Рассмотрено Руководитель МО _________/_____________ / Протокол № ____ от «____» _______201__ г. | Согласовано Заместитель директора по УР МБОУ «Простинская ООШ» НМР РТ _________/И.С.Новикова/ от «____» _______201__ г. | Утверждаю Директор МБОУ «Простинская ООШ» НМР РТ ____________/И.Р.Гайнуллин / Приказ № ________ от «____» _________ 201__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру для 1 класса
Галимуллиной Айгуль Гилазовны
учителя начальных классов
МБОУ «Простинская ООШ» НМР РТ
с.Прости, 2019 год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе следующих документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- основной образовательной программой начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Простинская основная общеобразовательная школа» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан»
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» № 373 от 06.10.2009г., с последними изменениями, утвержденными приказом МО и Н РФ №1576 от 31 декабря 2015г.);
- учебного плана Школы на текущий учебный год;
- положения о рабочей программе учебных предметов, курсов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Простинская основная общеобразовательная школа» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.
Программа начального общего образования. Окружающий мир 1 класс в двух частях. Авторы: А.А. Плешаков. 2-е издание Москва «Просвещение» 2011 (Школа России).
Место учебного предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 66 час/год (2 час/нед., 33 учебные недели) в 1 классе в соответствии с годовым календарным учебным графиком работы школы на 2019-2020 учебный год и соответствует учебному плану школы.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты
Обучающийся научится:
правильно называть родную страну, родной город, село (малую родину);
различать флаг и герб России;
узнавать некоторые достопримечательности столицы;
называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи;
различать изученные объекты природы (камни, растения, животных, созвездия);
различать овощи и фрукты;
определять с помощью атласа-определителя растения и животных;
сравнивать растения, животных, относить их к определённым группам; сравнивать реку и море;
использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;
находить на глобусе холодные и жаркие районы;
различать животных холодных и жарких районов;
различать прошлое, настоящее и будущее;
соотносить времена года и месяцы;
называть дни недели и времена года в правильной последовательности;
перечислять цвета радуги в правильной последовательности;
Обучающийся получит возможность научиться:
проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого;
проводить опыты с водой, снегом и льдом;
описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца (кошку, собаку);
изготавливать модели Солнца, звёзд, созвездий, Луны;
находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире;
объяснять причины возникновения дождя и ветра;
ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка;
мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц;
раздельно собирать мусор в быту;
соблюдать правила поведения в природе;
правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки;
подбирать одежду для разных случаев;
правильно обращаться с электричеством и электроприборами;
правильно переходить улицу;
соблюдать правила безопасной езды на велосипеде;
различать виды транспорта;
соблюдать правила безопасности в транспорте.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
выделять из темы урока известные знания и умения;
планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом);
сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради;
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности, используя «Странички для самопроверки»;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.
планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);
Познавательные
Обучающийся научится:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;
анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;
проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь».
Обучающийся получит возможность научиться:
находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или заданий, предложенных учителем;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.
Коммуникативные
Обучающийся научится:
включаться в диалог с учителем и сверстниками;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;
Обучающийся получит возможность научиться:
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта.
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
положительное отношение к школе и учебной деятельности;
представление о новой социальной роли ученика, правила школьной жизни (ответственно относиться к уроку окружающего мира — быть готовым к уроку, бережно относиться к учебнику и рабочей тетради);
умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;
ценностные представления о своей семье и своей малой родине;
первоначальное представление о бережном отношении к окружающему миру;
представление о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от старшего поколения к младшему;
потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через знакомство с правилами поведения на уроке (для того, чтобы не мешать успешной работе товарищей), правилами работы в паре, группе, со взрослыми; правила работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.
Обучающийся получит возможность сформировать:
представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, принадлежности к определённому этносу;
представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины, образ Москвы — как духовной ценности разных народов);
представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе, животным;
представление о необходимости бережного отношения к культуре других народов России;
этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий;
этические чувства на основе знакомства с культурой народов России.
Содержание учебного предмета
Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба», книгами для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на поляне»). Знакомство с постоянными персонажами учебника — Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой
Раздел «Что и кто?» (20 ч)
Знакомство с целями и задачами раздела. Родина — эта наша страна Россия и наша малая родина. Первоначальные сведения о народах России, её столице, о своей малой родине
Многонациональный характер населения России; Представления об этническом типе лица и национальном костюме. Национальные праздники народов России. Основные традиционные религии. Единство народов России
Москва — столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, собор Василия Блаженного, метро, зоопарк и т. д. Жизнь москвичей — наших сверстников
Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы
Дневное и ночное небо. Солнце и его форма. Звёзды и созвездия. Созвездие Большой Медведицы
Камни как природные объекты, разнообразие их признаков (форма, цвет, сравнительные размеры). Представление о значении камней в жизни людей. Распознавание камней
Части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод, семя). Представление о соцветиях
Наиболее распространённые комнатные растения. Зависимость внешнего вида растений от природных условий их родины. Распознавание комнатных растений в классе
Наиболее распространённые растения цветника (космея, гладиолус, бархатцы, астра, петуния, календула), цветущие осенью. Распознавание растений цветника
Деревья возле школы. Листья деревьев, разнообразие их формы и осенней окраски. Распознавание деревьев по листьям
Лиственные и хвойные деревья. Ель и сосна — хвойные деревья. Хвоинки — видоизменённые листья. Распознавание хвойных деревьев
Насекомые как группа животных. Главный признак насекомых — шесть ног. Разнообразие насекомых
Рыбы — водные животные, тело которых (у большинства) покрыто чешуёй. Морские и речные рыбы
Знакомство с птицами как одной из групп животных. Перья — главный признак птиц. Первоначальное знакомство со строением пера птицы
Внешнее строение и разнообразие зверей. Основные признаки зверей: шерсть, выкармливание детёнышей молоком. Связь строения тела зверя с его образом жизни
Систематизация представлений детей о предметах домашнего обихода. Группировка предметов по их назначению
Знакомство с компьютером, его назначением и составными частями. Роль компьютера в современной жизни. Правила безопасного обращения с ним
Первоначальное знакомство с потенциально опасными окружающими предметами и транспортом. Элементарные правила дорожного движения
Первоначальные сведения о форме Земли и её движении вокруг Солнца и своей оси. Глобус — модель Земли
Презентация проекта «Моя малая Родина»
Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений
Раздел «Как, откуда и куда?» (12 ч)
Знакомство с целями и задачами раздела. Семья — это самые близкие люди. Что объединяет членов семьи. Имена, отчества и фамилии членов семьи. Жизнь семьи. Подготовка к выполнению проекта «Моя семья»: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы
Значение воды в доме. Путь воды от природных источников до жилища людей. Значение очистных сооружений для предотвращения загрязнения природных вод. Опасность использования загрязнённой воды. Очистка загрязнённой воды
Значение электроприборов в жизни современного человека. Разнообразие бытовых электроприборов. Способы выработки электричества и доставки его потребителям. Правила безопасности при использовании электричества и электроприборов. Современные энергосберегающие бытовые приборы
Разнообразие почтовых отправлений и средств доставки корреспонденции. Значение почтовой связи для общества. Знакомство с работой почты. Современные средства коммуникации
Расширение и уточнение представлений детей о реках и морях, о движении воды от истока реки до моря, о пресной и морской воде
Снег и лёд. Исследование свойств снега и льда
Растение как живой организм. Представление о жизненном цикле растения. Условия, необходимые для жизни растений. Уход за комнатными растениями
Животные как живые организмы. Представление о жизненном цикле животных. Условия, необходимые для жизни животных. Уход за животными живого уголка
Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой. Важность заботы о зимующих птицах. Устройство кормушек и виды корма. Правила подкормки птиц
Источники мусора в быту. Необходимость соблюдения чистоты в доме, городе, природном окружении. Раздельный сбор мусора
Источники загрязнения нашей планеты и способы защиты её от загрязнений. Распространение загрязнений в окружающей среде
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья»
Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений
Раздел «Где и когда?» (11ч)
Знакомство с целями и задачами раздела. Условия интересной и успешной учебы: хорошее оснащение классного помещения, дружный коллектив класса, взаимопомощь одноклассников, доверительные отношения с учителем. Обращение к учителю
Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы
Время и его течение. Прошлое, настоящее и будущее. Последовательность дней недели
Последовательность смены времён года и месяцев в нём. Названия осенних, зимних, весенних и летних месяцев. Зависимость природных явлений от смены времён года
Холодные районы Земли: Северный Ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов
Жаркие районы Земли: саванна и тропический лес. Животный мир жарких районов
Зимующие и перелётные птицы. Места зимовок перелётных птиц. Исследование учёными маршрутов перелёта птиц. Причины, заставляющие птиц улетать на зиму
История появления одежды и развития моды. Зависимость типа одежды от погодных условий, национальных традиций и её назначения (деловая, спортивная, рабочая, домашняя, праздничная, военная)
История появления и усовершенствования велосипеда. Устройство велосипеда, разнообразие современных моделей (прогулочный, гоночный, тандем, детский трёхколёсный). Правила дорожного движения и безопасности при езде на велосипеде
Отличие жизни взрослого человека от жизни ребёнка. Необходимость выбора профессии, целевых установок на будущее. Ответственность человека за состояние окружающего мира
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа»
Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений
Раздел «Почему и зачем?» (22 ч)
Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?
Знакомство с целями и задачами раздела. Солнце — ближайшая к Земле звезда. Форма, цвет, сравнительные размеры звёзд. Созвездие Льва
Луна — спутник Земли, её особенности. Изменение внешнего вида Луны и его причины. Способы изучения Луны
Причины возникновения дождя и ветра. Их значение для человека, растений и животных
Разнообразие звуков в окружающем мире. Причина возникновения и способ распространения звуков. Необходимость беречь уши
Радуга — украшение окружающего мира. Цвета радуги. Причины возникновения радуги
Взаимоотношения человека и его домашних питомцев (кошек и собак). Предметы ухода за домашними животными. Особенности ухода за кошкой и собакой
Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы
Разнообразие цветов и бабочек. Взаимосвязь цветов и бабочек. Необходимость сохранения природного окружения человека. Правила поведения на лугу
Звуки леса, их разнообразие и красота. Необходимость соблюдения тишины в лесу
Значение сна в жизни человека. Правила подготовки ко сну. Как спят животные. Работа человека в ночную смену
Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в питании человека. Витамины. Правила гигиены при употреблении овощей и фруктов
Важнейшие правила гигиены, необходимость их соблюдения. Освоение приёмов чистки зубов и мытья рук
Почта, телеграф, телефон — средства связи. Радио, телевидение, пресса (газеты и журналы) — средства массовой информации. Интернет
Автомобили — наземный транспорт, их разнообразие и назначение. Знакомство с устройством автомобиля. Электромобиль — автомобиль будущего
Поезда — наземный и подземный транспорт. Виды поездов в зависимости от назначения. Устройство железной дороги. Представление о развитии железнодорожного транспорта
Корабли (суда) — водный транспорт. Виды кораблей в зависимости от назначения (пассажирские, грузовые, рыболовные, исследовательские суда, военные корабли). Устройство корабля
Самолёты — воздушный транспорт. Виды самолётов в зависимости от их назначения (пассажирские, грузовые, военные, спортивные). Устройство самолёта
Правила безопасности в автомобиле, в поезде и на железной дороге, а также в других средствах транспорта (автобусе, троллейбусе, трамвае)
Правила безопасности на водном и воздушном транспорте. Спасательные средства на корабле и в самолёте
Систематизация сведений о космосе, полученных в течение года. Освоение человеком космоса: цели полётов в космос, Ю.А. Гагарин — первый космонавт Земли, искусственные спутники Земли, космические научные станции
Первоначальное представление об экологии. Взаимосвязи между человеком и природой. День Земли
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы»
Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений.
Тематическое планирование
№ п/п (сквозная нумерация) | Название раздела | Количество часов, отводимых на освоение каждого раздела, темы |
| Задавайте вопросы! | 1 |
| «Что и кто?» | 20 |
| «Как, откуда и куда?» | 12 |
| «Где и когда?» | 11 |
| «Почему и зачем?» | 22 |
| Итого | 66 |
Календарно-тематический план
№ п/п | Содержание (разделы, темы) | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Задавайте вопросы! | | |
Раздел «Что и кто?» (20 ч) |
2 | Что такое Родина? | | |
3 | Что мы знаем о народах России? | | |
4 | Что мы знаем о Москве? | | |
5 | Проект «Моя малая Родина» | | |
6 | Что у нас над головой? | | |
7 | Что у нас под ногами? | | |
8 | Что общего у разных растений? | | |
9 | Что растёт на подоконнике? | | |
10 | Что растёт на клумбе? | | |
11 | Что это за листья? | | |
12 | Что такое хвоинки? | | |
13 | Кто такие насекомые? | | |
14 | Кто такие рыбы? | | |
15 | Кто такие птицы? | | |
16 | Кто такие звери? | | |
17 | Что окружает нас дома? | | |
18 | Что умеет компьютер? | | |
19 | Что вокруг нас может быть опасным? | | |
20 | На что похожа наша планета? | | |
21 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» | | |
Раздел «Как, откуда и куда?» (12 ч) |
22 | Как живёт семья? Проект «Моя семья» | | |
23 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | | |
24 | Откуда в наш дом приходит электричество? | | |
25 | Как путешествует письмо? | | |
26 | Куда текут реки? | | |
27 | Откуда берутся снег и лёд? | | |
28 | Как живут растения? | | |
29 | Как живут животные? | | |
30 | Как зимой помочь птицам? | | |
31 | Откуда берётся и куда девается мусор? | | |
32 | Откуда в снежках грязь? | | |
33 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» | | |
Раздел «Где и когда?» (11ч) | |
34 | Когда учиться интересно? | | |
35 | Проект «Мой класс и моя школа». | | |
36 | Когда придёт суббота? | | |
37 | Когда придёт суббота? | | |
38 | Где живут белые медведи? | | |
39 | Где живут слоны? | | |
40 | Где зимуют птицы? | | |
41 | Когда появилась одежда? | | |
42 | Когда изобрели велосипед? | | |
43 | Когда мы станем взрослыми? | | |
44 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» | | |
Раздел «Почему и зачем?» (22 ч) |
45 | Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? | | |
46 | Почему Луна бывает разной? | | |
47 | Почему идёт дождь и дует ветер? | | |
48 | Почему звенит звонок? | | |
49 | Почему радуга разноцветная? | | |
50 | Почему радуга разноцветная? | | |
51 | Проект «Мои домашние питомцы». | | |
52 | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? | | |
53 | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | | |
54 | Зачем мы спим ночью? | | |
55 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | | |
56 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | | |
57 | Зачем нам телефон и телевизор? | | |
58 | Зачем нужны автомобили? | | |
59 | Зачем нужны поезда? | | |
60 | Зачем строят корабли? | | |
61 | Зачем строят самолёты? | | |
62 | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? | | |
63 | Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? | | |
64 | Зачем люди осваивают космос? | | |
65 | Почему мы часто слышим слово «экология»? | | |
66 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» | | |
Лист изменений в календарно-тематическом планировании
№ | Дата | Изменения, внесенные в КТП | Причина | Согласование с зам.директора по УР |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |