Миллеровский район, сл.Рогалик
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Рогаликовская основная общеобразовательная школа.
Утверждаю
директор МБОУ
Рогаликовской ООШ
_______ Сидоренко В.П.
Приказ №75 от 28.08.18
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обществознанию
основного общего образования в 9 классе
Количество часов: 33 ч
Учитель: Голоколосова Ольга Ивановна
Программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. Обществознание Программы общеобразовательных учреждений 6-11кл.М. Просвещение 2015г.
1.Пояснительная записка
Образовательная программа составлена в соответствии с:
1. федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования
2.авторской программой по обществознанию Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой; Л.Ф.Ивановой, А.И. Матвеева, включенной в сборник: «Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание 6 -11 классы» – М. «Просвещение» 2015г.
3.федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
4.обязательным минимумом содержания учебных программ.
Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.
Задачи программы:
способствовать расширению представлений учащихся о предмете и структуре обществознания, его отличии от
других наук, месте в системе социальных и гуманитарных наук;
формировать систему знаний об обществе, его структуре, важнейших подсистемах и принципах функционирования;
содействовать социализации учащихся, приобщению их к комплексу социальных ценностей, правил и норм, пониманию и использованию прав в различных сферах общественной жизни, осознанию и выполнению обязанностей;
охарактеризовать особенности взаимодействия отдельного человека с общественной средой, природой, государством, различными социальными группами и институтами;
рассмотреть важнейшие компоненты человеческой природы: биологические и социальные потребности, мышление и речь, деятельность и ценности, способности и характер, моральные нормы и культурные установки, восприятие и самосознание;
описать взаимодействие человека, общества и природы, воздействие производственной деятельности человека на природную среду и влияние природных условий на социальные процессы; отношение человека к своему месту в эволюции живого мира и к природе, негативные результаты хозяйственной деятельности человека, экологический кризис и возможные пути его преодоления; законодательное регулирование охраны природы;
познакомить учащихся с различными видами межличностных отношений и их отличиями, показать роль общения в межличностных отношениях, определив условия его успешности, причины возникновения конфликтных ситуаций и варианты их разрешения;
описать развитие общества в его статике и динамике, уделив отдельное внимание строению каждой из его важнейших сфер и принципам их взаимодействия, устройству главных социальных институтов; дать представление о важнейших тенденциях в развитии современного мира, о глобализации и глобальных мировых проблемах.
Цели обучения:
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
2.Место предмета «Обществознание» в учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание», из расчета 1 учебный час в неделю.
В соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком и расписанием учебных занятий на 2018-2019 учебный год на изучение обществознания отводится 1 час в неделю, 33 часа в год.В связи с тем, что государственные праздники(7.01) выпадают на рабочие дни, уроки за год сокращаются на 1 час Программа выполняется за счет уплотнения тем . Программа реализуется в полном объеме.
3.Содержание учебного предмета.
Введение (1ч).
Тема 1. Политика и социальное управление (10ч).
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.
Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.
Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.
Гражданское общество. Местное самоуправления. Пути формирования гражданского общества в РФ.
Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии движения в РФ. Участие партий в выборах.
Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Контрольная работа
Тема 2. Право(22ч).
Право, его роль в жизни человека, общество и государство. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.
Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.
Конституция – основной закон РФ.
Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Понятие прав свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека – идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантия. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.
Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.
Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.
Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.
Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.
Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Социальные права. Жилищные правоотношения.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условия вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.
Правовое регулирование отношений в сфере образования.
Контрольная работа
4.Учебно-тематический план
№ п/п | Разделы учебной программы и основные содержательные линии | Всего часов |
Контр. раб |
1 | Вводный урок. | 1 | |
3 | Тема 1. Политика и социальное управление . | 10 | 1 |
4 | Тема 2. Право . | 22 | 1 |
| ИТОГО ЗА ГОД | 33 | 2 |
5. Календарно-тематический план
№ | Тема урока | Дата | Всего часов |
1 | Введение Политика и власть | 3.09 | 1 |
2 | Политика Государство. | 10.09 | 10 1 |
3-4 | Политические режимы . | 17.09 24.09 | 2 |
5 | Правовое государство | 1.10 | 1 |
6 | Гражданское общество и государство | 8.10 | 1 |
7 | Гражданское общество и государство | 15.10 | 1 |
8 | Участие граждан в политической жизни | 22.10 | 1 |
9 | Политические партии и движения | 12.11 | 1 |
10 | Политические партии и движения | 19.11 | 1 |
11 | Контрольная работа по теме «Политика» | 26.11 | 1 |
12 | Право Право и его роль в жизни общества и государства. Анализ контр.раб | 3.12 | 21 1 |
13 | Правоотношения и субъекты права | 10.12 | 1 |
14 | Правонарушения и юридическая ответственность | 17.12 | 1 |
15 | Правоохранительные органы | 24.12 | 1 |
16 | Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ | 14.01 | 1 |
17 | Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ | 21.01 | 1 |
18 | Как решить проблему коррупции. Законодательная власть. | 28.01 | 1 |
19 | Права и свободы человека и гражданина | 4.02 | 1 |
20 | Права и свободы человека и гражданина | 11.02 | 1 |
21 | Гражданские правоотношения | 18.02 | 1 |
22 | Право на труд. Трудовые правоотношения | 25.02 | 1 |
23 | Семейные правоотношения | 4.03 | 1 |
24 | Административные правоотношения | 11.03 | 1 |
25 | Уголовно-правовые отношения | 18.03 | 1 |
26 | Уголовно-правовые отношения | 1.04 | 1 |
27 | Социальные права | 8.04 | 1 |
28 | Международно-правовая защита жертв международных конфликтов. | 15.04 | 1 |
29 | Международно-правовая защита жертв международных конфликтов. | 22.04 | 1 |
30 | Всеобщая Декларация прав человека. Конвенция о правах ребенка | 29.04 | 1 |
31 | Правовое регулирование отношений в сфере образования | 6.05 | 1 |
32 | Контрольная работа по теме «Право» | 13.05 | 1 |
33 | Итоговая контрольная работа по курсу обществознание в 9 кл | 20.05 | 1 |
| | | |
6.Результат подготовки выпускников
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен
Знать/понимать
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
первичного анализа и использования социальной информации;
сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Критерии оценивания.
Критерии оценки устного ответа:
глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко).
Критерии оценки работы на уроке:
активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий оценивается пятью баллами;
активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе выполнения задания - четырьмя;
неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности – тремя баллами;
полное отсутствие активности - отметка «2»;
Критерии оценки тестового задания:
Критерии оценки сообщения или проекта:
глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;
привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ - четырьмя;
выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные вопросы – тремя баллами;
полное отсутствие работы - отметка «2»;
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по
педагогического совета УВР___ Улейская З.П.
от 27.08.2018 г. №1 27.08 2018 г.
Председатель педсовета
______ Сидоренко В.П.