МБОУ «Средняя общеобразовательная татарско-русская школa № 80 с углубленным изучением отдельных предметов» Вахитовского района г. Казани
«Рассмотрено» Руководитель МО ________/Матвеева Е.В. Протокол № 1 От 28 августа 2021г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УР _____/ Цыцарова Т.А От 28 августа 2021г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Школа № 80» ______/ Мансуров Р.М. Приказ № 271-Д От 1 сентября 2021г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
МБОУ «Средняя общеобразовательная татарско-русская школa № 80 с углубленным изучением отдельных предметов»
Кузнецовой Евгении Анатольевны
по обществознанию в 6А, 6Б, 6В классах.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от 28 августа 2021 г.
2021-2022 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» составлена в соответствие с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, на основе следующих нормативно-правовых актов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе;
Годового календарного графика МБОУ «Школа № 80», учебного плана школы на 2021/2022 учебный год.
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, положение человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию; опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Цели и задачи изучения предмета
Цель изучения обществознания в современной школе – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления социального опыта своей человека и общества в целом, активно и творчески применяющего общественные знания в учебной и социальной деятельности.
Задачи:
1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;
3) приобретение теоретических знаний для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;
4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;
5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, её осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;
6) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Общая характеристика учебного предмета
Структура курса и последовательность предъявления материала. Последовательность, предлагаемая в рабочей программе по обществознанию для основной школы, обусловлена, помимо учёта общих принципов отбора содержания и логики его развёртывания, также особенностями построения учебного содержания курса для школьников-подростков.
Программа предусматривает выделение двух относительно самостоятельных этапов изучения курса, связанных между собой, с учётом возрастных особенностей учащихся.
Содержание первого этапа курса (5—7 классы), обращённое к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные представления об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения.
В 6 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся крут социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого — тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого — тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними.
На втором этапе курса для старших подростков (8—9 классы) все его содержательные компоненты (социально-психологические, морально-этические, социологические, экономические, правовые и т. д.) раскрываются более обстоятельно, систематично, целостно.
Место учебного предмета в учебном плане
Обществознание в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час. Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, гражданской позиции; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:
1) относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
2) знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия;
3) знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
4) умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать) имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями; давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
5) понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
6) знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
7) приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
8) знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
9) понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
10) понимание значения коммуникации в межличностном общении;
11) умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
12) знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов
Содержание предмета.
Знакомство с курсом «Обществознание. 6 класс». Цели, задачи изучения предмета. Структура, особенности содержания учебника (1 ч.)
Раздел 1. Человек в социальном измерении (11 часов)
Человек. Индивид. Индивидуальность. Личность. Отрочество. Человек и деятельность. На пути к жизненному успеху. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности. Человек познает мир. Познание мира и себя. Самопознание и самооценка. Способности человека. Человек и его деятельность. Деятельность человека, ее основные формы. Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности. Потребности человека. Потребности человека – биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Духовный мир человека. Мысли и чувства. На пути к жизненному успеху. Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи. Практикум по теме «Человек в социальном измерении». Человек-личность. Человек познает мир. Человек и его деятельность. Потребности человека. На пути к жизненному успеху.
Раздел 2. Человек среди людей (14 часов)
Человек в ближайшем социальном окружении. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание. Человек в группе. Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы. Общение. Общение – форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Конфликты в межличностных отношениях. Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт. Практикум по теме «Человек среди людей».
Раздел 3. Наша Родина – Россия (3 часа). Российская Федерация. Субъекты Российской Федерации. Патриотизм. Государственные символы России: герб, гимн и флаг. Государственные праздники. Гражданин России. Права и обязанности граждан России.
Раздел 4. Нравственные основы жизни (3 часов)
Добро, смелость и страх. Человечность. Человек славен добрыми делами. Доброе – значит хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро. Будь смелым. Смелость. Страх – защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу. Человек и человечность. Человечность. Гуманизм – уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке. Практикум по теме «Нравственные основы жизни».
Итоговое повторение и обобщение материала курса обществознания (3 часа)
Тематическое планирование
№ раздела | Название | Кол-во часов |
| Вводный урок | 1 |
1 | Человек в социальном измерении | 11 |
2 | Человек среди людей | 14 |
3 | Наша Родина - Россия | 3 |
4 | Нравственные основы жизни | 3 |
| Итоговое повторение | 2 |
Итого | | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
План | Факт |
1 | Вводный урок. | 1 | | |
1. Человек в социальном измерении |
2 | Загадка человека. | 1 | | |
3 | Человек-личность | 1 | | |
4 | Отрочество – особая пора жизни. | 1 | | |
5 | Семья и семейные отношения. | 1 | | |
6 | Человек познает мир | 1 | | |
7 | Практикум «Учимся узнавать и оценивать себя» | 1 | | |
8 | Человек и его деятельность | 1 | | |
9 | Потребности человека | 1 | | |
10 | На пути к жизненному успеху | 1 | | |
11 | Практикум | 1 | | |
12 | Обобщение и повторение по теме: « Человек в социальном измерении» | 1 | | |
2. Человек среди людей |
13 | Межличностные отношения | 1 | | |
14 | Человек в группе | 1 | | |
15 | Значение образования для общества. | 1 | | |
16 | Образование и самообразование. | 1 | | |
17 | Практикум | 1 | | |
18 | Общение | 1 | | |
19 | Одноклассники, сверстники, друзья. | 1 | | |
20 | Конфликты в межличностных отношениях | 1 | | |
21 | Практикум «Учимся вести себя в конфликтной ситуации» | 1 | | |
22 | Труд – основа жизни. | 1 | | |
23 | Труд в современной экономике. | 1 | | |
24 | Труд и творчество. | 1 | | |
25 | Практикум. Труд и творчество. | 1 | | |
26 | Обобщение и повторение по теме: «Человек среди людей» | 1 | | |
3. Наша Родина - Россия |
27 | Наша Родина – Россия. | 1 | | |
28 | Государственные символы России: герб, гимн и флаг. Государственные праздники | 1 | | |
29 | Гражданин России. Права и обязанности граждан России. | 1 | | |
4. Нравственные основы жизни |
30 | Человек славен добрыми делами | 1 | | |
31 | Будь смелым | 1 | | |
32 | Человек и человечность | 1 | | |
Итоговое повторение |
33 | Урок обобщения и систематизации знаний за курс 6 класса «Обществознание». | 1 | | |
34 | Урок обобщения и систематизации знаний за курс 6 класса «Обществознание». | 1 | | |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Учебно-методический комплект:
Учебник. Обществознание. 6 класс. Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. / Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2016
Поурочные разработки. Обществознание. 6 класс: пособие для учителей общеобразоват. Организаций/ Боголюбов Л. Н., Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И. М.: Просвещение, 2014
Рабочие программы. Обществознание. Предметная линия учебников под ред. Л. Н. Боголюбова. 5-9 классы. Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и др. М.: Просвещение, 2016
Контрольно-измерительные материалы. ФГОС. Обществознание: 6 класс/ Сост. А.В. Поздеев. М.: ВАКО, 2011
Тесты по обществознанию: 6 класс: к учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф Ивановой «Обществознание 6 класс» ФГОС. М.: Изд. Экзамен, 2016
Интернет- ресурсы:
http://fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов
http://www.school-collection.edu.ru/ - цифровые образовательные ресурсы для общеобразовательной школы
http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
компьютерные презентации по темам курса «Обществознание»
http://school-sector.relarn.ru/prava — Права и дети в Интернете
http://www.priroda.ru — Национальный портал «Природа России»
http://www.chelt.ru — журнал «Человек и труд».
Список литературы
Литература для учителя:
Журнал «Преподавание истории и обществознания в школе»
Иванова Л.Ф. Рабочая тетрадь по обществознанию: 6 класс: к учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Издательство «Экзамен», 2012
Поурочные разработки. Обществознание. 6 класс: пособие для учителей общеобразоват. Организаций/ Боголюбов Л. Н., Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И. М.: Просвещение, 2014
Лабезникова А.Ю. Современное школьное обществознание: методическое пособие для учителя с дидактическими материалами /А.Ю.Лабезникова. – М.: Школа-Пресс, 2000.
Жадаев Д.Н. Обществознание. Компетентностно-ориентированные задания. 5,6,7 классы. – Ростов н/Д: Легион, 2011
Литература для учащихся:
Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. - Ростов н/Д.: Феникс, 2010.
Сазонова, Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. - М.: Виктория Плюс
«Я взрослею», сборник материалов для практикумов по обществознанию 5-6 класс, под ред. О.С. Белокрыловой, Ростов,2009
Требования к уровню подготовки учащихся
По окончании изучения курса учащиеся должны знать/понимать:
Социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
Сущность общества как формы совместной деятельности людей;
Характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
Содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь:
добывать и критически оценивать поступающую информацию об особенностях личности разных людей, особенностях человеческого общения, экономики и политики.
систематизировать и представлять в разных формах (текст, схему, модель и т.д.) информацию об особенностях личности и поведения разных людей, взаимоотношений людей в социальной сфере, экономике и политике.
понимать и объяснять характер взаимоотношений между людьми.
анализировать простые системы фактов, явлений, понятий.
определять и объяснять своё отношение к нравственным нормам и ценностям, к правилам и нормам человеческого общения, основам экономического и политического устройства общества.
делать свой выбор в учебных ситуациях отношения к личности и поведению разных людей и отвечать за свой выбор, а также моделирующих основы общественных отношений в социальной сфере, экономике и политике.
договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты (в учебных моделях жизненных ситуаций).
решать учебно-жизненные задачи в моделях межличностного общения в соответствии с моральными нормами.
Система оценивания знаний и умений учащихся по обществознанию
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:
логично, развернуто излагать содержание вопроса, в котором продемонстрировано умение описать то или иное общественное явление или процесс;
сравнивать несколько социальных объектов, процессов (или несколько источников), выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
делать вывод по вопросу и аргументировать его с теоретических позиций социальных наук;
сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам;
применять полученные знания при анализе конкретных ситуаций и планировать практические действия;
оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
раскрывать содержание основных обществоведческих терминов в контексте вопроса;
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
продемонстрировал предъявляемые требования такие же, как и к ответу на «отлично», но при ответе допустил неточности, не искажающие общего правильного смысла;
верно освятил тему вопроса, но недостаточно полно ее раскрыл;
продемонстрировал знание причинно-следственных связей, основных теоретических положений, но отдельные положения ответа не подтвердил фактами, не обосновал аргументами;
не смог самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения;
дал определения прозвучавшим при ответе понятиям;
дал ответы на уточняющие вопросы.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
демонстрирует умение описывать то или иное общественное явление, объяснять его с помощью конкретных примеров;
делает элементарные выводы;
путается в терминах;
не может сравнить несколько социальных объектов или точек зрения;
не может аргументировать собственную позицию;
затрудняется в применении знаний на практике при решении конкретных ситуаций;
справляется с заданием лишь после наводящих вопросов.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
не увидел проблему, не смог ее сформулировать;
не раскрыл проблему;
представил информацию не в контексте задания;
или отказался отвечать (уважительная причина отсутствует).
Тестирование
100-80% от максимальной суммы баллов – оценка «5»
60-79 % - оценка «4»
40-59 % - оценка «3»
0-39 % - оценка «2»