МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ГБПОУ «ДЖИДИНСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
Утверждаю:
Директор ГБПОУ «Джидинский
многопрофильный техникум»
___________________ /Идамжапов А.Ц./
«26» апреля 2019 г.
М.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ О2. ИСТОРИЯ
Петропавловка
2019
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования (далее СПО), утвержденного Приказом Минобрнауки России от 09.12.2016 №1564, регистрационный №44896 от 22.12.2016 г. и примерной основной образовательной программы , разработанной Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Российский государственный агарный университет – МСХА имени К.А. Тимирязева» по специальности 35.02.16 «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования».
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Джидинский многопрофильный техникум»
Разработчики:
Галсанова Ия Федоровна, преподаватель
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
_________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
_________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
Рецензенты
_____________________________________________________________________________
Ф.И.О., место работы, должность
_____________________________________________________________________________
Ф.И.О., место работы, должность
Согласована на заседании методического объединения
Протокол №7 от «19» апреля 2019 г.
Председатель _______________/Галсанова И.Ф./
Рекомендована на заседании методического совета
Протокол №_5_ от «26» апреля 2019 г.
Председатель _______________/Бальчинов А.М./
©
©
©
©
©
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4-5 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5-10 |
условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины | 11 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 12 |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ 02. История
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 35.02.16 «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования»
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина относится к общему гуманитарному и социально- экономическому циклу.
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
OK 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке.
ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
1.4. Формирование вариативной части
За счет часов вариативной части изучение ОГСЭ 02 История увеличена на 18 часов. Распределение часов следующее:
Промежуточная аттестация – 12 часов;
На изучение тем:
Тема 1.3.Россия и страны СНГ в период после распада Советского Союза. Экономика и политика, интеграционные процессы- 2 часа;
Тема 2.4.Этнические и межнациональные конфликты в России и странах СНГ в конце XX – в начале XXI века -2 часа;
Тема 3.1. ООН – важнейший международный институт по поддержанию
и укреплению мира – 2 часа
1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 64 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
самостоятельной работы обучающегося 2 часа;
консультация – 2 часа;
промежуточная аттестация в форме экзамена – 12 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 64 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | * |
практические занятия | * |
контрольные работы | * |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 2 |
Консультация | 2 |
Итоговая аттестация в форме экзамена | 12 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ 02. История
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем часов | Осваиваемые элементы компетенций |
1 | 2 | 3 | |
Раздел 1. Основные направления и процессы политического и экономического развития ведущих государств, ключевых регионов мира на рубеже XX – XXI веков. | | |
Тема 1.1. Экономическая и политическая интеграция в мире как основное проявление глобализации на рубеже XX – XXI веков. | Экономическая и политическая интеграция в мире как основное проявление глобализации на рубеже XX – XXI веков. | 2 | ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7 |
1.Понятие глобализации как формирования всемирного рынка капиталов, товаров, услуг, информации. Антиглобализм | 1 |
2. Интеграционные процессы и создание политических и экономических союзов различных государств, международных органов и организаций. Значение информационной революции в формировании постиндустриального общества. | 1 |
Тема 1.2. Лидирующее положение США и стран Западной Европы в мировом экономическом и политическом развитии. | Духовная культура личности и общества США и страны Западной Европы: политическое и экономическое развитие. | 2 | ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7 |
1.Политические системы европейских и американских государств. | 1 |
2.Политический курс стран Запада: неоконсерватизм и христианский демократизм. Социал-демократия. | 1 |
Тема 1.3. Россия и страны СНГ в период после распада Советского Союза. Экономика и политика, интеграционные процессы. | Россия и страны СНГ в период после распада Советского Союза. Экономика и политика | 4 | ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7 |
1.Интеграционные процессы бывших республик СССР: Беловежское соглашение и создание СНГ. | 1 |
2.Экономическое и военно-политическое сотрудничество (ЕврАзЭС, ОДКБ). | 1 |
3.Образование Союзного государства Беларуси и России. | 1 |
4.Политические режимы бывших советских республик: демократизация, авторитарные режимы. -«Цветные революции» на Украине, в Кыргызстане и Грузии. | 1 |
| Практическое занятие Изучение статей по теме: Распад СССР: что приобрела и что потеряла новая Россия | 2 | |
| Страны Юго-Восточной Азии на рубеже XX – XXI веков. | 4 | ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7 |
1.Феномен японского «экономического чуда». | 1 |
2.Китайская модель развития: рыночные реформы Дэн Сяопина и их результаты. Индия. Либеральные реформы М. Сингха. | 1 |
3.Общие черты социально-экономического развития стран Юго-Восточной Азии и их место в мировом хозяйстве. | 1 |
4.АСЕАН – сотрудничество «новых индустриальных стран». Экономические отношения России со странами Юго-Восточной Азии. | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся: написание сообщений на тему: «Особенности экономического развития стран Юго-Восточной Азии» 1.Страны Юго-Восточной Азии: Вьетнам, Камбоджа, Лаос, Мьянма, Таиланд, Малайзия, Индонезия, Филиппины, Сингапур, Бруней, Восточный Тимор. Индия, Китай, Южная Корея, Северная Корея. Доклад по одной из стран Азии | 1 | |
Тема 1.5. Страны Северной Африки и Ближнего Востока на рубеже XX – XXI веков. | Практическая работа: Изучение географического положения, анализ статей о странах Северной Африки и Ближнего Востока на рубеже XX – XXI веков. Выявить причины высокой эмиграции с Ближнего Востока | 2 | ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7 |
Тема 1.6. Основные процессы и направления в развитии стран Латинской Америки. | Основные процессы и направления в развитии стран Латинской Америки. | 3 | ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7 |
1.Поражение диктаторских режимов в 1980-е годы в странах Латинской Америки (Аргентина, Бразилия, Уругвай, Парагвай, Чили). | 1 |
2.Усиление левых сил в начале 21 века в странах Южной Америки. | 1 |
3.Интеграционные процессы в Латинской Америке: экономическое сотрудничество (МЕРКОСУР, Андское сообщество, Южноамериканский Союз) и военный блок (ЮСО). | 1 |
Тема 1.7. Актуальные проблемы интеграции России в мировую экономическую систему. | Практическая работа: Изучение статей, обсуждение информации со средств СМИ по теме: Перспективные направления и основные проблемы развития РФ на современном этапе | 2 | ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7 |
Раздел 2. Сущность и причины локальных, региональных и межгосударственных конфликтов на рубеже XX – XXI веков | | |
Тема 2.1. Сущность и типология международных конфликтов после распада СССР. | Практическое занятие: Изучение и анализ темы: Сущность и типология международных конфликтов после распада СССР. | 2 | ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7 |
Тема 2.2. Вооруженные межгосударственные и межэтнические конфликты на Африканском континенте и Ближнем Востоке. | Вооруженные межгосударственные и межэтнические конфликты на Африканском континенте и Ближнем Востоке. | 3 | ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7 |
1.Война в Персидском Заливе: вторжение иракских войск в Кувейт, военная операция «Буря в пустыне». | 1 |
2.Мирное урегулирование ближневосточного конфликта: международная конференция 1990г. и соглашение о взаимном признании Израиля и ООП. | 1 |
3.Временное соглашение 1995 года и усиление деятельности экстремистских организаций. Курдский вопрос в Турции и Иране. | 1 |
Тема 2.3. Межнациональные и конфессиональные конфликты в странах Запада. | Межнациональные и конфессиональные конфликты в странах Запада | 4 | ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7 |
1.Проблемы этнических меньшинств в странах Западной Европы. Противоречие между валлонами и фламандцами, корсиканцами во Франции. | 1 |
2.Образование Ирландской республиканской армии (ИРА) в Северной Ирландии, террористической организации «Баскония и свобода» в Испании. | 1 |
3.Требования автономии со стороны Уэльса и отделение от Соединенного Королевства Великобритании со стороны Шотландии. | 1 |
4.Расовые конфликты в США. Причины конфликтов, меры устранения, последствия. | 1 | |
Тема 2.4. Этнические и межнациональные конфликты в России и странах СНГ в конце XX – в начале XXI века. | Этнические и межнациональные конфликты в России и странах СНГ (к. XX – н. XXI в.). | 5 | ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7 |
1.Конфликт между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха. | 1 |
2.Конфликт в Молдове, образование Приднестровской Молдавской Республики, непризнанного независимого государства. | 1 |
3.Чеченская война в России. | 1 |
4.Межнациональные конфликты в Грузии: события в Аджарии, суверенитеты Абхазии и Южной Осетии. | 1 |
5.Внутренняя политика России на Северном Кавказе. Изменения в территориальном устройстве РФ. | 1 |
Раздел 3. Назначение и основные направления деятельности международных организаций. | | |
Тема 3.1. ООН – важнейший международный институт по поддержанию и укреплению мира. | ООН – важнейший международный институт по поддержанию и укреплению мира | 3 | ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7 |
1ООН: история возникновения, Устав, структура. | 1 |
2.Межправительственные организации в «семье» ООН: МВФ, МБРР, МАГАТЭ. | 1 |
3.Новая роль ООН после распада СССР. «Большая восьмерка» («G-8») и НАТО как конкуренты ООН. | 1 |
Тема 3.2. НАТО – военно-политическая организация Североатлантики. | Практическое занятие Изучение, анализ статей по теме: НАТО – военно-политическая организация Североатлантики | 2 | ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7 |
Тема 3.3. ЕС как высшая форма экономической и политической интеграции европейских государств | ЕС как высшая форма экономической и политической интеграции европейских государств. | 2 | ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7 |
1.ЕС: предыстория европейской интеграции. Шенгенская конвенция 1990 г. Маастрихтские соглашения: экономический и политический союз европейских стран. | 1 |
2.Структура ЕС. Направления деятельности ЕС. Расширение ЕС: копенгагенские критерии. Проект европейской конституции, Лиссабонский договор.. | 1 |
Раздел 4. Роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций. | | |
Тема 4.1. Общественные науки и их роль в развитии человечества. Церковь и гражданское общество в конце XX – начале XXI века. | Общественные науки и их роль в развитии человечества. Церковь и гражданское общество в конце XX – начале XXI века. | 4 | ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7 |
1.Период постнеклассической науки. .Теория самоорганизации, или синергетика как общенаучный метод. Тенденция к взаимодействию между различными науками. | 1 |
3.Концепция глобальной эволюции. Понимание места человека в мире. Принципы постнеклассической научной картины мира. | 1 |
4.Развитие гражданского общества и разнообразие общественных организаций. Постматериальные ценности – основа развития гражданского общества. | 1 |
5.Роль религии в современном обществе. Экуменизм. Религиозный экстремизм. Возрождение религии в постсоветской России. | 1 |
Тема 4.2. Универсализация мировой культуры и рост значимости ее национальных особенностей в современном мире. | Универсализация мировой культуры и рост значимости ее национальных особенностей в современном мире. | 2 | ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7 |
-Универсализация, или вестернизация культуры. | 1 |
-Развитие национальных культур. Культурные традиции России. | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся подготовка сообщения на тему: «Культурные традиции России». По выбору один из субъектов РФ. | 1 | |
Промежуточная аттестация | 12 | |
Самостоятельная работа | 2 | |
Всего: | 46 | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Реализации программы учебной дисциплины требуют наличия кабинета истории.
Оборудование учебного кабинета:
Технические средства обучения: компьютер
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Печатные издания
Основные источники:
1. Артемов, В. В. История для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, социально-экономического профилей. В 2 ч. Ч. 1 [Электронный ресурс] : учебник / В. В. Артемов, Ю. Н. Лубченков. – 8-е изд., испр. – Москва : Академия, 2015. – 320 с. - Режим доступа: http://www.academia-moscow.ru/reader/?id=132049.
2. Артемов, В. В. История для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, социально-экономического профилей. В 2 ч. Ч. 2 [Электронный ресурс] : учебник / В. В. Артемов, Ю. Н. Лубченков. – 8-е изд., испр. – Москва : Академия, 2015. – 320 с. - Режим доступа: http://www.academia-moscow.ru/reader/?id=132051
Дополнительные источники:
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
1.Электронно-библиотечная система издательства «Лань» [Электронный ресурс]. – Санкт-Петербург, 2010-2016. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/; (дата обращения: 04.08.2016). – Доступ по логину и паролю.
2.Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн [Электронный ресурс]. – Москва, 2001-2016. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/; (дата обращения: 04.08.2016). – Доступ по логину и паролю.
3.Издательский центр «Академия» [Электронный ресурс] : сайт. – Москва, 2016. – Режим доступа: http://www.academia-moscow.ru/; (дата обращения: 04.08.2016). – Доступ по логину и паролю.
3.2.3. Печатные издания
1. История [Электронный ресурс] : учебное пособие / П. С. Самыгин, К. С. Беликов, С. Е. Бережной, М. Н. Крот. - 15-е изд., стер. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2011. - 480 с. - (Среднее профессиональное образование). – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271502.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
Знания: |
Основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.). Сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв. Основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира. Назначение международных организаций и основные направления их деятельности. О роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций. Содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения. Ретроспективный анализ развития отрасли. | В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.); сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.; основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира; назначение международных организаций и основные направления их деятельности; о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения. ретроспективный анализ развития отрасли. | устный индивидуальный и фронтальный опрос; - письменная работа в форме тестирования, индивидуальных заданий; устный индивидуальный опрос; - письменная работа в форме тестирования, индивидуальных заданий; - устный контроль в форме дискуссии, индивидуальный опрос; - устный контроль в форме проектной деятельности; - индивидуальный и фронтальный опрос; - устный контроль в форме дискуссии; - письменная работа в форме тестирования; - устный опрос – индивидуальный и фронтальный; - письменная работа в форме тестирования; |
Умения: |
Ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире. Выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем. Определять значимость профессиональной деятельности по осваиваемой профессии (специальности) для развития экономики в историческом контексте. Демонстрировать гражданско-патриотическую позицию. | В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: -выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем; -определять значимость профессиональной деятельности по осваиваемой профессии (специальности) для развития экономики в историческом контексте; -демонстрировать гражданско-патриотическую позицию. | Ролевая игра Ситуационные задачи Практические задания Кейс –задания Индивидуальные проекты Дифференцированный зачет |
7