Миллеровский район, сл.Рогалик
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Рогаликовская основная общеобразовательная школа.
Утверждаю
директор МБОУ
Рогаликовской ООШ
_______Сидоренко В.П.
Приказ от 28.08.18 №75
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обществознанию
основного общего образования в 8 классе
Количество часов: 35 ч
Учитель: Голоколосова Ольга Ивановна
Программа разработана на основе Примерной программы основного общего
образования по обществознанию и авторской программы Боголюбов
Л.Н.,Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. Обществознание. Программы
общеобразовательных учреждений 6-11кл.М. Просвещение 2017г.
.
.
1.Пояснительная записка
Образовательная программа составлена в соответствии с:
1. федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования
2.авторской программой по обществознанию Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой; Л.Ф.Ивановой, А.И. Матвеева, включенной в сборник: «Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание 6 -11 классы» – М. «Просвещение» 2015г.
3.федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
4.обязательным минимумом содержания учебных программ.
Изучение обществознания в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
1. Развитие личности в ответственный период социального взросления человека, её познавательных интересов, критического мышления в процессе воспитания социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации.
2. Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации.
3. Освоение на уровне функциональной грамотности системы необходимых для социальной адоптации знаний: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина.
4. Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях.
5. Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.
2. Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» из расчета 1 учебный час в неделю. Авторская программа для 8 класса рассчитана на 35 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю.
Ведущей структурной моделью для организации занятий по обществознанию является комбинированный урок. Изменения в рабочей программе: количество часов по авторской программе – 35, по рабочей программе – 35 часов
3.Содержание учебного предмета
Тема 1. Личность и общество (4ч)
Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.
Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в XXI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности. Повторительно-обобщающий урок по теме: «Личность и общество».
Тема 2. Сфера духовной культуры (9 ч)
Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.
Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло — лавные понятия этики. Критерии морального поведения.
Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность.
Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний самоконтроль человека.
Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков.
Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование.
Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание poли научных исследований в современном мире.
Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.
Повторительно- обобщающий урок по теме: «Сфера духовной культуры». Контрольная работа
Тема 3. Экономика (14 ч)
Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага, альтернативная стоимость (цена выбора).
Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем.
Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.
Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.
Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.
Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предприниматель- ГОО и фермерское хозяйство.
Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.
Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.
Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.
Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит.
Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика. Повторительно- обобщающий урок по теме: «Экономика». Контрольная работа.
Тема 4. Социальная сфера (8 ч)
Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения.
Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями.
Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни. Повторительно- обобщающий урок по теме: « Социальная сфера». Контрольная работа.
4. Тематический план.
№ | Наименование тем | Всего часов | Контр. раб |
1 | Личность и общество | 4 | |
2 | Сфера духовной культуры | 9 | 1 |
3 | Экономика | 14 | 1 |
4 | Социальная сфера | 8 | 1 |
| Итого | 35 | 3 |
5. Календарно-тематический план.
№ ур. | Дата | Кол. часов | Тема урока |
1 | 4.09 | 1 | Тема 1. Личность и общество (4ч.) Личность. Социализация индивида. |
2 | 11.09 | 1 | Общество как форма жизнедеятельности людей. |
3 | 18.09 | 1 | Социальные изменения и их формы. |
4 | 25.09 | 1 | Повторение по теме: «Личность и общество» |
| | | |
5 | 2.10 | 1 | Тема 2. Сфера духовной культуры (9 ч.) Сфера духовной культуры и её особенности. |
6 | 9.10 | 1 | Мораль. Основные ценности и нормы морали. |
7 | 16.10 | 1 | Долг и совесть. Долг общественный и долг моральный. |
8 | 23.10 | 1 | Моральный выбор. Свобода и ответственность. |
9 | 6.11 | 1 | Значимость образования в условиях информационного общества. |
10 | 13.11 | 1 | Наука, её значение в жизни современного общества. |
11 | 20.11 | 1 | Религия как одна из форм культуры. |
12 | 27.11 | 1 | Повторение по теме: «Сфера духовной культуры» |
13 | 412 | 1 | Контрольная работа по теме: «Сфера духовной культуры» |
14 | 11.12 | 1 | Тема 3. Экономика (14 ч) Потребности и ресурсы. |
15 | 18.12 | 1 | Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. |
16 | 25.12 | 1 | Собственность. |
17 | 15.01 | 1 | Рыночный механизм регулирования экономики. |
18 | 22.01 | 1 | Производство. |
19 | 29.01 | 1 | Предпринимательство. |
20 | 5.02 | 1 | Роль государства в экономике. |
21 | 12.02 | 1 | Распределение. |
22 | 19.02 | 1 | Потребление. |
23 | 26.02 | 1 | Реальные и номинальные доходы. |
24 | 5.03 | 1 | Безработица, её причины. |
25 | 12.03 | 1 | Мировое хозяйство. |
26 | 19.03 | 1 | Повторение по теме: «Экономика» |
27 | 2.04 | 1 | Контрольная работа по теме: «Экономика» |
28 | 9.04 | 1 | Тема 4. Социальная сфера (8ч) Социальная структура общества. |
29 | 16.04 | 1 | Социальный статус и социальная роль. |
30 | 23.04 | 1 | Этнические группы. |
31 | 30.04 | 1 | Отклоняющееся поведение. |
32 | 7.05 | 1 | Повторение по теме: «Социальная сфера» |
33 | 14.05 | 1 | Тестирование по теме: «Социальная сфера» |
34 | 21.05 | 1 | Итоговое тестирование по курсу обществознания 8 кл. |
35 | 28.05 | 1 | Итоговое тестирование по курсу обществознания 8 кл. |
6.Требования к результатам обучения курса обществознания.
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:
мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания основной школы проявляются в:
умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
использование элементов причинно-следственного анализа;
исследование несложных реальных связей и зависимостей;
определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.);
выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
подкрепление изученных положений конкретными примерами;оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде;
выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:
относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия;
знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать) имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями; давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
понимание значения коммуникации в межличностном общении;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как к высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия, своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Критерии оценивания.
Критерии оценки устного ответа:
глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко).
Критерии оценки работы на уроке:
активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий оценивается пятью баллами;
активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе выполнения задания - четырьмя;
неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности – тремя баллами;
полное отсутствие активности - отметка «2»;
Критерии оценки тестового задания:
Критерии оценки сообщения или проекта:
глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;
привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ - четырьмя;
выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные вопросы – тремя баллами;
полное отсутствие работы - отметка «2»;
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
педагогического совета __________ Улейская З.П.
от 21.08.2018 г. №1 21.08 2018 г.
Председатель педсовета
______ Сидоренко В.П.