Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 316 с углубленным изучением английского языка
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТО Решением Педагогического совета Протокол № ___ от ___________г. | УТВЕРЖДЕНО Приказом №___ от _________ Директор ГБОУ СОШ №316 _____________________Е.А. Акиньшина |
Рабочая программа
учебного предмета
«Обществознание»
7 классы
Составитель(и): Хохольков А.А.
Санкт-Петербург
2020-2021 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897); приказ Минобрнауки России от 31.12.2015г. № 1577 «О внесении изменений в ФГОС ООО»
Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 № 1/15);
Основная образовательная программа ГБОУ СОШ № 316 на 2020-2021 учебный год; учебный план ГБОУ СОШ № 316 на 2020-2021 учебный год.
Рабочая программа предназначена для учащихся 7-х классов, в ней учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с программой учебного предмета «Обществознание» 6 класс.
Основой учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования являются научные знания об обществе и его основных сферах, о человеке в обществе. Учебный предмет «Обществознание» в основной школе многогранно освещает проблемы человека и общества через призму основ наук: экономика, социология, политология, социальная психология, правоведение, философия, акцентируя внимание на современные реалии жизни, что способствует формированию у обучающихся целостной картины мира и жизни человека в нем.
Основной целью при изучении обществознания в основной школе является: обеспечение формирования мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции РФ, гражданской активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений. Задачами изучения предмета «обществознание» в основной школе являются:
• освещение проблемы человека и общества через призму основ наук: экономика, социология, политология, социальная психология, правоведение, философия,
• акцентирование внимания на современные реалии жизни, что способствует формированию у обучающихся целостной картины мира и жизни человека в нем.
• развитие личности обучающихся, воспитание, усвоение основ научных знаний,
• развитие способности обучающихся анализировать социально значимую информацию
• делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам, выработку умений, обеспечивающих адаптацию к условиям динамично развивающегося современного общества.
В 7 классе школьники проходят важный рубеж своего социального взросления: им исполняется 14 лет, они получают паспорт гражданина Российской Федерации, расширяются их права в экономических отношениях, наступает уголовная ответственность за некоторые виды преступлений. Соответственно курс даёт им две необходимые на этом рубеже социализации темы. Первая из них – «Регулирование поведения людей в обществе» – представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в определённой мере упорядоченных знаний о роли социальных норм в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека и, отдельно, о правах ребёнка. Специальный урок посвящен необходимости подготовки учащегося к выполнению воинского долга. Вторая тема – «Человек в экономических отношениях» – даёт представление о таких проявлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено рассмотрению основы экономики – производству, в процессе которого реализуется её важнейшая роль в обществе – создание материальных благ для удовлетворения потребностей людей. При изучении экономических явлений акцент делается на раскрытии способов рационального поведения основных участников экономики – потребителей и производителей. Кроме того, программа предполагает раскрытие основной проблематики нравственных и правовых отношений человека и природы (тема «Человек и природа»).
В соответствии ФГОС ООО и примерной образовательной программы по «Обществознанию», согласно Учебному плану ГБОУ СОШ №316 на освоение учебного предмета «Обществознание» в 7 классе отводится 34 учебных часа (1 час в неделю).
Раздел I. Планируемые результаты. Обществознание, 7 класс
Содержательный раздел | Промежуточные планируемые результаты |
I. Выпускник научится | II. Выпускник получит возможность научиться |
1.1. Социальные нормы | 1.1.1. выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества; | |
| 1.1.2. раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека | |
| 1.1.3. различать отдельные виды социальных норм | |
1.2. Основы российского законодательства | 1.2.1. раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества; | 1. осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства |
| 1.2.2. называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию | |
1.3. Гражданин и государство | 1.3.1. называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ; | 2. использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ |
| 1.3.2. характеризовать конституционные обязанности гражданина. | 3. осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами |
1.4. Экономика | 1.4.1.мразличать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности; | |
| 1.4.2. различать экономические процессы общественной жизни | |
| 1.4.3. раскрывать факторы, влияющие на производительность труда; | |
| 1.4.4. характеризовать функции денег и их роль в экономике; | |
| 1.4.5. раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности; | 4. сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет. |
| 1.4.6. обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха. | |
| 1.4.7. характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета; | |
| 1.4.8. формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности; | 5. грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях; |
| 1.4.9. анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы; | |
| 1.4.10. использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; | |
1.5. Общество | 1.5.1. характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса | 6. осознанно содействовать защите природы |
| 1.5.2. в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека; | 7. выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека |
| 1.5.3. на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение; | |
| 1.5.4. демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека | |
Раздел II. Содержание учебного предмета «Обществознание», 7 класс
Общество
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы. Экологический кризис и пути его разрешения.
Социальные нормы
Гражданственность и патриотизм. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Право и мораль: общее и различия.
Гражданин и государство
Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Правоохранительные органы. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка.
Основы российского законодательства
Система российского законодательства. Правоспособность и дееспособность. Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности. Право собственности. Семья под защитой государства. Административные правонарушения. Виды административного наказания. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Виды наказаний. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита.
Экономика
Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производство ‑ основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление. Факторы производства. Производительность труда. Разделение труда и специализация. Собственность. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Каким должен быть современный работник. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Защита от финансовых махинаций. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. Инфляция.
Раздел III. Календарно - тематическое планирование
Сроки | № урока | Содержание (тема раздела, темы уроков, элементы содержания) | Планируемые результаты (коды) | Контроль |
п/п | в теме |
Содержательная линия № 2. 7 класс (34 ч) |
01.09-05.09 | 1 | 1 | Повторение материала 6 класса | | |
07.09-12.09 | 2 | 2 | Повторение материала 6 класса | | |
14.09-19.09 | 3 | 3 | Повторение материала 6 класса | | |
21.09-26.09 | 4 | 1 | Стартовая диагностика | | ВПР |
28.09-03.10 | 5 | 1 | Вводный урок | 1.1.1. 1.2.1. 1.3.1. 1.4.1. 1.5.1. | |
Тема 1. Регулирование поведения людей в обществе (13 ч) |
05.10-10.10 | 6 | 1 | Что значит жить по правилам | 1.1.1. 1.2.1 1.1.3. | |
12.10-17.10 | 7 | 2 | Что значит жить по правилам | 1.1.1. 1.2.1 1.1.3. | |
19.10-24.10 | 8 | 3 | Права и обязанности граждан | 1.2.1. 1.2.2. | |
04.11-07.11 | 9 | 4 | Права и обязанности граждан | 1.2.1. 1.2.2. | |
09.11-14.11 | 10 | 6 | Почему необходимо соблюдать законы | 1.3.1. 1.3.2. | |
16.11-21.11 | 11 | 7 | Почему необходимо соблюдать законы | 1.3.1. 1.3.2. | |
23.11-28.11 | 12 | 8 | Защита Отечества | 1.3.1. 1.3.2. | |
30.11-02.12 | 13 | 9 | Для чего нужна дисциплина | 1.3.1. 1.3.2. | |
07.12-12.12 | 14 | 10 | Виновен – отвечай | 1.3.1. 1.3.2. | |
14.12-19.12 | 15 | 11 | Виновен – отвечай | 1.3.1. 1.3.2. | |
21.12-26.12 | 16 | 12 | Кто стоит на страже закона | 1.3.1 1.3.2. | |
11.01-16.01 | 17 | 13 | Практикум по теме: «Регулирование поведения людей в обществе». | 1.1.1. 1.2.1. 1.1.3. 1.2.1. 1.2.2. 1.3.1. 1.3.2. | |
Тема 2. Человек в экономических отношениях (11 ч.) |
18.01-23.01 | 18 | 1 | Экономика и её основные участники | 1.4.1. | |
25.01-30.01 | 19 | 2 | Экономика и её основные участники | 1.4.1. | |
01.02-06.02 | 20 | 1 | Промежуточный контроль | | Проверочная работа |
08.02-13.02 | 21 | 3 | Мастерство работника | 1.4.3. | |
15.02-20.02 | 22 | 4 | Производство: затраты, выручка, прибыль | 1.4.2. | |
22.02-27.02 | 23 | 5 | Виды и формы бизнеса | 1.4.6. 1.4.7. 1.4.8. | |
01.03-06.03 | 24 | 6 | Виды и формы бизнеса | 1.4.6. 1.4.7. 1.4.8. | |
08.03-13.03 | 25 | 7 | Обмен, торговля, реклама | 1.4.4. 1.4.5. | |
15.03-20.03 | 26 | 8 | Обмен, торговля, реклама | 1.4.4. 1.4.5. | |
29.03-03.04 | 27 | 9 | Деньги, их функции | 1.4.4. | |
05.04-10.04 | 28 | 10 | Экономика семьи | 1.4.7. | |
12.04-17.04 | 29 | 11 | Практикум по теме: «Человек в экономических отношениях» | 1.4.9. 1.4.10. | |
19.04-24.04 | 30 | 1 | Итоговый контроль | | Итоговая работа |
Тема Человек и природа (4 ч). |
26.04-01.05 | 31 | 1 | Человек – часть природы | 1.5.1. | |
03.05-08.05 | 32 | 2 | Охранять природу – значит охранять жизнь | 1.5.1. 1.5.2. | |
10.05-15.05 | 33 | 3 | Закон на страже природы | 1.5.3. 1.5.4. | |
17.05-22.05 | 34 | 4 | Практикум по теме: «Человек и природа» | 1.5.1. 1.5.2. 1.5.3. 1.5.4. | |
Перечень учебно-методических средств обучения
Учебно-методическое обеспечение для учителя и учащихся.
Обществознание. 7 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой.— М., 2016.
Рабочая тетрадь по курсу "Обществознание" 7 класс. Под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение. 2017 год.
Методические рекомендации по курсу "Обществознание".7 кл. под.ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение. 2016 год.
"Обществознание".7 класс. Поурочное планирование по учебнику Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеева и др. под.ред. Л.Н. Боголюбова. Автор-составитель С.Н.Степанько. "Учитель".Волгоград.2016год
Список рекомендуемой литературы
Основной
1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подходк разработке стандартов нового поколения. М.: Педагогика, 2009.
2. Контрольно-измерительные материалы. Обществознание. 7 класс/ Сост. К.В. Волкова. М.: ВАКО, 2015.
3. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. М.: Просвещение, 2008.
4. Леонтович А.В., Саввичев А.С. Исследовательская и проектная работа школьников. 5–11 классы. М.: ВАКО, 2014.
5. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591
6. Обществознание. Учебник для 7 класса / Под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2014.
7. Приоритетный национальный проект «Образование»: [Электронный документ]. Режим доступа:http://mon.gov.ru/pro/pnpo
8. Рабочие программы к УМК под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой «Обществознание.5–9 классы». М: Просвещение, 2012.
Дополнительный
1. Асмолов А.Г. Как будем жить дальше? Социальные эффекты образовательной политики // Лидеры образования. 2007. № 7.
2. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути преодоления кризиса идентичности и построения гражданского общества //Вопросы образования. 2008. № 1.
3. Асмолов А.Г., Семенов А.Л., Уваров А.Ю. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие. М.: НексПринт,2010.
4. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов / Под общ.ред. М.Б. Лебедевой. СПб.: БХВ-Петербург, 2010.
5. Жильцова О.А. Организация исследовательской и проектной деятельности школьников: дистанционная поддержка педагогических инноваций при подготовке школьников к деятельности в сфере науки и высоких технологий. М.: Просвещение, 2007.
6. Журналы «Стандарты и мониторинг образования», 2011–2012.
7. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2011.
8. Морозова С.А. Обществознание. Учебно-методическое пособие. СПб.: Паритет, 2001.
9. Поливанова К.А. Проектная деятельность школьников. М.: Просвещение, 2008.
10. Сайт «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://window.edu.ru