СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру 1 подготовительный класс для обучающихся с УО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 1 подготовительный класс для обучающихся с УО»


Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 1-х подготовительных классов разработана в соответствии с:

- статьями 2, 79 Федерального закона Российской Федерации № 273-Ф3 от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

- адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования (АООП НОО) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на 2024 – 2025 учебный год;

- авторской программой по Н.Б. Матвеевой «Окружающий мир» 1 класс. – М., Просвещение, 2020.

- положением о рабочих программах, разрабатываемых по ФГОС Государственного бюджетного образовательного учреждения Калининградской области общеобразовательной организации для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Калининградская средняя общеобразовательная школа – интернат»;

- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (СП 2.4.3648-20


Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.

Основные учебно-воспитательные задачи курса:

1. Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта: опыта сельской жизни — с естественно-природным ритмом жизни, и опыта городской жизни — с развитой инфраструктурой, с разнообразными источниками информации.

2. Последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений — работы с научно-популярной, справочной литературой.

3. Проведение фенологических наблюдений, физических опытов, простейших методов измерений.

4. Изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребенка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественно-научных и обществоведческих дисциплин.

5. Воспитание у школьников бережного отношения к объектам Природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни

6.Охрана и укрепление психического и физического здоровья детей, формирование элементарной экологической культуры, формирование навыков нравственного поведения в природе, быту, обществе.

Несистематизированные отрывочные знания можно использовать лишь для той цели, для которой они предназначены. В современном быстро меняющемся мире перед человеком встаѐт множество неожиданных, новых задач, к которым невозможно подготовиться заранее. В неожиданной ситуации может быть полезна целостная система знаний, а ещѐ в большей степени – сформированное умение постоянно систематизировать приобретаемую информацию и обнаруживать новые связи и отношения. Наука – это образцовый пример системы знаний, построенный на рациональной основе.

Знакомство с началами наук даѐт ученику ключ к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми. Предмет «Окружающий мир» создаѐт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий картину природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаѐтся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.

Специфика осмысления опыта современным ребѐнком состоит в том, что его опыт необычайно широк, но в значительной степени виртуален, то есть получен не путѐм непосредственного общения с окружающим миром, а опосредованно, через средства массовой информации и прежде всего телевидение. Роль виртуального опыта в 5 дальнейшем будет только возрастать за счѐт широкого распространения компьютера, Интернета.

Телевидение не ориентировано на систематическое детское образование, хотя и становится главным «окном» в окружающий мир. Поэтому, не имея возможности противостоять негативным влияниям виртуального опыта, школа должна по возможности его использовать для образовательных целей и организовать освоение виртуального мира школьниками. Поэтому роль предмета «Окружающий мир» весьма велика и возникает необходимость расширения его содержания, поскольку этот предмет должен давать ответы на разнообразные запросы детского опыта, в том числе и виртуального.

Осмысление личного опыта важно ещѐ и потому, что вводит в мир ученика ценностную шкалу, без которой невозможно формирование никаких целевых установок. Предмет «Окружающий мир» также помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру.

Общая характеристика учебного предмета, коррекционного курса

Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся с интеллектуальными нарушениями обусловлено значительным отставанием умственно отсталых школьников в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, которые находятся вне поля их чувственного опыта. Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно- следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся. Коррекции их мышления. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдая за погодой и сезонными изменениями в природе, расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие. Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.

Цели программы обучения:

Направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.

Повышение уровня познавательной и речевой деятельности на основе наблюдения за предметами и явлениями окружающей действительности.

Задачи программы обучения:

 формировать элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам;

 расширять и обогащать представление об окружающем мире;

 обучать способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности, которые способствуют развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления;

 обогащать словарный запас учащихся;

 научить учащихся участвовать в учебном диалоге;

 способствовать развитию связного устного высказывания (описание, рассказ, рассуждение и пр.)

Место учебного предмета, коррекционного курса в учебном плане

На изучение окружающего мира в 1 классе начальной школы отводится по 2 часа в неделю. Курс рассчитан на 66 часов (33 учебных недели) в соответствии с учебным планом ГБУ КО «Школа-интернат».


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира  частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, еѐ совершенства, сохранение и приумножение еѐ богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребѐнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Личностные , предметные, метапредметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения предмета являются следующие умения: овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.

- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договорённостей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации;



Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир», необходимыми длядальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин,являются:

  • усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов,

  • процессов и явлений, характерных для природной и социальной

  • действительности (доступных для осознания младшими школьниками);

  • 10

  • сформированность умения наблюдать, исследовать явления и объекты

  • окружающего мира, выделять характерные особенности природных

  • объектов и характеризовать факты и события культуры, истории общества,

  • религии;

  • сформированность умения работать с информацией, представленной в

  • разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, определитель, схема);

  • сформированность умения осуществлять информативный поиск в словарях;

  • способность использовать готовые модели (глобус, карта, план, план-карта,

  • схемы маршрутов) и их условные обозначения для поиска необходимой

  • информации и объяснения социальных и природных явлений;

  • способность использовать готовые модели и другие источники информации

  • (расписания поездов, самолетов, пассажирских автобусов, схемы

  • экскурсионных маршрутов) для поиска и использования необходимой

  • информации в быту.

  • способность сотрудничать и проявлять познавательную инициативу в

  • учебном сотрудничестве, учитывая позицию партнера (сверстника,

  • взрослого) при общении и взаимодействии, допуская возможность

  • существования у партнера другой точки зрения, в том числе не

  • совпадающей с его собственной точкой зрения;

  • способность выступать то в роли обучаемого, то в роли обучающего

  • (консультант, экспериментатор, докладчик, председатель заседания

  • школьного клуба «Мы и окружающий мир»).

Метапредметные результаты

-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

-устанавливать видородовые отношения предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

-пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; читать; писать; выполнять арифметические действия;

-наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).


Содержание учебного предмета, коррекционного курса

Сезонные изменения в природе. Погода (дни ясные, солнечные, пасмурные, идет дождь, снег). Погода сегодня, вчера. Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад (различение листьев деревьев по цвету, величине, форме), отлет птиц; в зимние месяцы: холод, снег, лед, мороз, снежинки, птицы зимой, подкормка птиц; в весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек.

Школа. Школьное здание. Классы, коридоры, зал, буфет или столовая, гардероб.

Учебные вещи. Их назначение. Обращение с ними.

Игрушки. Кукла, мишка, пирамидка, машины и др.

Учебные вещи и игрушки. Сравнение.

Семья. Мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры.

Одежда.Школьная форма девочек (платье, фартук), школьная форма мальчиков (пиджак, брюки, рубашка). Уход за школьной формой (чистка сухой щеткой, хранение).

Обувь. Туфли, ботинки, тапочки, сапоги. Уход за обувью (чистка щеткой, протирка).

Овощи. Помидор, огурец или другие. Цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение овощей по этим признакам. Употребление в пищу.

Фрукты. Яблоко, груша или другие. Цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение фруктов по этим признакам. Употребление в пищу.

Комнатные растения. Любое на выбор. Узнавание и называние. Уход (полив).

Домашние животные. Кошка, собака. Узнавание, называние. Внешний вид, повадки, пища. Сравнение. Какую пользу кошка и собака приносят человеку, как заботится о них человек.

Дикие животные. Волк, лиса. Внешний вид. Образ жизни. Питание.

ругие местные птицы. Внешний вид. Где живет, чем питается. Какую пользу приносит человеку.

Охрана здоровья. Части тела человека (голова, шея, туловище, руки, ноги). Рука правая и левая. Нога правая и левая. Уход за руками (мытье рук).

Резервное время(3 часа)

Региональный компонент.Сезонные изменения в природе. Признаки осени, зимы, весны, лета. Фрукты, овощи.. Школа. Мой класс. Одежда. Домашние животные. Кошка. Содержание животных в домашних условиях. Дикие животные. Волк. Птицы. Птицы в городе. Голубь. Охрана здоровья. Части тела человека. Забота о здоровье. Насекомые. Бабочка.

Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам.

Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных; экскурсии в природу для проведения этих наблюдений (2 экскурсии в сезон). Ведение календаря природы.


Тематическое планирование по «Окружающему миру» (66 часов)

п/п

Кол-во часов

Тема урока

Характеристика деятельности обучающихся

1


Жива и неживая природа

Задавать вопросы об окружающем мире. Работать с учебником, рабочей тетрадью, атласом-определителем.

2


Жива и неживая природа

3


Жива и неживая природа

4


Земля и солнце

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.

5


Земля и солнце

6


День и ночь

Наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нем; моделировать форму солнца и форму созвездий.

7


День и ночь

8


Режим дня

Подтверждать свои ответы примерами.

9


Занятия людей в течение суток

Использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов.

10


Занятия людей в течение суток

11


Сутки

Использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов.

12


Сутки

13


Сутки

14


Занятия людей в течение суток

Составлять устный рассказ, находить соответствующую тематике информацию и фотоматериал художественно - творческой деятельности. Использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности,

15


Занятия людей в течение суток

16


Утро, день, вечер, ночь

Использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов.

17


Утро, день, вечер, ночь

18


Значение Солнца

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.

19


Значение Солнца

20


Значение Солнца

21


Солнце и жизнь растений

Подтверждать свои ответы примерами.

22


Солнце и жизнь растений

23


Времена года

Узнавать времена года на рисунке; определять их с помощью картинки описывать по плану.

24


Времена года

25


Осень

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.

26


Осень

27


Признаки осени

Наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях, сравнивать и группировать листья по различным признакам; определять названия деревьев по листьям. Описывать внешний вид листьев; узнавать листья в осеннем букете, в гербарии;

28


Признаки осени

29


Занятия и одежда детей осенью

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.

30


Занятия и одежда детей осенью

31


Занятия и одежда детей осенью

32


Зима

Узнавать времена года на рисунке; определять их с помощью картинки описывать по плану.

33


Зима

34


Признаки зимы

Подтверждать свои ответы примерами. Природные столовые.

35


Признаки зимы

36


Признаки зимы

37


Признаки зимы

38


Одежда и занятия детей зимой

Использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов.

39


Одежда и занятия детей зимой

40


Весна

Узнавать времена года на рисунке; определять их с помощью картинки описывать по плану.

41


Весна

42


Признаки весны

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; различать цветки и соцветия; осуществлять самопроверку.

43


Признаки весны

44


Признаки весны

45


Признаки весны

46


Признаки весны

47


Одежда и занятия детей весной

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.

48


Одежда и занятия детей весной

49


Лето

Узнавать времена года на рисунке; определять их с помощью картинки описывать по плану.

50


Лето

51


Признаки лета

Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о лете.

52


Признаки лета

53


Признаки лета

54


Признаки лета

55


Признаки лета

56


Признаки лета

57


Одежда и занятия детей летом

Использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов.

58


Одежда и занятия детей летом

59


Повторение: живая и неживая

природа

Использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов.






60


Повторение: живая и неживая

природа

61


Повторение: Земля и Солнце

62


Повторение: Земля и Солнце

63


Повторение: сутки

Подтверждать свои ответы примерами.

64


Повторение: времена года

Узнавать времена года на рисунке; определять их с помощью картинки описывать по плану.

65


Повторение: времена года

66


Повторение: времена года




Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.


- Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью.

- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой;

4-е издание. - М.: Просвещение, 2020.

- Матвеева Н. Б. Живой мир. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. 1 класс. 2 издание. М.: «Просвещение», 2022


Дополнительные обобщающие материалы



  • Интерактивная доска, проектор

  • Документ-камера

  • Интерактивное учебное пособие Окружающий мир 1 класс

  • Комплект динамических раздаточных пособий для начальной школы «Окружающий мир»

  • Комбинированное наглядное пособие «Времена года» (Компакт - диск с мультимедийной программой; раздаточные карточки)

  • Таблицы по предмету «Окружающий мир» 1, 2 класс

  • Таблицы по предмету «Окружающий мир»: Летние и осенние изменения в природе



  • Презентационные материалы:

  • - «Времена года»

  • - «Семена»

  • - «Плоды»

  • - «Разнообразие цветов»