Приводить примеры обязанностей граждан. Обосновывать неотвратимость ответственности за противоправные действия. Называть признаки правонарушений, различать виды правонарушений. Приводить примеры юридической ответственности. | Инд опрос, Фронтальный опрос |
12 | Кто стоит на страже закона. | 27.11 | | Называть правоохранительные органы Российского государства. Различать сферу деятельности правоохранительных органов, в том числе судебной системы. Приводить примеры деятельности правоохранительных органов. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с деятельностью правоохранительных органов. | Инд опрос, Фронтальный опрос |
13 | Практикум «Регулирование поведения людей в обществе». | 04.12 | | Называть и объяснять обязанности граждан РФ. Раскрывать связь прав и обязанностей. Обосновывать важность соблюдения дисциплины. Моделировать ситуации, связанные с последствиями несоблюдения дисциплины. | |
Человек в экономических отношениях. 14ч. |
14-15 | Экономика и её основные участники. | 11.12 18.12 | | Рассказывать об участниках экономических отношений. Характеризовать себя как потребителя. Раскрывать роль экономики в жизни общества. Характеризовать основные виды экономической деятельности, факторы производства. | Фронтальная беседа Индивидуальный опрос |
16 | Мастерство работника. | 25.12 | | Определять факторы производства, их роль в процессе создания материальных благ. Определять роль производителя, характеризовать мастерство, экономический выбор. Выражать собственное отношение к экономическому выбору. | Фронтальная беседа |
17-18 | Производство: затраты, выручка, прибыль | 15.01 22.01 | | Характеризовать рыночные отношения Различать явления экономической жизни. Уметь объяснять решающую роль производства в экономике. Называть и характеризовать основные виды экономической деятельности, факторы производства. Объяснять ограниченность факторов производства, суть проблемы экономического выбора | Фронтальная беседа Индивидуальный опрос |
19-20 | Виды и формы бизнеса. | 29.01 05.02 | | Приводить примеры различных видов экономической деятельности, факторов производства. Приводить примеры экономической деятельности производителей. Оценивать собственные возможности на рынке труда. Высказывать собственное мнение по вопросам трудовой этики | Фронтальная беседа |
21-22 | Обмен, торговля, реклама. | 12.02 19.02 | | Характеризовать преимущества и недостатки рыночной экономики. Определять сущность закона спроса и предложения. Иллюстрировать примерами факторы, влияющие на формирование спроса и предложения. | Устный опрос, Работа с документами. |
23 | Деньги, их функции | 26.02 | | Характеризовать сущность денежного обращения. Раскрывать роль банков, функции денег. Объяснять роль конкуренции в развитии рыночной экономики. Находить и извлекать информацию о кредитно-денежной политике государства из адаптированных источников | Работа в группах по карточкам. Разбор и анализ документов |
24-25 | Экономика семьи | 04.03 11.03 | | Называть, описывать и иллюстрировать примерами экономические ресурсы семьи. Называть источники и виды доходов семьи. Различать типы семей по характеру и уровню доходов. Объяснять связь семейной экономики с инфляционными процессами в стране | опрос |
26-27 | Практикум « Человек в экономических отношениях» | 18.03 01.04 | | Называть и описывать права потребителя. Называть и характеризовать основные виды экономической деятельности, факторы производства. Объяснять ограниченность факторов производства, суть проблемы экономического выбора | |
Человек и природа, 8 ч. |
28 | Человек часть природы | 08.04 | | Оценивать роль природы в общественном прогрессе. Оценивать ресурсы страны. Приводить примеры взаимодействия общества и природы, . Находить и извлекать социальную информацию о состоянии природы | Фронтальная беседа Индивидуальный опрос |
29 | Охранять природу- значит охранять жизнь. | 15.04 | | Раскрывать связь прав и обязанностей граждан России. Приводить примеры , моделировать ситуации, связанные с последствиями нарушения конституционных обязанностей. | Фронтальная беседа |
30 | Закон на страже природы. | 22.04 | | Приводить примеры конституционных обязанностей. Приводить примеры деятельности правоохранительных органов по защите природы. Находить и извлекать социальную информацию из педагогически адаптированных источников | Устный опрос, Работа с документами. |
31-32 | Практикум «Человек и природа» | 29.04 06.05 | | Характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни. Находить и извлекать социальную информацию об обществе и природе из педагогически адаптированных источников различного типа. | Работа в группах по карточкам. Разбор и анализ документов |
33 | Повторение по теме «Регулирование поведения людей в обществе» | 13.05 | | Раскрывать роль Конституции в жизни общества. Называть и раскрывать основные права и свободы граждан РФ. Анализировать несложные практические ситуации, связанные с реализацией гражданами прав и свобод. Находить и извлекать социальную информацию о правах граждан. | опрос |
34 | Повторение по теме «Человек в системе экономических отношений» | 20.05 | | Характеризовать рыночные отношения Различать явления экономической жизни. Уметь объяснять решающую роль производства в экономике. Называть и характеризовать основные виды экономической деятельности, факторы производства. Объяснять ограниченность факторов производства, суть проблемы экономического выбора | тест |
35 | Повторение. Человек и общество. | 27.05 | | Выполнять задания разного уровня сложности, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики, оценкой её ресурсов и возможностей развития. Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике проблем использования природных ресурсов. Оценивать с позиций норм морали и права собственные поступки и поведение окружающих людей. | опрос |
Рассмотрено Согласовано
Руководитель МО Зам.директора по УВР
________/С.Е.Петренко/ _________/Е.В.Бунечко/
___________________ ____________________
5