СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету « Основы безопасности жизнедеятельности» для 9 класса

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Рабочая программа по учебному предмету «Основы  безопасности жизнедеятельности»  составлена на основе   Федерального  государственного образовательного стандарта  основного  общего  образования , примерной программы  основного общего образования  по ОБЖ  / Основы безопасности жизнедеятельности, 9  класс . – 3-е  изд. – М. : Просвещение,  2014. -207с. с учетом авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности»,  5-9 классы. Под редакцией А.Т.Смирнова. Авторы А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников », издательство «Просвещение»  2014г., требований к результатам освоения  ООП  СОО  МБОУ СОШ № 7.

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету « Основы безопасности жизнедеятельности» для 9 класса»

1.Пояснительная записка


Рабочая программа по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования , примерной программы основного общего образования по ОБЖ / Основы безопасности жизнедеятельности, 9 класс . – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2014. -207с. с учетом авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности», 5-9 классы. Под редакцией А.Т.Смирнова. Авторы А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников », издательство «Просвещение» 2014г., требований к результатам освоения ООП СОО МБОУ СОШ № 7.


Общая характеристика учебного предмета


Цели и задачи:

Рабочая программа имеет цели:


-безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

-понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;

-антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;

-готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию


Рабочая программа способствует решению следующих задач:


-формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

-формирование индивидуальной системы здорового об­раза жизни;

-выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отри­цательного отношения к психоактивным веществам и асоци­альному поведению.


Описание места учебного предмета в учебном плане


Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности » относится к предметной области знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявлений и способы защиты от них.

Реализуется за счет часов учебного плана, составляющих обязательную часть.

Программа рассчитана на 34ч. в год (1час в неделю). Программой предусмотрено проведение 2 контрольных тестов.

Годовая промежуточная аттестация проводится в соответствии с положением о формах , периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащимися, в форме утвержденной учебным планом.


Учебно – методический комплект , включая электронные ресурсы

• Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности.9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников/Под ред. .А.Т.Смирнова; Рос .акад.наук, Рос. акад.образования, из-во «Просвещение».-М.:Просвещение,2016.


Образовательные цифровые и интернет-ресурсы

• Безопасность жизнедеятельности школы. -[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://kuhta.clan.su;

• Все о пожарной безопасности. – [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://www.0-1.ru;

• Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций. -[Электронный ресурс] – Режим доступа:http://www.ampe.ru/web/guest/russian;

• ГОСТ Р 22.0.02-94. Нормативно-техническая база защиты населения при ЧС. Система стандартов (БЧС). Безопасность в ЧС [Электронный ресурс] – Режим доступа http: //www @gost.ru/;

• ГОСТ Р 51057-97. Пожарная техника. Огнетушители переносные. Общие технические требования. Методы испытаний [Электронный ресурс] – Режим доступа http://www @gost.ru/;

• Журнал Основы безопасности жизнедеятельности. -[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.school-obz.org/;

• Институт психологических проблем безопасности. -[Электронный ресурс] – Режим доступа:http://anty-crim.boxmail.biz;

• Искусство выживания. -[Электронный ресурс] – Режим доступа:http://www.goodlife.narod.ru/;

• Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий [Электронный ресурс] – Режим доступа: http:www.info@mchs. gov.ru;

• Нормативные документы, методические материалы по ОБЖ. -[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://informic.narod.ru/obg.html/;

• Основы безопасности жизнедеятельности. -[Электронный ресурс] – Режим доступа:http://0bj.ru/.



2. Планируемые результаты освоения учебного предмета


Обеспечение безопасности на государственном уровне

Выпускник научится:

- характеризовать в общих чертах организационные основы по защите населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

- объяснять необходимость подготовки граждан к защите Отечества;

- устанавливать взаимосвязь между нравственной и патриотической проекцией личности, и необходимостью обороны государства от внешних врагов;

- характеризовать РСЧС (Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) классифицировать основные задачи, которые решает РСЧС по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; обосновывать предназначение функциональных и территориальных подсистем РСЧС;

- характеризовать силы и средства, которыми располагает РСЧС для защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- характеризовать гражданскую оборону как составную часть системы обеспечения национальной безопасности России: классифицировать основные задачи, возложенные на гражданскую оборону по защите населения РФ от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

- различать факторы, которые определяют развитие гражданской обороны в современных условиях;

- характеризовать и обосновывать основные обязанности граждан РФ в области гражданской обороны;

- характеризовать МЧС России: классифицировать основные задачи, которые решает МЧС России по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; - давать характеристику силам МЧС России, которые обеспечивают немедленное реагирование при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Выпускник получит возможность научиться:

- систематизировать основные положения нормативно-правовых актов Российской Федерации в области безопасности и обосновывать их значение для обеспечения национальной безопасности России в современном мире; раскрывать на примерах влияние последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на национальную безопасность Российской Федерации;

- подбирать материал и готовить занятие на тему «Основные задачи гражданской обороны по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени»;

- обсуждать тему «Ключевая роль МЧС России в формировании культуры безопасности жизнедеятельности у населения Российской Федерации».


Безопасность в чрезвычайных ситуациях социального характера

Выпускник научится:

- разрабатывать план безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций социального характера с учётом особенностей обстановки в регионе;

- характеризовать основные мероприятия, которые проводятся в РФ, по защите населения от чрезвычайных ситуаций военного времени;

- негативно относиться к любым видам террористической и экстремистской деятельности;

- характеризовать терроризм и экстремизм как социальное явление, представляющее серьёзную угрозу личности, обществу и национальной безопасности России;

- анализировать основные положения нормативно-правовых актов РФ по противодействию терроризму и экстремизму и обосновывать необходимость комплекса мер, принимаемых в РФ по противодействию терроризму;

- воспитывать у себя личные убеждения и качества, которые способствуют формированию антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления;

- обосновывать значение культуры безопасности жизнедеятельности в противодействии идеологии терроризма и экстремизма;

- характеризовать основные меры уголовной ответственности за участие в террористической и экстремистской деятельности.

Выпускник получит возможность научиться:

- формировать основные задачи, стоящие перед образовательным учреждением, по защите учащихся и персонала от последствий чрезвычайных ситуаций военного времени;

- формировать индивидуальные основы правовой психологии для противостояния идеологии насилия;

- формировать личные убеждения, способствующие профилактике вовлечения в террористическую деятельность;

- формировать индивидуальные качества, способствующие противодействию экстремизму и терроризму;

- использовать знания о социальных нормах и законодательстве для выработки осознанного негативного отношения к любым видам нарушений общественного порядка, а также к любым видам экстремистской и террористической деятельности.


Первая помощь

Выпускник научится:

- анализировать возможные последствия неотложных состояний в случаях, если не будет своевременно оказана первая помощь;

- анализировать причины массовых поражений в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера и систему мер по защите населения в условиях чрезвычайных ситуаций и минимизации массовых поражений;

- выполнять в паре/втроём приёмы оказания само- и взаимопомощи в зоне массовых поражений.

Выпускник получит возможность научиться:

- готовить и проводить занятия по обучению правилам оказания само- и взаимопомощи при наиболее часто встречающихся в быту повреждениях и травмах.

Основы здорового образа жизни

Выпускник научится:

- характеризовать здоровый образ жизни и его основные составляющие как индивидуальную систему поведения человека в повседневной жизни, обеспечивающую совершенствование его духовных качеств;

- выявлять и характеризовать роль и влияние человеческого фактора в возникновении опасных ситуаций, обосновывать необходимость повышения уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения страны в современных условиях.

Выпускник получит возможность научиться:

- характеризовать роль образования в системе формирования современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности у населения страны;

- проектировать план по повышению индивидуального уровня культуры безопасности жизнедеятельности для защищённости личных жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз.


В результате изучения ОБЖ обучающийся должен обладать компетенциями по использованию полученных знаний, умений и навыков в практической деятельности и в повседневной жизни.

Познавательные компетенции:

• умение использовать полученные знания и информацию в области безопасности жизнедеятельности при возникновении опасных экстремальных и чрезвычайных ситуаций различного характера;

• способность анализировать сложившуюся обстановку и на основе анализа строить план наиболее рациональных действий с учетом возможных последствий ее развития;

• владение механизмами анализа, планирования, оценки собственной деятельности по нахождению наиболее безопасно­го (правильного) пути выхода из экстремальной, опасной или чрезвычайной ситуации;

• умение ставить вопросы к наблюдаемым фактам, событи­ям, явлениям, описывать причины, их породившие, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемому вопросу;

• умение выбирать необходимые способы и средства защи­ты, владение навыками их использования и применения;

• умение анализировать результаты собственной деятельнос­ти (поведения) в экстремальных и чрезвычайных ситуациях, да­вать их оценку и делать выводы.

Социальные компетенции:

• способность сосуществовать совместно с окружающими людьми, умея решать возникающие проблемы и идти на ком­промиссы;

• способность действовать совместно с окружающими при угрозе, возникновении и ликвидации экстремальных и чрезвы­чайных ситуаций, сложившихся в результате опасного природ­ного явления или социального события, аварии, катастрофы, стихийного или иного бедствия с целью недопущения возник­новения или снижения последствий их воздействия на жизнь и здоровье людей, окружающую природную среду, а также сниже­ния материальных потерь;

• способность действовать в социуме совместно с другими людьми по недопущению самого себя и удержанию других от антисоциальных явлений и вредных привычек.

Коммуникативные компетенции:

• владение навыками взаимодействия с окружающими людьми в повседневной жизни, учебе, а также в условиях экс­тремальных и чрезвычайных ситуаций;

• умение работать в группе при необходимости совместного применения знаний и умений в области безопасности жизнеде­ятельности, направленных на предотвращение (предупрежде­ние) и выхода из экстремальных, опасных и чрезвычайных ситу­аций различного характера.

Информационные компетенции:

умение использовать информационные технологии и современную технику для работы со всеми видами информа­ции в целях обеспечения личной и общественной безопаснос­ти от различных видов опасных ситуаций, негативных событий и явлений, возникающих в различных сферах жизнедеятель­ности;

• способность самостоятельно искать, анализировать, отби­рать, обрабатывать, сохранять и передавать информацию об угро­зах и опасных явлениях, происшествиях, авариях (катастрофах) для личности, общества и государства, содержащуюся в учебных предметах, образовательных областях и окружающем мире;

• умение выбирать надежные источники и проверять до­стоверность получаемой информации, осознавать негативные последствия влияния информационного потока на психику человека, способность критично относиться к получаемой информации.

Предметные компетенции:

• владение приемами и способами оказания первой помощи пострадавшим с соблюдением установленных правил и норм;

• умение находить и использовать в окружающем мире пред­меты, явления, подручные средства для выживания в автономных условиях, оказания первой помощи, снижения ущерба и потерь в условиях сложившейся в экстремальной или чрезвы­чайной ситуации;

• умение видеть в окружающем мире потенциальные и ре­альные опасности, так, например, в природной среде — ядови­тые растения, грибы, опасных животных, пресмыкающихся, насекомых;

• способность подтверждать свои знания и обосновывать свои действия нормативными правовыми документами в облас­ти обеспечения безопасности и защиты интересов личности, общества, государства.

Ценностно-смысловые компетенции:

• способность видеть и понимать окружающий мир как раз­вивающуюся систему, стремящуюся к безопасности и гармонии;

• осознание своей роли в процессе безопасной жизнеде­ятельности на уровне личности, общества, государства;

• умение выбирать целевые и смысловые установки для сво­их действий и поступков в процессе жизнедеятельности и в ЧС, умение принимать самостоятельные решения;

• осознание своего человеческого, гражданского и воинско­го долга перед Родиной, чувства патриотизма.

Общекультурные компетенции:

• овладение познаниями национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основ жизни человека и отде­льных народов для понимания и развития толерантности с це­лью недопущения возникновения таких явлений, как экстре­мизм, национализм, шовинизм, терроризм и др.;

• способность быть культурным в области безопасности жиз­недеятельности не только в обществе (в транспорте, обществен­ных заведениях, учебных заведениях и т.д.), но и наедине с собой (в быту, на природе и т.д.), пропагандировать культуру безопас­ности жизнедеятельности среди окружающих.





3. Содержание учебного предмета


МОДУЛЬ I

Основы безопасности личности, общества и государства

РАЗДЕЛ I.

Основы комплексной безопасности


Тема 1. Национальная безопасность в России и современном мире.

Современный мир и Россия. Национальные интересы России в современном мире. Основные угрозы национальным интересам и безопасности России. Влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на национальную безопасность России.

Тема 2. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и национальная безопасность России.

Чрезвычайные ситуации и их классификация. Чрезвычайные ситуации природного характера и их последствия. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их причины. Угроза военной безопасности России.



РАЗДЕЛ II.

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

Тема 3. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(РСЧС).

Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособ­ности страны.

МЧС России — федеральный орган управ­ления в области зашиты населения и террито­рий от чрезвычайных ситуаций

Тема 4. Основные мероприятия, проводимые в Рос­сийской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Мониторинг и прогнозирование чрезвычай­ных ситуаций.

Инженерная зашита населения от чрезвы­чайных ситуаций.

Оповещение и эвакуация населения в усло­виях чрезвычайных ситуаций.

Аварийно-спасательные и другие неотлож­ные работы в очагах поражения

Раздел III Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации

Тема 5 Терроризм и экстремизм: их причины и по­следствия

Международный терроризм — угроза на­циональной безопасности России.

Виды террористической деятельности и тер­рористических актов, их цели и способы осу­ществления

Тема 6.Нормативно-правовая база противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации

Основные нормативно-правовые акты по противодействию терроризму и экстремизму. Обшегосударственное противодействие тер­роризму. Нормативно-правовая база противодействия
наркотизму.

Тема 7. Организационные основы системы противо­действия терроризму и наркотизму в Рос­сийской Федерации

Организационные основы противодействия терроризму в Российской Федерации.

Организационные основы противодействия наркотизму в Российской Федерации.

Тема 8. Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимос­ти

Правила поведения при угрозе террористи­ческого акта. Профилактика наркозависимости.



МОДУЛЬ II.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Раздел IV.

Основы здорового образа жизни

Тема 9. Здоровье — условие благополучия человека

Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Здоровый образ жизни и его составляю­щие. Репродуктивное здоровье населения и на­циональная безопасность России

Тема 10. Факторы, разрушающие репродуктивное здо­ровье

Ранние половые связи и их последствия. Инфекции, передаваемые половым путем. Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе.


Тема 11. Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья

Брак и семья. Семья и здоровый образ жизни человека. Основы семейного права в Российской Фе­дерации.

Раздел V.

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи


Тема 12 Оказание первой помощи

Первая помощь при массовых поражени­ях (практическое занятие по плану преподава­теля)

Первая помощь при передозировке в при­ёме психоактивных веществ







Программой предусмотрено проведение текущего контроля успеваемости обучающих по разделам курса, проведение практических и лабораторных работ.




Наименование разделов

Кол-во

часов

Контрольные работы

Практическая часть(лабораторные, практические работы)

1

Раздел1. Основы комплексной безопасности

8



2

Раздел2. Защита населения РФ от ЧС


7



3

Раздел3.Противодействие терроризму и экстремизму в РФ.

8

1


4

Раздел4. Основы здорового образа жизни


9



5

Раздел5.Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

2

1



Итого


34

2





























4. Тематическое планирование

Дата по плану

Дата по факту

Наименование темы

К-во часов

примечание





Модуль №1. Основы безопасности личности, общества и государства.

(24ч)






Раздел №1. «Основы комплексной безопасности»

(8ч)





Тема № 1.Национальная безопасность в России в современном мире

(4ч)


1



Т1зан.1.Современный мир и Россия

Стр8

2



Т1.зан.2.Национальные интересы России в современном мире

Стр14

3



Т1зан.3. Основные угрозы национальным интересам и безопасности России

Стр17

4



Т1зан.4. Влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на национальную безопасность России.

Стр22




Тема №2Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и национальная безопасность России

(4ч)


5



Т2.зан5 Чрезвычайные ситуации и их классификация

Стр29

6



Т2.зан.6 Чрезвычайные ситуации природного характера и их последствия.

Стр38

7



Т2.зан.7.Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их причины.

Стр43

8



Т2.зан.8.Угроза военной безопасности России

Стр48




Раздел 2. Защита населения РФ от ЧС

(7ч)





Т3. Организационные основы по защите населений страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

(3ч)


9



Т3.зан.9. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

Стр54

10



Т3.зан.10.Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны

Стр61

11



Т3.зан.11.МЧС России –федеральный орган управления в области защиты населения от ЧС.

Стр68




Тема №4 Основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от ЧС мирного и военного времени.

(4ч)


12



Тема4.зан.12 Мониторинг и прогнозирование ЧС.

Стр76

13



Тема 4.зан13.Инженерная защита населения от ЧС.

Стр80

14



Тема 4.зан.14Оповещение и эвакуация населения в условиях ЧС.

Стр85

15



Тема 4.зан.15.Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения

Стр91




Раздел 3. Противодействие терроризму и экстремизму в РФ

(9ч)





Тема №5.Терроризм и экстремизм:их причины и последствия.

(2ч)


16



Тема 5зан.16. Международный терроризм-угроза национальной безопасности России

Стр96

17



Тема 5.зан.17. Виды террористической деятельносьти и террористических актов, их цели и способы осуществления.

Стр102




Тема №6 Нормативно-правовая база противодействия терроризму и экстремизму в РФ.

(3ч)


18



Тема 6зан18. Основные нормативно-правовые акты по противодействию терроризму и экстремизму

Стр109

19



Тема 6зан19. Общегосударственное противодействие терроризму

Стр119

20



Тема 6зан20. Нормативно-правовая база противодействия наркотизму

Стр121




Тема №7 Организационные основы системы противодействия терроризму и наркотизму в РФ

(1ч)


21



Тема 7зан21Организационные основы противодействия терроризму и наркотизму в РФ

Стр127





Тема № 8 Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимости

(2ч)


22



Тема 8зан22. Правила поведения при угрозе террористического акта

1

Стр140

23



Тема 8зан23. Профилактика наркозависимости

Стр151




Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

(11ч)





Раздел 4. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

(9ч)





Тема №9 Здоровье – условие благополучия человека

(3ч)


24



Тема 9зан 24. Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность

Стр160

25



Тема 9зан 25. Здоровый образ жизни и его составляющие

Стр168

26



Тема 9зан26. Репродуктивное здоровья населения и национальная безопасность России

Стр175

27



Тема 9зан.27. Ранние половые связи и их последствия

Стр182

28



Тема 9зан28. Инфекции передаваемые половым путем

Стр189

29



Тема 9зан 29. Понятие о ВИЧ-инфекции и о СПИДЕ

Стр192




Тема №10 Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья

(3ч)


30



Тема 10зан 30. Брак и семья

Стр195

31



Тема 10 зан 31. Семья и здоровый образ жизни человека.

Стр199

32



Тема 10зан32. Основы семейного права в РФ

Стр201




Раздел 5 . Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

(2ч)





Тема №11.Оказание первой помощи

(2ч)


33



Первая помощь при массовых поражениях (практ.зан.)

Стр208

34



Первая помощь при передозировке в приеме психоактивных веществ.

Стр210






















АННОТАЦИЯ

К рабочей программе по ОБЖ для 9 класса


Рабочая программа по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования , примерной программы основного общего образования по ОБЖ / Основы безопасности жизнедеятельности, 9 класс . – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2014. -207с. с учетом авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности», 5-9 классы. Под редакцией А.Т.Смирнова. Авторы А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников », издательство «Просвещение» 2014г., требований к результатам освоения ООП СОО МБОУ СОШ № 7.



Цели:


-безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

-понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;

-антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;

-готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию.


Задачи:


-формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

-формирование индивидуальной системы здорового об­раза жизни;

-выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отри­цательного отношения к психоактивным веществам и асоци­альному поведению.



Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности » относится к предметной области знаний , в которой изучаются опасности , угрожающие человеку, закономерности их проявлений и способы защиты от них.

Реализуется за счет часов учебного плана, составляющих обязательную часть.

Программа рассчитана на 34ч. в год (1час в неделю). Программой предусмотрено проведение 2 контрольных тестов.

Годовая промежуточная аттестация проводится в соответствии с положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащимися,в форме утвержденной учебным планом.


Рабочая программа по ОБЖ ориентирована на использование учебников, учебных пособий:


•Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности.9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников/Под ред. А.Т.Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, из-во «Просвещение».-М.:Просвещение,2016.












































V.Календарно-Тематическое планирование 9 класс


п/п

Наименование изучаемой темы

Основное содержание по теме

Характеристика основных видов деятельности

(на уровне учебных действий)





Дата по плану

Дата по факт

Тема урока, тип урока


Элемент содержания


Требования к результатам (предметным и метапредметным*)

Контрольно-оценочная деятельность

Информационное сопровождение, цифровые и электронные образовательные ресурсы**

Д.З.*

Учащийся научится

Учащийся сможет научиться

Вид

Форма



Модуль №I Основы безопасности личности, общества и государства (24 ч)




Раздел № 1 «Основы комплексной безопасности» (8 ч)



Тема №1. Национальная безопасность в России в со­временном мире (4ч)



1

Б-


Современный мир и Россия


Россия в мировом сообществе. Основные направления внешней политики

Проводить анализ состояния обстановки в мире в различных сферах жизнедеятельности

Проектировать план по повышению индивидуального уровня культуры безопасности жизнедеятельности для защищенности личных жизненноважных интересов

Текущий

Индивиду -альная. Работа с текстом учебника.


Презентация

Стр8

1.1

2



Национальные интересы России в совре­менном мире

Место и роль РФ в мире. Национальные интересы России в различных сферах жизнедеятельности.

Характеризовать основные виды национальных интересов России в современном мире.


Текущий

Индивиду -альная. Работа с текстом учебника.

Презентация

Стр14

1.2

3



Основные угрозы национальным интересам
и безопасности России.

Национальная безопасность. Основные современные угрозы национальным интересам России в различных сферах жизнедеятельности. Современная классификация угроз и опасностей (по их происхождению). ЧС природного характера.

Текущий

Индивиду -альная. Работа с текстом учебника.

Презентация

Стр17

1.3

4



Влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на национальную безопас­ность России

Основные причины увеличения числа ЧС в современной жизни.

Уровень культуры в области безопасности жизнедеятельности

(культуры безопасности). Содержание культуры безопасности. Формирование культуры человека через воспитание ответственности гражданина за свою судьбу и судьбу своей Родины.

Анализироватьстепень влияния личности на обеспечение национальной безопасности России.

Определятьзначение культуры безопасности жизнедеятельности в обеспечении национальной безопасности России.




Презентация

Стр22

1.4

Тема№2. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и национальная безопасность Рос­сии (4 ч)


5



Чрезвычайные ситуации и их классификация

Чрезвычайные ситуации и их классификация

Различать природные явления, которые оказывают влияние на безопасность жизнедеятельности человека.

Характеризовать и анализировать основные природные явления.

Объяснять понятия опасной и чрезвычайной ситуаций

Объяснять существующие (внешние, внутренние и трансграничные) военные угрозы национальной безопасности России.

Анализировать состояние обороноспособности страны на современном этапе и делают выводы о характере дальнейшего развития наших Вооружённых Сил

Прогнозировать возможность возникновения опасных ситуаций по их характерным признакам. Проектировать план по повышению индивидуального уровня культуры безопасности жизнедеятельности для защищенности личных жизненноважных интересов

Текущий

Индивиду -альная. Работа с текстом учебника.

Презентация

Стр29

2.1

6



Чрезвычайные ситуации природного характера и их последствия.

Чрезвычайные ситуации природного характера и их последствия.

Текущий

Индивиду -альная. Работа с текстом учебника.

Презентация

Стр38

2.2

7



Чрезвычайные ситуации техногенного ха­рактера и их причины

Чрезвычайные ситуации техногенного ха­рактера и их причины



Презентация

Стр43

2.3

8



Угроза военной безопасности России

Современный комплекс проблем безопасности социального характера.

Военные угрозы национальной безопасности РФ. Внешние, внутренние и трансграничные военные угрозы. Оборона государства. Значимость ВС РФ на современном этапе.

Текущий

Индивиду -альная. Работа с текстом учебника.


Презентация

Стр48

2.4

Раздел 2. Зашита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (7 ч)


Тема № 3. Организационные основы во защите населе­ний страны от чрезвычайных ситуаций мир­ного и военного времени (3 ч)


9



Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(РСЧС).


РСЧС и Гражданская оборона, их предназначение. Структура, организация управления. Силы и средства РСЧС и ГО. Основные задачи, решаемые РСЧС и ГО. МЧС – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от ЧС.

Основные мероприятия, проводимые силами РСЧС и ГО по защите населения от ЧС мирного и военного времени.


Анализировать права и обязанности граждан России в области безопасности в условиях ЧС мирного и военного времени.

Характеризовать основные силы и средства РСЧС и ГО для защиты населения страны от ЧС мирного и военного времени.

Характеризовать задачи, решаемые образовательным учреждением по защите учащихся и персонала при ЧС. Объяснять роль МЧС России по защите населения от ЧС в современных условиях.


Использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности.

Текущий

Индивиду -альная. Работа с текстом учебника.

Презентация

Стр54

3.1

10




Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособ­ности страны.

Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи ГО. Структура и органы управления ГО.

Текущий

Индивиду -альная. Работа с текстом учебника.

Презентация

Стр61

3.2

11



МЧС России — федеральный орган управ­ления в области зашиты населения и террито­рий от чрезвычайных ситуаций

МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения от ЧС.

Текущий

Индивиду -альная. Работа с текстом учебника.

Презентация

Стр68

3.3

Тема № 4. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (4 ч)


12




Мониторинг и прогнозирование чрезвычай­ных ситуаций.

Основные цели осуществления мониторинга и прогнозирования. Определения этих понятий. Средства и способы, используемые при мониторинге. Приборы химической и радиационной разведки («Дрозд», ДП-22, ВПХР) и порядок их использования при мониторинге. Методы, используемые при прогнозировании возникновения и развития ЧС.

Характеризоватьосновные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от ЧС мирного и военного времени.

Анализировать систему мониторинга и прогнозирования ЧС и её основные мероприятия.

Работать с приборами химической и радиационной разведки.


-Прогнозировать возможность возникновения опасных ситуаций по их характерным признакам. -Проектировать план по повышению индивидуального уровня культуры безопасности жизнедеятельности для защищенности личных жизненноважных интересов

Текущий

Индивиду -альная. Работа с текстом учебника.

Презентация

Стр76

4.1

13




Инженерная зашита населения от чрезвы­чайных ситуаций.

Укрытие людей в инженерных сооружениях (средствах коллективной защиты – специальных убежищах или приспособленных укрытиях).

Простейшие укрытия.

Герметизация укрытий. Конструктивные особенности убежищ. Правила поведения в средствах коллективной защиты.

Текущий

Индивиду -альная. Работа с текстом учебника.

Презентация

Стр80

4.2

14




Оповещение и эвакуация населения в усло­виях чрезвычайных ситуаций.


Сущность эвакуации в мирное и военное время. Классификация видов эвакуации: по видам опасности, по способам эвакуации, по удалённости, по длительности проведения, по времени начала проведения. Общая эвакуация и частичная эвакуация. Отличия понятия «рассредоточение» от эвакуации.

Действия населения при получении указания на начало эвакуационных мероприятий.

Характеризовать систему оповещения и связи и основные способы передачи сигнала «Внимание всем».

Действовать по сигналу в различных условиях обстановки.

Усвоитьправил а индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей



Презентация

Стр85

4.3

15




Аварийно-спасательные и другие неотлож­ные работы в очагах поражения


Определения АС и ДНР. Перечень АС работ. Особенности проведения АС работ. Перечень основных неотложных работ, особенности их проведения. Основные виды обеспечения АС ДНР.

Медицинские средства защиты и средства оказания первой медицинской помощи пострадавшим (вакцинно-сывороточные препараты, антибиотики, носилки, перевязочные материалы, асептические средства, жгуты, шины и т.д.)

Подбирать в Интернете и СМИ примеры проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очаге ЧС.

Составлять «План проведения АСДНР» при различных ЧС.

Применять необходимый перечень медицинских средств для проведении АСДНР при различных ЧС.


Усвоитьправил а индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей



Презентация

Стр91

4.4

Раздел 3. Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации (9 ч)


Тема № 5. Терроризм и экстремизм: их причины и по­следствия (2 ч)


16




Международный терроризм — угроза на­циональной безопасности России.

Общие понятия и определения. Характеристика современной экстремистской и террористической деятельности в России. Международный терроризм как социальное явление.

Законодательная и нормативно-правовая база борьбы с терроризмом.


Характеризовать международный терроризм как серьёзную угрозу национальной безопасности России.

Определять основные причины существования терроризма и экстремизма.

Анализировать виды террористических актов, их цели и способы осуществления.

Формулировать собственную позицию неприятия терроризма в любых его проявлениях.

Формулировать для себя основные направления по формированию антитеррористического поведения.


Усвоитьправил а индивидуального и коллективного безопасного поведения

Текущий

Индивиду -альная. Работа с текстом учебника.

Презентация

Стр96

5.1

17




Виды террористической деятельности и тер­рористических актов, их цели и способы осу­ществления

Виды террористической деятельности и классификация террористических актов по целям и способам осуществления.


Текущий

Индивиду -альная. Работа с текстом учебника.

Презентация

Стр102

5.2

Тема № 6. Нормативно-правовая базапротиводействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации (3 ч)


18





Основные нормативно-правовые акты по
противодействию терроризму и экстремизму.

Роль законов и других нормативно-правовых документов в формировании личности безопасного типа.

Основные документы по обеспечению безопасности в нашей стране.

Задачи УК РФ. Основные базовые принципы УК РФ.

Определять основные причины существования наркомании и наркотизма.

Разрабатывать собственнуюсистему мер противодействия наркозависимости


самостоятельно Планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач


Усвоитьправил а индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей

Текущий

Индивиду -альная. Работа с текстом учебника.

Презентация

Стр109

6.1

19




Обшегосударстве иное противодействие терроризму.


Полиция в РФ – система государственных органов исполнительной власти в области защиты здоровья, прав, свободы и собственности граждан от противоправных посягательств. Другие государственные службы в области безопасности

Текущий

Индивиду -альная. Работа с текстом учебника.

Презентация

Стр115

6.2

20




Нормативно-правовая база противодействия
наркотизму

Основные понятия о наркотизме, и наркомании, причинах их распространения. Государственная политика противодействия наркотизму. Законодательная и нормативно-правовая база борьбы с наркобизнесом инаркоманией.

Текущий

Индивиду -альная. Работа с текстом учебника.

Презентация

Стр121

6.3

Тема №7. Организационные основы системы противо­действия терроризму и наркотизму в Рос­сийской Федерации (1 ч)


21




Организационные основы противодействия терроризму в Российской Федерации.

Национальный антитеррористический комитет.

Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков.

Специальные операции.

Действия правоохранительных органов.

Создание санитарных, или буферных, зон.

Проведение переговоров с террористами.

Контртеррористические (войсковые) операции.

Информирование общественности о террористической акции.

Окончание контртеррористической операции.

Объяснять организационные основы системы противодействия терроризму и наркотизму в РФ.

Анализировать примеры деятельности Нацио­нального антитеррористического комитета по обеспечению своевременной и надёжной заши­ты населения от терроризма.

самостоятельно Планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

Текущий

Индивиду -альная. Работа с текстом учебника.


Стр127

7.1






.






Тема № 8. Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимос­ти (2 ч)

22



Правила поведения при угрозе террористи­ческого акта.

Правила безопасного поведения населения при совершении террористических актов.

Безопасные действия заложников

Анализировать рекомендации специалистов по безопасному поведению при угрозе теракта. Вырабатывать отрицательное отношение к приёму наркотиков.


Предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления.


Текущий

Индивиду -альная. Работа с текстом учебника.


Презентация

Стр140

8.1

23




Профилактика наркозависимости


Профилактические мероприятия проводимые в РФ от наркозависимости

Текущий

Индивиду -альная. Работа с текстом учебника.

Презентация

Стр158.2

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (11ч)


Раздел IV. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (9 ч)


Тема № 9. Здоровье — условиеблагополучия человека (3 ч)



24



Здоровье человека как индивидуальная, так
и общественная ценность.


Определение понятия «здоровье» (в т.ч. Всемирной Организации здравоохранения). Индивидуальное и популяционное (общественное) здоровье. Факторы, влияющие на состояние здоровья. Составляющие здоровья. Духовное здоровье человека и его роль в саморегуляции человека. Здоровье и безопасность страны

Характеризоватьздоровье как полное физическое, духовное и социальное благополучие. Анализировать взаимосвязь индивидуального и общественного здоровья.

Объяснять влияние репродуктивного здоровья на национальную безопасность России

Анализировать обобщать, систематизировать приобретённые знания

Использоватьздоровьесберегающие технологии для сохранения и укрепления индивидуального здоровья, в том числе его духовной физической и социальной составляющих

Текущий

Индивиду -альная. Работа с текстом учебника.


Презентация

Стр160

9.1

25




Здоровый образ жизни и его составляю­щие.


Образ жизни человека и его влияние на здоровье. ЗОЖ – оптимальная система сохранения здоровья человека. Определение. Составляющие ЗОЖ. Нравственность, культура и волевые усилия – основа реализации правил ЗОЖ, а значит и поддержания крепкого здоровья.



Презентация

Стр168

9.2

26




Репродуктивное здоровье населения и на­циональная безопасность России

Репродукция биологическая. Воспроизводство населения. Зависимость воспроизводства населения от уровня репродуктивного здоровья каждого человека. Демографическая ситуация в РФ – угроза национальной безопасности. Семья и её роль в воспроизводстве населения. Семейный кодекс РФ, семейное законодательство о необходимости построения гармоничных семейных отношений, основанных на чувствах любви и уважения, взаимопомощи и ответственности.



Презентация

Стр175

9.3

Тема № 9. Здоровье — условие благополучия человека (3 ч)



27




Ранние половые связи и их последствия

Причины, последствия ранних половых связей.

Характеризовать основные факторы, разрушаю­щие репродуктивное здоровье (ранние половые связи, инфекции, передаваемые половым путём, ВИЧ-инфекция), анализировать профилактику заражения ИППП

Использоватьздоровьесберегающие технологии для сохранения и укрепления индивидуального здоровья, в том числе его духовной физической и социальной составляющих




Презентация

Стр182

10.1

28




Инфекции, передаваемые половым путем

Факторы, негативно влияющие на репродуктивное здоровье. Ранние половые связи и репродуктивное здоровье. Инфекции, передаваемые половым путём: сифилис, гонорея, генитальный герпес, хламидиоз. Лучшее правило профилактики ИППП – отказ от ранних половых связей и воздержание от случайных половых контактов.



Презентация

Стр189

10.2

29




Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе

Понятия: ВИЧ-инфекция и СПИД. Последствия. Статистика по России. Профилактика заражения: нравственность, волевые усилия, ЗОЖ, культура взаимоотношений полов, воспитание в себе установки на подготовку к семейной жизни и создания счастливой семейной жизни, соблюдение правил гигиены.

Семья и здоровый образ жизни.



Презентация

Стр192

10.3

Тема № 10. Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья (3 ч)

30




Брак и семья

Брак и семья. Основные понятия и определения. Условия и порядок заключения брака.

Анализироватьосновы семейного права в Рос­сийской Федерации.

Анализировать взаимосвязь семьи и здорового образа жизни в жизнедеятельности личности и общества.

Характеризоватьособенности семейно-брачных отношений в Российской Федерации

Использовать приобретенные знания для самовоспитания качеств необходимых для создания прочной семьи.



Презентация

Стр195

11.1

31




Семья и здоровый образ жизни человека.


Семья и ее значение в жизни человека. Факторы, оказывающие влияние на гармонию совместной жизни (психологический фактор, культурный фактор и материальный фактор). Качества, которые необходимо воспитывать в себе молодому человеку для создания прочной семьи.

Использовать приобретенные знания для самовоспитания качеств необходимых для создания прочной семьи.



Презентация

Стр199

11.2

32




Основы семейного права в Российской Фе­дерации

Личные права и обязанности супругов. Имущественные права супругов. Права и обязанности родителей.



Презентация

Стр201

11.3

Раздел V. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (2 ч)


Тема №11. Оказание первой помощи (2 ч)


33



Первая помощь при массовых поражени­ях (практическое занятие



Мероприятия: Извлечение пострадавшего из завала, из убежищ, укрытия; тушения на нем горящей одежды; введение обезболивающих средств при помощи шприц-тюбика;освобождение верхних дыхательных путей от слизи, крови,

Придание телу правильного положения для проведения ИВЛ и непрямогомассажа сердца

Оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях и при передозировке в приеме психоактив­ных веществ

Предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления.


Готовить и проводить занятия по обучению правилам оказания первой помощи при передозировке в при­ёме психоактивных веществ




Стр208

12.1

34




Первая помощь при передозировке в при­ёме психоактивных веществ


Признаки передозировки психоактивными веществами. Возможные последствия для человека в при­ёме психоактивных веществ



Презентация

Стр210

12.2

Всего 34 часов













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!