Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Селенгинская средняя общеобразовательная школа №1»
Рассмотрено на заседании МК Руководитель МК _________________/_____________ ФИО Протокол №_____________от «________» __________2020г. | Согласовано Заместитель директора по УВР ____________/_________/ ФИО «______»____________2020г. | Утверждаю Директор МАОУ «Селенгинская СОШ №1» ______________/_____________ ФИО Приказ №__________от «_____»_________2020г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обществознанию
для 7 класса
1 час в неделю (всего 34 часа)
Составитель:
учитель истории и обществознания
I квалификационной категории,
Тихоненко Людмила Георгиевна
Селенгинск, 2020г.
срок действия (1 год)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями нормативных правовых актов:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ( с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015г.);
- Приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача от 29.12.2010 № 189
« Об утверждении СанПин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», ( в ред. от 24.11.2015);
- Примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию ( протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15, в ред. протокола № 3/15 от 28.10.2015);
- Приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577 о внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
- Основной образовательной программой основного общего образования школы.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. В 7 классе изучается обществознание. Всего 34 часа из расчета 1 учебный час в неделю. Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: самостоятельные и контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки.
Данный курс рассчитан на 34 учебных часа. Учебник «Обществознание. 7 класс» под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой рассчитан на 17 параграфов. Резерв времени предлагается использовать на методическую проработку содержания курса. Заключительные уроки по каждой теме могут быть проведены с применением специальных рубрик учебника.
Особенности программы по обществознанию
«Обществознание» — учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета — общественной жизни — обусловливают интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе. Содержание основного общего образования на базовом уровне по обществознанию (включая экономику и право) представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право, нации и межнациональные отношения. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности (ценностно-смысловая, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, общекультурная), совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.
«Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание обучающихся на современных социальных явлениях.
«Обществознание» в основной школе опирается на пропедевтическую обществоведческую подготовку обучающихся в начальных классах в рамках учебного предмета «Окружающий мир».
Полнота и глубина раскрытия содержания курса по обществознанию на втором этапе обучения ограничены познавательными возможностями обучающихся младшего и среднего подросткового возраста. Наиболее сложные аспекты общественного развития рассматриваются в курсе по обществознанию в старших классах.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
- Учебник. Обществознание. 7 класс. ФГОС под редакцией академика Л.Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой (М.: Просвещение, 2017).
- Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотеенкова. Обществознание. Рабочая тетрадь. 7 класс. Москва, Просвещение 2017.
- Обществознание 7 класс. Рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Волгоград, Учитель 2016.
- Поурочные разработки по обществознанию к УМК ЛН Боголюбова и АИ Кравченко; автор АВ Поздеев; М. «Вако», 2015 г.
Цели изучения «Обществознания» в основной школе заключаются в:
- воспитании общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- развитии личности на исключительно важном этапе ее социализации в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; повышению мотивации к высокопроизводительной,
наукоемкой трудовой деятельности;
- формировании у обучающихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению обучающимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
- овладении обучающимися умениями получать из разнообразных источников и
критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
- формировании у обучающихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.
Задачи курса:
- создание условий для социализации личности;
-воспитание чувства патриотизма, уважения к своей стране, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
-формирование знаний и интеллектуальных умений;
-воспитания уважения к семье и семейным традициям;
-формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;
-воспитание толерантного отношения к людям другой национальности;
-воспитания уважения к трудовой деятельности.
Преподавание курса обществознания в основной школе направлено на формирование научных представлений об обществе, его устройстве, месте и роли человека в нем, на развитие специальных предметных, метапредметных и личностных универсальных учебных действий.
Требования ФГОС к результатам обучения по курсу «Обществознание»:
Личностными результатами, формируемыми при изучении данного курса являются:
-мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
-заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, благополучия и процветания своей страны;
-ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности.
Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются:
-в умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность;
-в умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций;
-в способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей;
-в умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектной деятельности.
Предметными результатами освоения данного курса являются:
относительно целостное представление о человеке;
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;
знание ряда ключевых понятий, умения объяснять их с позиций явления социальной действительности;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, аргументировать собственную точку зрения.
Не менее 40% учебного времени отводится на самостоятельную работу обучающихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности.
Минимальный набор требований включает в себя:
-- работу с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации ( включая ресурсы Интернета);
-- критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
-- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
-- анализ современных общественных явлений и событий.
Краткая характеристика обучающихся 7аб классов.
7А класс. Обучающиеся со средним уровнем развития, с ровным эмоциональным настроем. По успеваемости класс довольно контрастный: есть ребята, обучающиеся только на 4 и 5, есть 2 отличника, но имеются ученики слабые, с низкой успеваемостью. Общая активность на уроке средняя. Некоторые ученики обладают достаточно хорошими знаниями по истории, они обладают любознательностью, занимаются с интересом и заинтересованы в том, чтобы знать больше. Эти обучающиеся показывают хорошие результаты на предметных олимпиадах на школьном уровне. Класс в целом дружный, с хорошим потенциалом. Учащиеся умеют работать совместно. Критическое отношение к своим недостаткам проявляется далеко не всегда, но большинство может оценить свою работу. Дети умеют оценивать и деятельность своих товарищей. В классе преобладает доброжелательный настрой. Класс неконфликтен, дети легко идут на контакт с педагогами и одноклассниками, вовлекаются в различные виды деятельности. Отрицательным качеством для большинства детей является неусидчивость, которая мешает учебной работе.
7Б класс. Дети конечно послабее, чем в 6А классе. Но также есть дети, которые занимаются только на 4 и 5 (4-6 учеников). Они достаточно активны на уроках, любознательны, прилежно выполняют домашние задания. Участвуют в предметных олимпиадах на школьном уровне, где показывают хорошие результаты. Участвуют в международных конкурсах, например «Золотое Руно», где имеют хорошие результаты.
Есть и слабые дети, которые трудно усваивают изучаемый материал. Учатся неохотно, отсутствует интерес к учебе. С этими учениками ведется индивидуальная работа, где прививается интерес к учебе, ликвидируются пробелы. Общий уровень развития обучающихся – средний. Коллектив учащихся доброжелательный и открытый.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения обществознания ( включая экономику и право) ученик должен:
Знать/понимать:
* социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
* сущность общества как формы совместной деятельности людей;
* содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
Уметь:
* описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
* сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
* приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
* решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в сферах деятельности человека;
* осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей ( материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
* формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
готовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике.
* самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов ( записки, заявления, справки и тп.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
* полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
* общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
* нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
* для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего образования и самообразования.
Изучение обществознания в 7 классе – это этап, который ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует с учетом возрастных рубежей изменению социального статуса, социального опыта, познавательных возможностей обучающихся.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
Курс обществознания за 7 класс включает в себя следующие темы: Регулирование поведения людей в обществе. Человек в экономических отношениях. Человек и природа.
Формирование у обучающихся первичных представлений об обществе как динамически развивающейся целостности. Важнейшей частью этой картины выступают элементарные знания о российском обществе: его устройстве, конституционных основах , об особенностях развития в начале XXI в. Содержание курса возвращает к изученному в предшествующем году, но на более высоком уровне: круг знаний о человеке и обществе расширяется. Тема «Регулировние поведения людей в обществе» дает относительно развернутое представление об отношениях между людьми, о межличностных конфликтах и способах их урегулирования или избегания. Дает первые правовые знания; знание Конституции РФ. Тема « Человек в экономических отношениях» раскрывает основы экономики, ее основные функции и экономические законы, учит предпринимательской деятельности. Тема « Человек и природа» изучает вопрос отношения человека к природе, его мудрого хозяйствования, сбережения природных ресурсов.
Курс включает в себя 3 главы.
Глава 1. Регулирование поведения людей в обществе ( 14 часов)
Введение. Многообразие правил. Социальные нормы. Привычки. Обычаи, ритуалы, обряды, церемонии. Правила этикета и хорошие манеры. Прав человека и их взаимосвязь с потребностями. Группы прав: политические, экономические и социальные, культурные. Кем и как обеспечиваются права. Что определяет границу прав человека. Обязанности. Закон и правопорядок в обществе. Конституция РФ- главный закон государства. Что такое справедливость. Закон- способ установления справедливости. Философы и юристы о смысле свободы. Закон устанавливает границы свободы. Защита Отечества - долг и обязанность гражданина РФ. Регулярная армия. Необходимость в армии. Обязательная и добровольная подготовка к военной службе. Отличия военной службы по призыву от военной службы по контракту. Что такое военная служба. Основные обязанности военнослужащего. Подготовка к исполнению воинского долга. Что такое дисциплина. Виды дисциплины: общеобязательная и специальная, внешняя и внутренняя. Дисциплина, воля, самовоспитание. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Две группы нарушений: преступления и проступки. Что относится к преступлениям и виды наказания. Что относится к проступкам и виды наказания. Отношение закона к несовершеннолетним нарушителям: возраст, виды наказания. Причины наказания несовершеннолетних. Правоохранительные органы Российской Федерации: суд, прокуратура, милиция, Федеральная служба безопасности ( ФСБ), таможня. Задачи правоохранительных органов. Что такое милиция. Задачи криминальной милиции. Задачи милиции общественной безопасности ( МОБ). Работа подразделений по делам несовершеннолетних.
Глава 2. Человек в экономических отношениях ( 13 часов).
Что такое экономика. Зачем нужна экономика. Основные ее участники. Основные сферы экономики: производство, распределение, обмен, потребление. Золотые руки работника. Что такое труд. Что значит выражение « Дело мастера боится». Смысл слов « квалификация», «специалист высокой квалификации». Из чего складывается мастерство работника. Труд и зарплата. Чем определяется зарплата. Взаимосвязь зарплаты и образования работника. Количество и качество труда. Производительность труда. Производство. Что и как производить. Технология производства. Роль разделения труда в развитии производства. Затраты производства: постоянные и переменные. Как сделать производство выгодным. Как снизить затраты производства. Что такое бизнес. Виды бизнеса: финансовый, страховой, посреднический, производственный, торговый. Формы бизнеса: индивидуальное предприятие, товарищество, акционерное общество. Что такое обмен. Условия обмена. Два свойства товара: потребительная стоимость ( полезность) и меновая стоимость ( способность обмениваться). Цена и бартер. Что такое торговля. Формы торговли: оптовая и розничная, внутренняя и внешняя. Реклама- двигатель торговли. Появление денег. Функции денег: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления, мировые деньги. Виды денег. Монеты и банкноты, ассигнации. Экономика семьи. Ресурсы семьи. Виды ресурсов семьи: материальные, трудовые, энергетические, информационные, финансовые. Семейный бюджет. Доходы и расходы. Расходы семьи: обязательные и произвольные.
Глава 3. Человек и природа ( 7 часов)
Воздействие человека на природу. Человек, общество и природа. Загрязнение окружающей среды ( атмосферы, воды и почвы). Последствия безответственного поведения по отношению к природе. Природоохранная деятельность. Экологическая мораль. Правила экологического поведения.
Итоговое обобщение по курсу
Не менее 25% отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической. Минимальный набор выполняемых обучающимися работ включает в себя:
- работу с источниками социальной информации;
- критическое осмысление социальной информации;
- решение познавательных и практических задач;
- анализ современных общественных явлений и событий;
- аргументированную защиту своей позиции;
- написание творческих работ по социальным дисциплинам.
Тематическое планирование по обществознанию
34 часа ( 1 час в неделю)
№ п/п | Название раздела (блока), глав, тем | Кол-во часов на изучение раздела (блока), тем | Из них кол-во часов, отведенных на практическую часть и контроль |
проектов | практ. раб. | развитие речи | экскурсий | контр. работ |
Глава I | Регулирование поведения людей в обществе | 14 | | 13 | | | 1 |
1. Тема стр. 5-8 | Введение (общая характеристика курса). Что делает человека человеком | 1 | | 1 | Работа с текстом учебника; вопросы | | |
2. Тема §1 | Что значит жить по правилам | 1 | | 1 | словарная работа, работа с документами, с. 14-15 | | |
3. Тема §2 | Права и обязанности граждан | 1 | | 1 | словарная работа, работа с документами, иллюстрациями, задания к §. | | |
4-5. Тема §3 | Почему важно соблюдать законы | 2 | | 2 | словарная работа, работа с документами, задания к § | | |
6-7. Тема §4 | Защита Отечества | 2 | | 2 | словарная работа, работа с документами, иллюстрациями, практикум | | |
8-9. Тема §5 | Для чего нужна дисциплина | 2 | | 2 | словарная работа, работа с документами, задания к § | | |
10-11. Тема §6 | Виновен – отвечай | 2 | | 2 | словарная работа, работа с документами, задания к § | | |
12-13. Тема §7 | Кто стоит на страже закона | 2 | | 2 | словарная работа, работа с документами, задания к §; составить схему | | |
14. Тема §1-7 | Обобщение по теме «Регулирование поведения людей в обществе» | 1 | | | Контрольное тестирование | | 1 |
Глава II | Человек в экономических отношениях | 13 | | 12 | | | 1 |
15-16. Тема §8 | Экономика и ее основные участники | 2 | | 2 | словарная работа, работа с иллюстрациями, задания к §; заполнить таблицу | | |
17. Тема §9 | Мастерство работника | 1 | | 1 | словарная работа, работа с иллюстрациями, задания к §. | | |
18-19. Тема §10 | Производство: затраты, выручка, прибыль | 2 | | 2 | словарная работа, работа с документами, задания к § | | |
20-21. Тема §11 | Виды и формы бизнеса | 2 | | 2 | словарная работа, задания к §; заполнить таблицу | | |
22-23. Тема §12 | Обмен, торговля, реклама | 2 | | 2 | словарная работа, работа с иллюстрациями, задания к §. | | |
24-25. Тема §13 | Деньги, их функции | 2 | | 2 | словарная работа, работа с иллюстрациями, задания к §. | | |
26. Тема §14 | Экономика семьи | 1 | | 1 | словарная работа, работа с документами, задания к §, практикум | | |
27. Тема §8-14 | Обобщение по теме «Человек в экономических отношениях» | 1 | | | Контрольное тестирование | | 1 |
Глава III | Человек и природа | 7 | | 5 | | | 2 |
28-29. Тема §15 | Воздействие человека на природу | 2 | | 2 | словарная работа, работа с иллюстрациями, документами; задания к §. | | |
30-31. Тема §16 | Охранять природу – значит охранять жизнь | 2 | | 2 | словарная работа, работа с иллюстрациями, документами; задания к §. | | |
32. Тема §17 | Закон на страже природы | 1 | | 1 | словарная работа, работа с иллюстрациями, документами; задания к §; работа с картой | | |
33. Тема §15-17 | Обобщение по теме «Человек и природа» | 1 | | | Контрольное тестирование | | 1 |
34. Тема | Итоговое обобщение по всему курсу | 1 | | | Контрольная работа | | 1 |
| Всего | 34 | | 30 | | | 4 |
Лист корректировки тематического планирования
Предмет - обществознание
Класс – 7А класс
Учитель- Тихоненко ЛГ
2020-2021 учебный год
№ урока | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки |
по плану | дано |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
Предмет - обществознание
Класс – 7Б класс
Учитель – Тихоненко ЛГ
2020-2021 учебный год
№ урока | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки |
по плану | дано |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
Аннотация
Данная программа составлена на основе Программы основного общего образования по обществознанию 5-9 классы (включая экономику и право) к учебникам для 7 класса общеобразовательной школы.
УМК:
- Учебник Обществознание. 7 класс. ФГОС. под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой; М: Просвещение, 2017 г.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения обществознания, которые определены стандартом.
Главной целью изучения предмета «Обществознание» является
воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
Программа обеспечивает развитие и формирование универсальных учебных действий, направленных на формирование гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности.
Программа рассчитана на реализацию Федерального базисного учебного плана для ООО РФ, предусматривает обязательное изучение обществознания в VII классе – 34 часа (1 час в неделю).
Основные разделы курса Обществознание: Регулирование поведения людей в обществе; Человек в экономических отношениях; Человек и природа.