Планируемые результаты освоения учебного предметта
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Содержание учебного предмета.
1 класс (66 ч)
Введение 9 ч.
Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от школы до дома.
Экскурсии: знакомство со школой; знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.
Что и кто? 18 ч
Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.
Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк. Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).
Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.
Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.
Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.
Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение. Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.
Наша Родина — Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) — часть большой страны.
Планета Земля, ее форма. Глобус — модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.
Практические работы: знакомство с разнообразием камней; знакомство с комнатными растениями и растениями цветника, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения, их распознавание по листьям; сравнительное исследование сосны и ели (по общему виду, хвоинкам, шишкам); знакомство с компьютером, простейшие приемы работы с ним; знакомство с глобусом.
Как, откуда и куда? 12 ч
Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения.
Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами.
Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.
Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.
Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).
Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.
Практические работы: сборка простейшей электрической цепи; изучение свойств снега и льда; отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями; изготовление простейшей кормушки для птиц.
Где и когда? 9 ч
Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.
Холодные и жаркие районы Земли.
Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узналиоб этом.
Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры — удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.
Одежда людей в прошлом и теперь.
История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.
Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.
Почему и зачем? 17 ч
Солнце — ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна — естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.
Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.
Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречьуши.
Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.
Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.
Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.
Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.
Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.
Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.
Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.
Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.
Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.
Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции.
Экология — наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля — День Земли.
Практическая работа: простейшие правила гигиены (чистка зубов, мытье рук и др.).
Заключение (1ч)
Как мы находили ответы на свои вопросы. Роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-в ч | ДАТА |
ПЛАН | ФАКТ |
1 | Знакомство с учебником. Задавайте вопросы! | 1 | | |
2. | Что такое Родина? Урок- экскурсия | 1 | | |
3. | Что мы знаем о народах России? Урок- викторина | 1 | | |
4. | Что мы знаем о Москве? | 1 | | |
5. | Проект «Моя малая Родина» | 1 | | |
6. | Что у нас над головой? | 1 | | |
7. | Что у нас под ногами? | 1 | | |
8. | Что общего у разных растений? | 1 | | |
9. | Что растёт на подоконнике? Урок- экскурсия по школе | 1 | | |
10. | Что растёт на клумбе? | 1 | | |
11. | Что это за листья? | 1 | | |
12. | Что такое хвоинки? | 1 | | |
13. | Кто такие насекомые? | 1 | | |
14. | Кто такие рыбы? | 1 | | |
15. | Кто такие птицы? Урок- викторина | 1 | | |
16 | Кто такие звери? | 1 | | |
17 | Что окружает нас дома? | 1 | | |
18 | Что умеет компьютер? | 1 | | |
19 | Что вокруг нас может быть опасным? | 1 | | |
20 | На что похожа наша планета? | 1 | | |
21 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» | 1 | | |
22 | Как живёт семья? Проект «Моя семья» | 1 | | |
23 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Урок – викторина | 1 | | |
24 | Откуда в наш до приходит электричество? | 1 | | |
25 | Как путешествует письмо? | 1 | | |
26 | Куда текут реки? | 1 | | |
27 | Откуда берутся снег и лёд? Урок- экскурсия | 1 | | |
28 | Как живут растения? | 1 | | |
29 | Как живут животные? | 1 | | |
30 | Как зимой помочь птицам? | 1 | | |
31 | Откуда берётся и куда девается мусор? | 1 | | |
32 | Откуда в снежках грязь? | 1 | | |
33 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья» | 1 | | |
34 | Когда учиться интересно? | 1 | | |
35 | Проект «Мой класс и моя школа» | 1 | | |
36 | Когда придёт суббота? | 1 | | |
37 | Когда наступит лето? | 1 | | |
38 | Где живут белые медведи? | 1 | | |
39 | Где живут слоны? | 1 | | |
40 | Где зимуют птицы? | 1 | | |
41 | Когда появилась одежда? | 1 | | |
42 | Когда изобрели велосипед? | 1 | | |
43 | Когда мы станем взрослыми? | 1 | | |
44 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа» | 1 | | |
45 | Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? | 1 | | |
46 | Почему Луна бывает разной? | 1 | | |
47 | Почему идёт дождь и дует ветер? | 1 | | |
48 | Почему звенит звонок? | 1 | | |
49 | Почему радуга разноцветная? | 1 | | |
50 | Почему мы любим кошек и собак? | 1 | | |
51 | Проект «Мои домашние питомцы» | 1 | | |
52 | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? | 1 | | |
53 | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | 1 | | |
54 | Зачем мы спим ночью? | 1 | | |
55 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | 1 | | |
56 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | 1 | | |
57 | Зачем нам телефон и телевизор? | 1 | | |
58 | Зачем нужны автомобили? | 1 | | |
59 | Зачем нужны поезда? | 1 | | |
60 | Зачем строят корабли? | 1 | | |
61 | Зачем строят самолёты? | 1 | | |
62 | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? | 1 | | |
63 | Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? | 1 | | |
64 | Зачем люди осваивают космос? | 1 | | |
65 | Почему мы часто слышим слово «экология»? | 1 | | |
66 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы» | 1 | | |
3