Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы: А.А. Плешаков «Окружающий мир» в соответствии с требованиями ФГОС начального образования в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей первоклассников.
Предмет «Окружающий мир» соответствует Государственному образовательному стандарту начального общего образования и учебному плану ОУ. В соответствии с Федеральным базисным учебным планом учебный предмет «Окружающий мир» изучается во всех начальной школы, тем самым обеспечивается целостность образовательного процесса преемственность в обучении между начальным и основным звеном образования.
1. Закона 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года.
2. На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации» от 17 декабря 2010 года № 1897.
3. На основании разработанного Положения «О структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Юхтинская средняя общеобразовательная школа» реализующая программы общего образования, утвержденного приказом директора от 29. 09.2016 года № 1
Согласно учебному плану ОУ на изучение окружающего мира в 1 классе отводится неделю. Программа рассчитана на 66 ч (33 учебные недели).
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегаюшего поведения в природной и социальной среде.
4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открыто 1 информационном пространстве).
5. Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.
№ п/п | Тема урока | Основные виды деятельности учащихся | УУД | Дата |
личностные | метапредметные | предметные | |
План | Факт |
I четверть – 18 часов |
Часть I Мы и наш мир – 11 ч. |
1 | 1 | Мы и наш мир | Знать основные правила безопасности по пути из дома в школу и обратно, домашний адрес и адрес школы. | Формирование положительного отношения к процессу познания, желания больше узнать. | Понимать и толковать условные знаки и символы , используемые в учебнике для передачи информации, определять умения которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. Участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. | Научиться ориентироваться в системе навигации учебника и рабочей тетради. | 1.09 | |
2 | 2 | Природа. | Умение различать объекты природы и объекты, созданные человеком, приводить соответствующие примеры. | Формирование первичного представления о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом. | Строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами. Включаться в диалог с учителем и сверстниками, формулировать собственные мысли, высказывать свою точку зрения, определять цели и задачи усвоения новых знаний. | Научиться различать объекты природы и предметы, созданные человеком. | 7.09 | |
3 | 3 | Неживая и живая природа | Умение различать неживую и живую природу; приводить примеры объектов каждой группы. | Формирование целостного взгляда на окружающий мир. Формирование первичного представления о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру. | Анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков. Участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, понимать и принимать учебную задачу. | Научиться называть объекты живой и неживой природы. | 8.09 | |
4 | 4 | Культура. Экскурсия: «Окрестности нашей школы». | С опорой на собственный опыт путём сравнения уметь располагать предметы и явления культуры на мысленной шкале «раньше – теперь; давно – недавно». | Формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности, желания приобретать новые знания. | Извлекать необходимую информацию из того, что говорит учитель, вникать в смысл того, что говорит собеседник, планировать свое небольшое по объему высказывание. | Научиться видеть красоту окружающего мира. | 14.09 | |
5 | 5 | Культура | С опорой на собственный опыт путём сравнения уметь располагать предметы и явления культуры на мысленной шкале «раньше – теперь; давно – недавно»; различать разные виды культуры; понимать, что культура преображает природу и жизнь людей, соединяет людей разных поколений. | Формирование положительного отношения к культурному наследию своего края. | Извлекать необходимую информацию из иллюстраций под руководством учителя. Вникать в смысл того, что говорит собеседник, договариваться и приходить к общему решению | Научиться устанавливать связь природы, культуры и деятельности человека. | 15.09 | |
6 | 6 | Природа в творчестве человека. | Умение узнавать образы природы в произведениях культуры, понимать, как мастер преображает природу в своих изделиях; читать схему и мастерить по ней игрушку из природных материалов. | Формирование целостного взгляда на окружающий мир через последовательное практическое знакомство с формулой: окружающий мир-это природа, культура и люди. | Анализировать объекты окружающего мира, включаться в диалог с учителем и со сверстниками. Сохранять учебную задачу урока | Научиться устанавливать связь природы, культуры и деятельности человека. | 21.09 | |
7 | 7 | Мы – люди | Умение определять подходящими словами привлекательные черты в облике человека любого возраста и любой этнической принадлежности; ощущать красоту традиционного костюма и называть те его особенности, которые удивили и понравились. | Осознания единства с окружающим миром. Формирование уважительного отношения к культурному наследию своего края. | Выявить сходства и различия объектов. Участвовать в общей беседе, соблюдать правила речевого поведения, высказывать и аргументировать свою точку зрения. Планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия. | Научиться понимать особое место человека в окружающем мире. | 22.09 | |
8 | 8 | Как мы общаемся с миром. | Умение определять подходящими словами ощущения от восприятия с помощью зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния. | Формирование навыков адаптации с окружающим мире. Формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности, желания приобретать новые знания. | Самостоятельно выделять и формировать познавательную цель. Высказывать и аргументировать свою точку зрения, употреблять вежливые слова | Научиться называть органы чувств. | 28.09 | |
9 | 9 | Экскурсия в городской парк «Наблюдение за природой». | Умение контролировать свою речь; приступить к тренировке памяти; умение анализировать репродукции картин. | Формирование навыков адаптации в окружающем мире. Формировать положительное отношение к учению. | Анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков. Включаться в диалог с учителем и сверстниками | Научиться устанавливать связь природы, культуры и деятельности человека. | 29.09 | |
10 | 10 | Люди – творцы культуры. | Умение работать в группе; умение определять подходящими словами красоту человеческого труда и радость творчества. | Формирование целостного взгляда на окружающий мир через последовательное практическое знакомство с формулой: окружающий мир-это природа, культура, люди. Формирование уважительного отношения к культурному наследию своего края. | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Извлекать необходимую информацию из иллюстраций под руководством учителя. Договариваться и приходить к общему решению, понимать и принимать учебную задачу. | Научиться называть три составные части окружающего мира: природа, культура и люди. | 5.10 | |
11 | 11 | За страницами учебника («Мы и наш мир»). Защита проектов | Умение определять подходящими словами красоту человеческого труда и радость творчества. | Формирование личностного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру; формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы, формирование эстетических чувств через восприятие природы. | Установить элементарные причинно- следственные связи. Участвовать в общей беседе, соблюдать правила речевого поведения. Действовать по плану, адекватно оценивать свои достижения. | Формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру; формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы, формирование эстетических чувств через восприятие природы. | 6.10 | |
Наш класс – 13 ч. |
12 | 12 | Наш класс в школе. | Умение определять предметы природы и культуры в классной комнате, различать старинные и современные школьные принадлежности. | Формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности, желания познавать новые знания. | Формировать ответы на вопросы, сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта. Понимать перспективы дальнейшей учебной работы. | Научиться описывать современную и старинную классную комнату, называть объекты природы и предметы культуры. | 12.10 | |
13 | 13 | Мы – дружный класс. | Умение понимать необходимость товарищеского сотрудничества, готовность к взаимодействию и взаимопониманию; чувствовать принадлежность к коллективу, поколенческой идентичности. | Формирование первичного представления о гражданской идентичности в форме осознания себя, как члена классного коллектива | Строить рассуждения, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Выделять из темы урока известные знания и умения. | Научиться узнавать и называть своих одноклассников по именам. | 13.10 | |
.14 | 14 | Учитель – наставник и друг | Умение понимать необходимость сотрудничества с учителем, готовность к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию. | Формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности, желания приобрести новые знания. | Извлекать необходимую информацию из текстов и иллюстраций под руководством учителя, задавать вопросы слушать и отвечать на вопросы других. Фиксировать в конце урока удовлетворенность своей работой на уроке. | Научиться понимать особую значимость профессии учителя как наставника в жизни. | 19.10 | |
15 | 15 | Природа в классе. | Умение распознавать комнатные растения с помощью атласа-определителя «От земли до неба», приводить примеры комнатных растений из числа изученных. | Формирование первичного представления о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру. | Анализировать объекты окружающего мира, понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы. Контролировать процесс и результаты деятельности. Вносить необходимые коррективы. | Научиться называть комнатные растения. | 20.10 | |
16 | 16 | Как ухаживать за комнатными растениями | Умение правильно поливать и опрыскивать комнатные растения, рыхлить почву в цветочных горшках.
| Формирование первичного представления о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру. | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, делать обобщения, выводы. Принимать и сохранять учебную задачу. | Научиться ухаживать за комнатными растениями. | 26.10 | |
17 | 17 | Что растёт у школы. Экскурсия «Растения около нашей школы». | Умение различать изученные группы растений по существенным признакам, приводить примеры представителей каждой группы, схематически изображать дерево, кустарник, травянистое растение. | Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств. Формирование положительного отношения к школе, учебной деятельности. | Сравнивать различные объекты, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. Осознавать границы собственных знаний и умений. | Научиться различать деревья, кустарники, травянистые растения. | 27.10 | |
18 | 18 | Мир за стеклянным берегом | Знать, что аквариум — целый мир с водными растениями, рыбами, улитками; научиться распознавать наиболее часто встречающиеся виды аквариумных рыбок, водных растений и улиток.
| Формирование этических норм на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий. | Устанавливать элементарные причинно-следственные связи, включаться в диалог с учителем и со сверстниками. Анализировать эмоциональные состояния, вызванные успешной деятельностью. | Научиться распознавать наиболее распространенные виды аквариумных рыбок. | 9.11 | |
|
II четверть – 14 часов |
19 | 1 | Кто ещё у нас живёт? | Умение различать наиболее распространённых обитателей живого уголка, усвоить простейшие правила ухода за этими животными. | Формирование способности к самооценке своих действий, осознание смысла приобретаемых умений | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, слушать партнера по общению. Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. | Научиться называть обитателей живого уголка. | 10.11 | |
20 | 2 | Какие бывают животные | Умение классифицировать животных по их существенным признакам, приводить примеры представителей каждой группы.
| Формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности, желания приобретать новые знания, умения. | Осознавать познавательную задачу, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами. Принимать и сохранять учебную задачу. | Научиться перечислять группы животных и их существенные признаки. | 16.11 | |
21 | 3 | Делу – время. | Умение планировать и контролировать свои действия; соблюдать правила поведения на уроке для того, чтобы получить самому хорошие результаты и не мешать успешной работе товарища.
| Формирование готовности и способности к саморазвитию, желания приобретать новые знания, умения. | Выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения, выводы. Понимать и принимать учебную задачу сформулированную учителем. | Научиться называть правила поведения в школе. | 17.11 | |
22 | 4 | Книга – друг и наставник | Понимание необходимости книги в жизни каждого человека и радости от общения с ней как с верным другом.
| Формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельностью. | Извлекать необходимую из информацию из иллюстрации под руководством, признать свои ошибки. Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще нужно освоить. | Научиться понимать особую значимость книги в развитии человека. | 23.11 | |
23 | 5 | Потехе – час. | Умение соблюдать правила игрового поведения как залога успешности совместной игры, как способа дружеского и результативного общения друг с другом, как школы физического, психического, умственного, эстетического и этического развития.
| Формирование умения оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения. | Проявлять индивидуальные творческие способности, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Выделять и осознавать то, что уже усвоено. | Научиться приводить примеры развивающих игр. | 24.11 | |
24 | 6 | За страницами учебника («Наш класс»). Защита проектов | Умение соблюдать правила игрового поведения как залога успешности совместной игры, как способа дружеского и результативного общения друг с другом, как школы физического, психического, умственного, эстетического и этического развития. | Формирование умения оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативность, ответственность. | Проявить индивидуальные творческие способности при выполнении заданий. С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; вежливо общаться. | Научиться защищать свой проект. | 30.11 | |
Наш дом и семья – 15 ч. |
25 | 8 | Мы в семье. | Умение различать степени родства; уметь с помощью терминов родства определять свои отношения с каждым из членов своей семьи; | Формирование положительного отношения к учению, познавательной деятельностью, желания приобретать новые знания. | Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, высказывать и аргументировать собственную точку зрения. | Научиться называть термины родства. | 1.12 | |
26 | 9 | Моя семья – часть моего народа | Умение находить ласковые слова в колыбельной песне; подобрать пословицу для определения смысла любимой сказки; знать названия старинных предметов быта на языке своего народа.
| Формирование первичного представления о гражданской идентичности в форме осознания себя членом своей семьи. | Выполнять учебно-познавательные действия, осуществлять совместную деятельность в парах. | Научиться выполнять по образцу схему родословного древа. | 7.12 | |
27 | 10 | Природа в доме. | Осознать, что наш дом, как и класс, наполнен природой, понять её значение для всех членов семьи.
| Формирование целостного взгляда на окружающий мир, формирование представления о бережном отношении к природе | Проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям, высказывать и аргументировать свою точку зрения. | Научиться называть растения и животных в доме. | 8.12 | |
28 | 11 | Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество | Знание о способах получения воды, газа, электричества, их доставки в наш дом, запомнить правила безопасного обращения с бытовыми приборами. | Формирование первичного представления о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе. | Научиться понимать значение в доме воды, газа, электричества | Научиться понимать значение в доме воды, газа, электричества. | 14.12 | |
29 | 12 | Красивые камни в нашем доме. Экскурсия на Каскад прудов. | Умение различать часто встречающиеся поделочные камни, узнавать их в изделиях.
| Формирование эстетических чувств, впечатлений через восприятие природы, предметов культуры; формирование готовности и способности к саморазвитию. | Высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы. Задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и аргументировать свою точку зрения. Принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия. | Научиться называть изделия из камня. | 15.12 | |
30 | 13 | Комнатные растения у нас дома | Знание растения, с которыми познакомились при изучении раздела «Наш класс», узнать названия нескольких новых комнатных растений. | Освоение правил работы в группе, формирование доброжелательного отношения к сверстникам. | Выявлять известное и неизвестное , устанавливать элементарные причинно-следственные связи, слушать других, действовать по плану | Научиться распознавать и называть комнатные растения. | 21.12 | |
31 | 14 | Выйдем в сад. | Умение различать сад и огород, фрукты и ягоды, фрукты и овощи; научиться классифицировать садовые культуры по признакам «дерево — кустарник — травянистое растение». | Формирование эстетичных чувств, впечатлений, через восприятие природы. Формирование умения вести себя в природной среде экологически грамотно. | Выполнять учебно-познавательные действия, анализировать объекты окружающего мира, работать в малых группах. Планировать свои действия на отдельных этапах урока. | Научиться называть растения сада и огорода. | 22.12 | |
32 | | Овощи и фрукты на нашем столе | Умение классифицировать овощи и фрукты, усвоить, что овощи и фрукты — кладовая витаминов.
| Освоение правил работы в группе, формирование доброжелательного отношения к сверстникам, стремления прислушаться к мнению одноклассников. | Анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков. Выделять из темы урока известные знания и умения. | Научиться называть фрукты, овощи, ягоды | 28.12 | |
|
III четверть – 18 часов |
33 | 1 | Про хлеб и кашу, про чай и кофе. | Знать из чего делают хлеб и каши, чай и кофе; умение различать виды круп.
| Формирование целостного взгляда на окружающий мир, формирования первичного представления о личной ответственности за свои поступки. | Описывать, сравнивать, классифицировать природные объекты, интегрироваться в группу сверстников. Принимать и сохранять учебную задачу. | Научиться называть растения, которые нас кормят. | 11.01 | |
34 | 2 | Дикорастущие и культурные растения. | Умение отличать культурные растения от дикорастущих; умение приводить примеры растений каждой группы.
| Формирование этических норм на основе взаимодействия учащихся при выполнений совместных заданий. | Проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям, формулировать ответы на вопросы. Принимать, сохранять цели урока и следовать им в учебной деятельности. | Научиться называть культурные и дикорастущие растения. | 12.01 | |
35 | 3 | Собака в нашем доме. | Умение различать некоторые породы собак; знать основные правила ухода за ними.
| Формирование первичного представления о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе. | Осознавать познавательную задачу, делать обобщения, высказывать и аргументировать свою точку зрения. | Научиться ухаживать за домашними животными. | 18.01 | |
36 | 4 | Кошка в нашем доме. | Умение различать основные породы кошек; знать правила ухода за ними.
| Формирование первичного представления о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе. | Осознавать познавательную задачу, делать обобщения, высказывать и аргументировать свою точку зрения | Научиться ухаживать за домашними животными | 19.01 | |
37 | 5 | Дикие и домашние животные. | Знать, в чём состоит различие между дикими и домашними животными; умение классифицировать животных по признаку «дикое — домашнее», приводить примеры животных каждой группы.
| Освоение правил работы в группе, формирование доброжелательного отношения к сверстникам, стремления прислушаться, к мнению одноклассников. | Проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям, высказывать и аргументировать свою точку зрения. Выделать из темы урока известные знания и умения. | Научиться различать домашних и диких животных | 25.01 | |
38 | 6 | С утра до вечера. | Умение использовать свой словарный запас при сравнении внешних старинных и современных форм семейной жизни, выявлении их общих внутренних черт (любовь, уважение, взаимная помощь, согласие, лад), при составлении устного рассказа о жизни в семье; стремление самому контролировать свой распорядок дня; знать правила обращения с огнём, водой и электроприборами в доме. | Формирование ценностных представлений о своей семье, формирование целостного взгляда на окружающий мир. | Осознавать познавательную программную задачу, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. Принимать и сохранять учебную задачу. | Научиться составлять свой режим дня. | 26.01 | |
39 | 7 | За страницами учебника («Наш дом и семья»). Защита проекта. | Умение использовать свой словарный запас при сравнении внешних старинных и современных форм семейной жизни, выявлении их общих внутренних черт (любовь, уважение, взаимная помощь, согласие, лад), при составлении устного рассказа о жизни в семье. | Формирование умения оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативность, ответственность. | Ориентироваться в своей системе знаний ; применять полученные знания в изменённых условиях; делать обобщения, выводы. С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; сотрудничать с товарищами при выполнении заданий. Планировать своё небольшое по объёму высказывание . | | 2.02 | |
Часть 2 Город и село – 14 ч. |
40 | 8 | Мы в городе. | Понимание необходимости взаимной связи людей в городе, важности культурного смысла понятия «земляки»; умение образовать общее название жителей определенного города по его названию. | Формирование целостного взгляда на окружающий мир через последовательное практическое знакомство с формулой: окружающий мир-это природа, культура и люди. | Располагать культурные события на шкале относительного времени, учитывать разные мнения. Сохранять учебную задачу урока. | Научиться объяснять значение слов земляки ,горожане( односельчане). | 3.02 | |
41 | 9 | Мы в селе. | Понимание взаимной связи людей в селе (деревне), важности культурного смысла понятия «земляки — односельчане»; умение образовать общее название жителей определенного села (деревни) по его (её) названию. | Формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности, желания приобретать новые знания. | Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела | Научиться правильно называть родное село. | 15.02 | |
42 | 10 | Красота любимого города. | Знать особенности ландшафта, где находится родной город (для учащихся сельской местности — это может быть районный или областной центр, город, ближайший к месту жительства); знать название города, происхождение названия; знать, что является архитектурной доминантой города, каково её историко-культурное значение, эстетическое своеобразие. | Формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности, желания приобрести новые знания, умения, выполнять учебные действия. | Осознавать познавательную задачу, проявлять индивидуальные творческие способности, понимать перспективы дальнейшей учебной работы. | Научиться правильно называть родной город. | 16.02 | |
43 | 11 | Красота родного села. | Знать особенности ландшафта, где находится родное село (для учащихся города это может быть село или деревня, откуда родом их семьи, куда они ездят отдыхать летом); знать название села, происхождение названия; знать хозяйственные и эстетические особенности старинного сельского жилища своего края. | Формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности, желания приобрести новые знания, умения, выполнять учебные действия. | Участвовать в коллективном обсуждении проблем, высказывать и аргументировать свою точку зрения, слушать других. | Научиться правильно называть родное село. | 22.02 | |
44 | 12 | Природа в городе. | Усвоить, что природа в городе — это источник красоты, здоровья, хорошего настроения. | Формирование эстетических чувств, впечатлений через восприятие объектов природы. Формирование умения вести себя экологически грамотно в природной городской среде. | Извлекать из иллюстраций необходимую информацию под руководством учителя, участвовать в общей беседе. Принимать и сохранять учебную задачу. | Научиться устанавливать связь живой и неживой природы. | 1.03 | |
45 | 13 | Что растёт в городе. | Умение различать часто встречающиеся растения города; усвоить, чем различаются лиственные и хвойные деревья.
| Формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы. | Осознавать познавательную задачу, читать текст, извлекая нужную информацию. Участвовать в общей беседе, принимать и сохранять учебную задачу. | Научиться различать лиственные и хвойные деревья. | 2.03 | |
46 | 14 | Чудесные цветники. | Запомнить новые для них растения цветника; усвоить, что они относятся к культурным растениям.
| Формирование эстетических чувств, впечатлений через восприятие объектов природы. Формирование умения вести себя в природной городской среде экологически грамотно. | Анализировать объекты окружающего мира, осуществлять совместную деятельность в парках и группах. Выделять из темы урока известные знания и умения. | Научиться называть некоторые растения цветника. | 9.03 | |
47 | 15 | В ботаническом саду. | Знание цели организации ботанических садов, их значимость для человека; умение любоваться образцами садово-парковых ландшафтов, уникальными растениями; усвоить правила поведения в ботаническом саду. | Формирование первичного представления о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом. | Осознавать познавательную задачу, делать обобщения, выводы; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других; строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами. Фиксировать в конце урока удовлетворённость своей работой на уроке; объективно относиться к своим успехам. | Научиться называть некоторые растения ботанического сада. | 15.03 | |
48 | 16 | Кто живёт в парке. | Знать, какие животные обитают в парках и скверах города; как нужно вести себя, чтобы не нарушить их жизнь. | Формирование умения вести себя в природной среде экологически грамотно; формирование готовности и способности к саморазвитию. | Устанавливать элементарные причинно- следственные связи; ориентироваться в своей системе знаний. Задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других; формулировать собственные мысли; высказывать и аргументировать свою точку зрения. Действовать по плану; анализировать эмоциональные состояния, вызванные успешной деятельностью, оценивать их влияние на настроение человека. | Научиться называть животных парка. | 16.03 | |
49 | 17 | В зоопарке. | Знать, что зоопарк — это живой музей для всех, кто любит животных, интересуется их жизнью. | Формирование первичного представления о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом. | Осознавать познавательную задачу, делать обобщения, выводы; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других; строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами. Фиксировать в конце урока удовлетворённость своей работой на уроке; объективно относиться к своим успехам. | Научиться называть некоторых животных зоопарка. | 22.03 | |
50 | 18 | Войдём в музей! Экскурсия в краеведческий музей. | Понимание необходимости посещения музеев каждым человеком; знание правил поведения в музее и соблюдение на практике этих правил. | Формирование уважительного отношения к культурному наследию своего края, формирование эстетических чувств. | Строить логическую цепь рассуждений, договариваться и приходить к общему решению. Высказывать и аргументировать свою точку зрения, убеждать и уступать. Принимать и сохранять учебную задачу. | Научиться понимать особую значимость музеев в развитии человека. | 23.03 | |
|
IV четверть – 16 часов |
51 | 1. | Мы помним наших земляков. | Знание имён земляков, в честь которых названы улицы, площади, парки, поставлены памятники в родном городе (селе); умение кратко объяснить, почему они удостоились такой чести. | Формирование ценностных представлений о своей семье и своей малой родине, формирование общего и первичного представления о ценностях многонационального российского общества. | Строить рассуждение по теме урока, высказывать и аргументировать свою точку зрения, употреблять вежливые слова. Выделять из темы урока известные знания и умения. | Научиться называть известных земляков. | 5.04 | |
52 | 2. | Все профессии важны. | Умение использовать свой словарный запас, касающийся темы связи качеств человека и профессии, которую он для себя выбирает; понимание важности профессии земледельца. | Формирование представлений о навыках адаптации в мире через осознание взаимной связи людей в разных социальных сферах жизни. | Извлекать из иллюстраций необходимую информацию под руководством учителя, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. Принимать и сохранять учебную задачу. | Научиться перечислять известные профессии. | 6.04 | |
53 | 3 | За страницами учебника («Город и село»). Защита проектов. | Знание имён земляков, в честь которых названы улицы, площади, парки, поставлены памятники в родном городе (селе); умение использовать свой словарный запас. | Формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности, желания приобретать новые знания | Осознавать познавательную задачу, проявлять индивидуальные творческие способности, понимать перспективы дальнейшей учебной работы | Научиться правильно называть родной город, родное село. | 12.04 | |
Родная страна – 8 ч. |
54 | 4 | Россия – наша Родина. | Умение приблизительно определять место своего города (села) на карте России; знать, как выглядят герб и флаг России, как звучит и поётся российский гимн. | Формирование эмоционально-положительного отношения к внутреннему смыслу государственной символики России. | Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Понимать перспективы дальнейшей учебной работы. | Научиться узнавать государственную символику Российской Федерации. | 13.04 | |
55 | 5 | Москва – столица России. | Умение по силуэту, цвету, специфичным деталям определять достопримечательности Московского Кремля и Красной площади, знать их названия; знать образ герба Москвы и своего города (области).
| Формирование ценностных представлений о своей Родине, формирование общего и первичного представлений о ценностях российского общества. | Осознавать познавательную задачу, добывать новые знания в процессе наблюдения, интегрироваться в группу сверстников. Принимать и сохранять учебную задачу. | | 19.04 | |
56 | 6 | Мы – семья народов России. | Знать некоторые особенности традиционной культуры народов своего края (одежда, блюда национальной кухни, музыкальные инструменты, транспорт, праздники и обычаи — на выбор).
| Формирование этических чувств на основе знакомства с культурой народов России, формирование уважительного отношения к культурному наследию своего края. | Анализировать объекты окружающего мира, формулировать ответы на вопросы, интегрироваться в группу сверстников. Действовать по плану. | Научиться определять некоторые особенности традиционной культуры народов своего края. | 20.04 | |
57 | 7 | Природа России. | Получить первоначальное представление о разнообразии природы России.
| Формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности, желания приобретать новые знания. | Устанавливать элементарные причинно-следственные связи, строить рассуждение по теме урока. Интегрироваться в группу сверстников, принимать и сохранять учебную задачу. | Научиться находить место России на земном шаре. | 26.04 | |
58 | 8 | Охрана природы. Работа с тестом. | Знание необходимости охраны природы и своего активного участия в этой работе.
| Формирование целостного взгляда на окружающий мир через последовательное практическое знакомство с формулой: окружающий мир-это природа, культура и люди. | Высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. Выделять из темы урока известные знания и умения. | Научиться называть меры по охране природы. | 27.04 | |
59 | 9 | Красная книга России. Заповедные тропинки. | Знать, что такое Красная книга; уметь приводить примеры растений и животных из Красной книги России, Красной книги своего региона. | Формирование первичного представления о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом. | Осознавать познавательную задачу, осуществлять совместную деятельность в парах и группах. Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. | Научиться приводить примеры растений и животных из Красной книги России. | 3.05 | |
60 | 10 | Заповедные тропинки. Заочная экскурсия в заповедник. | Усвоить, что заповедник — это место (территория), где вся природа находится под строгой охраной.
| Формирование умения экологически грамотно вести себя в природной среде. | Осознавать познавательную задачу, выявлять известное и неизвестное. Понимать перспективы дальнейшей учебной работы. | Научиться следовать правилам поведения в заповеднике. | 4.05 | |
61 | 11 | За страницами учебника («Родная страна»). Защита проектов. | Знать некоторые особенности традиционной культуры народов своего края (одежда, блюда национальной кухни, музыкальные инструменты, транспорт, праздники и обычаи — на выбор).
| Формирование целостного взгляда на окружающий мир через последовательное практическое знакомство с формулой: окружающий мир-это природа, культура и люди | Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Понимать перспективы дальнейшей учебной работы. | Научиться находить место России на земном шаре. | 10.05 | |
Человек и окружающий мир – 5 ч. |
62 | 12 | Взгляни на человека! | Умение устанавливать связи между внешним обликом человека и его внутренним миром и выражать понимание этой связи с помощью выразительного слова, музыкального звука, выбора краски соответствующего цвета.
| Формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности, желания приобретать новые знания. | Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Понимать перспективы дальнейшей учебной работы. | Научиться различать некоторые внешние признаки в облике людей разного возраста. | 11.05 | |
63 | 13 | Всему свой черёд. | Умение приблизительно определять возраст мужчины. Соотносить возрастные признаки в его внешности и поведении с признаками, характерными для природы весной (утром), летом (в полдень), осенью (вечером), зимой (в сумерки). Называть возрастные этапы жизни (детство, молодость, зрелость, старость). Знать пословицы об отце. | Формирование этических норм на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий. | Осознавать познавательную задачу, вежливо обращаться, признавать свои ошибки, озвучивать их. Принимать и сохранять учебную задачу. | Научиться соотносить внешние признаки в облике человека и особенности его внутреннего мира. | 17.05 | |
64 | 14 | У каждого времени свой плод. | Умение приблизительно определять возраст женщины; находить сходство девочек и женщин разных возрастов с разными цветами, плодами, убранным хлебным полем; знать пословицы о матери; знать и стремиться овладеть нормой и правилами культурного отношения к женщине. | Формирование целостного взгляда на окружающий мир через последовательное практическое знакомство с формулой: окружающий мир-это природа, культура и люди. | Располагать культурные события и явления на шкале относительного времени, сохранять учебную задачу урока. Выделять из темы урока известные знания и умения. | Научиться сопоставлять ритм человеческой жизни с ритмом жизни природы. | 18.05 | |
65 | 15 | Я – часть мира. За страницами учебника («Человек и окружающий мир»). Защита проектов. | Умение выразить личное восприятие мира и своё настроение в эмоциональном слове, в музыкальных звуках, в красках соответствующих цветов; стремиться во внешнем облике и поведении соответствовать национально-культурной норме (идеалу). | Осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества. Формирование способности к самооценке своих действий, поступков. | Извлекать необходимую информацию из текстов, иллюстраций, учебных пособий. Осуществлять совместную деятельность в парах, планировать свое небольшое по объему высказывание. | Научиться понять особое место человека в окружающем мире. | 24.05 | |
66 | 16 | Я – часть мира. Экскурсия в Драмтеатр. | Умение выразить личное восприятие мира и своё настроение в эмоциональном слове, в музыкальных звуках, в красках соответствующих цветов; стремиться во внешнем облике и поведении соответствовать национально-культурной норме (идеалу). | Формирование умения оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения. | Выполнять учебно-познавательные действия. Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. Адекватно оценивать свои достижения. | Научиться читать, понимать и выполнять задания. | 25.05 | |