МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БОДЕЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» ЛИСКИНСКОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассмотрено на заседании методического объединения | Согласовано | Утверждаю |
Руководитель МО: | Зам. директора по УВР: | И.о. директора школы: |
_______/_____________ / | ________________ | _________________ |
Протокол №______ | | Приказ №________ |
от «___»________20__г | | от «___»________20__г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обществознанию ( включая экономику и право)
для 10 класса
(ГОС СОО)
базовый уровень
Разработана
учителем обществознания
Зайчиковым В.В.
2019 – 2020 учебный год
Пояснительная записка
Программа разработана на основе следующих документов:
1. Федерального компонента государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" (с изменениями и дополнениями от 3 июня 2008 г., 31 августа, 19 октября 2009 г., 10 ноября 2011 г., 24, 31 января 2012 г., 23 июня 2015 г., 7 июня 2017 г.);
2. ООП СОО МКОУ «Бодеевская СОШ»;
3. Авторской программы "Обществознание.10—11 классы, базовый уровень" под редакцией Л. Н. Боголюбова, академика РАО, доктора педагогических наук, профессора; Л. Ф. Ивановой, кандидата педагогических наук; А. Ю. Лазебниковой, доктора педагогических наук ("Просвещение".2007 год).
в соответствии с « Положением о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных предметов, элективных курсов, курсов по выбору, факультативных занятий, учебных модулей, кружков, индивидуальных занятий во внеурочное время, рабочих программ для работы с детьми с ОВЗ муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Бодеевская средняя общеобразовательная школа»;
УМК: «Обществознание» (базовый уровень): для 10 класса — под редакцией Л. Н. Боголюбова, Н. И. Лазебниковой А.Ю., Телюкиной М.В. , — «Просвещение».
Объем часов: - В год 70 ч
Цели изучения обществознания:
развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Задачи:
уметь самостоятельного добывать знания, приобретать умения и навыки;
понимать значение и осознавать ценность образования;
владеть системой предметных, межпредметных и надпредмегных (общеучебных) умений и навыков;
развивать свою познавательную сферу, стремиться к самообразованию;
владеть современной информационной культурой;
уметь планировать и организовывать собственную деятельность;
обладать правовым самосознанием, толерантным мышлением, приверженностью гуманистическим и демократическим ценностям;
знать основные виды деятельности людей, сферы общественной жизни, способы правового регулирования общественных отношений
Формы обучения: очная.
Методы обучения:
1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.
2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
Средства обучения:
– материально-техническое оборудование, предназначенное для обеспечения образовательной деятельности;
– технические средства обеспечения образовательного процесса;
– печатные и электронные образовательные ресурсы для обучающихся;
– методические пособия и рекомендации для педагогов школы.
Виды и формы контроля: предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль
Сроки реализации программы: 2019-2020 учебный год.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения обществознания на базовом уровне ученик должен:
Знать/понимать
• биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
• тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
• необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
• особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
• характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
• анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
• объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
• осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
• оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
• подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
• совершенствования собственной познавательной деятельности;
• критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
• решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
• ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
•предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
• оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Содержание учебного предмета
Человек в обществе (16 ч)
Понятие об обществе. Общество как совместная жизнедеятельность людей Общество и природа Общество и культура. Науки об обществе Структура общества. Особенности социальной системы. Взаимосвязь экономической, социальной, политической, духовной сфер жизни общества. Социальные институты.
Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность. Деятельность как способ существования людей. Деятельность и её мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность. Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и её критерии Многообразие форм человеческого знания Социальное и гуманитарное знания. Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение и социализация личности Единство свободы и ответственность личности.
Общество как мир культуры (13 ч)
Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: массовая, народная и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование. Мораль и религия. Мораль, её категории. Религия, её роль в жизни общества. Нравственная культура Искусство и духовная жизнь Искусство, его формы, Основные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.
Правовое регулирование общественных отношений (32 ч)
Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право. Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов. Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Систему судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России Современное российское законодательство. Основы государственного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы. Предпосылки правомерного поведения Правосознание. Правовая культура.
Заключение. Человек в 21 веке (8 ч)
Общество в развитии. Многовариантность общественного развития. Прогресс и регресс. Современный мир и его противоречия.
Тематическое планирование
Тема | Кол-во часов |
Человек в обществе. | 16 |
Общество как мир культуры. | 13 |
Правовое регулирование общественных отношений. | 32 |
Человек в 21 веке. | 8 |
Итого | 70 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата | Тема урока | Примечание |
план | факт |
Человек в обществе (16 часов) |
1 | | | Что такое общество | |
2 | | | Практикум по теме «Что такое общество» | |
3 | | | Общество как сложная система. | |
4 | | | Динамика общественного развития | |
5 | | | Социальная сущность человека | |
6 | | | Деятельность – способ существования человека | |
7 | | | Познавательная и коммуникативная деятельность | |
8 | | | Особенности научного познания | |
9 | | | Свобода и необходимость в деятельности человека | |
10 | | | Современное общество | |
11 | | | Глобальная угроза международного терроризма | |
12 | | | Практикум по теме «Человек и общество». Работа с текстом | |
13 | | | Практикум по теме «Человек и общество». Определение признаков, явлений, понятий | |
14 | | | Практикум по теме «Человек и общество». Раскрытие теоретических положений | |
15 | | | Практикум по теме «Человек и общество». Задание - задача | |
16 | | | Практикум по теме «Человек и общество». Определение терминов и понятий | |
Общество как мир культуры (13 часов) |
1\17 | | | Духовная культура общества | |
2\18 | | | Духовный мир личности | |
3\19 | | | Мораль | |
4\20 | | | Наука и образование | |
5\21 | | | Религия и религиозные организации | |
6\22 | | | Искусство | |
7\23 | | | Массовая культура | |
8\24 | | | Практикум по теме «Общество как мир культуры». Работа с текстом | |
9\25 | | | Практикум по теме «Общество как мир культуры». Определение признаков, явлений, понятий | |
10\26 | | | Практикум по теме «Общество как мир культуры». Раскрытие теоретических положений | |
11\27 | | | Практикум по теме «Общество как мир культуры». Задание - задача | |
12\38 | | | Практикум по теме «Общество как мир культуры». Определение терминов и понятий | |
13\29 | | | Тестирование по теме «Человек и общество» | |
Правовое регулирование общественных отношений (32 часов) |
1\30 | | | Современные подходы к пониманию права | |
2\31 | | | Право в системе социальных норм | |
3\32 | | | Норма права. Отрасль права | |
4\33 | | | Источники права | |
5\34 | | | Законотворческий процесс в РФ | |
6\35 | | | Правоотношения и правонарушения | |
7\36 | | | Система судебной защиты прав человека | |
8\37 | | | Правосознание. Правомерное поведение | |
9\38 | | | .Правовая культура | |
10\39 | | | Гражданин РФ | |
11\40 | | | Права и обязанности гражданина РФ | |
12\41 | | | Гражданское право | |
13\42 | | | Защита гражданских прав | |
14\43 | | | Семейное право | |
15\44 | | | Права и обязанности детей и родителей | |
16\45 | | | Практикум по теме «Гражданин РФ» | |
17\46 | | | Правовое регулирование занятости и трудоустройства | |
18\47 | | | Социальное обеспечение и социальная защита | |
19\48 | | | Экологическое право | |
20\49 | | | Процессуальные отрасли права. Гражданский процесс | |
21\50 | | | Арбитражный и уголовный процессы | |
22\51 | | | Административная юрисдикция | |
23\52 | | | Конституционное судопроизводство | |
24\53 | | | Основные стадии конституционного судопроизводства | |
25\54 | | | Международная защита прав человека. | |
26\55 | | | Правовые основы антитеррористической политики Российского государства | |
27\56 | | | Практикум по теме «Правовое регулирование общественных отношений». Работа с текстом | |
28\57 | | | Практикум по теме «Правовое регулирование общественных отношений». Определение признаков, понятий, явлений | |
29\58 | | | Практикум по теме «Правовое регулирование общественных отношений». Раскрытие теоретических положений | |
30\59 | | | Практикум по теме «Правовое регулирование общественных отношений». Задание-задачи | |
31\60 | | | Практикум по теме «Правовое регулирование общественных отношений». Определение терминов и понятий | |
32\61 | | | Тестирование по теме «Право» | |
Заключение. Человек в 21 веке |
1\62 | | | Практикум по теме «Человек и общество» | |
2\63 | | | Практикум по теме «Духовная культура» | |
3\64 | | | Практикум по теме «Право в системе социальных норм» | |
4\65 | | | Практикум по теме «Конституция РФ» | |
5\66 | | | Практикум по теме «Законотворческий процесс в РФ» | |
6\67 | | | Практикум по теме «Отрасли права» | |
7\68 | | | Практикум по теме «Процессуальные отрасли права» | |
8\69 | | | Итоговое тестирование | |
9\70 | | | Работа с текстом | |