СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окр мир

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окр мир»






«Рабочая программа по окружающему миру»

4 класс

На 2018-2019 учебный год













Составитель программы:

Мухаметжанова Айгуль Фаритовна





















Пояснительная записка


«Каждый урок должен быть для

наставника задачей,

которую он должен выполнять,

обдумывая это заранее: на каждом уроке

он должен чего-нибудь достигнуть,

сделать шаг дальше и заставить

весь класс сделать этот шаг».

К.Д. Ушинский.

Стратегия развития образования Министерства просвещения России подразумевает создание новой образовательной среды, позволяющей непрерывно получать и совершенствовать знания и умения для успешной самореализации.

Одной из задач Программы  развития образования Ханты-Мансийского автономного округа –Югры на 2018-2025 годы и на период до 2030 года  является «обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого жителя Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» через «внедрение новых стандартов образования, обеспечивающих повышение функциональной грамотности школьников автономного округа; расширение использования современных образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися компетентностей».

Поэтому учебная программа должна быть составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (пункт 19.5), на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы НОО, программы формирования универсальных учебных действий. На мой взгляд, логика образовательной программы должна учитывать уровень интеллектуального, эмоционального и психического развития ребенка, должна способствовать повышению эффективности обучения и воспитания школьников, развитию интеллектуального потенциала, формированию у обучающихся универсальных учебных действий в рамках ФГОС НОО. Мною была разработана рабочая программа «Окружающий мир» для 4 класса, в соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года №68-оз «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», с изменениями, которые были внесены в ФГОС НОО, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015г. № 1576.

При разработке рабочей программы «Окружающий мир» учитывались основные задачи развития региона. Она направлена на государственную программу Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года».

Рабочая программа «Окружающий мир» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 31 мая 2021г. №286.

  • Образовательная система УМК «Школа России»;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 июля 2018 г. №884 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. № 434»

  • Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Утвержденные постановлением Главного санитарного врача РФ от 28ю01.2021 №2(далее – СанПиН 1.2.3685-21).

Основные цели представленного проекта рабочей программы по окружающему миру согласуются со стратегическими инициативами развития образования ХМАО-Югры, направленными на выполнение ключевых показателей: доступность, результативность, качество, и предусматривают с этой целью на уроках окружающего мира в 4 классе в условиях реализации требований ФГОС:

• использование современных образовательных технологий: игровые методы, информационно – коммуникационную технологию, технологию деятельностного метода, проектную технологию и др.;

• использование в процессе обучения современных оценочных средств: совокупность контрольно-оценочных материалов (контрольно-измерительных материалов, тестов, в т.ч. интерактивных, проектов, творческих заданий); методические материалы, определяющие процедуры оценивания личностных и учебных достижений, обучающихся; критерии оценки уровней учебных достижений школьников и шкалы оценивания в соответствии с задачами контроля; компетентностно-ориентированные задания.

Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, географические, обществоведческие, исторические и другие знания и дает обучающемуся возможность ознакомления с естественными и социальными науками. Это обеспечивает целостное и системное видение мира в его важнейших взаимосвязях.

Основная часть

Рабочая программа по «Окружающий мир»

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе ФГОС НОО с учётом Примерной программы начального общего образования по окружающему миру и авторской программы «Окружающий мир» А.А.Плешаков, Е.А. Крючкова. «Просвещение».

Составлен для обучающихся 4 класса, первой ступени образования, возраст детей 10-11 лет. Она учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника. Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, наглядные материалы, мультимедийные проекты, физкультминутки, кроссворды, проекты и т.д.

Рабочая программа по окружающему миру предусматривает организацию самостоятельной деятельности учащихся. При организации занятий использую следующие формы самостоятельной работы обучающихся:

  • практические работы с природным и другим раздаточным материалом,

  • проведение опытов,

  • практическая деятельность (сбор листьев для гербария, семян для подкормки птиц зимой), моделирование (при изучении экологических связей),

  • решение задач, выполнение творческих работ учащимися, упражнения (практические действия),

  • зарисовки, вычерчивание плана, составление схем, работа с учебником, работа на пришкольном участке, самонаблюдение, создание и решение различных ситуативных задач.

Цели обучения

Изучение окружающего мира на уровне начального образования направлено на достижение следующих целей:

  • формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиональ­ного многообразия российского общества.

Задачи учебного предмета:

  • формирование уважительного отношения к семье, насе­лённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

  • осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

  • формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

На уроках мной широко используются современные образовательные технологии:

  1. Технология личностно – ориентированного образования.

  2. Технология использования игровых методов.

  3. Метод проектов.

  4. Технология обучения в сотрудничестве.

  5. Технология разноуровневого обучения.

  6. Информационно – коммуникационные технологии.

  7. Здоровье сберегающая технология.

Рабочая программа по окружающему миру предусматривает использование современных учебных материалов. Ресурсное обеспечение процесса обучения по окружающему миру является достаточным для его реализации: кабинет начальных классов обеспечен комплектами дидактических и наглядных материалов, в достаточном объеме дополнительная литература (учебники, энциклопедии, учебно-познавательная литература, глобусы, карты мира и т.д.); имеется компьютер, учебный кабинет с доступом в Интернет, электронные пособия по окружающему миру, презентации, мобильный класс (15 персональных ноутбуков), проектор для демонстрации готовых проектов.

Программа предусматривает развитие образовательной среды лицея:

  • стимулирование дальнейшей проектной деятельности:

  • публичное своевременное поощрение учеников-победителей (вручение грамот, дипломов, ценных подарков);

Согласно учебному плану на изучение предмета «Окружающий мир» в 4 классе отводится 68 часов в год. (2 час в неделю; 34 учебные недели).

Срок реализации рабочей программы 1 год.

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты

• формирование основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия;

• самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России;

• эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы России и родного края, знакомство с культурой регионов России, развитием культуры страны и родного края в различные периоды истории;

• этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с историей Отечества, образами великих соотечественников, картинами жизни людей в разные исторические периоды;

• установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о природном разнообразии России и зависимости труда и быта людей от природных условий;

• мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям на основе знакомства с природным и культурным достоянием России, вкладом людей многих поколений в создание материальных и духовых ценностей родной страны и родного края.

Метапредметные результаты

• сохранять учебную задачу в течение всего урока;

• ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;

• понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации;

• осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;

• понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;

• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

3. Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются следующие умения:

• понимать особую роль России в мировой истории; рассказывать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну;

• находить и показывать на карте России государственную границу, субъекты Российской Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России, узнавать по фотографиям и описывать достопримечательности регионов и городов России;

• называть элементы государственного устройства России, объяснять их роль в жизни страны;

• называть имя действующего Президента Российской Федерации и его полномочия как главы государства;

• объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный из них — Конституция Российской Федерации — защищают наши права, приводить конкретные примеры прав ребёнка;

• раскрывать значение государственных символов России, находить их среди государственных символов других стран;

• называть главные праздники России, объяснять их значение в жизни страны, рассказывать о традициях и праздниках народов России;

• использовать глобус и карту мира для получения информации о Земле;

• анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы их решения;

• приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из международной Красной книги;

• находить и показывать на физической карте России различные географические объекты, на карте природных зон России — основные природные зоны;

• объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране, давать характеристику природной зоны по плану, сравнивать различные природные зоны;

• приводить примеры растений и животных разных природных зон, в том числе внесённых в Красную книгу России;

• оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных природных сообществах;

• рассказывать об охране природы в своём крае;

• различать отрасли растениеводства и животноводства, представленные в экономике своего края;

• приводить примеры исторических источников, различать и сравнивать источники информации о прошлом;

• соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени»;

• читать историческую карту;

• перечислять эпохи истории человечества в правильной последовательности, кратко характеризовать каждую эпоху, узнавать историческую эпоху по знаменитым сооружениям прошлого, сохранившимся до наших дней;

• с помощью глобуса рассказывать, как человек открывал планету Земля;

• описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого по иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в истории человечества;

4. Содержание учебного предмета.

Земля и человечество (11ч)

Смотрю глазами астронома. Наука астрономия. Звезды и планеты. Земля – планета Солнечной системы. Луна – спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Галактика – великая «книга» природы. Смотрю глазами географа. Наука география. Глобус как модель Земли. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Смотрю глазами историка. Наука история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта. Смотрю глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Природа России (11ч)

Красота и разнообразие природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России). Природные зоны нашей страны. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Бережное отношение к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей. Экскурсия. Лес и человек.

Родной край – часть большой страны (12ч)

Наша Родина. Карта родного края. Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края. Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае. Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Особенности труда людей родного края, профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности; их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

Страницы всемирной истории (6ч)

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Страницы истории Отечества (20ч)

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования. Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси Наше Отечество в XIII – XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Дворяне и крестьяне. Век русской славы. А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в. Россия в XIX – начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И. Кутузов. Царь-освободитель Александр II. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX в. Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай II – последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20 – 30-е гг. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник. Наша страна в 1945 – 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в. Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Современная Россия(8ч)

Мы – граждане России. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребенка. Президент Российской Федерации – глава государства. Государственные праздники. Многонациональный состав населения России. Регионы России. Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

Календарно – тематическое планирование находится в Приложении 1 к аттестационному заданию.



Виды контроля:

Текущий, тематический, итоговый

Формы контроля: практические задания, устные вопросы, проверочные карточки, тестирование, конкурсы, самоконтроль.

Список используемых источников

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 31 мая 2021г. №286.

5. Учебники

Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1.

Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2.

6.Рабочие тетради

Плешаков А. А. Окружающий тетрадь. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. Плешаков А. А. Окружающий тетрадь. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2.

7.Дополнительная литература

Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.

Плешаков А. А. Зелёные страницы. Книга для учащихся начальных классов.

Плешаков А. А., Румянцев А. А. Великан на поляне,

8. Современная энциклопедия начальной школы / сост. Г. П. Шалаева. - Москва : Слово, ЭКСМО, 2016. - 127 с. : ил., портр. - (Принципиально новое учебное пособие для начальной школы). - 1-4 кл. - ISBN 5-8123-0318-5 (СЛОВО).


















Приложение 1

6.Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс

(представлен фрагмент календарно-тематического планирования)

п/п

Тема урока

Основное содержание деятельности

Форма организации

Дата

КНИГА 1. Раздел 1. ЗЕМЛЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (11 ЧАСОВ)

Факт

План

1

Смотрю глазами астронома

Солнце. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли.

Беседа



3

Земля – планета Солнечной системы

Различать планеты и их спутники. Анализировать схемы вращения Земли вокруг своей оси и обращения вокруг Солнца. Определять причинно-следственные связи между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времён года.

Беседа



4

Галактика– Великая книга Природы. Практическая работа.

Солнце. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Показывать изучаемые звёзды и созвездия на картах звёздного неба.

Беседа, практическое задание



5

Смотрю глазами географа. Тест

Глобус как модель Земли. Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба). Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте

Беседа



6

Смотрю глазами историка. Тест

Способы познания окружающего мира. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена

Беседа



7

Лента времени

Определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшийся ранее исторические события. Обсуждать сроки начала года в разных летоисчислениях. Анализировать историческую карту, рассказывать по ней об исторических событиях

Выступление



8

Смотрю глазами эколога.

Человек – часть природы. Зависимость жизни и природы человека от природы и ее состояния.

Беседа



9

Сокровища Земли под охраной человечества.

Охрана памятников истории и культуры. Правила поведения в природе. Охрана растительного и животного мира

Творческая работа



10

Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Тест

Обобщение по теме «Земля и человечество». Охрана памятников истории и культуры. Правила поведения в природе. Охрана растительного и животного мира. Провести тест.

Беседа



11

Международная Красная книга. Практическая работа.

Познакомить с редкими видами растений и животных. Сделать совместную Красную книгу

Поиск информации. Создание Красной книги.




КНИГА 1. Раздел 2. Природа России (11ч)

12

Красота и разнообразие природы России.

Побеседовать о разнообразии природы нашей страны.

Беседа



13

Важнейшие равнины и горы

Показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий)

Беседа. Работа с контурной картой



14

Моря, озера и реки России.

Знать виды водоёмов. Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки.

Беседа. Работа с контурной картой



15

Природные зоны России.

Определение на карте природных зон России, высказывание предположений о причинах их смены.

Работа с контурной картой



16

Зона арктических пустынь.

Растения и животные, их разнообразие.

Беседа



17

Тундра.

Растения и животные, их разнообразие.

Сообщение



18

Леса России. Тест

Представители разных групп растений и животных леса

Беседа



19

Зона степей.

Представители разных групп растений и животных степей

Беседа.



20

Пустыни.

Представители разных групп растений и животных пустыни

Беседа. Доклад



21

У Чёрного моря.


Представители разных групп растений и животных Черноморского побережья





22

Экскурсия

Краеведческий музей

Беседа.




КНИГА 1. Раздел 3. Родной край – часть большой страны (12ч)

23

Наш родной край.

Родной город: название, основные достопримечательности

Беседа



24

Земная поверхность нашего края.

Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте)

Беседа. Наглядность



25

Водоемы нашего края.

Водоемы родного края (названия, краткая характеристика)




26

Кладовая нашего края

Практическое знакомство с полезными ископаемыми своего края. Опыты с природными объектами, простейшие измерения.

Опыт



27

Сообщество леса.

Растения и животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни. Правила поведения в природе.

Беседа



28

Сообщество луг.

Растения и животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни. Правила поведения в природе.

Беседа



29

Сообщество в водоёмах.

Растения и животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни. Правила поведения в природе.

Беседа



30

Растениеводство в нашем крае.

Важная роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям

Беседа



31

Животноводство в нашем крае.

Роль животных в жизни людей, бережное отношение к животным

Беседа



32

Презентация проектов на тему «Малозаметные защитники урожая».

Защита проектов.

Проект



33

Проверим себя и оценим свои достижения. Тест

Выполнять тесты с выбором ответа.

Тест



34

Презентация проектов.

Защита проектов.

Проект




КНИГА 2. Раздел 4 Страницы всемирной истории (6ч)

35

История человечества.

Узнать об образе жизни, культуре, религии, важных изобретениях человека от начала истории.

Беседа



36

Древний мир

Познакомить с историей древнего мира. Использовать ленту времени.


Беседа



37

Средневековье

Познакомить с историей среднего века. Использовать ленту времени.


Беседа



38

Новое время

Выдающиеся люди разных эпох. Схемы маршрутов морских экспедиций.

Беседа



39

Современный мир.

Счет лет в истории. Человек – часть природы и член общества.

Беседа



40

Итоговый тест по разделу

Выполнить тест с выбором ответа

Тест




КНИГА 2. Раздел 5 Страницы истории Отечества (20ч)

41

Бытие древних славян.

История Отечества. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена.

Беседа



42

Во времена Древней Руси.

Познакомить с первыми русскими князьями, образованием государства Древняя Русь и ролью принятия христианства для Древней Руси.

Беседа



43

Русь - страна городов.

Представление о становлении и развитии городов Древней Руси.

Беседа, доклад



44

Из книжной сокровищницы Древней Руси.

Познакомить с музеями России

Выступление обучающихся



45

Русь расправляет крылья.

Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий).

Беседа



46

Куликовская битва. Тест

Познакомить с Куликовской битвой, ход и значение

Беседа. Тест



47

Великий князь Московский

Познакомить учащихся с жизнью и деятельностью Ивана III,

Беседа



48

Мастера печатных дел.

История книгопечатания на Руси, патриотов России, реформы Петра Великого.


Беседа. Выступление



49

Выдающиеся России.

Выдающиеся люди разных эпох

Презентация



50

Петр Великий.


Охарактеризовать Петра I как выдающуюся историческую личность, отметить прогрессивность его деятельности на благо Отечества

Беседа



51

Михаил

Васильевич Ломоносов.

 Рассказать о жизни и деятельности М. В. Ломоносова, показав его вклад в развитие России.

Беседа



52

Екатерина

Великая.

познакомить обучающихся с жизнью России во времена правления Екатерины Великой.

Беседа



53

Отечественная война

1812 года.

Рассказать о значении и полководцев Отечественной войны 1812 года. Игра «Знатоки истории»


Беседа. Игра историческая



54

История

XIX века.

История России XIX века.


Беседа



55

Россия в XX веке.

Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России.

Беседа



56

Страницы истории 1920–1930-х годов.


Страницы истории России в 1920– 1930-х годах. Описывают исторические события в начале XX века в России


Беседа



57

Великая война и Великая Победа.

Значение победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., героев Вов;

Беда. Рисунок



58

Великая война и Великая Победа.

Значение победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., героев Вов;

Беседа. Презентация



59

Проект на тему Великая Отечественная война.

Защита проектов

Проект



60

Страна, открывшая путь в космос.


Охрана памятников истории и культуры.

Беседа




КНИГА 2. Раздел 6 Современная Россия(8ч)


61

Основной закон России и права человека.

Человек – член общества. Россия (Российская Федерация) – наша Родина.

Государственные праздники (День Конституции)

Беседа



62

Мы – граждане России.


основной закон России и права человека, название нашей родной страны и ее столицы. Описать традиции, обычаи, народов, населяющих Россию.

Беседа



63

Славные символы России.

Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России, правила поведения при прослушивании гимна

Творческая работа



64

Такие разные праздники.

Государственные праздники (День независимости, День защитника Отечества, День Конституции), другие всенародные праздники, отмечаемые в России (Новый год, Рождество, 8 Марта, День защиты детей)

Творческая работа



65

Путешествие по России.


Города России. Москва – столица России. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Россия на карте (границы, города, места изученных исторических событий). Охрана памятников истории и культуры.

Беседа.



66

Путешествие по России.


Города России. Москва – столица России. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Россия на карте (границы, города, места изученных исторических событий). Охрана памятников истории и культуры.

Выступление



67

Проект на тему Путешествие по России.

Защита проектов

Проект



68

Проверим себя и оценим свои достижения.

Итоговый тест по разделу

Тест







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!