СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обучению грамоте (письмо)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по обучению грамоте (письмо) для первого класса УМК "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обучению грамоте (письмо)»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Зятьковская средняя общеобразовательная школа»

Панкрушихинского района Алтайского края


Принято:

Руководитель МО

________Горкальцева М.Н.

Протокол №____ от «___» _________2018г.


Согласовано:

Зам. директора

___________ Костина Е.О.

От «___» ____________ 2018 г.

Утверждаю:

Директор школы

_____________ Дронова Е.И.

Приказ №___ от «___» ________2018 г.









Рабочая программа

по обучению грамоте (письмо)

1 класс

на 2018– 2019 учебный год





Составитель:

учитель начальных классов

Тулина Т.Б.




с.Зятьково

2018г

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.В Бойкина и др. «Русский язык» (Издательство Просвещение, 2014 г.) и учебного плана МКОУ «Зятьковская сош»


Целями изучения предмета в 1 классе:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма на показателя культуры человека.

Задачи программы, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.


Место курса «Обучение грамоте» (письмо) в учебном плане для 1-го класса

В 1 классе — 165ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте, 50 ч – курсу русского языка.

Программой предусмотрено 10 резервных часов на изучение букварного (основного) периода, их планирование зависит от индивидуальных особенностей класса. В послебукварный период (20 часов), так же занятия планируются исходя из особенностей класса.

Форма организации образовательного процесса - классно-урочная система (индивидуальные, групповые, фронтальные и устные формы, тестирование, проектирование).



Основные формы и виды контроля знаний, умений и навыков.

Оценивание результатов достижений детей является безотметочным, используются следующие методы и способы оценки личностных результатов учащихся:

По итогам каждого полугодия в первом классе осуществляется мониторинг, где оценивается уровень сформированности УУД. Диагностика и оценка сформированности УУД у учащихся осуществляется на основе метода наблюдений. Для оценивания осознанности каждым учащимся особенности развития его собственного процесса обучения использую метод, основанный на вопросах для самоанализа.

Со стандартизированными письменными или устными работами применяются такие формы и методы оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка.



























Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностные результаты

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации инф-ции

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

11. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

12. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике.

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.







Содержание учебного предмета

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами.

Обучение грамоте

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами.

Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки.

Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.

Овладение первичными навыками клавиатурного письма.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении.

Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

• раздельное написание слов;

• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—пш);

• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

• перенос слов по слогам без стечения согласных;

• знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.



















Тематическое планирование


№ п/п

Тема

Количество часов

Количество контрольных работ

1

Раздел 1 «Добукварный период»

17


2

Раздел 2 «Букварный период»

67


3

Раздел 3 - Резерв

10


4

Раздел 4 «Послебукварный период»

20


5

Повторение

1

1

6

Итого

115

1


























Приложение 1


Календарно-тематическое планирование


№ п/п

Тема

Дата проведения

Добукварный период (17 ч)

1

Пропись — первая учебная тетрадь.


2

Пропись — первая учебная тетрадь.


3

Письмо овалов и полуовалов.


4

Рисование бордюров.


5

Письмо длинных прямых наклонных линий.


6

Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу (влево). Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу (вправо).


7

Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху (влево). Письмо длинных наклонных линий с закруглением внизу (вправо).


8

Письмо овалов больших и маленьких, их чередование. Письмо коротких наклонных линий.


9

Письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование. Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглением влево и вправо.


10

Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу вправо. Письмо коротких наклонных линий с закруглением вверху влево и закруглением внизу вправо. Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу.


11

Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. Письмо полуовалов, их чередование. Письмо овалов.


12

Строчная и заглавная буквы А, а.


13

Строчная и заглавная буквы О, о.


14

Строчная буква и.


15

Заглавная буква И.


16

Строчная буква ы.


17

Строчная и заглавная буквы У, у.


Букварный период (67 ч)


18

Строчная и заглавная буквы Н, н.


19

Строчная и заглавная буквы С, с.


20

Заглавная буква С.


21

Строчная и заглавная буквы К, к.


22

Строчная и заглавная буквы Т, т.


23

Строчная и заглавная буквы Т, т.


24

Строчная и заглавная буквы Л, л.


25

Повторение и закрепление изученного.


26

Строчная буква р. Заглавная буква Р.


27

Строчная и заглавная буквы В, в.


28

Строчная и заглавная буквы Е, е.


29

Строчная и заглавная буквы П, п.


30

Строчная и заглавная буквы П, п.


31

Строчная и заглавная буквы М, м.


32

Строчная и заглавная буквы М, м.


33

Строчная и заглавная буквы З, з.


34

Строчная и заглавная буквы З, з.


35

Строчная и заглавная буквы З, з.


36

Строчная и заглавная буквы Б, б.


37

Строчная и заглавная буквы Б, б.


38

Строчная и заглавная буквы Б, б.


39

Строчная и заглавная буквы Д, д.


40

Строчная и заглавная буквы Д, д.


41

Заглавная буква Д.


42

Строчная и заглавная буквы Я, я.


43

Строчная и заглавная буквы Я, я.


44

Строчная и заглавная буквы Я, я


45

Строчная и заглавная буквы Я, я.


46

Строчная и заглавная буквы Г, г.


47

Строчная и заглавная буквы Г, г.


48

Строчная буква ч.


49

Строчная буква ч.


50

Заглавная буква Ч.


51

Буква ь.


52

Буква ь.


53

Строчная и заглавная буквы Ш, ш.


54

Строчная и заглавная буквы Ш, ш.


55

Письмо слогов и слов с изученными буквами.


56

Строчная и заглавная буквы Ж, ж.


57

Строчная и заглавная буквы Ж, ж.


58

Строчная буква ё.


59

Строчная буква ё.


60

Заглавная буква Ё.


61

Строчная и заглавная буквы Й, й


62

Строчная и заглавная буквы Х, х.


63

Строчная и заглавная буквы Х, х.


64

Строчная и заглавная буквы Х, х.


65

Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв.


66

Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв.


67

Строчная и заглавная буквы Ю, ю.


68

Строчная и заглавная буквы Ю, ю


69

Строчная и заглавная буквы Ц, ц.


70

Строчная и заглавная буквы Ц, ц.


71

Письмо слогов и слов с буквами Ц, ц и другими изученными буквами.


72

Строчная и заглавная буквы Э, э.


73

Строчная и заглавная буквы Э, э.


74

Строчная буква щ.


75

Строчная буква щ.


76

Заглавная буква Щ.


77

Строчная и заглавная буквы Ф, ф.


78

Строчные буквы ь, ъ.


79

Повторение изученного


80

Повторение изученного


81

Повторение изученного


82

Повторение изученного


83

Повторение изученного


84

Повторение изученного


Резерв (10 ч)

85

Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений


86

Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений


87

Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений


88

Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений


89

Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений


90

Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений


91

Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений


92

Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений


93

Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений


94

Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений


Послебукварный период (20ч)

95

Повторение изученного в букварный период


96

Повторение изученного. Письмо слов, предложений о Родине


97

Повторение пройденного материала: орфографическое оформление границ предложения, Ь как показатель мягкости согласного


98

Повторение пройденного материала: определение границ предложения в сплошном тексте, соотношение между звуками и буквами, двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я, а также Ь, роль букв, обозначающих гласные звуки в позиционном чтении слияний, правописание сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ


99

Повторение пройденного материала: Ь в середине и конце слова как показатель мягкости предшествующего согласного, омонимия имен нарицательных и имен собственных (клички животных).


100

Повторение пройденного материала: непарные по звонкости /глухости и мягкости/ твердости согласные звуки и соответствующие им буквы


101

Повторение пройденного материала: способы обозначения звука [Й] на письме.


102

Повторение пройденного материала: Слог. Ударение.


103

Повторение лексического материала «Азбуки»


104

Комплексное повторение изученного материала по фонетике, графике, орфографии


105

Повторение и закрепление пропедевтических сведений по морфемике


106

Комплексное повторение на материале слов темы «Люби все живое»


107

Комплексное повторение на материале стихотворений С.Я. Маршака и слов и предложений на тему «Школа»


108

Повторение синтаксиса на базе слов тематической группы «Природа»


109

Повторение материала по лексике на материале темы «Труд кормит, а лень портит»


110

Повторение обозначения[й,] на письме двойной роли букв Е, Ё, Ю,Я


111

Повторение сведений о звукописи в стихотворениях, фонетический анализ слов, составляющих основу звукописи в стихотворениях, тренировка в характеристике звуков


112

Контрольное списывание


113

Итоговое занятие «Проверим себя и оценим свои достижения»


114

Подготовка к изучению начального курса русского языка


115

Повторение.


























Приложение 2


Формы, методы и средства работы с детьми, испытывающими трудности в освоении образовательных программ

Оказание помощи ученику, испытывающему трудности на уроке

Этапы урока

Формы методы и средства работы с детьми

  1. Контроль подготовки учащихся

- Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе;

- Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски;

- Предложение учащимся примерного плана ответа;

- Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать материал;

- Стимулировать оценкой, подбадриванием, похвалой.

  1. Изложение нового материала

- Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала;

- Привлечение их в качестве помощников при подготовке к уроку;

- Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении к выводам и обобщении или объяснению сути выявленном учеником.

  1. Самостоятельная работа

- Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичные задания;

- Напоминание приема и способа выполнения заданий;

- Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для выполнения упражнений;

- Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их выполнению;

- Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих;

- Более тщательный контроль, указание на ошибки, исправление, проверка.

  1. Организация самостоятельной работы вне класса

- Выбор наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа;

- Более подробное объяснение последовательности выполнения заданий;

- Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек, консультаций, карточек с планом действий.










Лист внесения изменений и дополнений


№ п/п

Дата внесения изменений

Характеристика изменений (содержание)

Реквизиты документа

Подпись лица, внесшего запись