СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию для 6 и 7 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по обществознанию для 6 и 7 классов составлена в соответствии с ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию для 6 и 7 классов»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Республики Бурятия‌‌

Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ‌

МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ»






РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Методическим объединением

Заместитель директора по УВР

Директор

учителей

______________Цыденова Л. Н.

______________Шарханов В. С.

______________Хантаев И. Г.

Приказ №

Приказ №

Приказ №

от " " г.

от " " г.

от " " г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



учебного предмета «Обществознание»

для обучающихся 6-7 классов




Составитель: Романникова Анастасия Сергеевна,
учитель истории и обществознания















Улан-Удэ 2023


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

Рабочая программа по обществознанию составлена на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, в соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета «Обществознание» (2018 г.), а также с учётом федеральной рабочей программы воспитания. Обществознание играет ведущую роль в выполнении школой функции интеграции молодёжи в современное общество: учебный предмет позволяет последовательно раскрывать учащимся подросткового возраста особенности современного общества, различные аспекты взаимодействия в современных условиях людей друг с другом, с основными институтами государства и гражданского общества, регулирующие эти взаимодействия социальные нормы.

Изучение обществознания, включающего знания о российском обществе и направлениях его развития в современных условиях, об основах конституционного строя нашей страны, правах и обязанностях человека и гражданина, способствует воспитанию российской гражданской идентичности, готовности к служению Отечеству, приверженности нацио­нальным ценностям. Привлечение при изучении обществознания различных источников социальной информации помогает обучающимся освоить язык современной культурной, социально-экономической и политической коммуникации, вносит свой вклад в формирование метапредметных умений извлекать необходимые сведения, осмысливать, преобразовывать и применять их.

Изучение обществознания содействует вхождению обучающихся в мир культуры и общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению собственного «Я», формированию способности к рефлексии, оценке своих возможностей и осознанию своего места в обществе.


ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

Целями обществоведческого образования в основной школе являются:

  • воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового ­самосознания, приверженности базовым ценностям нашего народа;

  • развитие у обучающихся понимания приоритетности общенациональных интересов, приверженности правовым принципам, закреплённым в Конституции Российской Федерации и законодательстве Российской Федерации;

  • развитие личности на исключительно важном этапе её социализации – в подростковом возрасте, становление её духовно-нравственной, политической и правовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; развитие интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; мотивации к высокопроизводительной, наукоёмкой трудовой деятельности;

  • формирование у обучающихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний и доступной по содержанию для школьников подросткового возраста; освоение учащимися знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах, регулирующих общественные отношения, необходимые для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;

  • владение умениями функционально грамотного человека (получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства);

  • создание условий для освоения обучающимися способов успешного взаимодействия с различными политическими, правовыми, финансово-экономическими и другими социальными институтами для реализации личностного потенциала в современном динамично развивающемся российском обществе;

  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для выстраивания отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий в общегражданской и в семейно-бытовой сферах; для соотнесения своих действий и действий других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.


МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Общая недельная нагрузка в 6 и 7 классах в году обучения составляет 1 час.









































СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


6 КЛАСС

Человек и его социальное окружение.

Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различия человека и животного. Потребности человека (биологические, социальные, духовные). Способности человека.

Индивид, индивидуальность, личность. Возрастные периоды жизни человека и формирование личности. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста.

Люди с ограниченными возможностями здоровья, их особые потребности и социальная позиция.

Цели и мотивы деятельности. Виды деятельности (игра, труд, учение). Познание человеком мира и самого себя как вид деятельности.

Право человека на образование. Школьное образование. Права и обязанности учащегося.

Общение. Цели и средства общения. Особенности общения подростков. Общение в современных условиях.

Отношения в малых группах. Групповые нормы и правила. Лидерство в группе. Межличностные отношения (деловые, личные).

Отношения в семье. Роль семьи в жизни человека и общества. Семейные традиции. Семейный досуг. Свободное время подростка.

Отношения с друзьями и сверстниками. Конфликты в межличностных отношениях.

Общество, в котором мы живём.

Что такое общество. Связь общества и природы. Устройство общественной жизни. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие.

Социальные общности и группы. Положение человека в обществе.

Что такое экономика. Взаимосвязь жизни общества и его экономического развития. Виды экономической деятельности. Ресурсы и возможности экономики нашей страны.

Политическая жизнь общества. Россия – многонациональное государство. Государственная власть в нашей стране. Государственный Герб, Государственный Флаг, Государственный Гимн Российской Федерации. Наша страна в начале XXI века. Место нашей Родины среди современных государств.

Культурная жизнь. Духовные ценности, традиционные ценности российского народа.

Развитие общества. Усиление взаимосвязей стран и народов в условиях современного общества.

Глобальные проблемы современности и возможности их решения усилиями международного сообщества и международных организаций.


7 КЛАСС


Социальные ценности и нормы.

Общественные ценности. Свобода и ответственность гражданина. Гражданственность и патриотизм. Гуманизм.

Социальные нормы как регуляторы общественной жизни и поведения человека в обществе. Виды социальных норм. Традиции и обычаи.

Принципы и нормы морали. Добро и зло. Нравственные чувства человека. Совесть и стыд.

Моральный выбор. Моральная оценка поведения людей и собственного поведения. Влияние моральных норм на общество и человека.

Право и его роль в жизни общества. Право и мораль.

Человек как участник правовых отношений.

Правоотношения и их особенности. Правовая норма. Участники правоотношений. Правоспособность и дееспособность. Правовая оценка поступков и деятельности человека. Правомерное поведение. Правовая культура личности.

Правонарушение и юридическая ответственность. Проступок и преступление. Опасность правонарушений для личности и общества.

Права и свободы человека и гражданина Российской Федерации. Гарантия и защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Права ребёнка и возможности их защиты.

Основы российского права.

Конституция Российской Федерации – основной закон. Законы и подзаконные акты. Отрасли права.

Основы гражданского права. Физические и юридические лица в гражданском праве. Право собственности, защита прав собственности.

Основные виды гражданско-правовых договоров. Договор купли-продажи. Права потребителей и возможности их защиты. Несовершеннолетние как участники гражданско-правовых отношений.

Основы семейного права. Важность семьи в жизни человека, общества и государства. Условия заключения брака в Российской Федерации. Права и обязанности детей и родителей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

Основы трудового права. Стороны трудовых отношений, их права и обязанности. Трудовой договор. Заключение и прекращение трудового договора. Рабочее время и время отдыха. Особенности правового статуса несовершеннолетних при осуществлении трудовой деятельности.

Виды юридической ответственности. Гражданско-правовые проступки и гражданско-правовая ответственность. Административные проступки и административная ответственность. Дисциплинарные проступки и дисциплинарная ответственность. Преступления и уголовная ответственность. Особенности юридической ответственности несовершеннолетних.

Правоохранительные органы в Российской Федерации. Структура правоохранительных органов Российской Федерации. Функции правоохранительных органов.































ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом особенностей преподавания обществознания в основной школе.

Планируемые предметные результаты и содержание учебного предмета распределены по годам обучения с учётом входящих в курс содержательных модулей (разделов) и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также с учётом федеральной рабочей программы воспитания. Содержательные модули (разделы) охватывают знания об обществе и человеке в целом, знания всех основных сфер жизни общества и знание основ российского права. Представленный в программе вариант распределения модулей (разделов) по годам обучения является одним из возможных.

Научным сообществом и представителями высшей школы предлагается такое распределение содержания, при котором модуль (раздел) «Основы российского права» замыкает изучение курса в основной школе.


ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Личностные результаты воплощают традиционные российские социокультурные и духовно-нравственные ценности, принятые в обществе нормы поведения, отражают готовность обучающихся руководствоваться ими в жизни, во взаимодействии с другими людьми, при принятии собственных решений. Они достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в процессе развития у обучающихся установки на решение практических задач социальной направленности и опыта конструктивного социального поведения по основным направлениям воспитательной деятельности, в том числе в части:

Гражданского воспитания:

- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной созидательной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней).

Патриотического воспитания:

- осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам; историческому, природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.

Духовно-нравственного воспитания:

- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

- осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни; осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде;

- способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

- умение принимать себя и других, не осуждая; 

- сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

Трудового воспитания:

- установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.

Экологического воспитания:

- ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценка возможных последствий своих действий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимос­вязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. 

Ценности научного познания:

- ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. 

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

- освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

- способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;

- способность действовать в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей; осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;  

- навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;

- умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач (далее – оперировать понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;

- умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;

- умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

- способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении обществознания:

1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями.

Базовые логические действия:

- выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и процессов;

- устанавливать существенный признак классификации социальных фактов, основания для их обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

- с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;

- предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

- выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

- выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; 

- делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

- самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наи­более подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия:

- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

- формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;

- формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

- проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

- оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования;

- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

- прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.



Работа с информацией:

- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

- находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;

- оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;

- эффективно запоминать и систематизировать информацию.


2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями.

Общение:

- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;

- выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

- распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

- понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

- в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

- публично представлять результаты выполненного исследования, проекта;

- самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.

Совместная деятельность:

- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

- планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);

- выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;

- оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.


3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.

Самоорганизация:

- выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;

- ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений в группе);

- самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

- составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте;

- делать выбор и брать ответственность за решение.

Самоконтроль:

- владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

- давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;

- учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

- объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

- вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

- оценивать соответствие результата цели и условиям.

Эмоциональный интеллект:

- различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

- выявлять и анализировать причины эмоций;

- ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;

- регулировать способ выражения эмоций.

Принятие себя и других:

- осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

- признавать своё право на ошибку и такое же право другого;

- принимать себя и других, не осуждая;

- открытость себе и другим;

- осознавать невозможность контролировать всё вокруг.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


  1. КЛАСС

Человек и его социальное окружение

  • осваивать и применять знания о социальных свойствах человека, формировании личности, деятельности человека и её видах, образовании, правах и обязанностях учащихся, общении и его правилах, особенностях взаимодействия человека с другими людьми;

  • характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности на примерах семьи, семейных традиций; характеризовать основные потребности человека, показывать их индивидуальный характер; особенности личностного становления и социальной позиции людей с ограниченными возможностями здоровья; деятельность человека; образование и его значение для человека и общества;

  • приводить примеры деятельности людей, её различных мотивов и особенностей в современных условиях; малых групп, положения человека в группе; конфликтных ситуаций в малой группе и конструктивных разрешений конфликтов; проявлений лидерства, соперничества и сотрудничества людей в группах;

  • классифицировать по разным признакам виды деятельности человека, потребности людей;

  • сравнивать понятия «индивид», «индивидуальность», «личность»; свойства человека и животных; виды деятельности (игра, труд, учение);

  • устанавливать и объяснять взаимосвязи людей в малых группах; целей, способов и результатов деятельности, целей и средств общения;

  • использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности общения как социального явления, познания человеком мира и самого себя как вида деятельности, роли непрерывного образования, значения личного социального опыта при осуществлении образовательной деятельности и общения в школе, семье, группе сверстников;

  • определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания и личный социальный опыт своё отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, к различным способам выражения личной индивидуальности, к различным формам неформального общения подростков;

  • решать познавательные и практические задачи, касающиеся прав и обязанностей учащегося; отражающие особенности ­отношений в семье, со сверстниками, старшими и младшими;

  • овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, в том числе извлечений из Закона «Об образовании в Российской Федерации»; составлять на их основе план, преобразовывать текстовую информацию в таблицу, схему;

  • искать и извлекать информацию о связи поколений в нашем обществе, об особенностях подросткового возраста, о правах и обязанностях учащегося из разных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете;

  • анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную информацию о человеке и его социальном окружении из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций в СМИ;

  • оценивать собственные поступки и поведение других людей в ходе общения, в ситуациях взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями здоровья; оценивать своё отношение к учёбе как важному виду деятельности;

  • приобретать опыт использования полученных знаний в практической деятельности, в повседневной жизни для выстраивания отношений с представителями старших поколений, со сверстниками и младшими по возрасту, активного участия в жизни школы и класса;

  • приобретать опыт совместной деятельности, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе гуманистических ценностей, взаимопонимания между людьми разных культур.

Общество, в котором мы живём

  • осваивать и применять знания об обществе и природе, положении человека в обществе; процессах и явлениях в экономической жизни общества; явлениях в политической жизни общества, о народах России, о государственной власти в Российской Федерации; культуре и духовной жизни; типах общества, глобальных проблемах;

  • характеризовать устройство общества, российское государство, высшие органы государственной власти в Российской Федерации, традиционные российские духовно-нравственные ценности, особенности информационного общества;

  • приводить примеры разного положения людей в обществе, видов экономической деятельности, глобальных проблем;

  • классифицировать социальные общности и группы;

  • сравнивать социальные общности и группы, положение в об­ществе различных людей; различные формы хозяйствования;

  • устанавливать взаимодействия общества и природы, человека и общества, деятельности основных участников экономики;

  • использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) влияния природы на общество и общества на природу сущности и взаимосвязей явлений, процессов социальной действительности;

  • определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт своё отношение к проблемам взаимодействия человека и природы, сохранению духовных ценностей российского народа;

  • решать познавательные и практические задачи (в том числе задачи, отражающие возможности юного гражданина внести свой вклад в решение экологической проблемы);

  • овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, касающихся отношений человека и природы, уст­ройства общественной жизни, основных сфер жизни общества;

  • извлекать информацию из разных источников о человеке и обществе, включая информацию о народах России;

  • анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную информацию, включая экономико-статистическую, из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций в СМИ; используя обществоведческие знания, формулировать выводы;

  • оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия духовным традициям общества;

  • использовать полученные знания, включая основы финансовой грамотности, в практической деятельности, направленной на охрану природы; защиту прав потребителя (в том числе потребителя финансовых услуг), на соблюдение традиций общества, в котором мы живём;

  • осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе взаимопонимания между людьми разных культур; осознавать ценность культуры и традиций народов России.


  1. КЛАСС


Социальные ценности и нормы

  • осваивать и применять знания о социальных ценностях; о содержании и значении социальных норм, регулирующих общественные отношения;

  • характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности (в том числе защита человеческой жизни, прав и свобод человека, гуманизм, милосердие); моральные нормы и их роль в жизни общества;

  • приводить примеры гражданственности и патриотизма; ситуаций морального выбора; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм;

  • классифицировать социальные нормы, их существенные признаки и элементы;

  • сравнивать отдельные виды социальных норм;

  • устанавливать и объяснять влияние социальных норм на общество и человека;

  • использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности социальных норм;

  • определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт своё отношение к явлениям социальной действительности с точки зрения социальных ценностей; к социальным нормам как регуляторам общественной жизни и поведения человека в обществе;

  • решать познавательные и практические задачи, отражающие действие социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;

  • овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, касающихся гуманизма, гражданственности, патриотизма;

  • извлекать информацию из разных источников о принципах и нормах морали, проблеме морального выбора;

  • анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать ­социальную информацию из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций в СМИ, ­соотносить её с собственными знаниями о моральном и правовом регулировании поведения человека;

  • оценивать собственные поступки, поведение людей с точки зрения их соответствия нормам морали;

  • использовать полученные знания о социальных нормах в повседневной жизни;

  • самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную) и составлять простейший документ (заявление);

  • осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе гуманистических ценностей, взаимопонимания между людьми разных культур.

Человек как участник правовых отношений

  • осваивать и применять знания о сущности права, о правоотношении как социальном и юридическом явлении; правовых нормах, регулирующих типичные для несовершеннолетнего и членов его семьи общественные отношения; правовом статусе гражданина Российской Федерации (в том числе несовершеннолетнего); правонарушениях и их опасности для личности и общества;

  • характеризовать право как регулятор общественных отношений, конституционные права и обязанности гражданина Российской Федерации, права ребёнка в Российской Федерации;

  • приводить примеры и моделировать ситуации, в которых возникают правоотношения, и ситуации, связанные с правонарушениями и наступлением юридической ответственности; способы защиты прав ребёнка в Российской Федерации; примеры, поясняющие опасность правонарушений для личности и общества;

  • классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать существенный признак классификации) нормы права, выделяя существенные признаки;

  • сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) проступок и преступление, дееспособность малолетних в возрасте от 6 до 14 лет и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет;

  • устанавливать и объяснять взаимосвязи, включая взаимодействия гражданина и государства, между правовым поведением и культурой личности; между особенностями дееспособности несовершеннолетнего и его юридической ответственностью;

  • использовать полученные знания для объяснения сущности права, роли права в обществе, необходимости правомерного поведения, включая налоговое поведение и противодействие коррупции, различий между правомерным и противоправным поведением, проступком и преступлением; для осмысления личного социального опыта при исполнении типичных для несовершеннолетнего социальных ролей (члена семьи, учащегося, члена ученической общественной организации);

  • определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт своё отношение к роли правовых норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;

  • решать познавательные и практические задачи, отражающие действие правовых норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека, анализировать жизненные ситуации и принимать решения, связанные с исполнением типичных для несовершеннолетнего социальных ролей (члена семьи, учащегося, члена ученической общественной организации);

  • овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики: отбирать информацию из фрагментов Конституции Российской Федерации и других нормативных правовых актов, из предложенных учителем источников о правах и обязанностях граждан, гарантиях и защите прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, о правах ребёнка и способах их защиты и составлять на их основе план, преобразовывать текстовую информацию в таблицу, схему;

  • искать и извлекать информацию о сущности права и значении правовых норм, о правовой культуре, о гарантиях и защите прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, выявлять соответствующие факты из разных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете;

  • анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную информацию из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить её с собственными знаниями о правовом регулировании поведения человека, личным социальным опытом; используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;

  • оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия правовым нормам: выражать свою точку зрения, участвовать в дискуссии;

  • использовать полученные знания о праве и правовых нормах в практической деятельности (выполнять проблемные задания, индивидуальные и групповые проекты), в повседневной жизни для осознанного выполнения гражданских обязанностей (для реализации и защиты прав человека и гражданина, прав потребителя, выбора профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере с учётом приобретённых представлений о профессиях в сфере права, включая деятельность правоохранительных органов); публично представлять результаты своей деятельности (в рамках изученного материала, включая проектную деятельность), в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом;

  • самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную) и составлять простейший документ при получении паспорта гражданина Российской Федерации;

  • осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур.

Основы российского права

  • осваивать и применять знания о Конституции Российской Федерации, других нормативных правовых актах, содержании и значении правовых норм, об отраслях права, о правовых нормах, регулирующих типичные для несовершеннолетнего и членов его семьи общественные отношения (в гражданском, трудовом и семейном, административном, уголовном праве); о защите прав несовершеннолетних; о юридической ответственности (гражданско-правовой, дисциплинарной, административной, уголовной); о правоохранительных органах; об обеспечении безопасности личности, общества и государства, в том числе от терроризма и экстремизма;

  • характеризовать роль Конституции Российской Федерации в системе российского права; правоохранительных органов в защите правопорядка, обеспечении социальной стабильности и справедливости; гражданско-правовые отношения, сущность семейных правоотношений; способы защиты интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей; содержание трудового договора, виды правонарушений и виды наказаний;

  • приводить примеры законов и подзаконных актов и моделировать ситуации, регулируемые нормами гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного права, в том числе связанные с применением санкций за совершённые правонарушения;

  • классифицировать по разным признакам виды нормативных правовых актов, виды правонарушений и юридической ответственности по отраслям права (в том числе устанавливать существенный признак классификации);

  • сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) сферы регулирования различных отраслей права (гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного), права и обязанности работника и работодателя, имущественные и личные неимущественные отношения;

  • устанавливать и объяснять взаимосвязи прав и обязанностей работника и работодателя, прав и обязанностей членов семьи; традиционных российских ценностей и личных неимущественных отношений в семье;

  • использовать полученные знания об отраслях права в решении учебных задач: для объяснения взаимосвязи гражданской правоспособности и дееспособности; значения семьи в жизни человека, общества и государства; социальной опасности и неприемлемости уголовных и административных правонарушений, экстремизма, терроризма, коррупции и необходимости противостоять им;

  • определять и аргументировать своё отношение к защите прав участников трудовых отношений с опорой на знания в области трудового права, к правонарушениям, формулировать аргументированные выводы о недопустимости нарушения правовых норм;

  • решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные взаимодействия, регулируемые нормами гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного права;

  • овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики: отбирать информацию из фрагментов нормативных правовых актов (Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовный кодекс Российской Федерации), из предложенных учителем источников о правовых нормах, правоотношениях и специфике их регулирования, преобразовывать текстовую информацию в таблицу, схему;

  • искать и извлекать информацию по правовой тематике в сфере гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного права: выявлять соответствующие факты из разных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете;

  • анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать ­социальную информацию из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить её с собственными знаниями об отраслях права (гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного) и личным социальным опытом; используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами, о применении санкций за совершённые правонарушения, о юридической ответственности несовершеннолетних;

  • оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия нормам гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного права;

  • использовать полученные знания о нормах гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного права в практической деятельности (выполнять проблемные задания, индивидуальные и групповые проекты), в повседневной жизни для осознанного выполнения обязанностей, правомерного поведения, реализации и защиты своих прав; публично представлять результаты своей деятельности (в рамках изученного материала, включая проектную деятельность), в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом;

  • самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную) и составлять простейший документ (заявление о приёме на работу);

  • осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности, на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур.











СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ


Критерии оценивания устного ответа


Отметка «5» ставится в случае:

  1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма в рамках содержания программного материала.

  2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.

  3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.


Отметка «4» ставится в случае:

  1. Знания изученного содержания программного материала.

  2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

  3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил устной речи.


Отметка «3» ставится в случае:

  1. Знания и усвоения материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

  2. Умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

  3. Наличия грубой ошибки, нескольких негрубых ошибок при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи


Отметка «2» ставится в случае:

  1. Знания и усвоения материала на уровне ниже минимальных требований содержания программы, отдельные представления об изученном материале.

  2. Отсутствия умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

  3. Наличия нескольких грубых ошибок, большое число негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.



Критерии оценивания письменного ответа (в том числе практической работы)

При оценивании письменного ответа необходимо выделить следующие элементы:

  1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.

  2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.

  3. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.


Отметка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.


Отметка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.


Отметка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.


Отметка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.


Проект, исследование


Критерий

«2»

«3»

«4»

«5»

Уровень исследовательской проблемы

Работа репродуктивного характера – присутствует лишь информация из других источников, нет обобщений и содержательных выводов

Работа, в целом, репродуктивна, но сделаны неплохие самостоятельные обобщения

Работа частично поисковая, но есть пробелы по отдельным аспектам

Работа исследовательская, полностью посвящена решению одной научной проблемы, сформулированной самостоятельно

Актуальность и оригинальность темы

Тема всем известна, подробно освящена в литературе, при этом автор не сумел показать, чем обусловлен его выбор, кроме субъективного интереса, связанного с решением личных проблем или любопытством

Тема изучена, но в ней появились «белые пятна» вследствие новых данных, либо тема относительно малоизвестная, но проблема не представляет истинного интереса для науки

Тема с достаточным количеством «белых пятен», либо проблема поставлена оригинально, вследствие чего тема открывается с неожиданной стороны

Тема малоизученная, практически не имеющая описания, для ее раскрытия требуется самостоятельно делать многие выводы, сопоставляя точки зрения из соседних областей исследования

Логичность доказательства (рассуждения)

Работа представляет собой бессистемное изложение того, что известно автору по данной теме

В работе можно заметить некоторую логичность в выстраивании информации, но целостности нет

В работе либо упущены некоторые важные аргументы, либо есть «лишняя» информация, перегружающая текст ненужными подробностями, но, в целом, логика есть

Цель реализована самостоятельно, нет «лишней» информации, сделаны необходимые выводы

Корректность в использовании литературных источников

В работе отсутствуют ссылки. Видно, что работа взята из Интернета без переработки

Ссылки делаются редко

Текст содержит наиболее необходимые ссылки на авторов в тех случаях, когда дается информация принципиального содержания (определения, обобщения, характеристика, мнение, оценка и т.д.)

Текст содержит все необходимые ссылки, при этом автор умело использует чужое мнение при аргументации своей точки зрения

Список источников

Отсутствует

В списке упущены источники

Список охватывает все основные источники по теме

Глубина исследования

Работа поверхностна, иллюстративна

Рассмотрение проблемы строится на содержательном уровне, но глубина рассмотрения относительна

Работа выполнена на глубоком содержательном уровне

Оформление

Не соответствует требованиям ГОСТ

Работа имеет какую-то структуру, но нестрогую

В целом, работа соответствует требованиям ГОСТ, но есть недочеты

Работа имеет четкую структуру, соответствует требованиям ГОСТ






Оценивание других видов работ


Вид работы

Критерии оценивания


Контрольная работа, тест

«5» - выполнено 90-100% объема заданий;

«4» - выполнено 70-90% объема заданий;

«3» - выполнено 50-70% объема заданий;

«2» -

Самостоятельная работа (работа с документом, источником, поиск информации)

«5» - учащийся полно и правильно раскрыл тему, привел собственные примеры, сделал обоснованный вывод, правильно оформил работу, проявил высокий уровень всех требующихся для выполнения задания знаний и умений;

«4» - учащийся правильно изложил теорию вопроса, но недостаточно полно или допустил незначительные неточности, не искажающие суть вопроса. Работа оформлена правильно. Проявлен необходимый уровень всех требующихся для выполнения задания знаний и умений.

«3» - учащийся смог в общем воспроизвести основные положения задания. Не сумел привести примеры или аргументы. Допустил ошибки в оформлении работы. Проявил недостаточный уровень необходимых для выполнения задания знаний и умений.

«2» - учащийся не раскрыл темы или привёл аргументы на бытовом уровне, не привёл примеры. Неправильно оформил работу. Не продемонстрировал необходимый уровень для выполнения задания знаний и умений.

Творческий проект

«5» - глубокое и полное раскрытие проблемы, поставлена цель, приведены аргументы, логичность и законченность изложения, предложены оригинальные решения, практическая направленность, правильное оригинальное оформление и изложение текстовой информации;

«4» - цель сформулирована в общем, тема проекта раскрыта, приведены аргументы, недостаточная логичность и законченность, правильное оригинальное оформление и изложение текстовой информации;

«3» - цель проекта не сформулирована, тема поверхностно раскрыта, приведены аргументы на бытовом уровне, допущены ошибки в оформлении и изложении текстовой информации;

«2» - тема поверхностно раскрыта, отсутствуют аргументы, неправильное оформление и изложение текстовой информации.

Реферат, эссе

«5» - проблема раскрыта на теоретическом уровне, приведены аргументы, представлена собственная точка зрения, приведены примеры, логичность и законченность изложения;

«4» - проблема раскрыта на недостаточном теоретическом уровне, приведены аргументы, представлена собственная точка зрения, приведены примеры, недостаточная логичность и законченность;

«3» - проблема раскрыта поверхностно, приведены аргументы на бытовом уровне, представлена собственная точка зрения, отсутствуют логичность и законченность;

«2» - проблема не раскрыта, приведены аргументы на бытовом уровне, отсутствуют логичность и законченность.





ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

6 КЛАСС


п/п

Наименование разделов и тем программы


Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Всего

Контрольные работы

Практические работы

Раздел 1. Человек и его социальное окружение

1.1

Социальное становление человека

6

0

2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415294

1.2

Деятельность человека. Учебная деятельность школьника

4

0

2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415294

1.3

Общение и его роль в жизни человека

2

0

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415294

1.4

Человек в малой группе

8

1

4

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415294

Итого по разделу

20


Раздел 2. Общество, в котором мы живём

2.1

Общество — совместная жизнь людей

2

0

0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415294

2.2

Положение человека в обществе

1

0

0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415294

2.3

Роль экономики в жизни общества. Основные участники экономики

1

0

0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415294

2.4

Политическая жизнь

2

0

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415294

2.5

Культурная жизнь

1

0

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415294

2.6

Развитие общества

3

0

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415294

Итого по разделу

10


Раздел 3. Защита проектов, итоговое повторение

3.1

Защита проектов

2

0

2


3.2

Обобщение

2

1

0


Итого по разделу

4


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

2

14




































  1. КЛАСС


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Всего

Контрольные работы

Практические работы

Раздел 1. Социальные ценности и нормы

1.1

Социальные ценности

2

0

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4170e4

1.2

Социальные нормы

2

0

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4170e4

1.3

Мораль и моральный выбор. Право и мораль

8

1

3

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4170e4

Итого по разделу

12


Раздел 2. Человек как участник правовых отношений

2.1

Правоотношения

3

0

2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4170e4

2.2

Правонарушения и их опасность для личности и общества

2

0

2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4170e4

2.3

Защита прав и свобод человека и гражданина

2

0

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4170e4

Итого по разделу

7


Раздел 3. Основы российского права

3.1

Как устроено российское право

1

0

0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4170e4

3.2

Основы гражданского права

2

0

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4170e4

3.3

Основы семейного права

2

0

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4170e4

3.4

Основы трудового права

2

0

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4170e4

3.5

Виды юридической ответственности

2

0

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4170e4

3.6

Правоохранительные органы в РФ

3

1

0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4170e4

Итого по разделу

12


Раздел 4. Защита проектов, итоговое повторение

3

1

2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4170e4

4.1

Защита проектов

2

0

2


4.2

Обобщение

1

1

0


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

3

16



ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

6 КЛАСС


п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Электронные цифровые образовательные ресурсы

Всего

Контрольные работы

Практические работы

1.

Социальное становление человека

1

0

0


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb673c

2.

Биологическое и социальное в человеке

1

0

0


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb68a4

3.

Потребности и способности человека

1

0

0


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb6a2a

4.

Индивид, индивидуальность, личность

1

0

0


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb6d90

5.

Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста

1

0

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb6f34

6.

Люди с ограниченными возможностями здоровья, их особые потребности и социальная позиция. Тестирование по пройденному материалу.

1

0

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb70a6

7.

Цели, мотивы и виды деятельности

1

0

0


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb74b6

8.

Познание как вид деятельности

1

0

0


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb763c

9.

Право человека на образование

1

0

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb78f8

10.

Школьное образование. Права и обязанности учащегося. Тестирование по пройденному материалу.

1

0

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb7a74

11.

Общение и его роль в жизни человека

1

0

0


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb7bdc

12.

Особенности общения подростков. Общение в современных условиях

1

0

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb7d58

13.

Отношения в малых группах. Групповые нормы и правила. Лидерство в группе

1

0

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb81b8

14.

Межличностные отношения (деловые, личные)

1

0

0


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb835c

15.

Отношения в семье. Роль семьи в жизни человека и общества

1

0

0


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb84ce

16.

Семейные традиции. Семейный досуг

1

0

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb8640

17.

Свободное время подростка. Отношения с друзьями и сверстниками

1

0

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb87b2

18.

Конфликты в межличностных отношениях

1

0

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb8910

19.

Повторительно-обобщающий урок по теме "Человек и его социальное окружение"

1

0

0


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb8a78

20.

Контрольная работа по теме: "Человек и его социальное окружение"

1

1

0


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb8d48

21.

Что такое общество. Связь общества и природы

1

0

0


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb8ed8

22.

Устройство общественной жизни. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие

1

0

0


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb9054

23.

Социальные общности и группы. Положение человека в обществе

1

0

0


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb91c6

24.

Что такое экономика?

1

0

0


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb932e

25.

Политическая жизнь общества. Российская Федерация как государство

1

0

0


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb966c

26.

Наша страна в начале XXI века

1

0

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb97de

27.

Культурная жизнь. Духовные ценности, традиционные ценности российского народа

1

0

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb9964

28.

Развитие общества

1

0

0


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb9aea

29.

Развитие общества

1

0

0


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb9aea

30.

Глобальные проблемы современности и возможности их решения

1

0

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb9c7a

31.

Защита проектов по теме "Духовные ценности российского народа"

1

0

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eba300

32.

Защита проектов по теме "Глобальные проблемы современности"

1

0

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eba468

33.

Повторительно-обобщающий урок по теме "Общество, в котором мы живем"

1

0

0


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eba17a

34.

Контрольная работа по теме: "Общество и его сферы. Человек в обществе"

1

1

0


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebab52

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

2

14
























  1. КЛАСС


п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Всего

Контрольные работы

Практические работы

1.

Социальные ценности

1

0

0


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebad0a

2.

Гражданственность и патриотизм

1

0

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebae7c

3.

Социальные нормы

1

0

0


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebafee

4.

Социальные нормы

1

0

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebb160

5.

Нормы и принципы морали

1

0

0


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebb3f4

6.

Нормы и принципы морали

1

0

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebb57a

7.

Нравственные чувства человека. Совесть и стыд

1

0

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebb70a

8.

Моральный выбор и моральная оценка

1

0

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebb886

9.

Влияние моральных норм на общество и человека

1

0

0


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebbd40

10.

Право и его роль в жизни общества. Право и мораль

1

0

0


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebbee4

11.

Обобщающий урок по теме "Социальные ценности и нормы"

1

0

0


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebc060

12.

Контрольная работа по теме: "Социальные ценности и нормы"

1

1

0


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebc1e6

13.

Правоотношения и их особенности. Правовые нормы

1

0

0


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebc358

14.

Правомерное поведение

1

0

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebc5b0

15.

Правовая культура личности

1

0

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebc970

16.

Правонарушение и юридическая ответственность

1

0

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebcae2

17.

Правонарушение и юридическая ответственность. Тестирование по пройденному материалу

1

0

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebcc54

18.

Права, свободы, обязанности гражданина Российской Федерации

1

0

0


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebcdbc

19.

Права ребёнка и возможности их защиты

1

0

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebcf24

20.

Конституция Российской Федерации - Основной закон. Система права

1

0

0


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebd08c

21.

Основы гражданского права

1

0

0


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebd1f4

22.

Основы гражданского права

1

0

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebd5be

23.

Основы семейного права

1

0

0


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebd74e

24.

Основы семейного права

1

0

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebd8c0

25.

Основы трудового права

1

0

0


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebda32

26.

Основы трудового права

1

0

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebdbb8

27.

Виды юридической ответственности

1

0

0


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebdd16

28.

Особенности юридической ответственности несовершеннолетних

1

0

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebdfd2

29.

Правоохранительные органы в Российской Федерации

1

0

0


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebe144

30.

Повторительно-обобщающий урок по теме "Основы российского права"

1

0

0


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebe2ac

31.

Контрольная работа по темам: "Человек как участник правовых отношений. Основы российского права"

1

1

0


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebe414

32.

Защита проектов по теме " Гражданин Российской Федерации"

1

0

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebe590

33.

Защита проектов по теме "Права и обязанности несовершеннолетних"

1

0

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebf7b0

34.

Итоговая контрольная работа

1

1

0


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebfbac

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

3

16










ФОРМЫ УЧЕТА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ

В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ


Рабочая программа воспитания МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ» реализуется через использование воспитательного потенциала уроков обществознания. Эта работа осуществляется в следующих формах:

- побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений, событий через: демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности; обращение внимания на нравственные аспекты научных открытий, которые изучаются в данный момент на уроке; на ярких деятелей культуры, ученых, политиков, связанных с изучаемыми в данный момент темами, на тот вклад, который они внесли в развитие нашей страны и мира, на достойные подражания примеры их жизни, на мотивы их поступков; использование на уроках информации, затрагивающей важные социальные, нравственные, этические вопросы;

- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей через подбор соответствующих текстов для чтения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

- инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, лицам;

- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

- применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся;

- применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют развитию навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися;

- выбор и использование на уроках методов, методик, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания;

- инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в форме включение в урок различных исследовательских заданий, что дает возможность обучающимся приобрести навыки самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных гипотез, уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления, аргументирования и отстаивания своей точки зрения;

- установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды.




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

  1. Обществознание. 6 класс / Л.Н. Боголюбов, Е.Л. Рутковская, Л.Ф. Иванова и др. – Москва: Просвещение‌​.

  2. Обществознание. 7 класс / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, Н.И Городецкая и др. – Москва: Просвещение.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

​‌1. Поурочные разработки по обществознанию. 6 класс: пособие для учителя / Е.Н. Сорокина. - Москва: ВАКО.
2. Поурочные разработки по обществознанию. 7 класс: пособие для учителя / Е.Н. Сорокина. - Москва: ВАКО.


ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

​​‌1. https://resh.edu.ru
2. http://school-collection.edu.ru/catalog/
3. https://onlinetestpad.com
4. http://www.gdezakon.ru/
5. www.gov.ru
6. http://www.consultant.ru




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!