ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по «Обществознанию» разработана на основе основной образовательной программы МОКУ «Чильчинская СОШ», требований ФГОС общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897), примерной образовательной программы по обществознанию, авторской программы по обществознанию для 5 класса Л. Н. Боголюбова. (Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2019г. Линия учебников Л.Н. Боголюбова соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, одобрена РАО и РАН, имеет гриф «Рекомендовано» и включена в Федеральный перечень, в соответствии с ФГОС ООО.
Программа рассчитана на 34 часов в год, 1 час в неделю.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешним и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты:
умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1). Использование элементов причинно-следственного анализа;
2). Исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3). Определение сущностных характеристик изучаемого объекта, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4). Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5). Подкрепление изученных положений конкретными примерами;
6). Оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
7). Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметные результаты:
относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
знание ряд ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
понимание значения коммуникации в межличностном общении;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТИ
I. Человек в социальном измерении
Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни. Безопасность жизни.
Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями.
Как человек познаёт мир и самого себя. Образование и самообразование.
Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные «параметры личности».
Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные социальные роли.
Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста. Отношения в семье и со сверстниками.
II. Ближайшее социальное окружение
Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и воспитание в семье.
Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
Человек в малой группе. Ученический коллектив, группа сверстников.
Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и пути их разрешения.
СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО
III. Общество - большой «дом» человечества
Что связывает людей в общество. Устойчивость и изменчивость в развитии общества. Из чего складывается духовная культура общества. Духовные богатства общества: создание, сохранение, распространение, усвоение.
IV. Общество, в котором мы живём
Мир как единое целое. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Духовные ценности российского народа. Культурные достижения народов России: как их сохранить и приумножить.
СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ
V. Регулирование поведения людей в обществе
Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные традиции и обычаи.
Общественное сознание и ценности. Гражданственность и патриотизм.
Мораль, её основные принципы. Добро и зло. Законы и правила нравственности. Моральные нормы и моральный выбор. Нравственные чувства и самоконтроль. Влияние моральных устоев на развитие общества и человека.
СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
VI Мир социальных отношений
Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Общество как взаимодействие индивидов и групп. Многообразие социальных общностей и групп в обществе. Нации и межнациональные отношения. Характеристика межнациональных отношений в современной России. Понятие толерантности.
КУЛЬТУРА
Культура, её многообразие и формы. Культурные различия. Диалог культур как черта современного мира.
Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Мировые религии. Веротерпимость.
Культура Российской Федерации. Образование и наука. Искусство. Возрождение религиозной жизни в нашей стране.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
5 класс (34 часа)
№ | Раздел, тема, основное содержание по темам | Кол-во часов | Дата проведения |
По плану | По факту |
1 | Вводный урок. Что изучает предмет «Обществознание». https://www.youtube.com/watch?v=IDFgiNJmLXw&feature=emb_logo | 1 час | 01.09 | |
| Тема1. Человек (5 часов) |
2 | Загадка человека https://www.youtube.com/watch?v=GrCT_BxFjdE&feature=emb_logo | 1 час | 08.09 | |
3 | Загадка человека https://www.youtube.com/watch?v=GrCT_BxFjdE&feature=emb_logo | 1 час | 15.09 | |
4 | Отрочество - особая пора жизни https://www.youtube.com/watch?v=Ta_lVFt6INI&feature=emb_logo | 1 час | 22.09 | |
5 | Отрочество - особая пора жизни https://www.youtube.com/watch?v=Ta_lVFt6INI&feature=emb_logo | 1 час | 29.09 | |
6 | Практикум по теме: «Человек» https://infourok.ru/urok-praktikum-po-teme-chelovek-klass-898015.html | 1 час | 08.10 | |
| Тема 2. Семья ( 5 часов) |
7 | Семья и семейные отношения https://www.youtube.com/watch?v=keNAiTOeTqo&feature=emb_logo | 1 час | 15.10 | |
8 | Семейное хозяйство https://www.youtube.com/watch?v=isF-uqAMo6I&feature=emb_logo | 1 час | 22.10 | |
9 | Свободное время https://www.youtube.com/watch?v=7OoYTEvsJSY&feature=emb_logo | 1 час | 29.10 | |
10 | Практикум по главе: «Семья» https://infourok.ru/prezentaciya-urokpraktikum-po-razdelu-semya-klass-629178.html | 1 час | 12.11 | |
11 | Практикум по теме: «Семья» https://infourok.ru/prezentaciya-urokpraktikum-po-razdelu-semya-klass-629178.html | 1 час | 19.11 | |
| Тема 3. Школа (6 часов) |
12 | Образование в жизни человека https://www.youtube.com/watch?v=zmD71M4dPR0&feature=emb_logo | 1 час | 26.11 | |
13 | Образование в жизни человека https://www.youtube.com/watch?v=zmD71M4dPR0&feature=emb_logo | 1 час | 03.12 | |
14 | Образование и самообразование https://www.youtube.com/watch?v=aw3qIfJSFXw&feature=emb_logo | 1 час | 10.12 | |
15 | Образование и самообразование https://www.youtube.com/watch?v=aw3qIfJSFXw&feature=emb_logo | 1 час | 17.12 | |
16 | Одноклассники, сверстники, друзья. https://www.youtube.com/watch?v=u8xqWWKCCbk&feature=emb_logo | 1 час | 24.12 | |
17 | Практикум по теме: «Школа» https://infourok.ru/urok-obschestvoznaniya-v-klasse-urokpraktikum-shkola-1588726.html | 1 час | 14.01 | |
| Тема 4. Труд (6 часов) |
18 | Труд – основа жизни https://www.youtube.com/watch?v=23tBkl05Fo0&feature=emb_logo | 1 час | 21.01 | |
19 | Труд – основа жизни https://www.youtube.com/watch?v=23tBkl05Fo0&feature=emb_logo | 1 час | 28.01 | |
20 | Труд и творчество. https://www.youtube.com/watch?v=NjoxQhIfSPQ&feature=emb_logo | 1 час | 04.02 | |
21 | Труд и творчество. https://www.youtube.com/watch?v=NjoxQhIfSPQ&feature=emb_logo | 1 час | 11.02 | |
22 | Практикум по теме: «Труд» https://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2015/06/02/praktikum-uchimsya-truditsya-i-uvazhat-trud | 1 час | 18.02 | |
23 | Практикум по теме: «Труд» | 1 час | 25.02 | |
| Тема 5. Родина (11 часов) |
24 | Наша Родина-Россия. https://www.youtube.com/watch?v=99ubC_IV_MA&feature=emb_logo | 1 час | 04.03 | |
25 | Наша Родина-Россия. https://www.youtube.com/watch?v=99ubC_IV_MA&feature=emb_logo | 1 час | 11.03 | |
26 | Государственные символы России. https://www.youtube.com/watch?v=wwaQC6vQgcs&feature=emb_logo | 1 час | 18.03 | |
27 | Государственные символы России. https://www.youtube.com/watch?v=wwaQC6vQgcs&feature=emb_logo | 1 час | 01.04 | |
28 | Гражданин России https://www.youtube.com/watch?v=DdonPzZuspU&feature=emb_logo | 1 час | 08.04 | |
29 | Гражданин России https://www.youtube.com/watch?v=DdonPzZuspU&feature=emb_logo | 1 час | 15.04 | |
30 | Мы – многонациональный народ. https://www.youtube.com/watch?v=Ld2hSgDLqkY&feature=emb_logo | 1 час | 22.04 | |
31 | Мы – многонациональный народ. https://www.youtube.com/watch?v=Ld2hSgDLqkY&feature=emb_logo | 1 час | 29.04 | |
32 | Практикум по теме: «Родина» https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/260146-prakticheskaja-rabota-po-teme-nasha-rodinaro | 1 час | 06.05 | |
33 | Практикум по теме: «Родина» https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/260146-prakticheskaja-rabota-po-teme-nasha-rodinaro | 1 час | 13.05 | |
34 | Заключительный урок за курс 5 класс по «Обществознанию» https://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2015/06/04/itogovoe-povtorenie-kursa-5-klassa | 1 час | 22.05 | |