РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по учебно-методическому комплексу под редакцией Л. Н. Боголюбова
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ В 8 КЛАССЕ
Базовый уровень
Учитель истории и обществознании - Огиенко Яна Викторовна
Пояснительная записка.
Статус документа.
Рабочая программа разработана в соответствии с:
Приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 26 декабря 2014 года №72 «Об утверждении и поэтапном переходе образовательных учреждений ЛНР на временный государственный образовательный стандарт (ВГОС)»;
Приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 26 июня 2015 года № 221 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию рабочих учебных планов образовательных учреждений Луганской Народной Республики на 2017-2018 учебный год»;
Приказом Министерства образования и науки ЛНР от 30.07.2017 года №231 «Об организованном начале 2017-2018 учебного года в образовательных учреждениях Луганской Народной Республики»;
Рабочая программа создана на основе программы Л.Н.Боголюбова «Обществознание» 6 – 9 классы.
Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных вариантов реализации новой структуры дисциплин социально - гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся старшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса, определяет набор самостоятельных, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.
Структура документа
Примерная программа включает следующие разделы:
Ø пояснительная записка;
Ø основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса;
Ø формируемые знания и умения ученика;
Ø методическое сопровождение;
Ø календарно-тематическое планирование;
Ø используемые технологии, принципы, формы и методы работы.
Цели.
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:
Ø развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
Ø воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
Ø освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
Ø овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
Ø формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Курс обществознания в 8 классе «Человек, природа, общество» — опирается на представление о человеке как биосоциальном существе, включенном в жизнь природы, малой группы, больших социальных общностей, в экономику, политику, культуру, общество в целом. При этом человек характеризуется и как субъект общественных отношений, специфически проявляющий себя в многообразных взаимосвязях с другими людьми, и как индивидуальность, самостоятельно определяющая свой жизненный путь, постоянно оказывающаяся перед нравственным выбором в различных жизненных ситуациях.
Человек и человеческие отношения рассматриваются с точки зрения гармонизации жизненных установок и целей человека с требованиями, предъявляемыми ему со стороны тех природных и социальных образований, в которые он включен. Такой подход призван помогать гуманизации личности, ее отношений к природе, другим людям, к себе и вместе с тем ориентировать на гуманизацию всей социальной системы.
Введение к курсу призвано сформировать у учащихся положительную установку на изучение нового для них обществоведческого предмета, а также познакомить с его ключевой идеей — идеей гуманизма. Эта идея в дальнейшем рассматривается в развитии в самых разных связях и проявлениях.
В теме «Что такое человек?» с опорой на психологию, этику, философскую антропологию раскрываются важные сущностные признаки, отличающие человека от других живых существ. Важно, что изучение возможностей, потребностей, способностей и интересов человека совпадает у учащихся с возрастом, когда каждый ставит перед собой вопросы: кто я? Каков я? Кем я буду? Содержание темы позволяет приобщить учащихся к вопросам самопознания, самоопределения.
Тема «Человек и природа» включает в себя два содержательных блока: первый — общефилософские аспекты взаимодействия человека с естественной природной средой; второй — вопросы социальной экологии, охраны окружающей природы, активного проявления человеческого отношения к живому и неживому в природе. Именно в этой теме целесообразно идти от местного материала, стимулировать учащихся к внимательному, вдумчивому и ответственному отношению к хрупкому миру вокруг нас. Тема позволяет раскрыть сущность человека через понимание им последствий собственного поведения в природе.
Тема «Человек среди людей» посвящена весьма значимым для старших подростков проблемам межличностных отношений, общения. Здесь дается взгляд на общество сквозь призму представлений различных малых групп, первичных коллективов, в которых реализует свой потенциал каждая личность. Тема не ограничивается семейным кругом, а дает возможность обсуждать отношения и между сверстниками, и между представителями разных поколений. В данной теме целесообразно идти от житейского опыта школьников, осмысливая его в ходе дискуссий, ролевых игр и других активных форм обучения, которые помогают развивать и обогащать практику учащихся, совершенствовать их компетентность в психологии общения. Большие возможности дает эта тема и для обсуждения актуальных молодежных проблем — моды, культуры поведения, выбора собственной линии во взаимодействии с живущими рядом людьми.
В теме «Человек в обществе» учащиеся знакомятся с основными сферами общественной жизни (экономической, социальной, политической, духовной), изучают многообразные общественные связи и отношения человека, получают представление о процессах, происходящих в современном обществе. При этом они осознают зависимость судьбы человека не только от состояния общества, но и от собственной социальной активности. На занятиях целесообразно привлекать текущую информацию, позволяющую раскрывать изучаемые положения на актуальных примерах. На данную тему планируется выделить времени больше чем предложено в программе Л.Н. Боголюбова в связи с тем, что тема достаточно обширна и сложна для усвоения в данном классе.
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Рабочая учебная программа по обществознанию в 8 классе предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
Ø сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
Ø владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
Ø выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
- на использование элементов причинно-следственного анализа;
- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей
среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Курс «Введение в обществознание» для основной школы (8-9 кл.) интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся старшего подросткового возраста. Он содержит минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания человеком самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
В ходе осуществления контроля ЗУН обучающихся предусматривается проведение различных видов уроков, в том числе практикумов, тестирования, уроков-диспутов, аналитических контрольных работ, терминологического диктанта, собеседований и др.
Применение информационных технологий я рассматриваю как один из эффективных способов организации учебного процесса. Это касается, прежде всего, составления обучающимися уроков-презентаций, защиты проектов и т.п.
Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучающихся, росту их познавательной активности, что очень важно при компетентностном подходе к обучению.
На занятиях целесообразно привлекать текущую информацию, позволяющую раскрывать изучаемые явления социальной действительности на актуальных примерах.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ.
Результаты изучения курса «Обществознание» в 8 классе приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводятся учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: описывать, сравнивать, объяснять, приводить примеры, оценивать, решать познавательные и практические задачи, осуществлять самостоятельный поиск социальной информации.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников.
Планируемый уровень подготовки обучающихся – базовый с выделением для одарённых повышенного уровня. Рабочая программа предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную деятельность обучающихся.
Ведущие виды деятельности – информационный, исследовательский, проектный.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ЧЕЛОВЕК. ПРИРОДА. ОБЩЕСТВО (34 часа)
Введение (1 час)Гуманизм как принцип отношения к окружающей действительности и поведения человека. Гуманный человек и гуманное общество.
Тема 1. Что такое человек (8 час.)Отличие человека от других живых существ. Природное и общественное в человеке. Мышление и речь — специфические свойства человека. Способность человека к творчеству.
Деятельность человека, ее виды. Игра, учеба, труд. Сознание и деятельность. Познание человеком мира и самого себя.
Потребности человека: материальные и духовные, подлинные и мнимые. Интересы человека; их знание и учет — условие гуманного отношения к людям. Возможности человека: физические и интеллектуальные, скрытые и реализованные. Выдающиеся достижения людей в различных областях деятельности. Необходимость и способы познания своих возможностей.
Способности человека: ординарные и выдающиеся. Талант, гениальность — степень развития способностей. Сила воли, ее значение и воспитание. Характер устойчивые индивидуальные особенности человека, сплав врожденного и общественного. Формирование характера, воспитание и самовоспитание.
Мораль и гуманизм. Основополагающие нормы морали, «золотое правило нравственности». Ценности и идеалы человека.
Человек и культура. Культура подлинная и мнимая. Культура потребления и культура творчества. Приобщение к национальной и мировой культуре — необходимое условие человеческого существования. духовность и бездуховность.
Человек, личность, индивидуальность. Вечное стремление человека к поиску ответов на вопросы: кто я? Зачем я? Что будет после меня? Жизнь и смерть. Смысл жизни.
Тема 2. Человек и природа (5 час.)Что такое природа. Биосфера и ноосфера. Взаимодействие человека и окружающей природной среды.
Место человека в мире природы. Человек и Вселенная. Человек звено в цепи эволюции или «вершина пирамиды?
Влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую природу. Прогрессирующий процесс загрязнения окружающей среды. Экологические кризисы в прошлом человечества. Особенности современного экологического кризиса. Есть ли пределы хозяйственной деятельности человека? Пути выхода из экологического кризиса. Природа — источник прекрасного. Природа и нравственность. Значение личного участия каждого человека в охране окружающей среды.
Тема 3. Человек среди людей (9 час.)Общая характеристика межличностных отношений. Отношения деловые и личные. Симпатия и антипатия, сотрудничество и соперничество, взаимопонимание в межличностных отношениях.
Содержание, формы и культура общения. Особенности общения со сверстниками и взрослыми людьми. Конфликтные ситуации и способы их разрешения. Культура дискуссии.
Что такое малая группа. Многообразие малых групп. Самочувствие человека в малой группе. Групповой эгоизм. Роли человека в группе. Лидеры и аутсайдеры. Групповые нормы и санкции.
Коллектив подлинный и мнимый. Коллективизм, индивидуализм,
конформизм. Свобода личности и коллектив.
Товарищество и дружба как межличностные отношения. Юношеский идеал друга. Несовместимость дружбы с эгоизмом, себялюбием и своекорыстием. Любовь — сложнейшее человеческое чувство. Любовь и другие чувства интерес, влюбленность. Особенности юношеской любви. Необходимость бережного отношения к дружбе и любви. Межличностные отношения в семье. Семейные роли. Психологический климат семьи. Семейный долг, семейная забота. Семья как источник счастья человека. Этикет, его роль в общении между людьми. Вежливость, такт,
приличие, деликатность в поведении людей. Значение самовоспитания в формировании культуры общения и поведения. Юность — пора активного социального взросления. Расширение сферы межличностных отношений в юности. Мечты и жизненные планы. Проблема самореализации. Решение вопросов: кем быть? Каким быть?
Тема 4. Человек в обществе (10 час.)Понятие общества. Основные сферы общественной жизни. Изменение положения человека в процессе развития общества. Пути к подлинно гуманному обществу. Нормы, регулирующие общественные отношения. Аграрное, индустриальное, постиндустриальное об - щество.
Экономическая жизнь общества: понятие и основные элементы.
Техника и технология. Научно-технический прогресс. НТР и ее социальные последствия.
Экономика и ее роль в жизни общества. Общественные потребности. Ограниченность ресурсов. Факторы производства.
Рыночная экономика. деньги. Конкуренция. Спрос и предложение. Цена товара. Прибьтль. Издержки производства. Предприятие.
Роль государства в экономике. Госбюджет. Налоги. Экономика переходного периода в России.
Социальная структура. Социальные группы и общности. Проблемы социального равенства. Социальные роли. Социальный статус. Социальный конфликт и пути его разрешения.
Нации и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Проблемы межнациональных отношений в современном обществе.
Понятие о поколениях. Связь поколений или конфликт поколений? детство — особый период в жизни человека. Защита прав ребенка.
Политика, ее роль в жизни общества. Политическая власть. Политические организации. Многопартийность. Политическая дея - тельность: основные условия успеха.
Происхождение и развитие государства и права. Государство, его формы. Политические режимы. Государство, в котором мы живем. Национально- государственное устройство. Местное самоуправление.
Наука в современном обществе. Искусство и его виды. Место искусства в жизни человека.
Многообразие и единство современного мира. Глобальные проблемы человечества. Перспективы развития общества.
Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися.
Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
Ø извлечение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;
Ø решение познавательных и практических задач, отражающих типии чные жизненные ситуации;
Ø формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;
Ø наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;
Ø оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;
Ø участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;
Ø конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;
Ø совместная деятельность в процессе участия в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ДИСЦИПЛИНЕ«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 8 КЛАСС
№/ п.п | Наименование разделов и тем. | Максимальная нагрузка на учащегося, ч. | |
|
1 | Личность и общество | 5 | |
2 | Сфера духовной культуры | 9 | |
3 | Экономика | 13 | |
4 | Социальная сфера | 6 | |
5 | Итоговое повторение | 2 | |
| Итого | 35 | |
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Четверть | Неделя | Уроки | Темы (количество часов) |
1 | 1-9 | № 1 – 9 (9) | 1. Личность и общество – 5 ч. 2. Сфера духовной культуры – 4 ч. |
2 | 10-16 | № 10-15 (6) | 1. Сфера духовной культуры – 5 ч. 2. Экономика – 1 ч. |
3 | 17-26 | № 17-26(10) | 1. Экономика – 10 ч. |
4 | 27-34 | № 27-34 (8) | 1. Экономика - 1 ч. 2. Социальная сфера – 6 ч. 3. Итоговое повторение - 2ч. |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ: В результате изучения обществознания в курсе 8 класса ученик должен
Знать/понимать
Ø социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
Ø сущность общества как формы совместной деятельности людей;
Ø характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
Ø содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
Ø описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
Ø сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
Ø объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
Ø приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений;ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
Ø оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
Ø решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
Ø осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Ø полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
Ø общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
Ø нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
Ø реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
Ø первичного анализа и использования социальной информации;
Ø сознательного неприятия антиобщественного поведения.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПРИНЦИПЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ:
Формы организации учебного процесса:
Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации: содержания; обучающих средств; методов обучения.
Используется коллективная; групповая; индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Технологии:Используемые технологии: проблемное обучение, технология проектов; личностно - ориентированная, ИКТ.
Виды учебных занятий:Программа предусматривает проведение традиционных уроков, урок - лекция, практическое занятие, лабораторные работы, игры-обсуждения, проектная деятельность, обобщающие уроки.
Преобладающие формы контроля знаний, умений, навыков.
Основные формы контроля знаний, умений, навыков позволяют:
● определить фактический уровень знаний, умений и навыков, обучающихся по предмету (согласно учебного плана);
● установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
● осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.
Виды контроля | Содержание | Методы |
Вводный | Уровень знаний школьников, общая эрудиция. | Тестирование, беседа, анкетирование, наблюдение. |
Текущий | Освоение учебного материала по теме, учебной единице. | Диагностические задания: опросы, практические работы, тестирование. |
Коррекция | Ликвидация пробелов. | Повторные тесты, индивидуальные консультации. |
Итоговый | Контроль выполнения поставленных задач. | Представление продукта на разных уровнях. |
Календарно-тематическое планирование по курсу обществознание 8 класс.
№ | Тема учебной программы | План срок пров | Факт. сроки проведен | Прогнозируемый результат | Формы контро ля | Дом/задание подг. к ЕГЭ |
Глава 1. Личность и общество |
|
1 | Введение. Знакомство с курсом. | 1 нед | | | | | |
2 | Быть личностью | 2 нед | | | Уметь высказывать своё мнение, работать с учебником, отвечать на поставленные вопросы, давать определения, Характеризовать качества человека, личности. Понятия:мышление, речь, творчество, человек, самореализация, социальное, биологическое | Беседа. Вопросы | §1 |
3 | Общество как форма жизнедеятельности людей | 3 нед | | | Знать основные положения урока: нужда человека, потребности человека, поступки связанные с потребностью. Понятия: потребность, ценностные ориентации, материальное, духовное | Беседа. Вопросы | §2 |
4 | Развитие общества. Типы общества | 4 нед | | | Многообразие современного мира. Глобальные проблемы современности. Пути решения. Понятия: глобальные проблемы, демографический кризис, техногенная катастрофа | Выпол-нять проблемные задания | §3 |
5 | Повторитель-но – обобщающий урок Личность и общество | 5 нед | | | Отвечать на поставленные вопросы, давать определения. | Контрольное тестирование | Творческий проект |
Раздел 2. Сфера духовной культуры. |
6 | Сфера духовной культуры | 6 неделя | | | Знать основные положения раздела. Понятия: ощущение, восприятие, понятие, суждение, умозаключение, истина, самоанализ, самооценка, «образ Я» | Беседа. Вопро-сы | §4 |
7 | Мораль | 7 нед | | | Уметь высказывать своё мнение, работать с учебником, отвечать на поставленные вопросы, давать определения. Понятия: мораль, нормы морали, нравы, человечность | Беседа. Вопро-сы | §5 |
8 | Долг и совесть | 8 нед | | | | | §6 |
9 | Моральный выбор – это ответственность | 9 нед | | | | Контрольное тестир. | Эссе §7 |
2 четверть (6 ч) |
10 | Образование | 10 неделя | | | Объяснить взаимосвязь природы и общества, влияние. Понятия: ноосфера, биосфера | Беседа. Вопросы | §8 |
11 | Наука в современном обществе | 11 нед | | | Влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую среду. Экологические кризисы. Понятия: экологическое равновесие, деградация биосферы | сообщения, рецензии | §9 |
12 | Религия как одна из форм культуры | 12 нед | | | Объяснить правила граждан в сфере экологической безопасность об обязанности граждан в области охраны природы. Понятия: экологическая экспертиза, экологическое право | Беседа. Вопросы | §10 |
13 | Практическое занятие «Сфера духовной культуры». | 13 неделя | | | Знать основные положения раздела. | Выпол-нять проблемные зад | Эссе |
14 | Повторительно-обобщающий урок «Сфера духовной культуры». | 14 нед. | | | Знать основные положения раздела. | Контрольное тестирование | Творческий проект |
Раздел 3. Экономика |
15 | Экономика и ее роль в жизни общества | 15 нед | | | Иметь общее представление об экономике; уметь раскрывать на примерах изученные теоретические положения. | Беседа. Вопросы | §11 |
| 3 четверть (10 ч) |
16 | Главные вопросы экономики | 16 нед | | | Виды малой группы, группы временные и постоянные. Роль лидера в группе. Лидерские Понятия: конформизм, групповой эгоизм, группов. санкции, груп-е нормы | Выпол-нять проблем-ные задания | §12 |
17 | Собственность | 17 нед | | | Раскрывать понятия собственность как экономической категории. | Вып. проблем-ные зад. | §13 |
18 | Рыночная экономика | 18 неделя | | | Сформировать умение разбираться в некоторых экономических проблемах рыночного общества. | Беседа. Вопросы | §14 |
19 | Производство – основа экономики | 19 неделя | | | Характеризовать современное производство. | Творческое задание. | §15 |
20 | Предприни-мательская деятельность | 20 нед | | | Определять сущность и свойства предпринимательства | Беседа. Вопрос | §16 |
Глава 4. Человек в обществе |
21 | Роль государства в экономике | 21 нед | | | Роль государства в регулирование экономики. Налоговая система, государственный бюджет. Понятия: налог, облигация, госбюджет | Выпол проблем задания | §17 |
22 | Распределение доходов | 22 нед | | | Уметь высказывать своё мнение, работать с учебником, отвечать на поставленные вопросы, давать определения. Понятия: доход, расход, бюджет. | Беседа. Вопросы | §18 |
23 | Потребление | 23 нед | | | Потребности и ресурсы, проблема выбора. Знать основные документы о правах потребителя. | Выпол проблем зад. | §19 |
24 | Инфляция и семейная экономика | 24 нед | | | Определять виды, причины и последствия инфляции | Выпол проблем-ые зад. | §20 |
25 | Безработица, ее причины и последствия. | 25 нед | | | Иметь представления о формах безработицы. | Выпол-проблемные зад. | §21 |
4 четверть (8 ч) |
26 | Мировое хозяйство и международная торговля. | 26 нед | | | Знать и анализировать причины возникновения международной торговли. | Беседа. Вопросы | §22 |
27 | Повторит.-обобщающий урок «Экономика» | 27 неделя | | | Знать основные положения раздела. | Контролтестиров | Творческий проект |
Глава 4. Социальная сфера | |
28 | Социальная структура общества | 28 неделя | | | Социальная структура, социальное неравенство, социальные группы, социальное взаимодействие и общественные отношения. | Выполн проблемзад. | §23 |
29 | Социальные статусы и роли | 29 неделя | | | Понятия: социальные статус и роль, социальный конфликт | Творчес-кое зад. | §24 |
30 | Нации и межнациональные отношения | 30 неделя | | | Этнические общности. Понятие нация. Межнациональные отношения. Понятия: племя, народность, этнос, нация, национальность, культура межнациональных отнош | Беседа. Вопросы | §25 Творческий проект |
31 | Отклоняющееся поведение. | 31 неделя | | | Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальные последствия отклоняющегося поведения. Преступность, алкоголизм, наркомания как проявления отклоняющегося по-я. | Творчес-кое задание. | §26 |
32 | Повторительно-обобщающий ур «Социальная сфера» | 32 неделя | | | | Выпол-нять проблемные зад | Творческий проект |
33-34 | Итоговое повторение по курсу«Обществознание» | 33 нед 34нед | | | Знать основные положения раздела. | Контрольное тестирование | |
| | | | | | | | | | | | | |