Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса составлена на основе ФГОС НОО, образовательной программы основного начального образования МБОУ СОШ №3 и авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир».
В учебном плане МБОУ СОШ №3 на 2017-2018 учебный год отведено на изучение предмета 66 часов (2 часа в неделю). Из них 33 часов (1 час в неделю) добавлено из части, формируемой участниками образовательных отношений. Добавленные часы будут использоваться формирования уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни; модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме и сознания ценности, целостности и многообразия окружающего мира.
Методы обучения: рассказ, беседа, объяснение, иллюстрация, демонстрация, видеометоды, практические методы, наблюдения.
Промежуточная аттестация будет проходить в форме тестирования.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные результаты
- понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
- сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Содержание учебного предмета
Цель:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личностного опыта взаимодействия-общения с людьми, обществом и природой.
Задачи:
- развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- формирование личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве;
- воспитание экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств;
- формирование потребности участвовать в созидательной деятельности по умелому преобразованию природы и общественной жизни;
- формирование ориентаций и установок на активную заботу о природе родного края и места жительства, с учетом реальных возможностей и приобретенных знаний.
Введение (1 час)
Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы. Правила и безопасность дорожного движения.
Что и кто? (20 часов)
Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.
Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк. Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя). Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.
Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.
Как, откуда и куда? (12 часов)
Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом.
Канализация и очистные сооружения. Откуда берутся снег и лед.
Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой. Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др.
Где и когда? (11 часов)
Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года. Холодные и жаркие районы Земли. Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом. Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров. Одежда людей в прошлом и теперь. История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом. Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.
Почему и зачем? (22 часа)
Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.
Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека. Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши. Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.
Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах. Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.
Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Вид конт роля | Дата |
План | Факт |
1 | Задавайте вопросы! | | | |
Раздел «Что и кто?» (20 часов) |
2 | Что такое Родина? | | | |
3 | Что мы знаем о народах России? | | | |
4 | Что мы знаем о Москве? | | | |
5 | Проект «Моя малая Родина». | | | |
6 | Что у нас над головой? | | | |
7 | Что у нас под ногами? | | | |
8 | Что общего у разных растений? | | | |
9 | Что растёт на подоконнике? | | | |
10 | Что растёт на клумбе? | | | |
11 | Что это за листья? | | | |
12 | Что такое хвоинки? | | | |
13 | Кто такие насекомые? | | | |
14 | Кто такие рыбы? | | | |
15 | Кто такие птицы? | | | |
16 | Кто такие звери? | | | |
17 | Что окружает нас дома? | | | |
18 | Что умеет компьютер? | | | |
19 | Что вокруг нас может быть опасным? | | | |
20 | На что похожа наша планета? | | | |
21 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?». Презентация проекта «Моя малая Родина». | | | |
Раздел «Как, откуда и куда?» (12 часов) |
22 | Как живёт семья? Проект «Моя семья». | | | |
23 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | | | |
24 | Откуда в наш дом приходит электричество? | | | |
25 | Как путешествует письмо? | | | |
26 | Куда текут реки? | | | |
27 | Откуда берутся снег и лёд? | | | |
28 | Как живут растения? | | | |
29 | Как живут животные? | | | |
30 | Как зимой помочь птицам? | | | |
31 | Откуда берётся и куда девается мусор? | | | |
32 | Откуда в снежках грязь? | | | |
33 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?». Презентация проекта «Моя семья». | | | |
34 | Когда учиться интересно? | | | |
35 | Проект «Мой класс и моя школа». | | | |
36 | Когда придёт суббота? | | | |
37 | Когда наступит лето? | | | |
38 | Где живут белые медведи? | | | |
39 | Где живут слоны? | | | |
40 | Где зимуют птицы? | | | |
41 | Когда появилась одежда? | | | |
42 | Когда изобрели велосипед? | | | |
43 | Когда мы станем взрослыми? | | | |
44 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?». Презентация проекта «Мой класс и моя школа». | | | |
Раздел «Почему и зачем?» (22 часа) |
45 | Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? | | | |
46 | Почему Луна бывает разной? | | | |
47 | Почему идёт дождь и дует ветер? | | | |
48 | Почему звенит звонок? | | | |
49 | Почему радуга разноцветная? | | | |
50 | Почему мы любим кошек и собак? | | | |
51 | Проект «Мои домашние питомцы». | | | |
52 | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? | | | |
53 | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | | | |
54 | Зачем мы спим ночью? | | | |
55 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | | | |
56 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | | | |
57 | Зачем нам телефон и телевизор? | | | |
58 | Зачем нужны автомобили? | | | |
59 | Зачем нужны поезда? | | | |
60 | Зачем строят корабли и самолёты? | | | |
61 | Промежуточная аттестация | | | |
62 | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? | | | |
63 | Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? | | | |
64 | Зачем люди осваивают космос? | | | |
65 | Почему мы часто слышим слово «экология»? | | | |
66 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?». Презентация проекта «Мои домашние питомцы». | | | |