СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Требования ФГОС к результатам обучения по курсу «обществознание»(6-9 классы):
Личностные результаты :
Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами обучающиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно - эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
У ученика будут сформированы | |
В рамках когнитивного компонента: | историко-географический образ, включая представление о территории и границах России, её географических особенностях; знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций; |
образ социально-политического устройства – представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников; | |
знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений; | |
знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России; | |
освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия; | |
ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали; | |
основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями; | |
экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях. | |
В рамках ценностного и эмоционального компонентов: | гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
|
уважение к истории, культурным и историческим памятникам; | |
эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; | |
уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству; | |
уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им; | |
уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира; | |
потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; | |
позитивная моральная самооценка и моральные чувства – чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении. | |
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента | готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях); |
готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
| |
умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты; | |
готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности; | |
потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности; | |
умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий; | |
устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива; | |
готовность к выбору профильного образования. | |
Выпускник получит возможность сформировать | |
выраженную устойчивую учебно - познавательную мотивацию и интереса к учению; | |
готовности к самообразованию и самовоспитанию; | |
адекватной позитивной самооценки и Я-концепции; | |
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; | |
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; | |
эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. |
Метапредметные результаты освоения ООП МБОУ БСОШ
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Межпредметные понятия
Условием формирования межпредметных понятий, таких, как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтезявляется овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».
При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Перечень ключевых межпредметных понятий определяется в ходе разработки основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации в зависимости от материально-технического оснащения, кадрового потенциала, используемых методов работы и образовательных технологий.
В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий:
регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД
| 1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет: анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов. |
2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи; выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов); выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели; составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования); определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения; описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса; планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию. | |
3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет: определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности; отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата; работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата; устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта; сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. | |
4.Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет: определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи; анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи; свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий; оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности; обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов; фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
| |
5.Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет: наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки; соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы; принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность; самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха; ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности; демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
| |
Познавательные УУД
| 6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет: подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства; выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов; выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство; объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выделять явление из общего ряда других явлений; определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений; строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям; строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки; излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации; вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником; объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения); выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ; делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
|
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: обозначать символом и знаком предмет и/или явление; определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме; создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления; строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения; создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией; преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот; строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм; строить доказательство: прямое, косвенное, от противного; анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
| |
8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет: находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; резюмировать главную идею текста; преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction); критически оценивать содержание и форму текста.
| |
9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет: определять свое отношение к природной среде; анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов; проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций; прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора; распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды; выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
| |
10.Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет: определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы; осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями; формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска; • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью. | |
Коммуникативные УУД
| 11.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет: − определять возможные роли в совместной деятельности; − играть определенную роль в совместной деятельности; − принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; − определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации; − строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; − корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен); − критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; − предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации; − выделять общую точку зрения в дискуссии; − договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; − организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.); − устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
|
12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет: определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства; отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.); представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности; соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей; высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником; создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств; использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления; использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя; делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
| |
13. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет: целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ; выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации; выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи; использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.; использовать информацию с учетом этических и правовых норм; создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
|
Выпускник научится | |
Регулятивные универсальные учебные действия | целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; |
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; | |
планировать пути достижения целей; | |
устанавливать целевые приоритеты; | |
уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; | |
принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; | |
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания; | |
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; | |
основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса. | |
Коммуникативные универсальные учебные действия | учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; |
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; | |
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; | |
аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; | |
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; | |
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; | |
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; | |
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание; | |
организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; | |
осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать; | |
работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; | |
основам коммуникативной рефлексии; | |
использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; | |
отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий, как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи. | |
Познавательные универсальные учебные действия | основам реализации проектно-исследовательской деятельности; |
проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; | |
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; | |
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; | |
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; | |
давать определение понятиям; | |
устанавливать причинно-следственные связи; | |
осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия; | |
обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом; | |
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; | |
строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания); | |
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей; | |
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; | |
структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий; | |
работать с метафорами – понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов. | |
Выпускник получит возможность научиться
| |
Регулятивные универсальные учебные действия | самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; |
при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения; | |
выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ; | |
основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей; | |
осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; | |
адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи; | |
адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности; | |
построению жизненных планов во временно2й перспективе; | |
основам саморегуляции эмоциональных состояний; прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей. | |
Коммуникативные универсальные учебные действия | учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
|
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; | |
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; | |
продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; | |
брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство); | |
оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности; | |
осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра; | |
в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; | |
вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; | |
следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности; | |
устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; | |
в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей. | |
Познавательные универсальные учебные действия | основам рефлексивного чтения; |
ставить проблему, аргументировать её актуальность; | |
самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента; | |
выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов; | |
организовывать исследование с целью проверки гипотез; | |
делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации |
Предметные результаты:
Человек. Деятельность человека
Выпускник научится:
использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;
характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;
в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;
приводить примеры основных видов деятельности человека;
выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека;
оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;
оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;
использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов;
моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы.
Общество
Выпускник научится:
демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;
распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;
различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;
выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса;
на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение;
раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;
конкретизировать примерами опасность международного терроризма.
Выпускник получит возможность научиться:
наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития;
осознанно содействовать защите природы.
Социальные нормы
Выпускник научится:
раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;
различать отдельные виды социальных норм;
характеризовать основные нормы морали;
критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;
раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;
характеризовать специфику норм права;
сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;
раскрывать сущность процесса социализации личности;
объяснять причины отклоняющегося поведения;
описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;
оценивать социальную значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Выпускник научится:
характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;
описывать явления духовной культуры;
объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
оценивать роль образования в современном обществе;
различать уровни общего образования в России;
находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;
описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;
объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности;
раскрывать роль религии в современном обществе;
характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.
Выпускник получит возможность научиться:
описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;
характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;
критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.
Социальная сфера
Выпускник научится:
описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы;
объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;
выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
описывать основные социальные роли подростка;
конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения; характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;
раскрывать основные роли членов семьи;
характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;
выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;
выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;
выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;
формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;
использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов;
находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА обществознания в 6 классе.
Человек. Деятельность человека
Индивид, индивидуальность, личность. Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста. Способности и потребности человека. Особые потребности людей с ограниченными возможностями. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение. Познание человеком мира и самого себя. Общение. Роль деятельности в жизни человека и общества. Человек в малой группе. Межличностные отношения. Личные и деловые отношения. Лидерство. Межличностные конфликты и способы их разрешения. Общество
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы. Развитие общества. Общественный прогресс. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие.
Социальные нормы
Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Золотое правило нравственности.
Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть. Моральная ответственность Гуманизм. Добро и зло.
Учебно-тематический план курса обществознания 6 класса Обществознание – 34 ч.
№ | Название раздела, тема | КЭС | КПУ |
1 | Принадлежность двум мирам. | 1.5
| 1.1 1.3 2.1 2.2 2.3 2.4 |
2-3 | Человек-личность
| ||
4-5. | Отрочество-особая пора | 1.5 | 2.6 2.5 2.1 |
6-7. | Потребности и способности человека | 1.4 | 1.4 2.1 2.2 2.3 2.4 2.6 |
8-9 | Когда возможности ограниченны | 1.7 | 1.1 1.2 2.4 2.5 |
10 | Мир увлечений | 4.3 | 1.1 1.2 1.3 1.4
|
11 | Практикум. Тематический контроль. | 1.4 1.5 1.7 | 1.1 1.2 1.3 1.4 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 |
. Глава 2. Человек и его деятельность.
| |||
12-13. | Деятельность человека
| 1.6 | 1.1 1.2 2.2 2.3 2.4 |
14-15 | Труд-основа жизни | ||
16-17 | Учение-деятельность школьника | ||
18-19 | Познание человеком мира и себя | ||
20 | Практикум. Тематический контроль. | 1.6 1.7 1.8 | 1.1 1.2 1.3 2.1 2.2 2.4 |
Глава 3. Человек среди людей. | |||
21-22. | Отношения с окружающими. | 1.7 | 2.5 2.6 |
23-24. | Общение | 1.7 | 2.1 2.2 2.3 2.5 2.6 |
25-26 | Человек в группе | 1.7 | 1.1 1.2 2.5 2.6 |
27-28 | Отношения со сверстниками | 4.3 | |
29-30. | Конфликты в межличностных отношениях | 1.8 | 2.1 2.2 2.3 2.4 |
31-32 | Семья и семейные отношения | 4.2 | 1.1 2.2 2.3 |
33. | Практикум | 2.1 | 2.1 2.2 2.6 |
34. | Итоговый контроль | 2.1 2.5 | 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 |
Перечень тем проектов по обществознанию для учащихся 6 класса:
1.«Советы самому себе:как усовершенствовать свою деятельность».
2.Изготовление наглядного пособия «Человек и его деятельность».
3.«Что человеку нужно».
4.«Друзья юности родителей».
5.«Мой дедушка и война».
6.«Как вести себя в конфликтной ситуации»
7.«Добрые дела».
8.«Жизненный путь моих бабушек и дедушек».
Литература:
1. Вильчек В.М. Алгоритмы истории, АСТ.,М.,2004
2. Загладин Н.В., Семенко И.С. Отечественная культура XX-начала XXI века, Русское слово, М.,2005.
3. Кон И.С. Открытие себя. Политиздат, М., 1984.
4. Лосев А.Ф. Дерзание духа. Политиздат, М., 1989.
5. Кауфман Б. Вверх по лестнице, ведущей вниз,Азбука, М.,2010.
6. Корчак Я. Как любить ребенка. У-фактория, М.,2007.
7. Пчелов Е.В. Государственные символы Россиии: герб, флаг, гимн. Русское слово, М., 2009.
8. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Любое издание.
Основное содержание курса обществознания в 7 классе (34часа)
Общество.
Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей.
Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь.
Человек
Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности. Познание мира и самого себя. Пути познания. Ограниченность человеческого знания. Самопознание.
Сфера духовной культуры
Культура личности и общества
Социальные ценности и нормы. Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Патриотизм и гражданственность.
Экономика
Экономика и ее роль в жизни общества .Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама. Экономические основы защиты прав потребителя. Международная торговля. Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. Реальные и номинальные доходы .Производство и труд. Разделение труда и специализация. Производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Заработная плата. Стимулирование труда. Предпринимательство и его основные организационно-правовые формы. Издержки, выручка, прибыль. Семейный бюджет. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги). Сущность, формы и виды страхования. Страховые услуги, предоставляемые гражданам и их роль в домашнем хозяйстве.
Право.
Право и его роль в жизни общества и государства.
Правоотношения как форма общественных отношений. Виды правоотношений. Структура правоотношений. Участники правоотношения. Понятие правоспособности и дееспособности. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Правомерное поведение. Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность (понятие, принципы, виды). Понятие прав, свобод и обязанностей. Презумпция невиновности Правоохранительные органы. Судебная система России. Конституционный суд РФ. Система судов общей юрисдикции. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат. Милиция. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Учебно-тематический план курса обществознания 7 класса
№ | Название раздела, тема | КЭС | КПУ | Дом. зад. |
Глава 1. Мы живем в обществе. | ||||
1.
| Как устроена общественная жизнь | 4.4 4.5 | 1.1 1.2 1.3 2.1 2.3 2.5 | П.1 |
2. | Что значит жить по правилам.
| П.2 | ||
3-4. | Экономика и её основные участники
| 3.1 | 1.1 1.2 2.1 2.2 2.3 2.4 | П.3 |
5-7. | Производственная деятельность человека
| 3.1 3.4 3.2 | 2.6 2.5 2.1 2.4 | П.4 |
8-9. | Обмен, торговля, реклама
| 3.5 | 2.1 2.2 2.4 |
П.5 |
10-11. | Домашнее хозяйство
| 3.1 | 2.4 2.5 |
П.6 |
12-13. | Бедность и богатство | 3.8 | 2.4 2.5 2.6 2.7 | П.7 |
14-15. | Человек в обществе: труд и социальная лестница | 4.1 4.6 | 1.1 2.4 2.5 | П.8 |
16-17 | Зачем людям государство | 5.1 | 2.1 2.4 1.2
| П.9 |
18-19 | Почему важны законы | 6.2 | 1.1 2.1 2.3 | П.10 |
20 | Культура и ее достижения |
|
| П.11 |
21 | Практикум. Тематический контроль. | 3.1 3.2 3.4 6.2 5.1 4.6 4.1
| 1.1 1.2 2.6 2.7 |
|
Глава 2. Наша родина-Россия. | ||||
22-23 | Наша страна на карте мира | 5.2 | 1.1 1.2 1.3 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 | П.12 |
24-25 | Государственные символы России | 5.2 5.10
| П.13 | |
26-27 | Конституция РФ | 6.5 | П.14 | |
28-29 | Гражданин России | 6.5 | П.15 | |
30 | Мы-многонациональный народ | 4.7 | П.16 | |
31-32
| Защита Отечества | 6.1 | 2.3 2.4 | П.17 |
33. | Практикум. Тематический контроль | 6.1 6.2 | 1.1 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 |
|
34. | Итоговое тестирование
| 3.1 3.2 3.3 3.8 3.4 | 1.1 2.1 2.2 2.4 2.5 |
|
Перечень тем проектов :
1.Составление электронной мини-энциклопедии мудрых мыслей.
2. «Мой предок защищал Родину в годы Великой Отечественной войны».
3.Исследование :«Нарушение дисциплины».
4.Исследование :«Адвокат для ребят».
5.Исследование: «Трудовые традиции семьи».
6. Исследование :«Жизненный путь выпускника моей школы».
7.Исследование: «Подвиги российских солдат и офицеров в наши дни».
8. Рассказ о людях, достигших личного успеха и помогающих экономическому развитию поселка.
9. «Покупка через Интернет – выгодно и удобно».
10. Информационно-исследовательский: «Реклама и её воздействие».
11. Информационный :« Денежные единицы разных стран»
12. «Товар 21 века»
13. Исследование «Экологическое состояние поселка»
14. «Исчезнувшие виды птиц и животных моего края»
15. «Как улучшить экологию поселка».
16. защита плакатов «Мы любим наш край», «Мы губим наш край», «Отдаем долги природе».
Литература:
1.Александрова И.Ю. Обществознание. Интенсивный курс/ И.Ю. Александрова, В.В. Владимирова. – М.: Айрис –Пресс, 2010.
2. Бекешев К.А. Обществознание: учеб. Пособие. – М. : Проспект,2010.
3. Боголюбов Л.Н., Н.Ф.Виноградова, Н.И.Городецкая Обществознание 7 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений». – 4-е изд., - М., Просвещение, 2014.
4. Ибрагимов Р. Ю. Сдаем основы социологии и политологии. – Ростов-на-Дону:Феникс, 2005.
5. Лозовский Л.Ш. Пратикум по обществознанию. – М.: Рольф Айрис- Пресс, 2010.
6. Политика и право. Школьный практикум.- М.: Дрофа.
7.Сычёв А.А. Обществознание:учебное пособие.- М: Альфа – М,2010.
8.Сидельникова Т. Т. Политология: комментарии, схемы, афоризмы. – М.:Владос,1999.
9.Тюляева Т. И. Обществознание: настольная книга учителя.- М.: Астрель,2010.
Содержание курса обществознания в 8 классе.
Человек. Деятельность человека
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного. Индивид, индивидуальность, личность. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение. Познание человеком мира и самого себя. Общение. Роль деятельности в жизни человека и общества. Человек в малой группе. Межличностные отношения. Личные и деловые отношения. Лидерство. Межличностные конфликты и способы их разрешения.
Общество
Развитие общества. Общественный прогресс. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Типы обществ.
Социальные нормы
Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы. Общественные ценности. Гражданственность и патриотизм. Уважение социального многообразия. Мораль, ее основные принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Золотое правило нравственности.
Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть. Моральная ответственность. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Право и мораль: общее и различия. Социализация личности. Особенности социализации в подростковом возрасте. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Культура, ее многообразие и основные формы. Наука в жизни современного общества. Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России. Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация. Самообразование. Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести. Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности.
Социальная сфера жизни общества
Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальный статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте. Социальная мобильность. Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи. Досуг семьи. Социальные конфликты и пути их разрешения. Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями. Россия – многонациональное государство. Социальная политика Российского государства.
Экономика
Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производство - основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление. Факторы производства. Производительность труда. Разделение труда и специализация. Собственность. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции. Инфляция, ее последствия. Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Страховые услуги. Формы сбережения граждан. Страховые услуги. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходы семьи. Планирование семейного бюджета.
Календарно - тематическое планирование
№ | Тема урока | КЭС | КПУ | Дом. зад |
1 | Раздел 1. Личность и общество (5 часов) Что делает человека человеком? | 1.5 |
1.1 2.1 2.3 2.4 | П.1 |
2 | Человек, общество, природа. | 1.2 1.3 | 1.1 2.1 | П.2 |
3 | Общество как форма жизнедеятельности людей | 1.1 | 2.1 2.2 | П.3 |
4 | Развитие общества | 1.1 | 2.1 | П.4 |
5 | Тестовый контроль | 1.1 1.5 | 1.1 2.1 2.2 2.3 2.4 |
|
6 | Раздел 2. Сфера духовной культуры (8 часов) Сфера духовной жизни | 2.1 | 2.1 2.3 2.4 | П.5 |
7 | Мораль | 2.5 | 2.5 2.4 1.3 | П.6 |
8 | Моральный выбор – это ответственность | 2.5 1.4 | 2.4 2.5 | П.7 |
9 | Образование | 2.3 | 2.6 1.1 2.3 | П.8 |
10 | Наука в современном обществе | 2.2 1.3 | 2.4 2.1 2.7 | П.9 |
11 | Религия как одна из форм культуры | 2.4
| 2.5 1.4 | П.10 |
12 | Влияние искусства на развитие личности и общества. |
|
| П.11 |
13 | Практикум по главе 2 | 1.3 1.4 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 | 2.1 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 1.4 |
|
14 | Раздел 3. Социальная сфера Социальная структура общества | 4.1
| 1.1 2.2 2.3 2.5 | П.12 |
15 | Социальные статусы и роли | 4.3 4.4 | 1.3 1.4 2.5 2.6 | П.13 |
16 | Семья как малая группа |
|
| П.14 |
17 | Нации и межнациональные отношения | 4.7 | 2.6 2.7 | П.15 |
18 | Социализация личности и отклоняющееся поведение | 4.5 | 1.2 2.3 2.4 2.6 | П.16 |
19 | Социальная политика государства |
|
| П.17 |
20 | Практикум к главе 3 | 4.1 4.3 4.4 4.5 4.7 | 1.1 1.2 1.4 2.2 2.3 2.4 2.6 2.7 |
|
21 | Раздел 4. Экономика (15 часов) Экономика и ее роль в жизни общества
| 3.1 | 1.2 2.1 2.3 | П.18 |
22 | Главные вопросы экономики | 3.2 3.5 | 2.3 2.4 | П.19 |
23 | Рыночная экономика | 3.3 3.6 3.13 | 2.6 2.7 | П.20 |
24 | Производство – основа экономики | 3.4 | 2.6 2.7 | П.21 |
25 | Предпринимательская деятельность | 3.7 | 2.6 2.7 2.4 | П.22 |
26 | Роль государства в экономике | 3.12 3.13 | 2.1 2.4 | П.23 |
27 | Инфляция и семейная экономика | 3.14 | 2.6 2.7 | П.24 |
28 | Банковские услуги | 3.13 | 2.6 2.1 | П.25 |
29 | Страховые услуги |
|
| П.26 |
30 | Рынок труда и безработица | 3.6 | 2.5 | П.27 |
31 | Современный работник |
|
| П.28 |
32 | Практикум к главе 4 | 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 3.10 3.11 3.12 3.13 3.14 | 2.1 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 |
|
33-34 | Повторение. Итоговое тестирование по курсу | 1.1 1.3 1.5 1.4 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 3.10 3.11 3.12 3.13 3.14 4.1 4.3 4.4 4.5 4.7 | 2.6 2.5 |
|
Перечень тем проектов по обществознанию для учащихся 8 класса:
1.Профессия моей мечты.
2.Трудовая деятельность выпускников моей школы.
3.Учреждения культуры – моим землякам.
4.Предложения об изменении системы образования в основной школе (5-9 кл.)
5.Школьные занятия и учреждения культуры нашего района»
6.Правила, которым следует придерживаться в отношениях между людьми разных национальностей.
7.Социологическое исследование «Вредные привычки и борьба с ними.
8.Экономические проблемы развития нашего региона».
Литература:
Конституция РФ
Декларация прав ребёнка.
Конвенция о правах ребёнка.
Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание в тестах и заданиях: 8 кл.// Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»
Боголюбов Л.Н. Обществознание,8 класс._М.: Просвещение,2016.
Итоговая аттестация по обществознанию. Основная школа.— М., 2012.
Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание //Под ред. Л. Н. Боголюбова.— М..
Оценка качества подготовки выпускников основной школы по обществознанию. Сост. Л. Н. Боголюбов.— М., 2009.
Контрольно-измерительные материалы для 8 класса. ФИПИ
Содержание курса обществознания в 9 классе.
Политическая сфера жизни общества
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Формы правления. Формы государственно-территориального устройства. Политический режим. Демократия, ее основные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Гражданское общество. Правовое государство. Местное самоуправление. Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения.
Гражданин и государство
Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации. Государственные символы России. Россия -федеративное государство. Субъекты федерации. Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации.
Судебная система Российской Федерации. Правоохранительные органы. Гражданство
Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина в
Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка.
Основы российского законодательства
Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт. Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности. Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности административно-правовых отношений. Административные правонарушения. Виды административного наказания. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Правовое регулирование в сфере образования. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.
Календарно-тематическое планирование:
№ | Тема урока
| КЭС
| КПУ
| Дом зад
|
Глава 1. Политика. | ||||
1-2 | Политика и власть
|
5.1 | 1.3 1.4 2.3 2.6
| П.1
|
3 | Государство.
| 5.2 5.3 5.4
| 2.5 1.4 1.3 2.3 2.4 2.6 | П.2
|
4-5 | Политические режимы
| 5.5
| 2.5 2.6 2.7
| П.3
|
6-7 | Правовое государство
|
5.6
| 1.3 2.4 2.6 2.4 2.5 |
П.4
|
8 | Гражданское общество и государство
| 5.10 | 1.3 2.4 2.5 2.7 | П.5 |
9 | Участие граждан в политической жизни
| 5.7 5.8
| 2.6 2.5
|
П.6 |
10-11 | Политические партии и движения
|
5.9
| 2.3 2.4 2.6
|
П.7
|
12 | Межгосударственные отношения | 5.10 | 2.4 2.6 | П.8 |
13-14 | Практикум по главе 1. Тематический контроль
| 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 5.6 5.7 5.8 5.9
| 1.3 2.4 2.5 2.6 2.7
|
|
Глава 2. Гражданин и государство. | ||||
15 | Основы конституционного строя РФ
| 6.5 6.6 6.7
| 2.3 2.4 2.6 1.3 1.1
| П.9
|
16 | Права и свободы человека и гражданина
| 6.9 6.11
| 1.1 1.2 2.4
| П.10-11 |
17 | Высшие органы государственной власти в РФ | 6.7 | 1.1 1.2 2.1 2.3 2.4 | П.12 |
18 | Россия-федеративное государство. | 6.6 | П.13 | |
19 | Судебная система РФ | 6.8 | П.14 | |
20 | Правоохранительные органы РФ
| 6.8
| 1.4 2.2 2.6
| П.15
|
21 | Практикум по главе 2. Тематический контроль. | 6.8 6.9 6.6 6.7 6.5 6.11 | 1.4 1.1 1.2 2.1 2.2 2.6 2.7 2.5 |
|
Глава3. Основы российского законодательства. | ||||
22 | Роль права в жизни человека, общества и государства.
| 6.1 6.2
| 1.3 2.4 2.6
| П.16
|
23 | Правоотношения и субъекты права
| 6.3
| 2.4 2.2 2.3
| П.17
|
24 | Правонарушения и юридическая ответственность
| 6.4
| 2.4 2.7
| П.18
|
25 | Гражданские правоотношения
|
6.13 | 1.1 2.3 2.7
|
П.19 |
26-27 | Трудовые правоотношения
| 6.15
|
2.5 2.3 2.4 2.6
|
П.20
|
28 | Семья под защитой закона
|
6.10 6.14
| 2.1 2.6 2.3
|
П.21
|
29 | Административные правоотношения
| 6.16
| 1.3 2.3 2.7 2.6
|
П.22 |
30 | Уголовно-правовые отношения
| 6.17
| 1.4 2.1 2.4 2.5 2.6
|
П.23
|
31 | Правовое регулирование отношений в сфере образования
| 6.9
| 2.4 2.6 2.7
|
П.24
|
32 | Международно-правовая защита жертв международных конфликтов.
| 6.12 | 2.7 | П.25 |
33 | Практикум по главе 3.
| 6.1-6.9
| 2.1 2.4 2.6 2.7
|
|
34 | Повторение. Итоговый контроль по курсу
| 6.1-6.9 5.1-5.10
| 2.6
|
|
Перечень тем проектов:
1.Как улучшить условия жизни в нашем микрорайоне.
2.Собственность – это благо или бремя?
3.Права ребенка.
4.Виды административных наказаний.
5.Улучшим экологию в Тунгокоченском районе.
6.Учимся защищать свои права потребителя.
7.Виды административных правонарушений.
Литература:
Конституция РФ
Декларация прав ребёнка.
Конвенция о правах ребёнка.
Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание в тестах и заданиях: 8 кл.— дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»
Боголюбов Л.Н. Учебник для 9 класса._М.:Просвещение.
Итоговая аттестация по обществознанию. Основная школа.— М., 2012.
Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание «Под ред. Л. Н. Боголюбова.— М., 2009.
Оценка качества подготовки выпускников основной школы по обществознанию. Сост. Л. Н. Боголюбов.— М., 2009.
Контрольно-измерительные материалы для 9 класса.