Приложение к основной образовательной программе основного общего образования МБОУ «Лицей №2»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ № 2»
Согласовано | Рассмотрено | Утверждаю | |
на заседании методического | на заседании методического совета | Директор МБОУ «Лицей №2» | |
объединения учителей гуманитарного и естественно-научного циклов | ____________________ А.В. Хисамова | _____________Т.Р. Фарберова | |
_____________________И.А. Соломаха | ___________________________________ | | |
Протокол №1 | Протокол методического совета №1 | Протокол педагогического совета №1 | |
«30» августа 2022 г. | «30» августа 2021 г. | от «31» августа 2022г. |
| Приказ № 837 от «30» августа 2022 г. | Приказ № 851 от «31» августа 2022 г. |
Рабочая программа
по учебному предмету
«Обществознание»
7 А, 7 Б, 7 В, 7 Г класс
2022-2023 учебный год
Составитель:
Билецкая Стелла Викторовна,
учитель истории
г. Нижневартовск
2022
Пояснительная записка
Данная программа обеспечивает реализацию Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577).
Рабочая программа разработана на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебного-методического объединения по общему образованию; протокол от 08 апреля 2015 г. №1/15 (в редакции протокола от 04 февраля 2020 г. № 1/20). Данная программа обеспечивает реализацию образовательной программы основного общего образования МБОУ «Лицей №2» на 2022-2023 учебный год.
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования: Обществознание. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2010 (Серия «Стандарты второго поколения»), рабочей программы воспитания.
Общая характеристика учебного предмета «Обществознание»
Учебный предмет «Обществознание» развивает способность строить социальные отношения, умение оценивать содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, формулировать собственную позицию по отношению к прочитанному, оценивать финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны.
Целями изучения учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования являются:
Сформировать представление об окружающей его социальную реальности, осознать свое место в обществе, свои актуальные и перспективные социальные роли, научиться их адекватному осуществлению;
в целях осуществления мониторинга системы образования, в том числе мониторинга уровня подготовки обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами; совершенствования преподавания учебных предметов и повышения качества образования через анализ результатов ВПР (наиболее сложные темы).
Достижение целей обеспечивается решением следующих задач:
В процессе преподавания учебного предмета «Обществознание» решаются следующие задачи:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции;
нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам;
приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений;
формирование у школьников умений применять обществоведческие знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе;
развитие способности обучающегося понимать, использовать, оценивать обществоведческие тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности участвовать в социальной жизни (читательская грамотность);
развитие функциональной грамотности обучающегося как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, максимально реализующего свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, способствующего развитию страны (функциональная грамотность).
Содержание учебного предмета «Обществознание» способствует реализации Программы воспитания и социализации обучающихся образовательной программы МБОУ «Лицей №2».
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с ФГОС ООО обществознание является обязательным предметом на уровне основного общего образования. Данная программа предусматривает изучение обществознания в 7 классе - 1 час в неделю, всего - 34 часа.
Используемый УМК
Обществознание 7 класс. / Н.Ф. Виноградова, Л.Ф. Иванова, под ред. Л.Н.Боголюбова. - М.: Просвещение, 2019 г.
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Обществознание»
Планируемыми результатами изучения учебного предмета «Обществознание» в 7 классе являются:
| У обучающихся будут сформированы: | Обучающиеся получат возможность для формирования: |
Личностные результаты | готовность и способность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории; ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные позиции, социальные компетенции; толерантное отношение к проявлениям иной культуры, осознание себя гражданином своей страны и мира; готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию; готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром; способность решать различные учебные и жизненные задачи; способность строить социальные отношения; готовность оценивать содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, сформулировать собственную позицию по отношению к прочитанному готовность оценивать финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны | выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; готовности к самообразованию и самовоспитанию; адекватной позитивной самооценки и Я-концепции; компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других |
Метапредметные результаты: | Обучающийся научится: | Обучающийся получит возможность научиться: |
Регулятивные УУД: | самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей; прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей. рефлексивные умения, обеспечивающие оценку своей грамотности; стремление к дальнейшему образованию; применять финансовые знания для решения разного рода проблем. | самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения; выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ; основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей; осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи; адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности; построению жизненных планов во временной перспективе; основам саморегуляции эмоциональных состояний; прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей. |
Познавательные УУД: | основам реализации проектно-исследовательской деятельности; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия; осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий; работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов | основам рефлексивного чтения; ставить проблему, аргументировать её актуальность; самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов; организовывать исследование с целью проверки гипотез; делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации. |
Коммуникативные УУД: | формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание; работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; | учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников; брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство); оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности; осуществлять коммуникативную рефлексию; в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем; следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества; устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей. |
ИКТ- компетенции: | использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности. | получить опыт проектирования дизайна сообщений в соответствии с его задачами и средствами доставки; научиться понимать сообщения, используя при его восприятии внутренние и внешние ссылки, различные инструментов поиска, справочные источники. |
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации | ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию, находить в тексте требуемую информацию умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ) сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера; выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения; понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни; применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем; | анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления; выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа «подтекста» (использованных языковых средств и структуры текста); |
Предметные результаты | Обучающийся научится: | Обучающийся получит возможность научиться: |
| объяснять механизм рыночного регулирования экономики и характеризовать роль государства в регулировании экономики; понимать и правильно использовать основные экономические термины; распознавать на основе приведённых данных основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; характеризовать поведение производителя и потребителя как основных участников экономической деятельности; применять полученные знания для характеристики экономики семьи; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы; формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и личный социальный опыт анализировать с позиций обществознания сложившиеся практики и модели поведения потребителя объяснять механизм рыночного регулирования экономики и характеризовать роль государства в регулировании экономики понимать и правильно использовать основные экономические термины получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа применять финансовые знания для решения разного рода проблем. | формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и социальный опыт. наблюдать и интерпретировать явления и события, происходящие в социальной жизни, с опорой на экономические знания; характеризовать тенденции экономических изменений в нашем обществе; анализировать с позиций обществознания сложившиеся практики и модели поведения потребителя; решать познавательные задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека. |
Содержание программы учебного предмета «Обществознание»
Введение. (1 ч). Вводный урок. Что мы уже знаем и умеем. Чем мы будем заниматься в новом учебном году. Как добиваться успехов в работе в классе и дома.
Тема 1. Мы живём в обществе (20 ч).
Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные нравы, традиции и обычаи. Правила этикета и хорошие манеры. Права и обязанности граждан. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии.
Производство, затраты, выручка, прибыль. Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Роль разделения труда в развитии производства. Новые технологии и их возможности. Издержки производства. Что и как производить. Выручка и прибыль производителя.
Виды и формы бизнеса. Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности. Этика предпринимателя.
Обмен, торговля, реклама. Обмен. Товары и услуги. Стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена. Торговля и её формы. Реклама в современной экономике.
Деньги, их функции. Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег.
Экономика семьи. Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подсобное хозяйство. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Обязательные и произвольные расходы. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства. Семейное потребление. Прожиточный минимум. Страховые услуги, предоставляемые гражданам.
Для чего нужна дисциплина. Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.
Виновен – отвечай. Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних.
Кто стоит на страже законов. Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебные органы Российской Федерации. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Тема 2. Наша Родина - Россия (13 ч).
Экономика и ее основные участники. Натуральное и товарное хозяйство. Потребители, производители.
Мастерство работника. Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. Конституционные обязанности гражданина. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Права ребёнка и их защита. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Почему важно соблюдать законы. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.
Защита Отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга.
Человек — часть природы. Значение природных ресурсов как основы жизни и деятельности человечества. Проблема загрязнения окружающей среды.
Охранять природу - значит охранять жизнь. Охрана природы. Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали.
Закон на страже природы. Законы Российской Федерации, направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в природоохранительной деятельности.
Тематическое планирование с указанием количества академических часов
№ | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
всего | Контрольные работы | Лабораторные, практические работы | |
1. | Введение. | 1 | 0 | 0 | https://infourok.ru https://resh.edu.ru/ |
2. | Тема I. Мы живём в обществе | 20 | 1 | 1 | https://infourok.ru https://resh.edu.ru/ |
3. | Тема II. Наша Родина - Россия | 13 | 1 | 1 | https://infourok.ru https://resh.edu.ru/ |
Поурочное планирование
№ | Раздел, название темы, темы интегрированных курсов, регионального, профориентационного и других направлений | Кол-во часов | Дата | Форма контроля |
План | Факт |
7 А | 7 Б | 7 В | 7 Г | 7 А | 7 Б | 7 В | 7 Г |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Введение. 1 ч. |
1 | Вводный урок. | 1 | | | | | | | | | |
Тема I. Мы живём в обществе. 20 ч. |
2 | Как устроена общественная жизнь | 1 | | | | | | | | | |
3 | Как устроена общественная жизнь | 1 | | | | | | | | | |
4 | Что значит жить по правилам | 1 | | | | | | | | | |
5 | Что значит жить по правилам | 1 | | | | | | | | | |
6 | Экономика и её основные участники. Профессия экономист в современной России | 1 | | | | | | | | | |
7 | Экономика и её основные участники. | 1 | | | | | | | | | |
8 | Производственная деятельность человека | 1 | | | | | | | | | |
9 | Производственная деятельность человека | 1 | | | | | | | | | |
10 | Обмен, торговля, реклама | 1 | | | | | | | | | |
11 | Обмен, торговля, реклама | 1 | | | | | | | | | Практическая работа |
12 | Домашнее хозяйство | 1 | | | | | | | | | |
13 | Домашнее хозяйство | 1 | | | | | | | | | |
14 | Бедность и богатство | 1 | | | | | | | | | |
15 | Бедность и богатство | 1 | | | | | | | | | |
16 | Человек в обществе: труд и социальная лестница Профессии Нижневартовска | 1 | | | | | | | | | |
17 | Зачем людям государство | 1 | | | | | | | | | |
18 | Зачем людям государство | 1 | | | | | | | | | |
19 | Почему важны законы | 1 | | | | | | | | | |
20 | Культура и её достижения | 1 | | | | | | | | | |
21 | Практикум «Учимся изучать и охранять памятники культуры своего края» | 1 | | | | | | | | | Контрольная работа |
Тема II. Наша Родина - Россия. 13 ч. |
22 | Наша страна на карте мира | 1 | | | | | | | | | |
23 | Наша страна на карте мира | 1 | | | | | | | | | |
24 | Государственные символы России | 1 | | | | | | | | | |
25 | Государственные символы России | 1 | | | | | | | | | |
26 | Конституция Российской Федерации | 1 | | | | | | | | | |
27 | Конституция Российской Федерации | 1 | | | | | | | | | Контрольная работа |
28 | Гражданин России | 1 | | | | | | | | | |
29 | Гражданин России | 1 | | | | | | | | | |
30 | Мы - многонациональный народ | 1 | | | | | | | | | |
31 | Мы - многонациональный народ | 1 | | | | | | | | | |
32 | Защита Отечества Военные профессии | 1 | | | | | | | | | |
33 | Защита Отечества | 1 | | | | | | | | | |
34 | Практикум по теме «Учимся быть достойным гражданином». | 1 | | | | | | | | | Практическая работа |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Литература для учителя:
Обществознание 7 класс. / Н.Ф. Виноградова, Л.Ф. Иванова, под ред. Л.Н.Боголюбова. - М.: Просвещение, 2019
Литература для ученика:
Обществознание 7 класс. / Н.Ф. Виноградова, Л.Ф. Иванова, под ред. Л.Н.Боголюбова. - М.: Просвещение, 2019
Материально-техническое обеспечение
Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности: текстовый редактор, редактор создания презентаций, система обработки и представления массивов числовых данных.
Мультимедиапроектор + экран;
Комплект презентаций к урокам по данному курсу;
Интернет-ресурсы (фильмы, документы, онлайн-тесты)
Информационные ресурсы, обеспечивающие методическое сопровождение образовательной деятельности:
http://encycl.yandex.ru Рубрикон. Яndex-энциклопедии.
http://www.rubricon.ru/ Мегаэнциклопедия MEGABOOK.RU.
http://www.megabook.ru/Lib.ru Библиотека Максима Мошкова
http://www.rsnet.ru – Официальная Россия (сервер органов государственной власти РФ)
http://www.president.kremlin.ru/ - Президент Российской Федерации
http://www.ant-m.ucoz.ru/ - "Виртуальный кабинет истории и обществознания"
http://www.alleng.ru/edu/social2.htm - Образовательные ресурсы Интернета - Обществознание
http://www.hpo.org – Права человека в России
http://www.fw.ru – Фонд«Мир семьи» (демография, семейная политика)
http://www.rsnet.ru/ — Судебная власть Российской Федерации.
http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf — Собрание законодательства Российской Федерации.
http://www.socionet.ru — Соционет: информационное пространство по общественным наукам.
http://www.ifap.ru — Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России.
http: //www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация.
http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social — Обществознание в школе (дистанционное обучение).
http://www.fom.ru — Фонд общественного мнения (социологические исследования).
http://www.ug.ru/ug_pril/gv_index.html — Граждановедение. Приложение к «Учительской газете».
http://www.hpo.opg — Права человека в России.
http://www.uznay-prezidenta.ru — Президент России — гражданам школьного возраста.
http://www.ombudsman.gov.ru — Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: официальный сайт. http://www.pedagog-club.narod.ru/declaration2001.htm — Декларация прав школьника.
nttp://www.school-sector.relarn.ru/prava/ — Права и дети в Интернете.
http://www.orags.narod.ru/manuals/Pfil_Nik/23.htm — Духовная жизнь общества.
http://www.ihtik.lib ru/encycl/index.html — Энциклопедии, словари, справочники.
Тематическое планирование для
вопросов профориентационной направленности
№ пп | № урока | Тема урока | Тема интегрированного курса | Кол-во часов | Дата |
План | Факт |
7 А | 7 Б | 7 В | 7 Г | 7 А | 7 Б | 7 В | 7 Г |
| 6 | Экономика и её основные участники. | Профессия экономист в современной России | 1 | | | | | | | | |
| 16 | Человек в обществе: труд и социальная лестница | Профессии Нижневартовска | 1 | | | | | | | | |
| 32 | Защита Отечества | Военные профессии | 1 | | | | | | | | |