МБОУ «Шеровичская школа»
«Рассмотрено» на заседании педсовета Протокол №___________ от «___» ___________2019 | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «Шеровичская школа» от «___»__________2019 | «Утверждаю» Директор МБОУ «Шеровичская школа» от «___» __________2019 |
Рабочая программа
по предмету: ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
для 8 класса
Разработал:
учитель истории
Макаренков С.А.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Обществознание» для 8 класса составлена на основе:
Закон РФ от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании».
Приказ Минобрнауки РФ ОТ 17.12.2010 № 1897 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с изменениями и дополнениями от 31.12.2015 №1577 ( п. п. 11.1,11.2; п.11.3(п 4), п. 18.3.1).
Примерная основная образовательная программа основного общего образования. (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) www.fgosreestr.ru ).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18.10 2015 № 08 – 1786 «О рабочих программах учебных предметов»
Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 №345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Приказ Минпросвещения России от 08.05.2019 № 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный Приказом Минпросвещения России от 28.12.2018 №345».
Авторская программа Соболевой О.Б., Медведевой О.В.. Программа «Обществознание» 5-9 кл., ФГОС, М., Вентана- Граф, 2014 г.
Учебный план МБОУ «Шеровичская школа»
Цели курса обществознание в 8 классе:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции;
развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми
различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и особенностей учащихся отроческого (подросткового) возраста, курс призван решить следующие задачи:
— создание условий для социализации личности;
— формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего
образования и самообразования;
— формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования в VIII классе, из расчета 1 учебный час в неделю. Учебный план МБОУ «Шеровичская школа» отводит на изучение курса 35 часов (1 час в неделю)
С точки зрения содержания условным подзаголовком курса является «Право в жизни человека, общества и государства».
В курсе акцент сделан на правовой составляющей общественной жизни. Именно в 8 классе большинству учащихся исполняется 14 лет, они получают паспорт, расширяется их дееспособность и деликтоспособность вплоть до уголовной ответственности. Таким образом, изучение правовой проблематики учащимся в этом возрасте наиболее актуально. Кроме того в курс включены уроки финансовой грамотности.
Курс ориентирован на использование УМК:
«Обществознание: право в жизни человека, общества и государства: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / О.Б.Соболева, В.Н.Чайка; под ред.Г.А.Бордовского. – М.: Вентана-Граф, 2016
Планируемые результаты освоения предмета
В соответствии с ФГОС ООО школьники должны овладеть: личностными, метапредметными и предметными результатами учебного предмета «Обществознание».
Личностные результаты изучения предмета:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, с учётом устойчивых познавательных интересов через введения к учебникам и разделам, описывающим связь целей изучения обществознания с жизнью; через жизненные задачи, завершающие каждый раздел, а также через деятельностные технологии, обеспечивающие мотивацию через вовлечение школьников активную деятельность.
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, гражданской позиции, религии, традициям, ценностям народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Метапредметными результатами изучения является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Коммуникативные УУД:
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Предметными результатами изучения предмета являются следующие умения:
Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей.
При оценке явлений выявлять гуманистические нравственные ценности.
Гражданско-патриотическое самоопределение личности: умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.
Определять и объяснять свои оценки явлений, событий.
Толерантно определять свое отношение к иным позициям.
Содержание учебного предмета
Право в жизни человека, общества и государства
Введение – 1 час
Какую роль играет право в жизни людей. Особенности правового статуса подростков. Как и для чего изучать право.
Общество. Государство. Право – 8 часов
Соотношение понятий «право», «общество», «государство». Теории происхождения государства и права. Отличие права от других видов социальных норм. Профессия юрист. Основания права. Источники права. Нормативные правовые акты. Система права. Отрасли российского права. Методы правового регулирования.
Сущность правоотношений. Виды правоотношений. Содержание правоотношений. Участники правоотношений.
Правонарушения. Признаки правонарушений. Формы вины. Виды правонарушений. Государственное принуждение. Юридическая ответственность. Принципы юридической ответственности. Виды и функции юридической ответственности. Способы наложения юридической ответственности. Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность. Юридическая ответственность несовершеннолетних.
Правовое государство как идеал. Принципы и признаки правового государства. Становление правового государства в России.
Гражданское общество. Структура гражданского общества. Участие граждан в строительстве гражданского общества. Несовершеннолетние граждане и гражданское общество.
Конституционное право России – 7 часов
Что такое конституция? Первые конституции нашей страны. История конституционализма в России. Современная Конституция России. Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство России. Субъекты РФ и их права. Национальная (в том числе языковая) политика РФ. Федеральные округа РФ.
Принципы построения органов государственной власти РФ. Президент РФ. Федеральное Собрание РФ. Законодательный процесс. Правительство РФ.
Понятие правоохранительных органов. Уполномоченный по правам человека. Прокуратура. Органы внутренних дел.
Система судебных органов РФ. Принципы судопроизводства. Судьи и их конституционно-правовой статус. Мировые судьи и суды присяжных. Судебное разбирательство. Суды общей юрисдикции. Арбитражные суды. Конституционный Суд РФ.
Правовой статус личности – 7 часов
Правовой статус личности. Гражданство в России. Юридические аспекты имени. Гражданство и гражданственность. Права и свободы человека и гражданина в РФ. Виды прав и свобод. Основные конституционные обязанности гражданина РФ.
Гарантии и защита прав человека и гражданина в России. Национальный уровень юридических гарантий прав и свобод. Международная система защиты права и свобод человека. Организация Объединенных Наций. Международные документы по правам человека. Всеобщая декларация прав человека. Европейская система гарантии прав человека.
Современные представления о правах ребенка. Права малолетних в России. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Дееспособность несовершеннолетних. Эмансипация.
Правовое регулирование в различных отраслях права – 10 часов
Гражданские правоотношения. Объекты гражданских правоотношений. Понятия физического и юридического лица. Гражданские права и обязанности. Объекты гражданских правоотношений. Способы защиты гражданских прав.
Право собственности. Приобретение и прекращение права собственности. Защита права собственности. Особенности права собственности несовершеннолетних.
Правовая характеристика семьи. Брак. Права и обязанности родителей. Права и обязанности детей. Права и обязанности супругов. Заключение и расторжение брака. Брачный контракт.
Жилищные правоотношения. Принципы жилищного права. Жилищные проблемы современной России.
Образование и его значение в жизни человека и развитии общества. Образовательное право. Система образования в России. Государственные образовательные стандарты. Образовательные учреждения и органы управления образованием. Роль образования в современном мире. Тенденции развития образования.
Административные правоотношения. Административные правонарушения. Административная ответственность. Административная ответственность несовершеннолетних.
Уголовное право. Преступление и наказание. Проблема смертной казни. Преступления против личности. Преступления против несовершеннолетних. Преступления несовершеннолетних. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Сущность труда. Право на труд и трудовые отношения. Правовое регулирование трудовых отношений. Трудовой договор. Рабочее время и время отдыха. Особенности трудоустройства несовершеннолетних.
Заключение – 2 часа.
Сущность правовой культуры. Правовая культура личности и общества. Проблема коррупции. Проблема развития правовой культуры в современной России.
Итоговое повторение. Уроки финансовой грамотности.
Учебно – тематический план
по обществознанию в 8 классе
№№п\п | Наименование темы, раздела | Количество часов |
11. | Введение | 1 |
2. | Глава I. Общество. Государство. Право | 8 |
33. | Глава II. Конституционное право России | 8 |
44. | Глава III. Правовой статус личности | 7 |
5 | Глава IV. Правовое регулирование в различных отраслях права. | 10 |
6 | Уроки финансовой грамотности. | |
| Итого | 35 |
Календарно-тематическое планирование. Обществознание 8 класс. |
№ урока | Тема урока | Виды деятельности | Примечание | Дата |
План | Факт |
Введение 1ч |
1. | Введение. | Выполнять смысловое чтение текста, соотносить свой жизненный опыт и содержание обучения; планировать собственную учебную деятельность | | | |
Общество. Государство. Право – 8 часов |
2. | Что такое право? | Знать термины «основания права», «источники права»; устанавливать межпредметные связи с историей и курсом обществознания; переводить информацию из текста в схему и наоборот; работать с худо- жественными, религиозными, юридическими и историческими источниками информации; анализировать различные точки зрения и теории; устанавливать причинно-следственные связи в общественном развитии; искать происхождение современных выражений; использовать дополнительные источники информации | | | |
3. | Как устроено право? | Устанавливать широкие межпредметные и внутрипредметные связи; сравнивать нормы морали и права; определять, какими отраслями права и методами регулируются общественные отношения; соотносить теоретический материал с жизненным опытом; систематизировать текстовой материал в схемах и таблицах; устанавливать иерархию нормативных правовых актов; решать элементарные юридические задачи | | | |
4. | Какие отношения в нашей жизни являются правовыми | Устанавливать внутрипредметные связи, анализировать свой жизненный опыт с юридической точки зрения, соотносить права и обязанности, оценивать свой уровень дееспособности, отличать правоотношения от обычных общественных отношений, определять вид правоотношений, использовать опыт ближайшего окружения для решения познавательных задач | | | |
5. | Какое поведение является противоправным | Устанавливать внутрипредметные связи; оценивать мотивы собственного социального поведения; соотносить теоретический материал и опыт общественной жизни, в том числе зафиксированный на фото; приводить примеры из жизни; анализировать свой жизненный опыт с юридической точки зрения; анализировать элементарные адаптированные следственные материалы; решать юридические задания; систематизировать материал в таблицу | | | |
6. | За правонарушения надо отвечать! | Устанавливать внутрипредметные связи; отличать юридическую ответственность от других видов государственного принуждения; соотносить свободу выбора поведения и юридическую ответственность; оценивать жизненные обстоятельства, влияющие на юридическую ответственность | | | |
7. | Ценность правового государства | Устанавливать внутрипредметные связи; давать заглавия, выделять этапы развития;комментировать схемы; анализировать текст Конституции; соотносить опыт реальной общественной жизни с социальными идеалами; характеризовать важность собственной правовой культуры для развития страны; анализировать сущность высказываний, шуток, анекдотов, кинофрагментов, противоположных позиций в области права; использовать дополнительные источники информации | | | |
8. | Строим гражданское общество | Устанавливать межпредметные связи с историей и курсом обще-ствознания 7 класса; характеризовать развитие отношений общества и государства; комментировать схему; оценивать собственные социальные возможности; анализировать текст Конституции РФ; обсуждать в классе и в Интернете проблемы развития гражданского общества; готовить сообщения по плану; приводить примеры из СМИ; систематизировать материал в таблицу; соотносить с темой свой жизненный опыт; решать жизненные задачи по теме | | | |
9. | Общество, государство, право | обобщать материал, запоминать главное, приводить примеры, делать ценностные выводы о праве, правомерном поведении, правовом государстве и гражданском обществе, решать юридические задания на основе юридических документов | | | |
Конституционное право России – 7 часов |
10. | На пути к современной Конституции России | Устанавливать межпредметные связи с историей и курсом обще-ствознания; классифицировать конституции России разных пе- риодов и сравнивать их; анализировать исторические события в обществоведческих целях; анализировать художественную наглядность; анализировать элементы содержания и структуры Конституции РФ; оценивать свой уровень правосознания | | | |
11. | Основы конституционного строя Российской Федерации | Устанавливать связи с курсом обществознания; анализировать структуру Конституции РФ; характеризовать основные принципы конституционного строя РФ; анализировать текст Конституции РФ; комментировать схему; соотносить текст учебника, юридического источника и схемы; определять юридическую силу документов; соотносить текст Конституции с реальной общественной жизнью; ранжировать значимость основ конституционного строя по личным мотивам; давать мотивам оценку; использовать дополнительные источники информации; привлекать родителей к решению познавательных задач | | | |
12. | Федеративное устройство России | Устанавливать межпредметные связи с географией и курсом об-ществознания; устанавливать влияние исторического и географического факторов на современное политико-правовое развитие; анализировать факты общественной жизни по теме; сравнивать права субъектов; работать с политической картой, схемами, таблицами и статьями Конституции РФ; соотносить политические карты, анализировать жизненные ситуации с правовых позиций; выявлять особенности жизни в различных районах РФ; обсуждать эту информацию в классе | | | |
13. | Органы государственной власти Российской Федерации | Устанавливать связи с курсом об-ществознания; применять знания современной общественной жизни для решения познавательных задач; комментировать таблицы, анализировать их содержание; имитировать законотворческий процесс в группе; анализировать статистические данные; извлекать информацию из Конституции РФ; соотносить компетенции органов власти; сравнивать правовые ситуации; систематизировать материал в таблицу; находить актуальную юридическую информацию в интернет-источниках; выявлять региональные особенности по теме | | | |
14. | Правоохранительные органы | Применять жизненный опыт в познавательных целях; устанавливать ретроспективные внутрикур-совые связи; комментировать таблицы, разграничивать функции и возможности различных правоохранительных органов для решения конкретных жизненных задач; имитировать игру-тренинг по заполнению заявлений о защите собственных прав; получать важную информацию по теме; привлекать родителей для решения познавательных задач; использовать собственный опыт общения с правоохранительными органами | | | |
15. | Судебная система | Использовать опыт ближайшего окружения для решения познавательных задач; использовать вну-трипредметные связи; соотносить материал учебника, Конституции; находить информацию в Конституции РФ и анализировать ее; сравнивать полномочия различных видов судов; оценивать значимость суда присяжных и мировых судей; использовать кино в познавательных целях; анализировать интервью; решать юридические задачи; получать жизненно важную информацию по теме; осознавать собственный уровень социальной ответственности | | | |
16. | Конституционное право | обобщать материал, запоминать главное, приводить примеры, делать ценностные выводы о праве, правомерном поведении, правовом государстве и гражданском обществе, решать юридические задания на основе юридических документов | | | |
Правовой статус личности – 7 часов |
17 | Права и свободы человека и гражданина России | Устанавливать связи с курсом обществознания; сравнивать опыт свой и ближайшего окружения по теме; заполнять схему на основе текста Конституции РФ, готовить связный рассказ по схеме; использовать в познавательных целях разнообразный иллюстративный материал; соотносить текст Закона о гражданстве с личным опытом и знаниями; использовать жизненный опыт получения паспорта в познавательных целях; обосновывать свою позицию по актуальным вопросам темы; расширять знания по теме на региональном материале; решать жизненные задачи на основе теоретических знаний; ранжи- ровать виды прав на личных основаниях | | | |
18 | Правовой статус личности | | |
19. | Гарантии и защита прав человека и гражданина в России | Использовать ретроспективные внутрикурсовые связи; анализировать статьи Конституции на основе данных таблицы и классификаций; использовать знания общественной жизни в познавательных целях; оформлять жалобу Уполномоченному по правам человека; обосновывать собственную позицию; определять свой уровень социальной активности | | | |
20 | Международная система защиты прав и свобод человека | Привлекать социальный кругозор и дополнительные источники информации относительно международных организаций современного мира; осуществлять сравнительный анализ основных документов по защите прав человека в современном мире, применять эти знания для анализа опыта современной общественной жизни; систематизировать материал в хронологической таблице; готовить сообщение | | | |
21 | Права ребенка | Анализировать текст Конвенции, соотносить его с реальным опытом общественной жизни; определять собственную дееспособность в разном возрасте; анализировать ситуации из личного опыта по теме; выполнять проблемно-познавательные задания;, соотносить собственный опыт с текстом Конвенции; сравнивать права взрослых и права детей; систематизировать в таблице материал о расширении дееспособности | | | |
22 | Особенности правового статуса несовершеннолетних 14 – 18 лет | Устанавливать внутрикурсовые связи; осуществлять самооценку; характеризовать уровни дееспособности и систематизировать их в таблице; искать информацию о молодежной политике; анализировать примеры жизненных ситуаций с точки зрения права | | | |
23. | Правовой статус личности | обобщать материал, запоминать главное, приводить примеры, делать ценностные выводы о праве, правомерном поведении, правовом государстве и гражданском обществе, решать юридические задания на основе юридических документов | | | |
Правовое регулирование в различных отраслях права – 10 часов |
24 | Гражданские правоотношения | Извлекать информацию из юридического источника в познава- тельных целях; применять новые знания к анализу школьной жизни и организации; приводить примеры из общественной жизни по теме; соотносить текст, схему и юридический документ; строить сложную схему; выявлять гражданские правоотношения; оценивать действительность сделки; определять свой опыт участия в гражданских правоотношениях, привлекать родителей к решению познавательных задач | | | |
25 | Право собственности | Определять вид правомочий собственника; разграничивать виды собственности, в том числе на собственном опыте; извлекать учебную информацию из фотографий общественной жизни; оценивать законность изменений прав собственности; решать юридические и жизненные задачи на основе текста ГК РФ; оценивать законность собственных действий в отношении собственности; использовать опыт ближайшего окружения в учебных целях; имитировать в учебных целях гражданские правоотношения | | | |
26 | Семейные правоотношения | Применять внутрикурсовые связи; использовать опыт жизни в семье; характеризовать и оценивать значение юридических процедур в учебных целях; различать социальные и правовые характеристики семьи и брака; применять знания в решении жизненных проблем; составлять соответствующие рекомендации; соотносить нравственные и правовые оценки жизненных ситуаций | | | |
27 | Жилищные правоотношения | Использовать внутрикурсовые связи и личный опыт в учебных целях; соотносить содержание различных юридических документов по одной проблеме; привлекать родителей к решению познавательных задач; оценивать свой жизненный опыт на основе новых знаний; характеризовать существующие социальные проблемы и подходы к их решению | | | |
28. | Право и образование | Устанавливать внутрипредмет-ные связи; использовать личный опыт обучения в образовательных целях; применять новые знания к оценке собственного процесса обучения; привлекать дополнительные знания из книг; характеризовать существующие социальные проблемы и подходы к их решению; выполнять проблемно-познавательные задания на основе юридических документов; имитировать в группе ситуации общественной жизни; характеризовать ситуацию в своем регионе; готовить сообщения; оценивать юридические акты и их проекты с личных позиций и позиций общественного развития; планировать собственный образовательный маршрут | | | |
29. | Административные правоотношения | Устанавливать внутрипредметные связи; использовать личный опыт обучения в образовательных целях; оценивать собственное поведение с точки зрения права; оценивать общественную опасность собственного поведения и его юридические последствия; решать познавательные задачи на основе юридических документов; характеризовать существующие социальные проблемы и подходы к их решению; оценивать характер пра- вовой информации в СМИ; анализировать статистические данные, представленные в диаграммах и таблицах; привлекать опыт ближайшего окружения для решения познавательных задач | | | |
30. | Трудовые правоотношения | Устанавливать внутрипредметные и межпредметные связи; анализировать эволюцию социальных явлений; оценивать значимость юридического оформления общественных отношений; применять новые знания в решении жизненных задач; анализировать нормативы в области труда и применять их к анализу общественных отношений; составлять резюме; привлекать материалы СМИ в учебных целях, оценивать свой опыт трудовой деятельности и свои интересы в сфере труда | | | |
31. | Уголовные правоотношения | Устанавливать внутрипредметные и межпредметные связи; анализировать статистические данные из диаграммы; сравнивать основные правовые категории; оценивать эволюцию социальных явлений; давать правовую и нравственную оценку смертной казни; оценивать различные позиции авторов; характеризовать степень общественной опасности преступлений и их видов; решать юридические задания из учебника, рабочих тетрадей и дополнительных материалов; находить примеры по теме в СМИ; проводить в группе социологический опрос | | | |
32 | Несовершеннолетние и уголовный закон | определять роль науки в жизни человека, работать с дополнительными источниками различного характера и анализировать полученную информацию, оценивать влияние произведений искусства на себя самого | | | |
33. | Правовое регулирование в различных отраслях права | обобщать материал, запоминать главное, приводить примеры, делать ценностные выводы о праве, правомерном поведении, правовом государстве и гражданском обществе, решать юридические задания на основе юридических документов | | | |
Заключение 2ч. |
34. | Промежуточная аттестация. Тест | Оценивать значимость развития правовой культуры; характеризовать и оценивать уровень развития собственной правовой культуры и культуры ближайшего окру жения; предлагать проекты развития правовой культуры | | | |
35 | Правовая культура в России. Заключение | | |