«Рассмотрено» на заседанииМО учителей________________ _________________________ Протокол № __ от «_____» августа 20____г. Руководитель МО _________ /__________________ | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _________/__________ Протокол № ____ от «____» августа 20_____г. | «Утверждено» Директор Медведевской гимназии __________ О.В.Сырейщикова от «____» августа 20______г. |
Рабочая программа
По обществознанию
для 9а,9 б,9 в, классов
1 час в неделю (всего 34 часа)
учитель: Бастраков Д.В.
2020 – 2021 уч.г.
1.Пояснительная записка:
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса к учебнику Л. Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой и других разработана в соответствии с
Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования) ;
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
Распоряжением Комитета по образованию от 03.04.2019 №1010-р "О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы в 2019-2020 учебном году"
Федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации о 28.12.2018 № 345
Перечнем организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования
к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189
Письмом Министерства образования и науки № 408-13-13 от 20.04.2001 «О рекомендациях по организации обучения первоклассников в адаптационный период»
Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования
( базовый уровень)
Примерной образовательной программы по обществознанию
Авторской программы по обществознанию для 5 - 9 классов Л. Н. Боголюбова. (Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2016г.
Место предмета в учебном плане.
Данная программа предназначена для учащихся 9 класса основной общеобразовательной школы, которые изучают предмет в первом концентре обществоведческого образования.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования. В том числе: в VI, VII, VIII и IX классах по 35 (34) часов, из расчета 1 учебный час в неделю.
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Примерно 60% времени отводится на изучение нового материала. Остальное время предназначается для активного освоения курса в разнообразной индивидуальной и групповой деятельности (работа с учебным текстом и нетекстовыми компонентами учебной книги: рисунками, иллюстрациями, различными рубриками, познавательными заданиями, уроками-практикумами по каждой содержательной теме и т. п.). На изучение обществознания в 9 классе учебным планом предусматривается 68 учебных часов - из расчета 1 часа в неделю из федерального компонента и 1 час из школьного. Увеличение часов обусловлено востребованностью курса обществознания в 9 и 11 выпускных классах.
Информация о количестве учебных часов.
№ | Темы | Количество часов |
1 | Политика | 20 |
2 | Право | 40 |
3 | Проектная деятельность | 2 |
4 | Резервный урок (комплексное повторение) | 6 |
5 | Всего: | 68 |
Информация о внесённых изменениях в авторскую программу и их обоснование.
В курсе запланированы 1 урока на работу с портфолио учащихся, с целью осуществления программы ранней профилизации, 3 урока для проведение дифференцированных зачетов, с целью более эффективной подготовки к ГИА, 2 урока на осуществление проектной деятельности 3 урока на работу с обществоведческим текстом с целью формирования метапредметных навыков.
Рабочая программа составлена с учетом регионального компонента и учебного плана образовательного учреждения. Программа построена с учетом дифференцированного подхода – предусмотрен репродуктивный и продуктивный ( повышенной трудности) уровень подготовки учащихся. Каждая тема программы предполагает выделение специальных уроков-практикумов, на которых ученики выполняют практические задания. При проведении итогового контроля даются тесты с разно уровневыми заданиями. В течении года идет подготовка к ОГЭ –отработка заданий части 1 и 2, заполнение бланков.
Общая характеристика учебного предмета, курса, класса.
«Обществознание» - учебный предмет, изучаемый в основной школе с 5 по 9 класс. Фундаментом курса являются научные знания об обществе и человеке. Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого комплекс общественных наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Это обуславливает специфику данного учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека.
Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.
Современное развитие, социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и религиозный политеизм, социальная стратификация предъявляют новые требования к общественным наукам и к преподаванию в школе. Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом. Знания по курсу должны стать основой для формирования ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, поиску созидательных способов жизнедеятельности. Курс «Обществознание» даёт возможность подростку оценить себя как личность, найти свой путь, раскрыть свой потенциал, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде. Подросток приобретает опыт социального и культурного взаимодействия, становится активным гражданином.
Изучение обществознания в основной школе опирается на курсы начальной школы «Окружающий мир» и «Основы религиозных культур и светской этики». Курс обществознания продолжается в старшей школе и раскрывается в элективных курсах, факультативах, курсах по выбору, предпрофильной и профильной подготовке учащихся. При изучении курса обществознания «Обществознание» в 9 классе используются метапредметные связи с историей, географией и другими предметами, системой внеурочной деятельности, системой дополнительного образования.
В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Тема «Политика» даёт обобщённое представление о власти и отношениях по поводу власти, раскрывает роль государства, возможности участия граждан в управлении делами общества. Заключительная тема «Право», на которую отводится наибольший в 9 классе объём учебного времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Часть уроков отводится вопросам теории права, другая - отраслям права. Особое внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ. Учащимся предъявляются в определённой мере систематизированные знания о праве.
Основные методы обучения основаны на деятельностном подходе: метод проектов и исследований, методика проблемного и развивающего обучения, рефлексивные методы. На второй ступени основной школы, особое значение приобретают методы личностно ориентированного обучения, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщённых знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 9 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению предполагает использование метода реконструкций и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения. Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий. Программа по обществознанию для основной школы призвана помочь выпускникам основной школы осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности.
Цели изучения предмета.
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процесс восприятия социальной ( в том числе экономической и правовой информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции РФ;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний о необходимых для социальной адаптации об обществе, об основных социальных ролях, о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде, о сферах человеческой деятельности, о способах регулирования общественных отношений, о механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина.
формировании опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейнобытовых отношений.
Используемый УМК по обществознанию.
Обществознание. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.И. Городецкий.— 5-е изд.— М., 2017.
Рабочая тетрадь по обществознанию для 9 класса, авторы составители О.А. Котова, Т.Е. Лискова. М: «Просвещение», 2017.
Материально-техническое обеспечение.
1.Персональный компьютер учителя
2.Мультимедийный проектор
3. Компьютерные презентации
4. Иллюстративный материал.
Используемые технологии обучения, формы работы.
В преподавании истории предполагается реализовывать системно-деятельностный, практико-ориентированный, личностно-ориентированный подходы.
Приоритетными формами организации учебной работы являются уроки, практикумы с проведением исследовательской работы, проектной деятельности. В ходе образовательного процесса широко используются ИКТ, групповая и индивидуальная работа.
Используемые педагогические технологии: здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, проектной деятельности, игровая, развития исследовательских навыков, проблемного обучения, группового обучения, дифференцированного подхода в обучении, критического мышления, смыслового чтения, музейная педагогика, тестового контроля.
В рамках изучения возможна организация внеурочной деятельности по предмету в форме проектной деятельности, решения обществоведческих задач, выполнению олимпиадных заданий, работе обществоведческого кружка.
Виды и формы промежуточного, итогового контроля.
Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: тестирование, уроки-практикумы.
Промежуточный контроль осуществляется в конце каждого раздела в форме контрольного тестирования и сдачи образовательного минимума, работа с обществоведческими текстами, нацеленных на конкретизацию полученных знаний. Все задания построены на изученном материале, а предлагаемый формат проверочных заданий и процедура их выполнения знакомы и понятны учащимся. В начале и конце курса предусмотрено 2 контрольных тестирования (входной и итоговый контроль).
Планируемые результаты изучения предмета.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, благополучия и процветания своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий:
Познавательные УУД:
- проводить наблюдение под руководством учителя;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки и Интернета;
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- давать определения понятий.
-в умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность;
-в умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций;
-в способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей;
-в умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектной деятельности.
Регулятивные УУД:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- сознательно организовывать свою познавательную деятельность;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
- составлять план решения проблемы;
- работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;
- в дискуссии уметь выдвигать аргументы и контраргументы
- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать свои ошибки и корректировать свое мнение;
-понимая позицию другого, различать в его речи мнение, доказательство и факты;
- оценивать свои учебные достижения, поведение, черты своей личности с учетом мнения других людей;
- определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:
относительно целостное представление о человеке;
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;
знание ряда ключевых понятий, умения объяснять их с позиций явления социальной действительности;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, аргументировать собственную точку зрения.
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
2.Содержание тем учебного курса.
1. Политика – 11 часов.
Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя политика. Сущность государства. Суверенитет. Государственное управление.
Формы государства. Функции государства. Наше государство - Российская Федерация. Государственное устройство России. Гражданство Российской Федерации. Политический режим. Демократия. Парламентаризм. Республика. Выборы и избирательные системы. Политические партии.
Правовое государство. Верховенство права. Разделение властей. Гражданское общество и правовое государство.
Местное самоуправление. Органы власти Российской Федерации. Органы законодательной власти. Органы исполнительной власти. Правоохранительные органы. Судебная система.
Межгосударственные отношения. Международные политические организации. Войны и вооружённые конфликты. Национальная безопасность. Сепаратизм. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов.
Глобализация и её противоречия. Человек и политика. Политические события и судьбы людей. Гражданская активность. Патриотизм.
2. Право – 23 часа.
Регулирование поведения людей в обществе. Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные традиции и обычаи. Общественное сознание и ценности. Гражданственность и патриотизм. Мораль, её основные принципы. Добро и зло. Законы и правила нравственности. Моральные нормы и моральный выбор. Нравственные чувства и самоконтроль. Влияние моральных устоев на развитие общества и человека.
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Нормы права. Понятие прав, свобод и обязанностей. Дееспособность и правоспособность человека. Правоотношения, субъекты права.
Конституция Российской Федерации - Основной закон государства.
Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина. Личные (гражданские) права, социально-экономические и культурные права, политические права и свободы российских граждан. Как защищаются права человека в России.
Конституционные обязанности российского гражданина. Обязанность платить налоги. Обязанность бережно относиться к природным богатствам. Защита Отечества - долг и обязанность.
Основы российского законодательства Гражданские правоотношения. Гражданско-правовые споры. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без родителей. Трудовые правоотношения. Права, обязанности и ответственность работника и работодателя. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях. Административные правоотношения. Административное правонарушение. Преступление и наказание. Правовая ответственность несовершеннолетних. Правоохранительные органы. Судебная система.
3.Тематическое планирование.
Отбор содержания обучения осуществляется на основе следующих дидактических принципов: систематизация знаний; соответствие обязательному минимуму содержания образования в основной школе; усиление общекультурной направленности материала; учёт психолого-педагогических особенностей, актуальных для этого возрастного периода; создание условий для понимания и осознания воспринимаемого материала. В предлагаемом курсе обществознания выделяются следующие основные содержательные линии:
Содержание курса истории 9 класса включает следующие тематические блоки:
№ | Темы | Количество часов | КР |
| Раздел 1. Политика (11 часов) | 11 | 2 |
1 | Введение. Общество и государство | 1 | |
2 | Входная контрольная работа № 1 «Общество как система». | 1 | |
3 | Политика и власть | 1 | |
4 | Политика и власть (практикум) | 1 | |
5 | Государство | 1 | |
6 | Государство (практикум) | 1 | |
7 | Политические режимы | 1 | |
8 | Политические режимы (практикум) | 1 | |
9 | Правовое государство | 1 | |
10 | Правовое государство (практикум) | 1 | |
11 | Контрольная работа № 2 "Политическая сфера жизни общества" | 1 | |
| Раздел 2. Право (23 часа) | 22 | 2 |
12 | Роль права в жизни человека, общества и государства | 1 | |
13 | Роль права в жизни человека, общества и государства (практикум) | 1 | |
14 | Правоотношения и субъекты права | 1 | |
15 | Правоотношения и субъекты права (практикум) | 1 | |
16 | Правонарушение и юридическая ответственность | 1 | |
17 | Правонарушение и юридическая ответственность (практикум) | 1 | |
18 | Правоохранительные органы | 1 | |
19 | Правоохранительные органы (практикум) | 1 | |
20 | Конституция РФ | 1 | |
21 | Конституция РФ (практикум) | 1 | |
22 | Основы конституционного строя РФ | 1 | |
23 | Основы конституционного строя РФ (практикум) | 1 | |
24 | Права и свободы человека и гражданина | 1 | |
25 | Права и свободы человека и гражданина (практикум) | 1 | |
26 | Права и свободы человека и гражданина | 1 | |
27 | Права и свободы человека и гражданина (практикум) | 1 | |
28 | Работа с обществоведческим текстом | 1 | |
29 | Обобщающий урок "Конституция -основной закон РФ" | 1 | |
30 | Контрольная работа № 3 "Роль права в жизни общества" | 1 | |
31 | Гражданские правоотношения | 1 | |
32 | Гражданские правоотношения (практикум) | 1 | |
33 | Право на труд. Трудовые правоотношения | 1 | |
34 | Итоговая контрольная работа № 4 "Политико-правовая система общества " | 1 | |
Календарно-Тематическое планирование
Предмет | Класс | Вариант | | | | | | | | | |
Обществознание | 9 | Обществознание 9 класс (Боголюбова) | | | | | | | | | |
Раздел | Описание раздела | Тема урока | Кол-во часов | Дата | |
Политическая сфера | | Политическая система. Власть | 1 | 02.09-05.09.20 07.09-11.09.20 | |
| | Государство | 1 | 14.09-18.09.20 | |
| | Национально-государственное устройство | 1 | 21.09-25.09.20 | |
| | Формы правления | 1 | 28.09-03.10.20 | |
| | Формы правления | 1 | 05.10-09.10.20 | |
| | Политические режимы | 1 | 12.10-16.10.20 | |
| | Политические режимы | 1 | 19.10-23.10.20 | |
| | Гражданское общество и правовое государство | 1 | 26.10-30.10.20 | |
| | Гражданское общество и правовое государство | 1 | 09.11-13.11.20 | |
| | Голосование, выборы, референдум | 1 | 16.11-20.11.20 | |
| | Политические партии | 1 | 23.11-27.11.20 | |
| | Политические партии | 1 | 30.11-04.12.20 | |
| | Контрольно-обобщающее занятие по теме: «Политическая сфера общества» | 1 | 07.12-11.12.20 | |
Человек и его права | | Человек и его права. Право, его сущность и особенности | 1 | 14.12-18.12.20 | |
| | Человек и его права. Право, его сущность и особенности | 1 | 21.12-25.12.20 | |
| | Закон и власть | 1 | 07.12-11.12.20 14.12-18.12.20 | |
| | Закон и власть | 1 | 21.12-25.12.20 11.01-15.01.21 | |
| | Конституция - основной закон государства | 1 | 18.01-22.01.21 25.01-29.01.21 | |
| | Гражданское право. Право и имущественные отношения | 1 | 01.02-05.02.21 08.02-12.02.21 | |
| | Потребитель и его права | 1 | 15.02-19.02.21 | |
| | Труд и право | 1 | 22.02-26.02.21 01.03-05.03.21 | |
| | Правовые основы брака и семьи. Права ребенка | 1 | 08.03-12.03.21 | |
| | Правонарушения и виды юридической ответственности | 1 | 15.03-19.03.21 | |
| | Контрольно-обобщающее занятие по теме: «Человек и его права» | 1 | 22.03-26.03.21 | |
Духовная сфера | | Что такое культура | 1 | 05.04-09.04.21 12.04-16.04.21 | |
| | Культурные нормы | 1 | 19.04-23.04.21 | |
| | Формы культуры | 1 | 26.04-30.04.21 10.05-21.05.21 | |
| | Религия | 1 | 02.09-05.09.20 07.09-11.09.20 | |
| | Искусство | 1 | 14.09-18.09.20 | |
| | Образование | 1 | 21.09-25.09.20 | |
| | Наука | 1 | 28.09-03.10.20 | |
| | Контрольно-обобщающий урок по теме: «Духовная сфера общества» | 1 | 05.10-09.10.20 | |
| | Итоговое повторение. | 1 | 12.10-16.10.20 | |
| | Итоговое повторение. | 1 | 19.10-23.10.20 | |
13