Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Доброминская средняя школа» муниципального образования
«Глинковский район» Смоленской области
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора Директор школы
_________/_________________ ________/________________
Ф.И.О. Ф.И.О.
«___» ____________ 2019 г. Приказ № ____ от
. «___» ____________ 2019 г.
Рабочая программа
на 2019-2020 учебный год
по «Обществознанию»
для 7 класса
учитель: Петров М.Н.
Утверждена на заседании педагогического совета. Протокол № 1 от 30.08.2019 года МБОУ «Доброминская СШ»
Пояснительная записка.
Рабочая программа для 6 класса по «Обществознанию»разработана с учетом:
Федерального закона от 29.12.2012 г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями).
«Паспорт национального проекта «Образование»» (утв. Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018, №16)
Приказ Минобрнауки РФ ОТ 17.12.2010 № 1897 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с изменениями и дополнениями от 31.12.2015 №1577 ( п. п. 11.1,11.2; п.11.3(п 4), п. 18.3.1).
Примерная основная образовательная программа основного общего образования. (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) www.fgosreestr.ru).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18.10 2015 № 08 – 1786 «О рабочих программах учебных предметов»
Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 №345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Приказ Минпросвещения России от 08.05.2019 № 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный Приказом Минпросвещения России от 28.12.2018 №345».
Требований СанПиН 2.42.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.10 № 189 (с изменениями).
Основной образовательной программой МБОУ «Доброминская СШ».
Учебного плана МБОУ «Доброминская СШ».
Положения о рабочей программе МБОУ «Доброминская СШ».
Интернет- ресурсы
Информация о федеральных нормативных документах на сайтах: http://mon.gov.ru/;
http://www.ed.gov.ru/ (Образовательный портал);
http://www.edu.ru/ (Единый государственный экзамен);
http://fipi.ru/ (ФИПИ);
edu.crowdexpert.ru (Общественная экспертиза нормативных документов).
[email protected] (ГАУ ДПО СОИРО, официальный сайт)
Данная программа реализуется с использованием учебников:Л.Н.Боголюбов,Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др. (под.ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Обществознание. 7 класс – М. – Просвещение -2014 г..
Место предмета в учебном плане
В учебном плане МБОУ «Доброминская СШ» на изучение предмета «Обществознание» в 7 классе выделено 34 часа из расчета 1 учебный час в неделю.
Цели и задачи курса:
-создать содержательные и организационно-педагогические условия для усвоения подросткамиважных для становления личностиэлементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);
-способствовать усвоению на информационном,практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократическогообщества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод,
осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);
-помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах,в формировании рефлексивного отношения к правиламобщежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;
-содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных
ролей в пределах дееспособностиличности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся
основной школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);
-обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной
информации из различных источников,включая анализ положения в своем регионе (городе, селе)
рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной
в содержание курса;
-предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь
через включение в него основныхобществоведческих терминов и понятий, которые могут
быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения
(называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в
социальной информации;
-помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов
учебной и социальнойкоммуникации, при котором достигается толерантное взаимоприятие
партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;
-предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и
особенностях получения образования,рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив
до профессиональной подготовки;
Изучение обществознания в 7 классе – это второй этап, который ориентирован на более
сложный круг вопросов не только сопровождает процесс социализации, но и способствует с
учѐтом возрастных рубежей изменению социального статуса, социального опыта, познавательных
возможностей учащихся.
Каждая тема программы 7 класса предполагает выделение специальных уроков-практикумов, на
которых учащиеся выполняют практические задания, развивают свои познавательные, коммуникативные
умения, закрепляют на практике усвоенное содержание.
Принцип системности направлен на формирование у учащихся ценностных ориентиров и убеждений,
основанных на нравственных и культурных достижениях современной эпохи. Последовательность
обеспечивается тематически выверенным подбором заявленных объектов изучения, дающих
возможность учащимся ознакомиться с фактами, событиями и явлениями общественной жизни
разных поколений, особенностями формирования ценностных представлений и ориентиров в
экономической, политической, социальной и духовной сферах жизни общества.
Основными ключевыми компетенциями для учащихся являются:
Исследовательские компетенции означают формированиеумениенаходить и обрабатывать
информацию,использоватьразличныеисточники данных представлять и обсуждать различные материалы
в разнообразных аудиториях; работать с документами.
Социально-личностные компетенции означают формирование умений критически рассматривать
те или иные аспекты развитиянашего общества: находить связи между настоящими и прошлыми
событиями; осознавать важность политического и экономического контекстов образовательных и
профессиональных ситуаций; понимать произведения искусства и литературы; вступать в дискуссию
и вырабатывать своѐ собственное мнение.
Коммуникативные компетенции предполагают формирование умений выслушивать и
принимать во внимание взгляды другихлюдей; дискутировать и защищать свою точку
зрения, выступать публично; литературно выражать свои мысли; создавать и понимать графики
диаграммы и таблицы данных.
Организаторская деятельность и сотрудничество означает формирование
способностей организовывать личную работу;при-нимать решения; нести ответственность;
устанавливать и поддерживать контакты; учитывать разнообразие мнений и уметь
разрешать межличностные конфликты; вести переговоры; сотрудничать и работать в команде;
вступать в проект.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностными результатами учащихся, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями;
Метапредметные результатами учащихсяпроявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами учащихся содержания программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Содержание учебной программы
Обществознание.
7 класс (34 часа)
Введение
Что мы уже знаем и умеем. Чем будем заниматься в новом учебном году. Как добиваться успехов в работе в классе и дома.
Регулирование поведения людей в обществе
Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.
Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.
Защита отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны.
Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.
Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних.
Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Человек в экономических отношениях
Основные участники экономики производители и потребители. Натуральное и товарное хозяйство.
Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда.
Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Роль разделения труда в развитии производства. Новые технологии и их возможности. Издержки производства. Что и как производить. Выручка и прибыль производителя.
Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности. Этика предпринимателя.
Обмен. Товары и услуги. Стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена. Торговля и её формы. Реклама в современной экономике.
Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег.
Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Обязательные и произвольные расходы. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства. Семейное потребление. Прожиточный минимум. Страховые услуги, предоставляемые гражданам.
Человек и природа
Человек – часть природы. Значение природных ресурсов как основ жизни и деятельности человечества. Проблема загрязнения окружающей среды.
Охрана природы. Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали.
Законы РФ, направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в природоохранительной деятельности.
Промежуточная аттестация