СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию в 6 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по ообществознанию + календарно-тематическое планирование...

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию в 6 классе»

33





Пояснительная записка

Преподавание учебного предмета «Обществознание» в 6 - 9 классах осуществляется в соответствии с основными нормативными документами и инструктивно-методическими материалами:
1.Закон РФ «Об образовании» ст. 32, п. 7.
2. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования по истории, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 05. 03. 2004 г. № 1089.
3. Приказ Министерства образования РФ от 27. 12. 2011 г. № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012-2013 учебный год».
4. Положение «О структуре и порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов по ФГОС второго поколения». Приказ № 32 з от 01.09.12 г.

Рабочая программа основного общего образования по обществознанию в 6 - 8 классах составлена на основе: «Программы общеобразовательных учреждений: Обществознание. 6 – 11 классы. -3-е изд.– М.: Просвещение, 2011г.

Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов из расчета 1 час в неделю.

Общая характеристика программы.

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, положение человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важным содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

Цели изучения обществознания в основной школе.

• воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры,  становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
• формирование у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
• овладение учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
• формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.



Общая характеристика учебного предмета

 «Обществознание» - учебный предмет, изучаемый в основной школе с 6 по 9 класс.  Фундаментом курса являются научные знания об обществе и человеке. Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого комплекс общественных наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Это обуславливает специфику данного учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека.

Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.

Современное развитие, социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и религиозный политеизм, социальная стратификация предъявляют новые требования к общественным наукам и к преподаванию в школе. Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом. Знания по курсу должны стать основой для формирования ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, поиску созидательных способов жизнедеятельности. Курс «Обществознание» даёт возможность подростку оценить себя как личность, найти свой путь, раскрыть свой потенциал, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде.  Подросток приобретает опыт социального и культурного взаимодействия, становится активным гражданином.

Изучение обществознания в основной школе опирается на курсы начальной школы «Окружающий мир» и «Основы религиозных культур и светской этики». Курс обществознания продолжается в старшей школе и раскрывается в элективных курсах, факультативах, курсах по выбору, предпрофильной и профильной подготовке учащихся. При изучении курса обществознания «Обществознание» в основной школе необходимо использовать метапредметную основу и учитывать возрастные особенности учащихся.

Место предмета «Обществознание» в учебном плане.

  Обществознание в основной школе изучается с 6 по 9 класс. Общее количество времени на четыре года обучения составляет 136 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час. 

Класс

Кол-во часов по учебному плану

Уровень изучения






УМК

6

1

базовый



Боголюбов Л.Н. «Обществознание» М: Просвещение, 2013

7

1

базовый


Боголюбов Л.Н. «Обществознание» М: Просвещение, 2013

8

1

базовый


Боголюбов Л.Н. «Обществознание» М: Просвещение, 2013


9

1

базовый




Боголюбов Л.Н. «Обществознание» М: Просвещение, 2013




Последовательность материала курса «Обществознание» в данной рабочей программе определена не только общими принципами отбора содержания и логики его изложения, но и особенностями построения и изучения учебного содержания курса для учащихся 5 – 8 классов. Учитывая возрастные особенности школьников, в рабочей программе выделены два самостоятельных этапа изучения курса: первый этап – 6 – 7 классы; второй этап – 8 класс.

Программа предусматривает выделение двух относительно самостоятельных этапов изучения курса, связанных между собой, с учётом возрастных особенностей учащихся.

Содержание первого этапа курса (6—7 классы), обращенное к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются  элементарные  научные  представления  об  обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения.

В 6 классе содержание курса даёт относительно развёрнутое представление о личности и её социальных качествах, о человеческой деятельности, включая познавательную. Проблеме качеств, свойственных человеку, посвящена и следующая тема — «Нравственные основы жизни», а тема «Человек среди людей» характеризует его взаимоотношения с другими людьми.

В 7 классе школьники проходят важный рубеж своего социального взросления: им исполняется 14 лет, они получают паспорт гражданина Российской Федерации, расширяются их права в экономических отношениях, наступает уголовная ответственность за некоторые виды преступлений. Соответственно курс даёт им две необходимые на этом рубеже социализации темы. Первая из них — «Регулирование поведения людей в обществе» — представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в определённой мере упорядоченных знаний о роли социальных норм в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека и, отдельно, о правах ребёнка. Специальный урок посвящен необходимости подготовки учащегося к выполнению воинского долга. Вторая тема — «Человек в экономических отношениях» — даёт представление о таких проявлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено рассмотрению основы экономики — производству, в процессе которого реализуется её важнейшая роль в обществе — создание материальных благ для удовлетворения потребностей людей. При изучении экономических явлений акцент делается на раскрытии способов рационального поведения основных участников экономики — потребителей и производителей. Кроме того, программа предполагает раскрытие основной проблематики нравственных и правовых отношений человека и природы (тема «Человек и природа»).

В 8 классе предложены четыре темы. Первая — «Личность и общество» — вводит в круг проблем современного общества и общественных отношений. Следующая тема — «Сфера духовной жизни» — вводит ученика в круг проблем морали, важных для осознания себя как существа нравственного. Кроме того, в этой теме учащиеся получают возможность познакомиться с функционированием в обществе системы образования, науки и религии, с информационными процессами в обществе. Тема «Экономика» углубляет знания учащихся об основных экономических проявлениях (производство, обмен, потребление) через раскрытие ключевых экономических понятий. Изучаются понятия относительно высокой степени обобщённости, охватывающие широкий спектр разнообразных явлений экономической жизни (экономическая система, рынок, собственность, ограниченность ресурсов). Преимущество отдано рассмотрению вопросов микроэкономики — экономическим отношениям между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, производители, фирмы). Специальное внимание уделено и некоторым макроэкономическим проблемам, включая роль государства в экономике, безработицу, международную торговлю. Тема «Социальная сфера» раскрывает ключевые социологические понятия: социальная структура, социальные группы, социальная роль, социальный статус, социальная мобильность, социальный конфликт, межнациональные отношения. На их основе характеризуются социальные отношения в современном обществе.

В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Тема «Политика» даёт обобщённое представление о власти и отношениях по поводу власти, раскрывает роль государства, возможности участия граждан в управлении делами общества. Заключительная тема «Право», на которую отводится наибольший в 9 классе объём учебного времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Часть уроков отводится вопросам теории права, другая — отраслям права. Особое внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ. Учащимся предъявляются в определённой мере систематизированные знания о праве.

Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе осуществляет во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования: Клуб юных учёных, кружки социальной направленности «СМИ», спортивные секции и музейно-экскурсионная работа. Курс имеет своё логическое продолжение в деятельности Ученического совета, системе воспитательной работы и системе самоуправления. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям.

Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения.

Основные методы обучения основаны на деятельностном подходе: метод проектов и исследоваений, методика проблемного и развивающего обучения, рефлексивные методы. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы личностно ориентированного обучения, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщённых знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе.

Развитию у учащихся 6—9 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению предполагпет использование метода реконструкций и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения. Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий.

Требования к результатам обучения и освоения содержания курса «Обществознание»

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями;

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной  жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

Содержание программы 6 класс (35 ч)

Введение 1 час

Человек в социальном измерении  (12 часов)

Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Сотрудничество. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.

Человек среди людей (10 часов)

Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Сотрудничество. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Общая характеристика межличностных отношений. Отношения деловые и личные. Симпатия и антипатия, сотрудничество и соперничество, взаимопонимание в межличностных отношениях.

Содержание, формы и культура общения. Особенности общения со сверстниками и взрослыми людьми. Конфликтные ситуации и способы их разрешения. Культура дискуссии.

Товарищество и дружба как межличностные отношения. Юношеский идеал друга. Несовместимость дружбы с эгоизмом, себялюбием и своекорыстием.

Нравственные основы жизни (8 часов)

         Добро, зло, мораль. Нравственное и безнравственное. Золотое правило нравственности. Чувство страха и воспитание смелости.

        Гуманизм – уважение и любовь к людям.

Итоговое повторение(3 часа)



Содержание программы 7 класс (35 ч)

Тема 1. Регулирование поведения людей в обществе. (14 ч). 

Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.

Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.

Защита отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны.

Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.

Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних.

Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Тема 2. Человек в экономических отношениях (14 часов).

Экономика и её основные участки. Экономика и её роль в жизни  общества. Основные сферы экономики; производство, потребление, обмен.

Золотые руки работника. Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда.

Производство, затраты, выручка, прибыль. Производство и труд. Издержки, выручка, прибыль.

Виды и формы бизнеса. Предпринимательство. Малое  предпринимательство  и фермерское хозяйство. Основное  организационно-правовые  формы предпринимательства.

Обмен, торговля, реклама. Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама.

Деньги и их функция. Понятие деньги. Функции и  формы денег. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют.

Экономика семьи. Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы сбережения граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве.

Основные понятия: экономика, техника, технология, НТР, НТП. Экономическая система, рыночная экономика, рынок, факторы  производства, конкуренция, спрос, предложение. экономические задачи государства,  государственный бюджет, налоговая система, функции денег, бизнес, реклама.

Тема 3. Человек и природа (4 часа).

Воздействие человека на природу. Экология. Производящее хозяйство. Творчество. Исчерпываемые богатства. Неисчерпываемые богатства. Загрязнение атмосферы. Естественное загрязнение. Загрязнение атмосферы человеком. Загрязнение воды и почвы. Биосфера.

Охранять природу – значит охранять жизнь. Ответственное отношение к природе. Браконьер. Последствия безответственности Экологическая мораль. Господство над природой. Сотрудничество с природой

Закон на страже природы. Охрана природы. Правила охраны природы, установленные государством. Биосферные заповедники. Государственный контроль. Государственные инспекторы. Участие граждан в защите природы.

Основные понятия: природа, экология, экологическая катастрофа, охрана природы.

Содержание программы 8 класс (35 ч)



Введение (1 час) Гуманизм как принцип отношения к окружающей действительности и поведения человека. Гуманный человек и гуманное общество.

Тема 1. Личность и общество (4 часа)

Природное и общественное в человеке. Мышление и речь – специфические свойства человека. Способность человека к творчеству. Деятельность человека, её виды. Игра, учеба, труд. Сознание и деятельность. Познание человеком мира и самого себя. Потребности человека: материальные и духовные, подлинные и мнимые. Интересы человека; их знание и учёт – условие гуманного отношения к людям. Возможности человека: физические и интеллектуальные, скрытые и реализованные. Выдающиеся достижения людей в различных областях деятельности. Необходимость и способы познания своих возможностей. Способности человека: ординарные и выдающиеся. Талант, гениальность – степень развития способностей. Сила воли, ее значение и воспитание. Характер – устойчивые индивидуальные особенности человека, сплав врожденного и общественного. Формирование характера, воспитание и самовоспитание. Мораль и гуманизм. Основополагающие нормы морали, «золотое правило нравственности». Ценности и идеалы человека. Человек и культура. Культура подлинная и мнимая. Культура потребления и культура творчества. Приобщение к национальной и мировой культуре – необходимое условие человеческого существования. Духовность и бездуховность. Человек, личность, индивидуальность. Вечное стремление человека к поиску ответов на вопросы: Кто я? Зачем я? Что будет после меня? Жизнь и смерть. Смысл жизни.

Тема 2. Сфера духовной культуры (8 часов)

Общая характеристика межличностных отношений. Отношения деловые и личные. Симпатия и антипатия, сотрудничество и соперничество, взаимопонимание в межличностных отношениях. Групповые нормы и санкции. Коллектив подлинный и мнимый. Коллективизм, индивидуализм, конформизм. Свобода личности и коллектив. Товарищество и дружба как межличностные отношения. Юношеский идеал друга. Несовместимость дружбы с эгоизмом, себялюбием и своекорыстием. Любовь – сложнейшее человеческое чувство. Любовь и другие чувства – интерес, влюбленность. Особенности юношеской любви. Необходимость бережного отношения к дружбе и любви. Межличностные отношения в семье. Семейные роли. Психологический климат семьи. Семейный долг, семейная забота. Семья как источник счастья человека. Этикет, его роль в общении между людьми. Вежливость, такт, приличие, деликатность в поведении людей. Значение самовоспитания в формировании культуры общения и поведения. Юность – пора активного социального взросления. Расширение сферы межличностных отношений в юности. Мечты и жизненные планы. Проблема самореализации. Решение вопросов: кем быть? Каким быть?



Тема 3. Экономика (13 часов)

Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).Основные вопросы экономики: что, как и для кого про­изводить. Функции экономической системы. Модели эко­номических систем.Собственность. Право собственности. Формы собствен­ности. Защита прав собственности.Рынок. Рыночный механизм регулирования экономи­ки. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Производство. Товары и услуги. Факторы производ­ства. Разделение труда и специализация. Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные орга­низационно-правовые формы. Малое предприниматель­ство и фермерское хозяйство. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.Распределение. Неравенство доходов. Перераспределе­ние доходов. Экономические меры социальной поддерж­ки населения.Потребление. Семейное потребление. Страховые услу­ги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банков­ские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбере­жения граждан. Потребительский кредит.Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.

Тема 4. Социальная сфера (6 часов)

Содержание, формы и культура общения. Особенности общения со сверстниками и взрослыми людьми. Конфликтные ситуации и способы их разрешения. Культура дискуссии. Что такое малая группа. Многообразие малых групп. Самочувствие человека в малой группе. Групповой эгоизм. Роли человека в группе. Лидеры и аутсайдеры. Групповые нормы и санкции. Коллектив подлинный и мнимый. Коллективизм, индивидуализм, конформизм. Свобода личности и коллектив. Товарищество и дружба как межличностные отношения.

Используемые учебники:

Обществознание 6 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение 2013

Обществознание 7 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение 2013

Обществознание 8 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение 2013

Интернет ресурсы:  http://fcior.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/

Список литературы

1. Нормативные и программные документы.

Закон «Об образовании РФ».

Проект государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы.

2. Примерные программы по учебным предметам.

Обществознание 5 – 9 классы. Стандарты второго поколения. М:  Просвещение, 2011.

3. Учебно-методическое пособие.

Рабочие программы  к УМК под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой «Обществознание. 6 – 9 классы» М: Просвещение 2012.

4. Интернет ресурсы:

standart.edu.ru fgos.isiorao.ru educom.ru







КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 6 КЛАССЕ


Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания урока

Основные виды учебной деятельности обучающихся


Домашнее

задание

Дата

1.

Введение (1 час)



Глава 1.Человек в социальном измерении (12 час)

Предметные: Обучающиеся смогут характеризовать человека как биосоциальное существо, характеризовать особенности познания человеком мира, себя, раскрывать влияние самооценки на поведение человека, деятельность человека, смогут приводить примеры, сравнивать, раскрывать смысл изучаемых понятий.

Метапредметные: смогут определять цель и проблему урока, составлять синквейн, создавать устные и письменные тексты при описании, планировать деятельность,использовать ИКТ , находить самостоятельно в учебниках информацию, обрабатывать ее, исследовать практические ситуации.

Личностные: смогут оценивать собственные личностные качества, определять уровень развития собственной памяти, сравнивать себя с другими, определять мотив собственной учебной деятельности, вырабатывать уважительное отношение к людям, осознавать свои эмоции и чувства.

2-3.





.

Человек – личность.


2

Личность. Личность. Индивидуальность человека Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности.

Работают над понятием «индивидуальность», приводят конкретные примеры. Используют элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности.

Презентация «Человек, индивид, личность». Режим доступа:www.proshkolu.ru|user/rizingelena/file586150/

§1 Задание рубрики «Вклассе и дома»,с.16-17






.

4-5.






Человек познаёт мир.




2

Познание человеком мира и самого себя. Самопознание и самооценка. Способности человека.

Характеризуют особенности познания человеком мира и самого себя. Оценивают собственные практические умения, поступки, моральные качества, выявлять их динамику. Сравнивают себя и свои качества с другими людьми и их качествами. Приводят примеры проявления различных способностей людей

§2 Задание рубрики «В классе и дома» с 23-24

.

6-7.




Человек и его дея-тельность.

2

Деятельность человека, её основные формы(труд, игра, учение).

Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности

Характеризуют деятельность человека, её отдельные виды. Описывают и иллюстрируют примерами различные мотивы деятельности. Используют элементы причинно-следственного анализа для выяснения связи между деятельностью и формированием личности. Выявляют условия и оценивают качества собственной успешной деятельности.

§3 Задание рубрики «В классе и дома», с 31-32


8-9.




Потребности человека.


2

Потребности человека- биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Духовный мир человека. Мысли и чувства

Характеризуют и иллюстрируют примерами основные потребности человека; показывать их индивидуальный характер. Описывают особые потребности людей с ограниченными возможностями. Исследуют несложные практические ситуации, связанные с проявлением духовного мира человека, его мыслей и чувств.

§4 Задание рубрики «В классе и дома», с.39-40


.

10-11.






На пути к жиз-ненному успеху.


2

Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи.

Характеризуют и конкретизируют примерами роль труда в достижении успеха в жизни. Формулируют свою точку зрения на выбор пути достижения жизненного успеха. Показывают на примерах влияние взаимопомощи в труде на его результаты.

§5 Задание рубрики «В классе и дома», с 47-48.


12.








Практикум по теме «Человек в социальном из-мерении».



Человек –личность.

Учимся узнавать и оценивать себя.

Учимся правильно организовывать свою деятельность.

Учимся размышлять

Систематизируют знания, полученные при изучении темы о социальных чертах человека и их проявлении в деятельности. Совершенствуют умения характеризовать понятия «личность», «индивидуальность», «деятельность»; приводят конкретные примеры разнообразия видов деятельности человека, его потребностей. Работают в группах, формируют навык социального взаимодействия на уровне учебной группы.

Стр.48,со--общения


Глава 2.Человек среди людей (10 час)

Предметные: Смогут описывать межличностные отношения, их виды, уровни и стили, раскрывать значение чувств, описывать формальные и неформальные группы, выдвигать версии, характеризовать общение, нравственные принципы общения, варианты поведения в конфликтных ситуациях.

Метапредметные: Смогут определять цель и проблему урока,, излагать свое мнение, аргументировать, планировать работу, составлять таблицы, предоставлять найденную информацию,, работать со СМИ, исследовать практические ситуации, сравнивать, сопоставлять различные стили общения.

Личностные:смогут приводить примеры межличностных отношений из собственной жизни, описывать своего идеального друга, оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения, аргументировано оценивать свою деятельность.

13-14.




Межличностные

отношения

2

Человек и ближайшее окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание.

Описывают межличностные отношения и их отдельные виды. Описывают с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе.Показывают проявление сотрудничества и соперничества на конкретных примерах. Оценивают собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения. Исследовают практические ситуации, в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание.

§6 Задание рубрики «В классе и дома», с.57-58.


15-16.


Человек в группе

2

.Социальные группы: большие и малые. Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.

Описывают большие и малые, формальные и неформальные группы. Приводят примеры таких групп. Характеризуют и иллюстрируют примерами групповые нормы. Описывают с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. Оценивают собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения. Исследуют практические ситуации, в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание. Исследуют практические ситуации, связанные с выявлением места человека в группе, проявлений лидерства.

§7 Задание рубрики «В классе и дома», с.66


17-18.




Общение.


2

Общение – форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими

Характеризуют общение как взаимные деловые и дружеские отношения людей. Иллюстрируют с помощью примеров различные стили общения.Сравнивают и сопоставляют различные стили общения. Выявляют на основе конкретных жизненных ситуаций особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Оценивают собственное умение общаться.

§8 Задание рубрики «В классе и дома», с.74-75


19-20.








Конфликты в меж-личностных отно-шениях.


2

Межличностные конфликты и причины их возникновения. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт.

Описывают сущность и причины возникновения межличностных конфликтов. Характеризуют варианты поведения в конфликтных ситуациях. Объясняют, в чём заключается конструктивное решение конфликта. Иллюстрируют объяснение примерами. Выявлять и анализировать собственные типичные реакции в конфликтной ситуации.

§9 Задание рубрики «В классе и дома», с.82-83


21-22.






Практикум по теме

«Человек среди людей»


2

Ролевая игра «Человек среди людей»



Я и мои знакомые, приятели, друзья.

Я и группы, в которые я вхожу.

Как получить удовольствие от общения.

Как победить обиду

Обобщают свои знания по умению общаться. Осмысливают личный опыт участия в различных видах межличностного общения со сверстниками, и людьми других возрастов. Примеряют на себя роль лидера, роль члена группы. Различают стадии конфликта и продумывать программу действий по конструктивному разрешению его. Совершенствуют личностные, коммуникационные универсальные учебные действия. Убеждаются в необходимости толерантного поведения.

Стр. 84

задания

.

Глава 3.Нравственные основы жизни (8 час)

Предметные: Смогут применить полученные теоретические знания и практические умения поисково- исследовательской деятельности на практике,Оперировать основными понятиями, приводить примеры проявления данных понятий в жизни, раскрывать роль смелости и страха в жизни человека, приводить примеры, иллюстрирующие золотое правило морали.

Метапредметные: смогут определять цель и проблему урока, излагать свое мнение, аргументируя его при определении понятий, сравнивать различные высказывания, формулировать вывод, предоставлять информацию в виде схем, строить логические обоснованные рассуждения.

Личностные: Смогут оценивать себя в моделях и реальных ситуациях свои поступки, оценивать свою деятельность на уроке, давать оценку своим поступкам, адекватно выражать свои эмоции, при совместной работе с окружающими, выбирать как поступить, осознавать целостность человека и многообразие взглядов на проблему «Человек».

23-24.






Человек славен добрыми

делами.


2

Человек славен добрыми делами

Доброе – значит, хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро.

Характеризуют и иллюстрируют примерами проявления добра. Приводят примеры, иллюстрирующие «золотое правило нравственности».Оценивают модельные и реальные поступки людей с точки зрения «золотого правила нравственности».

§10Задание рубрики «В классе и дома», с91-92

03.03.

10.03.

25-26.




Будь смелым.


2

Смелость. Страх – защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу.

Учатся побеждать страх. На конкретных примерах дают оценку проявлениям мужества, смелости, случаям преодоления людьми страха в критических и житейских ситуациях. Оценивают предлагаемые ситуации, требующие личного противодействия проявлениям зла.

§11 Задание рубрики «В классе и дома», с.97-98

17.03.

07.04.

27-28.




Человек и человечность.


2

Человечность. Гуманизм– уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке.

Раскрывают на примерах смысл понятия человечность. Дают оценку с позиции гуманизма конкретным поступкам людей, описанным в СМИ и иных информационных источниках. На примерах конкретных ситуаций оценивают проявление внимания к нуждающимся в нём.

§12 Задание104 рубрики «В классе и дома», с


29-30.






Практикум по теме «Нравствен-ные основы

жизни»

2

Гуманизм – уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке

Отстаивают свои знания об объективной необходимости человечности, золотого правила нравственности, моральных заповедях для выживания человечества. Развивают умение анализировать материалы СМИ, оценивать описанные в них ситуации с точки зрения добродетелей.

Стр.104

задания


Предметные: Смогут применить полученные теоретические знания и практические умения поисково- исследовательской деятельности на практике,Оперировать основными понятиями, приводить примеры проявления данных понятий в жизни, раскрывать роль смелости и страха в жизни человека, приводить примеры, иллюстрирующие золотое правило морали.

Метапредметные: смогут определять цель и проблему урока, излагать свое мнение, аргументируя его при определении понятий, сравнивать различные высказывания, формулировать вывод, предоставлять информацию в виде схем, строить логические обоснованные рассуждения.

Личностные: Смогут оценивать себя в моделях и реальных ситуациях свои поступки, оценивать свою деятельность на уроке, давать оценку своим поступкам, адекватно выражать свои эмоции, при совместной работе с окружающими, выбирать как поступить, осознавать целостность человека и многообразие взглядов на проблему «Человек

31-33.


Заключительные уроки


2

Нравственные основы жизни.

Получают навыки рефлексии собственного опыта проявления внимания к нуждающимся в нём людям.

Защита Проектов


34

РЕЗЕРВ

1







8.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса. Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта: 1.Обществознание. 6 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений (Л.Н.Боголюбов) и др. Издательство М: «Просвещение», 2013 г.2.Иванова Л.Ф.Обществознание.6 класс. Рабочая тетрадь для учащихся.3.Иванова Л.Ф. Обществознание 6 класс, поурочные разработки к учебнику (пособие для учителей)

Ресурсы Интернета:

- http://fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов

- http://www.school-collection.edu.ru/ - цифровые образовательные ресурсы для общеобразовательной школы

- http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Список литературы

- Иванова Л.Ф. Обществознание. Поурочные разработки. 6 класс.- М: Просвещение, 2012;

- Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова 5-9 классы;

- Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкий Н.И. обществознание, 6 класс, М.: Просвещение, 2012;

- Рабочие программы. Обществознание. Под ред. Боголюбова Л.Н. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2012;








Календарно-тематическое планирование в 7 классе (35 часов)

п/п

Тема урока

Тип

урока

К-во часов

Планируемые результаты

Методы и приемы

Домашнее задание

Дата

Раздел 1. Человек в социальном измерении (11 часов)

1-2

Что значит жить по правилам

Урок усвоения новых знаний

2

Предметные: научатся называть различные виды правил, приводить примеры индивидуальных и групповых привычек, объяснять, зачем в обществе приняты различные правила этикета

Метапредметные:

Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов, приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.

Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, принимают и сохраняют учебную задачу.

Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности.

Методы: Проблемного диалога, наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

§1

06.09.

13.09.

3-4

Права и обязанности граждан

Комбини-рован-ный

2

Предметные: научатся определять, как права человека связаны с его потребностями, какие группы прав существуют, что означает выражение «права человека закреплены в законе»

Метапредметные:

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в т.ч и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия.

Личностные: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познания.

Предметные: научатся называть различные виды правил, приводить примеры индивидуальных и групповых привычек, объяснять, зачем в обществе приняты различные правила этикета

Метапредметные:

Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов, приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.

Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, принимают и сохраняют учебную задачу.

Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический контроля.

Формы: индивидуальная, фронтальная.

§ 2, р.т.

20.09.

27.09.

5

Почему важно соблюдать законы

Урок усвоения новых знаний

1

Предметные: научатся определять, почему человеческому обществу нужен порядок, каковы способы установления порядка в обществе, в чем смысл справедливости, почему свобода не может быть безграничной.

Метапредметные:

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели, анализируют вопросы, формулируют ответы.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, самостоятельно выделяют и формулируют цель, составляют план и последовательность действий.

Личностные: применяют правила делового сотрудничества, сравнивают разные точки зрения, оценивают собственную учебную деятельность, выражают положительное отношение к процессу познания.

Методы: Проблемного диалога, наглядный, частично-поисковый, практический контроля.

Формы: индивидуальная, фронтальная.

§3,р.т.

Презента-ция, тексты для обсуж-дения, кроссворд

04.10.


6-7

Защита Отечества

Урок усвоения новых знаний

2

Предметные: научатся определять, почему нужна регулярная армия, в чем состоит обязательная подготовка к военной службе, отличия военной службы по призыву от службы по контракту, основные обязанности военнослужащих, как готовить себя к выполнению воинского долга.

Метапредметные:

Познавательные: анализируют вопросы, формулируют ответы.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели, ставят учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно.

Личностные: оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом.


Методы: Проблемного диалога, наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

§ 4, р.т.

11.10.

18.10.


8-9

Что такое дисциплина

Комбинирован-ный

2

Предметные: научатся определять, что такое дисциплина, ее виды и ответственность за несоблюдение.

Метапредметные:

Познавательные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).

Регулятивные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

Личностные: определяют целостный социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий.

Методы:

наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

§5, р.т.

25.10.

08.11.

10-11

Виновен - отвечай

Комбинирован-ный

2

Предметные: научатся определять, кого называют законопослушным человеком, признаки противоправного поведения, особенности наказания несовершеннолетних

Метапредметные:

Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека, привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями, участвуют в коллективном решении проблем, распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию.

Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем при изучении материала.

Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности.

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический контроля.

Формы: индивидуальная, фронтальная.

§ 6, р.т.

15.11.

22.11.

12-13

Кто стоит на страже закона

Урок усвоения новых знаний

2

Предметные: научатся определять, какие задачи стоят перед сотрудниками правоохранительных органов, какие органы называют правоохранительными, функции правоохранительных органов

Метапредметные:

Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов, приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.

Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, допускают существование различных точек зрения.

Регулятивные: формулируют цель, планируют действия по ее достижению, принимают и сохраняют учебную задачу.

Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу, выражают положительное отношение к процессу познания.

Методы: Проблемного диалога, наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

§ 7, р.т.

29.11.

06.12.

14

Практикум по теме: «Регули-рование поведения людей в обществе»

Урок обоще-ния и система-тизации знаний

1

Предметные: научатся работать с тестовыми контрольно-измерительными материалами

Метапредметные:

Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека, привлекают информацию, полученную ранее, для решения проблемной задачи.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями, участвуют в коллективном обсуждении проблем, распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию.

Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала.

Личностные: сравнивают разные т.з., оценивают собственную учебную деятельность, сохраняют мотивацию к учебной деятельности.

Методы: практический, контроля.

Формы: индивидуальная, фронтальная.

Повт § § 1-7

13.12.

Раздел 2. Человек в экономических отношениях (14 часов)

15-16

Экономика и ее основные участники

Урок усвоения новых знаний

2

Предметные: научатся определять, как экономика служит людям, какая форма хозяйствования наиболее успешно решает цели экономики, как взаимодействуют основные участники экономики.

Метапредметные:

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера.

Регулятивные: формулируют цель, планируют деятельность по ее достижению, принимают и сохраняют учебную задачу.

Личностные: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности.


Методы: Проблемного диалога, наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

§ 8, р.т.

20.12.

27.12.

17-18

Золотые руки работника

Урок усвоения новых знаний

2

Предметные: научатся определять, из чего складывается мастерство работника, чем определяется размер заработной платы.

Метапредметные:

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.

Коммуникативные: участвуют в коллективном решении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра.

Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.

Личностные: оценивают способную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом.


Методы: Проблемного диалога, наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

§ 9, р.т.

10.01.

17.01.

19-20

Производство: затраты, выручка, прибыль

Урок усвоения новых знаний

1

Предметные: научатся определять, какова роль разделения труда в развитии производства, что такое прибыль, виды затрат.

Метапредметные:

Познавательные: привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебных задач.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, участвуют в коллективном обсуждении проблем, распределяют обязанности в группе, проявляют способность к взаимодействию.

Регулятивные: планируют цели и способы взаимодействия.

Личностные: сравнивают разные т.з., оценивают собственную учебную деятельность, сохраняют мотивацию к учебной деятельности.

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

§ 10, р.т.

24.01.

31.01.

21-22

Виды и формы бизнеса

Урок усвоения новых знаний

2

Предметные: научатся определять, в каких формах можно организовать бизнес, каковы виды бизнеса, роль бизнеса в экономике

Метапредметные:

Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные способы их решения.

Коммуникативные: распределяют функции и роли в совместной деятельности, задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и последовательность действий.

Личностные: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности.

Методы: Проблемного диалога, наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

§ 11, р.т.

07.02.

14.02.

23-24

Обмен, торговля, реклама

Урок усвоения новых знаний

Комбинирован-ный

2

Предметные: научатся определять, как обмен решает задачи экономики, что необходимо для выгодного обмена, зачем люди и страны ведут торговлю, для чего нужна реклама товаров и услуг

Метапредметные:

Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов, приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.

Коммуникативные: взаимодействуют в ходе совместной работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, принимают другое мнение и позицию, допускают существование других т.з.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, принимают и сохраняют учебную задачу.

Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу, выражают положительное отношение к процессу познания.

Методы: Проблемного диалога, наглядный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

§ 12, р.т.

21.02.

28.02.

25-26

Деньги и их функции

Урок усвоения новых знаний


2

Предметные: научатся давать определение понятию «деньги», определять их функции

Метапредметные:

Познавательные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, родителей, товарищей.

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Регулятивные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.

Личностные: проявляют способность к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентируются на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Методы: Проблемного диалога, наглядный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, работа в парах, фронтальная

§ 13, р.т.

07.03.

14.03.

27

Экономика семьи

Урок изучения новых знаний

1

Предметные: научатся определять, что такое ресурсы семьи, составлять бюджет семьи.

Метапредметные:

Познавательные: находят нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимают, применяют основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывают в соответствии с решаемой задачей.

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т.ч. во внутреннем плане.

Личностные: определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своей успешности.

Методы: проблемного диалога, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, парная, фронтальная.

§ 14, р.т.

21.03.

28

Практикум по теме: «Человек в экономических отношениях»

Урок система-тизации и обоб-щения знаний и умений

1

Предметные: научатся определять все термины и понятия раздела

Метапредметные:

Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, адекватно используют речевые средства.

Регулятивные: осуществляют пошаговый и итоговый контроль.

Личностные: выражают адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности, устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения.

Методы: наглядный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, работа в парах, групповая, фронтальная

Повт. § 8,-14

04.04.

Раздел 3. Человек и природа (4часа)

29

Воздействие человека на природу

Урок изучения новых знаний

1

Предметные: научатся определять, что такое экологическая угроза, характеризовать воздействие человека на природу.

Метапредметные:

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в коллективом обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; оценивают правильность выполнения действия.

Личностные: проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживают им.

Методы: наглядный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, работа в парах, групповая, фронтальная

§ 15, р.т.

11.04.

30

Охранять природу – значит охранять жизнь

Урок изучения новых знаний


1

Предметные: научатся давать определение понятия «экологическая мораль», характеризовать правила экологической морали

Метапредметные:

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в т.ч. творческого и исследовательского характера.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Личностные: выражают адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности, устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения.

Методы: Проблемного диалога, наглядный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, работа в парах, фронтальная

§ 16, р.т.

18.04.

31

Закон на страже природы

Урок изучения новых знаний

1

Предметные: научатся определять, какие законы стоят на страже охраны природы

Метапредметные:

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в т.ч. творческого и исследовательского характера.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Личностные: выражают адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности, устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения.

Методы: Проблемного диалога, наглядный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, работа в парах, фронтальная

§ 17, р.т.

25.04.

32

Практикум по теме: «Человек и природа»

Урок система-тизации и обоб-щения знаний и умений

1

Предметные: научатся анализировать свое отношение к окружающей среде

Метапредметные:

Познавательные: находят нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимают, применяют основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывают в соответствии с решаемой задачей.

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т.ч. во внутреннем плане.

Личностные: определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своей успешности.

Методы: практический, контроля.

Формы: индивидуальная, парная, фронтальная.

(возможна экскурсия)

Повт. §§ 15-17

02.05.

33-34

Итоговое повторение

Урок система-тизации и обоб-щения знаний и умений /

урок контроля знаний и умений


2

Предметные: научатся определять все термины и понятия за курс 7 класса.

Метапредметные:

Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, адекватно используют речевые средства.

Регулятивные: осуществляют пошаговый и итоговый контроль.

Личностные: выражают адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности, устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения.

Методы: практический, контроля.

Формы: индивидуальная, парная, фронтальная.


Повторе-ние

16.05.

23.05.

35

РЕЗЕРВ


1




30.05.

ИТОГО 35 часов





















Календарно-тематическое планирование по обществознанию в 8 классе

Тема урока

Кол-во

часов

Основное содержание по темам.

Планируемые результаты.

Домаш-нее за

дание

Дата

провед.

1.

Вводный урок

1

Что мы уже знаем и умеем. Чем мы будем заниматься в новом учебном году. Как добиваться успехов в работе в классе и дома.

Вспомнить основные итоги прошлого года обучения. Ознакомиться с основным содержанием курса 8 класса. Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности.





10.09.


Тема I. Личность и общество (6 ч.)



2.

Быть личностью.

1


Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности. Жизненные ценности и ориентиры.

Знать/уметь

смысл понятия «индивидуальность»; индивидуальность и личность; описывать агенты социализации, оказывающие влияние на личность.

§ 1


17.09.

3.

Общество как форма жизнедеятельности людей

1





Что мы называем общестсвом? Основные сферы жизни общества. Ступени развития общества.

Знать/понимать:

характерные черты и признаки основных сфер жизни общества; содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения; основные обществоведческие термины, т.е. распознавать их в различном контексте и правильно использовать в устной и письменной речи.


§ 2


24.09.

4.

Развитие общества

1


Изменчивость и стабильность. Реформы и реформаторы. Развитие человечества вXXI веке.Глобальные проблемы современности.

Знать/понимать:

характерные черты и признаки основных сфер жизни общества; содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.основные обществоведческие термины.


§ 3




01.10.

5.

Практикум по теме « Личность и общество».

1



Контроль ЗУН.

Знать основные положения раздела.


08.10.




Сфера духовной культуры (8 ч.)



6.

Сфера духовной жизни

1



Духовная сфера общества. Культура личности и общества. Развитие культуры в современной России.

Знать/понимать:

сущностные характеристики понятия «культура»; явления духовной культуры; духовные ценности российского народа.



§ 4




15.10.

7.

Мораль

1

Мораль и нравственность. Основные ценности и нормы морали. Добро и зло.

Знать/понимать:

роль морали в жизни общества; основные принципы морали; влияние моральных устоев на развитие общества и человека.


§ 5



22.10.

8.

Долг и совесть

1


Долг общественный и долг моральный. Что такое долг. Долг общественный и долг моральный.

Уметь:

оценивать поведение людей с точки зрения долга и совести.


§ 6


29.10.

9.

Моральный выбор -это ответственность.

1




Моральный выбор. Свобода – это ответственность. Моральные знания и практическое поведение личности. Критический анализ собственных помыслов и поступков.

Знать понятия:

 мораль, нормы морали, нравы, человечность


§ 7

12.11.

10.

Образование. Основные

элементы

системы обра-зования в России

1






Приоритетность образования. Возрастающая значимость образования в условиях информационного общества. Закон об образовании в РФ: общий обзор. Основные элементы системы образования. Непрерывность образования.

Знать основные положения Закона об образовании.

§ 8

19.11.

11.

Наука в современном обществе

1



Что такое наука? Нравственные принципы труда учёного. Возрастание роли современной науки. Российская Академия Наук. Реформа РАН

Знать / понимать:

нравственные принципы труда учёного; возрастание роли современной науки; содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.


§ 9




26.11.

12.

Религия как одна из форм культуры

1




Особенности религиозной веры. Роль религии в жизни общества. Религиозные организации и объединения. Свобода совести и свобода вероисповедания.

Знать / понимать: особенности религиозной веры; роль религии в жизни общества; религиозные организации и объединения; свобода совести и свобода вероисповедания.

§ 10

03.12.

13.

Практикум по теме «Сфера духовной культуры».

1




Контроль ЗУН.

Знать основные положения раздела.


10.12.

14.

Контрольная работа по теме «Сфера духовной культуры».

1





Контроль ЗУН.

Знать основные положения раздела.


17.12.


Экономика (14 ч.)

15.

Экономика и её роль в жизни общества

1

Потребности и ресурсы. Свободные и экономические блага. Экономи- ческий выбор и альтернативная стоимость.

Уметь: раскрывать роль экономики в жизни общества; оценивать поведение людей с точки зрения экономической рациональности.

§ 11

24.12.

16.

Главные вопросы экономики

1



Нужно ли регулировать производство? Как производить? Экономи-ческая система и её функции. Типы экономических систем.

Уметь: описывать и иллюстрировать примерами решения основных вопросов участниками экономики; различать и сопоставлять основные типы экономических систем.

§12

14.01.

17.

Собственность

1


Имущественные отношения. Собственность. Формы собственности. Защита прав собственности.

Знать / понимать: понятия собственности и имущественных отношений.

§ 13

21.01.

18.

Рыночная экономика

1


Рынок и условия его функционирования. Спрос и предложение на рынке. Рыночное равновесие.

Понимать условия функционирования рынка.

§ 14

28.01.

19.

Производство – основа экономики

1



Главный источник экономических благ.Това-ры и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.

Определять сущность и свойства предпринимательства.

§ 15

04.02.

20.

Предпринимательская деятельность

1




Роль предпринимательства в экономике. Цели фирмы. Основные организационно-правовые формы фирмы. Малое предпринимательство.

Знать / понимать: содержание и значение правовых норм, регулирующих предпринимательскую деятельность.

§ 16

11.02.

21.

Роль государства в экономике

1



Зачем экономике государство? Почему мы платим налоги.Государ-ственный бюджет.

Знать / понимать: роль государства в экономике.

§ 17

18.02.

22.

Распределение доходов

1



Доходы граждан и промежуточный минимум. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.

Знать / понимать: экономические меры социальной поддержки населения.

§ 18

25.02.

23.

Потребление

1


Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы прав потребителей.

Уметь: решать практические жизненные проблемы, связанные с семейным потреблением.

§ 19

04.03.

24

Инфляция и семейная экономика

1



Номинальные и реальные доходы. Формы сбережения граждан. Банковские услуги, предоставляемые гражданам.

Знать/понимать:

номинальные и реальные доходы граждан; влияние инфляции на реальные доходы и 28.04.уровень жизни населения;

§ 20

11.03.

25.

Безработица, её причины и последствия.

1





Безработица – спутник рыночной экономики. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.

Знать/понимать:

Реальные связи между участниками международных экономических отношений;

причины безработицы;

экономические и социальные последствия безработицы.

§ 21

18.03.

26.

Мировое хо

зяйство и международная торговля

1





Мировое хозяйство. Внешняя торговля. Внешнеторговая политика. Обменные курсы валют.


Знать/понимать:

понятие и сущность мирового хозяйства и внешнеторговой политики.

§ 22

25.03.

27.

Практикум по теме«Эконо-

мика».

1




Практикум по пройденной теме

Знать основные положения раздела.


08.04.

28.

Контрольная работа по те-ме «Эконо-мика

1




Контрольная работа

Знать основные положения курса.


15.04.



29

Социальная

структура общества

1


Что такое социальная структура? Социальная мобилность. Много-образие социальных групп. Социальные конфликты и пути их разрешения.

Уметь: описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли; сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

§ 23

22.04.








30

Социальные статусы и роли

1

Социальная позиция человека в обществе. В поисках себя. Отцы и дети.

Уметь: называть позиции, определяющие статус личности; различать предписанный и достигаемый статусы; раскрывать и иллюстрировать примерами ролевой репертуар личности; описывать основные социальные роли старших подростков.

§ 24

29.04.

31

Нации и межнациональные отношения

1

Отношения между нациями. Отношение к истории и традиции народа. Межнациональные отношения в современном обществе.

Знать/понимать:

представление о нациях и межнациональных отношениях.


§ 25

06.05.

32

Отклоняющееся поведение.

1

Какое поведение считают отклоняющимся. Алкоголизм и наркомания. Причины отклоняющегося поведения.

Знать/понимать:

представление об отклоняющемся поведении и вредных привычках.


§ 26

13.05.

33

Практикум по теме «Соци-альная струк-

тура обще-ства».

1

Контроль ЗУН.

Знать основные положения раздела.




20.05.

34

Итоговая контрольная работа



1

Контроль ЗУН.

Знать основные положения курса.


27.05.

35

Резерв


1





ИТОГО: 35 часов





Список литературы

1. Нормативные и программные документы.

Закон «Об образовании РФ».

Проект государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы.

2. Примерные программы по учебным предметам.

Обществознание 5 – 9 классы. Стандарты второго поколения. М:  Просвещение, 2011.

3. Учебно-методическое пособие.

Рабочие программы  к УМК под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой «Обществознание. 6 – 9 классы» М: Просвещение 2012.

4. Интернет ресурсы:

standart.edu.ru fgos.isiorao.ru educom.ru

Цифровые образовательные ресурсы:

http://www.rsnet.ru/ — Официальная Россия (сервер органов государственной власти Российской Федерации).

http://www.president.kremlin.ru/ — Президент Российской Федерации.

http://www.rsnet.ru/ — Судебная власть Российской Федерации.

http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf — Собрание законодательства Российской Федерации.

http://www.socionet.ru — Соционет: информационное пространство по общественным наукам.

http://www.ifap.ru — Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России.

http: //www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация.

http://www.alleng.ru/edu/social2.htm — Образовательные ресурсы Интернета — обществознание.   http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social — Обществознание в школе (дистанционное обучение).                                                                                


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!