Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Артинского городского округа
«Артинская средняя общеобразовательная школа № 6»
УТВЕРЖДЕНО: Приказ №183-од от «29» августа 2017 года Директор школы О. А. Голых |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Основы безопасности жизнедеятельности»
(приложение к ОП ООО МАОУ АГО «АСОШ №6»)
Уровень образования: среднее общее образование (10 - 11 класс)
Количество часов: 70 часов
10 класс – 1 час в неделю, 35 часов
11 класс – 1 час в неделю, 35 часов
Учебно – методический комплект под редакцией С.Н. Вангородского, М.И. Кузнецова, В.Н. Латчук,
Разработал:
Чебыкин Анатолий Анатольевич
учитель ОБЖ,
I квалификационная категория
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности выпускник школы должен
Знать/понимать:
основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности: репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;
потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
состав и предназначение Вооружённых Сил Российской Федерации;
порядок первоначальной постановки на воинский учёт, медицинского освидетельствования, призыва на воинскую службу;
основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
основные виды военно-профессиональной деятельности: особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;
требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовки призывника;
предназначение, структуру и задачи РСЧС;
предназначение структуру и задачи гражданской обороны.
правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов);
Уметь:
владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
владеть навыками в области гражданской обороны;
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
оценивать уровень своей подготовки и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.
соблюдать правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств);
адекватно оценивать транспортные ситуации, опасные для жизни и здоровья;
прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода и (или) велосипедиста и (или) водителя транспортного средства в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей).
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ведения здорового образа жизни;
оказания первой медицинской помощи;
развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;
обращения в случае необходимости и службы экстренной помощи;
понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному предмету.
Содержание учебного предмета
Сохранение здоровья и обеспечение личной безопасности.
Здоровый образ жизни как основа личного здоровья и безопасной жизнедеятельности. Факторы, влияющие на укрепление здоровья. Факторы, разрушающие здоровье.
Репродуктивное здоровье. Правила личной гигиены. Беременность и гигиена беременности. Уход за младенцем.
Первая медицинская помощь при тепловых и солнечных ударах, поражениях электрическим током, переломах, кровотечениях: навыки проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.
Правила и безопасность дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств).
Государственная система обеспечения безопасности населения.
Основные положения Конвенции национальной безопасности Российской Федерации.
Чрезвычайные ситуации природного (метеорологические, геологические, гидрологические, биологические), техногенного (аварии на транспорте и объектах экономики, радиационное и химическое загрязнение местности) и социального (терроризм, вооружённые конфликты) характера.
Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств в Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (РСЧС).
Гражданская оборона, её предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Правила безопасного поведения человека при угрозе террористического акта и захвате в качестве заложника. Меры безопасности населения, оказавшегося на территории военных действий.
Государственные службы по охране здоровья и обеспечения безопасности населения.
Основы обороны государства и воинская обязанность.
Защита Отечества – долг и обязанность граждан России. Основы законодательства Российской Федерации об обороне государства и воинской обязанности граждан.
Вооружённые Силы Российской Федерации – основа обороны государства. История создания Вооружённых Сил, Виды Вооружённых Сил. Рода войск.
Обязательная подготовка к военной службе. Требования к уровню образования призывников, их здоровью и физической подготовленности. Первоначальная постановка на воинский учёт, медицинское освидетельствование. Призыв на военную службу.
Общие обязанности и права военнослужащих.
Порядок и особенности прохождения военной службы по призыву и контракту. Альтернативная гражданская служба.
Государственная и военная символика Российской Федерации, традиции и ритуалы Вооружённых Сил Российской Федерации.
Военно-профессиональная ориентация, основные направления подготовки специалистов для службы в Вооружённые Силы Российской Федерации.
Тематическое планирование по ОБЖ для 10 класса
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Виды занятий |
Лабораторные, практические работы | Контрольные работы | Проекты, экскурсии | Другое |
| Входной контроль | | | 1 | | |
| Раздел 1. Сохранение здоровья и обеспечение личной безопасности | | | | | |
| Здоровый образ жизни как основа личного здоровья и безопасной жизнедеятельности. | 1 | | | | |
| Факторы, влияющие на укрепление здоровья. | 1 | | | | |
| Факторы, разрушающие здоровье. | 1 | | | | |
| Основные составляющие здорового образа жизни. | 1 | | | | Дистанционное обучение |
| Репродуктивное здоровье. | 1 | | | | |
| Практическая работа по теме «Составление буклетов «Правила личной гигиены». | 1 | Пр | | | |
| Беременность и гигиена беременности. | 1 | | | | Самостоятельное изучение |
| Практическая работа по теме «Навыки и умения ухода за младенцем». | 1 | Пр | | | |
| Основные инфекционные заболевания, их профилактика. | 1 | | | | |
| Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. | 1 | | | | |
| Профилактика вредных привычек. | 1 | | | | |
| Значение двигательной активности и закаливания организма для здоровья человека. | 1 | | | | Дистанционное обучение |
| Контрольная работа по теме: «Сохранение здоровья и обеспечение личной безопасности». | 1 | | 1 | | |
| Раздел 2. Государственная система обеспечения безопасности населения. | | | | | |
| Основные положения Конвенции национальной безопасности Российской Федерации. | 1 | | | | |
| ЧС природного (метеорологические, геологические, гидрологические, биологические) характера. | 1 | | | | |
| ЧС техногенного характера (аварии на транспорте и объектах экономики, радиационное и химическое загрязнение местности) характера. ЧС социального (терроризм, вооружённые конфликты) характера. | 1 | | | | |
| Административная контрольная работа | 1 | | | | |
| Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств в РФ по защите населения и территорий от ЧС: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения. | 1 | | | | Дистанционное обучение |
| Единая государственная система предупреждения и ликвидация ЧС природного и техногенного характера (РСЧС) | 1 | | | | |
| Гражданская оборона, её предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. | 1 | | | | Самостоятельное изучение |
| Практическая работа по теме «Безопасное поведение человека при угрозе террористического акта и захвате в качестве заложника». | 1 | Пр | | | |
| Меры безопасности населения, оказавшегося на территории военных действий. | 1 | | | | |
| Государственная служба по охране здоровья и обеспечения безопасности населения. | 1 | | | | |
| Правила поведения в ситуации криминогенного характера. Уголовная ответственность несовершеннолетних. | 1 | | | | Дистанционное обучение |
| Контрольная работа по теме: «Государственная система обеспечения безопасности населения» | 1 | | 1 | | |
| Раздел 3. Основы обороны государства и воинская обязанность. | | | | | |
| История создания ВС РФ. Организационная структура ВС России. Рода войск. Виды ВС РФ. | 1 | | | | |
| Функции и основные задачи современных ВС РФ, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны. Реформа ВС РФ. | 1 | | | | Самостоятельное изучение |
| Патриотизм и верность воинскому долгу – качество защитника Отечества. Памяти поколений – дни воинской славы России. | 1 | | | | |
| Дружба, войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений | 1 | | | | Самостоятельное изучение |
| Боевое знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы. | 1 | | | | |
| Ордена – почётные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе. | 1 | | | | |
| Государственная и военная символика РФ, традиции и Ритуалы ВС РФ | 1 | | | | |
| Контрольная работа по теме: «Основы обороны государства и воинская обязанность» | 1 | | 1 | | |
| Итоговая контрольная работа | 1 | | 1 | | |
| ИТОГО: | | 3 | 5 | | 8 |
Тематическое планирование по ОБЖ для 11 класса
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Виды занятий |
Лабораторные, практические работы | Контрольные работы | Проекты, экскурсии | Другое |
| Входная контрольная работа | 1 | | | | |
| Раздел 1. Сохранение здоровья и обеспечение личной безопасности. | | | | | |
| Правила личной гигиены и здоровья | 1 | | | | |
| Нравственность и здоровье, формирование правильного взаимоотношения полов. | 1 | | | | Дистанционное обучение |
| Репродуктивное здоровье. | | | | | |
| Болезни, передаваемые половым путём. меры профилактики. | 1 | | | | |
| СПИД – болезнь века. Профилактика СПИДа | 1 | | | | Самостоятельное изучение |
| Семья в современном обществе. Законодательство о семье. | 1 | | | | |
| Первая медицинская помощь при тепловых и солнечных ударах. | 1 | | | | |
| Практическая работа по теме «Оказание первой медицинской помощи при поражениях электрическим током». | 1 | Пр | | | |
| Практическая работа по теме «Оказание первой медицинской помощи при переломах, кровотечениях». | 1 | Пр | | | |
| Практическая работа по теме «Проведение искусственного дыхания и непрямого массажа сердца». | 1 | Пр | | | Самостоятельное изучение |
| Практическая работа по теме «Умения и навыки оказания первой медицинской помощи». | 1 | Пр | 1 | | |
| Раздел 2. Основы обороны государства и воинская обязанность | | | | | |
| Защита Отечества – долг и обязанность граждан РФ. | 1 | | | | |
| Основы законодательства РФ об обороне государства и воинской обязанности граждан. | 1 | | | | |
| ВС РФ – основа обороны государства. | 1 | | | | Самостоятельное изучение |
| Обязательная подготовка к военной службе. | 1 | | | | |
| Основные понятия воинской обязанности. | 1 | | | | |
| Требования к уровню образования призывников, их здоровью и физической подготовленности. | 1 | | | | |
| Организация воинского учёта и его предназначение. | 1 | | | | |
| Первоначальная постановка на воинский учёт, медицинское освидетельствование. Призыв на военную службу. | 1 | | | | |
| Общие обязанности и права военнослужащих. | 1 | | | | Дистанционное обучение |
| Порядок и особенности прохождения военной службы по призыву и контракту. | 1 | | | | |
| Альтернативная гражданская служба. | 1 | | | | |
| Правовые основы военной службы | 1 | | | | |
| Общевоинские уставы ВС – закон воинской жизни | 1 | | | | |
| Военная присяга – клятва воина на верность Родине, России. | 1 | | | | Дистанционное обучение |
| Военно-профессиональная ориентация, основные направления подготовки специалистов для службы в ВС РФ. | 1 | | | | |
| Военнослужащий – патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества. Военнослужащий – специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой | 1 | | | | Самостоятельное изучение |
| Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам граждан | 1 | | | | |
| Военнослужащий – подчинённый, строго соблюдающий Конституции и законы РФ, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников | 1 | | | | |
| Как стать офицером Российской армии? | 1 | | | | |
| Организация подготовки офицерских кадров для ВС РФ | 1 | | | | |
| Международная (миротворческая) деятельность ВС РФ | 1 | | | | Дистанционное обучение |
| Контрольная работа по теме: «Основы обороны государства и воинская обязанность». | 1 | | 1 | | |
| Итоговая контрольная работа | 1 | | 1 | | |
| ИТОГО: | | 4 | 3 | | 7 |
Темы проектов
10 класс
Уголовная ответственность несовершеннолетних
основные инфекционные заболевания, их профилактика
Профилактика вредных привычек
Патриотизм и верность воинскому долгу – качество защитника Отечества
Темы проектов
11 класс
Семья в современном обществе. Законодательство о семье.
Военнослужащий – патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества. Военнослужащий – специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой
Военнослужащий – подчинённый, строго соблюдающий Конституции и законы РФ, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников