СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса общеобразовательной школы составлена в соответствии сЗаконом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным государственным стандартом второго поколения начального общего образования 2010 года, примерной основной образовательной программой начального общего образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС – 2010 года издания, авторской программой по окружающему миру для 1- 4 классов А.А.Плешакова.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 4 класс»






Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ляжмаринская основная общеобразовательная школа»

Параньгинского района Республики Марий Эл



Принята Утверждаю

на педагогическом совете Директор школы

протокол № 1 от «29» августа 2019 года __________ /Садыкова Л.Г./

Приказ №______от «___»_________2019 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по окружающему миру

(учебный предмет, курс)


Уровень образования

(класс) 4 _

(основное общее образование с указанием класса)

Количество часов: 68 часов в год, 2 часа в неделю _

(общее количество за год)

Учитель Воронцова Алевтина Николаевна _

(Ф.И.О.)







Программа разработана на основе авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир» Москва «Просвещение» 2014 г







Пояснительная записка

I. Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса общеобразовательной школы составлена в соответствии с

- Законом Российской Федерации «Об образовании»,

- Федеральным государственным стандартом второго поколения начального общего образования 2010 года,

- примерной основной образовательной программой начального общего образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС – 2010 года издания,

- авторской программой по окружающему миру для 1- 4 классов А.А.Плешакова,

Данная программа рассчитана на работу по учебнику «Окружающий мир» 4 класс. А.А.Плешаков. Москва: Просвещение, 2013г.


II. Рабочая программа соответствует следующим нормативным документам:

- Закону об образовании РФ «Федеральный закон об образовании в РФ»,

- Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования,

- Примерной основной образовательной программе начального общего образования и основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8.04.2015 г. №1/15),

- учебному плану МБОУ «Ляжмаринская ООШ», приказ №14-О от 29.08.2019 г.

- Положению о рабочей программе, разработанной в ОУ (Приказ №12-О от 29.08.2013 г.)

- Основной образовательной программе НОО МБОУ «Ляжмаринская ООШ», приказ №от 14-О от 29.08.2019 г.

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой

- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Место  учебного предмета в учебном плане

В соответствии с Базисным учебным планом в 4 классе на учебный предмет «Окружающий мир» отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю, при 34 рабочих неделях.

Учебно-тематическое планирование


Наименование разделов и тем

Количество часов

уроков

1

Земля и человечество

9 ч

1-9

2

Природа России

10 ч

10-19

3

Родной край – часть большой страны

15 ч

20-34

4

Страницы всемирной истории

5 ч

35-39

5

Страница истории Отечества

20 ч

40-59

6

Современная Россия

9 ч

60-68

Итого

68 часов

Ценностные ориентиры содержания предмета

  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

  • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

  • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

  • Человечество как многообразие народов, культур, религий.в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

  • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

  • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

  • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

  • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Результаты изучения предмета

Личностные результаты:

1) формирование основ российской гражданской иден­тичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориен­тации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при­роды, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и свер­стниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый об­раз жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и по­искового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств пред­ставления информации для создания моделей изучаемых объ­ектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств ин­формационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном простран­стве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с ком­муникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при­знакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готов­ность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и осо­бенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружа­ющий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной сре­де начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Предметные результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, вос­питание чувства гордости за национальные свершения, откры­тия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и обще­ства (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, клас­сификация и др. с получением информации из семейных ар­хивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Содержание программы-68ч.

Земля и человечество (9ч)

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — планета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы.

Мир глазами географа, Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей сре­ды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.

Природа России (10 ч)

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособлен­ность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон.охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных при­родных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.

Родной край — часть большой страны (15 ч)

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охра­на недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биоло­гической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство срастениями и животными луга.их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.

Практические работы: знакомство с картой края: рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.

Страницы всемирной истории (5 ч)

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир: древние сооружения — свидетельства прошлого. Средние века: о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Страницы истории Отечества (20 ч)

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна городов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII —XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII —XV вв.

Наше Отечество в XVI —XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI — XVII вв.

Россия в XVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов. Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

Россия в XIX — начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освобо­дитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX — начале XX в.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй — последний император России. Рево­люции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941—1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник.

Наша страна в 1945—1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир». Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).

Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.

Современная Россия (9 ч)

Мы— граждане России. Конституция России — наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал. Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.

Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.

Требования к уровню подготовки учащихся

К концу 4 класса учащиеся должны знать:

- Земля - планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;

- способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта:

- что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории: особенности исторической карты;

- некоторые современные экологические проблемы;

- природные зоны России;

- особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;

- исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время. Новейшее время:

- важнейшие события и великих людей отечественной истории;

- государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция: основные права ребенка.

Учащиеся должны уметь:

- распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;

- проводить наблюдения природных тел и явлений;

- в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологи­ческой допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;

- приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;

- соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;

- приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;

- приводить примеры народов России;

- самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;

- применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации:

- владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.

Программой предусматривается проведение уроков в традиционной и нетрадиционной форме. На уроках используются парные, индивидуальные и групповые (постоянного, переменного состава) формы организации деятельности детей. Основными формами текущего контроля являются:

- устный опрос

- текстовые задания

- проверочные работы

Форма итогового контроля:

проверочные работы - 6

Программой по учебному курсу предусмотрены практические работы и экскурсии:

Практических работ – 11

Экскурсий – 4

Оценка достижений планируемых результатов

       Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Оценка "5" ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.
Оценка "4" ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
Оценка "3" ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью учебника.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

по окружающему миру 4 класса


УМК для ученика

 Окружающий мир 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях./ Плешаков А.А. М.: Просвещение 2013 г.

От земли до неба: атлас-определитель: пособие для учащихся общеобразоват. Учреждений/А. А. Плешаков.-12-е изд.-М.:Просвещение,2011.-222.с.: ил.-(Зелёный дом).


УМК для учителя

 Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы. /Плешаков А.А. -М.: Просвещение, 2011 г.

П.Ю.Васильева. Поурочные разработки по окружающему миру. 4 класс. М.: ВАКО 2015 г

Дополнительная литература 

КИМ Окружающий мир. 4 класс М.: ВАКО 2015 г


Информационные источники 

 Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир».


Материально – техническое обеспечение

1.Классная доска.

2.Персональный компьютер с принтером

Печатные пособия:

1.Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по окружающему миру.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 4 класс


Планирование составлено на основе Программы «Школа России»: Начальные классы (1-4) – М.: Просвещение, 2011 г. В соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта 2010 года.

Учебник: А.А Плешаков. Окружающий мир. 4 класс М. Просвещение. 2012 г.

По программе 68 часов. По учебному плану 68 часов.



п/п



Тема урока


Кол-во

часов

Планируемые результаты


Дата


Домашнее

задание


ИКТ

Метапредметные

Личностные

по плану

по факту

Земля и человечество (9 ч)


1.

Мир глазами астронома.

1

Регулятивные УУД:

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Познавательные УУД:

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Использовать знаково-символические средства при работе с картой; поиск и выделение необходимой информации из различных источников;

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные УУД:

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала. Анализировать свои переживания и поступки.



с. 8, зад 1, 3


2.

Планеты Солнечной системы.

П/Р №1: Демонстрация смены дня и ночи, моделирование планет Солнечной системы.

1



с. 15, зад 4


3.

Звездное небо – Великая книга Природы.

П/Р №2: Знакомство с картой звёздного мира.

1



с. 16-21, прочитать


4.

Мир глазами географа

П/Р №3: Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте.

1



с. 22-27, прочитать,

зад 1, 3


5.

Мир глазами историка.

П/Р №4: Знакомство с историческими картами.

1



с. 29-35, зад 1


6.

Когда и где?

1



с. 36-40, читать


7.

Мир глазами эколога.

1



с. 47, зад 2


8.

Сокровища Земли под охраной человечества.

1



с. 48-53, прочитать


9.

Сокровища Земли под охраной человечества.


Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Земля и человечество»

1



с. 56, задание


Природа России (10 ч)


10.

Равнины и горы России

П/Р №5: Поиск и показ изучаемых географических объектов».

1

Регулятивные УУД:

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в учебниках: определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу. Читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное, задавать вопросы, уточняя непонятое.

Коммуникативные УУД:

Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; воспитывать бережное отношение к природе


сформированность

уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.




с.64, зад 2


11.

Моря, озера и реки России

П/Р №6: Поиск и показ изучаемых географических объектов».

1



С. 69, зад 2, 3


12.

Природные зоны России

1



с. 71-75, читать


13.

Зона арктических пустынь.

П/Р №7: Поиск и показ изучаемых географических объектов».

1



с. 82, зад 2


14.

Тундра.

П/Р №8: Поиск и показ изучаемых географических объектов».

1



с. 93, зад 2, 3


15.

Леса России.

П/Р №9: Поиск и показ изучаемых географических объектов».

1



с. 102, зад 2


16.

Лес и человек.

1



с. 108, зад 1,2


17.

Зона степей.

П/Р №10: Поиск и показ изучаемых географических объектов».

1



с. 117, зад 2


18.

Пустыни

П/Р №11: Поиск и показ изучаемых географических объектов».

1



с.118-124, прочитать


19.

У Черного моря.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа России»

П/Р №12: Поиск и показ изучаемых географических объектов».


1



с. 134, зад 1, 4



Родной край – часть большой страны (15 ч)

20.

Наш край

1

Регулятивные УУД:

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Познавательные УУД:

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Использовать знаково-символические средства при работе с картой; поиск и выделение необходимой информации из различных источников;

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.




с. 138, зад3


21.

Поверхность нашего края.

П/Р №13: «Знакомство с картой края».

1



с. 143, зад 1


22.

Поверхность нашего края. (Экскурсия)

1





23.

Водные богатства нашего края.

П/Р №14:« Показ на карте водоемов родного края».

1



с. 148, зад 2


24.

Наши подземные богатства.

П/Р №15: «Знакомство с полезными ископаемыми».

1



с.149-158, читать


25.

Земля-кормилица.

1



с. 160-163, читать


26.

Экскурсия в лес и на луг.

1





27.

Жизнь леса.

П/Р №16:

« Рассматривание гербарных экземпляров»

1



с. 169, зад 1, 2


28.

Жизнь луга.

П/Р №17:

« Рассматривание гербарных экземпляров»

1



с.176, зад 1, 2


29.

Жизнь в пресных водах.

П/Р №18:

« Рассматривание гербарных экземпляров»

1



с. 185, зад 2, 3


30.

Экскурсия к водоему.

1





31.

Растениеводство в нашем крае.

П/Р №19: « Знакомство с культурными растениями нашего края».

1



с. 193, зад 1


32.

Животноводство в нашем крае.

1



с. 203, зад 1,3


33.

Наши проекты

1





34.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Родной край – часть большой страны»

1





Страницы всемирной истории (5 ч)


35.

Начало истории человечества

1

Регулятивные УУД:

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Познавательные УУД:

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах.

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей.



c. 7, зад. 1


36.

Мир древности: далекий и близкий

1



с. 14, зад.1,2


37.

Средние века: время рыцарей и замков

1



с. 21, зад 1,


38.

Новое время: встреча Европы и Америки

1



с22-27, читать


39.

Новейшее время: история продолжается сегодня.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы всемирной истории».

1



с. 32, зад. 4


Страница истории Отечества (20 ч)


40.

Жизнь древних славян

1

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.



Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.





с. 39, зад. 2


41.

Во времена Древней Руси

1



с. 45, зад. 1,2


42.

Страна городов

1



с. 46-53. читать


43.

Из книжкиной сокровищницы Древней Руси

1



с. 55-58, читать


44.

Трудные времена на Русской земле

1



с. 64, зад.1,2


45.

Русь расправляет крылья

1



с. 69, зад.1,3


46.

Куликовская битва

П/Р №20: «Работа с картой».

1



с. 74, зад. 2


47.

Иван III

1



с. 75-79, читать


48.

Мастера печатных дел

1



с. 86, зад. 1


49.

Патриоты России

1



с. 90, зад. 1,2


50.

Петр Великий

1



с. 100, зад.1


51.

Михаил Васильевич Ломоносов

1



с. 104, вопросы


52.

Екатерина Великая

1



с. 111, зад. 3


53.

Отечественная война 1812 года

П/Р №21: «Работа с картой».

1




с. 117, зад 1, 2


54.

Страницы истории XIX века

1



с.122-126, читать


55.

Россия вступает в XX век

1



с. 133, зад. 1


56.

Страницы истории 20–30-х годов

1



с. 139, зад 1


57.

Великая война и Великая Победа

П/Р №22: «Работа с картой».

1



с. 146, зад. 1,3


58.

Великая война и Великая Победа

1





59.

Страна, открывшая путь в космос.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу « Страницы истории отечества»

1



с. 150, зад. 2,3


Современная Россия (9 ч)


60.

Основной закон России и права человека

1

Регулятивные УУД:

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Познавательные УУД:

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Использовать знаково-символические средства при работе с картой; поиск и выделение необходимой информации из различных источников;

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные УУД:

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.


Гражданская идентичность в форме сознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; гуманистическое сознание формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при­роды, народов, культур и религий;

формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов.



с. 163, зад. 1, 2


61.

Мы - граждане России

1



с. 164-167. читать


62.

Славные символы России

1



с. 168-174, читать


63.

Такие разные праздники

1



с. 179, зад. 1, 3


64.

Путешествие по России

1



с. 180-185


65.

Путешествие по России

1



с.186-192


66.

Путешествие по России

1



с. 193-203


67.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Современная Россия»

1






68.

Наши проекты

1





Итого – 68 часов







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!