Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Новомирская средняя общеобразовательная школа Азовского района
РАССМОТРЕНО методическим советом _________ С.А.Ведерина Протокол №1 от 18.08.2022 г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР _________С.А.Ведерина 26.08.2022 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор _________Н.П.Тегляй Приказ от 30.08.2022 №136 М.П. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обществознанию
для 10-11 классов на 2022-2023 учебный год
Уровень общего образования среднее общее образование
Общее количество часов по 68 часов на каждый год обучения
Количество часов в неделю по 2 часа на каждый год обучения
Учитель: Ведерина Светлана Александровна, учитель истории и обществознания, высшая квалификационная категория
п. Новомирский
Азовского района Ростовской области
2022 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по обществознанию для 10-11 классов составлена на основе Федерального государственного стандарта среднего общего образования; авторской программы по обществознанию для 10-11 класса (базовый уровень) Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой и др., учебного плана ОО на 2022-2023 учебный год.
УМК, обеспечивающий реализацию программы:
Л.Н.Боголюбов и др. / под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой. Обществознание. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень. – М.: «Просвещение», 2022
Л.Н.Боголюбов и др. / под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой. Обществознание. 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень. – М.: «Просвещение», 2022
Данные учебные пособия входят в федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. N 254. Преподавание обществознания на уровнях основного общего и среднего общего образования осуществляется на основе учебно-методических комплексов одного авторского коллектива под руководством Л.Н.Боголюбова, что позволяет выстроить единую содержательную линию курса обществознания с 6 по 11 классы и обеспечить преемственность в обучении.
Выбор УМК под ред. Л.Н. Боголюбова объясняется тем, что авторы используют современные подходы, учитывая важные задачи, стоящие перед образованием сегодня, а именно: задачи формирования ключевых компетенций обучающихся, формирования толерантных установок личности, ценностных ориентаций. Учебные пособия данного УМК практико-ориентированы: содержание и методический аппарат позволяет обучающимся осваивать способы познавательной и практической деятельности, овладевать компетенциями в сфере гражданско-общественной, социальной деятельности, семейно-бытовой сфере, культурной и др.
Учебный предмет «Обществознание» знакомит обучающихся с основами жизни общества, с комплексом социальных, общественных и гуманитарных наук, которые будут изучаться в вузах. Учебный предмет «Обществознание» является интегративным, включает достижения различных наук (философии, экономики, социологии, политологии, социальной психологии, правоведения, философии), что позволяет представить знания о человеке и обществе не односторонне с позиции какой-либо одной науки, а комплексно. Данный подход способствует формированию у обучающихся целостной научной картины мира.
Содержание учебного предмета «Обществознание» на базовом уровне среднего общего образования обеспечивает преемственность по отношению к содержанию учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования путем углубленного изучения ранее изученных объектов, раскрытия ряда вопросов на более высоком теоретическом уровне, введения нового содержания, расширения понятийного аппарата, что позволит овладеть относительно завершенной системой знаний, умений и представлений в области наук о природе, обществе и человеке, сформировать компетентности, позволяющие выпускникам осуществлять типичные социальные роли в современном мире.
Задачами реализации программы учебного предмета «Обществознания» на уровне среднего общего образования являются:
формирование у обучающихся ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознания, экологической культуры, способности ставить цели и строить жизненные планы, способности к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;
формирование знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
овладение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
овладение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
формирование представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
формирование представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
овладение умениями применять полученные знания в повседневной жизни с учетом гражданских и нравственных ценностей, прогнозировать последствия принимаемых решений;
формирование навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для среднего общего образования отводит 140 часов для изучения на базовом уровне учебного предмета «Обществознание», в том числе в 10 и 11 класса по 70 часов из расчета 2 часа в неделю.
В связи с особенностями календарного учебного графика школы на 2022-2023 учебный год (в 10 классе и 11 классе по 34 учебных недели, а также с учётом общероссийских праздничных дней), календарно-тематическое планирование рассчитано в 10 классе на 68 часов, в 11 классе – на 68 часов, при этом содержание учебного материала оптимизировано и предполагает усвоение программы в полном объеме.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Личностными результатами выпускников средней школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, должны стать:
• российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
• гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
• готовность к служению Отечеству, его защите;
• сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
• сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
• толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
• навыки сотрудничества в образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, проектной и других видах деятельности;
• нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
• готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
• осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
• сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
• ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками средней школы проявляются в:
• умении самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
• умении продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
• владении навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способности и готовности к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
• готовности и способности к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
• умении использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач;
• умении определять назначение и функции различных социальных институтов;
• умении самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
• владении языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
• владении навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты
В результате изучения учебного предмета «Обществознание» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
Человек. Человек в системе общественных отношений
Выделять черты социальной сущности человека;
определять роль духовных ценностей в обществе;
распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами;
различать виды искусства;
соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;
выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни;
выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида;
раскрывать связь между мышлением и деятельностью;
различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности;
выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;
анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и последствия;
различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами;
выявлять особенности научного познания;
различать абсолютную и относительную истины;
иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека;
выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной действительности в контексте возрастания роли образования и науки в современном обществе;
выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и самообразования в жизни человека.
Общество как сложная динамическая система
Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития;
приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений, аргументировать свои суждения, выводы;
формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях глобализации; иллюстрировать проявления различных глобальных проблем.
Экономика
Раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества;
конкретизировать примерами основные факторы производства и факторные доходы;
объяснять механизм свободного ценообразования, приводить примеры действия законов спроса и предложения;
оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь, поведение основных участников экономики;
различать формы бизнеса;
извлекать социальную информацию из источников различного типа о тенденциях развития современной рыночной экономики;
различать экономические и бухгалтерские издержки;
приводить примеры постоянных и переменных издержек производства;
различать деятельность различных финансовых институтов, выделять задачи, функции и роль Центрального банка Российской Федерации в банковской системе РФ;
различать формы, виды проявления инфляции, оценивать последствия инфляции для экономики в целом и для различных социальных групп;
выделять объекты спроса и предложения на рынке труда, описывать механизм их взаимодействия;
определять причины безработицы, различать ее виды;
высказывать обоснованные суждения о направлениях государственной политики в области занятости;
объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения экономической рациональности, анализировать собственное потребительское поведение;
анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих экономических интересов;
приводить примеры участия государства в регулировании рыночной экономики;
высказывать обоснованные суждения о различных направлениях экономической политики государства и ее влиянии на экономическую жизнь общества;
различать важнейшие измерители экономической деятельности и показатели их роста: ВНП (валовой национальный продукт), ВВП (валовой внутренний продукт);
различать и сравнивать пути достижения экономического роста.
Социальные отношения
Выделять критерии социальной стратификации;
анализировать социальную информацию из адаптированных источников о структуре общества и направлениях ее изменения;
выделять особенности молодежи как социально-демографической группы, раскрывать на примерах социальные роли юношества;
высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в условиях современного рынка труда;
выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения конфликтов;
конкретизировать примерами виды социальных норм;
характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать санкции социального контроля;
различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах последствия отклоняющегося поведения для человека и общества;
определять и оценивать возможную модель собственного поведения в конкретной ситуации с точки зрения социальных норм;
различать виды социальной мобильности, конкретизировать примерами;
выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов, приводить примеры способов их разрешения;
характеризовать основные принципы национальной политики России на современном этапе;
характеризовать социальные институты семьи и брака; раскрывать факторы, влияющие на формирование института современной семьи;
характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль семьи в современном обществе;
высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на демографическую ситуацию в стране;
формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни современного общества, объяснять сущность свободы совести, сущность и значение веротерпимости;
осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по актуальным проблемам социальной сферы, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи;
оценивать собственные отношения и взаимодействие с другими людьми с позиций толерантности.
Политика
Выделять субъектов политической деятельности и объекты политического воздействия;
различать политическую власть и другие виды власти;
устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами политической деятельности;
высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей в политике;
раскрывать роль и функции политической системы;
характеризовать государство как центральный институт политической системы;
различать типы политических режимов, давать оценку роли политических режимов различных типов в общественном развитии;
обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях, принципах, признаках, роли в общественном развитии) демократии;
характеризовать демократическую избирательную систему;
различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные системы;
устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского общества, раскрывать ценностный смысл правового государства;
определять роль политической элиты и политического лидера в современном обществе;
конкретизировать примерами роль политической идеологии;
раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем;
формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического плюрализма в современном обществе;
оценивать роль СМИ в современной политической жизни;
иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса;
различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного политического участия, высказывать обоснованное суждение о значении участия граждан в политике.
Правовое регулирование общественных отношений
Сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;
выделять основные элементы системы права;
выстраивать иерархию нормативных актов;
выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации;
различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод;
обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина, выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения конституционных обязанностей;
аргументировать важность соблюдения норм экологического права и характеризовать способы защиты экологических прав;
раскрывать содержание гражданских правоотношений;
применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений;
различать организационно-правовые формы предприятий;
характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;
давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов семейного права, применять знания основ семейного права в повседневной жизни;
находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в образовательные организации профессионального и высшего образования;
характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора;
иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения;
извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ);
объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав человека.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
Человек. Человек в системе общественных отношений
Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной деятельности и повседневной жизни;
оценивать разнообразные явления и процессы общественного развития;
характеризовать основные методы научного познания;
выявлять особенности социального познания;
различать типы мировоззрений;
объяснять специфику взаимовлияния двух миров социального и природного в понимании природы человека и его мировоззрения;
выражать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и аргументировать ее.
Общество как сложная динамическая система
Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием различных сфер жизни общества и общественным развитием в целом;
выявлять, опираясь на теоретические положения и материалы СМИ, тенденции и перспективы общественного развития;
систематизировать социальную информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его структурных элементов, процессов, понятий) и представлять ее в разных формах (текст, схема, таблица).
Экономика
Выделять и формулировать характерные особенности рыночных структур;
выявлять противоречия рынка;
раскрывать роль и место фондового рынка в рыночных структурах;
раскрывать возможности финансирования малых и крупных фирм;
обосновывать выбор форм бизнеса в конкретных ситуациях;
различать источники финансирования малых и крупных предприятий;
определять практическое назначение основных функций менеджмента;
определять место маркетинга в деятельности организации;
применять полученные знания для выполнения социальных ролей работника и производителя;
оценивать свои возможности трудоустройства в условиях рынка труда;
раскрывать фазы экономического цикла;
высказывать аргументированные суждения о противоречивом влиянии процессов глобализации на различные стороны мирового хозяйства и национальных экономик; давать оценку противоречивым последствиям экономической глобализации;
извлекать информацию из различных источников для анализа тенденций общемирового экономического развития, экономического развития России.
Социальные отношения
Выделять причины социального неравенства в истории и современном обществе;
высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в современных условиях;
анализировать ситуации, связанные с различными способами разрешения социальных конфликтов;
выражать собственное отношение к различным способам разрешения социальных конфликтов;
толерантно вести себя по отношению к людям, относящимся к различным этническим общностям и религиозным конфессиям; оценивать роль толерантности в современном мире;
находить и анализировать социальную информацию о тенденциях развития семьи в современном обществе;
выявлять существенные параметры демографической ситуации в России на основе анализа данных переписи населения в Российской Федерации, давать им оценку;
выявлять причины и последствия отклоняющегося поведения, объяснять с опорой на имеющиеся знания способы преодоления отклоняющегося поведения;
анализировать численность населения и динамику ее изменений в мире и в России.
Политика
Находить, анализировать информацию о формировании правового государства и гражданского общества в Российской Федерации, выделять проблемы;
выделять основные этапы избирательной кампании;
в перспективе осознанно участвовать в избирательных кампаниях;
отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и значении местного самоуправления;
самостоятельно давать аргументированную оценку личных качеств и деятельности политических лидеров;
характеризовать особенности политического процесса в России;
анализировать основные тенденции современного политического процесса.
Правовое регулирование общественных отношений
Действовать в пределах правовых норм для успешного решения жизненных задач в разных сферах общественных отношений;
перечислять участников законотворческого процесса и раскрывать их функции;
характеризовать механизм судебной защиты прав человека и гражданина в РФ;
ориентироваться в предпринимательских правоотношениях;
выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства;
применять знание основных норм права в ситуациях повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения соответствия закону;
характеризовать основные направления деятельности государственных органов по предотвращению терроризма, раскрывать роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
10 класс (70 ч.)
Тема 1. Человек в обществе. (16 ч.) Общество как динамическая система. Основные сферы жизни общества. Общество и природа. Общество и культура. Общество в узком и широком смысле. Признаки общества. Взаимосвязь сфер общества. Противоречивость воздействия людей на природу. Феномен «второй природы». Глобальные экологические проблемы. Материальная культура. Социально-философские идеи нового времени. Теория общественного договора. Экономические воззрения А. Смита. Идеи гражданского общества и правового государства в трудах И.Канта и Г.Гегеля. Кантовский моральный императив. Зарождение социологии как отрасли научного знания.
Человек как продукт биологический, социальной, культурной эволюции. Науки о человеке. Влияние научно технического прогресса на природу. Антропогенные нагрузки.
Мировоззрение и его роль в жизни человека. Типы мировоззрения.
Деятельность как способ человеческого бытия. Структура деятельности. Потребности, интересы, мотивы. Виды деятельности: творческая, игровая, трудовая, учебная.
Знание в жизни человека. Чувственное и рациональное познание. Эмпирики, рационалисты, агностики. Истина, ее объективность и критерии. Абсолютная и относительная истина. Научное мышление и ненаучное. Мифология, жизненный опыт, здравый смысл.
Личность. Социализация личности. Самосознание и самореализация. Свобода и ответственность личности. Самопознание и самооценка. Глобальная угроза терроризма. Международный терроризм.
Тема 2. Общество как мир культуры. (13 ч.)
Духовная культура. Понятие культура. Культура материальная и духовная, их взаимосвязь. Традиции и новаторство. Народная, массовая и элитарная культуры. Искусство, его формы и направления. Многообразие и диалог культур. Проблемы современной отечественной культуры. Наука и образование. Понятие науки. Функции современной науки. Этики науки. Образование.
Религия в современном мире. Понятие религии. Многообразие религий. Роль религии в России и современном мире. Веротерпимость и свобода совести как духовные ценности.
Средства массовой информации и культура.
Духовный мир личности. Интеграция личности в систему национальной и мировой культур. Духовные ценности. Путь к духовной личности. Российский менталитет. Социальное мышление.
Тема 3. Правовое регулирование общественных отношений. (31 ч).
Социальные нормы. Функции и сущность права. Юридическая ответственность. Правосознание и правовая культура. Отрасли права. Источники права. Виды нормативных документов. Система права Российской Федерации. Конституционное право РФ. Административное право. Понятие и нормы гражданского права. Трудовое право. Уголовное право. Правомерное поведение.
Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации.
Гражданство в Российской Федерации. Основания приобретения гражданства. Права и обязанности, принадлежащие только гражданину. Воинская обязанность. Призыв на военную службу. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба.
Права и обязанности налогоплательщиков. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения.
Экологическое право. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Природоохранные и природоресурсные нормы.
Субъекты гражданского права. Понятия юридического и физического лица. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.
Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права собственности. Право на интеллектуальную собственность. Наследование.
Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей.
Законодательство РФ об образовании. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.
Трудовое законодательство РФ. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора.
Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Основные нормы социального страхования и пенсионная система.
Процессуальные отрасли права. Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции.
Особенности уголовного процесса. Виды уголовных наказаний и порядок их назначения. Конституционное судопроизводство.
Понятие и система международного права. Взаимоотношения международного и национального права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
Правовые основы антитеррористической политики РФ.
Уроки обобщения и контроля, резерв (10 часов)
11 класс (70 ч.)
Введение. Общество как сложная динамическая система. – 1 ч.
Тема 1. Экономическая жизнь общества (24 ч.)
Экономика и экономическая наука. Спрос и предложение. Рыночные структуры. Рынки сырья и материалов, товаров и услуг, капиталов, труда, их специфика. Рыночные отношения в современной экономике. Особенности современной экономики России. Экономическая политика Российской Федерации.
Совершенная и несовершенная конкуренция. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Естественные монополии, их роль и значение в экономике России.
Экономика предприятия. Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки. Основные источники финансирования бизнеса.
Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Финансовый рынок. Особенности развития фондового рынка в России.
Банковская система. Роль ЦБ в банковской системе России. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции. Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости в России.
Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты.
Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями.
Основы денежной и бюджетной политики государства. Кредитно-финансовая политика. Государственный бюджет. Государственный долг. Экономическая деятельность и ее измерители. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Экономические циклы.
Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.
Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы.
Тема 2. Социальная сфера (14 ч.)
Социальная структура общества. Многообразие социальных групп. Социальная стратификация и неравенство. Социальный статус личности и
группы. Оценка значимости социальных позиций: авторитет, престиж. Многообразие социальных ролей. Социальная мобильность.
Семья как социальный институт. Исторические формы семьи. Виды и типы семьи. Особенности современной семьи. Тенденции развития семьи в современном обществе.
Социальные процессы в современной России. Возрастание социальной дифференциации и неравенства. Появление новых социальных групп. Проблема становления среднего класса. Политика государства в области социальных отношений.
Этнические общности. Этническое многообразие человечества. Нации. Национальное самосознание. Межнациональные отношения в современном мире. Национальная политика.
Молодежь как социальная группа. Молодежная субкультура. Возрастная стратификация. Особенности социализации молодых людей. Специфические общественные функции молодежи.
Тема 3. Политическая жизнь общества. (17 ч.)
Роль политической системы в жизни общества. Структура и сущность политической системы. Взаимосвязь организаций, политических норм и политической культуры. Политический режим. Политическое управление. Деятельность государственного аппарата в управленческом процессе. Признаки правового государства. Гражданское общество как сфера самодеятельности граждан. Местное самоуправление. Взаимосвязь правового государства и гражданского общества.
Демократия, ее принципы и политические механизмы. Политический плюрализм. Многопартийность и партийные системы. Парламентаризм. Политический статус личности. Многообразие политических ролей личности.
Многопартийность. Политические партии и движения, их классификация. Роль партий и движений в современной России. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.
Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.
Политическая идеология. Основные идейно-политические течения современности. Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ.
Человек в политической жизни. Политический статус личности. Политическая психология и политическое поведение. Политическое участие. Абсентеизм, его причины и опасность. Политический терроризм.
Современный этап мирового развития
Целостность и противоречивость современного мира. Приоритеты внутреннего развития страны. Суверенная демократия. Своеобразие геоэкономического пространства. Скрытые ресурсы экономического роста. Необходимость постиндустриальной модернизации.
Взаимосвязь глобальных проблем. Угрозы и вызовы. Демографический вызов. Экологический вызов. Экономический вызов. Социальный вызов. Военный и террористический вызовы. Общенациональные приоритеты России. Бедность – это несправедливость. Ответственность национальной элиты. Эффективная государственность.
Уроки обобщения и контроля, резерв (11 часов)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Планирование предполагает изучение содержания крупными модулями. В конце изучения каждого модуля предусмотрено проведение повторительно-обобщающих уроков и уроков контроля знаний.
10 класс
№ п/п | Модуль | Количество часов |
| Тема 1. Человек в обществе | 16 |
| Тема 2. Общество как мир культуры | 13 |
| Тема 3. Правовое регулирование общественных отношений | 31 |
| Итоговое обобщение и контроль | 6 |
| Резерв | 2 |
| Итого | 68 |
11 класс
№ п/п | Модуль | Количество часов |
| Введение. Общество как сложная динамическая система | 1 |
| Тема 1. Экономическая жизнь общества | 24 |
| Тема 2. Социальная сфера | 14 |
| Тема 3. Политическая жизнь общества | 17 |
| Итоговое обобщение и контроль | 9 |
| Резерв | 2 |
| Итого | 67 |
Не менее 50% учебного времени отводится на самостоятельную работу обучающихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых обучающимися работ включает в себя:
работу с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
анализ современных общественных явлений и событий;
освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т.п.);
применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально-одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
написание творческих работ по социальным дисциплинам.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
курса «Обществознание» 10 класс (базовый уровень)
УМК: Л.Н.Боголюбов и др. / под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю. Обществознание. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень. – М.: «Просвещение» 2022
№ п/п | Тема урока | Кол-во уроков | Тип урока | Виды деятельности обучающихся, формы контроля | Домашнее задание | Дата |
план | факт |
Тема 1. Человек в обществе (16 часов) |
1 | Что такое общество | 1 | Урок изучения нового материала | Устный опрос. Проблемные задания. Составление таблицы «Общественные науки» | § 1, подготовиться к стартовому контролю | 06.09 | |
2 | Стартовый контроль знаний по материалу, изученному в 9 классе | 1 | | | | 07.09 | |
3-4 | Общество как сложная динамическая система. Социальные институты | 2 | Урок изучения нового материала | Работа по таблице «Социальные институты», составление плана «Особенности социальной системы» | § 2, с.23-24, анализ документа § 2, с.24, зад. 1-2 | 13.09 14.09 | |
5-6 | Динамика общественного развития Проблема общественного прогресса | 2 | Урок изучения нового материала | Выполнение проблемных заданий. Практическая работа: анализ источников по теме «Многообразие путей и форм общественного развития». | § 3, с.37, в.1-7 § 3, подобрать примеры из СМИ о глобализации | 20.09 21.09 | |
7 | Социальная сущность человека | 1 | Урок изучения нового материала | Практические задания. Составить терминологический словарь темы урока | § 4, с.42, зад.3,4 (проект «Сильная личность) | 27.09 | |
8-9 | Деятельность – способ существования людей | 2 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Тест по теме: «Человек. Индивид. Личность». Решение познавательных и практических задач, составление схемы «Потребности человека» Самостоятельная работа: «Многообразие деятельности» | §5, с.50-51, анализ документа §5, с.51-52, зад.1-3 | 28.09 04.10 | |
10-11 | Познавательная деятельность Истина и её критерии | 2 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Составление таблицы «Формы познания», выполнение проблемно-познавательных заданий. Практическая работа: «Истина и её критерии» Проверочная работа: «Познание как деятельность» | § 6, с.64, в.1-5 § 6, с.64, зад.4-5 | 05.10 11.10 | |
12 | Свобода и необходимость в деятельности человека | 1 | Урок изучения нового материала | Решение познавательных задач, отражающих типичные социальные ситуации, дискуссия | § 7, с.72, зад.1, написание эссе по теме на с.72 | 12.10 | |
13 | Современное общество | 1 | Практическое занятие | Анализ документа с.91, выполнение заданий с.92 (анализ таблиц и графиков) | § 8, с.83, зад.4,5, написание эссе на тему на с.84 | 18.10 | |
14 | Глобальная угроза международного терроризма | 1 | Практическое занятие | Работа в группах с текстом параграфа, материалами СМИ | § 9, с.89-90, анализ документа | 19.10 | |
15-16 | Человек в обществе | 2 | Уроки обобщения и контроля знаний | Выполнение познавательных заданий Контрольная работа по теме «Человек в обществе» | С.91 (вопросы для повторения к главе 1) С.92-95 (Тренировочные задания в формате ЕГЭ) | 25.10 26.10 | |
Тема 2. Общество как мир культуры (13 часов) |
17 | Духовная культура общества | 1 | Урок изучения нового материала | Составление таблицы «Функции культуры», работа с текстом документа на с.103 | § 10, с.104, зад.4 | II ч. 08.11 | |
18 | Духовный мир личности. Мировоззрение | 1 | Урок изучения нового материала | Работа с документами, составление таблицы «Типы мировоззрения», классификация объектов по критериям | §11, с.113, зад.1-5 | 09.11 | |
19 | Мораль | 1 | Урок изучения нового материала | Работа в группах, выполнение проблемных заданий на с.130 | § 12, с.122, в.1-6 | 15.11 | |
20-21 | Наука и ее функции в обществе Образование в современном обществе | 2 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок (практическое занятие) | Решение проблемных задач. Составление словаря терминов по теме Самостоятельная работа по теме «Наука и образование». | § 13, с.131, в.1-6 § 13, с.130-131, анализ документа | 16.11 22.11 | |
22-23 | Религия и религиозные организации Проблема поддержания межрелигиозного мира | 2 | Урок изучения нового материала Практическое занятие | Составить таблицу «Мировые религии» и словарь терминов по теме Анализ документа с.151 | § 14, с.141, зад.2 (подобрать материалы СМИ) § 14, с.141, зад.1 (написание эссе) | 23.11 29.11 | |
24 | Искусство | 1 | Комбинированный урок | Составить схему «Искусство и его формы», сравнить различные точки зрения на перспективы духовного развития современной России | § 15, с.149, в.1-6 | 30.11 | |
25-26 | Массовая культура СМИ – четвертая власть | 2 | Урок изучения нового материала Диспут | Выполнение заданий на с.172 Презентации мини-проектов, подготовленных в группах Дискуссия «СМИ – четвертая власть?» | § 16, с.158, анализ документа § 16, подобрать материалы СМИ к семинару | 06.12 07.12 | |
27 | Проблемы современной отечественной культуры | 1 | Семинар | Анализировать источники социальной информации, материалы СМИ | Повторить главу 2 (с.160-161, вопросы для повторения к главе 2) | 13.12 | |
28-29 | Общество как мир культуры | 2 | Уроки обобщения и контроля знаний | Защита проектов по теме главы Контрольная работа: «Духовно-нравственная сфера» | С.162-164 (Тренировочные задания в формате ЕГЭ) | 14.12 20.12 | |
Тема 3. Правовое регулирование общественных отношений (31 час) |
30 | Современные подходы к пониманию права | 1 | Урок изучения нового материала | Самостоятельная работа с текстом параграфа, составление таблицы «Современные подходы к пониманию права» с.183, словаря терминов по теме | §17, с.172, зад.1-3 | 21.12 | |
31-32 | Право в системе социальных норм Система права | 2 | Комбинированные уроки | Составить схему «Структура права», таблицу «Отрасли права», составление сложного плана | §18, с.181, в.1-3, зад.4 §18, с.181, в.4-8 | 27.12 28.12 | |
33-34 | Источники права Законотворческий процесс в РФ | 2 | Комбинированный урок | Составить схему «Источники права» Составление логической схемы «Законотворческий процесс в РФ» | §19, с.193, в.1-2 §19, с.193, в.3-8 | III ч. 10.01 11.01 | |
35 | Проверочная работа «Система права. Законотворческий процесс в РФ» | 1 | | | | 17.01 | |
36-37 | Правоотношения. Правомерное поведение Юридическая ответственность | 2 | Комбинированные уроки, практикум | Составить словарь терминов по теме Составить таблицу «Виды юридической ответственности» Самостоятельная работа: написание эссе на тему «Правомерное поведение». | §20, с.202, вопр.1-5 §20, с.202, зад.1-5 | 18.01 24.01 | |
38 | Контроль по теме «Правонарушения и юридическая ответственность» | 1 | Урок контроля знаний | Тестирование по заданиям в формате ЕГЭ | | 25.01 | |
39-40 | Гражданин Российской Федерации Права и обязанности граждан РФ | 2 | Практические занятия | Работа с источниками (Конституция РФ, ФЗ «О гражданстве Российской Федерации) Самостоятельная работа: «Гражданин РФ» | §21, с.211-212, анализ документа §21, с.212, зад.1-5 | 31.01 01.02 | |
41-42 | Гражданское право Защита гражданских прав | 2 | Комбинированные уроки | Работа с нормативными документами (Гражданский кодекс) Тест «Гражданское право» | §22, с.223-224, анализ документа §22, с.224, в.1-8 | 07.02 08.02 | |
43-44 | Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения | 2 | Практические занятия | Работа с текстом параграфа, материалами СМИ и документами | §23, с.233, в.1-6 §23, с.232-233, анализ документа, зад.1-4 | 14.02 15.02 | |
45-46 | Правовые основы предпринимательской деятельности Организационно-правовые основы предпринимательства | 2 | Комбинированные уроки | Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий Самостоятельная работа: составление сравнительной таблицы | §24, с. 245, зад.1 §24, с. 245, зад.2-5 | 21.02 22.02 | |
47-48 | Правовое регулирование занятости и трудоустройства | 2 | Комбинированные уроки | Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. Работа с нормативными документами (Трудовой кодекс) Тест «Трудовое право» | §25, с.254-255, анализ документа §25, с. 256, зад.1-2 | 28.02 01.03 | |
49-50 | Семейное право Права и обязанности членов семьи | 2 | Комбинированные уроки | Работа с нормативными документами (Семейный кодекс), Самостоятельная работа: «Семейное право» | §26, с.265-266, анализ документа §26, с.266, в.1-8 | 07.03 14.03 | |
51 | Экологическое право Способы защиты экологических прав | 1 | Комбинированный урок | Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий Практическая работа: анализ источников и материалов СМИ | §27, подобрать примеры из СМИ С.275, зад.1-3 | 15.03 | |
52-55 | Процессуальные отрасли права. Гражданский процесс. Уголовный процесс. Административная юрисдикция. Конституционное судопроизводство | 4 | Комбинированные уроки | Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. Работа с нормативными документами Проверочная работа: «Процессуальное право» | §28 (с.276-279) §28 (с.279-283) §28 (с.283-285) С.287-288, анализ документа, написание эссе по теме на с.289 | IV ч. 28.03 29.03 04.04 05.04 | |
56-57 | Международная защита прав человека Проблема отмены смертной казни | 2 | Комбинированные уроки | Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий. Работа с нормативными документами по правам человека | §29, с.296, в.1-6, подготовка к семинару Написание эссе «Нужна ли смертная казнь?» | 11.04 12.04 | |
58 | Правовые основы антитеррористической политики Российского государства | 1 | Урок изучения нового материала | Анализ документа с.329-330, выполнение познавательных заданий с.331-332 | §30, с.305, в.1-6 | 18.04 | |
59-60 | Правовое регулирование общественных отношений | 2 | Уроки обобщения и контроля знаний | Решение познавательных и практических задач Контрольная работа | С. 306-307, вопросы для повторения к главе 3, тренировочный тест по теме «Право» С.308-311 (Тренировочные задания в формате ЕГЭ) | 19.04 25.04 | |
Итоговое обобщение и контроль (8 часов) |
61-62 | Человек в XXI веке | 2 | Итоговое повторение и обобщение | Подготовка и защита групповых и индивидуальных проектов | С.313-318 Подготовка проекта с.319 | 26.04 02.05 | |
63-64 | Человек и общество | 2 | Уроки контроля знаний | Итоговое контрольное тестирование за курс 10 класса Зачёт по терминам, изученным в 10 классе. | Вопросы для итогового повторения Повторить термины за курс 10 класса | 03.05 10.05 | |
65 | Анализ результатов итогового контроля | 1 | Практическое занятие | Выполнение работы над ошибками | | 16.05 | |
66 | Человек в мире информации. Безопасность в Интернете | 1 | Практическое занятие | Работа в сети Интернет с соблюдением правил безопасности | Анализ документов | 17.05 | |
67-68 | Резервные уроки | 2 | Уроки применения знаний | Работа с тестами в формате ЕГЭ | Тренировочные тесты ЕГЭ | 23.05 24.05 | |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
курса «Обществознание» 11 класс (базовый уровень)
УМК: Л.Н.Боголюбов и др. / под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю. Обществознание. 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень. – М.: «Просвещение» 2022
№ п/п | Тема урока | Кол-во уроков | Тип урока | Виды деятельности, формы контроля | Домашнее задание | Дата |
план | факт |
1 | Общество как сложная динамическая система | 1 | Вводный урок | Самостоятельное формулирование собственных заключений и оценочных суждений | Индивидуальные задания | 06.09 | |
Тема 1. Экономическая жизнь общества (24 часа) |
2 | Роль экономики в жизни общества | 1 | Урок изучения нового материала | Составить терминологический словарь по теме и таблицы «Виды экономической деятельности», «Общественное благосостояние» | § 1, вопросы после § С.14-15, зад.1-4 | 07.09 | |
3-4 | Экономика: наука и хозяйство Измерители экономической деятельности | 2 | Урок изучения нового материала | Запись основных положений лекции, выполнение индивидуальных заданий, таблица «Разделы экономической науки» | §2, с.23, зад.2 С.22, анализ документа | 13.09 14.09 | |
5 | Стартовый контроль знаний по материалу, изученному в 10 классе | 1 | Урок диагностического контроля | | | 20.09 | |
6-7 | Экономический рост и развитие Экономические циклы | 2 | Комбинированный урок | Беседа, фронтальный опрос, развёрнутые монологические ответы, выполнение дифференцированных заданий | §3, с.32, в. 1-4 §3, с.32, зад. 1-4 | 21.09 27.09 | |
8-9 | Рыночные отношения в экономике Конкуренция и монополия | 2 | Уроки повторения и обобщения материала | Проверочная работа «Экономический рост и развитие, типы экономических систем» Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. | §4, повторить тему «Типы экономических систем» §4, с.44, 1-8 | 28.09 04.10 | |
10- 11 | Фирма в экономике Налоговая система в РФ. | 2 | Комбинированные уроки | Тестирование «Рыночная экономика. Спрос. Предложение» Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий. Самостоятельная работа по теме «Факторы производства, издержки» | §5, с.53, зад.1-3 §5, с.53, в.6 | 05.10 11.10 | |
12-13 | Финансовый рынок. Основные источники финансирования бизнеса | 2 | Комбинированные уроки | Проверочная работа «Налоги» Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий. Практическая работа: составление сравнительной таблицы | §6, с. 65, зад.1 §6, с. 65, в.1-9 | 12.10 18.10 | |
14-15 | Экономика и государство Экономические функции государства | 2 | Уроки изучения нового материала | Запись основных положений лекции, выполнение индивидуальных заданий | §7, с.75, в.1-5; с.76, зад.5 С.74-75, анализ документа | 19.10 25.10 | |
16- 17 | Финансовая политика государства Инфляция: виды, причины, следствия | 2 | Комбинированные уроки | Работа с текстом учебника, документами, составление обобщающей схемы | §8, с.87, в.1-5 С.86-87, анализ документа | 26.10 II ч. 08.11 | |
18-19 | Занятость и безработица Государственная политика в области занятости | 2 | Комбинированные уроки | Проверочная работа по теме «Государство и экономика». Фронтальный опрос, беседа, выполнение дифференцированных заданий. Практическая работа: анализ таблицы «Рейтинг популярности профессий» | §9, с.115, зад.5,6 С.96-97, анализ документа | 09.11 15.11 | |
20-21 | Мировая экономика Глобальные проблемы экономики | 2 | Уроки изучения нового материала | Запись основных положений лекции, выполнение индивидуальных заданий | §10, с.111, зад. 1-2 §10, с.111, зад. 3 | 16.11 22.11 | |
22-23 | Экономическая культура Рациональное поведение участников экономической деятельности | 2 | Уроки применения знаний (практикум) | Тест по теме «Мировая экономика». Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации | §11, с.123-124, анализ документов §11, с.124, зад.1-4 | 23.11 29.11 | |
24-25 | Человек и экономика | 2 | Уроки обобщения и контроля знаний | Контрольное тестирование по теме «Экономическая жизнь общества» | Повторить §1-11, с.126, вопросы для повторения к главе 1. С.127-132, задания в формате ЕГЭ | 30.11 06.12 | |
Тема 2. Социальная сфера (14 часов) |
26-27 | Социальная структура общества Социальная мобильность | 2 | Урок изучения нового материала Урок обобщения и закрепления изученного материала | Составить схему «Социальная структура общества»; терминологический словарь темы урока Самостоятельная работа: анализ источников по теме «Социальная мобильность» | §12, с.144, в.1-4 §12, с.144, в.5-9, подобрать материалы СМИ к семинару | 13.12 14.12 | |
28-29 | Социальные нормы и отклоняющееся поведение | 2 | Семинар | Анализ материалов СМИ, ведение дискуссии Составить таблицу «Виды социальных норм» | § 13, с.154, анализ документа § 13, с.155, зад.3-4 | 20.12 21.12 | |
30-31 | Нации и межнациональные отношения - | 2 | Урок изучения нового материала Урок-диспут | Словарик по теме Практическая работа: написание эссе на тему «Причины межнациональных конфликтов и пути их преодоления». | § 14, подготовить аргументы для эссе С.164, зад.2-3 | 27.12 28.12 | |
32-33 | Семья как социальный институт Семья и быт | 2 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Составить схему «Функции семьи», терминологический словарь словарик темы | § 15, с.173, вопр.1-6 С.172-1173, анализ документа, написание эссе | III ч. 10.01 11.01 | |
34 | Гендер как научное понятие | 1 | Урок изучения нового материала | Составление конспекта параграфа, работа с материалами СМИ | § 16, с. 181, в.1-4 | 17.01 | |
35 | Молодежь в современном обществе | 1 | Комбинированный урок | Задания группам: выделить проблемы современной молодёжи, проработать пути их решения | § 17, подготовить презентации о молодежных субкультурах | 18.01 | |
36-37 | Демографическая ситуация в современной России | 2 | Урок изучения нового материала | Написание творческих работ, аргументированная защита своей позиции, через участие в дискуссии о социальных проблемах. Составление таблицы Самостоятельная работа «Демографическая ситуация в современной России» | §18, с.200, зад.2-3 §18, с.199-200, анализ документа | 24.01 25.01 | |
38-39 | Социальная сфера | 2 | Уроки обобщения и контроля знаний | Тренировочное тестирование Контрольное тестирование по теме «Социальная сфера» | С.201, вопросы для повторения к главе 2 С.203-208 (задания для подготовки к ЕГЭ) | 31.01 01.02 | |
Тема 3. Политическая жизнь общества (17 часов) |
40 | Политика и власть | 1 | Урок изучения нового материала | Составить схемы «Политические институты», «Власть и её виды» | §19, с.219, вопр.1-8 | 07.02 | |
41-42 | Политическая система Государство в политической системе. Политические режимы | 2 | Уроки изучения нового материала | Составить схему «Политическая система» и словарь терминов по теме Самостоятельная работа «Политическая система» | §20, с. 230, вопр.1-4, повторить тему «Формы государства» §20, с. 231,в.5-6 | 08.02 14.02 | |
43-44 | Правовое государство Гражданское общество | 2 | Урок изучения нового материала Урок обобщения и закрепления изученного материала | Самостоятельная работа «Политические режимы» Практическая работа: составить кластер «Правовое государство» и словарь терминов по теме Решение проблемных заданий. | § 21, с.239, анализ документа § 21, С.239-240, зад.1-5 | 15.02 21.02 | |
45-46 | Избирательные системы, их типы Демократические выборы | 2 | Урок изучения нового материала Урок обобщения и закрепления изученного материала | Проверочная работа «Правовое государство и гражданское общество» Составить схему «Избирательные системы» | § 22, с.251, в.1-2 § 22, с.251, зад.1-5 (по выбору) | 22.02 28.02 | |
47-48 | Политические партии и партийные системы | 2 | Урок изучения нового материала | Проверочная работа «Избирательные системы» Составить таблицу «Политические партии, их программы» | § 23, с.261-262, анализ документа § 23, с.262, зад.1-5 | 01.03 07.03 | |
49-50 | Политическая элита Политическое лидерство | 2 | Комбинированные уроки | Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий | §24, с. 273, в.1-5 §24, с. 274, зад.1-4 | 14.03 15.03 | |
51-52 | Политическое сознание Средства массовой информации и политическое сознание | 2 | Уроки повторения и обобщения материала | Проверочная работа по теме «Политическая элита и политическое лидерство» Практическая работа: анализ материалов СМИ | §25, с.287, в.1-5, зад.1, подготовка к семинару (по доп. литературе, материалам СМИ) §25, с.287, в.6, зад.3 | IV ч. 28.03 29.03 | |
53 | Политическое поведение | 1 | Урок изучения нового материала | Анализ материалов СМИ, выполнение проблемных заданий | § 26, с.294-295, анализ документа | 04.04 | |
54 | Политический процесс и культура политического участия | 1 | Урок практического применения знаний | Аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссии о социальных проблемах | § 27, с.307, зад.1-4 | 05.04 | |
55-56 | Политическая сфера | 2 | Уроки обобщения и контроля знаний | Решение познавательных задач Контрольная работа: «Политическая сфера» | С.308 (вопросы к главе 3) С.309-315 (задания для подготовки к ЕГЭ) | 11.04 12.04 | |
Итоговое повторение и контроль (9 часов) |
57 | Общество и человек | 1 | Комбинированный урок | Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий | Повторить темы «Человек», «Общество», тест, терминологический словарь темы | 18.04 | |
58 | Духовная сфера | 1 | Комбинированный урок | Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий | Повторить тему «Духовная сфера», терминологический словарь темы | 19.04 | |
59 | Правовое регулирование общественных отношений | 1 | Комбинированный урок | Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференц. заданий | Вопросы для повторения, терминологический словарь темы | 25.04 | |
60 | Экономическая жизнь общества | 1 | Комбинированный урок | Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий | Повторить тему «Экономика», терминологический словарь темы | 26.04 | |
61 | Социальная сфера | 1 | Комбинированный урок | Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий | Повторить тему «Социальная сфера», терминологический словарь темы | 02.05 | |
62 | Взгляд в будущее Постиндустриальное (информационное) общество | 1 | Урок итогового обобщения | Аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссии о социальных проблемах | С.316-323, зад.1-5 Подготовка к итоговому контролю, тренировочный тест | 03.05 | |
63-64 | Итоговый контроль по курсу обществознания 10-11 кл. | 2 | Уроки контроля знаний | Итоговое контрольное тестирование за курс 10-11 класса Зачёт по терминам, изученным в курсе обществознания | С.327-331, повторить термины С.323-324, зад.1-5 | 10.05 16.05 | |
65 | Анализ результатов итогового контроля | 1 | Практическое занятие | Выполнение работы над ошибками | С.325-326, темы проектов | 17.05 | |
66-67 | Резервные уроки | 2 | Уроки применения знаний | Работа с тестами в формате ЕГЭ | Тренировочные тесты ЕГЭ | 23.05 24.05 | |
17