ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Обществознанию
профильный уровень
10 - А класс
Составитель рабочей программы:
Свиридова Елена Викторовна
2021
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 10-А класса составлена на основе:
-Примерной программы для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по обществознанию (профильный уровень) для X-XI классов;
-Авторской программы «Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Лазебникова А.Ю. Обществознание. 10-11 классы. Профильный уровень/ Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. — М.: Просвещение, 2011».
Предмет «Обществознание » изучается на уровне среднего общего образования (профильный уровень) в 10-А классе (педагогический профиль) как самостоятельный учебный предмет, без разделов «Экономика» и «Право».
Рабочая программа по обществознанию (профильный уровень) рассчитана на 102 часа в год, из расчета 3 учебных часа в неделю для учащихся 10-А класса на 2021-2022 гг.
Цели и задачи изучения предмета «Обществознание»
Изучение обществознания на профильном уровне в 10-А классе направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, правовой и политической культуры, социального мышления; познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин; критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке; способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание гражданской позиции юношества, основанной на идеях патриотизма, уважения к традициям и культуре общества, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям;
- освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего профессионального образования и самообразования социально-гуманитарной направленности;
- овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для профессиональной подготовки и для выполнения типичных социальных ролей;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений как основы для осмысления первоисточников научной информации и для решения актуальных задач в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий, познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности.
Планируемые результаты освоения предмета «Обществознание»
в 10-А классе в 2021-2022 гг.
Личностные результаты:
1) развитие мировоззренческих убеждений,воспитание гражданственности, патриотизма, этнической идентичности, развитие мировоззренческих убеждений на основе осмысления учениками исторически сложившихся культурных, религиозных, национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; к выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; осознание своего места в поликультурном обществе;
4) формирование осознанного уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном и внешкольном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, культурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие социального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии), делать выводы;
7) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе,находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
8) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
Предметные результаты.
В результате тематического изучения обществознания на уровне среднего общего образования: выпускник на профильном уровне научится:
Социально-гуманитарные знания
характеризовать социальные науки, которые являются базовыми для профильного обществоведческого курса: философии, социологии, политологии и социальной психологии;
- раскрывать особенности профессиональной деятельности, требующей специальной подготовки в социально-гуманитарной подготовки.
Введение в философию
использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной деятельности и повседневной жизни;
оценивать разнообразные явления и процессы общественного развития;
характеризовать основные методы научного познания;
выявлять особенности социального познания;
различать типы мировоззрения;
объяснять специфику взаимовлияния двух миров социального и природного в понимании природы человека и его мировоззрения;
выражать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и аргументировать ее;
устанавливать причинно-следственные связи между состоянием различных сфер жизни общества и общественным развитием в целом;
выявлять, опираясь на теоретические положения и материалы СМИ, тенденции и перспективы общественного развития;
систематизировать социальную информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его структурных элементов, процессов, понятий) и представлять ее в разных формах (текст, схема, таблица).
Введение в социальную психологию
анализировать ситуации, связанные с различными способами разрешения социальных конфликтов;
выражать собственное отношение к различным способам разрешения социальных конфликтов;
высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в современных условиях/
Основное содержание программы
Класс: 10-А
Обществознание
Учебно-тематический план
№/п | Содержание программного материала | Количество часов |
1. | Введение | 1 |
2. | Раздел I .Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность | 16 |
3. | Раздел II. Общество и человек | 24 |
| Тема 1. Общество | 12 |
| Тема 2. Человек | 12 |
4. | Раздел III. Деятельность как способ существования людей | 12 |
5. | Раздел IV. Сознание и познание | 17 |
6. | Раздел V. Личность и межличностные отношения | 31 |
| Тема 1. Личность | |
| Тема 2. Межличностные отношения | |
7. | Итоговое обобщение | 1 |
8. | Итого | 102 |
Календарно-тематическое планирование
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
10-А
№/ п | № | Тема урока | Дата проведения | Примечание | |
По плану | По факту | |
1. | 1 | Введение. | 02.09. | | | |
Раздел I. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность (16 уроков) |
2. | 1 | Естественно-научные и социально-гуманитарные знания | 02.09. | | Обществ. 10 класс профильный § 1 | |
3. | 2 | Социальные науки, их классификация | 06.09. | | § 1понятия | |
4. | 3 | Философия и наука | 08.09. | | § 2 | |
5. | 4 | Социология, политология, социальная психология как общественные науки | 08.09. | | таблица в тетради | |
6. | 5 | Основные этапы развития социально-гуманитарных знаний | 13.09. | | § 3 | |
7. | 6 | Древние мыслители о мире и человеке | 15.09. | | § 2сообщения | |
8. | 7 | Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху | 15.09. | | § 4сообщения | |
9. | 8 | Общественная мысль России XIX века | 20.09. | | § 4 | |
10. | 9 | Философские искания XIX века | 22.09. | | § 3 | |
11. | 10 | Русская философская мысль начала XX века | 22.09. | | § 4 | |
12. | 11 | Профессиональная деятельность | 27.09. | | § 5-6 | |
13. | 12 | Потребности современного общества вспециалистах социально-гуманитарного профиля | 29.09. | | таблица | |
14. | 13 | Основные профессии социально-гуманитарного профиля | 29.09. | | задание в тетради | |
15. | 14 | Профессиональные образовательные учреждения | 04.10. | | сообщения | |
16. | 15 | Основные профессии социально-гуманитарного профиля (практикум) | 06.10. | | | |
17. | 16 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность» | 06.10. | | § 1-6 | |
Раздел II. Общество и человек(24 урока) Тема 1. Общество (12 часов) |
18. | 1 | Общество как форма совместной жизнедеятельности людей | 11.10. | | Обществ. 10 класс базовый §1 | |
19. | 2 | Отличия общества от социума | 13.10. | | § 1 | |
20. | 3 | Общество как сложная динамическая система | 13.10. | | § 2 | |
21. | 4 | Социальная система, ее подсистемы и элементы | 18.10. | | § 2 | |
22. | 5 | Типология обществ | 20.10. | | § 2 | |
23. | 6 | Восток и Запад. Типология цивилизаций | 20.10 | | конспект | |
24. | 7 | Формации и цивилизации. Понятие культуры | 01.11. | | § 2 | |
25. | 8 | Исторический процесс и его участники | 03.11 | | § 3 | |
26. | 9 | Общественный прогресс. | 03.11 | | § 3 | |
27. | 10 | Свобода и необходимость в человеческой деятельности | 08.11 | | § 7 | |
28. | 11 | Свобода и ответственность (практикум) | 10.11. | | повторить §1,2,3,7 | |
29. | 12 | Повторительно-обобщающий урок по теме 1: «Общество» | 10.11. | | повторить §1,2,3,7 | |
Тема 2. Человек (12 часов) |
30. | 1 | Происхождение человека и становление общества | 15.11. | | теории происхождения человека | |
31. | 2 | Природа и человека | 17.11. | | конспект | |
32. | 3 | Человечество как результат биологическо и социокультурной эволюции | 17.11. | | конспект | |
33. | 4 | Сущность человека как проблема философии | 22.11. | | § 4 | |
34. | 5 | Социальная сущность деятельности | 24.11. | | § 4 | |
35. | 6 | Мышление и деятельность | 24.11. | | § 5 | |
36. | 7 | Язык как форма мысли | 29.11. | | конспект | |
37. | 8 | Понятие информации | 01.12. | | конспект | |
38. | 9 | Человек как духовное существо | 01.12. | | § 11 | |
39. | 10 | Цель и смысл жизни человека | 06.12. | | § 11 | |
40. | 11 | Человек (практикум) | 08.12 | | повторить §4,5,11 | |
41. | 12 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек» | 08.12. | | | |
Раздел III. Деятельность как способ существования людей (12 часов) |
42. | 1 | Многообразие деятельности | 13.12. | | § 5 | |
43. | 2 | Потребности и интересы | 15.12. | | § 5 | |
44. | 3 | Типология деятельности | 15.12. | | § 6 | |
45. | 4 | Деятельность в сфере духовной культуры | 20.12. | | § 10 | |
46. | 5 | Освоение ценностей духовной культуры | 22.12. | | § 10 | |
47. | 6 | Мотивация деятельности и социальные приоритеты | 22.12. | | § 5 | |
48. | 7 | Трудовая деятельность | 25.12 | | | |
49. | 8 | Социология труда. Социальное партнерство | | | вопросы в тетради | |
50. | 9 | Политическая деятельность | | | конспект | |
51. | 10 | Власть и политика. Легитимность власти | | | конспект | |
52. | 11 | Деятельность как форма существования людей (практикум) | | | повторить § 5, 6,10 | |
53. | 12 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Деятельность как форма существования людей» | | | | |
Раздел IV. Сознание и познание (17 часов) |
54. | 1 | Проблема познаваемости мира | | | Обществ. 10 профильный§ 21 | |
55. | 2 | Понятие об агностицизме | | | § 21понятия | |
56. | 3 | Познавательная деятельность | | | § 21 | |
57. | 4 | Чувственное и рациональное познание | | | § 21схема | |
58. | 5 | Истина, ее критерии | | | § 22 таблица | |
59. | 6 | Понятие научной истины | | | § 22 | |
60. | 7 | Виды и уровни человеческих знаний | | | § 23понятия | |
61. | 8 | Мифологическое и рационально-логическое знание | | | § 23 сообщения | |
62. | 9 | Научное познание | | | § 24 | |
63. | 10 | Дифференциация и интеграция научного знания | | | § 24 | |
64. | 11 | Социальное познание, его особенности | | | § 25 | |
65. | 12 | Знание и сознание | | | § 25 | |
66. | 13 | Общественное и индивидуальное сознание | | | § 25 | |
67. | 14 | Теоретическое и обыденное сознание | | | вопросы в тетради | |
68. | 15 | Самосознание и его роль в развитии личности | | | § 26 | |
69. | 16 | Самопознание и самооценка (практикум) | | | § 27 | |
70. | 17 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Сознание и познание» | | | повторить § 21- 27 | |
Раздел V. Личность и межличностные отношения (31 час) |
Тема 1. Личность (11 часов) |
71. | 1 | Индивид, индивидуальность, личность | | | § 28 | |
72. | 2 | Структура личности | | | § 28 | |
73. | 3 | Периодизация развития личности | | | § 28 | |
74. | 4 | Понятие возраста в психологии | | | § 29 | |
75. | 5 | Направленность личности. Социальная установка | | | § 30 | |
76. | 6 | Ценностные ориентации личности, убеждения | | | §30 | |
77. | 7 | Ценностные ориентации (практикум) | | | § 30 | |
78. | 8 | Социальное поведение | | | конспект | |
79. | 9 | Социальная принадлежность и социальная позиция | | | вопросы к § 30 | |
80. | 10 | Становление личности | | | § 29 | |
81. | 11 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Личность» | | | повторить § 28-30 | |
Тема 2. Межличностные отношения (20 часов) |
82. | 1 | Общение как обмен информацией | | | § 31 | |
83. | 2 | Средства межличностной коммуникации | | | § 31 | |
84. | 3 | Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция | | | § 32 | |
85. | 4 | Общение в юношеском возрасте | | | § 32 | |
86. | 5 | Общение как взаимопонимание | | | § 33 | |
87. | 6 | Идентификация в межличностном общении | | | § 33 | |
88. | 7 | Малые группы | | | § 34 | |
89. | 8 | Референтная группа | | | § 34 | |
90. | 9 | Межличностные отношения в группах | | | § 35 | |
91. | 10 | Эффекты и стереотипы межличностного восприятия | | | сравнит. таблица | |
92. | 11 | Межличностная совместимость | | | § 34 | |
93. | 12 | Групповая сплоченность | | | § 35 | |
94. | 13 | Конформность, нонконформность, самоопределение личности | 09.05 | | § 36 понятия | |
95. | 14 | Семья как малая группа | 09.05 | | § 37 | |
96. | 15 | Психология семейных взаимоотношений (практикум) | 11.05 | | § 37 | |
97. | 16 | Гендерное поведение | 16.05 | | § 37 | |
98. | 17 | Антисоциальные группы | 16.05 | | § 38 таблица | |
99. | 18 | Дедовщина и другие формы насилия в группе | 18.05 | | § 39 | |
100. | 19 | Пути конструктивного разрешения конфликта (практикум) | 23.05 | | § 39 | |
101. | 20 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Межличностные отношения» | 23.05 | | § 31-39 | |
102. | | Итоговое обобщение | 24.05 | | | |