СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 1 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Трубчевская средняя общеобразовательная школа № 2 им. А.С.Пушкина





УТВЕРЖДЕНО

директором школы

приказ №

от «» августа 2021 г.



Принята на заседании МО

учителей начальных классов

Протокол № от августа 2021 г.



Рук. ШМО: __________________

Гришина Л.А.

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора

по учебно-воспитательной

работе

_______________

Климовцева В.А.

«» августа 2021 г.





















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ



1 класс



Савченко Олеся Владимировна,

высшая квалификационная категория













Трубчевск

2021 г.

Пояснительная записка


Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана в соответствии с Положением о порядке разработки и утверждения рабочей программы по учебным предметам, курсам, модулям в соответствии с ФГОС НОО МБОУ Трубчевской СОШ № 2 им. А.С.Пушкина на основании Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Трубчевской СОШ №2 им. А.С.Пушкина.

Планируемые результаты освоения учебного курса

«Окружающий мир. 1 класс»


Личностные результаты:

1)  формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2)  формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3)  формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4)  овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5)   принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6)  развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7)  формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8)  развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9)  развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10)  формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Метапредметные результаты:

1)  овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2)  освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3)  формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4)  формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5)  освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6)   использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7)  активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8)  использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9)  овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10)   готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11)  определение обшей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12)  овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13)  овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14)  умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Предметные результаты:

1)   понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2)  сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3)  осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4)  освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5)  развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

          В процессе освоения предметного содержания окружающего мира у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:

- наблюдать объекты окружающего мира;

- работать с учебником, энциклопедиями;

- работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;

- рассуждать, участвовать в беседе, дискуссии;

- уметь работать в паре, группе, индивидуально;

- уметь оценить себя, товарища;

- формировать коммуникативные умения;

- развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;

- уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.

         В результате изучения окружающего мира ученик научится:

  • называть планету, на которой живет, родную страну и ее столицу; регион, город, где живут учащиеся;

  • называть государственную символику России;

  • называть общие признаки живых организмов;

  • называть основные условия благополучной жизни растений и животных;

  • соблюдать правила сохранения и укрепления здоровья;

  • соблюдать основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, в школе);

  • называть основные профессии людей и определять взаимопомощь людей разных профессий;

  • называть основные группы животных и растений;

  • соблюдать правила поведения в природе;

  • называть основные признаки каждого времени года;

  • называть основные помещения школы;

  • называть улицы, расположенные вблизи школы и дома;

  • называть основные учреждения культуры, быта;

  • определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);

  • пользоваться словами, указывающими направления и время;

  • наблюдать, делать умозаключения;

  • различать профессии людей;

  • различать растения и животных;

  • различать объекты природы;

  • различать части растения, отображать их на рисунке;

  • приводить примеры представителей разных групп растений и животных; раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;

  • показывать сушу и воду на глобусе;

  • ориентироваться в помещениях школы;

  • различать знаки светофора; знаки дорожного движения, необходимые для соблюдения безопасности;

        использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, сравнения;

  • уход за растениями (животными);

  • выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

  • оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;

  • составления описательного рассказа по картине, наблюдаемого объекта во время экскурсии;

  • удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации.

        Получит возможность научиться:

        Самостоятельно или с помощью взрослых учащиеся могут

  • проводить наблюдения и опыты под руководством учителя;

  • группировать и классифицировать объекты живой и неживой природы;

  • сознательно выполнять правила экологического поведения;

  • высказать свои суждения о необходимости соблюдения режима дня и правил гигиены;

  • определить по внешнему виду названия различных растений;

        Самостоятельно и уверенно учащиеся могут:

  • измерить длину небольшого тела; времени по часам;

  • описать объект по 2-3 признакам; сравнивать однородные объекты (листья деревьев, горные породы), выявить «лишний»    объект;

  • выявить во время экскурсии или обсуждения в классе экологические проблемы своей местности и рассказать о них, назвать некоторые пути их решения; сортировать мусор для его раздельного сбора;

  • по рисункам узнавать 3-5 животных и растений, приводить примеры положительного и отрицательного воздействия человека на природу; высказывать оценивающие суждения о поведении человека в природе;

  • перечислить основные элементы режима дня и гигиенических норм;

  • назвать характер действий дорожной ситуации исходя из правил дорожного движения;

  • приводить примеры насекомых, рыб, зверей.

Для достижения планируемых результатов освоения учебного предмета «Окружающий мир. 1 класс» используется:

  1. Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1 - 4 классы. - 10-е изд. - М. : Просвещение, 2011.

  2. Плешаков А. А.  Окружающий  мир.  1 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / А. А. Плешаков. - 10-е изд. - М. : Просвещение, 2018.

  3. Плешаков А. А.  Окружающий  мир.  1 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / А. А. Плешаков. - 10-е изд. - М. : Просвещение, 2018.

На изучение окружающего мира в 1 классе начальной школы отводится 2 ч. в неделю. В 1 классе — 66 ч. (33 учебные недели).

Форма годовой промежуточной аттестации – защита проекта.

В связи с фактическим количеством учебных дней, на основании календарного учебного графика на 2021-2022 учебный год, с учетом расписания занятий выполнение рабочей программы в полном объеме будет обеспечено за счет уплотнения тем программы.

Содержание учебного предмета «Окружающий мир» 1 класс (66 ч.)

Введение (5 ч.)

Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).

Экскурсии: Знакомство со школой. Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.

Что и кто? (19 ч.)

Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.

Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк.

Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).

Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям.

Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.

Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.

Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.

Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение.

Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.

Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) – часть большой страны.

Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.

Экскурсии: Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Знакомство с растениями цветника.  Что такое зоопарк?

Практические работы: Знакомство с комнатными растениями. Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения. Распознавание листьев различных деревьев. Сравнительное исследование сосны и ели. Что общего у разных растений? Знакомство с глобусом.

Как, откуда и куда? (12 ч.)

Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом.

Канализация и очистные сооружения.

Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя).

Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.

Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.

Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).

Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.

Практические работы: Изучение свойств снега и льда. Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями. Изготовление простейшей кормушки для птиц.

Где и когда? (10 ч.)

Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.

Холодные и жаркие районы Земли.

Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.

Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.

Одежда людей в прошлом и теперь.

История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.

Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.

Почему и зачем? (20 ч.)

Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.

Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.

Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.

Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.

Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.

Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.

Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.

Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.

Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.

Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.

Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.

Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.

Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение.

Космические станции.

Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – День Земли.

Практическая работа: Простейшие правила гигиены.

Как мы находили ответы на свои вопросы. Роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира.







Тематическое планирование

1 – а класс

п/п



Название разделов, тем

Кол-во часов

Дата



Примечание

по плану

по факту


Введение

5




1

Вводный. Задавайте вопросы.

1

03.09



2

Экскурсия «Наша школа».

1

06.09



3

Продолжение экскурсии «Наша школа».

1

10.09



4

Экскурсия «Что у нас на школьном дворе?»

1

13.09



5

Экскурсия «Что мы знаем о правилах дорожного движения?»

1

17.09




Что и кто?

19




6

Что такое Родина?

1

20.09



7

Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве?

1

24.09



8

Проект «Моя малая Родина».

1

27.09



9

Что у нас над головой?

1

01.10



10

Что у нас под ногами?

1

04.10



11

Что общего у разных растений?

1

11.10



12

Что растет на подоконнике?

1

15.10



13

Что растет на клумбе?

1

18.10



14

Что это за листья?

1

22.10



15

Что такое хвоинки?

1

25.10



16

Кто такие насекомые?

1

29.10



17

Кто такие рыбы?

1

01.11



18

Кто такие птицы?

1

05.11



19

Кто такие звери?

1

08.11



20

Что окружает нас дома?

1

12.11



21

Что умеет компьютер?

1

22.11



22

Что вокруг нас может быть опасным?

1

26.11



23

На что похожа наша планета?

1

29.11



24

Проверим себя по разделу «Что и кто?» Презентация проекта «Моя малая Родина».

1

03.12




Кто, откуда и куда?

12




25

Как живет семья? Проект «Моя семья».

1

06.12



26

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

1

10.12



27

Откуда в наш дом приходит электричество?

1

13.12



28

Как путешествует письмо?

1

17.12



29

Куда текут реки?

1

20.12



30

Откуда берутся снег и лед?

1

24.12



31

Как живут растения?

1

27.12



32

Как живут животные?

1

10.01



33

Как зимой помочь птицам?

1

14.01



34

Откуда берется шоколад, изюм, мед? Откуда берется и куда девается мусор?

1

17.01



35

Откуда в снежках грязь?

1

21.01



36

Проверим себя по разделу «Как, откуда и куда?». Презентация проекта «Моя семья».

1

24.01




Где и когда?

10




37

Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа».

1

28.01



38

Когда придет суббота?

1

31.01



39

Когда наступит лето?

1

04.02



40

Как живут белые медведи?

1

07.02



41

Как живут слоны?

1

21.02



42

Где зимуют птицы?

1

25.02



43

Когда появилась одежда?

1

28.02



44

Когда изобрели велосипед?

1

04.03



45

Когда мы станем взрослыми?

1

07.03



46

Проверим себя по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа».

1

11.03




Почему и зачем?

20




47

Почему солнце светит днем, а звезды ночью?

1

14.03



48

Почему Луна бывает разной?

1

18.03



49

Почему идет дождь и дует ветер?

1

21.03



50

Почему звенит звонок?

1

25.03



51

Почему радуга разноцветная?

1

28.03



52

Почему мы любим кошек и собак?

1

04.04



53

Проект «Мои домашние питомцы». Начало работы.

1

08.04



54

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Продолжение работы над проектом «Мои домашние питомцы».

1

11.04



55

Защита проекта «Мои домашние питомцы» в рамках годовой промежуточной аттестации

1

15.04



56

Зачем мы спим ночью?

1

18.04



57

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

1

22.04



58

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

1

25.04



59

Зачем нам телефон и телевизор?

1

29.04



60

Зачем нужны автомобили?

1

02.05



61

Зачем нужны поезда?

1

06.05



62

Зачем строят корабли?

1

13.05



63

Зачем строят самолеты?

1

16.05



64

Почему в автомобиле, поезде, самолете и корабле нужно соблюдать правила безопасности?

1

20.05



65

Зачем люди осваивают космос?

1

23.05



66

Почему мы часто слышим слово «экология»? Проверим себя по разделу «Почему и зачем?»

1

23.05




Итого:

66















































Календарно - тематическое планирование

1 – а класс

п/п



Название тем

Дата



Примечание

по плану

по факту

1

Вводный. Задавайте вопросы.

03.09



2

Экскурсия «Наша школа».

06.09



3

Продолжение экскурсии «Наша школа».

10.09



4

Экскурсия «Что у нас на школьном дворе?»

13.09



5

Экскурсия «Что мы знаем о правилах дорожного движения?»

17.09



6

Что такое Родина?

20.09



7

Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве?

24.09



8

Проект «Моя малая Родина».

27.09



9

Что у нас над головой?

01.10



10

Что у нас под ногами?

04.10



11

Что общего у разных растений?

11.10



12

Что растет на подоконнике?

15.10



13

Что растет на клумбе?

18.10



14

Что это за листья?

22.10



15

Что такое хвоинки?

25.10



16

Кто такие насекомые?

29.10



17

Кто такие рыбы?

01.11



18

Кто такие птицы?

05.11



19

Кто такие звери?

08.11



20

Что окружает нас дома?

12.11



21

Что умеет компьютер?

22.11



22

Что вокруг нас может быть опасным?

26.11



23

На что похожа наша планета?

29.11



24

Проверим себя по разделу «Что и кто?» Презентация проекта «Моя малая Родина».

03.12



25

Как живет семья? Проект «Моя семья».

06.12



26

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

10.12



27

Откуда в наш дом приходит электричество?

13.12



28

Как путешествует письмо?

17.12



29

Куда текут реки?

20.12



30

Откуда берутся снег и лед?

24.12



31

Как живут растения?

27.12



32

Как живут животные?

10.01



33

Как зимой помочь птицам?

14.01



34

Откуда берется шоколад, изюм, мед? Откуда берется и куда девается мусор?

17.01



35

Откуда в снежках грязь?

21.01



36

Проверим себя по разделу «Как, откуда и куда?». Презентация проекта «Моя семья».

24.01



37

Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа».

28.01



38

Когда придет суббота?

31.01



39

Когда наступит лето?

04.02



40

Как живут белые медведи?

07.02



41

Как живут слоны?

21.02



42

Где зимуют птицы?

25.02



43

Когда появилась одежда?

28.02



44

Когда изобрели велосипед?

04.03



45

Когда мы станем взрослыми?

07.03



46

Проверим себя по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа».

11.03



47

Почему солнце светит днем, а звезды ночью?

14.03



48

Почему Луна бывает разной?

18.03



49

Почему идет дождь и дует ветер?

21.03



50

Почему звенит звонок?

25.03



51

Почему радуга разноцветная?

28.03



52

Почему мы любим кошек и собак?

04.04



53

Проект «Мои домашние питомцы». Начало работы.

08.04



54

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Продолжение работы над проектом «Мои домашние питомцы».

11.04



55

Защита проекта «Мои домашние питомцы» в рамках годовой промежуточной аттестации

15.04



56

Зачем мы спим ночью?

18.04



57

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

22.04



58

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

25.04



59

Зачем нам телефон и телевизор?

29.04



60

Зачем нужны автомобили?

02.05



61

Зачем нужны поезда?

06.05



62

Зачем строят корабли?

13.05



63

Зачем строят самолеты?

16.05



64

Почему в автомобиле, поезде, самолете и корабле нужно соблюдать правила безопасности?

20.05



65

Зачем люди осваивают космос?

23.05



66

Почему мы часто слышим слово «экология»? Проверим себя по разделу «Почему и зачем?»

23.05





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!