1.Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования , примерной программы основного общего образования по ОБЖ / Основы безопасности жизнедеятельности, 9 класс . – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2014. -207с. с учетом авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности», 5-9 классы. Под редакцией А.Т.Смирнова. Авторы А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников », издательство «Просвещение» 2014г., требований к результатам освоения ООП СОО МБОУ СОШ № 7.
Общая характеристика учебного предмета
Цели и задачи:
Рабочая программа имеет цели:
-безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
-понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;
-антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;
-готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию
Рабочая программа способствует решению следующих задач:
-формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
-формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
-выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности » относится к предметной области знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявлений и способы защиты от них.
Реализуется за счет часов учебного плана, составляющих обязательную часть.
Программа рассчитана на 34ч. в год (1час в неделю). Программой предусмотрено проведение 2 контрольных тестов.
Годовая промежуточная аттестация проводится в соответствии с положением о формах , периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащимися, в форме утвержденной учебным планом.
Учебно – методический комплект , включая электронные ресурсы
• Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности.9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников/Под ред. .А.Т.Смирнова; Рос .акад.наук, Рос. акад.образования, из-во «Просвещение».-М.:Просвещение,2016.
Образовательные цифровые и интернет-ресурсы
• Безопасность жизнедеятельности школы. -[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://kuhta.clan.su;
• Все о пожарной безопасности. – [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://www.0-1.ru;
• Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций. -[Электронный ресурс] – Режим доступа:http://www.ampe.ru/web/guest/russian;
• ГОСТ Р 22.0.02-94. Нормативно-техническая база защиты населения при ЧС. Система стандартов (БЧС). Безопасность в ЧС [Электронный ресурс] – Режим доступа http: //www @gost.ru/;
• ГОСТ Р 51057-97. Пожарная техника. Огнетушители переносные. Общие технические требования. Методы испытаний [Электронный ресурс] – Режим доступа http://www @gost.ru/;
• Журнал Основы безопасности жизнедеятельности. -[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.school-obz.org/;
• Институт психологических проблем безопасности. -[Электронный ресурс] – Режим доступа:http://anty-crim.boxmail.biz;
• Искусство выживания. -[Электронный ресурс] – Режим доступа:http://www.goodlife.narod.ru/;
• Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий [Электронный ресурс] – Режим доступа: http:www.info@mchs. gov.ru;
• Нормативные документы, методические материалы по ОБЖ. -[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://informic.narod.ru/obg.html/;
• Основы безопасности жизнедеятельности. -[Электронный ресурс] – Режим доступа:http://0bj.ru/.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Обеспечение безопасности на государственном уровне
Выпускник научится:
- характеризовать в общих чертах организационные основы по защите населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
- объяснять необходимость подготовки граждан к защите Отечества;
- устанавливать взаимосвязь между нравственной и патриотической проекцией личности, и необходимостью обороны государства от внешних врагов;
- характеризовать РСЧС (Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) классифицировать основные задачи, которые решает РСЧС по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; обосновывать предназначение функциональных и территориальных подсистем РСЧС;
- характеризовать силы и средства, которыми располагает РСЧС для защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- характеризовать гражданскую оборону как составную часть системы обеспечения национальной безопасности России: классифицировать основные задачи, возложенные на гражданскую оборону по защите населения РФ от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
- различать факторы, которые определяют развитие гражданской обороны в современных условиях;
- характеризовать и обосновывать основные обязанности граждан РФ в области гражданской обороны;
- характеризовать МЧС России: классифицировать основные задачи, которые решает МЧС России по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; - давать характеристику силам МЧС России, которые обеспечивают немедленное реагирование при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Выпускник получит возможность научиться:
- систематизировать основные положения нормативно-правовых актов Российской Федерации в области безопасности и обосновывать их значение для обеспечения национальной безопасности России в современном мире; раскрывать на примерах влияние последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на национальную безопасность Российской Федерации;
- подбирать материал и готовить занятие на тему «Основные задачи гражданской обороны по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени»;
- обсуждать тему «Ключевая роль МЧС России в формировании культуры безопасности жизнедеятельности у населения Российской Федерации».
Безопасность в чрезвычайных ситуациях социального характера
Выпускник научится:
- разрабатывать план безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций социального характера с учётом особенностей обстановки в регионе;
- характеризовать основные мероприятия, которые проводятся в РФ, по защите населения от чрезвычайных ситуаций военного времени;
- негативно относиться к любым видам террористической и экстремистской деятельности;
- характеризовать терроризм и экстремизм как социальное явление, представляющее серьёзную угрозу личности, обществу и национальной безопасности России;
- анализировать основные положения нормативно-правовых актов РФ по противодействию терроризму и экстремизму и обосновывать необходимость комплекса мер, принимаемых в РФ по противодействию терроризму;
- воспитывать у себя личные убеждения и качества, которые способствуют формированию антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления;
- обосновывать значение культуры безопасности жизнедеятельности в противодействии идеологии терроризма и экстремизма;
- характеризовать основные меры уголовной ответственности за участие в террористической и экстремистской деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
- формировать основные задачи, стоящие перед образовательным учреждением, по защите учащихся и персонала от последствий чрезвычайных ситуаций военного времени;
- формировать индивидуальные основы правовой психологии для противостояния идеологии насилия;
- формировать личные убеждения, способствующие профилактике вовлечения в террористическую деятельность;
- формировать индивидуальные качества, способствующие противодействию экстремизму и терроризму;
- использовать знания о социальных нормах и законодательстве для выработки осознанного негативного отношения к любым видам нарушений общественного порядка, а также к любым видам экстремистской и террористической деятельности.
Первая помощь
Выпускник научится:
- анализировать возможные последствия неотложных состояний в случаях, если не будет своевременно оказана первая помощь;
- анализировать причины массовых поражений в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера и систему мер по защите населения в условиях чрезвычайных ситуаций и минимизации массовых поражений;
- выполнять в паре/втроём приёмы оказания само- и взаимопомощи в зоне массовых поражений.
Выпускник получит возможность научиться:
- готовить и проводить занятия по обучению правилам оказания само- и взаимопомощи при наиболее часто встречающихся в быту повреждениях и травмах.
Основы здорового образа жизни
Выпускник научится:
- характеризовать здоровый образ жизни и его основные составляющие как индивидуальную систему поведения человека в повседневной жизни, обеспечивающую совершенствование его духовных качеств;
- выявлять и характеризовать роль и влияние человеческого фактора в возникновении опасных ситуаций, обосновывать необходимость повышения уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения страны в современных условиях.
Выпускник получит возможность научиться:
- характеризовать роль образования в системе формирования современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности у населения страны;
- проектировать план по повышению индивидуального уровня культуры безопасности жизнедеятельности для защищённости личных жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз.
В результате изучения ОБЖ обучающийся должен обладать компетенциями по использованию полученных знаний, умений и навыков в практической деятельности и в повседневной жизни.
Познавательные компетенции:
• умение использовать полученные знания и информацию в области безопасности жизнедеятельности при возникновении опасных экстремальных и чрезвычайных ситуаций различного характера;
• способность анализировать сложившуюся обстановку и на основе анализа строить план наиболее рациональных действий с учетом возможных последствий ее развития;
• владение механизмами анализа, планирования, оценки собственной деятельности по нахождению наиболее безопасного (правильного) пути выхода из экстремальной, опасной или чрезвычайной ситуации;
• умение ставить вопросы к наблюдаемым фактам, событиям, явлениям, описывать причины, их породившие, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемому вопросу;
• умение выбирать необходимые способы и средства защиты, владение навыками их использования и применения;
• умение анализировать результаты собственной деятельности (поведения) в экстремальных и чрезвычайных ситуациях, давать их оценку и делать выводы.
Социальные компетенции:
• способность сосуществовать совместно с окружающими людьми, умея решать возникающие проблемы и идти на компромиссы;
• способность действовать совместно с окружающими при угрозе, возникновении и ликвидации экстремальных и чрезвычайных ситуаций, сложившихся в результате опасного природного явления или социального события, аварии, катастрофы, стихийного или иного бедствия с целью недопущения возникновения или снижения последствий их воздействия на жизнь и здоровье людей, окружающую природную среду, а также снижения материальных потерь;
• способность действовать в социуме совместно с другими людьми по недопущению самого себя и удержанию других от антисоциальных явлений и вредных привычек.
Коммуникативные компетенции:
• владение навыками взаимодействия с окружающими людьми в повседневной жизни, учебе, а также в условиях экстремальных и чрезвычайных ситуаций;
• умение работать в группе при необходимости совместного применения знаний и умений в области безопасности жизнедеятельности, направленных на предотвращение (предупреждение) и выхода из экстремальных, опасных и чрезвычайных ситуаций различного характера.
Информационные компетенции:
умение использовать информационные технологии и современную технику для работы со всеми видами информации в целях обеспечения личной и общественной безопасности от различных видов опасных ситуаций, негативных событий и явлений, возникающих в различных сферах жизнедеятельности;
• способность самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать, сохранять и передавать информацию об угрозах и опасных явлениях, происшествиях, авариях (катастрофах) для личности, общества и государства, содержащуюся в учебных предметах, образовательных областях и окружающем мире;
• умение выбирать надежные источники и проверять достоверность получаемой информации, осознавать негативные последствия влияния информационного потока на психику человека, способность критично относиться к получаемой информации.
Предметные компетенции:
• владение приемами и способами оказания первой помощи пострадавшим с соблюдением установленных правил и норм;
• умение находить и использовать в окружающем мире предметы, явления, подручные средства для выживания в автономных условиях, оказания первой помощи, снижения ущерба и потерь в условиях сложившейся в экстремальной или чрезвычайной ситуации;
• умение видеть в окружающем мире потенциальные и реальные опасности, так, например, в природной среде — ядовитые растения, грибы, опасных животных, пресмыкающихся, насекомых;
• способность подтверждать свои знания и обосновывать свои действия нормативными правовыми документами в области обеспечения безопасности и защиты интересов личности, общества, государства.
Ценностно-смысловые компетенции:
• способность видеть и понимать окружающий мир как развивающуюся систему, стремящуюся к безопасности и гармонии;
• осознание своей роли в процессе безопасной жизнедеятельности на уровне личности, общества, государства;
• умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков в процессе жизнедеятельности и в ЧС, умение принимать самостоятельные решения;
• осознание своего человеческого, гражданского и воинского долга перед Родиной, чувства патриотизма.
Общекультурные компетенции:
• овладение познаниями национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основ жизни человека и отдельных народов для понимания и развития толерантности с целью недопущения возникновения таких явлений, как экстремизм, национализм, шовинизм, терроризм и др.;
• способность быть культурным в области безопасности жизнедеятельности не только в обществе (в транспорте, общественных заведениях, учебных заведениях и т.д.), но и наедине с собой (в быту, на природе и т.д.), пропагандировать культуру безопасности жизнедеятельности среди окружающих.
3. Содержание учебного предмета
МОДУЛЬ I
Основы безопасности личности, общества и государства
РАЗДЕЛ I.
Основы комплексной безопасности
Тема 1. Национальная безопасность в России и современном мире.
Современный мир и Россия. Национальные интересы России в современном мире. Основные угрозы национальным интересам и безопасности России. Влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на национальную безопасность России.
Тема 2. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и национальная безопасность России.
Чрезвычайные ситуации и их классификация. Чрезвычайные ситуации природного характера и их последствия. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их причины. Угроза военной безопасности России.
РАЗДЕЛ II.
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Тема 3. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(РСЧС).
Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны.
МЧС России — федеральный орган управления в области зашиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Тема 4. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций.
Инженерная зашита населения от чрезвычайных ситуаций.
Оповещение и эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций.
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения
Раздел III Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации
Тема 5 Терроризм и экстремизм: их причины и последствия
Международный терроризм — угроза национальной безопасности России.
Виды террористической деятельности и террористических актов, их цели и способы осуществления
Тема 6.Нормативно-правовая база противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации
Основные нормативно-правовые акты по противодействию терроризму и экстремизму. Обшегосударственное противодействие терроризму. Нормативно-правовая база противодействия
наркотизму.
Тема 7. Организационные основы системы противодействия терроризму и наркотизму в Российской Федерации
Организационные основы противодействия терроризму в Российской Федерации.
Организационные основы противодействия наркотизму в Российской Федерации.
Тема 8. Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимости
Правила поведения при угрозе террористического акта. Профилактика наркозависимости.
МОДУЛЬ II.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Раздел IV.
Основы здорового образа жизни
Тема 9. Здоровье — условие благополучия человека
Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Здоровый образ жизни и его составляющие. Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России
Тема 10. Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье
Ранние половые связи и их последствия. Инфекции, передаваемые половым путем. Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе.
Тема 11. Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья
Брак и семья. Семья и здоровый образ жизни человека. Основы семейного права в Российской Федерации.
Раздел V.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Тема 12 Оказание первой помощи
Первая помощь при массовых поражениях (практическое занятие по плану преподавателя)
Первая помощь при передозировке в приёме психоактивных веществ
Программой предусмотрено проведение текущего контроля успеваемости обучающих по разделам курса, проведение практических и лабораторных работ.
№ | Наименование разделов | Кол-во часов | Контрольные работы | Практическая часть(лабораторные, практические работы) |
1 | Раздел1. Основы комплексной безопасности | 8 | | |
2 | Раздел2. Защита населения РФ от ЧС | 7 | | |
3 | Раздел3.Противодействие терроризму и экстремизму в РФ. | 8 | 1 | |
4 | Раздел4. Основы здорового образа жизни | 9 | | |
5 | Раздел5.Основы медицинских знаний и оказание первой помощи | 2 | 1 | |
| Итого | 34 | 2 | |
4. Тематическое планирование
№ | Дата по плану | Дата по факту | Наименование темы | К-во часов | примечание |
| | | Модуль №1. Основы безопасности личности, общества и государства. | (24ч) | |
| | | Раздел №1. «Основы комплексной безопасности» | (8ч) | |
| | | Тема № 1.Национальная безопасность в России в современном мире | (4ч) | |
1 | | | Т1зан.1.Современный мир и Россия | 1ч | Стр8 |
2 | | | Т1.зан.2.Национальные интересы России в современном мире | 1ч | Стр14 |
3 | | | Т1зан.3. Основные угрозы национальным интересам и безопасности России | 1ч | Стр17 |
4 | | | Т1зан.4. Влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на национальную безопасность России. | 1ч | Стр22 |
| | | Тема №2Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и национальная безопасность России | (4ч) | |
5 | | | Т2.зан5 Чрезвычайные ситуации и их классификация | 1ч | Стр29 |
6 | | | Т2.зан.6 Чрезвычайные ситуации природного характера и их последствия. | 1ч | Стр38 |
7 | | | Т2.зан.7.Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их причины. | 1ч | Стр43 |
8 | | | Т2.зан.8.Угроза военной безопасности России | 1ч | Стр48 |
| | | Раздел 2. Защита населения РФ от ЧС | (7ч) | |
| | | Т3. Организационные основы по защите населений страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени | (3ч) | |
9 | | | Т3.зан.9. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) | 1ч | Стр54 |
10 | | | Т3.зан.10.Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны | 1ч | Стр61 |
11 | | | Т3.зан.11.МЧС России –федеральный орган управления в области защиты населения от ЧС. | 1ч | Стр68 |
| | | Тема №4 Основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от ЧС мирного и военного времени. | (4ч) | |
12 | | | Тема4.зан.12 Мониторинг и прогнозирование ЧС. | 1ч | Стр76 |
13 | | | Тема 4.зан13.Инженерная защита населения от ЧС. | 1ч | Стр80 |
14 | | | Тема 4.зан.14Оповещение и эвакуация населения в условиях ЧС. | 1ч | Стр85 |
15 | | | Тема 4.зан.15.Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения | 1ч | Стр91 |
| | | Раздел 3. Противодействие терроризму и экстремизму в РФ | (9ч) | |
| | | Тема №5.Терроризм и экстремизм:их причины и последствия. | (2ч) | |
16 | | | Тема 5зан.16. Международный терроризм-угроза национальной безопасности России | 1ч | Стр96 |
17 | | | Тема 5.зан.17. Виды террористической деятельносьти и террористических актов, их цели и способы осуществления. | 1ч | Стр102 |
| | | Тема №6 Нормативно-правовая база противодействия терроризму и экстремизму в РФ. | (3ч) | |
18 | | | Тема 6зан18. Основные нормативно-правовые акты по противодействию терроризму и экстремизму | 1ч | Стр109 |
19 | | | Тема 6зан19. Общегосударственное противодействие терроризму | 1ч | Стр119 |
20 | | | Тема 6зан20. Нормативно-правовая база противодействия наркотизму | 1ч | Стр121 |
| | | Тема №7 Организационные основы системы противодействия терроризму и наркотизму в РФ | (1ч) | |
21 | | | Тема 7зан21Организационные основы противодействия терроризму и наркотизму в РФ | 1ч | Стр127 |
| | | Тема № 8 Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимости | (2ч) | |
22 | | | Тема 8зан22. Правила поведения при угрозе террористического акта | 1 | Стр140 |
23 | | | Тема 8зан23. Профилактика наркозависимости | 1ч | Стр151 |
| | | Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. | (11ч) | |
| | | Раздел 4. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | (9ч) | |
| | | Тема №9 Здоровье – условие благополучия человека | (3ч) | |
24 | | | Тема 9зан 24. Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность | 1ч | Стр160 |
25 | | | Тема 9зан 25. Здоровый образ жизни и его составляющие | 1ч | Стр168 |
26 | | | Тема 9зан26. Репродуктивное здоровья населения и национальная безопасность России | 1ч | Стр175 |
27 | | | Тема 9зан.27. Ранние половые связи и их последствия | 1ч | Стр182 |
28 | | | Тема 9зан28. Инфекции передаваемые половым путем | 1ч | Стр189 |
29 | | | Тема 9зан 29. Понятие о ВИЧ-инфекции и о СПИДЕ | 1ч | Стр192 |
| | | Тема №10 Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья | (3ч) | |
30 | | | Тема 10зан 30. Брак и семья | 1ч | Стр195 |
31 | | | Тема 10 зан 31. Семья и здоровый образ жизни человека. | 1ч | Стр199 |
32 | | | Тема 10зан32. Основы семейного права в РФ | 1ч | Стр201 |
| | | Раздел 5 . Основы медицинских знаний и оказание первой помощи | (2ч) | |
| | | Тема №11.Оказание первой помощи | (2ч) | |
33 | | | Первая помощь при массовых поражениях (практ.зан.) | 1ч | Стр208 |
34 | | | Первая помощь при передозировке в приеме психоактивных веществ. | 1ч | Стр210 |
АННОТАЦИЯ
К рабочей программе по ОБЖ для 9 класса
Рабочая программа по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования , примерной программы основного общего образования по ОБЖ / Основы безопасности жизнедеятельности, 9 класс . – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2014. -207с. с учетом авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности», 5-9 классы. Под редакцией А.Т.Смирнова. Авторы А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников », издательство «Просвещение» 2014г., требований к результатам освоения ООП СОО МБОУ СОШ № 7.
Цели:
-безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
-понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;
-антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;
-готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию.
Задачи:
-формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
-формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
-выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности » относится к предметной области знаний , в которой изучаются опасности , угрожающие человеку, закономерности их проявлений и способы защиты от них.
Реализуется за счет часов учебного плана, составляющих обязательную часть.
Программа рассчитана на 34ч. в год (1час в неделю). Программой предусмотрено проведение 2 контрольных тестов.
Годовая промежуточная аттестация проводится в соответствии с положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащимися,в форме утвержденной учебным планом.
Рабочая программа по ОБЖ ориентирована на использование учебников, учебных пособий:
•Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности.9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников/Под ред. А.Т.Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, из-во «Просвещение».-М.:Просвещение,2016.
V.Календарно-Тематическое планирование 9 класс
№ п/п | Наименование изучаемой темы | Основное содержание по теме | Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) |
| |
| Дата по плану | Дата по факт | Тема урока, тип урока | Элемент содержания | Требования к результатам (предметным и метапредметным*) | Контрольно-оценочная деятельность | Информационное сопровождение, цифровые и электронные образовательные ресурсы** | Д.З.* |
Учащийся научится | Учащийся сможет научиться | Вид | Форма | | |
Модуль №I Основы безопасности личности, общества и государства (24 ч) | | | |
Раздел № 1 «Основы комплексной безопасности» (8 ч) | | |
Тема №1. Национальная безопасность в России в современном мире (4ч) | | |
1 | Б- | | Современный мир и Россия | Россия в мировом сообществе. Основные направления внешней политики | Проводить анализ состояния обстановки в мире в различных сферах жизнедеятельности | Проектировать план по повышению индивидуального уровня культуры безопасности жизнедеятельности для защищенности личных жизненноважных интересов | Текущий | Индивиду -альная. Работа с текстом учебника. | Презентация | Стр8 1.1 |
2 | | | Национальные интересы России в современном мире | Место и роль РФ в мире. Национальные интересы России в различных сферах жизнедеятельности. | Характеризовать основные виды национальных интересов России в современном мире. | Текущий | Индивиду -альная. Работа с текстом учебника. | Презентация | Стр14 1.2 |
3 | | | Основные угрозы национальным интересам и безопасности России. | Национальная безопасность. Основные современные угрозы национальным интересам России в различных сферах жизнедеятельности. Современная классификация угроз и опасностей (по их происхождению). ЧС природного характера. | Текущий | Индивиду -альная. Работа с текстом учебника. | Презентация | Стр17 1.3 |
4 | | | Влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на национальную безопасность России | Основные причины увеличения числа ЧС в современной жизни. Уровень культуры в области безопасности жизнедеятельности (культуры безопасности). Содержание культуры безопасности. Формирование культуры человека через воспитание ответственности гражданина за свою судьбу и судьбу своей Родины. | Анализироватьстепень влияния личности на обеспечение национальной безопасности России. Определятьзначение культуры безопасности жизнедеятельности в обеспечении национальной безопасности России. | | | Презентация | Стр22 1.4 |
Тема№2. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и национальная безопасность России (4 ч) | |
5 | | | Чрезвычайные ситуации и их классификация | Чрезвычайные ситуации и их классификация | Различать природные явления, которые оказывают влияние на безопасность жизнедеятельности человека. Характеризовать и анализировать основные природные явления. Объяснять понятия опасной и чрезвычайной ситуаций Объяснять существующие (внешние, внутренние и трансграничные) военные угрозы национальной безопасности России. Анализировать состояние обороноспособности страны на современном этапе и делают выводы о характере дальнейшего развития наших Вооружённых Сил | Прогнозировать возможность возникновения опасных ситуаций по их характерным признакам. Проектировать план по повышению индивидуального уровня культуры безопасности жизнедеятельности для защищенности личных жизненноважных интересов | Текущий | Индивиду -альная. Работа с текстом учебника. | Презентация | Стр29 2.1 |
6 | | | Чрезвычайные ситуации природного характера и их последствия. | Чрезвычайные ситуации природного характера и их последствия. | Текущий | Индивиду -альная. Работа с текстом учебника. | Презентация | Стр38 2.2 |
7 | | | Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их причины | Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их причины | | | Презентация | Стр43 2.3 |
8 | | | Угроза военной безопасности России | Современный комплекс проблем безопасности социального характера. Военные угрозы национальной безопасности РФ. Внешние, внутренние и трансграничные военные угрозы. Оборона государства. Значимость ВС РФ на современном этапе. | Текущий | Индивиду -альная. Работа с текстом учебника. | Презентация | Стр48 2.4 |
Раздел 2. Зашита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (7 ч) | |
Тема № 3. Организационные основы во защите населений страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (3 ч) | |
9 | | | Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). | РСЧС и Гражданская оборона, их предназначение. Структура, организация управления. Силы и средства РСЧС и ГО. Основные задачи, решаемые РСЧС и ГО. МЧС – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от ЧС. Основные мероприятия, проводимые силами РСЧС и ГО по защите населения от ЧС мирного и военного времени. | Анализировать права и обязанности граждан России в области безопасности в условиях ЧС мирного и военного времени. Характеризовать основные силы и средства РСЧС и ГО для защиты населения страны от ЧС мирного и военного времени. Характеризовать задачи, решаемые образовательным учреждением по защите учащихся и персонала при ЧС. Объяснять роль МЧС России по защите населения от ЧС в современных условиях. | Использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности. | Текущий | Индивиду -альная. Работа с текстом учебника. | Презентация | Стр54 3.1 |
10 | | | Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны. | Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи ГО. Структура и органы управления ГО. | Текущий | Индивиду -альная. Работа с текстом учебника. | Презентация | Стр61 3.2 |
11 | | | МЧС России — федеральный орган управления в области зашиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций | МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения от ЧС. | Текущий | Индивиду -альная. Работа с текстом учебника. | Презентация | Стр68 3.3 |
Тема № 4. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (4 ч) | |
12 | | | Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. | Основные цели осуществления мониторинга и прогнозирования. Определения этих понятий. Средства и способы, используемые при мониторинге. Приборы химической и радиационной разведки («Дрозд», ДП-22, ВПХР) и порядок их использования при мониторинге. Методы, используемые при прогнозировании возникновения и развития ЧС. | Характеризоватьосновные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от ЧС мирного и военного времени. Анализировать систему мониторинга и прогнозирования ЧС и её основные мероприятия. Работать с приборами химической и радиационной разведки. | -Прогнозировать возможность возникновения опасных ситуаций по их характерным признакам. -Проектировать план по повышению индивидуального уровня культуры безопасности жизнедеятельности для защищенности личных жизненноважных интересов | Текущий | Индивиду -альная. Работа с текстом учебника. | Презентация | Стр76 4.1 |
13 | | | Инженерная зашита населения от чрезвычайных ситуаций. | Укрытие людей в инженерных сооружениях (средствах коллективной защиты – специальных убежищах или приспособленных укрытиях). Простейшие укрытия. Герметизация укрытий. Конструктивные особенности убежищ. Правила поведения в средствах коллективной защиты. | Текущий | Индивиду -альная. Работа с текстом учебника. | Презентация | Стр80 4.2 |
14 | | | Оповещение и эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций. | Сущность эвакуации в мирное и военное время. Классификация видов эвакуации: по видам опасности, по способам эвакуации, по удалённости, по длительности проведения, по времени начала проведения. Общая эвакуация и частичная эвакуация. Отличия понятия «рассредоточение» от эвакуации. Действия населения при получении указания на начало эвакуационных мероприятий. | Характеризовать систему оповещения и связи и основные способы передачи сигнала «Внимание всем». Действовать по сигналу в различных условиях обстановки. | Усвоитьправил а индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей | | | Презентация | Стр85 4.3 |
15 | | | Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения | Определения АС и ДНР. Перечень АС работ. Особенности проведения АС работ. Перечень основных неотложных работ, особенности их проведения. Основные виды обеспечения АС ДНР. Медицинские средства защиты и средства оказания первой медицинской помощи пострадавшим (вакцинно-сывороточные препараты, антибиотики, носилки, перевязочные материалы, асептические средства, жгуты, шины и т.д.) | Подбирать в Интернете и СМИ примеры проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очаге ЧС. Составлять «План проведения АСДНР» при различных ЧС. Применять необходимый перечень медицинских средств для проведении АСДНР при различных ЧС. | Усвоитьправил а индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей | | | Презентация | Стр91 4.4 |
Раздел 3. Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации (9 ч) | |
Тема № 5. Терроризм и экстремизм: их причины и последствия (2 ч) | |
16 | | | Международный терроризм — угроза национальной безопасности России. | Общие понятия и определения. Характеристика современной экстремистской и террористической деятельности в России. Международный терроризм как социальное явление. Законодательная и нормативно-правовая база борьбы с терроризмом. | Характеризовать международный терроризм как серьёзную угрозу национальной безопасности России. Определять основные причины существования терроризма и экстремизма. Анализировать виды террористических актов, их цели и способы осуществления. Формулировать собственную позицию неприятия терроризма в любых его проявлениях. Формулировать для себя основные направления по формированию антитеррористического поведения. | Усвоитьправил а индивидуального и коллективного безопасного поведения | Текущий | Индивиду -альная. Работа с текстом учебника. | Презентация | Стр96 5.1 |
17 | | | Виды террористической деятельности и террористических актов, их цели и способы осуществления | Виды террористической деятельности и классификация террористических актов по целям и способам осуществления. | Текущий | Индивиду -альная. Работа с текстом учебника. | Презентация | Стр102 5.2 |
Тема № 6. Нормативно-правовая базапротиводействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации (3 ч) | |
18 | | | Основные нормативно-правовые акты по противодействию терроризму и экстремизму. | Роль законов и других нормативно-правовых документов в формировании личности безопасного типа. Основные документы по обеспечению безопасности в нашей стране. Задачи УК РФ. Основные базовые принципы УК РФ. | Определять основные причины существования наркомании и наркотизма. Разрабатывать собственнуюсистему мер противодействия наркозависимости | самостоятельно Планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач Усвоитьправил а индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей | Текущий | Индивиду -альная. Работа с текстом учебника. | Презентация | Стр109 6.1 |
19 | | | Обшегосударстве иное противодействие терроризму. | Полиция в РФ – система государственных органов исполнительной власти в области защиты здоровья, прав, свободы и собственности граждан от противоправных посягательств. Другие государственные службы в области безопасности | Текущий | Индивиду -альная. Работа с текстом учебника. | Презентация | Стр115 6.2 |
20 | | | Нормативно-правовая база противодействия наркотизму | Основные понятия о наркотизме, и наркомании, причинах их распространения. Государственная политика противодействия наркотизму. Законодательная и нормативно-правовая база борьбы с наркобизнесом инаркоманией. | Текущий | Индивиду -альная. Работа с текстом учебника. | Презентация | Стр121 6.3 |
Тема №7. Организационные основы системы противодействия терроризму и наркотизму в Российской Федерации (1 ч) | |
21 | | | Организационные основы противодействия терроризму в Российской Федерации. | Национальный антитеррористический комитет. Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков. Специальные операции. Действия правоохранительных органов. Создание санитарных, или буферных, зон. Проведение переговоров с террористами. Контртеррористические (войсковые) операции. Информирование общественности о террористической акции. Окончание контртеррористической операции. | Объяснять организационные основы системы противодействия терроризму и наркотизму в РФ. Анализировать примеры деятельности Национального антитеррористического комитета по обеспечению своевременной и надёжной зашиты населения от терроризма. | самостоятельно Планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач | Текущий | Индивиду -альная. Работа с текстом учебника. | | Стр127 7.1 |
| | | | . | | | | |
Тема № 8. Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимости (2 ч) |
22 | | | Правила поведения при угрозе террористического акта. | Правила безопасного поведения населения при совершении террористических актов. Безопасные действия заложников | Анализировать рекомендации специалистов по безопасному поведению при угрозе теракта. Вырабатывать отрицательное отношение к приёму наркотиков. | Предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления. | Текущий | Индивиду -альная. Работа с текстом учебника. | Презентация | Стр140 8.1 |
23 | | | Профилактика наркозависимости | Профилактические мероприятия проводимые в РФ от наркозависимости | Текущий | Индивиду -альная. Работа с текстом учебника. | Презентация | Стр158.2 |
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (11ч) | |
Раздел IV. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (9 ч) | |
Тема № 9. Здоровье — условиеблагополучия человека (3 ч) | |
24 | | | Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. | Определение понятия «здоровье» (в т.ч. Всемирной Организации здравоохранения). Индивидуальное и популяционное (общественное) здоровье. Факторы, влияющие на состояние здоровья. Составляющие здоровья. Духовное здоровье человека и его роль в саморегуляции человека. Здоровье и безопасность страны | Характеризоватьздоровье как полное физическое, духовное и социальное благополучие. Анализировать взаимосвязь индивидуального и общественного здоровья. Объяснять влияние репродуктивного здоровья на национальную безопасность России | Анализировать обобщать, систематизировать приобретённые знания Использоватьздоровьесберегающие технологии для сохранения и укрепления индивидуального здоровья, в том числе его духовной физической и социальной составляющих | Текущий | Индивиду -альная. Работа с текстом учебника. | Презентация | Стр160 9.1 |
25 | | | Здоровый образ жизни и его составляющие. | Образ жизни человека и его влияние на здоровье. ЗОЖ – оптимальная система сохранения здоровья человека. Определение. Составляющие ЗОЖ. Нравственность, культура и волевые усилия – основа реализации правил ЗОЖ, а значит и поддержания крепкого здоровья. | | | Презентация | Стр168 9.2 |
26 | | | Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России | Репродукция биологическая. Воспроизводство населения. Зависимость воспроизводства населения от уровня репродуктивного здоровья каждого человека. Демографическая ситуация в РФ – угроза национальной безопасности. Семья и её роль в воспроизводстве населения. Семейный кодекс РФ, семейное законодательство о необходимости построения гармоничных семейных отношений, основанных на чувствах любви и уважения, взаимопомощи и ответственности. | | | Презентация | Стр175 9.3 |
Тема № 9. Здоровье — условие благополучия человека (3 ч) | |
27 | | | Ранние половые связи и их последствия | Причины, последствия ранних половых связей. | Характеризовать основные факторы, разрушающие репродуктивное здоровье (ранние половые связи, инфекции, передаваемые половым путём, ВИЧ-инфекция), анализировать профилактику заражения ИППП | Использоватьздоровьесберегающие технологии для сохранения и укрепления индивидуального здоровья, в том числе его духовной физической и социальной составляющих | | | Презентация | Стр182 10.1 |
28 | | | Инфекции, передаваемые половым путем | Факторы, негативно влияющие на репродуктивное здоровье. Ранние половые связи и репродуктивное здоровье. Инфекции, передаваемые половым путём: сифилис, гонорея, генитальный герпес, хламидиоз. Лучшее правило профилактики ИППП – отказ от ранних половых связей и воздержание от случайных половых контактов. | | | Презентация | Стр189 10.2 |
29 | | | Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе | Понятия: ВИЧ-инфекция и СПИД. Последствия. Статистика по России. Профилактика заражения: нравственность, волевые усилия, ЗОЖ, культура взаимоотношений полов, воспитание в себе установки на подготовку к семейной жизни и создания счастливой семейной жизни, соблюдение правил гигиены. Семья и здоровый образ жизни. | | | Презентация | Стр192 10.3 |
Тема № 10. Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья (3 ч) |
30 | | | Брак и семья | Брак и семья. Основные понятия и определения. Условия и порядок заключения брака. | Анализироватьосновы семейного права в Российской Федерации. Анализировать взаимосвязь семьи и здорового образа жизни в жизнедеятельности личности и общества. Характеризоватьособенности семейно-брачных отношений в Российской Федерации | Использовать приобретенные знания для самовоспитания качеств необходимых для создания прочной семьи. | | | Презентация | Стр195 11.1 |
31 | | | Семья и здоровый образ жизни человека. | Семья и ее значение в жизни человека. Факторы, оказывающие влияние на гармонию совместной жизни (психологический фактор, культурный фактор и материальный фактор). Качества, которые необходимо воспитывать в себе молодому человеку для создания прочной семьи. | Использовать приобретенные знания для самовоспитания качеств необходимых для создания прочной семьи. | | | Презентация | Стр199 11.2 |
32 | | | Основы семейного права в Российской Федерации | Личные права и обязанности супругов. Имущественные права супругов. Права и обязанности родителей. | | | Презентация | Стр201 11.3 |
Раздел V. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (2 ч) | |
Тема №11. Оказание первой помощи (2 ч) | |
33 | | | Первая помощь при массовых поражениях (практическое занятие | Мероприятия: Извлечение пострадавшего из завала, из убежищ, укрытия; тушения на нем горящей одежды; введение обезболивающих средств при помощи шприц-тюбика;освобождение верхних дыхательных путей от слизи, крови, Придание телу правильного положения для проведения ИВЛ и непрямогомассажа сердца | Оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях и при передозировке в приеме психоактивных веществ | Предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления. Готовить и проводить занятия по обучению правилам оказания первой помощи при передозировке в приёме психоактивных веществ | | | | Стр208 12.1 |
34 | | | Первая помощь при передозировке в приёме психоактивных веществ | Признаки передозировки психоактивными веществами. Возможные последствия для человека в приёме психоактивных веществ | | | Презентация | Стр210 12.2 |
Всего 34 часов | |