СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию для 5-8 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по обществознанию для 5-8 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию для 5-8 класса»





МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БОДЕЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»


Рассмотрено на заседании

Согласовано

Утверждаю.

методического объединения

с зам. директора школы по УВР

И.о. директора школы

учителей предметов

гуманитарного

цикла

_______________________

______________________

Протокол №____________



от «_____» _______ 20____г.

«______» __________20____ г.

Приказ № _____________

Руководитель МО



________________________


от «___» _____________20____ г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по обществознанию

для 5-8 классов

(ФГОС ООО)





Разработана

учителем обществознания Зайчиковым В.В.












2019 – 2020 учебный год




Пояснительная записка

Программа разработана на основе следующих документов:


1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями, утвержденными приказами Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года № 1644, от 31 декабря 2015 года № 1577;


2. ООП ООО МКОУ «Бодеевская СОШ»;

3. Авторской программы Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова. 5—9 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]. — 3-е изд. — М. : Просвещение, 2014

в соответствии с « Положением о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных предметов, элективных курсов, курсов по выбору, факультативных занятий, учебных модулей, кружков, индивидуальных занятий во внеурочное время, рабочих программ для работы с детьми с ОВЗ муниципального казенного общеобразовательного учреждения

«Бодеевская средняя общеобразовательная школа»;

УМК:

  1. Обществознание, 5 класс Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкий Н.И., М.: Просвещение, 2015.

  2. Обществознание. 6 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой.— М., 2016.

  3. Обществознание 7 класс под редакцией академика Л.Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой (М.: Просвещение, 2017).

  4. Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др./, под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – Рос. Акад. наук, Рос. Акад. образования, изд-во «Просвещение». - 6-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 256 с.

Характеристика предмета «Обществознание»

«Обществознание» — учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются современные научные представления об антропосоциогенезе. Их раскрытие в школьном курсе базируется на результатах исследований, понятийном аппарате группы общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. При этом основное внимание учащихся в основной школе акцентируется на современных социальных явлениях.

Изучение «Обществознания» в основной школе опирается на пропедевтическую обществоведческую подготовку учащихся в начальных классах в рамках учебных предметов «Окружающий мир» В курсе «Обществознание» для 5 класса Л.Н. Болголюбовым и Л.Ф. Ивановой осуществляется преемственность с УМК «Окружающий мир» для 1–4 классов, расширяются элементарные представления учащихся о человеке и его взаимодействии с другими людьми, обществом и государством.

Цели изучения «Обществознания» в основной школе:

  • воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  • развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовнонравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;

  • формирование у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;

  • овладение учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;

  • формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно- бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Задачи обучения предмету:

  • содействие самоопределению личности, созданию условий для её реализации;

  • формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на её совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;

  • воспитание гражданственности и любви к Родине;

  • создание у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нём, адекватных современному уровню научных знаний;

  • выработка основ нравственной, правовой, политической, экологической культуры;

  • содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими и социальными группами;

  • помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений;

  • ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.


Место предмета «Обществознание» в учебном плане

Курс обществознания входит в число дисциплин, включенных в план школы. На изучение курса с 5 – 8 класс отводится 140 ч, то есть по 1 часу в неделю:

5 класс

Объем часов: - В неделю 1

  • Общий объем часов 35

6 класс

Объем часов: - В неделю 1

  • Общий объем часов 35

7 класс

Объем часов: - В неделю 1

  • Общий объем часов 35

8 класс –

Объем часов: - В неделю 1

  • Общий объем часов 35


Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; комбинированные уроки; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся;, практикумы, нетрадиционные формы уроков – игры, викторины т.п..

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся исследовательский, программированный, объяснительно-иллюстративный.. Предполагается использование методов обучения, где ведущей является самостоятельная познавательная деятельность обучающихся

Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.

Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, тестов, письменных работ, проекты, сообщения, мини-исследования.

Форма организации познавательной деятельности – групповая, работа в малых группах, индивидуальная, фронтальная, коллективная, парная.

Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, тестирование.


Срок реализации программы 2019-2020 учебный год































Планируемые результаты изучения предмета «обществознание»

на ступени основного общего образования (5 – 8 классы)


В соответствии с реализуемым ФГОС ООО система планируемых результатов строится на основе уровневого подхода: выделения ожидаемого уровня актуального развития большинства обучающихся и ближайшей перспективы их развития. Такой подход позволяет определять динамическую картину развития обучающихся, поощрять продвижение обучающихся, выстраивать индивидуальные траектории обучения с учетом зоны ближайшего развития ребенка.

Планируемые результаты опираются на ведущие целевые установки, отражающие основной, сущностный вклад изучаемой программы в развитие личности обучающихся, их способностей.

В структуре планируемых результатов выделяется следующие группы:

  1. Личностные результаты освоения основной образовательной программы

представлены в соответствии с группой личностных результатов и раскрывают и детализируют основные направленности этих результатов. Оценка достижения этой группы планируемых результатов ведется в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации.

  1. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с подгруппами универсальных учебных действий, раскрывают и детализируют основные направленности метапредметных результатов.

  2. Предметные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с группами результатов учебных предметов, раскрывают и детализируют их.

Личностными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие компетентности:

Формулировки личностных результатов по ФГОС

1)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

9) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.


Метапредметными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие компетентности:

УУД

Формулировки метапредметных результатов по ФГОС ООО

Р е г у л я т и в н ы е

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

П о з н а в ат е л ьн ы е

6) умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9)умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

-использование элементов причинно-следственного анализа;

-исследование несложных реальных связей и зависимостей;

-определение сущностных характеристик изучаемого объекта, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

-поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

-перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

-подкрепление изученных положений конкретными примерами;

-оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

-определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

10)умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

Ко м м у н к а-

т и в н ы е

11) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

12) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

13)способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;

14) овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;


Предметные результаты по темам изучения курса «Обществознание»:


1. Человек. Деятельность человека.

Обучающийся научится:

    • использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;

    • характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;

    • в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;

    • характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;

    • приводить примеры основных видов деятельности человека;

    • выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.

Обучающийся получит возможность научиться:

    • выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека;

    • оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;

    • оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;

    • использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов;

    • моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы.

  1. Общество.

Обучающийся научится:

    • демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;

    • распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;

    • характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;

    • различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;

    • выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;

    • характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса;

    • на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение;

    • раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;

    • конкретизировать примерами опасность международного терроризма.

Обучающийся получит возможность научиться:

    • наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;

    • выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития;

  1. Социальные нормы

Обучающийся научится:

    • раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;

    • различать отдельные виды социальных норм;

    • характеризовать основные нормы морали;

    • критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;

    • раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;

    • характеризовать специфику норм права;

    • сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;

    • раскрывать сущность процесса социализации личности;

    • объяснять причины отклоняющегося поведения;

    • описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.

Обучающийся получит возможность научиться:

    • использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;

    • оценивать социальную значимость здорового образа жизни.

  1. Сфера духовной культуры

Обучающийся научится:

    • характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;

    • описывать явления духовной культуры;

    • объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;

    • оценивать роль образования в современном обществе;

    • различать уровни общего образования в России;

    • находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;

    • описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение

к ним; объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;

  • учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности;

    • раскрывать роль религии в современном обществе;

    • характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.

Обучающийся получит возможность научиться:

    • описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;

    • характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;

    • критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.

  1. Социальная сфера.

Обучающийся научится:

    • описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы;

    • объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;

    • характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;

    • выделять параметры, определяющие социальный статус личности;

    • приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;

    • описывать основные социальные роли подростка;

    • конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;

    • характеризовать межнациональные отношения в современном мире;

    • объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;

    • характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;

    • раскрывать основные роли членов семьи;

    • характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;

    • выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;

    • выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;

    • выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;

    • формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;

    • использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов;

    • находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа.

  1. Политическая сфера жизни общества.

Обучающийся научится:

    • объяснять роль политики в жизни общества;

    • различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;

    • давать характеристику формам государственно-территориального устройства;

    • различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;

    • раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;

    • называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;

    • характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.

Обучающийся получит возможность научиться:

    • осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;

    • соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.


  1. Гражданин и государство.

Обучающийся научится:

    • характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;

    • объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;

    • раскрывать достижения российского народа;

    • объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;

    • называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;

    • осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;

    • характеризовать конституционные обязанности гражданина.

Обучающийся получит возможность научиться:

    • аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;

    • использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.

  1. Основы российского законодательства.

Обучающийся научится:

    • характеризовать систему российского законодательства;

    • раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;

    • характеризовать гражданские правоотношения;

    • раскрывать смысл права на труд;

    • объяснять роль трудового договора;

    • разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;

    • характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;

    • характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;

    • конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;

    • характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;

    • раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;

    • анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;

    • исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;

    • находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.

Обучающийся получит возможность научиться:

    • на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;

    • оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;

    • осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.

  1. Экономика.

Обучающийся научится:

  • объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;

  • различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;

  • раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;

  • характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;

  • характеризовать механизм рыночного регулирования экономики;

  • анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;

  • объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства;

  • называть и конкретизировать примерами виды налогов;

  • характеризовать функции денег и их роль в экономике;

  • раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;

  • анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;

  • формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;

  • раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;

  • характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;

  • использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;

  • обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • Анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;

  • выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;

  • анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;

  • решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;

  • грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

  • сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.







Содержание учебного предмета


5 класс (35 часов)

Тема 1. «Человек» (6 ч)

Введение.

Загадка человека.

Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни. Безопасность жизни. Зачем человек рождается. Что такое наследственность. Наследственность – биологическая сущность всех людей. Можно ли влиять на наследственность.

Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста. Отрочество – особая пора. Легко ли быть подростком? Отрочество – пора мечтаний. Самостоятельность – показатель взрослости. Всегда ли самостоятельность приносит пользу. Нужны ли сегодня рыцари.

Учимся общаться. Практикум.

Тема 2. «Семья» (7ч)

Семья и семейные отношения. Отношения в семье и со сверстниками.

Зачем люди создают семьи. Семья и государство. Если семья не выполняет своих обязанностей. Какие бывают семьи.

Семейное хозяйство. Семейные заботы. Каким должен быть хозяин дома. Как хозяйствовать по правилам.

Учимся помогать вести семейное хозяйство.

Свободное время. Что такое свободное время. Свободное время и занятия физкультурой. Свободное время и телевизор. Своими руками. Что такое хобби. Практикум

Тема 3. «Школа» (7 ч)

Образование в жизни человека. Школьное образование. О чем рассказала бабушка. Чему учит школа. Учись учиться.

Образование и самообразование. Формы самообразования. Испокон века книга растит человека. Самообразование – путь к успеху. Самообразование и самоорганизация.

Одноклассники, сверстники, друзья. Ты и другие ребята. Слово не воробей.

Учимся дружить жить в классе. Практикум.

Тема 4. «Труд» (5 ч)

Труд – основа жизни. Каким бывает труд. Что создается трудом. Как оценивается труд. Богатство и бедность. Богатство обязывает.

Учимся трудиться и уважать труд.

Труд и творчество. Что такое творчество. Мастер и ремесленник. Творчество в искусстве.

Учимся творчеству. Практикум.

Тема 5. «Родина» (10 ч)

Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Русский язык – государственный. За что мы любим свою страну.

Государственные символы России. Герб России. Флаг. Гимн.

Гражданин России. Гражданин. Права и обязанности граждан России. Моя хата с краю?

Учимся быть достойными гражданами.

Мы – многонациональный народ. Что говорит закон. Мы – дети разных народов, мы – один народ. Многонациональная культура России. Что такое национальность.

Учимся уважать людей любой национальности. Практикум. Промежуточная аттестация в форме итогового тестирования.


6 класс (35 ч).

Тема 1.Человек в социальном измерении (12 часов)

Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности.

Познание человеком мира и самого себя. Самосознание и самооценка. Способности человека. Деятельность человека, её основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности.

Потребности человека – биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Духовный мир человека. Мысли и чувства.

Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи. Обобщающее повторение.

Тема 2. Человек среди людей (9 часов)

Человек и ближайшее социальное окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание.

Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.

Общение – форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими, младшими.

Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт. Обобщающее повторение.

Тема 3. Нравственные основы жизни (9 часов)

Человек славен добрыми делами. Доброе – значит хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро.

Смелость. Страх – защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу.

Человечность. Гуманизм - уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке. Обобщающее повторение.

Повторение (5 ч)


Промежуточная аттестация в форме защиты проектов.

Темы проектов (возможен стенд, плакат, компьютерная презентация, учебное пособие, справочник, подборка материалов прессы и т.п.):

1. Социальный портрет моего сверстника.

2. Знай свои права (пособие для подростка).

3. Защита правопорядка.

4. Молодой человек на рынке труда (Как найти достой­ную работу?).

5. Бизнес (иллюстрированный словарь).

6. Как работает современный рынок.

7. Здоровый образ жизни.

8. Советы самому себе: как улучшить свою учебную де­ятельность.

9. Мой дом – моя крепость.

10. Защита прав детей, оставшихся без попечения родите­лей.

11. Образовательная карта моего родного края (Куда пойти учиться?).

12. Человек долга - кто он, каков он?

13. Свободное время школьника


7 класс (35 часов)

Тема 1. Регулирование поведения людей в обществе (14 часов)

Что значит жить по правилам. Права и обязанности граждан. Почему необходимо соблюдать законы. Защита Отечества. Для чего нужна дисциплина. Виновен – отвечай. Кто стоит на страже закона. Практикум по теме «Регулирование поведения людей в обществе».

Тема 2. Человек в экономических отношениях (13 часов)

Экономика и ее основные участники. Мастерство работника. Производство: затраты, выручка, прибыль. Виды и формы бизнеса. Обмен, торговля, реклама. Деньги, их функции. Экономика семьи.

Практикум по теме «Человек в экономических отношениях».

Тема 3. Человек и природа (8 часов)

Человек – часть природы. Охранять природу – значит охранять жизнь. Закон на страже природы. Практикум по теме «Человек и природа».

8 класс (35 часов)

Тема I. Личность и общество (7 часов)

Что делает человека человеком? Человек, общество, природа. Общество как форма жизнедеятельности людей. Развитие общества. Как стать личностью. Человек и общество. Практикум. Итоговое тестирование по теме «Человек и общество».

Тема II. Сфера духовной культуры (8 часов)

Сфера духовной жизни. Мораль. Долг и совесть. Моральный выбор — это ответственность. Учимся поступать морально. Образование. Наука в современном обществе. Религия как одна из форм культуры. Духовная культура в жизни общества. Практикум. Тестирование по теме «Сфера духовной культуры».

Тема III. Социальная сфера (5 часов)

Социальная структура общества. Социальные статусы и роли. Нации и межнациональные отношения. Учимся жить в многонациональном обществе. Отклоняющееся поведение. Социальная структура и её особенности. Практикум. Тестирование по теме «Социальная сфера».

Тема IV. Экономика (15 часов)

Экономика и её роль в жизни общества. Главные вопросы экономики. Собственность. Рыночная экономика. Производство — основа экономики. Предпринимательская деятельность. Роль государства в экономике. Распределение доходов. Потребление. Инфляция и семейная экономика. Безработица, её причины и последствия. Мировое хозяйство и международная торговля. Промежуточная аттестация в форме итогового тестирования.





























Тематическое планирование 5 класс


Наименование раздела/темы

Количество часов

1

«Человек»

6

2

Семья»

7

3

«Школа»

7

4

«Труд»

5

5

«Родина»

10














































Календарно-тематическое планирование 5 класс


урока

Дата

Тема урока

Примечание

план

факт

Человек 6ч

1.



Введение


2.



Человек родился


3.



Что такое наследственность.


4.



Отрочество – особая пора жизни.


5.



Самостоятельность – показатель взрослости.


6.



Практикум по теме «Человек».


Семья 7ч

7



Семья – ячейка общества


8



Семейные заботы


9.



Семейное хозяйство


10.



Дому нужен хозяин


11.



Свободное время


12.



Что такое хобби?


13.



Практикум по теме «Семья»


Школа 7ч

14



Образование в жизни человека


15



Профессия - ученик


16



Образование и самообразование


17



Самообразование – путь к успеху


18



Одноклассники, сверстники, друзья


19



Слово не воробей


20



Практикум по теме «Школа»


Труд 5ч

21



Труд – основа жизни


22



Как оценивается труд


23.



Труд и творчество


24.



Что такое творчество


25.



Практикум по теме «Труд».


Родина 10ч

26.



Наша Родина – Россия.


27.



Что значит быть патриотом


28..



Государственные символы России.


29.



Государственные символы России.


30.



Гражданин России


31



Права и обязанности граждан России


32



Мы – многонациональный народ


33



Многонациональная культура России


34



Практикум по теме «Родина»


35


Резервный урок






Тематическое планирование 6 класс


Наименование раздела/темы

Количество часов

1

Введение

1

2

Человек в социальном измерении

11

3

Человек среди людей

9

4

Нравственные основы жизни

9

5

Повторение

5



 


 








































Календарно-тематическое планирование 6 класс


Дата

Тема урока

Примечание

план

факт



1



Введение


Человек в социальном измерении 11ч

2



Человек - личность


3



Человек - личность


4



Человек познает мир


5



Человек познает мир


6



Человек и его деятельность.


7



Человек и его деятельность.


8



Потребности человека


9



Потребности человека


10



На пути к жизненному успеху


11



На пути к жизненному успеху


12



Практикум по теме: Человек в социальном измерении


Человек среди людей 9ч

13



Межличностные отношения


14



Межличностные отношения


15



Человек в группе


16



Человек в группе


17



Общение


18



Общение


19



Конфликты в межличностных отношениях


20



Конфликты в межличностных отношениях


21



Практикум по теме: человек среди людей


Нравственные основы жизни 9ч

22



Человек славен добрыми делами


23



Человек славен добрыми делами


24



Будь смелым


25



Будь смелым


26



Человек и человечность


27



Человек и человечность


28



Практикум по теме: Нравственные основы жизни


29



Практикум по теме: Нравственные основы жизни


30



Итоговая контрольная работа


Повторение 5ч

31



Повторение по теме Человек в социальном измерении


32



Повторение по теме Человек среди людей


33



Повторение по теме Нравственные основы жизни


34



Повторение по теме


35


Повторение по теме







Тематическое планирование 7 класс


Наименование раздела/темы

Количество часов

1

Введение

1

2

Регулирование поведения людей в обществе

12

3

Человек в экономических отношениях

14

4

Человек и природа

8














































Календарно-тематическое планирование 7 класс


Дата

Дата

Тема урока

Примечание

план

факт

1



Введение


Регулирование поведения людей в обществе 12ч

2



Что значит жить по правилам


3



Права и обязанности граждан


4



Права и обязанности граждан


5



Почему важно соблюдать законы


6



Защита Отечества


7



Защита Отечества


8



Для чего нужна дисциплина


9



Виновен – отвечай.


10



Виновен – отвечай.


11



Кто стоит на страже закона.


12



Кто стоит на страже закона.


13



Практикум «Учимся защищать свои права».


Человек в экономических отношениях 14ч

14



Экономика и её основные участники.


15



Экономика и её основные участники.


16



Мастерство работника


17



Производство: затраты, выручка, прибыль


18



Производство: затраты, выручка, прибыль


19



Виды и формы бизнеса.


20



Виды и формы бизнеса.


21



Обмен, торговля, реклама


22



Обмен, торговля, реклама


23



Деньги, их функции


24



Деньги, их функции


25



Экономика семьи


26



Экономика семьи


27



Практикум « Человек в экономических отношениях»


Человек и природа 8ч

28



Воздействие человека на природу


29



Охранять природу- значит охранять жизнь.


30



Охранять природу- значит охранять жизнь.


31



Закон на страже природы.


32



Практикум «Человек и природа


33



Повторение по теме «Регулирование поведения людей в обществе»


34



Повторение по теме «Человек в системе экономических отношений»


35


Итоговое повторение


Тематическое планирование 8 класс


Наименование раздела/темы

Количество часов

1

Личность и общество


7

2

Сфера духовной культуры


8

3

Социальная сфера


5

4

Экономика


15


Календарно-тематическое планирование 8 класс


Дата


Дата

Тема урока

Примечание

план

факт

Личность и общество 7ч


1



Введение

Что делает человека человеком


2



Человек, общество и природа.


3



Общество как форма жизнедеятельности людей. Развитие общества.


4



Развитие общества


5



Как стать личностью


6



Контрольная работа


7



Итоговое

занятие


Сфера духовной культуры 8ч


8



Сфера духовной жизни


9



Мораль. Моральный выбор- это ответственность


10



Долг и совесть


11



Образование


12



Наука в современном обществе


13



Религия как одна из форм культуры


14



Подведение итогов главы


15



Итоговое занятие


Социальная сфера 5ч


16



Социальная структура общества


17



Социальные статусы и роли

Социальная сфера


18



Нации и межнациональные отношения


19



Отклоняющееся поведение


20



Итоговое тестирование


Экономика 15ч


21



Экономика и ее роль в жизни общества


22



Главные вопросы экономики Собственность


23



Рыночная экономика


24



Производство- основа экономики


25



Предпринимательская деятельность


26



Роль государства в экономике


27



Распределение доходов


28



Потребление


29



Инфляция и семейная экономика


30



Безработица, ее причины и последствия


31



Мировое хозяйство и международная торговля


32



Подготовка к тестированию

По итогам главы

Контрольной работе


33



Контрольная работа


34

\


Работа над ошибками


35


Подведение итогов года



49



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!