Рабочая программа по обществознанию
среднего общего образования
для 11 класса
(профильный уровень)
Пояснительная записка
Автор программы | Боголюбов Л.Н. Программа. Обществознание 10 – 11 класс, базовый уровень. М., Просвещение, 2014г |
Количество часов | 99ч. т.е. 3 урока в неделю |
УМК | «Обществознание» (профильный уровень): для 11 класса — под редакцией Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, А. И. Матвеева, М, «Просвещение». 2014г |
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения обществознания на профильном уровне в 11 классе ученик должен
Знать/понимать
социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы ;
основные социальные институты и процессы;
различные подходы к исследованию проблем человека и общества;
особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного познания.
Уметь
характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;
осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;
сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
объяснять: внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;
формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
подготовить аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;
осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами
ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции,
оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;
самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации;
нравственной оценки социального поведения людей;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений;
ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Основное содержание курса Обществознание 10 - 11 класс (204 часа)
Специфика социально-гуманитарного знания ( 6 час)
Естественнонаучные и социально-гуманитарные знания, их общие черты и отличия. Социальные науки, их классификация.
Основные этапы развития социально-гуманитарного знания.
Основные специальности в области социально-гуманитарного знания Профессиональные образовательные учреждения социально-гуманитарного профиля. Основные профессии, связанные с социально-гуманитарными знаниями.
Введение в философию ( 6 час)
Место философии в системе обществознания. Философия и наука. Смысл философских проблем Основные функции философии. (2 часа).
Философия человека. (8 час)
Сущность человека как проблема философии. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции. Человек как стремление быть человеком.
Деятельность как способ существования людей. Потребности и интересы. Мотивация деятельности и социальные приоритеты.
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и произвол. Свобода и ответственность. Свобода выбора.
Мышление и деятельность. Соотношение мышления и языка. Язык как форма мысли. Понятие информации.
Знание, сознание, познание. ( 10 ч )
Виды и уровни человеческих знаний Опыт и знание. Мифологическое и рационально-логическое знание. Знание и сознание.
Теоретическое и обыденное сознание. Мировоззрение, его виды и формы. Философия. Религия. Искусство. Право. Мораль. Нравственная культура.
Онтология и теория познания. Проблема познаваемости мира. Наука, основные особенности методологии научного мышления.
Понятие научной истины, её критерии. Относительность истины. Истина и заблуждение.
Дифференциация и интеграция научного знания. Особенности наук, изучающих общество и человека. Современные проблемы социальных и гуманитарных наук.
Понятие культуры. Многообразие и диалог культур. Культуры и цивилизации.
Социальная философия ( 14 ч )
Социум как особенная часть мира. Факторы изменения социума. Типы социальной динамики. Революционное и эволюционное в историческом процессе.
Формации и цивилизации. Типологии обществ. Дискуссии о постиндустриальном и информационном обществе.
Системное строение общества. Структура общества. Социальная система и ее среда.
Многообразие и неравномерность процессов общественного развития. Проблема общественного прогресса.
Процессы глобализации и становление единого человечества. Социально-гуманитарные последствия перехода к информационному обществу.
Духовная жизнь людей. Общественное и индивидуальное сознание. Самосознание и его роль в развитии личности.
Социальная и личностная значимость образования. Тенденции развития образования в современном мире. Роль и значение непрерывного образования в информационном обществе. Резерв времени – 10 часов.
Введение в социологию ( 50 час)
Социология как наука. Место социологии среди других наук. Структура социологического знания. Основные вехи развития социологии (2 час).
Общество и общественные отношения (14 час)
Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Многообразие подходов к пониманию общества. Основные признаки общества.
Социальное взаимодействие и общественные отношения. Виды социальных взаимодействий. Понятие системы общественных отношений.
Социальные группы, их классификация. Понятие формальных и неформальных групп. Устойчивые социальные группы. Маргинальные группы. Толпа, ее свойства и основные признаки.
Социальные институты. Основные функции социальных институтов. Социальная инфраструктура.
Социальная стратификация и мобильность. Основные измерения стратификации. Бедность и неравенство. Роль и значение среднего класса в современном обществе. Типы социальной мобильности.
Социальные интересы. Причины социальных конфликтов. Характеристики социального конфликта Управление социальным конфликтом. Пути разрешения социальных конфликтов.
Социальные проблемы современной России. Роль учреждений социальной защиты. Конституционные основы социальной политики Российской Федерации.
Личность и общество (8 час)
Социализация индивида. Факторы формирования личности. Социальное поведение. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте.
Социальный контроль. Социальные ценности и нормы. Роль права в жизни общества. Правовая культура.
Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальные последствия отклоняющегося поведения. Проблема роста преступности и криминализации общества в России.
Молодёжь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы молодежи в современной России. Профессиональное и социальное самоопределение молодого человека.
Виды социальных отношений (10 час)
Экономические институты. Влияние экономики на социальную структуру. Экономика и культура. Качество и уровень жизни. Экономика и политика.
Социология труда. Содержание индивидуального труда. Мотивация труда. Удовлетворенность трудом. Социальное партнерство и перспективы его развития в России.
Семья и брак как социальные институты. Классификация типов семьи. Функции семьи. Традиционные семейные ценности.
Тенденции развития семьи в современном мире. Проблемы неполных семей. Демографическая и семейная политика в Российской Федерации.
Социально-бытовые интересы. Материально-вещественная среда обитания человека.
Этнические и конфессиональные отношения (8 час)
Этническое многообразие современного мира. Этнос и нация. Этнокультурные ценности и традиции. Ментальные особенности этноса.
Межнациональное сотрудничество и конфликты. Типология этнических конфликтов. Проблемы регулирования межнациональных отношений. Конституционные основы национальной политики в Российской Федерации.
Роль религии в жизни общества. Религия как форма духовного единства. Мировые религии. Религиозные конфессии.
Религиозные объединения и организации в России. Церковь как общественный институт. Принцип свободы совести.
Резерв учебного времени – 8 часов.
Введение в политологию ( 50 час)
Политология как наука. Место политологии среди других наук. Основные вехи развития политологии. Политическое прогнозирование (2 час).
Политика и власть (6 час)
Власть и политика. Понятие общественной власти. Происхождение власти. Типология властных отношений. Легитимация власти.
Политика как общественное явление. Политика как искусство. Особенности политического регулирования общественных отношений.
Политическая система, её структура и функции. Понятие о политических институтах, нормах, коммуникации, процессах. Понятие политической культуры. Типы политической культуры. Типология политических систем.
Государство в политической системе (10 час)
Государство в политической системе. Его признаки, функции. Понятие суверенитета. Формы правления (монархия, республика), формы государственно-территориального устройства (унитаризм, федерализм). Основные направления политики государства.
Понятие бюрократии. Традиции государственной службы в России. Современная государственная служба, ее задачи.
Политический режим. Типы политических режимов. Тоталитаризм и авторитаризм, их характерные черты и признаки.
Демократия и ее основные ценности и признаки. Проблемы современной демократии. Делегирование властных полномочий. Парламентаризм.
Современный российский парламентаризм. Развитие традиций парламентской демократии в России.
Гражданское общество и его институты (12 час)
Гражданское общество, его отличительные признаки. Основы гражданского общества. Общественный контроль за деятельностью институтов публичной власти.
Политическая идеология, ее роль в обществе. Основные идейно-политические системы, их ценности.
Политические партии и движения. Типология политических партий. Их признаки и функции. Становление многопартийности в России, особенности российских политических партий. Партийные системы.
Выборы в демократическом обществе. Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Избирательная кампания. Избирательные технологии.
Группы давления (лоббирование). Понятие о политическом давлении. Классификация групп давления. Деятельность лоббистских организаций в современном мире и в России.
Место и роль СМИ в политической жизни. Типы информации, распространяемой СМИ. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. СМИ и их роль в формировании политической культуры.
Личность в политической жизни (10 час)
Человек в политической жизни. Политическое участие, его формы, характер. Политические роли человека. Абсентеизм – форма отклоняющегося электорального поведения.
Политическая социализация личности. Политическая психология и политическое поведение. Психология толпы.
Политический экстремизм как общественное явление. Истоки и опасность политического экстремизма в современном обществе. Противодействие экстремизму.
Политическая элита. Элита и контрэлита. Типология элит. Особенности формирования политической элиты в современной России.
Понятие политического лидерства. Типология лидерства. Традиции лидерства в России. Имидж политического лидера, его создание и поддержание в общественном сознании.
Политический процесс (6 час)
Политический процесс, его формы. Развитие политических систем, его пути. Особенности политического процесса в современной России.
Политический конфликт, понятие, структура. Причины политических конфликтов. Виды, пути и механизмы урегулирования.
Современный этап политического развития России. Проблемы строительства демократического правового государства, гражданского общества, многопартийности.
Резерв учебного времени – 4 часа
Введение в социальную психологию ( 50 час)
Социальная психология как наука. Предмет социальной психологии. Задачи и методы социальной психологии, ее практическое значение (2 час).
Социальная психология личности (14 час)
Индивид, индивидуальность, личность в социальной психологии. Структура личности. Устойчивость и изменчивость личности. Социальные установки, ценностные ориентации, убеждения. Социальная принадлежность и социальная позиция. Макро- и микросреда личности.
Периодизация развития личности. Становление личности. Принятие человеком самого себя. Психологическая защита. Самооценка и уровень притязаний.
Направленность личности. Интересы. Склонности. Способности и профессиональное самоопределение.
Эмоциональный мир личности. Стресс и фрустрация. Агрессия. Самообладание. Человек в критической ситуации.
Ролевой набор личности. Ролевое поведение.
Личность в сфере общественных и межличностных отношений. Эмоциональная основа межличностных отношений. Коньюктивные и дизъюнктивные чувства и их влияние на межличностные отношения. Межличностные отношения в группах. Манипулирование.
Мир общения (20 час)
Потребность людей в общении и способы ее удовлетворения. Функции, и структура общения. Речевые и невербальные средства общения. Позиции в общении.
Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения). Слушание и говорение. Традиционные и новые формы общения. Особенности общения в информационном обществе. Общение как коммуникация. Общение как взаимодействие.
Общение как межличностное взаимодействие (интерактивная сторона общения). Совместное пребывание и совместная деятельность. Кооперация и конкуренция. Диалог как основа взаимопонимания. Эффективность групповой и индивидуальной деятельности.
Общение как взаимопонимание (перцептивная сторона общения). Динамика межличностного восприятия. Эффекты межличностного восприятия, установки, стереотипы. Обратная связь как информация о восприятии человека партнерами по общению.
Идентификация в межличностном общении. Конформность и нонконформность, самоопределение личности. Стили общения. Самопрезентация.
Конфликт. Проблема межличностного конфликта. Структура, функции, динамика конфликта. Восприятие конфликтной ситуации. Пути конструктивного решения конфликта. Компромисс. Сотрудничество.
Общение в юношеском возрасте. Значение общения для юношеского возраста. Специфика средств и стиля молодежного общения. Мода в общении.
Общение формальное и неформальное. Этика взаимоотношений. Межличностная совместимость. Дружеские отношения.
Деловое общение. Публичное выступление. Психологические особенности публичного выступления. Экзамен: психологические аспекты.
Психология социальных групп (10 час)
Проблема группы в социальной психологии. Многообразие социальных групп. Группы условные. Референтная группа.
Интеграция в группах разного уровня развития. Межличностные роли. Групповая сплоченность. Групповая дифференциация. Лидерство, стили лидерства.
Взаимоотношения в ученических группах. Чувство групповой принадлежности. Групповые роли и ожидания как регуляторы взаимоотношений в группах. Партнерские отношения и соперничество. Кооперация и конкуренция.
Семья как малая группа. Психология семейных взаимоотношений. Гендерное поведение. Воспитание в семье.
Антисоциальные группы. «Дедовщина» и другие формы группового насилия. Особая опасность криминальных групп.
Резерв учебного времени – 4 часов
Учебно-тематический план по обществознанию (11 класс)
Тема | Количество часов | В том числе |
Контрольные работы | Дата |
Тема 1.Социальное развитие современного общества Тема 2.Политическая жизнь современного общества Тема 3. Духовная культура Тема 4. Современный этап мирового развития Итоговый урок за курс 11 класса | 33 34 22 9 1 | 1 1 1 1 | |
ИТОГО | 99 | 4 | |
Календарно-тематическое планирование курса обществознания, 11 класс (профильный уровень, 99 часов)
Программа: Боголюбов Л.Г. и др. Обществознание. 10-11классы. профильный уровень. - М.: Просвещение, 2007.
Учебник: Боголюбов Л.Г. и друг. Обществознание: учебник для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений: профильный уровень. - М.: Просвещение, 2014.
Методическое пособие для учителя: Боголюбов Л.Г., Дидактические материалы по курсу «Человек и общество. 10-11 классы».- М.: Просвещение, 2014.
Календарно – тематическое планирование
№ | тема урока | ч | тип урока | дата (план) | дата (факт) |
Социальное развитие современного общества | 33ч | |
1 | Социальная структура и социальные отношения | 1 | изучения нового материала | | |
2 | Социальные группы и их классификация | 1 | изучения нового материала | | |
3 | Социальные институты и их типы, функции | 1 | комбинированный | | |
4 | Социальная инфраструктура. Социальная стратификация и мобильность | 1 | комбинированный | | |
5 | Роль экономики в жизни общества. Экономические институты. | 1 | комбинированный | | |
6 | Влияние экономики на социальную структуру. Качество и уровень жизни. | 1 | комбинированный | | |
7 | Социальные статусы и роли | 1 | комбинированный | | |
8 9 | Ролевое поведение. Ролевой конфликт. | 1 1 | семинар | | |
Социальные роли в юношеском возрасте. |
10 | Социальные ценности и нормы. Мораль. Право. | 1 | комбинированный | | |
11 | Роль права в жизни общества. Правовая культура. Социализация индивида. | 1 | комбинированный | | |
12 13 | Отклоняющееся поведение и социальный контроль. | 1 1 | семинар | | |
Формы и проявления отклоняющегося поведения. |
14 | Социальное сотрудничество. | 1 1 1 | семинар, диспут создание учебного проекта по теме. | | |
15 16 | Социальный конфликт и пути его решения. |
Социальный конфликт и пути его решения. |
17 | Этнос и нация | 1 | комбинированный | | |
18 | Ментальные особенности этноса | 1 | комбинированный | | |
19 | Межнациональное сотрудничество и конфликты | 1 | комбинированный | | |
20 | Конституционные основы национальной политики России | 1 | комбинированный | | |
21 22 | Демографическая ситуация в России и в мире. | 1 1 | комбинированный, семинар | | |
Демографическая ситуация в России и в мире. |
23 | Демографическая политика в России | 1 | комбинированный | | |
24 | Семья и брак и как социальные институты | 1 | комбинированный | | |
25 26 | Тенденции развития семьи в современном мире. | 1 1 | комбинированный, семинар | | |
Государственная политика поддержки семьи. |
27 28 | Культура бытовых отношений. | 1 1 | комбинированный, диспут | | |
Социально-бытовые интересы |
29 | Материально-вещественная среда обитания человека | 1 | комбинированный | | |
30 | Молодёжь как социальная группа. Особенности молодёжной субкультуры. | 1 | круглый стол | | |
31 | Проблемы молодёжи в современной России | 1 | диспут | | |
32 | Тенденции развития социальных отношений в России. Социальные проблемы современной России. Конституционные основы социальной политики РФ. | 1 | семинар | | |
33 | Контрольная работа «Социальное развитие современного общества» | 1 | тест | | |
Политическая жизнь современного общества | 34ч | |
34 | Политическая система, её структура и функции | 1 | комбинированный | | |
35 | Типы политических режимов | 1 | комбинир., семинар | | |
36 | Государство в политической системе | 1 | комбинированный | | |
37 | Основные направления в политике государства | 1 | семинар | | |
38 | Демократия, её основные ценности и признаки. Проблемы современной демократии. | 1 | комбинированный, семинар | | |
39 | Парламентаризм, развитие парламентаризма в России | 1 | круглый стол | | |
40 | Выборы в демократическом обществе | 1 | комбинированный | | |
41 42 | Избирательные кампании и технологии | 1 | семинар | | |
Избирательные кампании и технологии | 1 |
43-44 | Человек в политической жизни. | 1 1 | семинар, деловая игра | | |
Политическое участие. |
45 | Понятие политической культуры | 1 | комбинированный | | |
46 | Гражданское общество и правовое государство | 1 | комбинированный | | |
47-48 | Основы гражданского общества | 2 | комбинированный, семинар | | |
49 | Политическая идеология | 1 | семинар | | |
5051 | Политическая психология и политическое поведение | 1 1 | комбинированный, | | |
Политическая психология и политическое поведение |
52 | Политические партии и движения | 1 | практикум | | |
53 | Типология политических партий. Становление многопартийности в России | 1 | лекция с элементами беседы | | |
54 | Политическое лидерство | 1 | лекция | | |
5556 | Понятие и типология лидерства. | 1 1 | комбинированный, практикум | | |
Понятие и типология лидерства. |
57 | Политические элиты | 1 | лекция. практикум | | |
58 | Типология элит. Элита и контрэлита | 1 | лекция, практикум | | |
59 | Истоки и опасность политического экстремизма | 1 | Проблемная лекция | | |
60 | Политический терроризм, его особенности в современных условиях | 1 | лекция с элементами беседы | | |
61 | Политический конфликт | 1 | лекция - дискуссия | | |
62 | Причины политических конфликтов, пути их регулирования | 1 | практикум | | |
63 | Место и роль СМИ в политической жизни | 1 | семинар | | |
64 65 | Типы информации, распространяемой СМИ. | 1 1 | семинар | | |
Влияние СМИ на избирателя. |
66 | Политический процесс, его формы. Развитие политических систем. Современный этап политического развития России. | 1 | лекция с элементами беседы | | |
67 | Контрольная работа «Политическая жизнь современного общества» | 1 | тест | | |
Духовная культура | 22ч | |
68 | Понятие «духовная культура».Духовное развитие общества. | 1 | лекция с элементами беседы | | |
69 | Многообразие и диалог культур. Толерантность. | 1 | практикум | | |
70 | Духовная жизнь людей | 1 | проблемная лекция | | |
7172 | Менталитет. Высшие духовные ценности. | 1 1 | комбинированный | | |
Патриотизм. Гражданственность. |
73 | Мораль и нравственность | 1 | семинар | | |
74-75 | Нравственные ориентиры личности, нравственн. культура. | 2 | лекция с элементами беседы, диспут | | |
Нравственные ориентиры личности, нравственн.культура. |
76 | Социальная и личностная значимость образования | 1 | лекция с элементами беседы | | |
77-78 | Тенденции развития образования в современном мире. | 1 1 | комбинированный | | |
Роль и значение непрерывного образования в информационном обществе |
79 | Наука. Функции современной науки. | 1 | проблемная лекция | | |
80 | Роль религии в жизни общества. | 1 | семинар | | |
81 | Религия как одна из форм культуры | 1 | практикум | | |
82 | Мировые религии | 1 | практикум, круглый стол | | |
83 | Искусство. Виды и жанры искусства | 1 | семинар | | |
84 | Мифы и реальность современного искусства | 1 | диспут | | |
85 | Мифы и реальность современного искусства | 1 | практикум | | |
86 | Массовая культура | 1 | семинар | | |
87 | СМИ и культура | 1 | диспут | | |
88 | Роль телевидения в культурной жизни общества | 1 | круглый стол | | |
89 | Контрольная работа «Духовная жизнь» | 1 | тест | | |
Современный этап мирового развития | 9ч | |
90 | Многообразие современного мира | 1 | проблемная лекция | | |
91 | Особенности традиционного общества | 1 | семинар | | |
92 | Достижения и противоречия западной цивилизации | 1 | семинар | | |
93 | Целостность и противоречивость современного мира | 1 | диспут | | |
9495 | Глобальные проблемы современности. | 1 1 | круглый стол | | |
Глобализация и её последствия. |
96 | Процессы глобализации и становление единого чел-ства | 1 | круглый стол | | |
97 | Взгляд в будущее. Социально-гуманитарные последствия перехода к информационной цивилизации | 1 | диспут | | |
98 | Модели мира 21 века | 1 | диспут | | |
99 | Итоговый урок по курсу обществознания 11 класса | 1 | круглый стол | | |
7