СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию 9 класс»



«Рассмотрено»

на заседанииМО учителей________________

_________________________

Протокол № __

от «_____» августа 20____г.



Руководитель МО

_________ /__________________


«Согласовано»

Заместитель

директора по УВР



_________/__________ Протокол № ____ от

«____» августа 20_____г.


«Утверждено»

Директор Медведевской гимназии

__________ О.В.Сырейщикова

от «____» августа 20______г.























Рабочая программа

По обществознанию

для 9а,9 б,9 в, классов

1 час в неделю (всего 34 часа)







учитель: Бастраков Д.В.







2020 – 2021 уч.г.







1.Пояснительная записка:

Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа

Рабочая программа по обществознанию для 9 класса к учебнику Л. Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой и других разработана в соответствии с

  1. Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования) ;

  3. Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;

  4. Распоряжением Комитета по образованию от  03.04.2019 №1010-р "О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы в 2019-2020 учебном году"

  5. Федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации о 28.12.2018 № 345

  6. Перечнем организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699

  7. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования
    к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189

  8. Письмом Министерства образования и науки № 408-13-13 от 20.04.2001 «О рекомендациях по организации обучения первоклассников в адаптационный период»

  9. Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования

( базовый уровень)

  1. Примерной образовательной программы по обществознанию

  2. Авторской программы по обществознанию для 5 - 9 классов Л. Н. Боголюбова. (Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2016г.



Место предмета в учебном плане.

Данная программа предназначена для учащихся 9 класса основной общеобразовательной школы, которые изучают предмет в первом концентре обществоведческого образования.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования. В том числе: в VI, VII, VIII и IX классах по 35 (34) часов, из расчета 1 учебный час в неделю.

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Примерно 60% времени отводится на изучение нового материала. Остальное время предназначается для активного освоения курса в разнообразной индивидуальной и групповой деятельности (работа с учебным текстом и нетекстовыми компонентами учебной книги: рисунками, иллюстрациями, различными рубриками, познавательными заданиями, уроками-практикумами по каждой содержательной теме и т. п.). На изучение обществознания в 9 классе учебным планом предусматривается 68 учебных часов - из расчета 1 часа в неделю из федерального компонента и 1 час из школьного. Увеличение часов обусловлено востребованностью курса обществознания в 9 и 11 выпускных классах.

Информация о количестве учебных часов.


Темы

Количество часов

1

Политика

20

2

Право

40

3

Проектная деятельность

2

4

Резервный урок (комплексное повторение)

6

5

Всего:

68


Информация о внесённых изменениях в авторскую программу и их обоснование.

В курсе запланированы 1 урока на работу с портфолио учащихся, с целью осуществления программы ранней профилизации, 3 урока для проведение дифференцированных зачетов, с целью более эффективной подготовки к ГИА, 2 урока на осуществление проектной деятельности 3 урока на работу с обществоведческим текстом с целью формирования метапредметных навыков.

Рабочая программа составлена с учетом регионального компонента и учебного плана образовательного учреждения. Программа построена с учетом дифференцированного подхода – предусмотрен репродуктивный и продуктивный ( повышенной трудности) уровень подготовки учащихся. Каждая тема программы предполагает выделение специальных уроков-практикумов, на которых ученики выполняют практические задания. При проведении итогового контроля даются тесты с разно уровневыми заданиями. В течении года идет подготовка к ОГЭ –отработка заданий части 1 и 2, заполнение бланков.


Общая характеристика учебного предмета, курса, класса.


 «Обществознание» - учебный предмет, изучаемый в основной школе с 5 по 9 класс.  Фундаментом курса являются научные знания об обществе и человеке. Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого комплекс общественных наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Это обуславливает специфику данного учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека.

Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.

Современное развитие, социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и религиозный политеизм, социальная стратификация предъявляют новые требования к общественным наукам и к преподаванию в школе. Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом. Знания по курсу должны стать основой для формирования ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, поиску созидательных способов жизнедеятельности. Курс «Обществознание» даёт возможность подростку оценить себя как личность, найти свой путь, раскрыть свой потенциал, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде.  Подросток приобретает опыт социального и культурного взаимодействия, становится активным гражданином.

Изучение обществознания в основной школе опирается на курсы начальной школы «Окружающий мир» и «Основы религиозных культур и светской этики». Курс обществознания продолжается в старшей школе и раскрывается в элективных курсах, факультативах, курсах по выбору, предпрофильной и профильной подготовке учащихся. При изучении курса обществознания «Обществознание» в 9 классе используются метапредметные связи с историей, географией и другими предметами, системой внеурочной деятельности, системой дополнительного образования.

В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Тема «Политика» даёт обобщённое представление о власти и отношениях по поводу власти, раскрывает роль государства, возможности участия граждан в управлении делами общества. Заключительная тема «Право», на которую отводится наибольший в 9 классе объём учебного времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Часть уроков отводится вопросам теории права, другая - отраслям права. Особое внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ. Учащимся предъявляются в определённой мере систематизированные знания о праве.

Основные методы обучения основаны на деятельностном подходе: метод проектов и исследований, методика проблемного и развивающего обучения, рефлексивные методы. На второй ступени основной школы, особое значение приобретают методы личностно ориентированного обучения, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщённых знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 9 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению предполагает использование метода реконструкций и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения. Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий. Программа по обществознанию для основной школы призвана помочь выпускникам основной школы осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности.


Цели изучения предмета.


Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процесс восприятия социальной ( в том числе экономической и правовой информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции РФ;

  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний о необходимых для социальной адаптации об обществе, об основных социальных ролях, о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде, о сферах человеческой деятельности, о способах регулирования общественных отношений, о механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина.

  • формировании опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейнобытовых отношений.





Используемый УМК по обществознанию.


  1. Обществознание. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.И. Городецкий.— 5-е изд.— М., 2017.

  2. Рабочая тетрадь по обществознанию для 9 класса, авторы составители О.А. Котова, Т.Е. Лискова. М: «Просвещение», 2017.


Материально-техническое обеспечение.

1.Персональный компьютер учителя

2.Мультимедийный проектор

3. Компьютерные презентации

4. Иллюстративный материал.

Используемые технологии обучения, формы работы.

В преподавании истории предполагается реализовывать системно-деятельностный, практико-ориентированный, личностно-ориентированный подходы.

Приоритетными формами организации учебной работы являются уроки, практикумы с проведением исследовательской работы, проектной деятельности. В ходе образовательного процесса широко используются ИКТ, групповая и индивидуальная работа.

Используемые педагогические технологии: здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, проектной деятельности, игровая, развития исследовательских навыков, проблемного обучения, группового обучения, дифференцированного подхода в обучении, критического мышления, смыслового чтения, музейная педагогика, тестового контроля.

В рамках изучения возможна организация внеурочной деятельности по предмету в форме проектной деятельности, решения обществоведческих задач, выполнению олимпиадных заданий, работе обществоведческого кружка.


Виды и формы промежуточного, итогового контроля.

Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: тестирование, уроки-практикумы.

Промежуточный контроль осуществляется в конце каждого раздела в форме контрольного тестирования и сдачи образовательного минимума, работа с обществоведческими текстами, нацеленных на конкретизацию полученных знаний. Все задания построены на изученном материале, а предлагаемый формат проверочных заданий и процедура их выполнения знакомы и понятны учащимся. В начале и конце курса предусмотрено 2 контрольных тестирования (входной и итоговый контроль).




Планируемые результаты изучения предмета.


Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

  • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

  • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, благополучия и процветания своей страны;

  • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности.

Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий:

Познавательные УУД:

- проводить наблюдение под руководством учителя;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки и Интернета;

- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

- давать определения понятий.

-в умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность;

-в умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций;

-в способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей;

-в умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектной деятельности.

Регулятивные УУД:

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему;

- сознательно организовывать свою познавательную деятельность;

- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

- составлять план решения проблемы;

- работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;

- в дискуссии уметь выдвигать аргументы и контраргументы

- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать свои ошибки и корректировать свое мнение;

-понимая позицию другого, различать в его речи мнение, доказательство и факты;

- оценивать свои учебные достижения, поведение, черты своей личности с учетом мнения других людей;

- определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:

  • относительно целостное представление о человеке;

  • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;

  • знание ряда ключевых понятий, умения объяснять их с позиций явления социальной действительности;

  • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, аргументировать собственную точку зрения.

• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной  жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.



2.Содержание тем учебного курса.


1. Политика – 11 часов.

Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя политика. Сущность государства. Суверенитет. Государственное управление.

Формы государства. Функции государства. Наше государство - Российская Федерация. Государственное устройство России. Гражданство Российской Федерации. Политический режим. Демократия. Парламентаризм. Республика. Выборы и избирательные системы. Политические партии.

Правовое государство. Верховенство права. Разделение властей. Гражданское общество и правовое государство.

Местное самоуправление. Органы власти Российской Федерации. Органы законодательной власти. Органы исполнительной власти. Правоохранительные органы. Судебная система.

Межгосударственные отношения. Международные политические организации. Войны и вооружённые конфликты. Национальная безопасность. Сепаратизм. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов.

Глобализация и её противоречия. Человек и политика. Политические события и судьбы людей. Гражданская активность. Патриотизм.


2. Право – 23 часа.

Регулирование поведения людей в обществе. Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные традиции и обычаи. Общественное сознание и ценности. Гражданственность и патриотизм. Мораль, её основные принципы. Добро и зло. Законы и правила нравственности. Моральные нормы и моральный выбор. Нравственные чувства и самоконтроль. Влияние моральных устоев на развитие общества и человека.

Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Нормы права. Понятие прав, свобод и обязанностей. Дееспособность и правоспособность человека. Правоотношения, субъекты права.

Конституция Российской Федерации - Основной закон государства.

Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина. Личные (гражданские) права, социально-экономические и культурные права, политические права и свободы российских граждан. Как защищаются права человека в России.

Конституционные обязанности российского гражданина. Обязанность платить налоги. Обязанность бережно относиться к природным богатствам. Защита Отечества - долг и обязанность.

Основы российского законодательства Гражданские правоотношения. Гражданско-правовые споры. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без родителей. Трудовые правоотношения. Права, обязанности и ответственность работника и работодателя. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях. Административные правоотношения. Административное правонарушение. Преступление и наказание. Правовая ответственность несовершеннолетних. Правоохранительные органы. Судебная система.


3.Тематическое планирование.

Отбор содержания обучения осуществляется на основе следующих дидактических принципов: систематизация знаний; соответствие обязательному минимуму содержания образования в основной школе; усиление общекультурной направленности материала; учёт психолого-педагогических особенностей, актуальных для этого возрастного периода; создание условий для понимания и осознания воспринимаемого материала. В предлагаемом курсе обществознания выделяются следующие основные содержательные линии:

Содержание курса истории 9 класса включает следующие тематические блоки:

Темы

Количество часов

КР


Раздел 1. Политика (11 часов)

11

2

1

Введение. Общество и государство

1


2

Входная контрольная работа № 1 «Общество как система».

1


3

Политика и власть

1


4

Политика и власть (практикум)

1


5

Государство

1


6

Государство

(практикум)

1


7

Политические режимы

1


8

Политические режимы (практикум)

1


9

Правовое государство

1


10

Правовое государство (практикум)

1


11

Контрольная работа

№ 2 "Политическая сфера жизни общества"

1



Раздел 2. Право (23 часа)

22

2

12

Роль права в жизни

человека, общества и государства

1


13

Роль права в жизни человека, общества и

государства

(практикум)

1


14

Правоотношения и субъекты права

1


15

Правоотношения и субъекты права

(практикум)

1


16

Правонарушение и юридическая

ответственность

1


17

Правонарушение и юридическая

ответственность

(практикум)

1


18

Правоохранительные органы

1


19

Правоохранительные органы (практикум)

1


20

Конституция РФ

1


21

Конституция РФ

(практикум)

1


22

Основы конституционного строя РФ

1


23

Основы конституционного строя РФ (практикум)

1


24

Права и свободы человека и гражданина

1


25

Права и свободы человека и гражданина (практикум)

1


26

Права и свободы человека и гражданина

1


27

Права и свободы

человека и гражданина (практикум)

1


28

Работа с обществоведческим текстом

1


29

Обобщающий урок "Конституция -основной закон РФ"

1


30

Контрольная работа № 3 "Роль права в жизни общества"

1


31

Гражданские правоотношения

1


32

Гражданские правоотношения (практикум)

1


33

Право на труд. Трудовые правоотношения

1


34

Итоговая контрольная работа № 4 "Политико-правовая

система общества "

1




Календарно-Тематическое планирование

Предмет

Класс

Вариант










Обществознание

9

Обществознание 9 класс (Боголюбова)










Раздел

Описание раздела

Тема урока

Кол-во часов

Дата


Политическая сфера

 

Политическая система. Власть

1

02.09-05.09.20

07.09-11.09.20


 

 

Государство

1

14.09-18.09.20


 

 

Национально-государственное устройство

1

21.09-25.09.20


 

 

Формы правления

1

28.09-03.10.20


 

 

Формы правления

1

05.10-09.10.20


 

 

Политические режимы

1

12.10-16.10.20


 

 

Политические режимы

1

19.10-23.10.20


 

 

Гражданское общество и правовое государство

1

26.10-30.10.20


 

 

Гражданское общество и правовое государство

1

09.11-13.11.20


 

 

Голосование, выборы, референдум

1

16.11-20.11.20


 

 

Политические партии

1

23.11-27.11.20


 

 

Политические партии

1

30.11-04.12.20


 

 

Контрольно-обобщающее занятие по теме: «Политическая сфера общества»

1

07.12-11.12.20


Человек и его права

 

Человек и его права. Право, его сущность и особенности

1

14.12-18.12.20


 

 

Человек и его права. Право, его сущность и особенности

1

21.12-25.12.20


 

 

Закон и власть

1

07.12-11.12.20

14.12-18.12.20


 

 

Закон и власть

1

21.12-25.12.20

11.01-15.01.21



 

 

Конституция - основной закон государства

1

18.01-22.01.21

25.01-29.01.21


 

 

Гражданское право. Право и имущественные отношения

1

01.02-05.02.21

08.02-12.02.21



 

 

Потребитель и его права

1

15.02-19.02.21



 

 

Труд и право

1

22.02-26.02.21

01.03-05.03.21


 

 

Правовые основы брака и семьи. Права ребенка

1

08.03-12.03.21



 

 

Правонарушения и виды юридической ответственности

1

15.03-19.03.21


 

 

Контрольно-обобщающее занятие по теме: «Человек и его права»

1

22.03-26.03.21



Духовная сфера

 

Что такое культура

1

05.04-09.04.21

12.04-16.04.21


 

 

Культурные нормы

1

19.04-23.04.21



 

 

Формы культуры

1

26.04-30.04.21

10.05-21.05.21


 

 

Религия

1

02.09-05.09.20

07.09-11.09.20


 

 

Искусство

1

14.09-18.09.20


 

 

Образование

1

21.09-25.09.20


 

 

Наука

1

28.09-03.10.20


 

 

Контрольно-обобщающий урок по теме: «Духовная сфера общества»

1

05.10-09.10.20


 

 

Итоговое повторение.

1

12.10-16.10.20


 

 

Итоговое повторение.

1

19.10-23.10.20




13