Рабочая программа по обществознанию для 8 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки от 17 декабря 2010 года №1897, в ред. от 31.12.2015г.); Закона РФ об образовании №273-ФЗ от 21.12.2012г.; Рабочих программ к предметной линии учебников под редакцией О.А.Котовой, Т.Е.Лисковой. 6-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений; учебного плана МОУ Ликино-Дулёвская гимназия; Примерной учебной программы по обществознанию для общеобразовательных учреждений в 6-9 классах, рекомендованной Министерством образования РФ.
Данная рабочая программа ориентирована на учебники:
Изучение курса позволяет заложить у учащихся комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: экономика, о роли экономики в жизни каждого человека и общества в целм, о ее влиянии на различные стороны жизни, а также подробно изучат многообразие социальных общностей и групп, процессы, происходящие в социальной сфере, и социальную структуру общества в РФ.
Изучение обществознания в 8 классе – это следующий этап изучения предмета, который ориентирован на формирование целостного представления об обществе. В курсе 8 класса изучаются два направления –социальная сфера и экономика.
В рабочей программе учтены основные положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Расширенное изучение предмета осуществляется за счёт интенсификации и компьютеризации учебного процесса; блочного изучения общественных отношений. На всех уроках идёт последовательное правовое развитие. Особое внимание уделяется работе по краеведению-изучению законов и порядков Московской области, что способствует воспитанию чувства патриотизма, уважения к закону и ценностям отечественной культуры, в т. ч., культуре родного края.
Особое место в изучении курса обществознания в 8 классе отводится привитию навыков исследовательской, проектной работы; подготовке к гимназическому Дню науки, районному конкурсу творческих работ «Старт в науку», другим различным турнирным формам по предмету, олимпиадам.
Курс обществознания в 8 классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию системно-деятельностного подходов к обучению предмету:
-
развитие у личности экономического образа мышления, социального поведения, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
-
воспитание толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
-
освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования, и самообразования;
-
овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;
-
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения.
Программа соответствует расширенному уровню федерального государственного стандарта основного общего образования по курсу обществознание. Согласно учебного плана гимназии на 2020-2021 уч. год объем учебной нагрузки составляет 34 часа - 1 час в неделю.
Контроль за результатами обучения осуществляется через использование следующих видов контроля: входной, текущий, тематический, итоговый. При этом используются различные формы контроля: беседа по вопросам, тестирование, письменный опрос, подготовка сообщений; работа по карточкам; составление схем, таблиц, написание эссе, сообщение на историко-культурную темы.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме контрольных работ, контрольного тестирования, письменного развернутого ответа на проблемный вопрос, презентации проектов.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
-
содействие самоопределению личности, созданию условий для её реализации;
-
формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на её совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;
-
воспитание гражданственности и любви к Родине;
-
создание у обучающихся целостных представлений о жизни общества и человека в нём, адекватных современному уровню научных знаний;
-
выработка основ нравственной, правовой, политической, экологической культуры;
Личностными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения и качества:
-
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
-
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
-
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
-
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
-
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
-
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
-
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
-
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами изучения курса «Обществознание» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
-
самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока;
-
самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
-
самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
-
работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
-
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
-
самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
-
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
-
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
-
излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
-
осуществлять анализ и синтез;
-
устанавливать причинно-следственные связи;
-
строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат.
Коммуникативные УУД:
-
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-
уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
-
уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-
выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
-
задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Обществознание» является сформированность следующих умений:
• объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
• различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
• раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
• характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;
• характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
• объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства;
• называть и конкретизировать примерами виды налогов;
• характеризовать функции денег и их роль в экономике;
• раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
• анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
• формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;
• раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
• характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
• использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;
• обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха;
• анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;
• выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;
• анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;
• решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
• грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
• сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет;
• описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы;
• объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
• характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;
• конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
• характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
• объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;
• выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;
• находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа.
2. Содержание учебного предмета
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система
Наименование разделов | Кол-во часов | Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся |
Введение. | 1 | Написание вводной контрольной работы. Выбор наиболее эффективных способов решения задач, контролирование и оценивание процесса и результата деятельности. Понимание место человека в обществе и свою собственную роль в окружающем мире. |
Глава I. Мир экономики | 15 | Умение определять основные понятия по теме. Выявление особенностей и признаков объектов, приведение примеров в качестве доказательства выдвигаемых положений. Взаимодействие в ходе групповой работы, ведение диалога, участие в дискуссии, принятие другого мнения и позиции, допущение существование различных точек зрения. Составление плана (тезисов) статьи учебника. Устный или письменный ответ на вопрос. |
Глава II. Человек в экономических отношениях. | 9 | Умение определять основные понятия по теме. Формирование умений построения и реализации новых знаний, изучение содержания параграфа учебника, работа с обществоведческим материалом, составление тезисного плана статьи. Работа в парах. Поиск в тексте незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Устный или письменный ответ на вопрос. |
Глава III. Социальная сфера. | 7 | Умение определять основные понятия по теме. Формирование умений построения и реализации новых знаний, изучение содержания параграфа учебника, работа с обществоведческим материалом, составление тезисного плана статьи. Приведение примеров в качестве доказательства выдвигаемых положений. Устный или письменный ответ на вопрос. |
Повторение. | 2 | Актуализация знаний по пройденным темам. Применение основных обществоведческих терминов и понятий; преобразование в соответствии с решаемой задачей. |
Всего: 34 часа |
3. Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Примечание (д/з) | Планируемые сроки | Фактические сроки |
8 А | 8 Б |
1 | Введение. 1 час. Вводная контрольная работа. Инструктаж по ОТ и ТБ | | 1 неделя | | |
2 | Глава I. Мир Экономики(15ч) Экономика и ее роль в жизни общества | § 1 | 2 неделя | | |
3 | Типы экономических систем | § 2 | 3 неделя | | |
4 | Спрос и предложение | § 3 | 4 неделя | | |
5 | Как рынок регулирует экономику | § 4 | 5 неделя | | |
6 | Как рынок регулирует экономику | § 4 | 6 неделя | | |
7 | Экономика фирмы | § 5 | 7 неделя | | |
8 | Роль государства в экономике | § 6 | 8 неделя | | |
9 | Деньги и их функции | § 7 | 9 неделя | | |
10 | Для чего нужны банки | § 8 | 10 неделя | | |
11 | Занятость и безработица | § 9 | 11 неделя | | |
12 | Налоги | § 10 | 12 неделя | | |
13 | Государственный бюджет | § 11 | 13 неделя | | |
14 | Как развивается экономика | § 12 | 14 неделя | | |
15 | Повторительно-обобщающий урок «Мир экономики» | Повтор. гл.1 | 15 неделя | | |
16 | Контрольная работа №1 | Подготовка к к/р | 16 неделя | | |
17 | Глава II.Человек в экономических отношениях. (9 ч) Труд в современной экономике | § 13 | 17 неделя | | |
18 | Предпринимательство. | § 14 | 18 неделя | | |
19 | Предпринимательство. | § 14 | 19 неделя | | |
20 | Личные финансы | § 15 | 20 неделя | | |
21 | Экономика семьи | § 16 | 21 неделя | | |
22 | Экономика семьи | § 16 | 22 неделя | | |
23 | Права потребителя. | § 17 | 23неделя | | |
24 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек в экономических отношениях» | Повтор. § 13-17 | 24 неделя | | |
25 | Контрольная работа №2 | Подготов..к к/р | 25 неделя | | |
26 | Глава III. Мир социальных отношений Социальная структура общества | § 18 | 26 неделя | | |
27 | Как изменяется социальная структура общества. | § 19 | 27 неделя | | |
28 | Какие группы составляют современное российское общество | § 20 | 28 неделя | | |
29 | Этнические общности. Россия — многонациональное государство. | § 21 | 29 неделя | | |
30 | Социальная политика современного российского государства | § 22 | 30 неделя | | |
31 | Социальная политика современного российского государства | § 22 | 31 неделя | | |
32 | Мир социальных отношений. | С.76 | 32 неделя | | |
33 | Итоговая контрольная работа | Повтор.гл.1-3 | 33 неделя | | |
34 | Итоговое повторение | Повтор.гл.1-3 | 34 неделя | | |
Контроль результатов усвоения программного материала в 8 классах.
№ | Тема урока | Планируемые сроки | Фактические сроки |
8 А | 8 Б |
1 | Вводная контрольная работа. | 1 неделя | | |
2 | Контрольная работа по главе I. | 16 неделя | | |
3 | Контрольная работа по главе II. | 25 неделя | | |
4 | Итоговая контрольная работа. | 33 неделя | | |