Рабочая программа по ОБЖ 9 класса разработана в соответствии со следующими документами:
В рабочей программе реализуются требования Конституции РФ, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2010г. и федеральных законов «О безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «Об экологической безопасности», «О радиационной безопасности населения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне».
В Федеральном компоненте нового образовательного стандарта предусмотрено изучение основ безопасности жизнедеятельности в рамках предмета «Основы Безопасности Жизнедеятельности». Сегодня за счет регионального и школьного компонента выстраивается многоступенчатая структура предмета.Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание предметных тем образовательного стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения основ безопасности жизнедеятельности. Рабочая программа дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов основ безопасности жизнедеятельности с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год, на основе учебного плана образовательного учреждения.
№ урока | Тема урока | Элементы содержания/новые понятия и термины | Результаты обучения | Вид контроля | Оборудование к уроку | Домашнее задание |
Тема № 1. Основы комплексной безопасности (8 ч) |
1 | Россия в мировом сообществе. | Россия в мировом сообществе. Страны и организации в современном мире, с которыми Россия успешно сотрудничает. | Знать: страны и организации в современном мире, с которыми Россия успешно сотрудничает. Уметь: работать с учебником, выделять главное | Устный опрос | ЦОР ОБЖ 9 класс Презентация | Учебник § 1.1 Конспект урока |
2 | Национальные интересы России в современном мире. | Национальные интересы России в современном мире, их содержание. | Знать: степень влияния каждого человека на национальную безопасность России. Уметь: анализировать и делать выводы | Устный опрос | ЦОР ОБЖ 9 класс Презентация | Учебник § 1.2 Конспект урока |
3 | Основные угрозы национальным интересам и безопасности России. | Влияние определенного поведения каждого человека на национальную безопасность России. | Знать: Влияние определенного поведения каждого человека на национальную безопасность России. Уметь: анализировать и делать выводы | Устный опрос | ЦОР ОБЖ 9 класс Презентация | Учебник § 1.3 Конспект урока |
4 | Формирование общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности. | Формирование общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности. | Знать: о формировании общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности. Уметь: анализировать и делать выводы. | Устный опрос | ЦОР ОБЖ 9 класс Презентация | Учебник § 1.4 Конспект урока |
5 | Чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения, их классификация. | Классификация Ч.С., основные причины увеличения их числа. Масштабы и последствия Ч.С. для жизнедеятельности человека | Знать: классификации Ч.С. Уметь: анализировать и делать выводы. | Тест по теме: «ЧС» | ЦОР ОБЖ 9 класс Презентация | Учебник § 2.1 Конспект урока |
6 | Чрезвычайные ситуации природного характера, и их последствия. 7 | Ч.С. природного характера, их причины и последствия. | Знать:о Ч.С. природного характера, их причинах и последствиях. Уметь: работать с учебником, выделять главное | Устный опрос | ЦОР ОБЖ 9 класс Презентация | Учебник § 2.2, Конспект урока |
7 | Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их причины | Ч.С.техногенного характера их причина и последствия | Знать: о Ч.С.техногенного характера их причинах и последствиях Уметь: работать с учебником, выделять главное. | Тест по теме: «Ч.С.техногенного характера» | ЦОР ОБЖ 9 класс Презентация | Учебник § 2.3 Конспект урока |
8 | Угроза военной безопасности России | Военные угрозы национальной безопасности России. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России. Роль Вооруженных сил России в обеспечении национальной безопасности страны. | Знать: о внешних и внутренних угрозах национальной безопасности России. Уметь: анализировать и делать выводы | Устный опрос | ЦОР ОБЖ 9 класс Презентация | Учебник § 2.4, Конспект урока |
Тема № 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (8 ч) |
9 | Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) | Основные задачи, решаемые РСЧС по защите населения страны от ЧС природного и техногенного характера | Знать: основные задачи, решаемые РСЧС по защите населения страны от ЧС природного и техногенного характера. Уметь: анализировать и делать выводы. | Контрольная работа по теме: «Защита населения от ЧС» | ЦОР ОБЖ 9 класс | Учебник § 3.1 Конспект урока |
10 | Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны. | Основные факторы, определяющие развитие ГО в настоящее время. | Знать: о ГО Уметь: работать с учебником, выделять главное | Устный опрос | ЦОР ОБЖ 9 класс Видеофильм | Учебник § 3.2 Конспект урока |
11 | МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. | Роль МЧС России в формировании культуры в области безопасности жизнедеятельности населения страны. | Знать: о МЧС Уметь: работать с учебником, выделять главное. | Тест: «МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения». | ЦОР ОБЖ 9 класс Видеофильм | Учебник § 3.3 Конект урока |
12 | Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. | Мониторинг и прогнозирование ЧС. Основное предназначение проведения системы мониторинга и прогнозирования ЧС | Знать: о мониторинге и прогнозировании ЧС. Уметь: работать с учебником, выделять главное. | Устный опрос | ЦОР ОБЖ 9 класс Видеофильм | Учебник § 4.1 Конспект урока |
13 | Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций | Инженерная защита населения и территорий от ЧС | Знать: виды инженерной защиты. Уметь:использовать полученные знания в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности. | Устный опрос | ЦОР ОБЖ 9 класс Видеофильм | Учебник § 4.2 Конспект урока |
14 | Оповещение населения в условиях чрезвычайных ситуаций | Оповещение населения о ЧС. Централизованная система оповещения населения о ЧС, единая дежурно- диспетчерская служба на базе телефона 01. Создание локальных и автоматизированных систем оповещения. | Знать: систему оповещение, сигнал «Внимание веем». Уметь: действовать по сигналу «Внимание веем» | Тест: «Оповещение и эвакуация населения в ЧС» | ЦОР ОБЖ 9 класс Видеофильм Презентация | Учебник § 4.3 Конспект урока |
15 | Эвакуация населения. | Классификация мероприятий по эвакуации населения из зон ЧС. Экстренная эвакуация, рассредоточения персонала объектов экономики из категорированных городов. Заблаговременные мероприятия, проводимые человеком при подготовке к эвакуации. Эвакуация, план эвакуации учреждения, средства индивидуальной защиты. Правила эвакуации, использование различных укрытий и защитных сооружений. | Знать: мероприятия по эвакуации населения из зон ЧС; понятие эвакуация и экстренная эвакуация; заблаговременные мероприятия при подготовке к эвакуации; место нахождения плана эвакуации; СИЗ; правила эвакуации; СКЗ. Уметь: пользоваться планом эвакуации. | Устный опрос | Видеофильм | Конспект урока |
16 | Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения. | Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения | Уметь: работать с учебником, выделять главное. | Устный опрос | ЦОР ОБЖ 9 класс Видеофильм | Учебник § 4.4 Конспект урока |
Тема № 3. Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации (8 ч) |
17 | Международный терроризм – угроза национальной безопасности России | Особенности современной террористической деятельности. Меры, предусмотренные РФ по противодействию терроризму. | Знать: о современной террористической деятельности. Уметь: работать с учебником, выделять главное. | Устный опрос | ЦОР ОБЖ 9 класс Видеофильм | Учебник § 5.1 Конспект урока |
18 | Виды террористической деятельности и террористических акций, их цели и способы осуществления. | Виды террористических акций, их цели и способы осуществления | Знать: о целях террористических акций. Уметь:работать с учебником, выделять главное. | Тест: «Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации» | ЦОР ОБЖ 9 класс Видеофильм | Учебник § 5.2 Конспект урока |
19 | Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом. | Основные органы федеральной исполнительной власти, непосредственно осуществляющие борьбу с терроризмом. | Знать: основные органы федеральной исполнительной власти, непосредственно осуществляющие борьбу с терроризмом. Уметь: работать с учебником, выделять главное. | Устный опрос | ЦОР ОБЖ 9 класс Видеофильм | Учебник § 6.1 Конспект урока |
20 | Система борьбы с терроризмом. | Существующие в мировой практике формы борьбы с терроризмом. Организация информирования населения о террористической акции. Уголовная ответственность, предусмотренная за участие в террористической деятельности. | Знать: формы борьбы с терроризмом; уголовную ответственность за участие в террористической деятельности; организации информирования населения о террористической акции. Уметь: работать с учебником, выделять главное. | Устный опрос | ЦОР ОБЖ 9 класс Видеофильм. Презентация | Учебник § 6.2 Конспект урока |
21 | Наркобизнес как разновидность проявления международного терроризма. | Наркобизнес как разновидность проявления международного терроризма. | Знать: основные органы федеральной исполнительной власти, непосредственно осуществляющие борьбу с наркотизмом. Уметь: работать с учебником, выделять главное. | Устный опрос | ЦОР ОБЖ 9 класс Видеофильм. Презентация | Учебник § 6.3 Конспект урока |
22 | Правила поведения при угрозе террористического акта | Правила поведения при возможной опасности взрыва, захвата в заложники, нападения с целью похищения, при захвате самолета | Знать: правила поведения при угрозе террористического акта Уметь: работа с учебником, выделять главное. | Устный опрос | ЦОР ОБЖ 9 класс Видеофильм. Презентация | Учебник § 8.1 Конспект урока |
23 | Государственная политика противодействия наркотизму. | Основные меры борьбы с наркоманией. Наказание, применяемое в России для борьбы с наркоманией. | Знать: меры борьбы с наркоманией; систему наказаний, применяемую в России в борьбе с наркоманией. Уметь: работа с учебником, выделять главное. | Устный опрос | ЦОР ОБЖ 9 класс Видеофильм. Презентация | Учебник § 7.2 Конспект урока |
24 | Профилактика наркозависимости. | Виды профилактики | Знать: виды профилактики наркозависимости Уметь: противостоять вредным привычкам | Тест: «Профилактика наркозависимости» | ЦОР ОБЖ 9 класс Видеофильм. Презентация | Учебник § 8.2 Конспект урока |
Тема № 4.Основы здорового образа жизни (8 ч) |
25 | Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность | Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Определение, данное здоровью в Уставе ВОЗ. Основные факторы, оказывающее существенное влияние на здоровье человека. Здоровье, факторы, определяющие состояние индивидуального здоровья. | Знать: основное определение понятий «ЗОЖ», основные составляющие ЗОЖ. Уметь:использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения ЗОЖ. | Устный опрос | ЦОР ОБЖ 9 класс Видеофильм | Учебник § 9.1 Конспект урока |
26 | Здоровый образ жизни и его составляющие. | ЗОЖ и его составляющие. Роль ЗОЖ в формировании у человека общей культуры в области безопасности жизнедеятельности. Физическое здоровье, гигиена, изменения в подростковом возрасте, духовное здоровье, акселерация. | Знать: основные составляющие и роль ЗОЖ; основные понятия в области ЗОЖ. Уметь: использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения ЗОЖ. | Устный опрос | ЦОР ОБЖ 9 класс Видеофильм. Презентация | Учебник § 9.2 Конспект урока |
27 | Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России | Основы планирования семьи. Любовь и сексуальность. Состояние влюблённости: чувства и эмоции. Ревность. Мотивы вступления в сексуальные отношения | Знать: обосновах планирования семьи. Уметь: использовать свои знания на практике. | Контрольная работа по теме: «ЗОЖ» | ЦОР ОБЖ 9 класс Видеофильм | Учебник § 9.3 Конспект урока |
28 | Ранние половые связи и их последствия. | Последствия ранних половых связей | Знать: о последствиях ранних половых связей. | Устный опрос | ЦОР ОБЖ 9 класс Видеофильм | Учебник § 10.1 Конспект урока |
29 | Понятие о ВИЧ- инфекции и СПИДе. Семья и здоровый образ жизни человека. | ВИЧ- инфекции и СПИД. Здоровье в семье. | Знать: о ВИЧ- инфекции и СПИДе. Уметь: работать с учебником, выделять главное. Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни | Устный опрос | ЦОР ОБЖ 9 класс Видеофильм | Учебник § 10.2, § 10.3 Конспект урока |
30 | Инфекции, передаваемые половым путем. | Перечень инфекций, передаваемых половым путем. | Знать: об инфекциях, передаваемых половым путем, о ВИЧ- инфекции и СПИДе Уметь: работать с учебником, выделять главное. Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни | Тест: «Инфекции» | ЦОР ОБЖ 9 класс Видеофильм | Учебник § 10.2, Конспект урока |
31 | Брак и семья. | Роль семьи в формировании ЗОЖ. | Знать: основные положения семейного кодекса. Уметь: использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни. | Устный опрос | ЦОР ОБЖ 9 класс | Учебник § 11.1 Конспект урока |
32 | Основы семейного права в Российской Федерации. | Основные положении семейного кодекса. | Знать: основные положения семейного кодекса. Уметь: использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни. | Устный опрос | ЦОР ОБЖ 9 класс | Учебник §11.3 Конспект урока |
Тема № 6.Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (2ч.) |
33 | Первая медицинская помощь при массовых поражениях | Первая помощь и СИЗ при массовых поражениях. | Знать: основные правила оказания первой помощи при массовых поражениях; используемые СИЗ. Уметь: использовать приобретенные знания в повседневной жизни | Практическое занятие | ЦОР ОБЖ 9 класс | Учебник § 12.1 Конспект урока |
34 | Первая медицинская помощь при передозировке и при приеме психоактивных веществ. | Первая помощь при передозировке и при приеме психоактивных веществ; признаки передозировки. | Знать:признаки передозировки; правила первой помощи при передозировке и при приеме психоактивных веществ. Уметь: использовать приобретенные знания в повседневной жизни . | Тест: «Основы медицинских знаний» | ЦОР ОБЖ 9 класс | Учебник § 12.2 Конспект урока |
1. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учебн.для учащихся 9 классов ОУ. Издательство «Просвещение», 2008
2. ОБЖ: 9-й кл: учебник для ОУ/ М.П.Фролов, Е.Н.Литвинов, А.Т.Смирнов и др./под ред.Ю.Л. Воробьева/ М.: АСТ.: Астрель, 2007 г.
3. Смирнов А.Т. «Основы безопасности жизнедеятельности: 5-9 класс поурочные разработки/А.Т Смирнов, Б.О.Хренников, под ред. А.Т.Смирнова.-М: Просвещение, 2008.
4. Поддубная Л.Б.ОБЖ. 9 класс. Поурочные планы по учебнику Смирнова А. Т.
5. Основы безопасности жизнедеятельности: справочник для учащихся /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников/ Из-во : «Просвещение», 2007