РАБОЧАЯ РОГРАММА
ПО ОБЖ 10-11 класс
I. Пояснительная записка
Планирование составлено на основе «Программы курса ОБЖ для учащихся 5-11 классов общеобразовательных учреждений» авторы А.Т.Смирнов, Б.О. Хренников, под общей редакцией А.Т. Смирнова.
Москва «Просвещение» 2011 г.
Учебники: 10,11 класс, авторы: А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников
Издательство «Просвещение» 2011-2014 г.
10 класс – 36 часов
11 класс - 34 часа
Методологической основой для составления данной рабочей программы стали основные положения Федеральных законов «О безопасности», «Об образовании», «О Гражданской обороне», а также Доктрины Национальной безопасности Российской Федерации».
Основные методические требования, необходимые для составления рабочей программы изложены в рекомендательном письме «Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях» изданного Департаментом государственной политики в образовании Министерства образования и науки № 03-1572 от 30 августа 2005 года.
Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2008 г. № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»
Письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.04.07 № 03-898 «О методических рекомендациях по курсу „Основы безопасности жизнедеятельности”»
Приказе департамента образования Новосибирской области от 17.05.06 № 533 «О реализации государственных образовательных стандартов для 1-х, и/или 5-х, и/или 10-х, и/или 11-х классов, основанных на новом федеральном базисном учебном плане, стандартах первого поколения».
Приказе департамента образования Новосибирской области от 02.07.08 № 717 «Об утверждении примерного регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Новосибирской области, организующих образовательный процесс на основе минимума содержания начального общего, среднего (полного) общего образования, Временных требований к минимуму содержания основного общего образования и (или) государственных образовательных стандартов первого поколения
Приказе департамента образования Новосибирской области от 15 октября 2008г. № 987 «О внесении изменений в примерный региональный базисный учебный план» согласно которому предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» становится обязательным предметом федерального компонента на старшей ступени среднего (полного) образования.
Основой, определяющей содержательную часть курса, стала программа «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5 –11 классов общеобразовательных учреждений под общей редакцией А. Т. Смирнова, авторы — А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников (издательство «Просвещение», 2011 год).
Кроме того, в программе учтены рекомендации Управления ГОЧС Новосибирской области по правилам действия населения в условиях возникновения различных чрезвычайных ситуаций.
Программа выстроена по трем логически взаимосвязанным модулям.
Модуль I (М-1). Основы безопасности личности, общества и государства.
Раздел I (Р-I)- Основы комплексной безопасности,
Раздел II (Р-II). Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.
Модуль II (М-II). Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Раздел III (Р-Ш). Основы здорового образа жизни.
Раздел IV (Р-IV). Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.
Модуль III (М-III). Обеспечение военной безопасности государства.
Раздел V (Р-V). Основы обороны государства.
Раздел VI (Р-VI). Основы военной службы.
Реализация программы позволит сформировать у обучаемых цельное представление по обеспечению защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз в Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности. Реализация программы поможет также определить направление самостоятельной подготовки в области безопасности жизнедеятельности в выбранной профессиональной деятельности и в повседневной жизни с учетом своих возможностей и потребностей.
Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 10—11 классах направлено на достижение следующих целей:
об опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера,
о влиянии их последствий на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства,
об угрозе национальной безопасности России международного терроризма и наркобизнеса,
о государственной системе обеспечения защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени,
об организационных основах борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации,
об организации подготовки населения страны к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, при угрозе террористического акта,
о мерах профилактики наркомании,
о роли здорового образа жизни для обеспечения демографической безопасности страны,
о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности,
об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;
усвоение учащимися содержания:
основных положений Конституции Российской Федерации и федеральных законов в области обороны государства и противодействия терроризму,
нормативно-правовых актов Российской Федерации, определяющих порядок подготовки граждан к военной службе в современных условиях и меры противодействия терроризму;
усвоение учащимися знаний:
о предназначении, основных функциях и задачах Вооруженных Сил Российской Федерации,
о видах Вооруженных Сил Российской Федерации и родах войск,
о руководстве и управлении Вооруженными Силами Российской Федерации,
об участии Вооруженных Сил России в контртеррористических операциях,
о государственных и военных символах Российской Федерации;
формирование у учащихся современного уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности, способностей осуществить выбор профессиональной деятельности, связанной с обеспечением защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, в том числе сознательного отношения к военной службе и военной профессии как к выполнению каждым гражданином Российской Федерации конституционного долга и обязанностей по защите Отечества;
развитие у учащихся:
личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе при угрозе террористического акта,
потребности в соблюдении норм здорового образа жизни,
потребности к выполнению требований, предъявляемых к гражданину России в области безопасности жизнедеятельности,
физических и морально-психологических качеств, необходимых для выполнения гражданином обязанностей в профессиональной деятельности, в том числе обязанностей военнослужащего по вооруженной защите Российской Федерации, при прохождении военной службы по призыву или по контракту в современных Вооруженных Силах Российской Федерации или других войсках.
Данная программа предусматривает формирование у учащихся умений и навыков, а также ключевых компетенций в области безопасности жизнедеятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» являются следующие умения:
умение самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность в области безопасности жизнедеятельности;
умение использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа для прогноза возникновения
различных опасных и чрезвычайных ситуаций (природного, техногенного и социального характера);
умение анализировать свое поведение в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, в том числе при
угрозе совершения террористического акта;
умение вносить определенные коррективы в свое поведение для повышения уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности и защищенности своих жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз;
умение формировать свою жизненную позицию в области безопасности жизнедеятельности на основе самовоспитания и самообучения;
умение формировать навыки в проектной деятельности по организации и проведению учебно-исследовательской работы по
обеспечению личной безопасности в повседневной жизни в условиях чрезвычайных ситуаций;
умение формировать навыки в поиске нужной информации в области безопасности жизнедеятельности в источниках различного типа;
умение формировать ключевые компетенции в понимании своего гражданского долга как гражданина Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности России, в том числе и по вооруженной защите Российской Федерации;
умение формировать ключевые компетенции в осуществлении осознанного выбора своей будущей профессиональной деятельности, связанной с защитой жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, и
пути продолжения своего образования.
В 10 классе предусмотрено проведение учебных сборов (40 ч), в течение которых учащиеся закрепляют и совершенствуют знания и умения по основам военной подготовки (строевая, огневая и тактическая подготовка), а также знакомятся с бытом военнослужащих.
Для реализации практических навыков, предусмотренных программой в образовательном учреждении имеется спортивный городок, элементы полосы препятствий, индивидуальные средства защиты, первичные средства пожаротушения.
, 2. Тематический план 10—11 классы
| № модуля, раздела, темы | Наименование модуля, раздела, темы | Количество часов |
| М-1 | Основы безопасности личности, общества и государства | |
| Р-I | Основы комплексной безопасности | |
| Тема 1 | Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни | |
| Тема 2 | Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций | |
| Тема 3 | Современный комплекс проблем безопасности социального характера | |
| P-II | Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций | |
| Тема 4 | Нормативно-правовая база Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства | |
| Тема 5 | Организационные основы борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации | |
| | Итоговое задание | |
| М-II | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | |
| Р-Ш | Основы здорового образа жизни | |
| Тема 6 | Здоровый образ жизни и его составляющие | |
| Тема 7 | Нравственность и здоровье | |
| Тема 8 | Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний | |
| Р-IV | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | |
| Тема 9 | Первая медицинская помощь при неотложных состояниях | |
| | Итоговое задание | |
| М III | Обеспечение военной безопасности государства | |
| Р-V | Основы обороны государства | |
| Тема 10 | Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны | |
| Тема 11 | Вооруженные Силы Российской Федерации — защитники нашего Отечества | |
| Тема 12 | Вооруженные Силы Российской Федерации — основа обороны государства | |
| Тема 13 | Виды Вооруженных Сил Российской Федерации и рода войск | |
| Тема 14 | Боевые традиции Вооруженных Сил России | |
| Тема 1 5 | Символы воинской чести | |
| Тема 16 | Воинская обязанность | |
| Р-VI | Основы Военной службы | |
| Тема 17 | | |
Тема 18 | Военнослужащий — вооруженный защитник Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных Сил Российской Федерации | | |
Тема 19 | Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации | | |
Тема 20 | Прохождение военной службы по призыву | | |
Тема 21 | Прохождение военной службы по контракту | | |
Тема 22 | Размещение и быт военнослужащих | | |
Тема 23 | Суточный наряд, общие обязанности лиц суточного наряда | | |
Тема 24 | Организация караульной службы | | |
Тема 25 | Строевая подготовка | | |
Тема 26 | Огневая подготовка | | |
Тема 27 | Тактическая подготовка | | |
| Резервное время | | |
Итоговое задание | |
| Учебные сборы | 40 | |
| Всего часов | 70+40 | |
3. Содержание учебной программы для 10—11 классов
Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства
Раздел I. Основы комплексной безопасности
Тема 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
Автономное пребывание человека в природной среде
Автономное пребывание человека в природе. Добровольная и вынужденная автономия. Причины, приводящие человека к автономному существованию в природе. Способы подготовки человека к автономному существованию в природной среде.
1.2. Практическая подготовка к автономному пребыванию в природной среде
Ориентирование на местности. Способы определения сторон горизонта. Определение своего местонахождения и направления движения на местности. Подготовка к выходу на природу. Порядок движения по маршруту. Определение места для бивака и организация бивачных работ. Разведение костра, приготовление пищи на костре, меры пожарной безопасности.
1.3. Обеспечение личной безопасности на дорогах
Основные причины дорожно-транспортного травматизма. Роль
человеческого фактора в возникновении ДТП. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Уровень культуры водителя и безопасность на дорогах.
1.4. Пожарная безопасность. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности
Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Влияние человеческого фактора на причины возникновения пожаров. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности.
1.5. Правила личной безопасности при пожаре
Профилактика пожаров в повседневной жизни. Соблюдение
мер пожарной безопасности в быту. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.
1.6. Обеспечение личной безопасности на водоемах в различное время года
Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды.
/. 7. Обеспечение личной безопасности в различных бытовых ситуациях
Опасности, возникающие при нарушении правил эксплуатации различных бытовых приборов и систем жизнеобеспечения жилища. Безопасное обращение с электричеством, бытовым газом и средствами бытовой химии. Меры безопасности при работе с инструментами. Безопасность и компьютер.
/. 8. Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях
Наиболее вероятные ситуации криминогенного характера на улице, в транспорте, в общественном месте, в подъезде дома, в лифте. Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью.
1.9. Правила личной безопасности при угрозе террористического акта
Наиболее опасные террористические акты. Правила поведения при возможной опасности взрыва. Обеспечение личной безопасности в случае захвата в заложники. Обеспечение безопасности при перестрелке.
1.10. Уголовная ответственность за участие в террористической деятельности
Уголовная ответственность за подготовку и совершение террористического акта (совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей). Уголовная ответственность за захват заложников, за заведомо ложное сообщение об акте терроризма, за организацию незаконного вооруженного формирования или участие в нем.
Тема 2. Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций
2.1. Чрезвычайные ситуации природного характера, причины их возникновения и возможные последствия
Землетрясения, цунами, наводнения, ураганы, смерчи, оползни и обвалы, лесные пожары — опасные чрезвычайные ситуации природного характера, приводящие к гибели людей.
2.2. Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях чрезвычайной ситуации природного характера
Рекомендации населению по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера — геологического, метеорологического, гидрологического и биологического происхождения.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера, причины их возникновения и возможные последствия
Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера
Рекомендации населению по безопасному поведению в случае возникновения аварии на радиационно опасном, на химически опасном, на взрывопожароопасном, на гидротехническом объектах.
Тема 3. Современный комплекс проблем безопасности социального характера
3.1. Военные угрозы национальной безопасности России
Военные угрозы национальной безопасности России. Национальные интересы России в военной сфере, защита ее независимости, суверенитета, территориальной целостности, обеспечение условий для мирного, демократического развития государства.
3.2. Характер современных войн и вооруженных конфликтов
Вооруженный конфликт, локальная война, региональная война, крупномасштабная война.
3.3. Международный терроризм — угроза национальной безопасности России
Терроризм: общие понятия и определения. Характеристика современной террористической деятельности в России. Международный терроризм как социальное явление.
3.4. Виды террористических актов, их цели и способы осуществления
Основные виды терроризма по средствам, используемым при осуществлении террористических актов, а также в зависимости от того, против кого направлен террор и какие перед ним поставлены цели. Основные черты, которые характеризуют современный терроризм.
3.5. Наркотизм и национальная безопасность России
Наркотизм как преступное социальное явление по незаконному распространению наркотиков среди населения ради получения прибыли. Основные составляющие наркотизма.
Раздел II. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Тема 4. Нормативно-правовая база Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства
4.1. Законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности
Положения Конституции Российской Федерации, основные законы Российской Федерации, положения которых направлены на обеспечение безопасности граждан (Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О безопасности», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне», «О противодействии терроризму» и др.). Краткое содержание основных положений законов, права и обязанности граждан.
4.2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и задачи
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ее предназначение, структура и основные задачи.
Тема 5. Организационные основы борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации
5.1. Нормативно-правовая база борьбы с терроризмом
Правовая основа противодействия терроризму в современных условиях: Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон «О противодействии терроризму» (от 6 марта 2006 г., № 35-ФЗ), Указ Президента РФ «О мерах по противодействию терроризму» (от 15 февраля 2006 г., № 116).
5.2. Контртеррористическая операция
Контртеррористическая операция, ее предназначение и условия проведения, состав группировки сил и средств, включаемых в контртеррористическую операцию. Правовой режим контртеррористической операции. Окончание контртеррористической операции.
5.3. Правила поведения при угрозе террористического акта
(разбор ситуационных задач)
Правила поведения в случае захвата вас в заложники. Правила поведения, если вы подверглись нападению с целью похищения.
Обеспечение безопасности при захвате самолета террористами.
5.4. Правила поведения при угрозе террористического акта
(разбор ситуационных задач)
Обеспечение безопасности при перестрелке. О порядке приема сообщений, содержащих угрозы террористического характера, по телефону.
5.5. Государственная политика противодействия наркотизму
Концепция государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации. Закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» (принят в 1997 г.). Статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, в которых предусмотрены наказания за незаконные действия, связанные с наркотическими и психотропными веществами.
Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Раздел III. Основы здорового образа жизни
Тема 6. Здоровый образ жизни и его составляющие
6.1. Здоровый образ жизни
Общие понятия о режиме жизнедеятельности и его значение для здоровья человека. Пути обеспечения высокого уровня работоспособности. Основные элементы жизнедеятельности человека (умственная и физическая нагрузка, активный отдых, сон, питание и др.), рациональное сочетание элементов жизнедеятельности, обеспечивающих высокий уровень жизни. Значение правильного режима труда и отдыха для гармоничного развития человека, его физических и духовных качеств.
6.2. Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека
Основные понятия о биологических ритмах человека. Влияние биологических ритмов на уровень жизнедеятельности человека. Учет влияния биоритмов при распределении нагрузок в процессе жизнедеятельности для повышения уровня работоспособности.
6.3. Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека
Значение двигательной активности для здоровья человека в процессе его жизнедеятельности. Необходимость выработки привычки к систематическим занятиям физической культурой для обеспечения высокого уровня работоспособности и долголетия.
6.4. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек
Вредные привычки и их социальные последствия. Курение и употребление алкоголя — разновидность наркомании. Наркомания — это заболевание, возникающее в результате употребления наркотиков и психотропных веществ. Профилактика наркомании.
6.5. Правила личной гигиены
Личная гигиена, общие понятия и определения. Уход за кожей, зубами и волосами. Гигиена одежды. Некоторые понятия об очищении организма.
Тема 7. Нравственность и здоровье
7.1. Нравственность и здоровье
Формирование правильных взаимоотношений полов. Семья и ее значение в жизни человека. Факторы, оказывающие влияние на гармонию совместной жизни (психологический фактор, культурный фактор, материальный фактор). Качества, которые необходимо воспитывать в себе молодому человеку для создания прочной семьи.
7.2. Инфекции, передаваемые половым путем. Меры их профилактики
Инфекции, передаваемые половым путем (ИППП), формы передачи, причины, способствующие заражению. Меры профилактики. Уголовная ответственность за заражение венерической болезнью.
7.3. Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе. Меры профилактики ВИЧ-инфекции
ВИЧ-инфекция и СПИД, краткая характеристика и основные пути заражения. Профилактика ВИЧ-инфекции. Ответственность за заражение ВИЧ-инфекцией.
7.4. Семья в современном обществе. Законодательство и семья
Брак и семья, основные понятия и определения. Условия и порядок заключения брака. Личные права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей.
Тема 8. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний
8.1. Сохранение и укрепление здоровья — важнейшая часть подготовки юноши допризывного возраста к военной службе и трудовой деятельности
Здоровье человека, общие понятия и определения. Здоровье индивидуальное и общественное. Здоровье духовное и физическое. Основные критерии здоровья. Влияние окружающей среды на здоровье человека в процессе жизнедеятельности. Необходимость сохранения и укрепления здоровья — социальная потребность общества.
8.2. Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика
Инфекционные заболевания, причины их возникновения, механизм передачи инфекций. Классификация инфекционных заболеваний. Понятие об иммунитете, экстренной и специфической профилактике.
Наиболее характерные инфекционные заболевания, механизм передачи инфекции. Профилактика наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний.
Раздел IV. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
Тема 9. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях
9.1. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте
Сердечная недостаточность и причины ее возникновения. Общие правила оказания первой медицинской помощи при острой сердечной недостаточности. Инсульт, основные причины его возникновения, признаки возникновения. Первая медицинская помощь при инсульте.
9.2. Первая медицинская помощь при ранениях
Понятие о ране, разновидностях ран. Последовательность оказания первой медицинской помощи при ранении. Понятие об асептике и антисептике.
9.3. Основные правила оказания первой медицинской помощи
Наиболее целесообразная последовательность оказания первой медицинской помощи.
9.4. Правила остановки артериального кровотечения
Признаки артериального кровотечения, методы временной остановки кровотечения. Правила наложения давящей повязки, правила наложения жгута.
9.5. Способы иммобилизации и переноска пострадавшего
Цель иммобилизации, возможные средства для иммобилизации. Способы переноски пострадавшего.
9.6. Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата
Основные виды травм опорно-двигательного аппарата и причины их возникновения. Профилактика травм опорно-двигательного аппарата. Основные правила оказания первой медицинской помощи при травмах опорно-двигательного аппарата.
9.7. Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме, травме груди, травме живота
Черепно-мозговая травма, основные причины ее возникновения и возможные последствия. Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме.
Травма груди, причины ее возникновения, возможные последствия. Первая медицинская помощь при травме груди.
Травма живота, причины ее возникновения, возможные последствия. Первая медицинская помощь при травме живота.
9.8. Первая медицинская помощь при травме в области таза, при повреждении позвоночника, спины
Травма в области таза, причины ее возникновения, возможные последствия. Первая медицинская помощь при травме в области таза.
Травмы позвоночника и спины, основные виды травм позвоночника и спины, их возможные последствия. Правила оказания первой медицинской помощи при травмах позвоночника и спины.
9.9. Первая медицинская помощь при остановке сердца
Реанимация. Правила проведения сердечно-легочной реанимации. Непрямой массаж сердца. Искусственная вентиляция легких
способом «изо рта в рот» или «изо рта в нос». Сочетание проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции
легких.
Модуль III. Обеспечение военной безопасности государства
Раздел V. Основы обороны государства
Тема 10. Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны
10.1. Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны
Гражданская оборона, история ее создания, предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий.
Организация управления гражданской обороной. Структура управления и органы управления гражданской обороной.
10.2. Основные виды оружия и их поражающие факторы
Ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва. Химическое оружие, классификация отравляющих веществ (ОВ) по предназначению и воздействию на организм. Бактериологическое (биологическое) оружие. Современные средства поражения, поражающие факторы. Мероприятия, проводимые по защите населения от современных средств поражения.
10.3. Оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени
Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Порядок подачи сигнала «Внимание всем!». Передача речевой информации о чрезвычайной ситуации, примерное ее содержание, действия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях.
10.4. Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций военного и мирного времени
Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях (занятие целесообразно проводить в имеющихся защитных сооружениях).
10.5. Средство индивидуальной защиты
Основные средства защиты органов дыхания и правила их использования. Средства защиты кожи. Медицинские средства защиты и профилактики.
10.6. Организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайных ситуаций
Предназначение аварийно-спасательных и других неотложных работ, проводимых в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ, организация санитарной обработки людей после пребывания их в зонах заражения.
10.7. Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении
Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, ее предназначение. План гражданской обороны общеобразовательного учреждения. Обязанности учащихся.
Тема 11. Вооруженные Силы Российской Федерации — защитники нашего Отечества
11.1. История создания Вооруженных Сил Российской Федерации
Организация вооруженных сил Московского государства в XIV—XV вв. Военная реформа Ивана IV Грозного в середине XVI в. Военная реформа Петра I Великого, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX в., создание массовой армии.
Создание Советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение.
Памяти поколений — дни воинской славы России
Дни воинской славы России — дни славных побед, сыгравших решающую роль в истории государства.
Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России.
11.3. Состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Руководство и управление Вооруженными Силами Российской
Федерации
Виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, специальные войска, военные округа и флоты. Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации.
Тема 12. Вооруженные Силы Российской Федерации — основа обороны государства
12.1. Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России
Основные функции; пресечение вооруженного насилия, обеспечение свободы деятельности в Мировом океане и космическом пространстве, выполнение союзнических обязательств.
Основные задачи по обеспечению военной безопасности, по опережению вооруженного нападения, в операциях по поддержанию мира; во внутренних вооруженных конфликтах.
12.2. Применение Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом
Нормативная база привлечения Вооруженных Сил Российской Федерации к борьбе с терроризмом. Участие в проведении контртеррористической операции, пресечение международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации.
12.3. Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации
Значение и роль миротворческой деятельности Вооруженных Сил России. Нормативно-правовая база для проведения миротворческой деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации.
Тема 13. Виды Вооруженных Сил Российской Федерации и рода войск
13. 1. Сухопутные войска, их состав и предназначение. Вооружение и военная техника Сухопутных войск
13.2 Военно-Воздушные Силы, их состав и предназначение. Вооружение и военная техника ВВС
13.3 Военно-Морской флот, его состав и предназначение. Вооружение и военная техника ВМФ
13.4 Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), их состав и предназначение. Вооружение и военная
техника РВСН
13.5 Воздушно-десантные войска, их состав и предназначение
13.6 Космические войска, их состав и предназначение
13.7 Войска и воинские формирования, не входящие в состав Вооруженных Сил Российской Федерации
Внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, их предназначение. Войска гражданской обороны, входящие в состав МЧС России, их задачи в мирное и военное время.
Тема 14. Боевые традиции Вооруженных Сил России
14.1. Патриотизм и верность воинскому долгу — качества защитника Отечества
Патриотизм — духовно-нравственная основа личности военнослужащего — защитника Отечества, источник духовных сил воина.
Преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов — основное содержание патриотизма.
Воинский долг — обязанность военнослужащего по вооруженной защите Отечества. Основные составляющие личности военнослужащего — защитника Отечества, способного с честью и достоинством выполнять воинский долг.
14.2. Дружба и войсковое товарищество — основы боевой готовности частей и подразделений
Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений.
Войсковое товарищество — боевая традиция Российской армии и флота.
Тема 15. Символы воинской чести
15.1. Боевое Знамя воинской части
Боевое Знамя воинской части — символ воинской чести, доблести и славы.
Боевое Знамя воинской части — особо почетный знак, отличающий особенности боевого предназначения, истории и заслуг воинской части.
15.2. Ордена — почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе
История государственных наград России за военные заслуги перед Отечеством.
15.3. Военная форма одежды
Предназначение военной формы одежды и знаков различия военнослужащих, их воспитательное значение.
Тема 16. Воинская обязанность
16.1. Основные понятия о воинской обязанности
Определение воинской обязанности и ее содержание. Воинский
учет, обязательная подготовка к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
16.2. Организация воинского учета
Основное предназначение воинского учета. Государственные органы, осуществляющие воинский учет. Категория граждан, не подлежащих воинскому учету. Сведения о гражданине, которые содержатся в документах по воинскому учету.
16.3. Первоначальная постановка граждан на воинский учет
Время первоначальной постановки граждан на воинский учет.
Состав комиссии по первоначальной постановке граждан на воинский учет. Предназначение профессионально-психологического отбора при первоначальной постановке граждан на воинский учет.
16.4 Обязанности граждан по воинскому учету
Основные обязанности граждан по воинскому учету до призыва их на военную службу и при увольнении с военной службы.
16.5 Обязательная подготовка граждан к военной службе
Основное содержание обязательной подготовки граждан к военной службе, определенное Федеральным законом Российской
Федерации «О воинской обязанности и военной службе». Периоды обязательной подготовки к военной службе и их основное
предназначение.
16.6. Требования к индивидуальным качествам специалистов по сходным воинским должностям
Общие требования к качествам военнослужащих, исполняющих обязанности на должностях связи и наблюдения. Водительские и технические должности, прочие воинские должности.
16.7. Подготовка граждан по военно-учетным специальностям
Предназначение подготовки по военно-учетным специальностям. Порядок осуществления отбора граждан для подготовки по военно-учетным специальностям. Льготы, предоставляемые гражданину, прошедшему подготовку по военно-учетной специальности, при призыве на военную службу.
16.8. Добровольная подготовка граждан к военной службе
Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе
16.9. Организация медицинского освидетельствования граждан при постановке их на воинский учет
Основное предназначение и порядок проведения медицинского освидетельствования граждан при постановке их на воинский учет. Категории годности к военной службе. Порядок медицинского освидетельствования граждан, желающих поступить на учебу в военные образовательные учреждения высшего профессионального образования.
16.10. Профессиональный психологический отбор и его предназначение
Критерии по определению профессиональной пригодности призывника к военной службе.
16.11. Увольнение с военной службы и пребывание в запасе
Предназначение запаса, разряды запаса в зависимости от возраста граждан. Военные сборы. Пребывание в запасе.
Раздел VI. Основы военной службы
Тема 17. Особенности военной службы
17.1. Правовые основы военной службы
Положения Конституции Российской Федерации и Федеральных законов Российской Федерации «Об обороне», «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», определяющие правовые основы военной службы.
17.2. Статус военнослужащего
Общие понятия о статусе военнослужащего. Основные права и льготы военнослужащих. Обоснование некоторых ограничений прав и свобод военнослужащих. Время, с которого граждане приобретают статус военнослужащих.
17.3. Военные аспекты международного права
Общие понятия о «Праве войны». Международные правила, которые необходимо соблюдать военнослужащим в бою. Категории лиц и объектов, которым международным правом предоставлена особая защита.
17.4. Общевоинские уставы
Общевоинские уставы — это нормативно-правовые акты, регламентирующие жизнь и быт военнослужащих.
17.5. Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации
Основное предназначение Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации и его общие положения.
17.6. Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации
Основное предназначение Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации и его общие положения.
17.7 Устав гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил Российской Федерации
Основное предназначение Устава гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил Российской Федерации и его общие положения.
17.8. Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации
Основное предназначение Строевого устава Вооруженных Сил Российской Федерации и его общие положения.
Тема 18. Военнослужащий — вооруженный защитник Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных Сил Российской Федерации
18.1. Основные виды воинской деятельности
Основное предназначение и обусловленность воинской деятельности военнослужащего. Учебно-боевая подготовка, служебно-боевая деятельность, реальные боевые действия.
18.2. Основные особенности воинской деятельности
Зависимость воинской деятельности от вида Вооруженных Сил и рода войск, от воинской должности и класса сходных воинских должностей. Общие виды и основные элементы воинской деятельности.
18.3. Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным и индивидуальным качеством гражданина
Общие требования воинской деятельности: внимание, быстрота и гибкость мышления, самостоятельность, ответственность, способность принимать решения.
18.4. Военнослужащий - патриот
Любовь к Родине, ее истории, культуре, традициям, народу, высокая воинская дисциплина, преданность Отечеству, верность воинскому долгу и военной присяге, готовность в любую минуту встать на защиту свободы, независимости, конституционного строя России, народа и Отечества — основные качества военнослужащего, позволяющие ему с честью и достоинством носить свое воинское звание — защитник Отечества.
18.5. Честь и достоинство военнослужащего Вооруженных Сил Российской Федерации
Воинская честь и достоинство — неотъемлемое качество военнослужащего Вооруженных Сил Российской Федерации. Гуманность и человеколюбие — это неотъемлемое качество российского воина во все времена. Чувство глубокой ответственности за защиту Родины, готовность к преодолению трудностей при исполнении воинского долга.
18.6. Военнослужащий — специалист своего дела
Необходимость глубоких знаний устройства и боевых возможностей вверенного вооружения и военной техники, способов их использования в бою, понимание роли своей военной специальности и должности в обеспечении боеспособности и боеготовности подразделения. Потребность постоянно повышать военно-профессиональные знания, совершенствовать свою
выучку и воинское мастерство, быть готовым к грамотным высокопрофессиональным действиям в условиях современного
боя.
18.7. Военнослужащий — подчиненный, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников
Единоначалие — принцип строительства Вооруженных Сил Российской Федерации. Важность соблюдения основного требования, относящегося ко всем военнослужащим, — постоянно поддерживать в воинском коллективе порядок и крепкую воинскую дисциплину, воспитывать в себе убежденность в необходимости подчиняться, умение и готовность выполнять свои обязанности, беспрекословно повиноваться командирам и начальникам, при выполнении воинского долга проявлять разумную инициативу.
18.8. Основные обязанности военнослужащих
Общие обязанности военнослужащих, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Сущность основных обязанностей военнослужащих и чем они определяются.
Тема 19. Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации
19.1. Порядок вручения Боевого Знамени воинской части
Порядок вручения Боевого Знамени воинской части. Когда, кем и от чьего имени воинской части вручается Боевое Знамя.
19.2. Порядок приведения военнослужащих к Военной присяге (принесения обязательства)
Военная присяга. Ее роль и значение для каждого военнослужащего.
Порядок приведения к Военной присяге солдат и матросов, прибывших на пополнение в воинскую часть. Текст Военной присяги. Текст обязательства (для иностранных граждан).
19.3. Порядок вручения личному составу вооружения, военной техники и стрелкового оружия
Порядок вручения стрелкового оружия. Порядок закрепления военной техники и вооружения.
19.4. Ритуал подъема и спуска Государственного флага Российской Федерации
Предназначение ритуала и порядок его проведения.
Тема 20. Прохождение военной службы по призыву
20.1 Призыв на военную службу
20.2. Порядок прохождения военной службы по призыву
Размещение и быт военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.
Тема 21. Прохождение военной службы по контракту
21.1. Особенности военной службы по контракту (материал изучается на трех занятиях)
Требования, предъявляемые к гражданину при поступлении на военную службу по контракту. Материальное обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
21.2. Альтернативная гражданская служба (материал изучается на двух занятиях)
Тема 22. Размещение и быт военнослужащих
22. 1. Размещение военнослужащих
Размещение военнослужащих. Содержание помещений, противопожарная защита, охрана окружающей среды.
22.2. Распределение времени и повседневный порядок
Распределение времени в воинской части, распорядок дня. Подъем, утренний осмотр и вечерняя поверка, завтрак, обед и ужин, учебные занятия. Увольнение из расположения части. Посещение военнослужащих.
22.3. Сохранение и укрепление здоровья военнослужащих
Тема 23. Суточный наряд, общие обязанности суточного наряда
23.1.Суточный наряд. Общие положения. Общие обязанности лиц суточного наряда.
23.2. Обязанности дежурного по роте Дежурный по роте. Основные обязанности дежурного по роте.
23.3. Обязанности дневального по роте
Дневальный по роте. Общие обязанности дневального по роте.
Тема 24. Организация караульной службы
24.1. Организация караульной службы. Общие положения
24.2. Часовой и его неприкосновенность
24.3. Обязанности часового
Тема 25. Строевая подготовка
25.1 Строи и управление ими
25.2. Строевые приемы и движение без оружия
Строевая стойка, повороты на месте и в движении.
25.3. Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении
25.4. Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него
25.5.Строи отделения, развернутый строй, походный строй
25.6. Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении
Тема 26. Огневая подготовка
26.1. Назначение и боевые свойства автомата Калашникова
Автомат Калашникова, работа частей и механизмов автомата, его чистка, смазка и хранение.
26.2. Порядок неполной разборки и сборки автомата
Приемы и правила стрельбы из автомата.
Подготовка автомата к стрельбе. Меры безопасности при стрельбе.
Тема 27. Тактическая подготовка
27.1 Современный бой Основные виды современного боя.
27.2. Обязанности солдата в бою
Действия солдата в бою, обязанности солдата в бою, передвижения солдата а бою. Команды, подаваемые на передвижение в бою, и порядок их выполнения. Выбор места для стрельбы, самоокапывания и маскировки.
4. Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности выпускники должны знать:
основные правила безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях чрезвычайной ситуации, а также правила личной безопасности при угрозе террористического акта;
организацию защиты населения в Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в
том числе организационные основы борьбы с терроризмом;
основные принципы здорового образа жизни;
правила оказания первой медицинской помощи;
основы обороны государства и военной службы;
боевые традиции Вооруженных Сил России, государственные и военные символы Российской Федерации.
Выпускники должны уметь:
предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;
грамотно действовать при возникновении угрозы чрезвычайной ситуации и во время чрезвычайной ситуации;
оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;
выполнять основные действия, связанные с будущим прохождением воинской службы (строевые приемы, воинское приветствие, неполная разборка и сборка автомата Калашникова, стрельба из автомата и т. д.);
пользоваться справочной литературой для целенаправленной подготовки к военной службе с учетом индивидуальных качеств.
Приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни будут способствовать обеспечению личной безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе при угрозе террористического акта или при захвате в заложники; выработке убеждений и потребностей в соблюдении норм здорового образа жизни; владению навыками в области гражданской обороны; формированию психологической и физической готовности к прохождению военной службы по призыву.
5. Тематическое и поурочное планирование учебной программы для 10—11 классов
Тематический план 10 класс
№ модуля, раздела, темы | Наименование модуля, раздела, темы | Количество часов |
М-1 | Основы безопасности личности, общества и государства | 15 |
Р- I | Основы комплексной безопасности | 12 |
Тема 1 | Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни | 6 |
Тема 2 | Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций | 4 |
Тема 3 | Современный комплекс проблем безопасности социального характера | 2 |
Р- II | Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций | 3 |
Тема 4 | Нормативно-правовая база Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства | 2 |
| Итоговое задание | 1 |
М-II | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 6 |
Р-Ш | Основы здорового образа жизни | 6 |
Тема 5 | Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний | 2 |
Тема 6 | Здоровый образ жизни и его составляющие | 4 |
| | Итоговое задание | |
| М-Ш | Обеспечение военной безопасности государства | 13 |
| Р-V | Основы обороны государство | 13 |
| Тема 7 | Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны | 5 |
| Тема 8 | Вооруженные Силы Российской Федерации — защитники нашего Отечества | 3 |
| Тема 9 | Виды Вооруженных Сил Российской Федерации и рода войск | 5 |
| Тема 10 | Боевые традиции Вооруженных Сил России | 2 |
| Р-VI | Основы военной службы | 40 час |
| Тема 11 | Размещение и быт военнослужащих | |
| Тема 12 | Суточный наряд, общие обязанности лиц суточного наряда | |
| Тема 13 | Организация караульной службы | |
| Тема 14 | Строевая подготовка | |
| Тема 15 | Огневая подготовка | |
| Тема 16 | Тактическая подготовка | |
| | Резервное время | |
| | Итоговое задание | |
| | Всего часов | 36+ 40 час практических |
Поурочный план 10 класс
№ раздела, темы, урока | Наименование раздела, темы, урока | Количество часов |
P-I | Основы комплексной безопасности | 13 |
Тема 1 | Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни | 6 |
1.1 | Автономное пребывание человека в природной среде | 1 |
1.2 | Практическая подготовка к автономному существованию в природной среде | 1 |
1.3 | Обеспечение личной безопасности на дорогах | 1 |
1.4 | Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях | 1 |
1.5 | Правила личной безопасности при угрозе террористического акта | 1 |
1.6 | Уголовная ответственность за участие в террористической деятельности | 1 |
Тема 2 | Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций | 4 |
2.1 | Чрезвычайные ситуации природного характера, причины их возникновения и возможные последствия | 1 |
2.2 | Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера | 1 |
2.3 | Чрезвычайные ситуации техногенного характера, причины их возникновения и возможные последствия | 1 |
2.4 | Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера | 1 |
Тема 3 | Современный комплекс проблем безопасности социального характера | 2 |
3.1 | Военные угрозы национальной безопасности России. Характер современных войн и вооруженных конфликтов | 1 |
3.2 | Международный терроризм — угроза национальной безопасности России. Виды террористических актов, их цели и способы осуществления | 1 |
Р-П | Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций | 3 |
Тема 4 | Нормативно-правовая база Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства | 3 |
4.1 | Законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности | 1 |
4.2 | Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и задачи | 2 |
Р- III | Основы здорового образа жизни | 6 |
Тема 5 | Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний | 2 |
5.1 | Сохранение и укрепление здоровья — важная часть подготовки юноши допризывного возраста к военной службе и трудовой деятельности | 1 |
5.2 | Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика | 1 |
Тема 6 | Здоровый образ жизни и его составляющие | 4 |
6.1 | Здоровый образ жизни | 1 |
6.2. | Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека | 1 |
6.3 | Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека | 1 |
6.4 | Вредные привычки, их влияние на здоровье Профилактика вредных привычек | 1 |
Р-V | Основы обороны государства | 15 |
Тема 7 | Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны | 5 |
7.1 | Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны | 1 |
7.2 | Основные виды оружия и их поражающие факторы | 1 |
7.3 | Оповещение и информирование населения, инженерная защита населения о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. | 1 |
7.4 | Средства индивидуальной защиты. Организация проведения аварийно-спасательных работ в зоне чрезвычайной ситуации | 1 |
7.5 | Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении | 1 |
Тема 8 | Вооруженные силы Российской Федерации – защитники нашего Отечества – | 3 |
8.1 | История создания Вооруженных Сил Российской Федерации | 1 |
8.2 | Памяти поколений – дни воинской славы России | 1 |
8.3 | Состав Вооруженных сил Российской Федерации. Руководство и управление Вооруженными силами Российской Федерации | 1 |
Тема 9 | Виды Вооруженных сил Российской Федерации и рода войск | 5 |
9.1 | Сухопутные войска, их состав и предназначение. Вооружение и военная техника | 1 |
9.2 | Воздушно-космические силы, их состав и предназначение. Вооружение и военная техника | 1 |
9.3 | Военно-Морской флот, его состав и предназначение. Ракетные войска стратегического назначения (РВСН). | 1 |
9.4 | Воздушно-десантные войска, их состав и предназначение | 1 |
9.5 | Войска и воинские формирования, не входящие в состав Вооруженных сил Российской Федерации | 1 |
Тема 10 | Боевые традиции Вооруженных Сил Российской Федерации | 2 |
10.1 | Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества. | 1 |
10.2 | Дружба, войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений | 1 |
| Итоговое занятие | 1 |
P-VI | Основы военной службы (практические занятия на базе воинской части во внеурочное время) | 40 час |
11.1 | Основы подготовки граждан к военной службе. Начальная военная подготовка | 5 |
11.2 | Размещение и быт военнослужащих | 5 |
11.3 | Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда | 5 |
11.4 | Организация караульной службы, обязанности часового | 5 |
11.5 | Строевая подготовка | 5 |
11.6 | Огневая подготовка | 5 |
11.7 | Тактическая подготовка | 5 |
11.8 | Физическая подготовка | 5 |
| Итоговое занятие | |
Всего 36+40 пр. занятий |
Календарно-тематическое планирование 10 класс
№ урока | Тема урока | № урока в разделе | Дата по плану | Дата фактическая | примечания |
P I Основы комплексной безопасности- 12 час |
Тема 1 Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни – 6 ч |
1 | Автономное пребывание человека в природной среде | 1 | | | |
2 | Практическая подготовка к автономному существованию в природной среде | 2 | | | |
3 | Обеспечение личной безопасности на дорогах | 3 | | | |
4 | Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях | 4 | | | |
5 | Правила личной безопасности при угрозе террористического акта | 5 | | | |
6 | Уголовная ответственность за участие в террористической деятельности | 6 | | | |
2. Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций – 4 ч |
7 | Чрезвычайные ситуации природного характера, причины их возникновения и возможные последствия | 7 | | | |
8 | Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера | 8 | | | |
9 | Чрезвычайные ситуации техногенного характера, причины их возникновения и возможные последствия | 9 | | | |
10 | Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера | 10 | | | |
Тема 3. Современный комплекс проблем безопасности социального характера -2час |
11 | Военные угрозы национальной безопасности России. Характер современных войн и вооруженных конфликтов | 11 | | | |
12 | Международный терроризм — угроза национальной безопасности России. Виды террористических актов, их цели и способы осуществления | 12 | | | |
P-II Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций – 2 часа |
Тема 4. Нормативно-правовая база Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства – 2 ч |
13 | Законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности | 1 | | | |
14 | Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и задачи | 2 | | | |
P-III Основы здорового образа жизни – 6 час |
Тема 5 Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний – 2 ч |
15 | Сохранение и укрепление здоровья — важная часть подготовки юноши допризывного возраста к военной службе и трудовой деятельности | 1 | | | |
16 | Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика | 2 | | | |
Тема 6 Здоровый образ жизни и его составляющие – 4 час |
17 | Здоровый образ жизни | 3 | | | |
18 | Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека | 4 | | | |
19 | Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека | 5 | | | |
20 | Вредные привычки, их влияние на здоровье Профилактика вредных привычек | 6 | | | |
P-V Основы обороны государства – 15 час |
Тема 7 Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны – 5 ч |
21 | Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны | 1 | | | |
22 | Основные виды оружия и их поражающие факторы | 2 | | | |
23 | Оповещение и информирование населения, инженерная защита населения о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. | 3 | | | |
24 | Средства индивидуальной защиты. Организация проведения аварийно-спасательных работ в зоне чрезвычайной ситуации | 4 | | | |
25 | Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении | 5 | | | |
Тема 8 Вооруженные силы Российской Федерации – защитники нашего Отечества – 3 ч |
26 | История создания ВС РФ | | | | |
27 | Памяти поколений – дни воинской славы России | | | | |
28 | Состав Вооруженных сил Российской Федерации. Руководство и управление Вооруженными силами Российской Федерации | | | | |
Тема 9. Виды Вооруженных сил Российской Федерации и рода войск – 5 ч |
29 | Сухопутные войска, их состав и предназначение. Вооружение и военная техника | | | | |
30 | Военно-Воздушные силы, их состав и предназначение. Вооружение и военная техника | | | | |
31 | Военно-Морской флот, его состав и предназначение. Ракетные войска стратегического назначения (РВСН). | | | | |
32 | Воздушно-десантные войска, космические войска, их состав и предназначение | | | | |
33 | Войска и воинские формирования, не входящие в состав Вооруженных сил Российской Федерации | | | | |
Тема 10. Боевые традиции ВС РФ – 2 ч |
34 | Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества. | | | | |
35 | Дружба, войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений | | | | |
36 | Итоговое занятие | | | | |
P-VI Основы военной службы (практические занятия на базе воинской части во внеурочное время) – 40 час |
| Основы подготовки граждан к военной службе. Начальная военная подготовка | | | | |
| Размещение и быт военнослужащих | | | | |
| Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда | | | | |
| Организация караульной службы, обязанности часового | | | | |
| Строевая подготовка | | | | |
| Огневая подготовка | | | | |
| Тактическая подготовка | | | | |
| Физическая подготовка | | | | |
| Всего 36+40 пр. занятий |
Тематический план 11 класс
№ модуля, раздела, темы | Наименование модуля, раздела, темы | Количество часов |
М-1 | Основы безопасности личности, общества и государства | 8 |
Р- I | Основы комплексной безопасности | 4 |
Тема 1 | Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни | 4 |
Р- II | Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации | 4 |
Тема 2 | Организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации | 4 |
М-II | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | |
Р-Ш | Основы здорового образа жизни | 14 |
Тема3 | Нравственность и здоровье | 5 |
P-IV | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | 5 |
Тема 4 | Первая медицинская помощь при неотложных состояниях | 9 |
| Итоговое задание | 9 |
М-Ш | Обеспечение военной безопасности государства | |
Р-V | Основы обороны государства | 12 |
Тема 5 | Вооруженные Силы Российской Федерации— основа обороны государства | 6 |
Тема 6 | Символы воинской чести | 1 |
Тема 7 | Воинская обязанность | 1 |
Тема 8 | Основы военной службы | 3 |
Р-VI | Особенности военной службы | 6 |
Тема 9 | Военнослужащий – вооруженный защитник Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных сил Российской Федерации | 1 |
Тема 10 | Ритуалы ВС Российской Федерации | 2 |
Тема 11 | Прохождение военной службы по призыву | 1 |
Тема 12 | Прохождение военной службы по контракту | 1 |
| Итоговое задание | 1 |
| Всего часов | |
| | 34 |
Поурочный план 11 класс
№ раздела, темы, урока | Наименование раздела, темы, урока | Количество часов |
Р-1 | Основы комплексной безопасности | 4 |
Тема 1 | Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни | 4 |
1.1 | Пожарная безопасность. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности | 1 |
1.2 | Правила личной безопасности при пожаре | 1 |
1.3 | Обеспечение личной безопасности на водоемах в различное время года | 1 |
1.4 | Обеспечение личной безопасности в различных бытовых ситуациях | 1 |
P-II | Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации | 4 |
Тема 2 | Тема 2. Организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации | 4 |
2.1 | Национальный антитеррористический комитет, его предназначение, структура и задачи | 1 |
2.2 | Контртеррористическая операция и условия ее проведения | 1 |
2.3 | Правила поведения при угрозе террористического акта (ситуационные задачи) | 1 |
2.4 | Применение Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом в РФ и за её пределами | 1 |
P-III | Основы здорового образа жизни | 5 |
Тема 3 | Нравственность и здоровье | 5 |
3.1 | Правила личной гигиены | 1 |
3.2 | Нравственность и здоровье | 1 |
3.3 | Инфекции, передаваемые половым путем. Меры их профилактики | 1 |
3.4 | Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе. Меры профилактики ВИЧ-инфекции | 1 |
3.5 | Семья в современном обществе. Законодательство и семья | 1 |
Р-IV | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | 9 |
Тема 4 | Первая медицинская помощь при неотложных состояниях | 9 |
4.1 | Первая помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте | 1 |
4.2 | Первая помощь при ранениях | 1 |
4.3 | Основные правила оказания первой помощи | 1 |
4.4 | Правила остановки артериального кровотечения | 1 |
4.5 | Способы иммобилизации и переноски пострадавшего | 1 |
4.6 | Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата | 1 |
4.7 | Первая помощь при черепно-мозговой травме, травме груди, травме живота | 1 |
4.8 | Первая помощь при травмах в области таза, при повреждениях позвоночника, спины | 1 |
4.9 | Первая помощь при остановке сердца | 1 |
Р-V | Основы обороны государства | 5 |
Тема 5 | Вооруженные Силы Российской Федерации — основа обороны государства | 1 |
5.1 | Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России. Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации | 1 |
Тема 6 | Символы воинской чести | 1 |
6.1 | Боевое Знамя воинской части — символ воинской чести, достоинства и славы. Ордена — почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе. Военная форма одежды | 1 |
Тема 7 | Воинская обязанность | 3 |
7.1 | Основные понятия о воинской обязанности. Организация воинского учета. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету | 1 |
7.2 | Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе. Организация медицинского освидетельствования граждан при постановке их на воинский учет | 1 |
7.3 | Профессиональный психологический отбор и его предназначение. Увольнение с военной службы и пребывание в запасе | 1 |
P-VI | Основы военной службы | 6 |
Тема 8 | Особенности военной службы | 3 |
8.1 | Правовые основы военной службы. Статус военнослужащего | 1 |
8.2 | Военные аспекты международного права | 1 |
8.3 | Общевоинские уставы | 1 |
Тема 9 | Военнослужащий – вооруженный защитник Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных сил Российской Федерации | 2 |
9.1 | Основные виды и особенности воинской деятельности | 1 |
9.2 | Военнослужащий патриот. Основные обязанности военнослужащих | 1 |
Тема 10 | Прохождение военной службы по призыву | 1 |
10.1 | Призыв на военную службу. Порядок прохождения военной службы по контракту. Альтернативная гражданская служба | 1 |
| Итоговое занятие | 1 |
Всего 34 часа |
Календарно-тематическое планирование 11 класс
№ урока | Тема урока | № урока в разделе | Дата по плану | Дата фактическая | примечания | |
Р-I Основы комплексной безопасности-4ч | |
Тема 1 Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни - 4часа | |
1 | Пожарная безопасность. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности | 1 | | | | |
2 | Правила личной безопасности при пожаре | 2 | | | | |
3 | Обеспечение личной безопасности на водоемах в различное время года | 3 | | | | |
4 | Обеспечение личной безопасности в различных бытовых ситуациях | 4 | | | | |
P-II Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации-4ч | |
Тема 2. Организационные основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации–4 часа | |
5 | Национальный антитеррористический комитет, его предназначение, структура и задачи | 1 | | | | |
6 | Контртеррористическая операция и условия ее проведения | 2 | | | | |
7 | Правила поведения при угрозе террористического акта (ситуационные задачи) | 3 | | | | |
8 | Применение Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом в РФ и за её пределами | 4 | | | | |
P-III Основы здорового образа жизни-5ч | |
Тема 3 Нравственность и здоровье – 5 час | |
9 | Правила личной гигиены | 1 | | | | |
10 | Нравственность и здоровье | 2 | | | | |
11 | Инфекции, передаваемые половым путем. Меры их профилактики | 3 | | | | |
12 | Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе. Меры профилактики ВИЧ-инфекции | 4 | | | | |
13 | Семья в современном обществе. Законодательство и семья | 5 | | | | |
P-IV Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи- 9 час | |
Тема 4 Первая медицинская помощь при неотложных состояниях – 9 час | |
14 | Первая помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте | 1 | | | | |
15 | Первая помощь при ранениях | 2 | | | | |
16 | Основные правила оказания первой помощи | 3 | | | | |
17 | Правила остановки артериального кровотечения | 4 | | | | |
18 | Способы иммобилизации и переноски пострадавшего | 5 | | | | |
19 | Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата | 6 | | | | |
20 | Перва помощь при черепно-мозговой травме, травме груди, травме живота | 7 | | | | |
21 | Первая помощь при травмах в области таза, при повреждениях позвоночника, спины | 8 | | | | |
22 | Первая помощь при остановке сердца | 9 | | | | |
P-V Основы обороны государства – 5 час | |
Тема 5 Вооруженные Силы Российской Федерации — основа обороны государства-1час | |
23 | Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России. Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации | 1 | | | | |
Тема 6 Символы воинской чести -1 час | |
24 | Боевое Знамя воинской части — символ воинской чести, достоинства и славы. Ордена — почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе. Военная форма одежды | 2 | | | | |
Тема 7 Воинская обязанность 3 часа | |
25 | Основные понятия о воинской обязанности. Организация воинского учета. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету | 3 | | | | |
26 | Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе. Организация медицинского освидетельствования граждан при постановке их на воинский учет | 4 | | | | |
27 | Профессиональный психологический отбор и его предназначение. Увольнение с военной службы и пребывание в запасе | 5 | | | | |
P-VI Основы военной службы – 6 часов | |
Тема 8 Особенности военной службы – 3 часа | |
28 | Правовые основы военной службы. Статус военнослужащего | 1 | | | | |
29 | Военные аспекты международного права | 2 | | | | |
30 | Общевоинские уставы | 3 | | | | |
Тема 9. Военнослужащий – вооруженный защитник Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных сил Российской Федерации – 2 часа | |
31 | Основные виды и особенности воинской деятельности | 4 | | | | |
32 | Военнослужащий патриот. Основные обязанности военнослужащих | 5 | | | | |
Тема 10. Прохождение военной службы по призыву -1 час | |
33 | Призыв на военную службу. Порядок прохождения военной службы по контракту. Альтернативная гражданская служба | 6 | | | | |
34 | Итоговое занятие | | | | | |
Всего 34 часа | |
V. Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков, обучающихся
Аттестация – это оценка качества усвоения обучающимся содержания конкретной учебной дисциплины, предмета в процессе или по окончанию их изучения по результатам проверки.
При изучении курса в объеме 34 часов могут быть использованы следующие виды аттестации: текущая, промежуточная тематическая.
Текущая аттестация - это оценка качества усвоения содержания компонентов какой-либо части (темы) конкретной учебной дисциплины, предмета в процессе её изучения обучающимся по результатам проверки Проводится преподавателем данной учебной дисциплины, предмета.
Промежуточная аттестация – это оценка качества усвоения обучающимся содержания какой-либо части (частей), темы (тем) конкретной учебной дисциплины, предмета по окончании их изучения по итогам учебного периода (четверти, полугодия) по результатам проверки
Проводится преподавателем данной учебной дисциплины
Тематическая аттестация - это оценка качества усвоения обучающимся содержания какой-либо части (темы) конкретной учебной дисциплины, по окончанию их изучения по результатам проверки. Проводится преподавателем данной учебной дисциплины, предмета.
Виды проведения проверок: письменная, устная, комбинированная.
Письменная – предполагает письменный ответ обучающегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: домашние, проверочные, лабораторные, практические, контрольные, творческие работы; письменные отчёты о наблюдениях; письменные ответы на вопросы теста; сочинения, изложения, диктанты, рефераты.
Устная – предполагает устный ответ обучающегося на один или систему вопросов в форме рассказа, беседы, собеседования.
Комбинированная – предполагает сочетание письменного и устного видов.
В основу критериев оценки учебной деятельности учащихся положен объективность и единый подход.
При 5 – балльной оценке для всех установлены общедидактические критерии
Устный ответ.
Оценка “5” ставится, если ученик:
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов.
Оценка “4” ставится, если ученик:
Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал;
подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины.
Оценка “3” ставится, если ученик:
усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
материал излагает несистематизированное, фрагментарно, не всегда последовательно;
показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
Оценка “2” ставится, если ученик:
не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
не делает выводов и обобщений;
не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка “5” ставится, если ученик:
выполнил работу без ошибок и недочетов;
допустил не более одного недочета.
Оценка “4” ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух недочетов.
Оценка “3” ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
не более двух грубых ошибок;
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух-трех негрубых ошибок;
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка “2” ставится, если ученик:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка “3”;
ли если правильно выполнил менее половины работы.
Примечание.
1) Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
2) Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
VII.Список литературы (основная)
1.Военная доктрина Российской Федерации Сборник № 5 2000 год
2. Концепция национальной безопасности ( Вестник военной информации №2 2000)
3. Краткая медицинская энциклопедия РАМН В.Л. Покровский М -1994 год
4. Радиация: Дозы, эффекты, риск А. Ю. Банников М .;Мир, 1999
5. Тестовый контроль знаний старшеклассников 10 – М. Просвещение 2002
Список литературы (дополнительная)
Кроме учебников, названных выше, можно использовать учебник «Основы военной службы» для учреждений среднего профессионального образования (авторы — А. Т. Смирнов и др.; издательство «Академия»), мультимедийное учебное пособие для X класса общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности» под редакцией С. К. Шойгу, Ю. Л. Воробьева, М. И. Фалеева (2-е издание, ИФЦ ВНИИ ГОЧС, 2003 год).
В связи с быстро меняющимися условиями нашей жизни, рекомендуется использовать новые учебники и программы:
— программу общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности. 1 – 11 классы» под общей редакцией А. Т. Смирнова («Просвещение», 2009 год);
— учебно-методический комплект «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся V – IX классов общеобразовательных учреждений под общей редакцией А. Т. Смирнова («Просвещение», 2007 год);
— общевойсковые уставы Вооруженных сил Российской Федерации (новые) в новейшей редакции (Указ Президента Российской Федерации от 10.11.07 № 1495, приказ министра обороны от 11.03.06 № 111);
— учебно-методический комплект Н. Ф. Виноградовой (программа и поурочно-тематическое планирование по курсу «Безопасность на дорогах» для детей младшего школьного возраста — книга для учителя, учебники
и тетради для I – IV классов; издательство «НЦ ЭНАС», 2007 год).
В целом, для преподавания ОБЖ можно использовать любые учебные пособия, включенные в федеральные перечни учебников, рекомендованные (допущенные) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях в 2011/2012 чебном году, утвержденные приказом Минобразования России от 9 декабря 2008 № 379
43