Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Трубчевская средняя общеобразовательная школа № 2 им. А.С.Пушкина
УТВЕРЖДЕНО
директором школы
приказ №
от «» августа 2021 г.
Принята на заседании МО
учителей начальных классов
Протокол № от августа 2021 г.
Рук. ШМО: __________________
Гришина Л.А.
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора
по учебно-воспитательной
работе
_______________
Климовцева В.А.
«» августа 2021 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
1 класс
Савченко Олеся Владимировна,
высшая квалификационная категория
Трубчевск
2021 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана в соответствии с Положением о порядке разработки и утверждения рабочей программы по учебным предметам, курсам, модулям в соответствии с ФГОС НОО МБОУ Трубчевской СОШ № 2 им. А.С.Пушкина на основании Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Трубчевской СОШ №2 им. А.С.Пушкина.
Планируемые результаты освоения учебного курса
«Окружающий мир. 1 класс»
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение обшей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
В процессе освоения предметного содержания окружающего мира у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:
- наблюдать объекты окружающего мира;
- работать с учебником, энциклопедиями;
- работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;
- рассуждать, участвовать в беседе, дискуссии;
- уметь работать в паре, группе, индивидуально;
- уметь оценить себя, товарища;
- формировать коммуникативные умения;
- развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;
- уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.
В результате изучения окружающего мира ученик научится:
называть планету, на которой живет, родную страну и ее столицу; регион, город, где живут учащиеся;
называть государственную символику России;
называть общие признаки живых организмов;
называть основные условия благополучной жизни растений и животных;
соблюдать правила сохранения и укрепления здоровья;
соблюдать основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, в школе);
называть основные профессии людей и определять взаимопомощь людей разных профессий;
называть основные группы животных и растений;
соблюдать правила поведения в природе;
называть основные признаки каждого времени года;
называть основные помещения школы;
называть улицы, расположенные вблизи школы и дома;
называть основные учреждения культуры, быта;
определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
пользоваться словами, указывающими направления и время;
наблюдать, делать умозаключения;
различать профессии людей;
различать растения и животных;
различать объекты природы;
различать части растения, отображать их на рисунке;
приводить примеры представителей разных групп растений и животных; раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
показывать сушу и воду на глобусе;
ориентироваться в помещениях школы;
различать знаки светофора; знаки дорожного движения, необходимые для соблюдения безопасности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, сравнения;
уход за растениями (животными);
выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
составления описательного рассказа по картине, наблюдаемого объекта во время экскурсии;
удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации.
Получит возможность научиться:
Самостоятельно или с помощью взрослых учащиеся могут
проводить наблюдения и опыты под руководством учителя;
группировать и классифицировать объекты живой и неживой природы;
сознательно выполнять правила экологического поведения;
высказать свои суждения о необходимости соблюдения режима дня и правил гигиены;
определить по внешнему виду названия различных растений;
Самостоятельно и уверенно учащиеся могут:
измерить длину небольшого тела; времени по часам;
описать объект по 2-3 признакам; сравнивать однородные объекты (листья деревьев, горные породы), выявить «лишний» объект;
выявить во время экскурсии или обсуждения в классе экологические проблемы своей местности и рассказать о них, назвать некоторые пути их решения; сортировать мусор для его раздельного сбора;
по рисункам узнавать 3-5 животных и растений, приводить примеры положительного и отрицательного воздействия человека на природу; высказывать оценивающие суждения о поведении человека в природе;
перечислить основные элементы режима дня и гигиенических норм;
назвать характер действий дорожной ситуации исходя из правил дорожного движения;
приводить примеры насекомых, рыб, зверей.
Для достижения планируемых результатов освоения учебного предмета «Окружающий мир. 1 класс» используется:
Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1 - 4 классы. - 10-е изд. - М. : Просвещение, 2011.
Плешаков А. А. Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / А. А. Плешаков. - 10-е изд. - М. : Просвещение, 2018.
Плешаков А. А. Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / А. А. Плешаков. - 10-е изд. - М. : Просвещение, 2018.
На изучение окружающего мира в 1 классе начальной школы отводится 2 ч. в неделю. В 1 классе — 66 ч. (33 учебные недели).
Форма годовой промежуточной аттестации – защита проекта.
В связи с фактическим количеством учебных дней, на основании календарного учебного графика на 2021-2022 учебный год, с учетом расписания занятий выполнение рабочей программы в полном объеме будет обеспечено за счет уплотнения тем программы.
Содержание учебного предмета «Окружающий мир» 1 класс (66 ч.)
Введение (5 ч.)
Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Экскурсии: Знакомство со школой. Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.
Что и кто? (19 ч.)
Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.
Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк.
Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).
Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям.
Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.
Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.
Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.
Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение.
Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.
Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) – часть большой страны.
Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.
Экскурсии: Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Знакомство с растениями цветника. Что такое зоопарк?
Практические работы: Знакомство с комнатными растениями. Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения. Распознавание листьев различных деревьев. Сравнительное исследование сосны и ели. Что общего у разных растений? Знакомство с глобусом.
Как, откуда и куда? (12 ч.)
Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом.
Канализация и очистные сооружения.
Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя).
Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.
Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.
Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).
Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.
Практические работы: Изучение свойств снега и льда. Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями. Изготовление простейшей кормушки для птиц.
Где и когда? (10 ч.)
Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.
Холодные и жаркие районы Земли.
Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.
Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.
Одежда людей в прошлом и теперь.
История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.
Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.
Почему и зачем? (20 ч.)
Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.
Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.
Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.
Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.
Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.
Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.
Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.
Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.
Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.
Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.
Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.
Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.
Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение.
Космические станции.
Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – День Земли.
Практическая работа: Простейшие правила гигиены.
Как мы находили ответы на свои вопросы. Роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира.
Тематическое планирование
1 – а класс
№ п/п | Название разделов, тем | Кол-во часов | Дата | Примечание |
по плану | по факту |
| Введение | 5 | | | |
1 | Вводный. Задавайте вопросы. | 1 | 03.09 | | |
2 | Экскурсия «Наша школа». | 1 | 06.09 | | |
3 | Продолжение экскурсии «Наша школа». | 1 | 10.09 | | |
4 | Экскурсия «Что у нас на школьном дворе?» | 1 | 13.09 | | |
5 | Экскурсия «Что мы знаем о правилах дорожного движения?» | 1 | 17.09 | | |
| Что и кто? | 19 | | | |
6 | Что такое Родина? | 1 | 20.09 | | |
7 | Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве? | 1 | 24.09 | | |
8 | Проект «Моя малая Родина». | 1 | 27.09 | | |
9 | Что у нас над головой? | 1 | 01.10 | | |
10 | Что у нас под ногами? | 1 | 04.10 | | |
11 | Что общего у разных растений? | 1 | 11.10 | | |
12 | Что растет на подоконнике? | 1 | 15.10 | | |
13 | Что растет на клумбе? | 1 | 18.10 | | |
14 | Что это за листья? | 1 | 22.10 | | |
15 | Что такое хвоинки? | 1 | 25.10 | | |
16 | Кто такие насекомые? | 1 | 29.10 | | |
17 | Кто такие рыбы? | 1 | 01.11 | | |
18 | Кто такие птицы? | 1 | 05.11 | | |
19 | Кто такие звери? | 1 | 08.11 | | |
20 | Что окружает нас дома? | 1 | 12.11 | | |
21 | Что умеет компьютер? | 1 | 22.11 | | |
22 | Что вокруг нас может быть опасным? | 1 | 26.11 | | |
23 | На что похожа наша планета? | 1 | 29.11 | | |
24 | Проверим себя по разделу «Что и кто?» Презентация проекта «Моя малая Родина». | 1 | 03.12 | | |
| Кто, откуда и куда? | 12 | | | |
25 | Как живет семья? Проект «Моя семья». | 1 | 06.12 | | |
26 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | 1 | 10.12 | | |
27 | Откуда в наш дом приходит электричество? | 1 | 13.12 | | |
28 | Как путешествует письмо? | 1 | 17.12 | | |
29 | Куда текут реки? | 1 | 20.12 | | |
30 | Откуда берутся снег и лед? | 1 | 24.12 | | |
31 | Как живут растения? | 1 | 27.12 | | |
32 | Как живут животные? | 1 | 10.01 | | |
33 | Как зимой помочь птицам? | 1 | 14.01 | | |
34 | Откуда берется шоколад, изюм, мед? Откуда берется и куда девается мусор? | 1 | 17.01 | | |
35 | Откуда в снежках грязь? | 1 | 21.01 | | |
36 | Проверим себя по разделу «Как, откуда и куда?». Презентация проекта «Моя семья». | 1 | 24.01 | | |
| Где и когда? | 10 | | | |
37 | Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа». | 1 | 28.01 | | |
38 | Когда придет суббота? | 1 | 31.01 | | |
39 | Когда наступит лето? | 1 | 04.02 | | |
40 | Как живут белые медведи? | 1 | 07.02 | | |
41 | Как живут слоны? | 1 | 21.02 | | |
42 | Где зимуют птицы? | 1 | 25.02 | | |
43 | Когда появилась одежда? | 1 | 28.02 | | |
44 | Когда изобрели велосипед? | 1 | 04.03 | | |
45 | Когда мы станем взрослыми? | 1 | 07.03 | | |
46 | Проверим себя по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа». | 1 | 11.03 | | |
| Почему и зачем? | 20 | | | |
47 | Почему солнце светит днем, а звезды ночью? | 1 | 14.03 | | |
48 | Почему Луна бывает разной? | 1 | 18.03 | | |
49 | Почему идет дождь и дует ветер? | 1 | 21.03 | | |
50 | Почему звенит звонок? | 1 | 25.03 | | |
51 | Почему радуга разноцветная? | 1 | 28.03 | | |
52 | Почему мы любим кошек и собак? | 1 | 04.04 | | |
53 | Проект «Мои домашние питомцы». Начало работы. | 1 | 08.04 | | |
54 | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Продолжение работы над проектом «Мои домашние питомцы». | 1 | 11.04 | | |
55 | Защита проекта «Мои домашние питомцы» в рамках годовой промежуточной аттестации | 1 | 15.04 | | |
56 | Зачем мы спим ночью? | 1 | 18.04 | | |
57 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | 1 | 22.04 | | |
58 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | 1 | 25.04 | | |
59 | Зачем нам телефон и телевизор? | 1 | 29.04 | | |
60 | Зачем нужны автомобили? | 1 | 02.05 | | |
61 | Зачем нужны поезда? | 1 | 06.05 | | |
62 | Зачем строят корабли? | 1 | 13.05 | | |
63 | Зачем строят самолеты? | 1 | 16.05 | | |
64 | Почему в автомобиле, поезде, самолете и корабле нужно соблюдать правила безопасности? | 1 | 20.05 | | |
65 | Зачем люди осваивают космос? | 1 | 23.05 | | |
66 | Почему мы часто слышим слово «экология»? Проверим себя по разделу «Почему и зачем?» | 1 | 23.05 | | |
| Итого: | 66 | | | |
Календарно - тематическое планирование
1 – а класс
№ п/п | Название тем | Дата | Примечание |
по плану | по факту |
1 | Вводный. Задавайте вопросы. | 03.09 | | |
2 | Экскурсия «Наша школа». | 06.09 | | |
3 | Продолжение экскурсии «Наша школа». | 10.09 | | |
4 | Экскурсия «Что у нас на школьном дворе?» | 13.09 | | |
5 | Экскурсия «Что мы знаем о правилах дорожного движения?» | 17.09 | | |
6 | Что такое Родина? | 20.09 | | |
7 | Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве? | 24.09 | | |
8 | Проект «Моя малая Родина». | 27.09 | | |
9 | Что у нас над головой? | 01.10 | | |
10 | Что у нас под ногами? | 04.10 | | |
11 | Что общего у разных растений? | 11.10 | | |
12 | Что растет на подоконнике? | 15.10 | | |
13 | Что растет на клумбе? | 18.10 | | |
14 | Что это за листья? | 22.10 | | |
15 | Что такое хвоинки? | 25.10 | | |
16 | Кто такие насекомые? | 29.10 | | |
17 | Кто такие рыбы? | 01.11 | | |
18 | Кто такие птицы? | 05.11 | | |
19 | Кто такие звери? | 08.11 | | |
20 | Что окружает нас дома? | 12.11 | | |
21 | Что умеет компьютер? | 22.11 | | |
22 | Что вокруг нас может быть опасным? | 26.11 | | |
23 | На что похожа наша планета? | 29.11 | | |
24 | Проверим себя по разделу «Что и кто?» Презентация проекта «Моя малая Родина». | 03.12 | | |
25 | Как живет семья? Проект «Моя семья». | 06.12 | | |
26 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | 10.12 | | |
27 | Откуда в наш дом приходит электричество? | 13.12 | | |
28 | Как путешествует письмо? | 17.12 | | |
29 | Куда текут реки? | 20.12 | | |
30 | Откуда берутся снег и лед? | 24.12 | | |
31 | Как живут растения? | 27.12 | | |
32 | Как живут животные? | 10.01 | | |
33 | Как зимой помочь птицам? | 14.01 | | |
34 | Откуда берется шоколад, изюм, мед? Откуда берется и куда девается мусор? | 17.01 | | |
35 | Откуда в снежках грязь? | 21.01 | | |
36 | Проверим себя по разделу «Как, откуда и куда?». Презентация проекта «Моя семья». | 24.01 | | |
37 | Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа». | 28.01 | | |
38 | Когда придет суббота? | 31.01 | | |
39 | Когда наступит лето? | 04.02 | | |
40 | Как живут белые медведи? | 07.02 | | |
41 | Как живут слоны? | 21.02 | | |
42 | Где зимуют птицы? | 25.02 | | |
43 | Когда появилась одежда? | 28.02 | | |
44 | Когда изобрели велосипед? | 04.03 | | |
45 | Когда мы станем взрослыми? | 07.03 | | |
46 | Проверим себя по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа». | 11.03 | | |
47 | Почему солнце светит днем, а звезды ночью? | 14.03 | | |
48 | Почему Луна бывает разной? | 18.03 | | |
49 | Почему идет дождь и дует ветер? | 21.03 | | |
50 | Почему звенит звонок? | 25.03 | | |
51 | Почему радуга разноцветная? | 28.03 | | |
52 | Почему мы любим кошек и собак? | 04.04 | | |
53 | Проект «Мои домашние питомцы». Начало работы. | 08.04 | | |
54 | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Продолжение работы над проектом «Мои домашние питомцы». | 11.04 | | |
55 | Защита проекта «Мои домашние питомцы» в рамках годовой промежуточной аттестации | 15.04 | | |
56 | Зачем мы спим ночью? | 18.04 | | |
57 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | 22.04 | | |
58 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | 25.04 | | |
59 | Зачем нам телефон и телевизор? | 29.04 | | |
60 | Зачем нужны автомобили? | 02.05 | | |
61 | Зачем нужны поезда? | 06.05 | | |
62 | Зачем строят корабли? | 13.05 | | |
63 | Зачем строят самолеты? | 16.05 | | |
64 | Почему в автомобиле, поезде, самолете и корабле нужно соблюдать правила безопасности? | 20.05 | | |
65 | Зачем люди осваивают космос? | 23.05 | | |
66 | Почему мы часто слышим слово «экология»? Проверим себя по разделу «Почему и зачем?» | 23.05 | | |