Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Коченевскаясредняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Советского Союза Аргунова Николая Филипповича
Рабочая программа
По предмету обществознание (включая экономику и право)
Класс 7
Учитель Медведева Ольга Васильевна
р.п. Коченево
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена для учащихся 7 класса общеобразовательной школы в соответствии с
1) ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, статья 28;
2) Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 5.03.2004 года № 1089, с учетом требований к обязательному минимуму содержания основного образования;
3) Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241, от 30.08.2010 № 889, от 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74);
4) Приказ Минобрнауки Новосибирской области от 06.07.2015 № 1920 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих программы основного общего и среднего общего образования, расположенных на территории Новосибирской области на 2015-2016 учебный год;
5) Ученый план МКОУ Коченевская средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза Аргунова НФ Коченевского района Новосибирской области на 2015-2016 учебный год;
6) Приказ № 253 от 31.03.2014 года «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации программ начального общего, основного общего, среднего общего образования; дополнительный приказ № 576 от 08. 06.2015 года « О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 31.03.2014 года № 253.
7) Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (в редакции Изменений № 1, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 июня 2011 года № 85, Изменений № 2, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 декабря 2013 года № 72);
8) Примерной программы основного общего образования по обществознанию и программы основного общего образования по обществознанию Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф., Матвеева А.И.
9) Программой основного общего образования по обществознанию 2013г.;
10) Календарный учебный график МКОУ Коченевская средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза Аргунова НФ Коченевского района Новосибирской области на 2017-2018 учебный год.
Обоснованность программы
Курс «Обществознание» (включая экономику и право) для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально-гуманитарного цикла.
Обществознание в школе определяется как учебный предмет, содержание которого составляют основы обществоведческих знаний, умений и навыков, необходимых учащимся для их прочного усвоения и позволяющие их применять в различных жизненных ситуациях.
Изучение учебного предмета способствует:
- развитию личности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации;
- развитию интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- интеллектуальному развитию учащихся, гуманизации личности, формированию жизненной стратегии личности подростка, развитию познавательных способностей учащихся.
Обществоведческое образование – необходимое условие становления гражданского достоинства человека, оптимальной социализации индивида, так как содействует его вхождению в мир человеческой культуры и общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению собственного «я», формированию способности к рефлексии, оценке своих возможностей и осознанию своего места в обществе.
Программа рассчитана на обучение обществознанию учащихся 7 класса муниципального казённого образовательного учреждения «Коченевская средняя общеобразовательная школа № 1имени героя Советского Союза Аргунова Н.Ф.» на базовом уровне. Предмет входит в образовательную область «Обществознание».
Цели и задачи:
- создание условий для социализации личности;
- формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования;
- формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;
- содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры..
Место и роль курса в обучении:
Обществознание играет ведущую роль в выполнении школой функции интеграции молодежи в современное общество.
Курс содержит: гражданские ценностные ориентиры; социальные нормы, регулирующие общественные отношения и поведение людей
(прежде всего нормы морали и права), а также прогрессивные тенденции, сложившиеся в российском обществе; опыт самостоятельного решения многообразных проблем, возникающих в жизни.
Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценного выполнения учащимися типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных
поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Общая характеристика учебного процесса
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В основу содержания курса положены следующие принципы: системности, научности, доступности, связи с жизнью, наглядности, сознательности, направленности обучения на комплексные решения задач, оптимального сочетания методов обучения, оптимального сочетания форм обучения, преемственности и перспективности между различными разделами курса.
Для процесса образования приоритетным можно считать:
- развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата),
- использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа,
- определять сущностные характеристики изучаемого объекта,
- самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
Большую значимость на этой ступени образования приобретает информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются:
- умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа,
- извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма),
-отделения основной информации от второстепенной,
-критического оценивания достоверности полученной информации,
-передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно),
-перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации.
В рамках познавательной деятельности изучение обществознания способствует закреплению умения разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать. Принципиальное значение в рамках курса приобретает умение различать факты, мнения. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.
На уроках обществознания учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащиеся могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема).
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности важно уделить особое внимание способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Формами организации образовательного процесса являются: комбинированные уроки, уроки изучения нового материала, повторения и обобщения знаний.
Курс позволяет использовать следующие формы, виды и приёмы проверки знаний и умений учащихся: индивидуальные, фронтальные, групповые; устные, письменные, практические; составление таблиц, схем, рисунков, планов, письменные контрольные работы, тесты, беседы, рассказы у доски, ответ по цепочке и др.
Система оценки достижений обучающихся и инструментарий оценивания:
Наряду с традиционным устным и письменным опросом, могут быть использованы тестирование, проверка качества выполнения практических заданий.
Оценивание устных ответов:
Оценка «5» ставится за полный, развёрнутый ответ, умение применять знания и излагать их логично.
Оценка «4» ставится за ответ, который в основном соответствует требованиям программы обучения, но при наличии некоторой неполноты знаний или мелких ошибок.
Оценка «3» ставится за ответ, который в основном соответствует требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки.
Оценка «2» ставится за существенные недостатки и ошибки, а результат ответа соответствует частично требованиям программы
Оценивание письменных ответов:
Оценка «5» - 100-90 %
Оценка «4» - 89-70 %
Оценка «3» - 69-45 %
Оценка «2» - менее 45 %
Обоснованность выбора УМО:
Учебник Боголюбова создан в соответствии с требованиями программы основного общего образования. Учебник имеет аппарат ориентировки, включающий инструктивное введение «Как работать с учебником», оглавление, красочно оформленные «входы» в главу с рубриками «О чем мы узнаем», «На какие вопросы ответим». Во все параграфы включены рубрики, предназначенные для активизации познавательной деятельности учащихся и для усиления воспитательной функции курса. Каждый параграф начинается с рубрики «Вспомним». Она помогает установить связь новой темы с имеющимся у школьника познавательным опытом. Рубрика в начале параграфа «Обсудим вместе» позволяет актуализировать новую тему, выявить различные точки зрения учащихся, стимулировать мотивацию к изучению нового материала. Вопросы и задания предлагаются по ходу изложения текста учебника, а также к поэтическим текстам и иллюстрациям. Особое место в новых учебниках занимает рубрика, которая начинается со слова «Учимся...» (например, «Учимся творчеству»). Ее продолжением является «Практикум» в конце главы. Учебник завершается словарем терминов. При составлении программы использованы:
1) Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. Обществознание. 7 класс. – М.: Просвещение, 2016.
2) Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф.. Методические рекомендации к учебнику Обществознание. 7 класс. – М.: Просвещение, 2016.
Срок реализации программы один год.
Содержание программы учебного предмета
Вводный урок (1ч).
Раздел 1. Человек среди людей (8 ч)
Межличностные отношения. Чувства - основа межличностных отношений. Симпатия. Стереотип. Антипатия. Виды межличностных отношений. Знакомство. Приятельские отношения. Товарищество. Дружба. Стили межличностных отношений. Официальные отношения. Личные отношения.
Ты и твои товарищи. Понятие группа. Виды групп. Группы, которые мы выбираем. Кто может быть лидером. Групповые нормы. Поощрения и наказания. Санкция. С какой группой тебе по пути.
Понятие общение. Цели общения. Средства общения. Речевое общение. Неречевое общение. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Роль слова в общении.
Почему нужно быть терпимым. Понятие межличностный конфликт. Этапы развития конфликта. Варианты поведения в конфликте. Сотрудничество. Компромисс. Приспособление. Избегание. Инцидент. Разрешение конфликта.
Основные понятия: гуманизм, толерантность, межличностные отношения, дружба, симпатия, антипатия.
Раздел 2. Человек и закон (14 ч).
Что значит жить по правилам. Социальные нормы, привычки, обычаи, ритуалы, традиции, этикет, манеры. Оценка поведения людей с точки зрения социальных норм. Значение социальных норм в процессе общественных отношений. Социальная ответственность. Соблюдение и нарушение установленных правил. Правила этикета и хорошие манеры.
Права и обязанности граждан. Роль права в жизни общества и государства. Гражданские и политические права. Права ребёнка и их защита.
Почему важно соблюдать законы. Свобода и ответственность. Конституция РФ. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека.
Защита Отечества. Патриотизм и гражданственность. Государство. Отечество.
Что такое дисциплина? Дисциплина общеобязательная и специальная.
Правомерное поведение. Виды нормативно-правовых актов. Система законодательства. Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность. Особенности правого статуса несовершеннолетних. Презумпция невиновности.
Кто стоит на страже закона. Правоохранительные органы РФ. Суд. Прокуратура. Нотариус. Милиция. Взаимодействие правоохранительных органов и граждан.
Основные понятия: права, обязанности, закон, порядок, норма, долг, дисциплина, наказание.
Раздел 3.Человек и экономика (8 ч).
Экономика и её основные участки. Экономика и её роль в жизни общества. Основные сферы экономики; производство, потребление, обмен.
Золотые руки работника. Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда.
Производство, затраты, выручка, прибыль. Производство и труд. Издержки, выручка, прибыль.
Виды и формы бизнеса. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Основное организационно-правовые формы предпринимательства.
Обмен, торговля, реклама. Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама.
Деньги и их функция. Понятие деньги. Функции и формы денег. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют.
Экономика семьи. Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы сбережения граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве.
Основные понятия: экономика, техника, технология, НТР, НТП. Экономическая система, рыночная экономика, рынок, факторы
производства, конкуренция, спрос, предложение. Экономические задачи государства, государственный бюджет, налоговая система, функции денег, бизнес, реклама..
Раздел 4. Человек и природа (3 ч).
Воздействие человека на природу. Экология. Производящее хозяйство. Творчество. Исчерпываемые богатства. Неисчерпываемые богатства. Загрязнение атмосферы. Естественное загрязнение. Загрязнение атмосферы человеком. Загрязнение воды и почвы. Биосфера.
Охранять природу – значит охранять жизнь. Ответственное отношение к природе. Браконьер. Последствия безответственности Экологическая мораль. Господство над природой. Сотрудничество с природой
Закон на страже природы. Охрана природы. Правила охраны природы, установленные государством. Биосферные заповедники. Государственный контроль. Государственные инспекторы. Участие граждан в защите природы.
Основные понятия: природа, экология, экологическая катастрофа, охрана природы.
Итоговый контроль. (1ч)
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них |
Изучение нового материала и закрепление | Контрольные работы |
1 | Введение. Как работать с учебником | 1 | 1 | |
2 | Человек среди людей | 8 | 8 | |
3 | Человек и закон | 14 | 14 | |
4 | Человек и экономика | 8 | 8 | |
5 | Человек и природа | 3 | 3 | |
6 | Итоговый контроль | 1 | | 1 |
| Итого | 35 | | |
Требования к уровню подготовки обучающихся
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В результате изучения обществознания ученик 7 класса должен:
Знать/понимать
• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
• первичного анализа и использования социальной информации.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 7 КЛАССЕ
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты | Характеристика основных видов деятельности ученика | Форма контроля | Дата проведения |
предметные | метапредметные УУД (познавательные, коммуникативные, регулятивные) | Личностные УУД | |
1 | Вводный урок | 1 | Получат первичные представления о науке | П: давать определения понятиям. К: участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно изучать обществознания | Формирование мотивации к изучению обществознанию | Вспомнить основные итоги прошлого года обучения Познакомиться с основным содержанием курса 7 класса. Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности. Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы | беседа | |
2 | Стартовая диагностика | 1 | Определение знаний курса 6 класса | Р: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый и итоговый контроль. П: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. К: формулируют собственное мнение и позицию | Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности. | Выполнение работы | Тестовая работа | |
Глава 1: Регулирование поведения людей в обществе (12ч) |
3 | Что значит жить по правилам | 1 | Научатся: понимать, что человек принадлежит обществу, живет и развивается в нем. Получат возможность научиться: понимать себя, анализировать свои поступки, чувства, состояния, приобретаемый опыт | П: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. К: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Р: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и причины сохраняют учебную задачу | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают изучаемый материал; принимают и причины успешности/ неуспешности учебной деятельности | Характеризовать на примерах социальные нормы и их роль в общественной жизни | опрос | |
4 5 | Права граждан Обязанности граждан | 1 1 | Научатся: характеризовать свои права и обязанности; объяснять их неотчуждаемость и всеобщность. Получат возможность научиться: определять, как права человека связаны с его потребностями, какие группы прав существуют, что означает выражение «права человека закреплены в законе» | П: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. К: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Р: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры. | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных задач | Характеризовать конституционные права и обязанности граждан РФ. Анализировать несложные практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих прав и свобод. Называть права ребенка и характеризовать способы их защиты. Приводить примеры защиты прав ребенка и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Раскрывать особенности правового статуса несовершеннолетних | составить список своих прав и обязанностей в школе | |
6 7 | Что такое закон Почему важно соблюдать законы | 1 1 | Научатся: формировать важно представление о законопослушной деятельности человека, функциях закона, объяснять значение понятий свобода, закон, порядок, справедливость. Получат возможность научиться: определять, почему человеческому обществу нужен порядок, каковы способы установления порядка в обществе, в чем смысл справедливости, почему свобода не может быть абсолютной | П: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. К: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Р: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и последовательность действий | Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания | Раскрывать значение соблюдения законов для обеспечения правопорядка. Объяснять и конкретизировать фактами социальной жизни связь закона и правопорядка, закона и справедливости | Вопросы рубрики «Проверим себя» с. 29 | |
8 9 | Защита Отечества Военная служба | 1 1 | Научатся объяснять положение о том, что защита Отечества – это долг и обязанность гражданина, значение понятий армия, патриотизм, священный долг,гражданственность. Получат возможность научиться: определять, почему нужна регулярная армия, в чем состоит обязательная подготовка к военной службе, отличия военной службы по призыву от службы по контракту, основные обязанности военнослужащих, как готовить себя к выполнению воинского долга. | Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом | Характеризовать защиту Отечества как долг и обязанность гражданина РФ. Приводить примеры важности подготовки к исполнению воинского долга | Задания рубрики «В классе и дома» на с.38 | |
10 | Для чего нужна дисциплина | 1 | Научатся: определять понятия: дисциплина, воля, самовоспитание, составляющие дисциплины. Получат возможность научиться: определять, что такое дисциплина, ее виды и ответственность за несоблюдение. | Р: принимают и сохраняют учебную задачу; выполняют действия в сотрудничестве с учителем. П: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. К: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения) | Определяют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культуры и религий | Раскрывать значение дисциплины как необходимого условия существования общества и человека. Характеризовать различные виды дисциплины. Моделировать несложные практические ситуации, связанные с последствиями нарушения общеобязательно и специальной дисциплины | Тест | |
11 | Виновен – отвечай | 1 | Научатся: объяснять понятия противозаконное поведение, ответственность, справедливое наказание. Получат возможность научиться: определять, кого называют законопослушным человеком, признаки противоправного поведения, особенности наказания несовершеннолетних | П: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. К: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Р: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно принимают и понимают причины успешности/ неуспешности | Характеризовать ответственность за нарушение законов. Определять черты законопослушного поведения. Моделировать несложные практические ситуации, связанные с последствиями противозаконного поведения. Описывать и иллюстрировать примерами проявления ответственности несовершеннолетних. | Задания рубрики «В классе и дома» на с54 | |
12 13 | Кто стоит на страже закона. Правоохранительные органы | 1 1 | Научатся: объяснять значения понятий законность, правопорядок, правоохранительные органы; задачи правоохранительных органов, выявлять основные направления деятельности полиции. Получат возможность научиться: определять какие органы называют правоохранительными, функции правоохранительных органов | П: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. К: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию. Р: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала | Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности | Называть правоохранительные органы Российского государства. Различать сферу деятельности полиции, правоохранительных органов. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с деятельностью правоохранительных органов | Задания рубрики «В классе и дома» на с.63 | |
14 | Практикум по теме «Регулирование поведения людей в обществе» | 1 | Научиться исследовать и анализировать способы регулирования поведения людей в обществе; определять сущностные характеристики изучаемых объектов | К: развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли. Р: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, искать необходимую информацию. П: осуществлять расширенный поиск информации, анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления | Формирование социальных норм, правил поведения, умения нести ответственность за свои решения | Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников | Тестовая работа | |
Глава 2 : Человек в экономических отношениях (13ч) |
15 16 | Что такое экономика Экономика и её основные участники | 2 | Научатся: определять агентов экономики, анализировать формы экономической деятельности; взаимоотношения людей в процессе экономической деятельности. Получат возможность научиться: определять, как экономика служит людям, какая форма хозяйствования наиболее успешно решает цели экономики, как взаимодействуют основные участники экономики. | П: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. К: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Р: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и понимают сохраняют учебную задачу | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно принимают и понимают причины успешности /неуспешности учебной деятельности | Характеризовать роль потребителя и производителя в экономике. Приводить примеры их деятельности. Описывать различные формы организации хозяйственной жизни. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с выполнением социальных ролей потребителя и производителя | Задания рубрики «В классе и дома» на с.71-72 | |
17 | Мастерство работника | 1 | Научатся: раскрывать смысл слов «мастер», «квалификация», «специалист высокой квалификации»,. Получат возможность научиться: определять, из чего складывается мастерство работника, чем определяется размер заработной платы. | Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности | Описывать составляющие квалификации работника. Характеризовать факторы, влияющие на размер заработной платы. Объяснять взаимосвязь квалификации, количества и качества труда | Составить резюме | |
18-19 | Производство: затраты, выручка, прибыль | 2 | Научатся: объяснять значение понятия выручка, прибыль, затраты, разделение труда; Получат возможность научиться: определять, какова роль разделения труда в развитии производства, что такое виды затрат | Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом | Раскрывать роль производства в удовлетворении потребностей общества. Характеризовать факторы, влияющие на производительность труда. Объяснять значение разделения труда в развитии производства. Различать общие, постоянные и переменные затраты производства. | Проблемные задания | |
20 21 | Виды бизнеса Формы бизнеса | 1 1 | Научатся: объяснять значение понятий предпринимательская деятельность, бизнес, собственность, акция. Получат возможность научиться: определять, в каких формах можно организовать бизнес, каковы виды бизнеса, роль бизнеса в экономике | П: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности . К: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество. Р: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу | Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания | Объяснять значение бизнеса в экономическом развитии страны. Характеризовать особенности предпринимательской деятельности. Сравнивать формы организации бизнеса. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с достижением успеха в бизнесе. Выражать собственное отношение к бизнесу с морально- этических позиций | Таблица «Формы бизнеса» | |
22 | Обмен, торговля, реклама | 1 | Научатся: объяснять значение понятий стоимость, цена товара, рынок, торговля, реклама; определять, что такое культура общения человека; Получат возможность научиться: определять, как обмен решает задачи экономики, что необходимо для выгодного обмена, зачем люди и страны ведут торговлю, для чего нужна реклама товаров и услуг | П: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. К: планируют цели деятельность; и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию. Р: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового материала | Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности | Объяснять условия осуществления обмена в экономике. Характеризовать торговлю и ее формы как особый вид экономической деятельности. Раскрывать роль рекламы в развитии торговли. Выражать собственное отношение к рекламной информации. Оценивать свое поведение с точки зрения рационального покупателя Подготовить рекламу какого-либо товара (услуги) | Создать рекламу | |
23 | Деньги и их функции | 1 | Научатся: объяснять значение понятий эквивалент, цена, средство обращения, средство платежа, мировые деньги, конвертируемость; Получат возможность научиться: понимать, почему деньги играют большую роль в экономике, различать различные функции денег. | П: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. К: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают , друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от группой; партнером. Р: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности | Описывать виды денег. Раскрывать на примерах функции денег. Составлять схему «Функции денег» | Схема «Функции денег» | |
24 25 | Экономика семьи Семейный бюджет | 1 1 | Научатся: объяснять значение понятий доход семьи, семейный бюджет, домашнее хозяйство, имущество; Получат возможность научиться: считать семейный бюджет, определять источники семейного дохода и группы расхода. | П: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. К: участвуют в коллективном обсуждении проблем; анализируют и обмениваются мнениями, характеризуют позицию партнера, различных точек зрения. Р: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно | Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и обмениваются мнениями. | Раскрывать понятие «семейный бюджет». Приводить примеры различных источников доходов семьи. Различать обязательные и произвольные расходы. Описывать закономерность изменения потребительских расходов семьи и зависимости доходов | Смоделировать семейный бюджет | |
26 | Практикум по теме «Человек в экономических отношениях» | 1 | Научатся и получат возможность: определять основные понятия к теме «Человек в экономических отношениях». | П: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. К: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; Р: осуществляют пошаговый и итоговый контроль. | Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности | Обобщить знания и расширить опыт решения познавательных и практических задач по изучаемой теме. Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников | Решение практических задач | |
27 | Контрольная работа по теме «Человек в экономических отношениях» | 1 | Научатся: применять полученные знания | Р: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый и итоговый контроль. П: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем. К: формулируют собственное мнение и позицию | Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности. | Выполнение работы | Тестовая работа | |
Глава 3: Человек и природа (4ч) |
28 | Человек - часть природы | 1 | Научатся: объяснять значение понятий экология, природа, вторая природа, биосфера, исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы, техногенные аварии; Получат возможность научиться: определять, что такое экологическая угроза, как беречь природу и что каждый из нас может сделать, чтобы сберечь богатства природы; характеризовать воздействие человека на природу. | П: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; К: участвуют в коллективом обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Р: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; оценивают правильность выполнения действия | Выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности | Объяснять значение природных ресурсов в жизни общества. Характеризовать отношение людей к исчерпаемым ресурсам. Описывать состояние неисчерпаемых богатств Земли. Объяснять опасность загрязнения воды, почвы и атмосферы. Различать ответственное и безответственное отношение к природе. Определять собственное отношение к природе | Задания 1-5 рубрики «Проверим себя» на с.131 | |
29 | Охранять природу – значит охранять жизнь | 1 | Научатся: объяснять значение понятия «природоохранительная деятельность», характеризовать правила экологической морали Получат возможность научиться: определять смысл экологической морали, | П: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. К: взаимодействуют в ходе совместной работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Р: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому, учебному материалу; принимают и понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности | Объяснять необходимость активной деятельности по охране природы. Характеризовать смысл экологической морали | Здания рубрики «В классе и дома» на с.140 | |
30 | Закон на страже природы | 1 | Научатся: объяснять значение понятий природные условия, охрана природы, заповедник; Получат возможность научиться: определять, какие законы стоят на страже охраны природы и какие организации этим занимаются | Р: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей. П: выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. К: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности | Проявляют способность к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении; ориентируются на их мотивы и чувства | Характеризовать деятельность государства по охране природы. Называть наказания, установленные законом для тех, кто наносит вред природе. Иллюстрировать примерами возможности общественных организации и граждан в сбережении природы | опрос | |
31 | Практикум по теме «Человек и природа» | 1 | Научатся: анализировать свои поступки и отношения к природе. Получат возможность научиться: анализировать свое отношение к окружающей среде | П: находят нужную социальную информацию в различных источниках; применяют основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывают в соответствии с решаемой задачей. К: адекватно используют речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач. Р: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. | Определяют свою личностную позицию; адекватную дифференцированную самооценку своей успешности | Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников | тесты | |
Итоговое повторение (4ч) |
32 | Итоговое повторение | 1 | Научатся: научатся определять все термины и понятия за курс 7 класса. | П: выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. К: договариваются самооценку о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Р: адекватно воспринимают предложения и оценку учителя, товарищей. | Определяют свою личностную позицию; адекватную дифференцированную самооценку своей успешности | сознательно организуют проектную деятельность на доступном уровне. | Защита индивидуальных проектов. | |
33 | Практикум по курсу | 1 | Научатся: определять все термины и понятия за курс 7 класса и применять их при решении поставленных задач. | П: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. К: адекватно используют речевые средства для эффективного решения поставленных задач. Р: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации | Выражают адекватное понимание причин успешности/ неуспешности учебной деятельности, устойчивую учебно- познавательную мотивацию учения | Выполнять практические задания | Практическая работа | |
34 | Годовая контрольная работа | | Научатся: выполнять контрольные задания по обществознанию. Получат возможность научиться: преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием и представлять её в виде письменного текста | П: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. К: формулируют собственное мнение и позицию. Р: осуществляют пошаговый и итоговый контроль. | Выражают адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности, устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения. | Выполнение работы | Тестовая работа | |
35 | Итоговое повторение | | Научатся: определять все термины и понятия за курс 7 класса. | П: выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. К: договариваются самооценку о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Р: адекватно воспринимают предложения и оценку учителя, товарищей. | Определяют свою личностную позицию; адекватную дифференцированную самооценку своей успешности | Подвести итоги учебной работы за год. Наметить перспективы обучения в 8 классе. | опрос | |
Список литературы:
Л.Н. Боголюбов. Обществознание: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений., М.. «Просвещение» 2016 г.,
Сборники КИМов ГИА по обществознанию, ФИПИ, М.-«Интеллект-Центр» 2017г.
Л.Н. Боголюбов. Методическое пособие для учителя. -М.: Просвещение,2013г.
Обществознание. Тестовые задания. Изд-во «Экзамен» 2016г.
Обществознание. Тестовые задания. Изд-во «Учитель». 2016г.
(www.proschool.ru).- учительский портал (материалы к урокам, презентации, тесты)
http://him.1september.ru/index.php – журнал «Преподавание обществознания в школе».
http://him.1september.ru/urok/- Материалы к уроку: разработки, презентации.
www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования.
http://djvu-inf.narod.ru/ - электронная библиотека.
Конституция РФ.
Всеобщая Декларация прав человека.
Конвенция о правах ребенка