Данная рабочая программа составлена на основе Государственной программы. Программы по обществознанию для 6 – 7 класса, допущена Министерством образования и науки Российской Федерации в соответствии с ФГОС. В соответствии с учебным планом образовательного учреждения на 2016 – 2017 учебный год программа рассчитана на 34 часа из расчета 1 час в неделю.
- осознание условий для развития личности подростка в период его социального взросления, формирование познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации, определения собственной жизненной позиции;
- воспитание у подростков общероссийской идентичности, патриотизма, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам;
- освоение учащимися на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации;
- овладение обучающимися умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в рамках основных социальных ролей, характерных для подросткового возраста;
- формирование у подростков опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений.
- сущность и познание подросткового возраста, те трудности, которые подростки проживают проходя его;
- обучение учащихся умению получать социальную информацию из разнообразных источников;
- формирование умения решать практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации;
- обучения давать оценку собственным действиям и действиям других людей с точки зрения нравственности права.
- используют приобретенные знания и умения в практической деятельности.
№ | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Цели урока | Тип урока | Словарь | КМОУ | Домашнее задание |
1 | | Введение. | 1 | Объяснять цели и задачи изучения обществознания. | Лекция | | «Обществознание». Программа курса, 5 – 7 классы. А. И. Кравченко. И. С. Хромова. 2005г. | С.4 прочитать обращение авторов. |
Глава I. Личность подростка. |
2 | | Переходный возраст. | 1 | Характеризовать подростковый возраст; объяснять смысл и значение понятий. | Лекция | Возраст, тинэйджер, подросток, юность. | «Обществознание» поурочные планы. Н. С. Кочетов. 2007г. | Найти отрывки из художественных произведений, где описывается подросток. |
3 | | Задачи и трудности подросткового возраста. | 1 | Называть задачи, необходимы для решения в подростковом возрасте; рассказывать о месте подростка в обществе в различные исторические эпохи. | Комбинированный | Зрелые отношения со сверстниками, мужская и женская роль, эмоциональная независимость, трудовая деятельность, брак, трудности подросткового периода. | «Обществознание» 7 класс. А. И. Кравченко. 2002г. «Обществознание» поурочные планы. Н. С. Кочетов. 2007г. | Составить книжку-раскладушку «Трудности подростка». |
4, 5 | | Быть взрослым. | 2 | Приводить примеры поступков подростков, характеризующих их личность; определять свое отношение к решению проблемы «подросток – общество». | Комбинированный | Возраст контрастов, оптимизм, пессимизм, альтруизм. | Конституция Р. Ф. «Обществознание» поурочные планы. Н. С. Кочетов. 2007г. | &3 читать, выписать основные термины, выучить их. |
6 | | Физические изменения у подростков. | 1 | Называть физические изменения, происходящие в подростковом возрасте; определять пути решения проблем, связанных с подростковыми комплексами. | Исследование | Самооценка, компелекс неполноценности, динамизм. | «Педагогическая диагностика» Методические рекомендации. З. В. Соловьева. 2003г. Психологическая наука – учителю. Л.М. Фридман. К.Н. Волков. | &4. |
7 | | Психологический портрет личности. | 1 | Составлять перечень положительных и отрицательных черт характера; характеризовать психологический портрет своей личности. | Иллюстративно- объяснительный | Темперамент: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик; характер, способности, трудолюбие и работоспособность, интеллект, чувства и эмоции, стресс. | «Педагогическая диагностика» Методические рекомендации. З. В. Соловьева. 2003г. | &5. Составить психологический портрет своего одноклассника. |
8 | | Самооценка подростка. | 1 | Соотносить самооценку личности с влиянием семьи и успеваемостью в школе. | Практический | Самооценка, корректировка самооценки. | «Обществознание» 7 класс. А. И. Кравченко. 2010г. Психологическая наука – учителю. Л.М. Фридман. К.Н. Волков. | &7. «Практикум». |
9 | | Выдающаяся личность. | 1 | Определять факторы влияния на становление выдающейся личности; приводить примеры выдающихся личностей из истории и современности. | Лекция | Одаренность, вдающаяся личность, 1991.талант, гениальность. | «О человеческом в человеке». И.Т. Фролова. 1991г. | &8. Прочитать. Выписать основные понятия. |
10 | | Как стать лидером. | 1 | Называть черты лидера; характеризовать роль лидера в обществе, в подростковой среде. | Практический | Лидер, воображение, талант, решимость, жестокость, искусство общения ответственность. | «Обществознание» поурочные планы. Н. С. Кочетов. 2007г. | &9. Разработать памятку «Качества лидера». |
Глава II. Подросток в социальной сфере. |
11 | | Социальная среда. | 1 | Объяснять смысл понятий; приводить примеры влияния семьи на подростка. | Лекция | Социальная среда, бедные и богатые семьи, школьная среда, влиянии на подростка. | Книга для учителя. Методическое пособие. Е. А. Певцова. 2000г. «Обществознание» Основы государства и права.10 -11класс.А.Ф. Никитин.2005г. | &10. |
12 | | Юношеский пессимизм. | 1 | Выявлять признаки и устанавливать причины пессимистических настроений и предлагать пути их решения. | Комбинированный | Максимализм, юношеский пессимизм, оптимизм. | «Педагогическая диагностика». Методические рекомендации. З. В. Соловьева. 2005г. «Обществознание» 8 – 9 классы. Л. Н. Боголюбов. 2003г. | &11. Из учебника литературы выписать пессимистические настроения подростков (различные рассказы), обосновать их. |
13 | | Подросток в группе. | 1 | Называть классификацию групп. | Исследование | Группа, конформизм, влияние группы. | «Обществознание» поурочные планы. Н. С. Кочетов. 2007г. | &11. |
14 | | Межличностные отношения. | 1 | Объяснять влияние на подростка отношений в семье. | Комбинированный | Малая группа, межличностные отношения, равнодушие. | «Обществознание» 8 – 9 классы. Л. Н. Боголюбов. 2003г. | &12. |
15 | | «Мы» и «Они». | 1 | Характеризовать понятия и термины; приводить примеры становления своих чужими и чужих своими. | Иллюстративный | Конфликт, столкновении. | «Обществознание» 7 класс. А. И. Кравченко. 2010г. | &13. Прочитать. «Практикум». |
16 | | Мир знакомых и незнакомых людей. | 1 | Высказывать суждение по поводу защиты «своих» в любых ситуациях; сравнивать роль «своих» и «чужих» в жизни человека. | Комбинированный | Противостояние, родственная солидарность, круг знакомств. | «О человеческом в человеке». И. Т. Фролов. 1991г. | Ответить на вопросы с. 103. |
17 | | Социальный портрет молодежи. | 1 | Высказывать суждение по решению проблем молодежи в современном обществе. | Практический | Социальная группа, общественная роль, инфантильность. | «Граждановедение» 8 класс. Я. В. Соколов. 2005г. | & 15 Прочитать, выписать основные понятия. |
Глава III. Подросток и закон. |
18 | | Юридические границы подросткового возраста. | 1 | Рассказывать о путях и методах защиты прав ребенка; приводить примеры прав и свобод человека. | Исследовательский | Малолетние, несовершеннолетние, ответственность за нарушение прав. | Конституция Р. Ф. «Обществознание» поурочные планы. Н. С. Кочетов. 2007г. | Проработать н.п.а. Выявить «дыры» в них. |
19, 20 | | Подросток как гражданин. | 2 | Называть способы участия гражданина в политической жизни страны; объяснять связь между правами гражданина и его обязанностями. | Практический | Гражданин, гражданство, гражданские пава свободы, конституционные права и обязанности, получение гражданства. | «Обществознание». Основы государства и права. А. Ф. Никитин. 2005г. | 1)&16 2)&17. Прочитать, ответить на вопросы. |
21 | | Подросток и его права. | 1 | Объяснять значение понятия «права человека»,объяснять пути реализации прав подростка. | Практический | Права человека: на жизнь, а жилище, на труд, на свободный выбор профессии, на отдых и досуг, на охрану здоровья, на образование; зашита прав граждан. | Конституция Р. Ф. «Обществознание» поурочные планы. Н. С. Кочетов. 2007г | &18 прочитать, составить опорный конспект. |
22 | | Опасный путь преступной жизни. | 1 | Рассказывать о причинах противоправного поведения и об уголовной ответственности несовершеннолетних; приводить примеры преступлений из литературных произведений или фильмов. | Комбинированный | Преступление, уголовная ответственность несовершеннолетних, правоохранительный органы, задержание. | Уголовный кодекс. «Обществознание» поурочные планы. Н. С. Кочетов. 2007г. | &19. Составить памятку «НЕЛЬЗЯ!» |
Глава IV. Образ жизни подростков. |
23 | | Заброшенные, одинокие. | 1 | Высказывать суждение о причинах подростковой непредсказуемости; характеризовать пути выхода из состояния одиночества. | Комбинированный | Раздражительность, агрессивность, одиночество. | «Педагогическая диагностика» Методические рекомендации. З. В. Соловьева. 2005г. «Обществознание» 7 класс А. И. Кравченко. 2010г. | Составить конспект & 20. |
24 | | Подросток в обществе риска. | 1 | Называть источники риска и высказывать своё отношение к ним; характеризовать подростковые ситуации риска. | Практикум | Источник опасности, уровень шума, наркомания, слух, городские дороги. | «Обществознание» поурочные планы. Н. С. Кочетов.2007г. «Обществознание». Основы государства и права.10 – 11класс.А.Ф Никитин.2005г. | Доделать работу. |
25 | | Подростковая культура. | 1 | Рассказывать о подростковой культуре и е особенностях; устанавливать отношение между подростковой и взрослой культурой. | Исследовательский | Система ценностей, увлечения. | «Обществознание» поурочные планы. Н. С. Кочетов, 2007г. | &22. Написать сочинение «Я - …» (потому что, мне близка данная субкультура). |
26 | | Образ жизни. | 1 | Определять факторы, влияющие на образ жизни разных народов и его изменения; приводить примеры их художественных произведений об образе жизни человека разных слоев общества. | Практический | Образ жизни, организация образа жизни. | «Обществознание» 10 – 11 классы. Л. Н. Боголюбов. 2008 г. | &23 прочитать, выписать основные понятия, выучить их. |
27 | | Досуг и отдых. | 1 | Объяснять понятия: досуг, культурный досуг; объяснять назначение учреждений культуры (театров, музеев, библиотек). | Комбинированный | Досуг, отдых, свободное время, культурный досуг. | «Обществознание» 7 класс. А. И. Кравченко, 2020г. | &24 прочитать. Составить коллаж «Я отдыхаю». |
28 | | Развитие спорта. | 1 | Объяснять роль спорта в различные исторические эпохи и в жизни современного человека; характеризовать отрицательные последствия пассивного образа жизни. | Комбинированный | Спорт, Олимпийские игры, профессиональный и любительский спорт, пассивный образ жизни. | «Обществознание» поурочные планы. Н. С. Кочетов. 2007г. | &25. подготовить устный ответ на тему «Мой вклад в развитие спорта». |
29 | | Речевое поведение. | 1 | Описывать пути и формы воспитания речевого поведения; приводить примеры речевого поведения из художественной литературы и кинофильмов. | Практический | Речевое поведение, хвастовство, осуждение, оскорбление, угроза, одобрение, сленг. | «Обществознание» 7 класс. А. И. Кравченко. 2010г. | Изготовить памятку «Правила речевого этикета». |
30 | | Социальный портрет молодежи региона. | 1 | Описывать образ жизни свой и своих друзей, высказывать предположения о путях его совершенствования. | Проектно – контрольный | | «Граждановедение». 8 класс. Я. В. Соколов. 2005г. | &26 читать, ответить на вопросы. |
31 | | Подросток и социальная среда города, села, района. | 1 | Характеризовать положение подростка в современном российском обществе, описывать образ жизни свой и своих друзей. | Проектно – контрольный | | «Граждановедение». 8 класс. Я. В. Соколов. 2005г. | &27, практикум. |
32 | | Правонарушения несовершеннолетних в районе, городе, регионе. Правовая защита несовершеннолетних. | 1 | Характеризовать причины противоправного поведения, знать и объяснять принципы уголовного права. | Комбинированный | | «Обществознание». Основы государства и права.10 – 11класс. А.Ф. Никитин.2005г. | &28 прочитать. |
33 | | Урок – обобщение по теме «Подросток в социальной среде» | 1 | Контроль знаний учащихся. | Обобщающий | | «Обществознание» поурочные планы. Н. С. Кочетов. 2007г. «Обществознание» 7 класс. А. И. Кравченко. 2010г. «Педагогическая диагностика» Методические рекомендации. З. В. Соловьева. 2007г. | &29. |
34 | | Урок итогового обобщения. Контрольное тестирование по курсу. | 1 | Контроль знаний учащихся. | Контрольный | | «Обществознание» 10 – 11 классы. Л. Н. Боголюбов. 2008 г. Конституция Р. Ф. «Обществознание» Основы государства и права.10 – 11класс. А. Ф. Никитин. 2007г. | Задание на лето. Подготовить проект (в группах) на тему: «Мой дом – моё жилище». |