с. Первомайское Кашарского района Ростовской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Первомайская средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа
по окружающему миру
(учебный предмет , курс)
2020-2021 учебный год
Уровень общего образования : 1 класс
(начальное общее, основное общее, среднее общее)
Количество часов : 65 ч.
Учитель:__Чеботарёва С.В.
Категория: I –я категория
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, Примерной образовательной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир»
Учебник :окружающий мир-автор А.А.Плешаков «Издательство «Просвещение »2019г.
Раздел I . Планируемые результаты освоения учебного предмета«Окружающий мир»
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих I класс
К концу обучения в 1 классе учащиеся должны:
Знать:
1) название нашей планеты, родной страны и её столицы, региона, где живут учащиеся, родного города;
2) государственную символику России;
3) государственные праздники;
4) основные (легко определяемые) свойства воды;
5) общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
6) правила сохранения и укрепления здоровья;
7) основные правила поведения в окружающей среде.
Уметь:
1) различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);
2) приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных), раскрывать особенности их внешнего вида и жизни.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
1) обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
2) установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
3) оценки воздействия человеку на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в её охране;
4) удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.
Раздел II . Содержание учебного предмета «Окружающий мир» 1класс
Введение
Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Экскурсии: Знакомство со школой. Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.
Что и кто?
Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.
Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк.
Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).
Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям.
Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.
Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.
Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.
Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение.
Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.
Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) – часть большой страны.
Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.
Экскурсии: Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Знакомство с растениями цветника. Что такое зоопарк?
Практические работы: Знакомство с комнатными растениями. Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения. Распознавание листьев различных деревьев. Сравнительное исследование сосны и ели. Что общего у разных растений? Знакомство с глобусом.
Как, откуда и куда?
Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом.
Канализация и очистные сооружения.
Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя).
Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.
Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.
Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).
Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.
Практические работы: Изучение свойств снега и льда. Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями. Изготовление простейшей кормушки для птиц.
Где и когда?
Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.
Холодные и жаркие районы Земли.
Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.
Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.
Одежда людей в прошлом и теперь.
История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.
Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.
Почему и зачем?
Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.
Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.
Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.
Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.
Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.
Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.
Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.
Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.
Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.
Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.
Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.
Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.
Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение.
Космические станции.
Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – День Земли.
Практическая работа: Простейшие правила гигиены.
Как мы находили ответы на свои вопросы. Роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.
Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
идея многообразия мира;
идея целостности мира;
идея уважения к миру.
В соответствии с календарным учебным графиком работы МБОУ Первомайской СОШ, расписанием уроков на 2020-2021 учебный год количество часов по окружающему миру в 1 классе составляет 2 часа в неделю -66 часов в год.
В связи с праздничными днями и перенесёнными выходными днями (Постановление Правительства РФ от « » г. № «О переносе выходных дней в 2021 году») произошло уплотнение учебного материала. Недостаток учебного времени компенсирован путём интеграции тем курса. Программа будет пройдена за 65 часов.
Раздел III. Календарно-тематическое планирование
по окружающему миру для 1 класса
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
по плану | по факту |
Раздел «Что и кто?» |
1. | Задавайте вопросы. У-3-8 Т-3 | 1 | 2.09 | |
2. | Что такое Родина? у 10-11 т- 4 | 1 | 4.09 | |
3. | Что мы знаем о народах России? У 12-13 Т 5-6 | 1 | 9.09 | |
4. | Что мы знаем о Москве? У 14-15 Т-7 Проект "Моя малая Родина" У 16-17 | 1 | 11.09 | |
5. | Что у нас над головой? У 18-19 Т 8 | 1 | 16.09 | |
6. | Что у нас под ногами? у 20-21 т 8-9 | 1 | 18.09 | |
7. | Что общего у разных растений? у 22-23 т 10-11 | 1 | 23.09 | |
8. | Что растет на подоконнике? у 24-25 т 11-12 | 1 | 25.09 | |
9. | Что растет на клумбе? у 26-27 т 13-14 | 1 | 30.09 | |
10. | Что такое листья? у 28-29 т 14-16 | 1 | 2.10 | |
11 | Что такое хвоинки? у 30-31 т 17- 19 | 1 | 7.10 | |
12. | Кто такие насекомые? у 32-33 т 20-21 | 1 | 9.10 | |
13. | Кто такие рыбы? у 34-35 т 22 | 1 | 14.10 | |
14. | Кто такие птицы? у 36-37 т 23-24 | 1 | 16.10 | |
15. | Кто такие звери? у 38-39 т 25-26 | 1 | 21.10 | |
16. | Что окружает нас дома? у 42-43 т 27-28 ОБЖ «Электричество и газ как источники возможной опасности.Лекарства и средства бытовой химии как источники опасности.» | 1 | 23.10 | |
17. | Что умеет компьютер? у 44-45 т 29 | 1 | 6.11 | |
18. | Что вокруг нас может быть опасным? у 46-47 т 30-31 ОБЖ «Безопасное поведение на улице и дороге» | 1 | 11.11 | |
19. | На что похожа наша планета? у 48-49 т 31 | 1 | 13.11 | |
20. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» Презентация проекта «Моя малая родина». у 50-54 т 34 | 1 | 18.11 | |
Раздел «Как, откуда и куда?» |
21. | Как живёт семья? Проект «Моя семья» у 56-59 т 35 ОБЖ «Правила безопасного общения с незнакомыми людьми.Где можно и где нельзя играть.» | 1 | 20.11 | |
22. | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? у 60-61 т 36-37 ОБЖ «Умывание и купание. Как ухаживать за своим телом.» | 1 | 25.11 | |
23. | Откуда в наш дом приходит электричество? у 62-63 т 38-39 ОБЖ «Пожарная безопасность и поведение при пожаре» | 1 | 27.11 | |
24. | Как путешествует письмо? у 64-65 т 40-41 | 1 | 2.12 | |
25. | Куда текут реки? у 66-67 т 41-43 | 1 | 4.12 | |
26. | Откуда берутся снег и лёд? у 68-69 т 43-45 ОБЖ «Температура окружающего воздуха, его влияние на здоровье человека.» | 1 | 9.12 | |
27. | Как живут растения? у 70-71 т 48-49 | 1 | 11.12 | |
28. | Как живут животные? у 72-73 т 50-51 | 1 | 16.12 | |
29. | Как зимой помочь птицам? у 74-75 т 52-54 | 1 | 18.12 | |
30. | Откуда берутся изюм, шоколад и мед? у 76- 77 | | 23.12 | |
31. | Откуда берётся и куда девается мусор? у 78-79 т54-55 | 1 | 25.12 | |
32. | Откуда в снежках грязь? с 80-81 т46-47 | 1 | 13.01 | |
33. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья».у 82-87 т 58 | 1 | 15.01 | |
Раздел «Где и когда?» |
34 | Когда учиться интересно? Проект "Мой класс и моя школа" у 4-7 т 18-19 | 1 | 20.01 | |
35. | Когда придёт суббота? у 8-9 т 4-6 | 1 | 22.01 | |
36. | Когда наступит лето? у 10-11 т 7-8 | 1 | 27.01 | |
37. | Где живут белые медведи? у 12-13 т 9 | 1 | 29.01 | |
38. | Где живут слоны? у 14-15 т 10--11 | 1 | 3.02 | |
39 | Где зимуют птицы? у 16-17 т 12- 13 | 1 | 5.02 | |
40 | Когда жили динозавры? у 18-19 | 1 | 10.02 | |
41 | Когда появилась одежда? у 20-21 т 13-14 ОБЖ «Одежда по сезону. Погодные условия и их влияние на здоровье человека.» | 1 | 12.02 | |
42. | Когда изобрели велосипед? у 22-23 т 15-16 ОБЖ «Ушибы, ссадины, порезы – виды травм школьников». | 1 | 24.02 | |
43. | Когда мы станем взрослыми? у 24-25 т 16-17 | 1 | 26.02 | |
44. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа». у 26-30 т 20 | 1 | 3.03 | |
Раздел «Почему и зачем?» |
45. | Почему солнце светит днем, а звезды ночью?у 32-33 т 21-22 | 1 | 5.03 | |
46. | Почему луна бывает разной? у 34-35 т 22-23 | 1 | 10.03 | |
47. | Почему идет дождь и дует ветер? у 36-37 т 23-24 ОБЖ «Дождь и правила поведения.Ветер и правила поведения» | 1 | 12.03 | |
48. | Почему звенит звонок? у 38-39 т 25-26 | 1 | 17.03 | |
49. | Почему радуга разноцветная? у 40-41 т 26-27 | 1 | 19.03 | |
50. | Почему мы любим кошек и собак? Проект "Мои домашние питомцы" у 42-45 т 27, 52 | 1 | 31.03 | |
51. | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? у 46-47 т 28-31 | 1 | 2.04 | |
52. | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? у 48-49 т32 ОБЖ «Первая медицинская помощь при кровотечениях, ожогах, укусах насекомых.» | 1 | 7.04 | |
53. | Почему их так назвали? у 50-51 | 1 | 9.04 | |
54. | Зачем мы спим ночью? у 52-53 т 33 | 1 | 14.04 | |
55. | Почему нужно есть много овощей и фруктов? у 54-55 т34-35 | 1 | 16.04 | |
56. | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? у 56-57 т 36-37 ОБЖ «Уход за зубами.» | 1 | 21.04 | |
57. | Зачем нам телефон и телевизор? у 58-59 т 37-38 ОБЖ «Правила безопасного обращения с электроприборами» | 1 | 23.04 | |
58. | Зачем нужны автомобили? у 60-61 т 39 ОБЖ «Дорожные знаки. Сигналы светофора и регулировщика». | 1 | 28.04 | |
59. | Зачем нужны поезда? у 62-63 т 40-41 | 1 | 30.04 | |
60. | Зачем строят корабли? у 64-65 т 42-43 | 1 | 5.05 | |
61. | Зачем нужны самолеты? у 66-67 т 44 | 1 | 7.05 | |
62 | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? у 68-69 т 45 ОБЖ «Мы – пассажиры, обязанности пассажиров. Безопасная поза при аварийной ситуации в транспорте.» | 1 | 12.05 | |
63 | Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? у 70-71 т 46-47 | 1 | 14.05 | |
64. | Зачем люди осваивают космос? у 72-73 т 48-49 | 1 | 19.05 | |
65 | Почему мы часто слышим слово "экология"? у 74-75 т 50-51 Обобщение по разделу "Почему и зачем?" Итоговый контроль у 76-83 т 54 | 1 | 21.05 | |
Лист внесения изменений в рабочую программу
дата | Содержание | Причина | Подпись |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |